Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада "Здравствуй, осень золотая!". План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект проведения прогулки в средней группе детского сада "Осень "

Дары осени (занятие на прогулке ДОУ для детей 4-5 лет)

Цели:

— познакомить с плодами овощных культур;

— закрепить знания о месте их произрастания — огороде;

— продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;

— учить видеть красоту окружающего мира;

— развивать самостоятельность, активность и творчество.

Словарная работа : существительные (осень, рябина, солнышко, небо, облака, корзинка, морковь, грядка, репа, картошка, яблоко, груша, виноград); прилагательные (яркая, желтая, красивые, белые, легкие, ласковое, добрая, щедрая, золотая, красные, пестрые); глаголы (летят, обсыпается, любоваться, подарить, падают, шуршат, шелестят, плывут).

Оборудование : муляжи овощей, фрукты и ягоды, загадки, стихотворения А. Толстого «Осень», В. Шипуновой «Листья падают, летят».

Дети выходят на территорию детского сада.

Воспитатель . Ребята, наступила ярко-желтая, золотая осень. (Читает стихотворение.)

Осень . Обсыпается

Весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые

По ветру летят,

Лишь вдали красуются,

Там на дне долин,

Кисти ярко-красные

Вянущих рябин.

А. Толстой

Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного на участке, а теперь давайте пойдем, полюбуемся, что нам осень подарила.

Дети обходят свой участок и приходят на веранду.

Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково. А улыбается нам всем кто? Отгадайте загадку.

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце.)

Дети отгадывают.

Его нам подарила осень. А теперь посмотрите на небо? Какое оно?

Дети . Голубое.

Воспитатель. А облака какие?

Дети . Красивые, белые, легкие.

Воспитатель . Стоят они на месте или плывут?

Дети. Медленно плывут.

Воспитатель. И ласковое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облака — все нам подарила осень. Ребята, у меня есть корзинка. Угадайте, что в ней лежит?

Красна девица росла в темнице.

Люди в руке брали,

Косы срывали. (Морковь.)

Дети отгадывают.

Воспитатель достает из корзинки морковку.

А где растет морковка?

Дети . На грядке.

Воспитатель . Посмотрите, что еще у меня в корзинке есть.

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мед,

А вкус не тот. (Репа.)

Воспитатель показывает овощи, дети отгадывают.

Где растет репка?

Дети . На грядке.

Воспитатель. Посмотрите, что еще у меня в корзинке есть. Отгадайте загадку.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали —

Не одну нашли, а десять.

Как ее названье, дети? (Картошка.)

Показывает овощ. Дети отгадывают.

Где растет картошка?

Дети. На грядке.

Воспитатель . Картошка, репа, морковь — что это такое?

Дети . Овощи.

Воспитатель. Овощи нам подарила осень, а еще она нам подарила фрукты. Какие фрукты вы знаете?

Дети . Яблоко, груша, виноград.

Воспитатель . Какие ягоды вы знаете?

Дети. Смородина, рябина.

Воспитатель (показывает настоящие фрукты и ягоды). И овощи, и фрукты, и ягоды — все нам осень подарила. Добрая, щедрая золотая осень! Что у вас под ногами?

Дети . Листья.

Воспитатель. Какого цвета осенью листья?

Дети . Красные, желтые, пестрые.

Воспитатель (читает стихотворение)

Листья падают, летят

И шуршат, и шелестят,

В капюшонах застревают

И в кармашках у ребят.

Дети листья собирают

И букеты составляют,

Мамам отнесут букеты —

Теплой осени приветы.

В. Шипунова

Сейчас мы с вами составим букеты из листьев для мам, пап и бабушек.

Дети составляют букеты.

Ребята, щедрая осень богата и овощами, и фруктами, и ягодами, и красивыми листьями.

Цель и задачи:

  • Формировать обобщённое представление детей об осени, включающие знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных и птиц.
  • Закрепить знания о зависимости растений, животных от условий внешней среды.
  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени.
  • Учить двигаться под музыку, развивать воображение.
  • Закрепить знания детей о труде взрослых осенью.
  • Развивать знания учебное деятельности: умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим.
  • Развивать подвижность.

Оборудование и материалы: осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Лесовика, корзина с яблоками, детские метёлки, ведёрки, совочки, аудиозапись для музыкального сопровождения.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: дидактическая игра, трудовая деятельность, беседа, игры различной подвижности.

Место проведения: территория ДОУ.

Описание прогулки.

Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)

Восп- ль: Да, это осень.Кто расскажет стихотворение об осени.(Дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп-ль: Ребята, какие приметы осени, вы знаете?

Примерные ответы детей: Стало холодно, желтеют и опадают листья, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме.

Восп-ль: Да, осень - это такое время года, когда вся природа меняется. Дни становятся короче, солнце греет мало, становится холоднее день ото дня, часто идут дожди. К концу осени - заморозки. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям.

Восп-ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная) Почему? (ярко светит солнце, нет дождя). Давайте подышим свежим, осенним воздухом.

Дыхательное упражнение

“Запахи природы”

Нужно представить. Что вы вдыхаете аромат красивого цветка, который растёт на нашем участке. Нужно сделать шумный вдох носом, и выдохнуть ртом.

Восп-ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр? (Осенние опавшие листья) Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят) Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Восп-ль: Давайте представим, что мы осенние листочки. Покажем, как они падают на землю.(Под спокойную музыку дети выполняют произвольные движения)

Игра малой подвижности “Осенние листочки”

Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Словно опять закружиться хотят.

Восп-ль: Да, осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад) На нашем участке очень много нападало листьев. Давайте посмотрим, с каких они деревьев.

Дидактическая игра “С какого дерева листок?”

Восп-ль: А что ещё растёт на нашем участке? (смородина)

Смородина, это дерево или кустарник? (кустарник)

Чем отличается кустарник от дерева? (нет ствола, низкий, листья маленькие, есть ягоды)

Воспитатель замечает на дереве кормушки.

Восп-ль: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? (для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? (семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)

Как называют таких птиц? (перелётные)

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?(зимующие)

Восп-ль: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

Подвижная игра: “Перелёт птиц”

После игры воспитателю передают конверт с письмом

Восп-ль: Ребята, нам пришло письмо. Оно от Лесовика, давайте его прочтём.

“Дорогие ребята. Я, Лесовик, помогаю природе подготовиться к зиме. Помогите мне, пожалуйста, развесить кормушки, собрать осенние листья. Мне одному не справиться.

Лесовик”

Восп-ль: Ребята, поможем Лесовику навести порядок на нашем участке и развесить кормушки? (поможем) Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.(Дети разделяются на группы для выполнения заданий.После выполнения заданий, в беседке неожиданно находят корзинку с яблоками.)

Восп-ль: Ребята, здесь корзинка с яблоками интересно от кого она? Да это от Лесовика. Он благодарит нас за помощь и угощает нас осенними яблоками. В группе мы их помоем и съедим.

Восп- ль: Ну что же, ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья, развесили кормушки, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

Конспект прогулки в средней группе
«Поздняя осень»Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к природе. Но прежде чем идти в гости давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы?
Дети называют правила.
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться. Итак, в путь!
Дети выходят на территорию детского сада.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А какой период?
Дети: Сейчас поздняя осень.
Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Воспитатель загадывает загадку.
Снег идёт и тут же таит,
Зима упорно наседает,
Твердеет на стволе кора,
И можно встретить снегиря!
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?
Дети: Ранняя осень, золотая и поздняя.
Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: Идут холодные дожди со снегом. Птицы улетают в теплые края. Люди одеваются теплее. В ноябре листьев почти не осталось. Деревья готовятся к зиме. Опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче. На улице становится все холоднее.
Игра «Зайка»
Зайка серенький сидит (Сложить лапки на груди, как у зайчика)
И ушами шевелит. (Загибают пальчики – ушки зайчика)
Зайке холодно сидеть, (Гладить поочередно одной рукой другую)
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладошки)
Зайке холодно стоять, (Скрестить руки перед грудью, потирать бока)
Надо зайке поскакать. (Прыгают пальчики поочередно по столу)
Кто-то зайку напугал – (Ладонями закрыть лицо)
Зайка – прыг – и ускакал (убегают пальчики по столу).
Воспитатель: А какие вы знаете народные приметы? А пословицы и поговорки?
Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы. Ноябрь – сумерки года; ноябрь осень замыкает. В ноябре снегу надует – хлеба прибудет. Осенняя пора – птицы со двора.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи; если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сухие листья шуршат на деревьях – к снегопаду.
Предлагает вспомнить как листочки падали на землю и подвигаться под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь» Дети свободно двигаются в такт музыке.
Наблюдение за погодой, отмечаем состояние погоды на календаре, повторение условных обозначений.
Беседа о значении подкормки для зимующих птиц
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Устроив кормушки). Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек.
Педагог и дети кладут в кормушку заранее подготовленный корм для птиц.
Воспитатель: А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края осенью?
Дети: Перелетные.
Педагог показывает иллюстрации «Перелетные птицы», вместе с детьми повторяет названия птиц.
Д/И «Кого не стало?»
Цель: развивать память, внимание.
Педагог показывает 3-4 картинки перелетных птиц, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают, какой птички не стало.
Подвижная игра «Птицы и осень»
Из играющих выбирают «осень». Остальные – «птицы». Каждый из детей говорит, какая он(она) птица. После этого игроки произносят такие слова:
«Птицы» (хором):
Осень, осень золотая,
Собираемся мы в стаи,
Улетаем в теплый край,
Говорим тебе: Прощай!
«Осень»:
Что ж! Счастливого пути,
Стайка быстрая, лети,
Вместе с юною весной
Возвращайся в край родной.
«Птицы» (хором):
Улетаем в теплый край,
Ты нас, осень, догоняй!
После этих слов «птицы» убегают, «осень» пытается их догнать.
Организация труда на площадке: очистка площадки от снега.


Приложенные файлы

Конспект осенней прогулки в средней группе

Задачи:

Образовательные:

Учить ориентироваться в пространстве, выполнять действия по сигналу;

Учить согласовывать свои движения с произносимыми словами;

Совершенствовать навыки коллективной игры;

Развивающие:

Развивать двигательные качества – ловкость, быстроту и координацию движений;

Развивать интерес к подвижным играм;

Воспитательные:

Воспитывать ценностное отношение к здоровью;

Оборудование : осенние листья, шишки, маска медведя

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный день, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Как такое время года зовется? (осень)

Да, это время года называется осень. Листочки начинают желтеть и опадать. Солнышко редко выглядывает, часто идут дожди. Но сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в осенний лес. Посмотрите ребята, какая извилистая тропинка на нашем участке. Давайте по ней пройдем, посмотрим, куда она нас приведет (дети идут по тропинке). Мы с вами вышли на лесную полянку, давайте полюбуемся природой и насладимся запахами осеннего леса. Дыхательное упражнение ,Запахи природы’’ (нужно сделать шумный вдох носом и выдохнуть ртом).

Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (осенние, опавшие листья). Посмотрите, какие они все разные (дети сравнивают по величине, цвету).

Давайте возьмем листочки и покружимся вместе с ними (дети кружатся). Покажите, как они падают на землю (дети приседают). Игра малой подвижности, Осенние листочки’’

Дует, дует ветер

Дует – задувает. (качаются вправо – влево, руки перед собой)

Желтые листочки

С дерева сдувает! (машут руками сверху вниз перед собой)

И летят листочки прямо по дорожке, (кружение на месте)

Падают листочки прямо нам под ножки! (останавливаются, присаживаются на корточки,руки вниз)

Ребята, давайте поиграем еще в одну игру с листочками. Подвижная игра с листьями,Осенний ветерок’’ (дети с листьями в руках по сигналу, Ветер’’ бегают врассыпную по площадке. По сигналу, В кучу’’ подбегают к педагогу, поднимают руки с листьями верх, образуя кучу листьев).

Ребята, посмотрите, а на лесной полянке кто – то живет (находим корзину с шишками). Отгадайте, о ком эта загадка: Он хозяин леса строгий, любит спать в своей берлоге. Страшно может зареветь. Кто скажите он? (Медведь) Правильно! А какую игру вы знаете с этим зверем? (ответы детей) Поиграем в подвижную игру, У медведя во бору’’ . Определяется берлога медведя (на конце площадки) и дом детей на другом конце площадки. Дети идут в лес гулять и выполняют движения, соответственно тексту, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встает и ловит детей, они бегут домой (игра проводится 2-3 раза)

Ребята, вам понравилась игра? А теперь нам нужно помочь Мишке. Воспитатель берет в руки игрушку – мишку и корзину с шишками, ходит по кругу,имитируя движения медведя.

- Мишка по лесу шагал,

- Мишка шишки собирал.

- Вдруг споткнулся мишка!

- И рассыпал шишки!

- Вы ребята помогите ,

- Мишке шишки соберите ! Воспитатель рассыпает шишки и дети их собирают.

Ребята, хорошо мы поиграли, только мишке пора спать, а нам возвращаться в садик. Ребята вам понравилось наше путешествие в осенний лес? (ответы детей). А что больше всего понравилось в лесу? (ответы детей) В какие игры мы играли в лесу? (ответы детей)

елена руденко
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за птицами поздней осенью»

Конспект прогулки в средней группе

«Наблюдение за птицами поздней осенью » .

Цель : закрепить знания о птицах .

Задачи :

Образовательная : уточнить представления детей о перелётных и зимующих птицах ; познакомить с особенностями поведения птиц поздней осенью ; формировать умение выявлять причинно – следственные связи в природе.

Развивающая : развивать наблюдательность , внимание; развивать диалогическую и монологическую речь и умение отвечать на вопросы в грамматически правильной форме; развивать звуковую культуру речи.

Закреплять умение действовать по сигналу, быстроту и ловкость движений, ориентировку в пространстве.

Воспитательная : воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе; желание заботиться о птицах .

Оборудование : картинки синички, вороны и сороки, 2 кормушки, зёрна, маска кота для подвижной игры, «снежок» для дидактической игры, выносной материал.

Ход прогулки.

Ребята, вот ещё недавно, выходя на улицу, мы слышали радостное пение разных птиц . Почему же сейчас стоит тишина? (птицы улетели в тёплые края) .

А как называются птицы , которые улетают в тёплые края? (перелётные)

Верно, сначала улетают насекомоядные и зерноядные птицы . А потом, какие птицы улетают ? (водоплавающие) Почему? (ответы детей) . Жалко, что мы не можем понаблюдать , как птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, потому что они летят в основном ночью, так безопаснее.

Да, уже через несколько дней наступит настоящая зима, и водоёмы начинают уже покрываться коркой льда. Давайте, мы все сейчас как утки «встанем на крыло» и полетим в тёплые края.

«Летим» на свой участок.

Ребята, но неужели все птицы зимой улетают ? (нет) . А как называются птицы , которые остаются с нами? (зимующие) .

Я знаю, что сегодня на участке мы встретимся с птичкой, а вот с какой вы узнаете, если Машину загадку отгадаете :

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка.

И полоска шарфика (синица) .

Почему же именно зимой можно встретить так много синичек в городе, в парке и около нашего детского садика? (синицы спасаются от голода и холода, и прилетают поближе к жилищу человека, ведь здесь им перепадают семена, хлебные крошки, пшено, сало и т. д.)

А какие запасы делают для себя синички сами? (синицы прячут в щёлки коры и развилки деревьев : жучков, паучков, мошек. А потом, что находят - съедают. Они стараются не только для себя, но и для всех синичек). Они внимательно обследуют, постоянно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем – то угощение. Синички такие шустрые и беспокойные птички, ни минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры, и не знаешь, что они сделают в следующую секунду. А почему их назвали синичками? (Если прислушаться, то можно услышать, как они поют синь – синь, синь – синь).

Предлагаю детям изобразить синичек.

Ребята, я знаю, что на нашем участке поселилась ещё одна зимующая птица . Мы её найдём, если вправо все пойдём. Но сначала Лиза нам расскажет всё, что знает про эту птицу : «Эта птица хитрая и ловкая . Туловище у неё серое, а голова, клюв, крылья и хвост – чёрные. Они очень умные и дружные, выручают друг друга из беды. Они умеют лаять и смеяться. Они всеядны» (вороны)

Предлагаю ребятам изобразить ворон, важно походить, полетать и покаркать.

А ещё одну птицу мы найдём , если прямо все пройдём.

Кто же это на заборе сел у нас? (сорока) А почему её называют сорока – белобока? (дети её описали) . Да, действительно сороку очень легко можно отгадать. Она как артист : в белой рубашке и чёрном фраке. Это тоже, очень подвижная, шустрая и зоркая птица . Чем же она питается зимой (она всеядная) .

Ребята, а как вы понимаете выражение :

«Помоги птице зимой , а летом она тебя отблагодарит?»

(птицы съедают очень много вредных насекомых, и этим они спасают растения и урожай на дачах, огородах от вредителей).

Ребята, как мы называем птиц , которые живут рядом? (соседи, друзья, спасатели, помощники) . А кто из леса прилетает к нам гостить? (наши гости) .

Ребята, когда мы с вами вокруг садика гуляем, часто на других участках зимующих птиц замечаем , а к нам почему – то они редко залетают. Почему? (у нас нет кормушки)

Верно, когда вокруг садика гуляем, в чужие кормушки корм подсыпаем, а у нас на участке только кусты, поэтому давайте вот на этом дереве 2 кормушки закрепим. Вот такие красивые кормушки сделали Анин папа и Машин папа. Теперь я думаю, птицы будут с удовольствием наш участок посещать и часто в гости прилетать.

Дети читают стихотворение «Поможем птицам » Регины Новиковой.

Летом птицы корм найдут ,

С голоду не пропадут.

А зимой - с едой беда.

Снегом скрыта вся еда.

Мы поможем птичкам :

Воробьям, синичкам,

Им кормушку смастерим,

И к веточке прикрепим.

Пусть пернатые снуют,

Угощение клюют.

Так поможем им опять

Зиму перезимовать.

А вот какие зимой птицы будут прилетать , мы узнаем, когда в игру поиграем.

Дидактическая игра : «Назови зимующих птиц » .

Воспитатель бросает в руки «снежок» , а ребёнок обратно кидает и зимующих птиц называет .

Подвижная игра : «Птички и кот» . Птички подражают движениям разных птиц , а на сигнал «кот» , все должны убежать (развитие способности к подражанию, вниманию, быстроты движений) .

Игра малой подвижности : «Птички маленькие и большие» . На сигнал «маленькие» дети приседают, а на сигнал «большие» встают и руки – крылья вверх поднимают.

Труд. Кормление птиц .

Самостоятельная деятельность с выносным материалом на участке (предложить сюжетно – ролевую игру «Птичка и птенчики» ).

Индивидуальные физические упражнения. Прыжки с продвижением вперёд (как воробышки) .

Публикации по теме:

«Наблюдение за птицами». Конспект осенней прогулки в средней группе Конспект направлен на познавательное развитие детей, в процессе которого дети знакомятся с некоторыми видами птиц, их строением, характерными.

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной" Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать.

Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях. Развивать наблюдательность,.

Цель: расширить знания и представления детей о пчеле, о её внешнем виде и образе жизни. Развивать логическое мышление, связную речь. Воспитывать.