Житие равноапостольных царя константина и матери его царицы елены. Праздник святых равноапостольных царя константина и матери его царицы елены

Русские Кадетские Объединения в Русском Зарубежье в течение десятилетий всегда торжественно отмечали день Святого Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены, бывший корпусным праздником Крымского кадетского корпуса и шефским праздником Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса в Югославии. Все русские кадетские корпуса имели свои корпусные праздники.

Кадетское Объединение в Аргентине отмечало этот день тоже как свой праздник с 1950 года, ибо оно было основано в конце 1949 года. Тогда в этом Объединении еще состояли многие русские императорские кадеты, в том числе и ветераны Японской, Первой Мировой и Гражданской войн. В Аргентину в те годы приехало после Второй Мировой войны несколько тысяч (предположительно от 7.000 до 9.000) русских эмигрантов из Западной Европы. До Второй Мировой войны, в конце двадцатых и в начале тридцатых годов в Аргентину прибыло предположительно около тысячи русских эмигрантов. Среди этих волн русских эмигрантов прибывших в Аргентину было почти триста русских императорских и заребежных кадет. В 2004 году Кадетскому Объединению в Аргентине удалось установить имена225 русских кадет, живших и похороненных в Аргентине, главным образом в результате многомесячной проверки всех кладбищь Большого Буэнос-Айреса.

Вначале в Кадетском Объединении в Аргентине преобладали кадеты Крымскогокадетского корпуса. Этот корпус был основан главнокомандующим Русской Армии генералом П. Н. Врангелем в Крыму, во время Гражданской войны. Также были кадеты воспитывавшиеся в Киевском, Донском, Хабаровском и Первом Русском кадетских корпусах.

Аргентинское Объединение отмечало день Святых Константина и Елены в ближашее воскресенье после 3-го июня, по новому стилю. Между 1993 и 2007 годами оно отмечало этот день молебном, с поминовением усопших в этом году кадет, в Храме Святого Сергия Радонежкого,в буэнос-айреском пригороде Вижя Бажестер. После молебна в Храме, Правление Объединения оранизовывало в зале Приходской Школы парадный обед для членов Объединения, их семей и приглашенных друзей.

Перед обедом, председатель Объединения произносил краткую речь в ознаменование этого дня. Ниже приводится,с некоторыми сокращениями, текст слова председателя Объединения на праздничном акте Кадетского Объединения в Аргентине 6 июня 2004 года.

Первый православный царь

Сегодня наше Кадетское Объединение в Аргентине отмечает день Святого Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены. Одновременно этот праздник отмечают и остальные Кадетские Объединения и кадеты-одиночки в Русском Зарубежье. По своему глубокому замыслу, подобные праздники учреждены, главным образом, для того, чтобы возобновлять в памяти те или иные определенные принципы, убеждения и концепции , тесно связанные с отмечающейся датой. Значит, суть таких торжеств не заключается только в одном лищь воспоминании «давно минувших дел », а в напоминании определенной программы , не только продолжающей быть актуальной, но также являющейся инструкцией и для будущего . Ибо, если история является учительницей жизни , как говорили древние римляне, очевидно, что современные воспоминания прошлого на самом деле направлены и на будущее.

В данном случае, кроме всего прочего, можно провести некоторую параллель между временами Святых Царей Константина и Елены и нашей современностью. Тогда, как и сегодня, цивилизованный мир находился на распутье. Римская Империя, приблизительно с середины 3-го века после Р. Х., вступила в окончательный кризис, вызванный не только устремлением варваров на территорию тогдашней цивилизации, но также, главным образом, и глубоким нравственным разложением самой этой цивилизации . Интересно, что именно с этого момента в Империи начинается период царствования военных императоров, уроженцев тогдашней Иллирии, чья территория совпадала приблизительно с территорией бывшей Югославии. Самым известным из них был император Диоклетиан, чей дворец в городе Сплите сохранился частично до сих пор. Он предпринимал титанические усилия, чтобы преодолеть надвигающийся коллапс Империи, прибегая для этого, в первую очередь, к глубоким политическим и административным перестройкам. Однако, перестройки всегда являются бесплодным эрзацем подлинного возрождения .

Сам Диоклетиан, по-видимому, чувствовал недостаточность этих своих перестроек, а посему он и обрушился со страшными гонениями на христиан, видя в них угрозу для старой языческой римской религии, каковая была фундаментом Римской Республики. Однако, римская религия давно уже изжила сама себя, растворившись в нескончаемом потоке разнообразных языческих верований, нахлынувших и затопивших полностью Рим, так что спасти государство с её помощью было невозможно. Христианство же было надеждой для преображения общества и государства.

Диоклетиан разделил административно Империю на две половины, каждую со своим императором, с титулом августа, а затем каждую половину еще раз разделил пополам, поставив во главе вторых половин подсобных императоров с титулом кесаря. Кесарем, в западной части Римской Империи. стал Констанций Хлор, отец Константина Великого, со столицей в рейнском городе Треверис, сегодня Трир. В 305 году Диоклетиан и его август-коллега Максимилиан подали в отставку и удалились на покой (Диоклетиан в город Сплит). Из заменили Галерий и Констанций Хлор. В 306 году Констанций Хлор умер, и его место заступил его сын Константин, родившийся в городе Нише, на юге Сербии.

Вскоре стало очевидным, что от этих перестроек положение в Империи отнюдь не улучшилось. Константин Великий поначалу занялся благоустройством своей германской территории, следы каковой деятельности в области архитектуры, сохранились и по сей день в Трире. Однако, он вскоре убедился, что подлинное спасение не в политических манипуляциях , а в нахождении новых широких и прямых путей в будущее .

Первым таким путем был возврат к единоначалию , сиречь к подлинной монархии , и к восстановлению единства в империи. Если императорская власть до этого и была абсолютной в области управления, всё же она не зиждилась на принципе верховной власти . Учрежденная со времен Августа империя не была настоящей монархией, а пожизненной диктатурой . Константин Великий добивается единства верховной власти в Империи, ликвидируя для этого перестройки Диоклетиана. Он вводит золотую монету, «солидум», как средство денежного обращения в Империи, просуществовавшую затем более семи веков.

Главным поворотом Константина в имперской политике было обращение его взора к единственным здоровым элементам в его государстве. Этой сокровищницей благих начал в тогдашнем обществе, как и в нашем сегодняшнем, было Христианское учение. Однако, оно отнюдь не преобладало в тогдашнем обществе. Христиане представляли лишь около десяти процентов всего населения Империи. Хотя, в городах христиан было относительно больше, чем в деревне. Также и в вооруженных силах в процентном отношении их было больше, чем во всей Империи. Их было еще больше среди лучших элементов общества и армии . Но, самое главное, христианские принципы и концепции были лучше и положительнее всех остальных убеждений, имевшихся в тогдашнем обществе.

Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями . Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало эту легитимность из-под ног Римского Государства. Кроме того, если и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то такой «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен. Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй. В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной конституционной доктрины симфонии при отделении Церкви от гоударства , окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году.

Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью «Сим победиши ». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамя с изображением Креста. С этим победным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется навсегда Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» (Христолюбимое воинство). Рядом Царских Указов, Константин Великий провозглашает и устанавливает основные христианские конституционные принципы.

Миланский эдикт предписывает: «Каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно ; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу или религии.Кроме сего, относительно христиан, мы постановляем, чтобы те места в которых прежде они обычно имели собрания ... если они окажутся купленными в предыдущее время какими-либо лицами, или у казны, или у кого другого, – эти лица немедленно и без колебаний возвратили бы их христианам безденежно и без требования какой либо платы.»

Миланскоий эдикт провозглашает, впервые в истории человечества, основные человеческие права, ибо первейшим человеческим правом является право на свободу вероисповедания и совести. Это подтверждается и тем, что Миланский эдикт был затем дополнен в этом смысле рядом других Царских Указов. Например, через несколько лет, император Константин запретил метить калённым железом лица осуждённых , ибо «на всех человеческих лицах отражается небесная красота» . Он также ясно и кратко определил основную православную норму: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца.»

Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения этой новой символики уже совершилось преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными . Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными. Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободу наравне с другими верованиями. Но процессы дальнейшего вырождения языческих элементов в тогдашней цивилизации продолжались еще долго. Коренная перемена заключалась в том, что процессы возрождения получили свободу для своего развития. Так, тогда началась открытая борьба междупроцессами вырождения ипроцессами возрождения, или, вернее, процессами преображения . Для окончательного триумфа христианского преображения тогдашнего Римского Государства понадобилось еще около 80 лет. Лишь в 391 году испанский император Феодосий Великий официально провозгласил в Константинополе Римскую Империю христианским государством.

За эти 80 лет произошло очень много знаменательных событий в истории человечества. Силы Ада, всегда умеющие поддерживать непрерывную цепь провокаций в истории человечества, на прекращение открытых гонений на Христианство ответили новым видом провокаций: ересями и расколами. В борьбе с ересью арианства, снова ярко выделился Святой Константин. Еще даже не будучи крещёным, осенённый Свыше, он созвал в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, который он лично открыл, хотя затем официально и не присутствовал на нем. На этот Собор были приглашены также епископы из соседних стран. Значит, это был вселенский Собор. Профессор А. В. Карташев считает, что это было первое проявление глобальной «вселенскости» в истории Человечества .

Несмотря на первоначальное арифметическое превосходство сторонников Ария на Соборе, Святой Константин помог вождям Православия одержать победу над ересью Ария, утверждением первой части Символа Веры, в котором определяется единосущность Сына Божия с Богом Отцом. Так был утверждаен принцип соборности , согласно которому Истина требует соборного единодушного согласия , ибо она преобладает над временными арифметическими подсчетами голосов. Никейский Собор также утвердил принципы Христианского календаря, являющегося синтезом ветхозаветного лунного календаря с римским Юлианским солнечным календарем. Затем Святой Константин заверил подписи Святых отцов Первого Вселенского Собора, полагая этим начало роли православных царей, как нотариусов Христианской Церкви . С этого момента, все церковные соборные постановления одновременно санкционировались и как государственные постановления.

Согласно нашему великому русскому мыслителю Льву Тихомирову, Константин Великий хорошо понял, что на месте Древнего Рима невозможно установить в полном расцвете новый христианский дух. Так он решил построить Новый Рим , в будущем Константинополь, или по-славянски Царьград , который с 330 года становится столицей Римской Империи, а также и кафедрой Вселенского Патриарха, в чью юрисдикцию в 988 году вошла и наша Русь.

Сам Константин Великий, канонизированный Христианской Церковью, как «равноапостольный », стал прообразом православных царей , в том числе и русских. Патриарх Иоасаф IIКонстантинопольский, в соборной грамоте 1562 года, разрешает русскому царю Ивану Грозному «быти и зватися царем законно и благочестиво; царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана: да будешь ты между царями как равноапостольный и славный Константин ».

Кадетское письмо № 104. Буэнос-Айрес, июнь 2018 года. XXIII год издания.

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305- 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Вот как описывает благочестивую жизнь царя Константина и матери его царицы Елены церковный историк Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской:

О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОГО ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА

ГЛАВА 41. О постройке церквей в Вифлееме и на горе Елеонской.
Окончив дело здесь, (василевс) весьма благолепно украсил и другие места, отмеченные двумя таинственными пещерами. Одному воздал он подобающую честь, как месту первого богоявления Спасителя и рождения Его во плоти 1; другое почтил, как стоящий на вершине горы памятник вознесения Его на небо 2. Щедро украшая сии места, он увековечивал этим и память своей матери, которая оказала столько благодеяний человеческому роду.
ГЛАВА 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
Ибо признав своим делом воздать Всецарю - Богу долг благочестивого своего расположения, также вознамерившись молитвами возблагодарить Его за своего сына, такого василевса, и за свое потомство - боголюбивых кесарей, детей его, эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток и с царской заботливостью обозревала дивную землю, восточные эпархии, города и селения, с той целью, чтобы совершить должное поклонение стопам Спасителя, по слову пророка: поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его (Пс. 131, 7), - и плод собственного благочестия оставила грядущему потомству.
ГЛАВА 43. Еще о церкви вифлеемской.
В то же время воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы 3. Кроме того, мать василевса, в память вознесения Спасителя всех на небо, воздвигла высокие здания на горе Елеонской: самую вершину этой горы увенчала она священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал своих учеников в неизглаголанные тайны. Василевс и на том месте почтил Великого Царя различными дарами и украшениями. Эти-то достойные вечной памяти, святые и прекраснейшие храмы, как знаки благочестивого расположения, воздвигнуты Богу Спасителю над двумя таинственными пещерами боголюбивой матерью боголюбивого василевса, августейшей Еленой, по царственному соизволению ее сына. Немного спустя, старица пожала и достойные плоды своего благочестия, ибо все время своей жизни до глубокой старости провести во всяком благополучии, делами и словами принося обильные плоды спасительных заповедей, эту благоустроенную, беспечальную свою жизнь она и после вела в совершенном здравии души и тела, а потому, еще здесь получая от Бога награду за добрые дела, удостоилась благочестивой кончины.
ГЛАВА 44. О великодушии и благотворительности Елены.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; ее десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
ГЛАВА 45. О том, с каким благоговением Елена являлась в церквях.
Но прославляясь такими делами, Елена не забывала и служить Богу. Всегда видели, как она ходила в Божью церковь и украшала молитвенные дома блистательными драгоценностями, не оставляя без внимания храмов и в городах самых малых. Видели, как эта дивная жена, в скромной, но благоприличной одежде, смешивалась с толпой народа и свое благоговение перед Богом выражала всякими богоугодными делами.
ГЛАВА 46. О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
Совершив уже довольно долгий путь (земной) жизни, (василиса) призвана была к лучшему наследию почти на восьмидесятом году своей жизни. Перед своей кончиной она сделала духовное завещание, распорядилась и объявила последнюю свою волю в пользу единственного сына, василевса, автократора монарха, и своих внуков, детей его, кесарей. Тогда же между своими внуками разделила она и собственное имение, которое было у нее по всей Ойкумене. Распорядившись таким образом, она окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына. Людям благомыслящим казалось, что эта преблаженная жена не в самом деле умерла, а только изменилась и переложилась от жизни земной к жизни небесной, что ее душа, принятая Спасителем, преобразилась в существо нетленное и ангельское.
ГЛАВА 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал ее еще при жизни.
И тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город 4 и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от нее преемственную и дивную отрасль, (то есть за Константина), которого надобно ублажать как по другим причинам, так и ради уважения его к родительнице; ибо из не благочестивой василевс сотворил ее столь благочестивой, что в правилах благочестия она казалась наставленной Самим общим всех Спасителем, и облек ее такими царскими почестями, что у всех народов и во всем войске она называлась августой и василисой, и ее лик изображался на золотых медалях. Сверх того, Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим, так что и в этом отношении сын сделал участь ее превосходной и завидной. Посему, рассматривая качества, увековечивающие память Константина, мы по справедливости должны обратить внимание и на то, что, почитая свою мать от избытка благочестия, он исполнял божественные законы, предписывающие иметь должное уважение к родителям 5. Такие прекрасные дела и таким образом василевс совершил не в одной Палестине, он и во всех эпархиях сооружал новые церкви, давая им вид гораздо превосходнее того, в котором они находились прежде.
______________
1 Имеется в виду Вифлеем (Мф. 2.1). Евсевий, говоря о рождении Спасителя, следует традиции Древней Церкви, в которой и Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как одно событие, даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление.
2 Вознесение Господне произошло в Вифании (Лк. 24,50), на горе Елеонской.
3 В это время, когда иконостас в современном виде еще не сложился, вместо него использовалась завеса или занавес, который часто был расшит различными изображениями.
4 Тело св. царицы Елены, по свидетельству Никифора (L.8. cap. 30), из Палестины перенесено сперва в Рим, а потом, через два года в Константинополь. Елена скончалась за двенадцать лет до смерти Константина, то есть в 327 году. - прим. переводчика.
5 Имеется в виду одна из десяти заповедей, данных еще Моисею. (Исх. 20,12).

(Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Перев. СПб. Духовной Академии. - М.,1998).

Тропарь, глас 8:

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи; егоже спасай всегда в мире, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3:

Константин днесь, с материю Еленою, Крест являют всечестное древо, всех убо иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание:

Величаем вас, / святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, / и чтим святую память вашу, / вы бо святым Крестом / всю вселенную просветили есте.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая:

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая:

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Церковь св.равноапп.Константина и Елены. Пос.Ленинское. Ленингр

«Сим побеждай»

Святой император Константин Великий и его мать царица Елена почитаются в лике «равноапостольных» за великие заслуги перед Церковью по распространению христианской веры.

Император Константин I (Константин Великий) был сыном цезаря, а затем и августа, Констанция I Хлора и святой равноапостольной Елены.

В то время огромная Римская империя была разделена на Западную и Восточную. Во главе империи находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей. Одним из соправителей был отец Константина, руководивший западной частью Римской империи. В 305 году, после отставки императоров Диоклетиана и Максимиана, Констанций I Хлор становится одним из императоров вместе с Галерием.

Отец Константина, несмотря на свою принадлежность к язычеству, был терпим к христианам, не преследовал их в управляемых им странах, чего нельзя сказать за остальную часть Римской империи, где христиане подвергались жестоким гонениям.

В 306 году Констанций Хлор, находясь на смертном одре, рекомендовал легиону своего сына, Константина, в качестве преемника. Воины глубоко уважали Констанция и после его смерти провозгласили Константина императором Галлии и Британии.

Явления креста на небе

Став императором, Константин начал борьбу за своё царствование.

В 310 году завершилось его противостояние с императором Максимианом Геркулием. Однако, уже в 312 году Константин был втянут в новую войну с кесарем Максенцием, сыном Максимиана. Во время этой войны, незадолго до решительной битвы, в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай ». Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день, по приказу Константина, на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максенцием, Константин торжественно вошёл в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

После этой победы император Константин вместе со своим зятем Лицинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.

Между тем, отношения императоров Константина и Лициния становятся напряжёнными. Это приводит к открытому противостоянию, которое заканчивается неоспоримой победой Константина. Лициний лишается престола, открыв путь Константину к единоличному правлению Римской империей. Став полноправным правителем, Константин распространяет действие Миланского эдикта и на восточную часть империи. Благодаря Константину, христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Константинополь

Император Константин, отказавшись от язычества, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить её, назвав Константинополем. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия сможет объединить огромную разнородную Римскую империю. Поэтому он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.

Первый Вселенский Собор

Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей.

Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа.

По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, на котором присутствовали 318 епископов, среди которых были не только епископы-исповедники в период гонений, но и епископы, которые в дальнейшем стали одними из самых почитаемых святых на Руси – святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

Император принимал активное участие в заседаниях Собора, старясь сохранить в чистоте христианскую веру. В конце концов, ересь Ария была осуждена, и для подтверждения этого был составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Поиски Креста Господнего

В то время царица Елена, которая была христианкой, в возрасте около 80 лет предпринимает путешествие в Иерусалим для поиска Креста Господнего. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. Получив поддержку в своём начинании от Константина, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего Креста Господня. Иерусалимский Патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное Животворящее Древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях» («Хронография» Феофана)

Промыслом Божиим, Животворящий Крест был, чудесным образом, обретён в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

В ходе раскопок святая царица Елена обрела не только Крест, но и четыре гвоздя и титло INRI.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.

На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей, где оставляла частицы найденных ею реликвий.

После возвращения, царица Елена прожила ещё несколько лет и мирно почила в Константинополе (приблизительно в 330 году).

Святой Константин активно продолжал участвовать в церковных делах, в просвещении и распространении веры. Свой земной путь он закончил 21 мая (3 июня по новому стилю) 337 года, после того, как принял Святое Крещение, к которому готовился всю жизнь.

Святой Константин был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Молитва святым равноапостольным Константину и Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Флавия Юлия Елена Августа, равноапостольная царица Елена, святая Елена – всё это имена матери римского императора Константина I, которая вошла в историю благодаря своей деятельности по распространению христианства и обретению Гроба Господня и Животворящего Креста в ходе раскопок в Иерусалиме. 21 мая (3 июня) по юлианскому календарю совершается празднование царя Константина I и матери его царицы Елены.

Приблизительные годы жизни Елены - 250-337 гг. н. э. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана, недалеко от Константинополя. Позже её сын, император Константин Великий, переименовал его в Еленополис (сегодня Херсек). В начале 270-х годов Елена стала женой будущего цезаря Констанция Хлора.

27 февраля 272 года Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. В 305 году Константин был поставлен отцом-императором западной части Римской империи, а в 330 году официально перенёс столицу Римской империи в Византию и нарёк его Новым Римом.

В 324 году сын Елены провозгласил её «августой»: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою Елену и позволил ей, как царице, чеканить свою монету» и распоряжаться царской казной. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina («благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР - и тогда он одержит победу («и сим победиши»). А на следующий день Константину было видение креста в небе. Так и вышло, Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенёс свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён в 326 году. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) пишут, что за время пребывания на Святой Земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
. на Голгофе - храм Гроба Господня;
. в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
. на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа.

Житие святой Елены, описанное позднее в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо перечисленных, входят:
. в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
. в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
. в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
. у Тивериадского озера - храм Двенадцати Апостолов;
. на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
. на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
. у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины, - церковь, посвящённая Богородице, и башня для монахов

Согласно описанию Сократа Схоластика, царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку).

В 326 году, когда царица Елена возвращалась из Палестины в Константинополь, шторм заставил царицу Елену укрыться в бухте на Кипре. Существует много преданий о посещении царицей Еленой острова святых, но фактом остаётся то, что ею были основаны несколько христианских обителей, которым царица даровала частицы Животворящего Креста, обретённого на Святой Земле. Это монастырь Ставровуни, монастырь Святого Креста (деревня Омодос). А также монастырь Агия Фекла.

Святые Константин и Елена глубоко почитаются на Кипре. В их честь построено множество храмов, в том числе:
● монастырь Константина и Елены, XII в. (Куклия);
● монастырь Миртового Креста, XV век (Тсада);
● храм Честного Креста (Платанистас);
● церковь Святого Креста (Айя Ирини);
● церковь Святого Креста (Пелендри).

Святая царица Елена возвратилась в Константинополь после путешествия по Кипру, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется «равноапостольной».

Равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

С именами святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены связано открытие Императорского Православного Палестинского Общества и деятельность Общества на Святой Земле.

Императорское Православное Палестинское Общество создано Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей.

8 мая 1882 года был утверждён Устав Общества, а 21 мая (3 июня по григорианскому календарю) того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, распространявших христианство, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень. С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

Рожденный в 274 году от благочестивых родителей, хотя и не христиан, Константин с детства чуждался языческих суеверий и желал приблизиться ко Христу, истинному Богу. Годы юности Константин должен был проводить не родной семье, а при дворе Диоклитиана в Никомидии, куда он взят был в качестве заложника, хотя и почетного, для обеспечения верности его отца Констанция старшему императору Диоклетиану.

Историки с удивительной точностью описывают внешность юного Константина: «величественная и красивая осанка Константина при его высоком росте и выдающейся физической силе, привлекала к нему взоры народа и располагала в его пользу все войско». Это ставало основной причиной зависти царя и многих придворных.

После смерти своего отца, тридцатидвухлетний Константин провозглашается императором Галлии и Британии. Под впечатлением виденных гонений христиан на Востоке, Константин первым делом объявил в своих областях свободу исповедания христианства

На то время Римская империя представляла собой раздробленное междоусобицами государство, в котором царствовали сразу шесть императоров, и все они враждовали между собою. В мире и благоденствии прибывали только области подчиненные Константину. В его стране христиане проявляли себя усердные и верные подданные, тем самым еще раз доказывая, что христианство есть великая сила, способная преобразить мир.

Через шесть лет своего царствования, в 312 году Константину доносят о готовящемся нападении Римского императора Максенция. Услышав об этом, Константин решился предпринять военный поход и опередить врага. Он хотел освободить Рим от злого тирана. Все же отважному полководцу Константину стоило трудностей заставить солдат войти с мечом в великий Рим, священный для языческих народов того времени, к тому же было известно, что войско его противника многочисленнее войска Константина.

Размышляя над организацией похода, Константин начал возносить молитву к христианскому Богу, чтобы Он подал ему мужество и простер ему десницу помощи в предстоящем деле. И эта молитва была услышана.

Однажды после полудня Константин собственными глазами наблюдал ведение на солнце - знамение креста с надписью: «СИМ ПОБЕЖДАЙ». Это зрелище привело в ужас как самого царя, так и войско, бывшее с ним, ибо крест, как позорное орудие казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Однако, во сне явился ему Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе, и использовать его для зашиты при нападении врагов. Встав от сна, Константин позвал к себе опытных мастеров и приказал устроить хоругвь из золота и драгоценных камней. А всему войску было велено изобразить Крест на щитах и шлемах.

Константиново войско, покрываемое спасительным знамением Креста, после трех столкновений с противником, подступил к Риму и здесь нанес Максенцию решительное поражение. Максенций, спасаясь бегством через реку Тибр, погиб при разрушении моста. Победитель с торжеством вступил в Рим и встречен был народом как повелитель всей западной половины Римской империи. Константин первый из цезарей указом от 314 года предписал полную веротерпимость: христианам разрешал свободно поклоняться Единому истинному Богу. За этим указом последовал целый ряд указов: запрещена была казнь на кресте, отменены были кровавые игрища в цирке, прекращены языческие жертвоприношения, установлено празднование воскресного дня, этот день становился днем отдыха как для свободных граждан, так и для рабов; сироты и дети, брошенные родителями, бедные и убогие, приняты были под царское покровительство. Он освободил священнослужителей от всяких посторонних должностей и от податей, дабы они могли совершенно посвятить себя служению Богу. Нося на своем шлеме, монограмму «Христос», Константин дал своим воинам молитву, которую они должны были читать в воскресные дня и которая, располагала всех признавать Единого всемогущего Подателя благ и Его помощи искать во всех делах.

Через 10 лет такого счастливого царствования, Константин почувствовал угрозу со стороны восточного императора Ликиний, который вступал в открытую борьбу. В 323 году возгорелась жестокая война, которая должна была окончательно решить судьбу христианства в Римской империи. Казалось, что одряхлевшее язычество ополчилось против христианства, явившегося в мир обновить человечество.

После той войны, Константин сделался единодержавным государем всей Римской империи. Эта победа над Ликинием еще раз наглядно убедила Константина в том, что земные блага и успехи даруются служителям истинного Бога. Император поспешил распространить христианство на всех завоеванных землях. «Кто потерял имущество, - писал он в одном указе, - проходя неустрашимо поприще мученичества, или сделавшись исповедником и стяжав себе вечные надежды, и утратил все имущество и положение, потому что не соглашался уступать гонителям, требовавшим предательства веры, - имения всех таковых повелеваем отдать». Так он стал защитником бедняков, гонителей и обездоленных.

Константин, как явный покровитель христиан был мало любим в Риме, где оставалось еще много языческих обычаев. Недовольство и ропот горожан, даже заговоры были причиной того, что в уме Константина созрела мысль создать новую столицу, город христианский, который бы никак не был связан с язычеством. Новой столицей становиться Византия, древний небольшой городок на берегах Босфора. Новая христианская столица, получившая название «град царя Константина», Константинополь, врученная покровительству Божией Матери, быстро расцвела и затмила славу и величие не только пышной Никомидии, но и самого великого Рима.

Благоговея пред знамением Креста, Константин пожелал прославить само «живоносное Древо, на нем же распялся Царь и Господь». Благочестивое намерение императора привела в исполнение его мать, царица Елена, которую он отправил в Иерусалим, снабдив полномочиями и богатыми дарами. В стране священной, где все напоминает о «великой Тайне благочестия - явлении Бога во плоти», наглядно проявилось величие смиренной души царственной старицы. Там святая Елена, ходила в самой скромной одежде среди народной толпы и, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню.

В те времена, в Палестине все места, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. По указаниям Елены идольские капища были разрушены и вместо них сооружены святые храмы. Прекрасные церкви построены были по желанию и на средства царицы в Вифлееме, над пещерой Рождества Христова, и на горе Елеонской - месте Вознесения Господня; храмами украшены были Гефсимания - место успения Пресвятой Богородицы и место явления Бога Аврааму у дуба Мамврийского. Но главнейшей заботой царственной старицы было исполнение желания ее великого сына - отыскать то самое Древо, на котором был распят Спаситель мира.

После долгих розысков, место нахождения Креста было указано под языческим капищем, покрывавшем пещеру Гроба Господня. По приказанию царицы капище было разрушено; святитель иерусалимский Макарий совершил молитву на поруганном месте; после чего приступили к расчистке возвышенности.

Пещера Гроба Господня была найдена и очищена; около нее, на восточной стороне, обретены были три креста и подле них доска с надписью и честные гвозди. Но как было узнать, который из трех крестов был Крестом Спасителя? Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца, было решено найденные кресты по одному возлагать на умершего. Когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес. Все, видя это чудо, возрадовались и прославили дивную силу животворящего Креста Господня. А так как многочисленной толпе невозможно было хотя бы издали видеть святыню, то священники благоговейно подняв Крест и став на возвышенном месте, сотворил воздвижение Креста Господня пред взором множества верных, которые в то время велегласно восклицали: «Господи, помилуй!» Это было первое Воздвижение Честного и Животворящего Креста; совершилось оно в 326 году. Православная Церковь празднует это событие ежегодно 14 сентября.

Получив от матери, блаженной Елены, бесценное сокровище - частицу Святого Креста, - Константин решил украсить пещеру гроба Господня и подле нее построить такой храм, который был бы «великолепнее всех храмов, где-либо существующих». Константин сам придумал украсить храм двенадцатью - по числу апостолов - колоннами, наверху которых находились вылитые из серебра вазы.

В те времена Церковь Христова, была потрясаема внутренними раздорами, зародившимися и созревшими еще в тяжкую годину гонений. Кругом торжествовала ересь Ария. Тогда Константин решил созвать Вселенский Собор, который, оставался единственным средством к умиротворению Церкви. «Бог помог мне, - говорил он, - низложить нечестивую власть гонителей, но несравненно пагубнее всякой войны, всякой битвы внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией». Бесповоротно осудив арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - Символ веры.

За царствование Константина Римская империя стала величайшей и могущественной державой. Но при своем величии император оставался смиренным рабом Божьим. На льстивые речи духовных лиц, выражающие, что он в сей жизни удостоился самодержавного над всеми владычества, и в будущей станет управлять вместе с Сыном Божиим, Константин отвечал ласкателям: «Ты лучше помолись о царе, чтобы и он в будущей жизни удостоился быть рабом Божиим».

А вот как описывают правление Константина его современники: «нищих и нуждающихся он снабжал и деньгами, и пищей, и приличной одеждой; о детях осиротевших он заботился вместо отца; дев, лишившихся родителей, выдавал замуж, снабжая их приданым из своей казны. Особенно много делал он благотворений в день Пасхи».

В 337 году Константин в последний раз торжественно отпраздновал в Константинополе Пасху и вскоре занемог. Но император до сих пор еще не был крещен. Для нас это может казаться весьма странным, но в те времена многие принимали крещение в зрелых летах или даже в старости. Константин, откладывал свое крещение по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого. Перед крещением умирающий царь произнес такую речь: «Пришло желанное время, которого я давно жажду и о котором молюсь как о времени спасения. Пора принять печать бессмертной жизни».

Великий и равноапостольный Константин скончался, завещав царство трем своим сыновьям, в день Пятидесятницы 337 года, на тридцать втором году своего царствования, будучи шестидесяти пяти лет от рождения. Тело его с великим торжеством перенесено было в созданный им град Константинополь и положено, согласно его завету, в церкви святых Апостолов, в гробнице, им самим уготованной. Ныне же он живет бесконечной жизнью в вечном Царстве Христа Бога нашего, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки веков. Аминь.