Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека. Техники расширения сознания

Когда человек погружается в глубокое медитативное состояние, приборы Бентова начинают выписывать четкую, повторяющуюся синусоидную волну S -образной формы с большой амплитудой со скоростью 7 циклов в секунду. Эта запись не соответствует той, которая фиксирует наше состояние во время отдыха, бодрствования, сна, до и после медитации.

С нами происходит что-то особенное при глубокой медитации: наше дыхание почти прекращается, потребность тканей в кислороде максимально уменьшается, и наступает гипометаболическое состояние. Интересно, что такую же синусоидальную волну на баллистокардиографе мы можем вызвать при помощи задержки дыхания, но при этом у нас быстро развивается кислородная недостаточность, и мы начинаем усиленно дышать, чтобы сбалансировать дыхание. При погружении в глубокую медитацию этого не происходит, и уравновешенность на всех уровнях не покидает нас.

Бентов утверждал, что в результате круговых биотоков мозга возникает пульсирующее магнитное поле в каждом полушарии порядка 10-9 Гаусса, причем в правом полушарии магнитные силовые потоки поля направлены спереди и назад (с севера на юг), а в левом - наоборот. Это направление энергий соответствует йогическим знаниям об иде и пингале. Далее Бентов рассуждал о том, что внутреннее магнитное поле взаимодействует с внешним магнитным полем Земли, в результате чего возникают те ощущения, которые в йогических текстах называются побочными следствиями регулярной и глубокой садханы. “Это магнитное поле, - писал Бентов, - излучается из головы, которая играет роль антенны, и в дальнейшем это поле начинает взаимодействовать с электрическими и магнитными полями окружающей Среды. Голова - это одновременно передающая и принимающая антенна, которая настраивается на одну из резонансных частот мозга. Внешние магнитные поля могут быть обратной связью для мозга, модулируя, таким образом, эту звуковую частоту. И мозг интерпретирует данную модуляцию как полезную информацию” .

Любопытно, что ритм магнитной пульсации мозга в состоянии медитации, равный 7 циклам в секунду, соответствует магнитной пульсации Земли, тороидальное поле которой имеет величину 0,5 Гаусс. Эти волны имеют крайне низкую частоту в 7,5 циклов в секунду и называются “резонансом Шумана”.

И еще одна интересная особенность: частота волн мозга в 7 колебаний в секунду находится в интервале между альфа и тета частотами и является пограничным между бодрствованием и сном, т.е. соответствует наибольшему расслаблению. Если мы способны оставаться бодрствующими в медитации, мозг воспрянет для творчества и интуиции. При таком состоянии сознания возрастает психическая восприимчивость. Профессор лаурентского университета из лаборатории психофизиологии Майкл Персингер полагает, что волны сверхнизкой частоты являются носителями информации о психических феноменах, что согласуется с теорией Бентова.

Бентов сообщает о пяти колебательных системах, взаимно связанных и обусловливающих друг друга:

· 1. Система “сердце-аорта” вызывает вибрацию в позвоночнике и черепной коробке в 7 циклов в секунду, что способствует ускорению -

· 2. микродвижений черепа и мозга вверх-вниз, что способствует возникновению звуковых волн, которые формируют -

· 3. локализованные волны внутри желудочков мозга, которые стимулируют -

· 4. замкнутый контур в сенсорной коре с вибрацией в 7 циклов в секунду, что приводит к -

· 5. магнитному полю противоположной полярности, пульсирующему в 7 циклов в секунду и взаимодействующему с полями окружающей Среды сверхнизкой частоты с резонансом на частоте в 7,5 циклов в секунду.

Продолжительная медитация постепенно блокирует эти системы, заставляя их работать синхронно, вследствие чего пробуждается дремлющий потенциал и происходит квантовый скачок в мир иной жизни, которую йоги называют экстатическим танцем кундалини. В Тантрах сказано, что если человек способен в течение трех часов сидеть совершенно неподвижно, сохраняя сознание бодрствующим, начинают пробуждаться внутренние энергии и приближается самадхи. Модель Бентова сопрягается с тантрической точкой зрения.

Ученые, исследующие состояние мозга при медитации, обнаруживают определенные биотоки, которые они подразделяют на четыре группы:

· 1. Бета - сосредоточенность на внешних предметах, концентрация, логическое мышление, беспокойство, напряженность.

· 2. Альфа - релаксация, расслабленность, дремотное состояние.

· 3.Тета - воображение, творчество.

· 4. Дельта - глубокий сон.

Изучение медитативных техник привело ученых к выводу, что расслабление наступает тогда, когда преобладают альфа волны, реже - тета волны, но у более продвинутых медитирующих появляются дельта волны, которые характерны для глубокого сна. Погружение в глубокую медитацию применяется при таких психосоматических болезнях, как высокое кровяное давление.

Но однажды, неожиданно для ученых, произошло непредвиденное: в лаборатории совершенно случайно было зафиксировано, что медитация может, оказывается, не только расслаблять, но и возбуждать. Сперва медитирующий погружается в релаксацию, как об этом свидетельствуют волны альфа и тета, но уже на следующей стадии происходит нечто удивительное: опять активизируются бета волны, хотя медитирующий сосредоточен на внутреннем мире. Более того, волны эти - ритмичны, с высокой амплитудой, не похожи на обычные, малоамплитудные волны, регистрируемые при исследовании биотоков у рядовых людей.

Подобный феномен был впервые обнаружен в 1955 году Дасом и Гасттантом, которые исследовали природу крийя йоги, а позднее Бэнквайт, изучавший природу трансцендентальной медитации, также подтвердил, что после тета волн продуцировались ритмические бета волны, которые улавливались по всему скальпу, но “наиболее поразительным было то, что наблюдалась синхронизация между тета и бета волнами”. Весь мозг пульсировал синхронно, ритмично и слаженно, что в субъективном смысле означает вхождение в глубокую медитацию, или трансцендентальное состояние.

Бэнквайт писал: “Мы должны признать, таким образом, что изменения на ЭЭГ во время медитации не зависят от взаимодействия между субъектом и внешним миром, и продуцируются специфической умственной активностью практикующего... Образование контура между кортексом, таламо-кортикальной координирующей системой и подкорковыми структурами... может объяснить различные изменения состояния мозга”. Эта точка зрения Бэнквайта согласуется с теорией Бентова о замкнутом контуре, которая имеет прямое отношение к пробуждению кундалини.

Левин, также исследовавший трансцендентальную медитацию, подтвердил обнаруженную Бэнквайтом связь и синхронизацию мозговых волн, как внутри каждой церебральной полусферы спереди назад, так и между обеими полусферами. Кроме того, Корби и его коллеги еще раз подтвердили, что при тантрической медитации происходило скорее возбуждение нервной системы, чем ее расслабление. Этот феномен был охарактеризован как приближение йогического экстатического состояния интенсивной концентрации. Испытуемые переживали: внезапное пробуждение энергии, озноб, смех, сменяющие друг друга эмоции, острое желание слиться с воображаемым объектом, экстаз, вспоминали эпизоды своей жизни. Люди, за которыми наблюдал Корби, медитировали около трех часов в день, используя более изощренные психотехники, чем те, которые обычно исследуются в лабораторных условиях.

Рада приветствовать любознательных читателей нашего проекта, которым, как и мне, тесно в рамках привычного мышления и хочется дальнейшего развития своей личности. Предлагаю вместе изучить вопрос: измененное состояние сознания - что это такое, и какие дополнительные возможности оно раскрывает для человека. С древнейших времен измененным состоянием сознания интересовались маги, алхимики, лекари, астрологи. В наши дни тема не потеряла своей актуальности: в своей практике ее используют психотерапевты, гипнологи, эзотерики. Как писал Альберт Эйнштейн:

«Ни одну сложную ситуацию нельзя преодолеть на том уровне сознания, на котором она возникла».

Для начала хочу поведать вам реальную историю от лица эзотерика Сергея:

В 11 лет я упал на уроке физкультуры и больно ударился головой. Впоследствии меня преследовали сильные головные боли, головокружение, тошнота, нарушения сна. Врачи диагностировали сотрясение мозга, назначили большое количество медикаментов. С течением времени боли периодически повторялись, «сидеть на таблетках» я не хотел, вынужден был просто терпеть. В 18 лет, когда я стал интересоваться эзотерикой и духовными практиками, мне посчастливилось встретить опытного наставника. Он научил меня технике пересмотра прошедших событий в состоянии медитации для выявления и устранения причины случившегося.

В медитативном состоянии я начал вспоминать и как бы прокручивать наоборот события 7-летней давности. Я увидел, что при падении у меня не только неудачно подвернулась нога, но и другое явление. В тот момент к моей голове сверху протянулось что-то наподобие энергетического шнура. Распознать подобное в привычном состоянии сознания я не смог бы. Находясь в медитации, у меня получилось усилием воли и воображения оборвать связь с источником боли. Получается, что в состоянии измененного сознания я избавился от недуга, с которым медики не справились за 7 лет.

Понятие измененного состояния сознания

Чтобы разобраться, что такое измененное состояние сознания, для начала обратимся к авторитетным научным источникам. Откроем всезнающую Википедию и трактаты по психологии. Измененное состояние сознания (ИСС) - качественные преобразования субъективных переживаний и психологического функционирования индивида по сравнению с определенными нормами поведения, фиксируемые им самим либо сторонними наблюдателями. Субъективные переживания - уникальные индивидуальные особенности мышления и восприятия окружающего мира каждым человеком.

Измененные состояния сознания, носящие кратковременный характер и возникающие естественным способом присущи психике здоровых людей. ИСС во сне является физиологической потребностью организма человека. А теперь предлагаю обойтись без заумных терминов и сформулировать более доступное определение. Измененное сознание - это состояние, при котором наблюдаются существенные перемены в мышлении и мировосприятии человека, в его физических и эмоциональных ощущениях, в поведении и интеллектуальных способностях. По моему, звучит проще и понятней. Измененные состояния сознания подразделяются на:

  • спонтанно возникающие в результате физических занятий, прослушивания монотонной речи или музыки, переживания стресса или ощущения острой боли;
  • искусственно вызванные посредством принятия психотропных препаратов либо изменением дыхательного ритма;
  • психотехнически обусловленные сопровождают гипнотический транс, медитацию, проведение религиозных ритуалов.

Трансовое состояние сознания: как войти

Одним из видов ИСС является трансовое состояние сознания. Принято считать, что транс относится к области сверхъестественных проявлений человеческой психики. На самом деле мы с вами испытываем состояние легкого транса практически ежедневно, даже не замечая того. Вспомните свои ощущения, когда вы:

  • увлечены интересной книгой или фильмом;
  • слушаете любимую музыку;
  • «автоматически» идете по знакомому маршруту или ведете автомобиль по пустой дороге, при этом мысленно погружены в себя;
  • находитесь в состоянии эмоционального или умственного напряжения;
  • занимаетесь творчеством либо другим любимым делом;
  • испытываете эйфорию от путешествий в другие города и страны, от созерцания произведений искусства;
  • занимаетесь спортом, танцами.

Во всех перечисленных случаях наше сознание концентрируется на каком-то одном ощущении или мысли и отключается от «несущественной» окружающей действительности. Состояние глубокого транса, иначе называемого «наивысшей степенью осознанности» достигается посредством медитации или гипнотического воздействия.

Разновидности измененного состояния сознания

Изучение теории - это здорово! Но я считаю, что любое явление легче постичь, если рассматривать конкретные тематические примеры и вникнуть в их суть. Формы измененных состояний сознания:

  1. Гипнотическое воздействие - ИСС, возникающее вследствие целенаправленного воздействия гипнотизера либо посредством самовнушения. Обладает промежуточным положением между бодрствованием и сном. В состоянии гипнотического транса человек способен вспомнить и переосмыслить события прошедших лет, избавиться от психологических травм, обрести контроль и избавиться от пагубных привычек.
  2. Сон как измененное состояние сознания - единственный естественный способ, предусмотренный физиологией человека. В процессе сна происходит восстановление всех органов и ресурсов организма. Во сне человек может буквально увидеть решение своей проблемы.
  3. Медитация - процесс постепенного расслабления физического тела с концентрацией внимания на ощущениях своего организма, собственном дыхании либо на конкретном предмете. Как следствие совершается «разгрузка» разума от негативных переживаний, бесконтрольного потока отвлеченных мыслей, раздражителей окружающего мира. В состоянии медитации человек способен мысленно задать вопрос в окружающее пространство и получить на него ответ.
  4. Воздействие психотропных веществ. Ни для кого не секрет, что алкоголь, никотин, наркотические вещества самым пагубным образом влияют на человеческий организм. В первую очередь разрушаются клетки мозга, следовательно, сознание человека не просто изменяется - оно деградирует до галлюцинаций и психических расстройств.
  5. Кома - одна из разновидностей нарушения сознания, при которой у человека отсутствует связь с окружающей действительностью, прекращается психическая деятельность. Возникает в результате тяжелого поражения головного мозга при травмах, воспалительных процессах, отравлениях.
  6. «Шаманское путешествие» - древний способ постижения параллельных уровней реальности, расположенных вне пределов восприятия физических чувств. Подразумевает перемещение на другой энергетический спектр. Опыт и знания, накопленные в измененном состоянии сознания, способствуют новым и необычным озарениям в духовном поиске и помогают в решении проблем повседневной жизни человека.
  7. Патологическое состояние человека. Состояние измененного сознания наблюдается вследствие длительного голодания, обезвоживания, недосыпания или полного отсутствия сна, повышенной температура тела.


Положительные и отрицательные моменты вхождения в ИСС

Измененные состояния сознания и способы вхождения в них оказывают благоприятное воздействие на человека только в случае их естественного проявления и положительного влияния на физическое и психическое здоровье. Состояние легкого транса от занятий спортом, творчеством или от соединения с природой позволяет избавиться от негативных переживаний и стрессового состояния. Таким образом происходит переключение внимания от неблагоприятных обстоятельств к иной сфере восприятия, где психика человека расслабляется.

Состояние измененного сознания посредством глубокого сна, медитации или гипноза дает людям возможность черпать информацию из своего подсознания. А мы с вами знаем, что подсознание человека напрямую взаимодействует с энергоинформационным полем нашей вселенной. Таким образом вы сами можете получить интересующую вас информацию, запрограммировать события своей жизни, и даже избавиться от недугов. В том случае, если человек пытается изменить свое сознание с помощью алкогольных или наркотических веществ, результат таких опытов будет трагичным. Вначале человек ощутит невероятное расширение сознания и увидит многогранность вселенной в самых ярких красках. Ему покажется, что он вознесся над «серой обыденностью», что уровень его интеллекта во много раз превосходит уровень «примитивных людишек».

Все это носит временный характер и заканчивается полным разложением личности. Покорнейше прошу прощения за подобное сравнение, но расширить свое сознание и постичь тайны мироздания посредством употребления «наркоты» - это все равно, что пытаться согреться в мороз, писая в штаны. Пару минут будет тепло, но потом … Применение наркотических веществ оправдано только в случае медикаментозного наркоза пациента во время хирургического вмешательства.

Как войти в измененное состояние сознания

Ну что же, переходим к практике! Чтобы освоить способы вхождения в измененное состояние сознания необходимо научиться изменять волновые вибрации головного мозга. Мозговые ритмы напрямую связаны с процессами в нашем сознании. Существует 4 уровня мозговых излучений:

  1. Бета Волна - естественное состояние бодрствующего сознания. Диапазон частоты мозгового излучения колеблется от 14 до 37 ритмов в секунду. Частота дыхания от 12 до 18 вдохов в минуту.
  2. Альфа Волна - пассивное состояние покоя мозга. Ритм, соразмерный медитативному и гипнотическому трансу, дневному сновидению. Частота излучений мозга - от 8 до 13 колебаний. Частота дыхания от 7 до 11 вдохов в минуту.
  3. Тета Волна - состояние быстрого сна: мыслительные образы поднимаются над уровнем нашего подсознания. Открывается доступ к сверхъестественным переживаниям и зрительному восприятию образов за пределами обыденной реальности. Уровень «Шаманского путешествия», ощущение единства со вселенной. Частота излучения мозга - от 5 до 7 ритмов, дыхания - от 5 до 6 вдохов.
  4. Дельта Волна - состояние глубокого сна, когда человек находится под общим наркозом или без сознания. Характеризуется невосприимчивостью к любым раздражителям. Частота излучений мозга - от 0,6 до 5 колебаний. Частота дыхания крайне низкая - от 2 до 5 вдохов в минуту.


А теперь - самое интересное!

Способы вхождения в измененное состояние сознания:

  1. Находясь в спокойной уединенной обстановке и закрыв глаза почувствуйте более глубокий уровень внутренней тишины. Вы отстраняетесь от звуков и явлений окружающего мира. Почувствуйте расслабление мышц тела, концентрируйте внимание на приятных образах. Не пытайтесь резко пресечь поток мыслей: это может вызвать реакцию, обратную расслаблению. Займите позицию наблюдателя за своими мыслями, не пытайтесь дать им оценку. Создайте в своей голове поток плавно утекающего сознания. Теперь вы готовы к переходу от суровой повседневной материальности к более тонкому мировосприятию.
  2. Из всего мыслительного потока выберете образ, наиболее привлекательный и интересный вам. Убедившись, что выбранный образ наиболее гармоничен для вас в данный момент, начните оборачивать его слоями мыслеформ. Окончательно сформулированная мыслеформа даст вам ощущение полного внутреннего слияния образов и чувств с информационным полем вселенной. (Мыслеформа - самостоятельная живая конструкция, созданная мыслями человека. Она уже существует в астральном мире, но еще не воплотилась на материальном уровне. Человек порождает ее своим воображением и подпитывает личной энергией).
  3. Теперь осмотритесь и прочувствуйте психологическую область, которую вы создали. При условии наивысшей сосредоточенности на выбранном объекте, вы ощутите, как ваша концентрация плавно перемещается в некое «параллельное» пространство. Не пытайтесь уловить детали. Спокойно следуйте за потоком. В случае, если у вас появилось чувство страха или дискомфорта, ослабьте психологическую концентрацию. Отвлекитесь на детали физического мира. Постепенно и осторожно приспосабливайтесь к происходящим изменениям.

В заключении темы выражаю искреннюю благодарность читателям-единомышленникам за ваш интерес и стремление к самосовершенствованию. Рада, что мы вместе находимся на пути к познанию тайн вселенной и удивительных возможностей человека. Измененное состояние сознания способно предоставить ответы на актуальные вопросы касательно бытовых проблем, духовного поиска, а также научить человека материализовать свои желания. Махатма Ганди изрек простую, но гениальную фразу:

«Если ты хочешь изменить окружающий мир, для начала измени себя».

В нашем проекте вы найдете большое количество увлекательных и познавательных статей для развития мышления, психических и творческих способностей. Самое главное на пути к себе - встретить самого себя. Удачи!

Инструкция

Выберите спокойное место, задерните шторы, выключите телефон и включите релаксирующую музыку. Это может быть шум воды или пение птиц, главное, чтобы она нравилась и под нее можно было расслабиться. Примите удобную позу, сядьте в кресло или лягте на кровать, почувствуйте тепло, спокойствие и безопасность.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Забудьте о проблемах. Скажите себе, что сейчас нет необходимости куда-то идти или что-то делать. Наслаждайтесь этими минутами свободы.

Сделайте глубокий вдох, почувствуйте, как воздух наполняет легкие. Представьте, как в организм проникает исцеляющая энергия. При выдохе ощутите как боль, усталость и напряжение покидают организм. Эта энергия освобождает от напряжения и токсинов. Сосредоточьтесь на ней и дышите. Почувствуйте, как расслабляются разум и тело.

Расслабьте кожу головы, веки, лицо, рот. Переходите на плечи, кисти рук, грудь, живот, бедра, затем колени и ступни. Ощутите, как в организме расслабляются мышцы, органы, клетки, волокна и нервы. Они становятся легкими. Почувствуйте как тепло и легкость разливаются по телу. Следите за дыханием, представляйте жизненную энергию, почувствуйте, что она внутри вас.

Теперь, чтобы погрузиться на более глубокий медитативный уровень, считайте в уме до 21. Медленно. Делайте глубокий вдох, произносите число, выдыхайте. На последней цифре, ощутите умиротворение внутри. Это и есть состояние измененного сознания. Тело расслаблено, разум общается с Вселенной на тонком уровне.

Есть альтернативный способ погрузиться в себя, считая не до 21, а до 3. Аналогично расслабьте тело (от кожи головы до ступней ног), только при этом делайте всего три глубоких вздоха и представляйте цифру 3. Далее расслабьте разум. Для этого представьте спокойные образы: пруд с ромашками, волшебный лес, щебетанье птиц. Это может быть все что угодно, важно почувствовать комфорт и спокойствие. Сделайте еще три глубоких вздоха и представьте цифру 2. Последний этап – медитативный уровень. Сделайте еще 3 глубоких вздоха и представьте цифру 1. Эта методика позволяет изменять на считанные минуты. Она подойдет, если надо быстро принять решение. Чтобы войти в более глубокий транс, читайте от 10 до 1. Обязательно в обратном порядке.

И самый простой вариант. Лягте на спину и смотрите на потолок. Глубоко вдохните, задержите дыхание на две-три секунды и медленно выдохните. Закройте глаза и задержите вдох. Продолжайте до тех пор, пока веки не станут тяжелыми. Не делайте резких движений, дышите глубоко и часто.

Полезный совет

Состояние измененного сознания – это проводник к Вселенной. Чтобы получать результаты, проделывайте одно из упражнений регулярно.

Совет 2: Как правильно входить в измененное состояние сознания

Измененные состояния сознаний являют собою основу основ психологических и теургических практик. С их помощью представляется возможным подсознательно подобраться к самопозиционированию, аспектам восприятия мира и своего места в нем. Результатом вполне может явиться самосовершенствоваие и даже самоисцеление. Эти практики позволяют не только углубляться в свой собственный микрокосм, но и неустанно постигать совершенно нетипичные грани бытия.

Инструкция

На первом этапе необходимо физиологически окунуться в состояние тишины и покоя. После чего следует войти в более психологическую фазу внутренней тишины. Это значит, что вы отстраняетесь от всего, что могло бы занимать ваши мысли. Суеты бренного мира перестают вас одолевать. Лучше всего вычленить из памяти некий образ, несущий ощущение ничем не омрачаемой безмятежной расслабленности. Это могут быть приятные воспоминания, абстрактные моменты, либо конкретные эмоции, связанные, например, со спокойной расслабляющей мелодией, легкого ненавязчивого аромата и тому подобное.

Не предпринимайте попыток пресекать мыслительные процессы, ибо это вызовет обратную расслабленности реакцию. Суть в том, чтобы не приостанавливать мысли, пытаясь их проанализировать, маркируя знаками «плюс» или «минус». Пусть они просто плавно проносятся в вашей голове, превращаясь в поток утекающего сознания. За счет всего вышеописанного вам удастся совершать переход от грубой материальности к куда более утонченному видению мира, как такового.

Первый этап второй фазы предполагает поиск в закоулках души (в состоянии внутренней тишины) чего-то наиболее привлекательного. Не пытайтесь его классифицировать или осмыслить, просто вычлените из потока прочего и менее значимого. Убедившись, что оно наиболее подходяще, начинайте аккуратно окутывать его слоями мыслеформ. Должно прийти к тому, чтобы совершенно конкретно понимать, что это за ощущение. Как только мыслеформа будет окончательно сформулирована – вы тут же почувствуете глобальный внутренний резонанс в виде непостижимой гармонии между избранным ощущением и его толкованием.

Далее следует определиться с пониманием веры. Можно отталкиваться от противного. Представьте себе что-либо, совершенно не вызывающее доверие. А потом попытайтесь вывести из этой эмоции нечто противоположное. Необходимо рассмотреть механизм «верия» в контексте изменения состояния сознания.

Четвертый шаг предполагает сочетание трех предыдущих, включая аспекты, характерные для каждого из них. Следует действовать размеренно и плавно, смакуя каждую частичку воссозданного вами пси-пространства. В условиях абсолютной сфокусированности на избранном объекте, вы заметите, что ваша концентрация перемещается в некое неидентичное пространство. Не обращайте детального внимания, просто всецело отдайтесь потоку сознания. Если возникнет некий психологический дискомфорт или ощущение страха – немного ослабьте сосредоточенность, отвлекаясь на что-то попутное или принадлежащее миру физического. Это позволит незначительно притормаживать вхождение в измененное сознание, давая возможность постепенно осваиваться с происходящими изменениями.

Обратите внимание

Практикуя погружение в состояние альтернативного сознания, вы запустите процессы, протекающие на подсознательном уровне, которые, чаще всего, имеют место быть во время сна. Речь идет об осознанных снах, астральных путешествиях спонтанных трансах и т.п.

Полезный совет

Для более успешного вхождения в состояние «внутренней тишины» можно прибегнуть к некоторым механическим действиям таким как: монотонные постукивания или покачивания, протяжное мычание тех или иных нот и пр.

Источники:

  • Вход в измененное состояние сознания
  • Методика достижения измененных состояний сознания. Шаг 1. Достижение состояния внутренней тишины

Изменение сознания, расширение его граней с выводом на совершенно новый, более высокий уровень восприятия, является основой религии такой страны, как Индия. Даже особое направление самопознания, йога, зародившаяся в этой загадочной стране, базируется на тезисах, связанных с познанием непознанного через особые формы медитации.

Инструкция

Сегодня такие , как чакры, карма, нирвана, пожалуй, известны каждому образованному , но не все знают, что эта терминология имеет прямое отношение к раскрытию собственного сознания посредством длительных и упорных упражнений, которые неминуемо ведут к некоему просветлению.

Просветление по древним индийским понятиям может быть достигнуто лишь через самадхи, которое выражается в уверенности и спокойствии человеческого духа, не выявляющем ни единого противоречия между внутренним миром человека и его внешней оболочкой, живущей в реальном мире. Самадхи достигается посредством концентрации сознания,

Леонова И.Б. - Дыхательные психотехники и измененные состояния сознания

Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии. Объединенные в группу по одному единственному признаку - отличию от "нормального", повседневного состояния сознания - определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователей различных специальностей.
По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушения сна - симптомом большого числа самых разнообразных заболеваний.
Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека.Однако, до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразные методологический подход, который, с одной стороны, рассматривает его (сознание) как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой - изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом. При этом большинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) на сознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишь констатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человека на две составляющие и ииследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге к некоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имея психологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствие между ними человека.

Современные представления о месте и роли измененных состояний сознания в жизни и деятельности человека.
Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более двух десятилетий назад. В 7О-ых годах были заново открыты и вошли в широкую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 году вышла в свет книга Леонарда Орра и Сандры Рей "Возрождение в Новом Веке", в которой рассказывалось о применении в психотерапии и самопознании техники "возрождения" (ребефинг), основанной на каталитическом действии интенсивного дыхания в процессе интеграции сознания.
Это был первый шаг: физиологический процесс дыхания изменяет состояние сознания, переводя его на качественно новый уровень - интеграции, и интегрированное сознание перестраивает тело, восстанавливая нарушенные функции, достигая состояния целостности человеческой личности как таковой, и человека и Мира.
Однако, ребефинг был и остается психотехникой, то есть практической методикой, нацеленной на конкретный результат, а не философской концепцией, объясняющей Мир.
Работами Джима Леонарда и Фила Лаута ребефинг был оформлен в стройную психотехническую систему со своей "философией для внутреннего использования", философией принятия и трансформации в радость; но эти же авторы однозначно заявляют: ребефинг не есть лечение, религия, психология, медицина, гипноз или что-либо иное, примыкающее к ним; но это и не их замена. Ребефинг - это современный совершенный метод самопомощи, дающий человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмоциях. Он дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности и улучшить состояние здоровья.
Известный трансперсональный психолог и психотерапевт, С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-ых годов он применял интенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, т.е. форсированного выдоха) для освобождения эмоциональных напряжений, вскрывшихся, но не нашедших разрешения в сеансе психоделической терапии. Вскоре после введения окончательного запрета на применение психоделиков в психотерапии Гроф обнаружил,что интенсивное дыхание в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой участников может вызывать переживания эффекты, аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии.
Работая в этом направлении, С.Гроф и его сотрудники создали уникальную психотерапевтическую методику, названную ими холотропной терапией (холономической интеграцией). Термин "холотропный" означает "направленный на восстановление целостности".
Основная философская предпосылка такой стратегии строитс на том, что каждый человек нашей культуры функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и такое обеднение происходит потому, что индивидум идентифицирует себя только с одним из аспектов своего бытия, физического тела и эго. Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности нездоровому и неполному, обедненному образу жизни, способству развитию эмоциональных и психосоматических расстройств психогенного характера.Развитие симптомов дистресса, не имеющих органического происхождения, можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только "не работает", но уже и несостоятелен. Это может сказываться на некоторых определенных областях жизни, таких как брак и секс, профессиональная деятельность, различного рода стремления и цели, или же может быть проявлено одновременно во всех областях жизни, оказывая свое разрушительное воздействие.Продолжительность и глубина такого срыва вполне соотносятс (коррелируют) с развитием психотических явлений. Возникающая в результате стуация оказывается кризисной или даже критической, но и одновременно очень плодотворной, таящей большие возможности.
Обнажившиеся симптомы отражают попытку организма освободиться от застарелых стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию. В то же время все эти проявления по смуществу характеризуют процесс выявления истинной личности и той размерности бытия, которая соразмеряет человека со всем многообразием существования. Если условия благоприятны, этот процесс имеет радикальный результат - разрешение проблем, психосоматическое исцеление и эволюцию сознания, и следовательно, его можно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной, оздоровительной деятельностью организма, которую следует всячески поощрять и поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии является основным кредо холотропной терапии.
Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении Энергии, "застрявшей" в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенной в поток опыта (переживаний). Холотропная терапия способствует активизации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие, что вызывает неординарные состояния сознания. Ее главное кредо состоит в признании потенциала бнеобычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия испоьзует методы активизации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этом процессе.
Основная стратегия холотропной терапии сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела. На многих примерах подтверждается правота наблюдений Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация - автономная функция, но и на нее можно оказывать волевое влияние; учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного (и сверхсознательного). Однако, в большинстве случаев гипервентиляция сначала вызывает достаточно драматические следствия в форме интенсивных эмоциональных и психосоматических проявлений. Здесь уместно кратко остановиться на тех ошибочных представлениях о гипервентиляции, которые укоренились в медицинской модели Запада. В учебниках по физиологии дыхания так называемый "синдром гипервентиляции" описывается как стандартный и обязательный физиологический отклик на учащенное дыхание. Сюда прежде всего относится знаменитый "кариопедальный спазм" - непроизвольное подергивание рук и ног.
Симптомы "синдрома гипервентиляции" обычно рассматриваются в патологическом контексте и объясняются на языке биохимических изменений в составе крови, таких как увеличение щелочности и понижение ионизации кальция.
Обычно при появлении признаков гипервентиляции начинают давать транквилизаторы, делать внутривенные вливания кальция, накладывать на лицо бумажный пакт, чтобы предотвратить снижение содержания углекислого газа в альвеолярном воздухе.
Исходя из результатов и течения сеансов холотропной терапии, такое понимание гипервентиляции неверно. Существует множество людей, у которых не развивается классический "синдром гипервентиляции" даже после продолжительных сеансов; наоборот, они испытывают ощущение возрастающей релаксации, интенсивные сексуальные чувства и даже мистические переживания. У некоторых из них появляютс напряжения в различных частях тела, но характер этих напряжений сильно отличается от кариопедального спазма. Более того, продолжительная гипервентиляция не только не вызывает прогрессирующего нарастания напряжения, но приводит к критической кульминации, сменяющейся глубокой релаксацией. Характер этой последовательности сопастовим с оргазмом. В дополнение к этому в повторяющихс холотропных сеансах общее количество мускульных напряжений и драматических эмоций, как правило, понижается. Все, что происходит в этом процессе, можно интерпретировать как стремление организма отреагировать на изменение биохимической ситуации посредством вынесения на поверхность в достаточно стереотипной форме различных застарелых, глубоко запрятанных напряжений и освобождения от них посредством периферической разрядки. Это обычно происходит двум способами. Первый из них имеет форму катарсиса и отреагирования, которое включает тремор, подергивания, драматические телодвижения, кашель, перехваты дыхания, рвотные позывы, крики и другие звуковые проявления или усиление деятельности автономной нервной системы. Этот механизм хорошо известен в традиционной психиатрии из работ Зигмунда Фрейда и Джозефа Бройера, посвященных исследованию истерии.
Второй механизм - принцип сравнительно новый в психиатрии и психотерапии и, как представляется, гораздо более эффективный и интересный, чем первый. В этом случае глубокие напряжения проявляются в форме длительных сокращений и затянувшихся спазмов. Поддерживая такое мышечное напряжение в течение долгого времени, организм растрачивает огромное количество скопившейся энергии и, освобождаясь от нее, облегчает свое функционирование.
Типичный результат холотропного сеанса - глубокое эмоциональное освобождение (разгрузка) и физическая релаксация. Таким образом, продолжительная гипервентиляция является исклюяительно мощным и действенным методом снятия стресса, способствующим эмоциональному и психосоматическому оздоровлению. Спонтанные случаи гипервентиляции у людей, страдающих психическими заболеваниями, можно, следовательно, рассматривать как попытку самолечения. Из этого следует, что спонтанную гипервентилицию надо всячески поддерживать, а не подавлять.
Характер и течение холотропного процесса зависят от индивидуальных особенностей человека и меняются от сеанса к сеансу. Физические проявления включают, кроме мышечного напряжения, головные боли и боли в разных участках тела, перехватывания дыхания6 удушье, тошноту и рвоту, повышенное слюноотделение, потливость, сексуальные ощущения и многообразие моторных движений.
Все это свидетельствует о том, что изменение состояния сознания в процессе холотропной сессии под влиянием гипервентиляции сопровождается разнообразными изменениями физического состояния человека. Станиславом Грофом разработана захватывающе красивая и вместе с тем убедительно строгая концепция, связывающая все многообразие наблюдаемых феноменов и целительных эффектов в единую картину Мира, бросающую вызов господствующей научной парадигме. Детальное изложение научно-философской теории С.Грофа выходит за рамки данного обзора, однако в контексте обсуждаемых проблем хотелось бы отметить некоторые ее положения.
Наблюдения, полученные в процессе практической работы, подтверждают идею, впервые выдвинутую Карлом Густавом Юнгом: психика располагает могущественным потенциалом самооздоравления, а источником автономеых целительных сил является коллективное бессознательное. Исцеление оказывается результатом диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. По Грофу это взаимодействие реализуется через включение программы "внутренний хиллер". К сожелению это понятие остается у него чисто философски-аллегорическим, лишенным структурного субстрата и физиологического содержания.
Следующими важными и взаимосвязанными концепциями являются действующая голографическая модель человеческой психики, имеющая расширенную картографию, включающую в себя, кроме биографического, еще перинатальный и трансперсональный уровни. Причем, если едея перинатального уровня психики и догадки о его роли принадлежат Отто РАнку, то трансперсональный уровень, содержание которого не связано с биографическими рамками и событиями жизни данной личности, вкючен в модель именно Грофом. Он же развил идеи Ранка, сформулировав концепцию базальных перинатальных матриц (БПМ), с патологической активацией которых связано наличие у человека тех или иных заболеваний и состояний, а коррекция этой активации приводит к исцелению.
И наконец, многие наблюдения из практики холотропной и психоделической терапии, совершенно не совместимые с ньютоно-картезианской парадигмой западной науки и представляющие собой серьезный вызов механистической модели Мира, привели С.Грофа к мысли, что уже нельзя рассматривать сознание как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга. С учетом последних данных сознание оказывается первичным атрибутом бытия и вплетено в саму материю феноменологического мира. Психика Человека - не итог биографических событий его жизни, но проявление, соразмерное всему универсуму и всему бытию.
Идеи Грофа послужили мощным катализатором исследовательской мысли во многих странах мира, в т.ч. в Россиии. Так, группа московских ребеферов, опираясь на работы С.Грофа и глубокое изучение мировых духовных традиций, создала психотехническую дыхательную методику, названную психосинтезом. В руководстве по применению методики психосинтеза в психотерапии различных психических и психосоматических расстройств одтн из создателей метода - В.Майковподробно рассматривает связь дыхания и сознания на серьезно мифологическом и этнологическоп материале. Обращает на себя внимание тот факт, что слова "дыхание" и "дух" - синоним жизни, однокоренные в подавляющем большинстве мировых языков и наречий. Эта повсеместно наблюдаемая этимологическая связь между дыханием и жизнью не является случайной.По мнению современных иследователей тот факт, что разные по характеру феномены (психического и физиологического порядка) имеют глубинное этимологическое родство, отражает не просто архаичные недифферинцированные представления наших предков, но указывает на реальное психофизиологическое единство, а именно - на наличие в глубинных слоях психики определенных пересечений с дыханием как соматическим прцессом, причем пересечения эти представляют собой единые функциональные образования. Данная точка зрения может быть подкреплена следующим аргументом.
Известно, что дыхательный гомеостаз является уникальным средством регуляции гомеостаза организма в целом, ибо дыхание подчиняется двойному - соматическому и вегетативному - контролю.С общепринятой физиологической точки зрения, гипервентиляция ведет к избыточному выделению из организма углекислого газа, развитию гипокапнии со снижением парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе и кислорода в артериальной крови, а также респираторному алкалозу. Некоторые исследователи прослеживали гипервентиляционную цепочку изменений гомеостаза еще дальше, вплоть до биохимических процессов в мозге. Оказалось, что изменения здесь весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. Далее В.Майков просто цитирует Грофа, говоря о том, что гипервентиляция может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов наряду с психоделическими веществами. Причем, тот факт, что аналогичные феномены наблюдаются при действии различных по природе факторов, один из которых (гипервентиляция) является сугубо физиологическим, свидетельствует о том, что все эти феномены и эффекты не создаются психоделическим препаратом или интенсивным дыханием, а отражают свойства, присущие нашей психике. На этом экскурс философа Майкова в физиологию заканчивается.
Между тем известно, что действие ЛСД и его производных реализуется через серотонинергическую систему. ЛСД является агонистом-антагонистом серотонина (СТ). Другое психоделическое вещество - мескалин - похож на норадреналин и дофамин. При внимательном изучении эффектов, развивающихся во время психоделических и холотропных сесий, можно выделить проявления, характерные для взаимодействия с обеими моноаминеогическими медиаторными системами: гнев, агрессия, беспокойство, печаль и депрессия, чувство неудачи, вины, сменяющиеся умиротворением, успокоением, чувством облегчения, приподнятым настроением. Заметим при этом, что антагонистическое действие сменяется агонистическим.
Таким образом, уже из анализа феноменологии холотропного процесса и данных специальной литературы очевидно, что наблюдаемые события существуют не сами по себе, а реализованы через хорошо известные физиологические механизмы.
Авторский подход к дыхательной психотехнике
Современная холотропная терапия представляет собой большой набор методических версий. Строго говоря, каждый терапевт вырабатывает свой подход в соответствии со своими возможностями и потребностями конкретного пациента.
Я работаю по индивидуальной методике, включающей в себя элементы ребефинга, пневмосинтеза и пневмокатарсиса.
Основными компонентами этой методики являются связное дыхание, максимально возможное расслабление, тотальное внимание, смена контекста (трансформация в радость), активное доверие, индуцирующая музыка, напрвленная работа с телом и рисование мандалы.
При работе по данной версии музыка и рисование мандалы не являются обязательными.
Связное дыхание представляет собой дыхание открытым ртом без пауз между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом.
Оно включает в себя два типа. Первый тип соответствует гипервентиляции и условно разделен на два класса. Первый класс - глубокое учащенное дыхание с активным, несколько форсированным вдохом и пассивным расслабленным выдохом. Это основной индуктор измененного состояния сознания. Второй класс - менее глубокое, но все же глубже, чем обычно, дыхание со значительно большей частотой. Это основной инструмент интеграции в измененном состоянии сознания.
Второй тип дыхания качественной отличается от первого: он не является гипервентиляцией. В нем тоже можно выделить два класса.
Третий класс, или "собачка" - очень поверхностное и очень частое дыхание. Технически оно осуществляется двумя способами, в зависимости от физиологических особенностей дыхания пациента: либо верхней частью грудной клетки, либо диафрагмой. Частота "собачьего" дыхания лимитирована только порогом импульсной активности дыхательного центра - 50 импульсов в минуту.
Четвертый класс - так называемое "инжекционное" дыхание, как и остановка (задержка на длительное время) не допускаются.
Первый и второй класс дыхания в ходе холотропной терапии доводятся до уровня автоматизма, когда поддержание дыхания в необходимом режиме уже не требует сознательного контроля.В таком автоматическом связном дыхании заложена система обратной биологической связи: без участия сознания дыхание само подстраивается под конкретную терапевтическую ситуацию.
Четвертый класс дыхания возникает в ходе сесси спонтанно и допустим только в одной единственной ситуации: когда дыхание автоматически подавляется, чтобы не мешать глубинному потоку личностно очень значимых переживаний.
Третий класс является искусственным техническим приемом, своего рода "спасательным кругом", позволяющим быстро выйти из потока переживаний, ставших чрезмерно интенсивными и травмирующими. Этому приему специально обучают пациентов, однако применяется он невсегда.
Такая работа с дыханием обеспечивает постепенный вход в измененное состояние сознания, управление им и плавный мягкий выход.
Максимально возможное расслабление тела предшествует дыхательной сессии и поддерживается на всем ее протяжении. От качества расслабления во многом зависит качество процесса. Навыки расслабления совершенствуются в течение всего холотропного курса.
Тотальное внимание является важнейшим элементом дыхательной психотехники.
Хочу сразу подчеркнуть, что измененное состояние сознания, возникающее в дыхательной сессии, не является гипнотическим. Оно не создается воздействием извне, а является результатом самостоятельных действий пациета, находящихся под постоянным контролем его сознания. Это состояние повышенного бодрствования, предельной концентрации внимания на переживаниях внутреннего плана. Пациенту предлагается сосредоточиться на ощущениях, возникающих в его теле, не оценивая, отследить свою реакцию на них, а дальше неотступно наблюдать за их изменениями. По сути, тотальное внимание - это интроекция, но интроекция активная. В отличие от Грофа, я предлагаю пациентам не только наблюдать и осознавать свои переживания, но и творчески работать с ними.
Эта творческая работа обозначается как смена контекста, или трансформация в радость. Задача: преобразовать любое переживание в радостное и получить, кроме пользы, еще и удовольствие от процесса. Для этого существует шутливая инструкция под названием "девяносто способов перевода любого отрицательного контекста в положительный", однако пациенты, прекрасно справляются с этой задачей без всяких инструкций, обнаруживая в самих себе совершенно неожиданные радующие способности. В рамках этого принципа я допускаю применение различных способов отреагирования, всячески поощряя их, а часто побуждая пациентов к этому. Все неосознанное может бытьосознано, непроявленное - проявлено, непережитое - пережито; ощущение полноты и радости бытия может стать всеобъемлющим.
Активное доверие является, в первую очередь, доверием к себе. Все происходящее не оценивается и не критикуется, а принимается как должное, так как все правильно, если дыхание является связным, расслабление - максимальным, а внимание - тотальным. Доверие к методике формируется на основе разъяснения ее безопасности и возрастает в ходе процесса, по мере накопления результатов.
Доверие к терапевту основано на информации о его компетентности и добросовестности. В дальнейшем это доверие многократно увеличивается в силу того, что отношения между терапевтом и пациентом в холотропном процессе подобны отношениям Учителя и ученика в духовной практике.
Перечисленные пять элементов составляют методику ребефинга.
Инициирующая музыка в качестве мощного стимулятора психики, облегчающего вход в измененное состояние сознания, предложена Грофом.Это специально отобранные и скомпанованные фрагменты различных музыкальных произведений, фольклорные записи, а также так называемый "белый шум", воспроизводимые на стереофонической аппаратуре высокой чистоты звучания.
Напрвленная работа с телом представляет собой специальные приемы снятия остаточных или чрезмерно сильных напряжений и болевых ощущений. Техника разработана С.Грофом и применяется им только в конце сеанса. Я работаю с телом в течение всей сессии для усиления возникших ощущений и углубления измененного состояния сознания, для облегчения отреагирования и для завершения процесса.
Рисование мандалы является очень глубинным, эффективным и красивым приемом завершения интеграции. Работа с мандалой предложена Джоан Келлог, специалистом по арт-терапии, в рамках участия в создании программыхолотропной терапии совместно с супругами Гроф.
Психотерапевтический сеанс выглядит следующим образом. Вводная беседа содержит вопросы и ответы, направленные на уточнение и интеграцию выявленных ситуаций, а также может включать в себя применение любых методов вербальной психотерапии. Затем пациент ложится на подстилку на спину, закрывает глаза и расслабляется.
Терапевт проводит с ним вводную напрвленную медитацию, углубляющую расслабление и усиливающую концентрацию на внутреннем плане.
После медитации начинается собственно дыхательная сессия. Сессия завершается заключительной медитацией, облегчающей выход из измененного состояния сознания, и отчетом пациента, направленным на достижение интеграции. Вербальный контакт между пациентом и терапевтом во время сессии ограничен. Средняя продолжительность сеанса 4-5 часов.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. Гроф С. За пределами мозга. М.: Центр "Соцветие", 1992.
2. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН РАН, 1993.
3. Гроф С. Путешествие в поисках себя (приключения самопознания).
М.: Издательство Трансперсонального института, 1994.
4. Майков В.В., Петрова В.П. Пневмосинтез: путь к интеграции.
М.: 1989.
5. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. ТФ "ИКАМ". С.-Петербург, 1993.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс", 1990.
7. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Издательство Московского Университета, 1992.

Человеческий головной мозг постоянно излучает энергетические импульсы. Это фиксируют аппараты. В течении длительных исследований было установлено, что эти импульсы являются колебаниями и постоянно меняют ритм. В разном состоянии сознания мозг излучает энергетические волны с разной частотой. Для простоты работы и исследований были введены обозначения и произведена дележка состояний.

Результат:
— бета волны — 13-25 колебаний в сек (состояние бодрствования);
— альфа волны — 7-13 колебаний в сек (состояние сна с сновидением);
— тета волны — 4-7 колебаний в сек (состояние глубокого сна без сновидений или транса);
— дельта волны — до 5 колебаний в сек (кома или мегатранс)

Замеры экстрасенсов за работой, йогов в медитации, людей, искусственно введенных в транс дали интересный результат. Оказалось, что:
— человеку не обязательно спать, чтобы оказаться на альфа или тета-уровне;
— дети до 7 — 10 лет всегда находятся на альфа уровне;
— резкое замедление ритмов вызывается закрытием глаз.

Уильям Хьюит, знаменитый гипнотерапевт, исследовал и разрабатывал методы контроля состоянием мозга. Более того — выпустил книгу «Тайные возможности вашей психики», которая учит людей не наделенных паранормальными способностями как стать экстрасенсом. Первое, чему учит книга — сознательно замедлять биоритмы головного мозга, переходя при этом, как он сам выразился, на (ОЭУ).
По собственному опыту скажу — это интересно. Измененное состояние сознания, спровоцированное этой техникой, повышает все способности (как естественные, так и паранормальные).

Для чего на практике нужно уметь достигать ОЭУ?

  • повышение КПД при работе с экстрасенсорными способностями;
  • работа с самопрограммированием;
  • формирование ;
  • быстрое достижение состояния ;
  • работа на намерение через визуализацию;
  • при достаточном навыке — вход в состояния глубокого транса и сознательный выход из оного, и пр…

Основной Экстрасенсорный Уровень — это измененное состояние сознания в наиболее доступной и безопасной форме.

Как научиться достигать ОЭУ?

Для этого нужно потратить 2 часа времени сделав пару упражнений. После этого желательно каждую неделю повторять настройку. Это дает возможность снижать ритмы за несколько секунд.

При регулярной практике можно достигать состояния ОЭУ за 2 секунды сколько угодно раз в день (хотя частая практика утомляет). С опытом, начинаешь замечать, что погружаешься все глубже — приятное ощущение.

Для начала, необходимо научиться достигать . Самое быстрое и эффективное упражнение из всех мною встречаемых дает тот же Хьюит.

Достижение Основного Экстрасенсорного Уровня

  1. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь.
  2. Закройте глаза.
  3. Визуализируйте спиральную лестницу с десятью ступенями, ведущую в подвал.
  4. Визуализируйте себя стоящим на верхней ступеньке.
  5. Произнесите: «Сейчас я начну спускаться по лестнице. С каждой ступенью я буду расслабляться все сильнее и погружаться в глубины своего подсознания».
  6. Спуститесь на одну ступеньку и произнесите: «Более глубокий уровень сознания».
  7. Продолжайте спускаться по ступенькам, повторяя эти слова.
  8. Спустившись на самую нижнюю ступеньку, скажите: «Теперь я достиг основного уровня сознания, который позволяет мне приступить к экстрасенсорной
    практике. Я могу достичь этого уровня по своему желанию с открытыми или закрытыми глазами. Для этого мне надо мысленно сосчитать от трех до одного». *Поздравляю — вы совершили экскурсию в измененное состояние сознания.
  9. Откройте глаза. Повторите это же упражнение с открытыми глазами. Я рекомендую практиковать это упражнение как минимум раз в неделю.

Теперь вы научились достигать измененного состояния сознания по своему желанию. Для этого вам надо лишь мысленно сосчитать от трех до одного. Это займет не более двух секунд. Когда я повторяю это упражнение, воображаемая лестница автоматически появляется перед моим мысленным взором, усиливая ощущения. Вы также можете вызывать образ лестницы в своем сознании, считая от трех до одного. Это закрепит достигнутый вами успех.