Какой выбрать люк для канализационного колодца? Размеры канализационных люков полимерных, технические характеристики, монтаж.

Канализационный люк – это достаточно важная деталь, которая выполняет две функции: с одной стороны, он обеспечивает доступ в канализационный или ревизионный колодец, а с другой – перекрывает вход в него, защищая содержимое от повреждений, а сами коммуникации от попадания мусора, осадков и несанкционированного проникновения (будем честными – и хищения!).

Ниже я кратко охарактеризую конструкцию канализационных люков, приведу рекомендации по их подбору, а также опишу алгоритм установки.

Обзор конструкции

Основные детали

Люк – это деталь, которая ставится в верхней части шахты колодца и перекрывает его просвет. При этом важной особенностью люка является возможность его открывания: так мы обеспечиваем доступ к объектам, которые в этом колодце расположены.

Конструкция канализационных люков не отличается сложностью:

  1. В верхней части шахты колодца располагается горловина – кольцевая или цилиндрическая деталь, которая и обеспечивает фиксацию всей системы на основании. Горловина либо закрепляется в грунте, либо (если мы имеем бело с пластиковым или бетонным колодцем) крепится непосредственно на шахте;
  2. На горловину устанавливается крышка люка (именно ее чаще всего люком и называют). Она может быть съемной или откидной, т.е. зафиксированной на петлях;
  3. В некоторых случаях люк комплектуется двумя крышками: сверху ставится защитная, которая предотвращает механические повреждения расположенных под ней объектов, а в нижней части горловины – запорная. Основной функцией запорной части является блокирование доступа в колодец, потому она оснащается замками разной степени сложности;
  4. Стандартные размеры конструкций (согласно ГОСТ 3634-99) — 645 / 800 мм. Пластиковые и композитные детали могут иметь и другие габариты;

  1. Крышка люка обычно располагается вровень с грунтовым основанием или дорожным покрытием, так что ее делают рифленой, с ровной или выпуклой поверхности. Рифлёная текстура обеспечивает сцепление с подошвами обуви или колесами автомобилей, а форма предотвращает накопление дождевой воды: по этой причине от вогнутых крышек стоит отказаться.

Важным аспектом является форма люка. Чаще всего подобные детали делают круглыми: так крышка, как ее ни поворачивай, не провалится в горловину. Установить квадратный люк на колодец тоже можно, но в этом случае желательно взять откидную модель на петлях. Так, во всяком случае, не придется периодически спускаться в колодец и вытаскивать оттуда провалившуюся чугунную деталь.

С замком или без замка

Крышка является самой важной деталью люка, и потому производители таких деталей стараются зафиксировать ее как можно прочнее.

Впрочем, чем надежнее фиксация, тем больше времени и сил уйдет на открывания, так что здесь важно найти компромисс:

  1. Типовой чугунный люк или более современное изделие из композита комплектуется боковыми выступами. Эти выступы входят в пазы на горловине и в большинстве случаев предотвращают случайное смещение крышки. Естественно, при достаточном усилии конструкция легко открывается;
  2. Люк на пластиковый канализационный колодец может быть снабжен резьбой: крышка просто наворачивается на горловину. Этот вариант фиксации подходит только для относительно легких изделий, поскольку пытаться крутить вокруг горловины колодца тяжелую чугунную конструкцию – удовольствие сомнительное. А если резьба ещё и перекосится, примерзнет или приржавеет….

  1. Изделия, которые устанавливаются на важные объекты (колодцы связи, центральные канализационные коллекторы и т.д.) почти всегда оснащаются замками. Наиболее популярными являются флажковые и распорные конструкции: в отверстие крышки вставляется ключ, при повороте которого запорные элементы выходят из пазов на внутренней стороне горловины, разблокируя отверстие;

  1. Наконец, откидные модели иногда просто комплектуют наружными скобами: на скобы навешивается замок, который закрывается на ключ.

Как правило, такая система реализуется в конструкциях с двумя крышками: наружный колпак защищаем замок от попадания влаги и от действий вандалов.

Классификация люков

Для установки на смотровые и ревизионные колодцы используются объекты нескольких типов. Сравнить их основные характеристики вы можете по таблице, приведенной ниже:

Тип Маркировка Назначение Масса крышки/горловины, кг
Тяжелый магистральный ТМ Устанавливается для перекрытия горловин колодцев, выходящих на автомагистрали. Комплектуется крышками и горловинами, способными выдерживать значительное давление. 45/50
Тяжелый Т Стандартная конструкция для установки на автодорогах с различными типами покрытия. Крышки устойчивы к давлению и динамическим нагрузкам. 50/50
Легкий Л Разновидность, предназначенная для монтажа на тротуарах, пешеходных дорожках в зонах зеленых насаждений и т.д. Также легкие люки монтируются на территории частных домовладений. 30/35
Ремонтный Р Временная заглушка, устанавливается в горловину колодца при проведении дорожных работ. После завершения работ извлекается, заменяется постоянным люком одного из вышеописанных типов. — / 35

Впрочем, приведённая классификация будет важна только тем, кто профессионально занимается дорожными работами. Для установки на своем участке подходит практически любой легкий люк – все равно его в 99% случаев располагают так, чтобы исключить пешеходные и тем более транспортные нагрузки.

Выбираем материал

Чугун

Выбирая люк для канализационного колодца, мы в первую очередь ориентируемся на материал, из которого он изготовлен. Такой подход во многом оправдан, поскольку именно материал определяет основные свойства изделия.

Краткий обзор разновидностей, используемых в частных домовладениях, я начну с наиболее популярной – с чугунных люков.

Согласно ГОСТ, люки такого типа производятся литьевым методом, при этом горловину делают из материала марки СЧ15 (минимум), а крышки – СЧ45 и прочнее. Для обеспечения максимальной я бы рекомендовал выбирать модели, которые дополнительно герметизируются резиновым кольцом.

Плюсы чугунных деталей таковы:

  1. Практически неограниченный срок службы. За несколько десятков лет у такого люка максимум сотрутся грани насечки на крышке – и то при условии интенсивной пешеходной нагрузки;

  1. Малая температурная деформация – и крышка, и горловина практически не меняют своих размеров, так что дорожное покрытие, прилагающее к конструкции, долгое время не разрушается;
  2. Устойчивость к коррозии. Даже при длительном контакте с влагой чугун не ржавеет, так что нет необходимости в дополнительной обработке деталей защитными составами;
  3. Значительная масса – чтобы открыть крышку и получить доступ к колодцу, нужно прилагать немалые усилия. Во всяком случае, риск того, что это случайно сделает ребёнок, сводится к минимуму.

Есть у чугунных деталей и минусы:

  1. Значительная масса (да, все верно – это и достоинство, и недостаток) усложняет установку изделия. Открывать крышку тоже непросто, потому быстренько заглянуть в колодец для оценки ситуации не получится;
  2. Несмотря на большой вес, крышки часто воруют. Так что устанавливать подобные конструкции на неохраняемой территории практически бессмысленно;

  1. Наконец, к минусам относится высокая цена. Стоимость легких моделей начинается с 2,5 тыс. рублей, тяжелых – от 3 – 3,5 тыс. и более.

Композит

Там, где не нужно выдерживать транспортную нагрузку, чугунные люки постепенно вытесняются композитными. Для производства таких деталей используется состав на основе пластика, цемента и кварцевого песка. Смесь разогревается до высокой температуры (300 градусов и более) после чего из нее штампуются горловины и крышки.

Технология производства композитных люков позволяет придать им необходимый оттенок. Так, изделие можно сделать зеленым/коричневым для того, чтобы оно как можно меньше бросалось в глаза. С другой стороны, некоторые модели специально делают окрашенными в яркие цвета – хорошая заметность конструкций позволяет снизить риск травмирования.

Плюсы композитного материала таковы:

  1. При относительно небольшой массе (до 40-50 кг вместе с крышкой) изделие выдерживает вполне существенную нагрузку – 3 – 15тонн в зависимости от модели;

Если прочность критично важна — выбирайте изделия со стальным армированием. Они тяжелее и дороже, но зато лучше держат весовые нагрузки.

  1. Технология горячего прессования позволяет точно соблюдать геометрию и размеры деталей. Благодаря этому люки получаются более герметичными;
  2. Отсутствие металла (во всяком случае, снаружи) делает крышки непривлекательными для вандалов. Ну, а воровать композитный диск массой около 15 кг, чтобы как-то расплавить его и получить в итоге примерно 2 кг стального прутка никто явно не станет.

Внутри можно установить дополнительную крышку – на этот раз из металла

Преимущества касаются и финансовой сферы: стоимость легкой модели стартует примерно с 1000 – 1200 рублей, что позволяет неплохо экономить, особенно при необходимости обустройства большого количества колодцев.

Другие изделия

Наряду с чугунными и полимер-композитными моделями можно использовать и другие изделия:

  1. Полимерный люк на колодец – это легкая деталь, идеальная для установки на дачном участке или в загородном домовладении, то есть там, где пешеходная нагрузка на крышку будет минимальной. Такие люки производятся из ПВХ и армируются стальной либо композитной арматурой. Прочность получается вполне достаточная, чтобы выдержать умеренный вес;

  1. Стальные изделия – уступают чугунным по коррозионной устойчивости, но при этом отличаются меньшей массой. Как правило, изделия из стали снабжаются надежными запорными механизмами и устанавливаются там, где нужно гарантированно заблокировать канализационный или любой другой колодец.
  2. Бетонные – просто диски из армированного бетона с двумя проволочными «ушками» для транспортировки. Тяжелые, неудобные, негерметичные (сложно подогнать по размеру шахты) и совершено непривлекательные. Используются в качестве временной заглушки в основном на этапе строительства.

Также полезно иметь в сарае такой бетонный диск на случай хищения чугунной крышки.

Монтаж подобных изделий я бы охарактеризовал как несложный, но трудоемкий. Сама процедура установки достаточно проста, но потрудиться все же придется – все-таки работать нужно с тяжелыми деталями.

В этом разделе я расскажу, как своими руками ставятся стальные, чугунные и полимер-композитные конструкции:

  1. Для начала нам нужно получить доступ к верхней части канализационного колодца. Для этого мы проводим выемку грунта по периметру, а также – если это необходимо – демонтаж асфальтового или плиточного дорожного покрытия;
  2. После этого на верхнюю секцию канализационного колодца устанавливаем горловину люка. Деталь выравниваем по плоскости и выставляем таким образом, чтобы она располагалась строго на уровне дорожного покрытия;

Инструкция допускает установку люков выше уровня земли на газонах, в зоне зеленых насаждений за переделами пешеходных дорожек и на других участках – т.е. там, где риск травимы при случайном контакте с конструкцией будет минимальным.

  1. Для выравнивания горловины я обычно использую небольшие фрагменты кирпича. При этом между краем колодца и деталью образуется зазор, который необходимо защитить от попадания раствора. Проще всего это сделать, установив в отверстие автомобильную камеру и накачав ее: стенки камеры прижмутся к горловине, и бетон не попадет в колодец;

  1. Затем готовим раствор: 1 часть цемента М400, 2 части песка, 3-4 части щебня или гравия плюс вода, необходимая для придания смеси сметанообразной консистенции. Заливаем раствор в углубление по периметру установленной горловины люка, учитывая необходимость восстановления дорожного покрытия (если это предусмотрено проектом);
  2. После первичной полимеризации раствора (процесс занимает около часа) спускаем камеру и извлекаем ее из отверстия. Шпателем удаляем излишки раствора с внутренней стороны зазора;
  3. Устанавливаем на горловину крышку, после чего накрываем конструкцию полиэтиленом для того, чтобы не пересыхал. После полимеризации раствора восстанавливаем дорожное покрытие.

Эти рекомендации касаются в основном монтажа люков на вашем участке. На дороге или тротуаре, естественно, стараются минимизировать время сушки раствора, потому используют специальные составы с отвердителями.
Ну, или просто побыстрее кладут асфальт, а потому удивляются, почему он проседает вокруг горловины.

Если люк ставится с выступом над поверхностью земли, то по его периметру устраивается отмостка:

  1. По окружности радиусом примерно 1 м снимаем грунт на глубину около 30 – 40 см;
  2. Дно углубления засыпаем слоем песка мощностью примерно 15-20 см и тщательно трамбуем;
  3. Заливаем отмостку бетоном, формируя небольшой уклон в направлении от горловины люка;
  4. После полимеризации бетона укладываем сверху примерно 10 см грунта и возвращаем на место срезанный дерн. Если дерн сохранить не удалось, то просто засеваем участок газонной смесью.

Заключение

Чтобы правильно выбрать и установить канализационный люк, совсем не обязательно быть специалистом в области дорожного строительства. Достаточно ориентироваться на приведенные выше рекомендации, изучить иллюстрации и видео в этой статье, а если возникнут вопросы – обратиться за консультациями ко мне или к моим коллегам либо в комментариях к материалу, либо в соответствующей теме на форуме.

Установка полимерных устройств производится по аналогии с такой конструкцией, как люк чугунный легкий канализационный. Единственное отличие заключается в том, что полимерная крышка имеет вес в два раза меньше, что предоставляет возможность проведения монтажа одним человеком.

После того как вы выбрали необходимое устройство для монтажа необходимо реализовать следующие шаги:

  1. Для начала необходимо установить кольцо, которое также называется обечайкой, на крышку подземного колодца. Но заранее проконтролируйте, чтобы между люком и крышкой колодца было установлено опорное кольцо КО6 или же КЦО1. Данное опорное кольцо уменьшит нагрузку на саму плиту в несколько раз. Вы можете вместо кольца установить кирпичную кладку, но предупреждаем вас, что она со временем разрушится, что поведет за собой провал крышки.
  2. Для того чтобы установить кольцо, воспользуйтесь уровнем, который поможет равномерно распределить нагрузку. Ни в коем случае не устанавливайте конструкции под уклоном, так как это спровоцирует проседание и разрушение устройства.
  3. Используйте бетонный раствор для заливки кольца с внешней стороны по всему периметру.
  4. Подождите, пока бетонный раствор полностью высохнет.
  5. Далее монтируйте установку в само кольцо, проведя смазку верхней рабочей поверхности конструкции при помощи литола или солидола. Это обеспечит беспроблемное открытие устройства даже при отрицательной температуре.

Самый первый люк московской городской канализации, так называемая «менажница». Буковки «ГК» расшифровываются как городская канализация. Обнаружен люк на территории Боткинской больницы.

О том, что именно такую конструкцию имели канализационные люки самой первой очереди московской канализации, а запущена она была в 1898 году, говорит чертежик из «Атласа к описанию устройства канализации города Москвы. 1-ая очередь».

Как видно из чертежика, чугунные люки для смотровых колодцев были двух типов: для колодцев в местностях заливаемых весенней водой, и для колодцев в местностях весенней водой не заливаемых. Отличались герметичностью, дабы дождевые стоки не смешивались с фекальными, дизайн был один. В Москве изначально были запроектированы раздельные системы хозяйственно-бытовой и дождевой канализации. Выяснить производителя люков сегодня не представляется возможным. Финансовый отчет Московской Городской Управы о строительстве первой очереди московской канализации говорит, что производством люков занимались разные подрядчики.

Диаметр люка 64 сантиметра.

И еще одна интересная деталь. В полости люка вставлялись деревянные сегменты, в целях, так сказать, безопасности гужевого движения.

Прямое подтверждение этому я обнаружил в книге 1912 года издания инженера при Канализацационом отделе Московской городской управы Якова Яковлевича Звягинского «Домовая канализация, ее устройство и эксплуатация», там прямо так и написано, - ...верхняя крышка сделана с деревянными вкладышами, которые смягчают удары, например, копыт, и тем предохраняют крышку от порчи. Подобная крышка зимой не бывает скользкой и не представляет опасности для падения людей.

А вот, что говорил Арнольд (Адам) Карлович Енш, - гражданский инженер, член-корреспондент Петербургского общества архитекторов, один из авторов проекта канализации города Ярославля, - деревянные вставки в крышках, согласно опыту Московской канализации, ссыхаются, трескаются и выскакивают из гнезд, хотя и удобны для езды, а асфальтовые заливки скоро изнашиваются и, кроме того, размягчаются на солнце летом.

Границы 1-й и 2-й очередей я показал вот почему. Если говорить о полной аутентичности верхнего люка нельзя, таки он находится вне границ 1-й и 2-й очередей, то нижний люк лежит именно на территории 1-й очереди, а именно во дворах Большого Казенного переулка. Внутрення сторона Садового кольца, территория 5-го бассейна. Сто двадцать лет в строю!?

Большой Казенный переулок, дом 10 корпус 1. Во дворе. Там их три штуки. Год постройки дома 1880.

Парочка люков лежит на территории храма святого Николая в Хамовниках. Территория не входила ни в 1-ю, ни во 2-ю очереди строительства.

Территория входила в состав 1-й очереди московской канализации, вероятность что люки лежат тут с тех самых времен очень большая.

Покровский бульвар, во дворе дома 16-18.

Покровский бульвар, во дворе дома 16-18.

Покровка, тылы дома 4.

Тылы дома 17 по Большому Дровяному переулку.

Конструкция люка применялась до конца 20-х годов, примером тому могут послужить

Выпускаются чугунные люки следующих типов:

ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ЛЁГКИЕ. Тип Л номинальная нагрузка 1,5 т. ГОСТ 3634-99;
ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ СРЕДНИЕ. Тип С номинальная нагрузка 12,5 т. ГОСТ 3634-99;
ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ. Тип Т номинальная нагрузка 25 т. ГОСТ 3634-99;
ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫЕ. Тип ТМ номинальная нагрузка 40 т. ГОСТ 3634-99;
ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛЫЕ. Номинальная нагрузка 60 т. ГОСТ 36-34-99;
ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ ЛЕГКИЕ. Тип ГТС Л номинальная нагрузка 6,8 т., ГОСТ 8591-76.
ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ Тип ГТС Т номинальная нагрузка 17 т. ГОСТ 8591-76..;
ДОЖДЕПРИЁМНИКИ БОЛЬШИЕ. Тип ДБ 1 ГОСТ 3634-99 решётка, номинальная нагрузка 12,5 т. ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83, ДБ 2 ГОСТ 3634-99 решётка, номинальная нагрузка 12,5 т.

Тип (обозначение по ГОСТ 3634-99 (Евростандарту EN 124-1994)):

ЛМ (А15) — Лёгкий малогабаритный люк;
Л (А15) — Лёгкий люк;
С (В125) — Средний люк;
Т (С250) — Тяжёлый люк;
ТМ (Д400) — Тяжёлый магистральный люк;
СТ (Е600) — Сверхтяжёлый люк;
Р — Ремонтная вставка;
Д (А15) — Дождеприёмник малый;
ДБ1, ДБ2 (В125) — Дождеприёмник большой;
ДМ1, ДМ2 (С250) — Дождеприёмник магистральный;
ДС1, ДС2— Дождеприёмник сверхтяжёлый.

Обозначения люков (маркировка на крышке):

В — водопровод;
Г, ПГ — пожарный гидрант, пожарный гидрант подземный;
К — бытовая и производственная канализации;
Д — дождевая канализация;
ТС — тепловая сеть;
ГС — газовая сеть;
ГТС,МТС — городская телефонная сеть;
МГ — [магистральный] газопровод;
Т — телефон (телефонная сеть);
ТС — теплосеть (теплопровод).
Маркировка на люке может быть как в виде буквенного обозначения, так и в виде рисунка по желанию заказчика.

История чугунных люков.

Первые чугунные канализационные люки появились в различных урбанизированных городах нашей планеты в 1830-1840 годы. Но настоящий расцвет эры чугунных люков связан с появлением телефонных и электрических сетей, а также с развитием автомобилестроения.
В каталогах литейных заводов начала 19 века наряду с канализационными трубами, радиаторами отопления, кранами, фонарями и прочими чугунными изделиями, канализационные люки занимают важное место. В то время чугунно - литейных заводов и заводиков было значительно больше, чем сейчас. То есть почти в каждом крупном городе было свое литейное производство и эти заводы выпускали индивидуальные люки для своего города или района.
Единого стандарта еще не было, поэтому по многообразию люков и крышек для них можно было отследить географию локальных коммуникационных или канализационных сетей, их владельцев и торговых марок.
Развитие автомобилестроения, появление тяжелой автотехники предъявило новые требования к канализационным люкам, поскольку тяжелые грузовики могли оказывать на крышки колодцев давление более 3 тонн.
В разных странах принимались свои национальные стандарты, однако общемировая тенденция способствовала разделению люков на сверхтяжелые, предназначенные для аэродромов, с номинальной нагрузкой до 60 тонн, тяжелые, устанавливаемые на проезжей части улицы и автотранспорта с максимальной нагрузкой до 20 т, и легкие, которые устанавливаются на тротуарах, пешеходных переходах или в зонах зеленых насаждений и для которых максимальная нагрузка не превышает 3 тонны.
Размер и форма крышек чугунных люков всегда соответствует корпусу или колодцу. Как раньше, так и теперь люки отличаются по форме (квадратные, прямоугольные или круглые) и по размерам, однако в любом случае стандартный круглый люк должен быть не менее 550 мм (22 дюйма) в диаметре, чтобы человек мог пролезть в колодец.
В России приняты стандарты в 645 и 880 мм, в США применяются 24,27 и 36 дюймовые крышки.
Лучший материал для изготовления канализационных люков, обладающий наибольшим запасом прочности и высокими антикоррозийными свойствами для уличной службы, это серый чугун.

Устройство колодцев для установки чугунных люков.

Смотровой колодец состоит из рабочего помещения, шахты и крышки.
Устройство рабочего помещения зависит от типа подземных коммуникаций. Размеры его выбираются исходя из требований по обслуживанию соответствующих коммуникаций. Глубина расположения — в зависимости от глубины их залегания. Обычно высота рабочего помещения составляет 1,8 м.
Шахта — обычно круглая, длина зависит от глубины расположения рабочего помещения. Шахта чаще может быть собрана из кирпича или отлита из бетона. Имеет лестницу для спуска рабочего.
Крышка закрывает канализационный люк, для предотвращения попадания посторонних объектов в систему, а также для предотвращения несчастных случаев. Обычно крышка круглой формы — для того, чтобы при любом положении крышка не могла провалиться в люк. Изготавливается обычно из чугуна, иногда частично из бетона, должна быть большого веса для исключения возможности самопроизвольного открытия при интенсивном движении транспорта. Крышки бывают либо плоскими, либо выпуклыми в середине. Вогнутых крышек не бывает (в них бы собиралась и замерзала вода).
В колодцах кабельной канализации крышек обычно две: защитная и запорная. Запорная гораздо легче, изготовляется из стали и имеет замок для предотвращения проникновения посторонних лиц и кражи кабеля — располагается под защитной.
Канализационные люки используются для установки на колодцах подземных инженерных коммуникаций: тепловых, газовых, кабельных сетей, водопровода и канализации. Предназначение канализационных люков — это защита колодца и водостока от повреждений, предотвращение попадания посторонних предметов, обеспечение движения пешеходов и автотранспорта, несанкционированного доступа, также для доступа к подземным коммуникациям.

Чугунные люки с запорным устройством.

Чем вызвано установка запирающего устройства на канализационные люки? Основная причина установки запирающего устройства на канализационные люки — хищение крышек люков для последующей перепродажи в качестве металлолома или несанкционированное проникновение посторонних лиц в колодцы и, как следствие, воровство коммуникационного оборудования кабелей и т.д.
Также может быть нарушена технология монтажа, что вызывает неплотное прилегание крышки к корпусу и, как следствие, её выпадение, проворачивание или разрушение. Это может стать причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.
На рынке представлено несколько вариантов конструкции люков с запорным механизмом. Один из них предусматривает запорное устройство на второй (промежуточной) крышке люка, в то время как основная крышка остается без изменений. Например: В колодцах кабельной канализации крышек обычно две: защитная и запорная. Запорная гораздо легче, изготовляется из стали и имеет замок для предотвращения проникновения посторонних лиц и кражи кабеля — располагается под защитной.
Устройства запорного решение также может выполнено в нескольких вариантах.
ВАРИАНТ 1 — запорный механизм выполнен в виде флажкового соединения между крышкой люка и корпусом. Замок имеет секрет.
ВАРИАНТ 2 — замок изготовлен по принципу резьбового соединения крышки и корпуса люка. Болт имеет секрет.
ВАРИАНТ 3 — принцип работы замка — распорный механизм — установленный на крышке и при закрытие блокирует корпус и крышку.
Некоторые люки помимо запорного механизма имеют шарнирное крепление крышки к корпусу.

Кроме того, чугунные люки бывают:

Колодезными;
- канализационными;
- телефонными;
- магистральными;
- плавающими (с ремонтной вставкой) и т.д.

Поскольку каждый из данных видов чугунных люков имеет свое предназначение, рассмотрим их более подробно.

Колодезные люки

Люк колодезный чугунный используется в водопроводных инженерных сетях, предназначен для смотровых колодцев. Колодезные люки устанавливаются на тротуарах, на пешеходных дорожках, на проезжих частях улиц, автомобильных дорогах, во дворах, все зависит от того, какую предельную нагрузку способен выдержать колодезный люк. Если это люк чугунный тяжелый, то он может выдержать большую нагрузку, и предназначен для использования на автомобильных дорогах с повышенной интенсивностью дорожного движения.
В отличие от тяжелого люка, люк чугунный легкий используется в местах, где интенсивное автомобильное движение запрещено или вовсе отсутствует (площадки, переходы и так далее).

Колодезные люки различаются по своему исполнению, выделяют следующие люки:
- люки чугунные общего назначения;
- люки чугунные с замками;
- люки чугунные с углублением под бетон;
- люки чугунные с подъемной крышкой;
- люк квадратный чугунный;
- люк прямоугольный чугунный.

Маркировка люка включает в себя тип люка, его габаритные размеры. Кроме того, в зависимости от назначения люка, можно выделить его следующие разновидности:
- водопроводные люки;
- люки для систем пожарной безопасности;
- люки для систем бытовой канализации;
- люки дождевой канализации;
- люки газовой сети;
- люки тепловой сети;
- люки городских кабельных сетей.

Канализационные люки

Наибольшее распространение получили канализационные люки, которые используются для защиты всех видов коммуникаций. Люк чугунный канализационный бывает тяжелым и легким, с крышкой и без, с замком и без него. Тяжелые канализационные чугунные люки - например, люк магистральный - используются в монтаже систем водопровода и канализаций крупных производственных предприятий, они производится из чугуна повышенной прочности, поэтому может повсеместно использовать на промышленных территориях. Канализационные легкие чугунные люки выполняют функцию защиты канализационных сетей газовых, тепловых магистралей и систем водоснабжения, телефонных сетей. Такие люки имеют облегченную конструкцию, поэтому не могут использоваться в местах с интенсивным движением транспорта. Канализационные люки различаются по размерам крышки, форме рамы, размерам открытия, они могут иметь антивандальную защиту.

Канализационный люк с крышкой чугунный имеет одно неоспоримое преимущество перед люками без крышек - он безопаснее, поскольку крышка защищает подземные коммуникации от попадания в них посторонних предметов и проникновения посторонних лиц и повреждения подземных коммуникаций, к тому же, снижается риск получения травм людьми - пешеходами. Все люки, устанавливаемые в зонах перемещения пешеходов обязательно должны иметь крышки. Если устанавливается люк с замком, со специальным крепежом, это позволяет обеспечить дополнительную защиту от проникновения в колодцы и коммуникации третьих лиц, затрудняет хищение чугунного люка.

Современные чугунные люки отличаются привлекательным внешним видом, поэтому они могут использоваться в парках, местах отдыха, не портя общего привлекательного внешнего вида жилых зон и зон отдыха.

Телефонные люки

Люк телефонный чугунный предназначен для телефонных сетей, устанавливается на коробах телефонных канализаций и смотровые колодцы, он также как и канализационный люк может быть тяжелым и легким, соответственно, устанавливаться на автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения и скоростных трассах, либо в зонах зеленых насаждений и парках. Купить чугунный люк телефонный можно, заказав его в компании, специализирующейся на поставке чугунных люков.

Магистральные люки

Тяжелый магистральный люк имеет класс нагрузки D, E. Это означает, что его можно устанавливать там, где возможна большая нагрузка на крышку люка. А именно - на причалах, складах и транспортных терминалах, промышленных предприятиях и, разумеется, автомагистралях.

Плавающие люки

Еще одной разновидностью чугунных люков является люк плавающий, который может устанавливаться и на дорогах с интенсивным движением автомобильного транспорта, и на территориях промышленных предприятий, в зависимости от того, магистральный это плавающий люк или просто тяжелый.

Плавающий люк получил такое название из-за своей конструкции - он плавает, опираясь на конструкцию автомобильной трассы, а не как обычные люки на бетонные колодцы. Такой люк чугунный в Москве очень востребован, поскольку предотвращает просадку дорожного покрытия над люком, что способствует продлению срока службы дорожного покрытия, ведь бетонные кольца колодцев не разрушаются, асфальт не просаживается, покрытие остается гладким и ровным.
Плавающий чугунный люк может выдерживать большие нагрузки - до сорока тонн, поэтому такие люки могут быть установлены и на автомобильных трассах с интенсивным автомобильным движением, к тому же, меняя или ремонтируя дорожное покрытие, можно регулировать высоту плавающего люка, используя ремонтные вставки.
Чугунные люки востребованы в различных сферах, начиная от монтажа подземных водопроводных систем и заканчивая системами канализации, что связано с эксплуатационными свойствами чугунных люков, их долговечностью, прочностью, надежностью, устойчивостью к коррозии и агрессивным средам.

Современная жизнь не представляется без элементарных бытовых удобств. Очень важным элементом современного комфорта является наличие воды в доме.

Процесс установки канализационной системы не очень сложный. Однако требует внимания и ответственности в выборе материалов, чтобы потом не пришлось проводить затратные работы по переделке.

Устройство канализационного люка простое. Состоит из шахты, рабочего помещения, люка. Обязательно наличие закрывающей крышки.

Все части канализационного люка взаимозависимы. Рабочее помещение зависит от вида подземных инженерных коммуникаций. Глубина пролегания коммуникаций влияет на глубину помещения. Высота не превышает 1,8 метра.

Шахта представляет собой трубу, диаметром 0,7 метров. Ее глубина зависит от глубины рабочего помещения. Для обустройства канализационного колодца используют кирпичную кладку, пластиковые емкости , кольца из железобетона . Обязательно должна быть лестница для спуска.

Типы канализационных колодцев

Главное предназначение канализационных люков - это предотвращение травматизма, несчастных случаев и попадания мусора внутрь. Также, при необходимости, служат для свободного доступа к подземным коммуникациям, с целью контроля или ремонта.

В целях безопасности, канализационный колодец обязательно должен закрываться. Формы люков выпускаются квадратные, овальные, прямоугольные, выпуклые, плоские. Вогнутых не бывает. Чаще всего встречаются круглые. При любом положении, круглая крышка не провалится внутрь. Также немаловажным есть удобство транспортировки - можно перекатить.

В некоторых американских городах встречаются треугольные люки, указывающие направление воды в канализации. Но из-за недостаточной их безопасности, постепенно заменяются на обычные.

Канализационные люки, как правило, имеют большой вес, от 50 кг и выше. Это необходимо для предотвращения самооткрытия люка на проезжей части. Все люки, без исключения, имеют ребристую поверхность, для большего сцепления с поверхностью подошв обуви и шин автомобилей.

Иногда встречается очень интересная декоративная маркировка люков. Что вызывает повышенный интерес коллекционеров со всего мира.

Для изготовления люков используют различные материалы, но классический вариант - это чугун.

Чугунные люки

Чугунные люки отличаются прочностью, долговечностью. Срок эксплуатации насчитывает не меньше 80 лет. Выдерживают нагрузки до 90 тонн. Устойчивы к температурным перепадам. Недостатком является высокая стоимость. Но если учитывать, что такой люк прослужит достаточно длительный период, то сумма оказывается вполне оправданной.

В зависимости от сферы применения, различают 4 вида чугунных люков:

  1. Магистральные. Выдерживают нагрузку до 40 тонн. Устанавливаются на скоростных дорогах и магистралях.
  2. Тяжелые (собственный вес достигает 180 кг), используются на автомагистралях, дорогах с интенсивным движением.
  3. Средние канализационные чугунные люки. Выдерживают нагрузку до 12,5 тонн. Устанавливаются в жилых зонах с небольшим движением автотранспорта.
  4. Легкие канализационные люки. Рекомендуемая нагрузка для этого вида люка не больше 1,5 тонны. Монтируются на газонах, тротуарах, пешеходных зонах. Вес самого люка не превышает 65 кг.

При монтаже канализации в частном доме , чугунный люк монтируют только на проезжей части. Во всех остальных местах рекомендуется использовать более легкие модели, сделанные из других материалов.

В связи с частыми кражами чугунных люков, очень популярны полимерно-песчаные, пластиковые, бетонные, композитные, резиновые канализационные покрытия.

В ландшафтном дизайне, в основном применяются декоративные люки. От простого графического рисунка до имитации натурального камня , декоративного пня, скульптуры.

Пластиковые люки

Пластиковые люки долговечны, экологичны. Имеют небольшой вес, устойчивы к перепаду температур. Широкая цветовая гамма. В отличие от чугунных люков, исключена опасность возникновения искры. Непригодны для сдачи на металлолом, их не воруют. Стоимость гораздо ниже чугунных. К недостаткам можно отнести невозможность выдерживать большие нагрузки. Но эти люки устанавливаются на пешеходных дорожках, в парках, то этот недостаток можно считать весьма условным. Это хороший вариант при установке канализации в частном доме.

Композитные и полимерно-композитные люки

Композитные люки. Изготавливаются из стекловолокна, полиэфирных смол, порошкообразного наполнителя. Имеют небольшой вес, выдерживают не меньше 40 тонн. Также имеют длительный срок эксплуатации. Устойчивы к перепадам температур, не теряют цвет. Стоимость ниже чугунных люков, но дороже пластиковых.

Полимерно-композитные люки (полимерно-песчаные). Изготавливаются методом горячего прессования из пластиковых бутылок и песка. Такие люки имеют ряд преимуществ, а именно:

Но, при явных положительных качествах, имеют и некоторые недостатки. Не выдерживают большие нагрузки и на 70% состоят из песка. Рекомендуется устанавливать полимерно-песчаные люки в пешеходных зонах и парках. Если люк установлен в местах, подверженных снежным заносам, нужно использовать армированный тип, для облегчения поиска с металлоискателем.

Различают 3 типа полимерно-песчаных люков:

  1. Тип Л (легкий). Максимальная нагрузка 6 тонн. Устанавливаются в парках, пешеходных зонах, на приусадебной территории.
  2. Тип С (средний). Выдерживают нагрузки в 12 тонн. Монтируются на автостоянках, проезжей части улицы.
  3. Тип Т (тяжелый). Допустимая нагрузка 25 тонн. Это позволяет устанавливать такие люки на всех инженерных коммуникациях и городских дорогах. Не подходит для монтажа на магистралях.

Область применения и безопасность

Устанавливают канализационные люки на колодцах подземных коммуникаций : газовых, тепловых, водопроводных, канализации, кабельных сетей.

различаются по конструкции, типу проходящих под ними коммуникаций (сточная, ливневая , кабельная, трубопроводная канализация) и материалу изготовления.

Область применения канализационных люков обозначается маркировкой. Самые известные - В, ГВ (городской водопровод), ПГ (пожарный гидрант), К (канализация), Т (телефонная сеть) и т. д.

Также часто встречается схематическое обозначение. Молния - электротехническая сеть, телефон - соответственно, сеть телефонная.

Большинство люков имеют отверстие для открывания с помощью крюка. Если такого отверстия нет, то сверху на крышку приваривается ручка, которую после открытия срезают.

Отверстия допускаются в канализационных, водопроводных, ливневых люках. Люки электрических сетей, телефонной связи выпускаются без отверстий.

Из-за частых краж, канализационные люки часто заливаются бетонным раствором или закрываются дополнительно пластиковыми крышками, устанавливаются замки, в основном на телефонных коммуникациях. В последнее время, современные люки выпускаются с петлями наподобие дверных. Их открыть практически невозможно.

Канализации кабельных коммуникаций имеют сразу две крышки - защитная и запорная, которая имеет замок и находится под защитной.

Канализационные системы выполняют все необходимые функции для поддержания комфортной жизни. Но одного контроля и ремонта недостаточно. Открытые люки несут в себе большую опасность. Они становятся причиной аварий и даже смертей. Поэтому при обнаружении открытого люка необходимо установить ограждение, а место обозначить флажками. Если такой возможности нет, то можно ограничиться высокой палкой вставленной в люк.

Самыми опасными считаются ливневые и водопроводные канализации. Они очень глубокие (6 метров) и, как правило, с торчащей арматурой внутри.

Согласно статистике, самый высокий процент травматизма встречается среди детей. Очень важно объяснить ребенку насколько опасны игры возле и на канализационных люках.

Если возникает необходимость спуска рабочих в колодец, необходимо соблюсти все меры безопасности. Во-первых, с помощью лампы нужно проверить колодец на наличие газа. Если есть сероводород или метан, то свет от лампы уменьшится. Пары бензина меняют цвет на синий. Угольная кислота свет гасит. Все легкие газы удаляют с помощью проветривания. Удаление тяжелых газов требует использования специального оборудования.

При спуске в колодец, рабочий должен иметь все необходимое снаряжение. Запрещается курить возле открытой канализации и зажигать огонь. Работать разрешается только в маске и не более 10 минут без перерыва.