Сурское. Часовня Николая Чудотворца на Никольской горе

В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились.

Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.

Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его - меч, а в другой - храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси.

Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.

Позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда и перенесли удивительную икону. Вскоре и Белую гору окрестили Николиной или Никольской. Местные жители рассказывают, что их предки хранили образ как святыню и никак не соглашались передать его вышестоящим властям.

Согласно легенде, добыть чудодейственный лик поручили сотрудникам госбезопасности, говорят, сельские мужики четверо суток стояли в дозоре, охраняя святой образ. А кэгэбэшники засаду устроили, создав иллюзию, что икону оставили в покое. Деревенским-то пахать-сеять надо. Ну и оставили свой пост, решив, что опасность миновала. Тогда чекисты украли икону и вывезли за пределы области...».

Следы иконы потерялись в 1932 году. При советской власти религиозные проявления не приветствовались. И в одно прекрасное время чиновники распорядились уничтожить Никольскую часовню. На это дело даже удалось уговорить одного из молодых трактористов-атеистов. Старожилы утверждают, что мать парня плакала и молилась о спасении души своего заблудшего сына, она просила святого Николая сохранить ему жизнь.

Молодой человек пытался снести часовню с помощью трактора. Но случился обвал, машину занесло. Народ ахнул, когда трактор перевернулся и полетел с горы в пропасть. Но каково было всеобщее удивление, когда люди увидели тракториста повисшего на дереве, одиноко растущем на склоне. Парень вылетел из машины, зацепился за сучок и остался жив. «На самом деле святой Николай услышал молитвы его матери и пожалел ее», - уверены сельчане.

Николина гора по сей день считается святым местом. Здесь установили новую икону, подобную прежней, похищенной чекистами. Со всех уголков нашей страны приходят сюда люди, чтобы молить о прощении своих грехов и просить у святого Николая Чудотворца исполнить их самые сокровенные желания.

Николина гора – очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь святителя Николая. Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям.

На горе и у источников 22 мая с самого раннего утра уже поют акафист Николаю Чудотворцу. Многие сотни людей из разных мест (на машинах и автобусах - не только ульяновские и самарские номера) собрались на праздник Николая Чудотворца. Выстроились немалые очереди за святой водой, и где священники, где миряне поют Пасхальный канон, акафист Николаю Чудотворцу и молитвы.

Одна старушка рассказывала другой:

Я уж больно все переживала, что другие как влезут на гору, находят камешки с ликом Николушки, а мне никогда такой не попадается. И прошлый год тоже забралась на гору, помолилась. Иду - и думаю: вот, мне никогда камешек с Николушкой не найти! Гляжу - кирпичик лежит, обломок. И как ровно толкнуло меня - взяла да перевернула его. А на обратной стороне - образ Николая Чудотворца! Прямо вот и лик его виден, и одежда вся, и даже пуговки на одежде! Ну больно большой этот кирпичик-то, я думаю: отколоть, что ли, от него? Самой боязно: трону - рассыплется. Столько я об этом камешке мечтала, и загублю... И вот надо же, обкололся так, что как раз остался сам образочек Николушки, а все лишнее ровненько обломилось. Я этот кирпичик у икон положила. За год он обсох и только лучше все на нем стало видно.

Координаты: 54°29′29″N 46°43′53″E

* Публикуется по книге: Святой Николай Чудотворец. Современные чудеса. СПб., 2003.

Владимир Мельник

В Ульяновской области многие знают о Николиной горе — той, что находится в районном посёлке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь её необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, невольно задаёшься вопросом: как среди «долины ровныя» могла возникнуть такая высокая гора, подчёркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти
«к небу»? На помощь приходит предание.

Было время, когда Сурское было ещё селом Промзином Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св. Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.

На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницае­мая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперёд. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом».

Вопрошавший воин сразу узнал в старце св. Николая Чудотворца, а в юноше — св. Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св. Николая Чудотворца, и св. Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вёл переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св. Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.

С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. — до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своём месте до 1810 г., когда церковь была разобрана — река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящён придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.

Под горой есть ещё Никольский источник, известный удивительной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают всё новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

22 мая в Сурском проходит традиционное паломничество на Никольскую гору, к месту самого известного чуда в истории Ульяновской области. Корреспонденты «МГ» побывали на святом месте и попробовали разобраться в его сложной истории.

Легенды Белой горы
Во времена, когда рабочий поселок Сурское назывался Промзино и был небольшим городищем, часовые на Белой горе заметили приближающиеся со стороны реки Суры конные массы кочевников. Стрельцы выполнили свой долг, запалив сигнальный костер, и сразу же опустились на колени, чтобы помолиться перед смертью. Каждому было ясно, что ни убежать, ни защититься против огромной орды их маленький гарнизон не сможет… О том, что случилось потом, историки спорят до сих пор.

Вот как произошедшее описывает легенда: «Внезапно нападавшие остановились. Вокруг них сгустилась тьма, а вершина Белой горы, наоборот, озарилась белым сиянием. В этом сиянии появился вдруг старец огромного роста, увидев которого степняки убоялись и отступили…» Чудом оставшиеся в живых стрельцы спустились с горы и добавили подробностей: старец, по их словам, был никто иной как сам Николай Чудотворец, причем в одной его руке был православный храм, а в другой меч, а рядом с ним стоял Георгий Победоносец и грозил врагам копьем, с которого стекала кровь змия…

Хотя степняки и ушли, история продолжала развиваться. Местные жители поднялись на холм, чтобы осмотреть место великого чуда, и почти на самой его вершине конь воеводы, ехавшего первым, вдруг сам собой преклонил колени. Оказалось, что перед ним на земле лежит икона Николая Чудотворца, на которой святой изображен с храмом в одной руке и с мечом в другой… Эта икона стала главной достопримечательностью построенного здесь в 1862 году храма; Белая гора, возвышающаяся над поселком, стала называться Никольской, а несколько родников у ее подножия прославились как целебные…

К советскому времени слава Никольской горы уже широко вышла за пределы Симбирской губернии: известны случаи, когда паломники приходили в Сурское пешком из Киева. Антирелигиозная компания большевиков лишь укрепила главную сурскую легенду и добавила в нее новые сюжеты. Увидев, что взрыв храма и уничтожение его главной иконы ничуть не уменьшили количество паломников, ежегодно собирающихся здесь 22 мая, местные активисты решили уничтожить святое место как таковое – срыть трактором вершину горы. Однако трактор не удержался и полетел вниз по крутому склону, а тракторист чудом остался жив, успев выпрыгнуть и повиснуть на одиноком деревце… Хотя каждый сурчанин в любой момент может убедиться, что вершина Никольской горы - плоская, срезанная, то есть трактор до своего загадочного падения все-таки работу закончил, легенда трактует это событие однозначно: Николай Чудотворец вновь спас святое место.

Праздник Николы-Чудотворца

Вместе с паломниками мы поднимаемся на вершину. Под палящим солнцем идет праздничное богослужение: 22 мая - день Памяти святителя Николая Чудотворца…

На Никольской горе – тысячи людей, у ее подножия – сотни припаркованных автомобилей. Сотрудники районной администрации уверяют, что каждый год 22 мая сюда съезжаются до 30 тысяч человек. Хотя паломничество вот уже почти двадцать лет официально поддерживается местными властями, извлекать из него выгоду сурчане так толком и не научились: сувениры не продаются, парковок нет, общепит под контролем случайных бабушек с пирожками и развеселых узбеков с шашлыком. Зато громадье планов и гонора: Сурское – православный центр Ульяновской области, Никольская гора – ее религиозный символ, хорошо бы рядом с ней построить курорт… Хорошо бы, кто же спорит.

Пока деловую хватку проявляют лишь священники Симбирской епархии, которые толково организовали по всей горе торговлю всякими нужными паломнику вещами: свечами, иконками, крестиками… За таким серьезным подходом чувствуется многовековой бизнес-опыт. В деле извлечения прибыли из чудес сурская районная администрация перед Русской православной церковью – как бестолковые студенты финансового колледжа перед матерым олигархом из девяностых.

На вершине нам показывают сразу два дерева, за одно из которых, по легенде, зацепился тот самый тракторист-безбожник. Оба густо обвязаны разноцветными тряпочками – так буддисты обвязывают свои священные деревья на Тибете.

— Разве ж это православная традиция? – спрашиваю я главу Сурского района Владимира Малышева. – Язычество ведь какое-то…
— Ну почему сразу язычество, - смущается он. – Просто люди таким образом отмечают святое для них место. А батюшка ругается, но ничего поделать не может.

Мое внимание привлекает с десяток старушек, которые палками и ладонями разрывают меловые отложения мезозойской эры, из которых сложена Никольская гора.

— Что это вы делаете?

— Николу-Угодника ищем, сынок. Коли найдем, благодать на нас сойдет и исцеление будет…

Оказывается, это еще одно местное поверье: 22 мая можно найти камешек с образом Николая Чудотворца.

— И что, находили? – спрашиваю я главу района.

— Говорят, находили, - дипломатично отвечает тот. – Батюшка и на это тоже ругается, хотел даже эти камни самосвалом вывезти, но как их вывезешь, из них ведь вся гора сложена…

— Я смотрю, люди как верили черт знает во что, так и верят, - размышляю я. - Две тысячи лет христианства будто бы и не было… Назвали Перуна Николаем Чудотворцем, а сама вера как была языческая, так и осталась.

— Слушайте, да какая разница? Вера она сама по себе важна, неважно какая. Вера - она ведь людей лучше делает, поэтому ее в любом случае уважать надо, - неожиданно мудро говорит глава района. В прошлом он наверняка бывший коммунист-атеист и теперь, отбросив дипломатию, рассуждает весьма здраво. – Что мне эти ваши сомнения в наших легендах. Вы лучше ответьте: у какого-нибудь еще райцентра в области такая красивая легенда есть? Символ такой красивый? Нет ни у кого, только у нас. Так что не важно, что там и как было на самом деле, мы все равно своей горой и своей историей гордиться будем…

Легенда под микроскопом истории

Наш собеседник - Геннадий Пятаев, житель р. п. Сурское, бывший учитель истории.

— Геннадий Александрович, что это были за кочевники? Я три разных варианта легенды слышал: татаро-монголы, кубанские татары, ногайцы…

— Ну, это точно не татаро-монголы. Промзино-Городище было основано в 1552 году, татаро-монголы тогда уже были не актуальны. Кубанские татары – вряд ли, очень сомнительно… Возможно, ногайцы. В XVI веке Ногайская Орда была еще сильна, часто совершала набеги, нередко проходя через эти места.

— Когда, по-вашему, могли произойти события, описанные в легенде?

— Давайте подумаем: в 1552 году здесь основывают городище, чтобы прикрыть с фланга движение русских войск, идущих на Казань. С этого времени и почти до конца XVI века Московское царство – сильное, агрессивное государство, на территорию которого ногайцы вряд ли решились бы сунуться. А вот семнадцатый век начинается Смутным временем на Руси, свои территории мы почти не защищаем, и они становятся привлекательной целью для Ногайской Орды. Однако и самой Орде существовать осталось недолго – в 1625 году начинается ногайско-калмыцкая война, в результате которой Орда была почти полностью уничтожена. Так что временной промежуток, в котором могли произойти описываемые события, получается очень короткий: условно говоря, где-то между 1600-м и 1625-м годом…

— Существуют какие-нибудь исторические свидетельства, что такое событие действительно было?

— Никаких. Да и какие свидетельства могли бы остаться? Представьте: шла масса всадников, не пересекая Суру, она остановилась, постояла, развернулась и ушла… Какие свидетельства тут могут сохраниться на 400 лет? Но допустить, что такое действительно было, мы можем.

— То есть, теоретически чудо действительно могло случиться?

— Знаете, я вообще человек не очень верующий. Огромный старец на вершине сияющей горы – для меня как для историка все это как-то слишком сложно. Кочевники часто принимали непонятные для нас решения. Но не обязательно к своему непониманию примешивать участие сверхъестественных сил.

— На Никольской горе проводились археологические раскопки?

Нет, никогда. Место ведь намоленное, верующие сочтут раскопки святотатством. Хотя, с точки зрения археологии, Никольская гора – очень перспективна. Это ведь отличное место для стоянки – обзор на десятки километров вокруг, наверняка тут люди с древних времен обитали. Я знаю, похожее место есть в соседнем районе, и там копали. Нашли много наконечников стрел, осколки глиняной посуды… Думаю, на Никольской горе находки были бы еще интереснее.

Николина гора находится в Ульяновской области, Сурского района, поселок Сурское. Высота горы примерно 80 метров. Гора сложена их осадочных пород белого цвета. Склоны горы очень крутые (45 градусов), покрыты травой, редким кустарником и одиночными деревьями. На вершине горы плоская площадка, на которой расположена часовня св. Николая Угодника.

Здесь ежегодно в майские дни проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника, на которые съезжаются тысячи паломников. История почитания, связанная с горой, начинается в 1552 г. Тогда Сурское было селом Промзино, Алатырьского уезда, Симбирской губернии. Это было маленькое поселение при укрепленном остроге - всего на несколько дворов. Гора называлась тогда Белой. Согласно преданию, к острогу подступили некие "агаряне" (народы не исповедовавшие христианство).

Агаряне встали лагерем на правом берегу Суры, и начали готовиться к нападению на острог. Однако, нападения так и не произошло. И именно тогда жителям села Промзино, на горе явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Когда агорян потом спросили, почему они стоят на подходе к селу, но не нападают, они ответили, что «вокруг них царит непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии, стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой». «Верно, за вашу землю вступился сам Бог ваш, и грозит своим мечом», - сказали агоряне и ушли. После этого промзинцы с благоговением приняли найденную икону, а сто лет спустя в 1658 г. в её честь возвели на горе часовню. А саму гору из Белой переименовали в Николину. В 30 -ые годы ХХ столетия часовня была разрушена. Сейчас на вершине Николиной горы стоит реставрированная часовня в честь Николая Чудотворца. Под горой расположен Никольский святой источник. Вода из этого источника считается целебной. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Место является почитаемым и связано с большим количеством обрядовых практик относящихся народному православию. К примеру, существует поверье, что если по очень крутому склону горы забраться наверх с мешком камней и оставить их там, то таким образом можно избавиться от грехов, по количеству и тяжести равному числу камней, поднятым на вершину. В дни молений на Николиной горе собираются тысячи паломников, многие из которых пытаются подняться по крутым склонам горы с мешками полными камней. С горой, и находящимся под ней святым источником, связано также большое количество обрядов, направленных на избавление от болезней и на восстановление добрых отношений и благополучия в семье.

Здесь кажется, что время остановилось. Уходят прочь суетные мысли, а чудеса не вызывают сомнений. Здесь люди меняются, и вера приходит сама собой. Не зря на Николину гору близ поселка Сурское едут верующие из разных уголков страны.
Чем же привлекают эти места паломников со всей России? Когда-то нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого Курска, для защиты от кочевников.
Почти пять веков назад полчища кубанских татар подошли к Промзину и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев.
– Что стоите вы здесь вот уже столько времени?
Ему отвечали:
- Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться домой, но позади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверное, за землю вашу вступился сам Бог ваш и грозит нам своим мечом.
Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал святого Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам возвратился в городище и рассказал об увиденном.
Жители поспешили на Белую гору, а во главе них поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Люди увидели икону Николая Чудотворца, скрытую в земле. Это был горельеф с выпуклым изображением святителя: в одной руке - меч, а в другой – храм. Народ с благоговением поднял икону.
Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроили Никольскую Городищенскую мужскую пустынь. Сюда, в храм, воздвигнутый во имя святителя Николая, и перенесли образ. Однако в 1810 году церковь пришлось разобрать, потому что Сура подмывала почву. Икону чудотворца перенесли в Казанскую церковь села Промзино. Здесь построили придел во имя святителя Николая.
Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Никольской, в просторечии Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования “летнего Николы” приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы. С 1932 года следы чудотворного образа теряются…
В советское время не раз предпринимались попытки покончить с традицией почитания этих мест. Коммунисты пытались разровнять и саму гору. Но трактор, перевернувшись, скатился по склону и чудом не утонул в Суре, зацепившись за крепкое дерево.
…Мы отправились в путешествие к святым местам в первый после недельной изнуряющей жары прохладный день. По дороге радовались, что зной наконец спал - легче будет взбираться по крутому склону. На подъезде к Сурскому и вовсе начал накрапывать дождь. И это тоже было воспринято как добрый знак – небо "омывает" нам дорогу.
Окрестности Сурского – один из самых живописных уголков Ульяновской области. Поселок раскинулся на берегах Суры. Земная кора здесь неровная, и с шоссе весь населенный пункт виден полностью, словно раскинутый на застывших волнах. Но даже среди пестроты разномастных зданий, садов, дорожных змеек вершина, вызывающая трепет у верующих, выделяется сразу. Будто сам Бог определил этому месту быть центром здешних земель. Как гора со столь крутыми склонами появилась на равнинной в общем-то местности - загадка даже для специалистов по тектонике. Форма горы заставляет усомниться в ее природном происхождении – она кажется похожей на гигантский "куличик", которые все мы лепили в детстве. Верхушка – идеально ровная платформа. Чтобы сподручнее было строить здесь храм?
В этих местах вообще многому удивляешься, начинаешь верить в чудеса и в Божий промысел. Стоило посетовать про себя, что не захватили свечи – поставить к установленному на вершине кресту в честь святителя – как откуда ни возьмись появилась старушка:
- Деточки, я ведь домой собралась, думала, сегодня уже никто не приедет – будний день, обед. А вот несколько свечек еще не продала. Возьмите, и вам хорошо, и мне, что встретились.
Пока рассчитывались за свечи, расспрашивали, как пройти к святым источникам, богомольная бабушка, не переставая креститься, приговаривала:
-Повезло вам, родимые, видите, люди на гору поднимаются? Акафист читать будут. И вы послушаете.
Несколько верующих – мужчины, женщины, дети, взбирались по склону. Мы устремились за ними, удивляясь, куда подевались тучи, и отчего солнце стало столь палящим, что свечи плавятся в руках. Николина гора крутая, подниматься нелегко, тем более в такое пекло. Но когда оказываешься на вершине, забываешь обо всех трудностях. Паломники снимают обувь – считается, что божественная энергия здесь идет от самой земли. Исцеляет болезни, очищает душу и мысли. Легкий ветерок, пение верующих, гранитная плита с образом Николая отражает солнечные лучи, и кажется, изображение святого источает особый свет. Время останавливается.
Жалеешь только о том, что объектив фотокамеры не способен передать и малой толики красоты, что открывается сверху. Изгибающаяся среди буйной зелени Сура, заливные луга, сады, часовенки у святых источников. Несколько деревцев, растущих на самой вершине, сплошь обвязаны ленточками. Каждый, кто поднялся на Николину гору, привязывая веревочку, загадывает желание, оставляет здесь частичку себя, чтобы вернуться вновь. Местные жители рвут растущую на горе травку. Заваривают и пьют отвар, считая его целебным. На каменистой и, кажется, совершенно неплодородной почве колосится овес. По преданию, он растет здесь с тех пор, как явился на белом коне Георгий Победоносец.
А еще все стремятся взять с горы камушек. Каждый мечтает найти кусочек известковой породы с ликом святого Николы. Такое случается, но очень редко – везет не всем, говорят, чаще всего детям.
В лесу недалеко от подножия вершины – три святых источника. Вода в каждом чистая, как слеза, необыкновенно вкусная и целебная. На родниках, которые называют "монастырскими", устроены купальни – мужская и женская. Даже летом окунуться решается не каждый – в деревянных срубах, куда никогда не доходят солнечные лучи, вода ледяная настолько, что буквально останавливается сердце. А омыться, по традиции, надо три раза. И тогда смоются все грехи.
Выбираясь из леса, обращаем внимание на деревья, вернее, на их листья. Некоторые покрыты странным узором, напоминающим лик. Сидящий внутри нас рационалист и прагматик подает голос, напоминая, какой на дворе век, и стремится найти научное объяснение причудливым золотым изгибам на зеленой поверхности. И не находит… Внутренний голос жителя XXI столетия совсем умолкает, когда, выбравшись из леса, мы наталкиваемся на белого коня, мирно щиплющего травку у подножия Николиной горы. Развевается на ветру густая грива, и вспоминается Георгий Победоносец на белоснежном скакуне, вместе с Николаем Чудотворцем остановивший грозных татар.
Выезжаем из Сурского. На землю вновь опустилась прохлада, будто и не было этих палящих солнечных лучей, которые жгли нам спину при подъеме на вершину. День простоял пасмурным до вечера. Считается, чем тяжелее дается человеку это восхождение, тем больше грехов он снимет с себя путешествием на Николину гору. Видимо, испытание было неслучайным.
Ольга Николаева