Авиация россии. Авиация россии Су 35 год выпуска

МОСКВА, 4 февраля. /ТАСС/. О переброске в Сирию новейших истребителей Су-35С стало известно 1 февраля. По данным Минобороны РФ, истребители приступили к выполнению боевых задач на авиабазе Хмеймим на прошлой неделе.

Признание западных СМИ: "отличный и опасный"

Появление на российской авиабазе Хмеймим в Сирии новейших истребителей Су-35С вызвало интерес как российской прессы, так и ряда зарубежных изданий. Об этом, в частности, написали немецкий журнал Stern, американские издания The National Interest и The Washington Times.

Как отмечает Stern , российский Су-35С считается на сегодняшний день самым опасным истребителем в мире, если не считать американского самолета 5-го поколения F-22.

Журнал также пишет, что самолет имеет высокую маневренность, оборудован новой радиолокационной станцией "Ирбис" и улучшенными двигателями. Изание подчеркивает, что, обладая высокими характеристиками, Су-35 стоит достаточно дешево по сравнению с наиболее продвинутыми западными образцами. Stern прогнозирует российскому истребителю успех на мировом рынке оружия.

"Телеканал "Звезда"/YouTube"

The National Interest , в частности, процитировал слова высокопоставленного чиновника из Пентагона, назвавшего эти истребители "отличными и опасными самолетами, особенно если построить их в большом количестве". Чиновник сравнил Су-35 с американскими самолетами и отметил, что F-15 и F/A-18E при встрече с российским самолетом будут "заняты по горло".

Как пишет, в свою очередь, газета The Washington Times , переброска истребителей в Сирию является сигналом для Турции: Су-35 вместе с С-400 дает России возможность защитить свои самолеты в любой точке ближневосточного региона с помощью вооружения, которое превосходит оружие НАТО.

Проверка боем: "ему нет равных"

Как рассказал ТАСС бывший начальник 4-го центра боевого применения и переучивания летного состава ВКС в Липецке генерал-майор Александр Харчевский, новейшие истребители Су-35 смогут не только пройти проверку в боевых условиях Сирии, но и внести свой вклад в уничтожение наземных целей боевиков.

По словам генерала, Су-35, как и ранее отправленные в Сирию Су-30СМ, способны "одинаково эффективно решать задачи как по воздушным, так и по наземным целям".

Су-35, используя сверхвысокие маневренные характеристики при ведении воздушного боя, в чем ему нет равных, с таким же успехом могут применять средства поражения по земле

Александр Харчевский

генерал-майор

Еще одна цель переброски новейших самолетов в Сирию – их испытания в боевых условиях. Они "очень важны со всех точек зрения".

Такой возможностью "посмотреть и проверить в деле" нашу новую авиатехнику пренебрегать было нельзя, и она полностью используется

Александр Харчевский

генерал-майор

Сверхманевренный и всепогодный

Российский многоцелевой сверхзвуковой сверхманевренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полет Су-35 совершил 19 февраля 2008 года, самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан.

С 2011 года истребитель серийно производится на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ).

19 ноября 2015 года государственная корпорация "Ростех" объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24 истребителей Су-35, КНР станет первым иностранным покупателем этих самолетов.

Аэродинамическая схема самолета выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С разработки Научно-производственного объединения "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская область).

За сверхманевренность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

Летно-технические характеристики

Длина самолета - 21,9 м, размах крыла - 14,75 м, высота - 5,9 м. Максимальная взлетная масса - 34 500 кг, максимальная скорость - 2500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) - 3600 км, с ПТБ - 4500 км. Практический потолок - 20 тыс. м. Экипаж состоит из одного человека. Назначенный производителем ресурс самолета - 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей - 4 тыс. часов.

Продолжение

На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.

По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.

Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).

Глаза и уши истребителя

От самолета пятого поколения на Су-35 кабина пилотов. В отличие от Су-27, в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них два больших цветных жидкокристаллических экрана. Поэтому на нем, как в обычном телевизоре, в режиме "картинка в картинке" отображается вся необходимая пилоту информация.

Также на Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс - БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача - собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром.

Кроме этого, на истребителе стоит перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой "Ирбис", обладающий уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей.

Но даже при наличии Т-50 истребитель Су-35С будет очень эффективной боевой машиной, обладающей большим модернизационным потенциалом.

aviator 2018-10-18T15:01:28+00:00

Многоцелевой истребитель Су-35С (БМ).

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2008 г.

Название «Су-35» уже давно известно в мире авиации. Под таким именем с 1992 года на международных авиасалонах неоднократно демонстрировались модернизированные истребители, Су-27М, создававшиеся в свое время по заказу отечественных ВВС. На рубеже нового тысячелетия истребители Су-35 участвовали в тендерах ВВС Кореи и Бразилии, причем в роли самолетов-демонстраторов выступали те же машины, выпушенные ещё в первой половине 90-х годов. С течением времени стало очевидно, что для успешного продвижения на мировой рынок и обеспечения конкурентоспособности с современными и перспективными зарубежными истребителями самолету требуется радикальная модернизация, которая должна затронуть не только комплексы бортового оборудования и вооружения, но и сам планер машины, а также ее силовую установку. Последнее должно было обеспечить существенное повышение ресурсов и сроков службы истребителя. В результате к середине первого десятилетия нового века в целом сформировалась концепция глубоко модернизированного истребителя семейства Су-27, за которым было сохранено название Су-35 (иногда используется Су-35БМ (Большая Модернизация) .

Итак, что же нового реализовано в конструкции Су-35? Во-первых, истребитель получит усовершенствованный планер с усиленной конструкцией, что позволит добиться существенного увеличения ресурса самолета — до 6000 ч или 30 лет эксплуатации (ресурс до первого контрольно-восстановительного ремонта и межремонтный повышен до 1500 ч или 10 лет эксплуатации). По аэродинамической схеме он аналогичен самолету Су-27 — в отличие от Су-30МКИ на нем не будет уже переднего горизонтального оперения, при этом во всех трех каналах будет реализовано электродистанционное управление, без механической проводки. Применение новой комплексной системы управления КСУ-35, разрабатываемой МНПК «Авионика» и выполняющей функции сразу нескольких систем, применявшихся раньше на самолетах Су-27 (системы дистанционного управления, систем автоматического управления, ограничительных сигналов, воздушных сигналов, управления торможением колес шасси, управления поворотом передней стойки) повысит пилотажные и маневренные возможности истребителя. КСУ-35 одновременно будет выполнять функции активной безопасности.

Из конструктивных особенностей Су-35 следует также отметить отсутствие традиционного для самолетов Су-27 верхнего тормозного щитка — его функции переходят дифференциально отклоняемым рулям направления. В связи с увеличением взлетной массы на Су-35 усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколесной. При изготовлении планера самолета реализуются технологии снижения радиолокационной заметности, которые обеспечивают уменьшение его отражающей способности в Х-диапазоне радиоволн в секторе углов 60°.

Внешнее новый Су-35 (T-10БM) ближе обычному Су-27, чем к прежнему Су-35 (T-10M): у него нет ПГО, хвостовая балка укорочена. Крылья соответствуют примененным на корабельном Су-33 с большим флаперонами занимающими вся заднюю кромку.

Конструкция планера несколько усилена, что позволяет увеличить максимальную взлетную массу до 38800 кг. Однако, за счет уменьшения массы БРЭО, масса пустого самолета осталась практически неизменной (16500 кг).

Кроме того, уменьшена площадь вертикального оперения, что снижает РЛ — заметность, сокращен объем закабинного отсека (благодаря современной и компактной авионике). Незначительные изменения претерпел фонарь кабины летчика.

Применительно к планеру самолета Су-35 уместно употребить термин «щадящий режим модернизации». Это обусловлено стремлением конструкторов избежать или свести к минимуму объем дорогостоящих статиспытаний, а также предельно полно использовать существующую серийную оснастку.

Конструкция планера Су-35 обеспечивает увеличение внутреннего запаса топлива более чем на 20% — при полной заправке он достигает 11500 кг по сравнению с 9400 кг у серийных Су-27. Кроме того, на самолете обеспечено применение двух подвесных топливных баков емкостью по 1800 л, подвешиваемых на подкрыльевые точки. С подвесными баками суммарный запас топлива достигнет 14300 кг. Самолет также оснащается системой дозаправки топливом в полете по схеме «шланг-конус» с выдвижной штангой по левому борту головной части фюзеляжа. Темп перекачки топлива при дозаправке достигает 1100 л/мин.

Важным отличием Су-35 от предшествовавших ему самолетов семейства Су-27 является применение в его силовой установке новых двигателей с повышенной тягой. Они разработаны на НПО «Сатурн» и известны под названием «117С».

В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. На них применяется новый вентилятор увеличенного на 3% диаметра (932 мм против 905 мм), новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления. На двигателе предусматривается использование сопла с управляемым вектором тяги (как на АЛ-31ФП). В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16% — до 14 500 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме она достигает 8800 кгс. По сравнению с нынешним АЛ-31Ф существенно — в 2-2,7 раза — возрастут ресурсные показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1000 ч (ресурс до первого капитального ремонта — 1500 ч), а назначенный — с 1500 до 4000 ч.

По программе испытаний и доводки «изделия 117С» было построено пять опытных двигателей. Первый из них проходит с 2003 года стендовые испытания, а еще два прошли летную отработку в составе силовой установки летающей лаборатории — опытного самолета Су-27М №710. Испытательные полеты начались в марте 2004 года. На первом этапе летных испытании было осуществлено около 30 полетов этой летающей лаборатории с новыми двигателями, в т.ч. пять — с двумя двигателями. Затем четвертый экземпляр заменил самый первый опытный образец на стенде, а пятый использовался в качестве резервного на летных испытаниях.

Проведенные стендовые испытания показали, что внедренные мероприятия позволили существенно улучшить параметры двигателя «117С» по сравнению с прототипом и превысить параметры технического задания по тяге и удельному расходу топлива. В филиале НПО «Сатурн» на Лыткарирнском машиностроительном заводе (Московская обл.) весной этого года начались стендовые ресурсные испытания двигателя «117С» в обеспечение первого вылета Су-35. Кроме того, на стенде в Лыткарнно находится еще один двигатель этого типа, который предназначен для проведения комплекса специспытаний.

Серийный выпуск двигателей «117С» будет осуществляться в кооперации Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО, г. Уфа) и НПО «Сатурн» (г. Рыбинск). По решению фирм-партнеров, все работы по двигателю «117С» будут разделены между НПО «Сатурн» и УМ ПО на паритетной основе, 50 на 50%.

Первые два серийных двигателя «изделие 117С» для проведения летных испытаний в составе первого опытного самолета Су-35 были изготовлены на НПО «Сатурн» и поставлены на КнААПО в начале этого года.

Пожалуй, главной отличительной особенностью Су-35 станет применение на нем принципиально нового комплекса бортового оборудования. В основе его лежит информационно-управляющая система (ИУС), предназначенная для функциональной, логической, информационной и программной увязки систем бортового оборудования в единую интегрированную систему и обеспечивающая взаимодействие между экипажем и оборудованием. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».

Основу информационно-управляющего поля кабины Су-35 составляют два огромных цветных многофункциональных ЖКИ типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М и пульт управления и индикации.

графической, цифробуквенной и символьной информации, отображения телевизионной информации от бортовых телевизионных датчиков с наложением на нее цифробуквенной и символьной синтезированной информации, а также формирования и выдачи видеосигнала в цифровом виде в систему вндеорегист-рации. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором предназначен для отображения необходимой информации и выдачи команд путем нажатия кнопок на обрамлении на всех этапах полета. Коллиматорный авиационный индикатор ИКШ-1М со встроенным процессором предназначен для обеспечения наблюдения на фоне закабинного пространства коллиматорного изображения информации) формируемой в соответствии с управляющими сигналами. Он имеет поле зрения 20 x 30°.

Управление бортовым оборудованием, системами и вооружением в новой кабине Су-35 обеспечивается кнопками и переключателями на ручке управления самолетом и рычагах управления двигателями, а также кнопочным обрамлением многофункциональных индикаторов. Таким образом, на самолете реализуется концепция HOTAS. Разработку индикаторов и ряда других систем БРЭО самолета Су-35 обеспечивает Рамснское КБ приборостроения и другие предприятия НПЦ «Технокомплекс».

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э», обладающая уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. Она разработана ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В.Тихомирова» (НИИП) как дальнейшее развитие РЛСУ «Барс», применяемой на самолетах Су-30МКИ и Су-30МКМ , и конструктивно представляет собой многофункциональную РЛС Х-диапазона с пассивной ФАР диаметром 900 мм, размешенной на двухстепенном электрогидроприводе (по азимуту и крену), оснащенную перспективной вычислительной системой с БЦВМ «Соло-35». Антенное устройство сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60°. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод механически доворачивает антенну по азимуту на угол до 60° и по крену на угол 120°. Благодаря этому максимальный угол отклонения луча по азимуту при электронном управлении и механическом довороте антенны увеличивается до 120°.

РЛСУ «Ирбис-Э» позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора пространства, вести одновременный обстрел до восьми воздушных целей. Комплекс обеспечивает обнаружение, селекцию и сопровождение до четырех наземных целей в нескольких режимах картографирования с различной степенью разрешения на дальности до 400 км при сохранении контроля над воздушным пространством.

Воздушные цели с ЭОП 3 м2 на встречных курсах РЛСУ «Ирбис-Э» может обнаруживать на дальности до 350-400 км (в пределах зоны обзора 100°). Это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. В более широкой зоне обзора (300°) аналогичные цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км в передней полусфере (на фоне земли — до 170 км) и до 80 км в задней полусфере (до 50 км на фоне земли). «Сверхмалозаметные» цели с ЭОП 0,01 м2 обнаруживаются «Ирбисом» на дальностях до 90 км.

Дальность обнаружения наземных (надводных) целей составляет: для цели типа «авианосец» (ЭОП 50000 м2) — 400 км, «железнодорожный мост» (1000 м2)- 150-200 км, «катер» (200 м2)- 100-120 км, «установка оперативно-тактических ракет» и «группа танков» (30 м2) — 60-70 км.

Являясь логическим развитием «Барса», РЛСУ «Ирбис», таким образом, имеет значительно более высокие характеристики: расширенную (более чем вдвое) полосу рабочих частот, увеличенную с 70° до 120° зону обнаружения и сопровождения воздушных целей по азимуту, значительно (в 2-2,5 раза) возросшую дальность действия, улучшенную помехозащищенность и т.д. По этим показателям «Ирбис» находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и западноевропейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

Разработка РЛСУ «Ирбис» ведется в НИИП с 2004 года. К настоящему времени опытные образцы системы прошли необходимые стендовые испытания, а первый из них установлен на борт летающей лаборатории Су-30МК2 №503 и проходит летные испытания. Первый полет летающей лаборатории с включением «Ирбиса» в ЛИИ им. М.М.Громова состоялся в начале этого года и продемонстрировал высокие характеристики новой РЛС в режиме «воздух-поверхность». В апреле летающая лаборатория была перебазирована в Ахтубинск для проведения всесторонней летной отработки новой РЛС. Основными задачами первого этапа испытаний «Ирбиса» на борту самолета являются отработка новых вычислительных средств, оценка новых режимов работы, подтверждение расчетных характеристик дальности обнаружения. Этот этап испытаний планируется завершить до конца года.

А тем временем НИИП совместно с серийным Государственным Рязанским приборным заводом готовит первые штатные комплекты «Ирбиса» для установки на опытные самолеты Су-35. Две РЛС готовятся для размещения на борту второго и четвертого экземпляров нового истребителя. Работы должны быть выполнены уже в этом году.

Другой новой подсистемой системы управления вооружением самолета Су-35 является оптико-локационная станция «ОЛС-35», объединяющая в себе тепло-пеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. Применение современной элементной базы, новых алгоритмов и программного обеспечения обуславливают превосходство ОЛС-35 над ОЛС других самолетов семейства Су-27 и Су-30 по дальности и точности действия, а также надежности. Зона обзора, обнаружения и автоматического сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет 90° по азимуту и +60…-15° по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней — не менее 90 км. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной — до 30 км, точность измерения 5 м.

Кроме того, для обеспечения эффективного боевого применения в режиме «воздух-поверхность» самолет может комплектоваться подвесным оптико-электронным контейнером — лазерно-телевизионной прицельной станцией, обеспечивающей обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей. С ее помощью, в частности, могут применяться корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.

Разработку встроенных и подвесных оптико-электронных систем, которые могут применяться на Су-35, ведут два предприятия — московский НИИ прецизионного приборостроения (подобные системы НИИ ПП уже применяются на корабельных истребителях МиГ-29К /КУБ , создаваемых PCК «МиГ» по заказу ВМС Индии, и планируются к установке на перспективный истребитель МиГ-35) и Уральский оптико-механический завод им. Э.С. Яламова (оптико-локационные станции УОМЗа традиционно используются на самолетах семейства Су-27 и МиГ-29).

Среди других новых систем бортового оборудования Су-35 — современное навигационное и радиосвязное оборудование, системы, обеспечивающие групповые действия истребителей, а также высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия, конкретный состав которого и комплектация теми или иными средствами помех может определяться по желанию заказчика.

Всего для размещения средств поражения используется 10 узлов внешней подвески. Еще два концевых крыльевых узла задействованы для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» Р-27 средней дальности — Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), войдут пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает шесть тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л , шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П , пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК , а также новинки: пять противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ , три ракеты большой дальности системы «Клаб» («Калибр-А») и одну тяжелую противокорабельную ракету большой дальности типа «Яхонт». В числе применяемых корректируемых бомб — до восьми бомб КАБ-500Кр (ОД) с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг — КАБ-1500Кр или КАБ-1500ЛГ с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК , но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг, она размешается на 12 точках подвески.

Производство установочной серии начато на КнААПО (г. Комсомольск-на-Амуре) в 2006 году. Сборка первого прототипа второго поколения Су-35 — Т-10БМ борт № 901 завершена летом 2007 года и самолет приступил к наземным испытаниям. Первый полет состоялся в ЛИИ им.Громова на аэродроме Раменское 19 февраля 2008 года, пилот — Сергей Богдан. В начале июля 2008 года на КнААПО уже велась сборка второго и третьего прототипов Су-35. Первый прототип Су-35 борт № 901 совершил первый публичный демонстрационный полет в Раменском 07.07.2008 года. В июле 2008 года объявлено так же о начале серийного производства Су-35 в 2011 году — якобы до 2020 года планируется произвести для разных заказчиков 160 самолетов этой марки (заявление С.Короткова, «Сухой»). Второй летный прототип Су-35 поднялся в воздух на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре 2 октября 2008 года. В феврале 2009 года заявлено, что вскоре к испытаниям присоединится третий предсерийный самолет. По состоянию на 23 марта 2009 года самолеты Су-35БМ совершили в общей сложности 100 полетов. Третий летный прототип Су-35БМ уже был оборудован РЛС в отличие от первых прототипов и другим БРЭО, но 26 апреля 2009 года Су-35БМ борт № 904 потерпел аварию при скоростной пробежке на аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре из-за отказа системы управления двигателем.

В июле 2010 года заявлено о завершении предварительных испытаний Су-35БМ. Программу государственных испытаний самолета планировалось начать в сентябре-октябре 2010 года. В перспективе в госиспытаниях предполается участие 6 самолетов. Первый серийный Су-35С производства КнААПО совершил первый полет 03.05.2011 г. на аэродроме Дземги (г. Комсомольск-на-Амуре) — это первый самолет проекта, полностью укомплектованный БРЭО.

15 августа 2011 года первые два предсерийных самолета Су-35БМ (борт №№ 901 и 902) и первый серийный Су-35С начали программу государственных совместных испытаний в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС. На Су-35БМ (№№ 901 и 902) выполнены предварительные летные испытания, в ходе которых были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы.

Тренировочные полеты истребителя Су-35С проходят в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова. Пилот компании «Сухой», заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой России Сергей Богдан, отрабатывает два комплекса фигур высшего пилотажа — для простых и сложных метеоусловий. Участники и посетители крупнейшей выставки достижений мирового авиастроения смогут увидеть такие сложные и зрелищные фигуры как пространственные бочки, кульбиты, плоский штопор и знаменитую «Кобру Пугачева».

7 декабря 2011 года второй серийный многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35С, предназначенный для поставки российским ВВС, выполнил первый полет в Комсомольске-на-Амуре.

17 января 2012 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух серийный многофункциональный истребитель Су-35С-3. В течение более 2 часов отрабатывались различные режимы работы силовой установки и комплексной системы управления. Проверялись характеристики устойчивости и управляемости. Замечаний к работе двигателей, систем и оборудования нет. Пилотировал самолет летчик-испытатель Тарас Арцебарский.

В рамках программы летных испытаний на истребителях Су-35 совершено более 400 полетов. Самолеты Су-35-1,2 предъявлены в 929-й Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) на государственные совместные испытания (ГСИ) и с 15 августа 2012 года приступили к выполнению согласованной программы. Одновременно к ней подключен первый серийный Су-35С-1. На Су-35-1, 2 выполнены предварительные летные испытания, в ходе которых были полностью подтверждены основные установленные летно-технические характеристики комплекса бортового оборудования и характеристики сверхманевренности, проверены характеристики устойчивости и управляемости, характеристики силовой установки, работа навигационной системы. Достигнутая максимальная скорость у земли составляет 1400 км, на высоте — 2400 км/ч, потолок — 18 тыс. м. Дальность обнаружения целей в режиме «воздух»-«воздух» — свыше 400 км. Это существенно превышает аналогичный показатель стоящих на вооружении самолетов. Бортовая ОЛС позволяет обнаруживать и сопровождать несколько целей на дальности свыше 80 км. Комплекс готов к прохождению испытаний на боевое применение. (ХК «Сухой»).

В настоящее время серийные истребители Су-35С проходят испытания по программе государственных совместных испытаний, по итогам которых будет приниматься решение о постановке самолета на вооружение.

В декабре 2012 года «Сухой» передал министерству обороны РФ 6 экземпляров серийных многофункциональных истребителей Су-35С. Соответствующие документы о приемке самолетов подписаны на входящем в холдинг Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю.А.Гагарина (КнААПО). Таким образом, компания «Сухой» полностью выполнила гособоронзаказ 2012 года по этому типу самолетов.

В настоящее время компания «Сухой» выполняет государственный контракт на поставку Министерству обороны РФ в период до 2015 года 48 истребителей Су-35С.

Специалисты ОАК особо подчеркивают, что Су-35С обладает значительно лучшими летно-техническими характеристиками по сравнению с уже состоящими на вооружении аналогами и более совершенным комплексом бортового оборудования.

Его характеристики превосходят все тактические европейские истребители поколения 4 и 4+ типа «Rafale» и «Eurofighter 2000», модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18 и позволяют успешно противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A.

Су-35С является самым скоростным (2400 км/ч на высоте 11 км) истребителем, у него более высокая тяговооруженность, он имеет почти двукратное преимущество перед современными французским (Rafale) и шведским (Gripen) истребителями в дальности полета.

Это единственный в мире самолет, который может совершить «блинчик» — разворот на 365° в горизонтальной плоскости без потери скорости.

Модификация: Су-35С («БМ»)
Размер крыла, м: 15,30
Длина самолета, м: 21,90
Высота самолета, м: 5,90
Площадь крыла, м2: —
Масса
-пустого самолета: 19000
-нормальная взлетная: 25300
-максимальная взлетная: 34500
-топлива: 11500
-топлива (с двумя ПТБ): 14300
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ 117С
Максимальная тяга, кгс: 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1400
-на большой высоте: 2400 (М=2,25)
Практическая дальность, км
-перегоночная: 4500
-на большой высоте: 3600
-на малой высоте: 1580
Практический потолок, м: 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов)
Боевая нагрузка: 8000 кг на 12 узлах подвески — УР «воздух-воздух»- Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД, 8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1, 12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
варианты:
— 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
— 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
УРВП: Х-31, Х-25 , Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД ; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-13 (в блоках) и С-25 .
Бомбовая нагрузка: 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э, 2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые бомбы различных калибров.

Первый прототип Су-35С на взлете.

Первый прототип Су-35С в полете.

Первый прототип Су-35С в полете.

Первый прототип Су-35С в полете.

Первый прототип Су-35С после посадки.

Первый прототип Су-35С на стоянке.

Первый и второй прототипы Су-35С.

Первый серийный Су-35С на взлете.

Второй серийный Су-35С после взлета.

Третий серийный Су-35С.

Су-35С на рулежке.

Поступит на вооружение военно-воздушных сил не ранее 2015-16 годов. В течение некоторого времени после принятия на вооружение количество этих самолетов в ВВС будет незначительным и они не смогут оказать большое влияние на общее состояние и возможности вооруженных сил. В связи с этим было принято решение о дополнительных закупках истребителей другого типа, призванных стать временной мерой в ожидании достаточного количества Т-50.

В качестве наиболее современного и совершенного самолета, призванного обеспечить боеспособность ВВС в течение ближайших лет, был выбран .

До 2015 года Комсомольский-на-Амуре авиационный завод должен построить и передать в войска 48 самолетов Су-35С. К настоящему времени построено, по разным данным, 10-12 машин. Кроме того, в планах на текущий 2013 год значится строительство 12 новых самолетов.

Такой же план определен на 2014 год, а в 2015-м авиастроители из Комсомольска-на-Амуре должны построить 15 истребителей. Официальные лица несколько раз упоминали, что после завершения работ по текущему контракту возможен новый заказ на 48 истребителей Су-35С. По понятным причинам, пока не до конца ясно, будет ли подписан второй контракт.

Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре.

Началу строительства истребителей Су-35С предшествовала длительная эпопея с разработкой нового самолета семейства . Разработка истребителя с индексом Су-27М, который в дальнейшем получил новое обозначение Су-35, началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века. Главным отличием обновленного Су-27 от базовой машины стало применение нескольких новых технических и технологических решений, а также широкое использование современной на тот момент радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и цифровой.

В 1988 году в небо впервые поднялся опытный образец Т-10М-1, переоборудованный из серийного Су-27. До 1994 года фирма «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение построили 12 прототипов самолета Су-27М/Су-35 и регулярно показывали эти машины на авиасалонах, ожидая получить экспортные контракты.

В 1995 году стартовало серийное производство истребителей Су-35, результатом которого стали всего три самолета. Ввиду отсутствия каких-либо заказов в 1997 году проект Су-27М/Су-35 был закрыт. Некоторые наработки по этому проекту использовались при создании новых самолетов семейства Су-27.

Первый прототип Су-27М — Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов

Современная история самолета Су-35 началась в 2005 году , когда было принято решение переработать имеющийся проект и запустить серийное производство обновленного истребителя. Изначально обновленный вариант проекта обозначался как Су-35БМ, но в дальнейшем, с началом серийного строительства, истребители стали именовать Су-35С. При переработке имевшегося проекта предполагалось кардинально обновить радиоэлектронное оснащение самолета и довести его возможности до уровня поколения «4++». Кроме того, в проекте использовали некоторые элементы и наработки, свойственные следующему поколению истребителей.

По своей конструкции истребитель Су-35С является типичным представителем семейства . Планер нового самолета делался на основе предыдущего проекта, однако претерпел некоторые изменения. В первую очередь необходимо отметить усиление планера, проведенное с целью увеличения его ресурса. По имеющимся данным, ресурс планера составляет 6000 часов, что позволит эксплуатировать истребители в течение 30 лет. Некоторые агрегаты планера самолета Су-35С отличаются от соответствующих деталей как Су-27, так и Су-35 первой версии.

В ходе создания проекта Су-35БМ/Су-35С конструкторы фирмы «Сухой» изменили некоторые детали фюзеляжа, крыла и оперения. Так, Су-35С имеет вертикальное оперение, отличающееся от килей предыдущих машин. Кроме того, новый истребитель лишился тормозного щитка на верхней стороне фюзеляжа. В качестве воздушного тормоза теперь используются кили, синхронно отклоняемые наружу.

Первый прототип оригинальной сборки КнААПО — Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г.

Самолеты Су-35С оснащаются двумя ТРДДФ АЛ-41Ф1С, разработанными НПО «Сатурн». Эти двигатели способны развивать форсажную тягу до 14500 кгс, а также оснащены системой управления вектором тяги. Это дает самолету высокие летные и маневренные характеристики. Кроме того, для электроснабжения ряда систем самолет оснащается вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35 мощностью 105 кВт.

Двигатели АЛ-41Ф1С обеспечивают самолету высокую тяговооруженность. При нормальном взлетном весе около 25,3…25,5 тонны значение тяговооруженности превышает 1,1. В случае максимального взлетного веса (34,5 т) этот параметр сокращается до 0,76.

При таких показателях самолет Су-35С имеет высокие летные характеристики. Он способен развивать скорость до 2500 км/ч на высоте и 1400 км/ч у земли. В ходе испытаний установлено, что истребитель без использования форсажа может разгоняться до скоростей свыше 1300 км/ч. Су-35С имеет практический потолок не менее 18 км и максимальную дальность полета с подвесными топливными баками около 4500 км.

Су-35С оснащается современным комплексом радиоэлектронного оборудования, в состав которого включены самые новые разработки соответствующих предприятий. Основа комплекса БРЭО – радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», созданная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. Антенная решетка этой станции состоит из 1772 модулей, что обеспечивает работу в нескольких режимах: обнаружение и сопровождение целей, а также картографирование местности.

В зависимости от параметров цели, РЛС Н035 «Ирбис» может находить ее на дальности до 400 км. РЛС способна сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных целей или обеспечивать атаку 8 воздушных и 2 наземных целей одновременно.

В дополнение к РЛС самолет Су-35С получил оптико-локационную станцию ОЛС-35. Эта станция может производить обнаружение целей в оптическом и тепловизионном диапазонах. Кроме того, в составе ОЛС-35 имеется лазерный дальномер. По имеющимся данным, оптико-локационная станция способна находить летательные аппараты, не использующие форсаж, на дальностях до 90 км, в зависимости от взаимного положения истребителя и цели. Максимальная дальность, измерение которой возможно при помощи лазерного дальномера, достигает 30 километров. Станция ОЛС-35 может одновременно сопровождать до четырех целей.

Как и предыдущие самолеты семейства Су-27, новый Истребитель Су-35С оснащается электродистанционной системой управления. Также в состав радиоэлектронного оборудования истребителя входит аппаратура постановки активных помех.

Самолет Су-35С борт №09 красный на авиабазе Шагол/Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г.

Встроенное вооружение истребителя Су-35С состоит из одной 30-мм автоматической пушки ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов. Ракеты и бомбы подвешиваются на пилонах под крылом и фюзеляжем. 8 точек подвески располагаются под крылом, еще 4 – под фюзеляжем. На всех узлах внешней подвески самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов.

Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-поверхность» могут подвешиваться лишь на шести узлах. Также для поражения наземных целей предлагается использовать корректируемые и неуправляемые бомбы различных калибров.

Летом 2007 года завершилась сборка первого прототипа самолета Су-35БМ/Су-35С. 19 февраля следующего года этот истребитель впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя С. Богдана. Всего было построено три летных прототипа, но только два из них участвовали в испытаниях. В апреле 2009 года третий опытный самолет потерпел аварию во время скоростной пробежки. Причиной инцидента оказался отказ системы управления двигателями.

Су-35С борт №04 красный с ракетами Х-31 в Раменском, февраль 2013 г.

В августе 2009 года, в ходе авиасалона МАКС-2009, министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на поставку 48 истребителей Су-35С до 2015 года. Работы по выполнению заказа военного ведомства начались через несколько месяцев после подписания контракта, осенью 2009 года.

Первый серийный истребитель поднялся в воздух в начале мая 2011 года. В августе того же года два опытных и первый серийный самолет были переданы в 929-й Государственный летно-испытательный центр ВВС для проведения государственных совместных испытаний. Уже первый этап испытаний подтвердил заявленные характеристики самолета.

К настоящему времени, включая опытные образцы, построено не более 12-15 истребителей Су-35С. В августе этого года появились сообщения, согласно которым уже этой осенью ВВС получат 12 новых самолетов. Новые истребители отправятся служить на авиабазу Дземги (Комсомольск-на-Амуре). По разным оценкам, в настоящее время на различных стадиях производства находится до восьми истребителей. Вероятно, они поступят на испытания и будут переданы военно-воздушным силам лишь в следующем году.



Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Конкретные данные о характеристиках и боевых возможностях нового истребителя Су-35С по понятным причинам отсутствуют. Тем не менее, уже опубликованные сведения позволяют делать некоторые предположения. Новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование отечественного производства позволит самолету эффективно находить и атаковать воздушные или наземные цели. Высокие летные данные тоже положительно скажутся на боевом потенциале истребителя.

Нередко встречаются оценки, согласно которым самолет Су-35С по ряду параметров может сравниться с испытываемым в настоящее время истребителем Т-50. Трудно говорить, насколько такие оценки соответствуют действительности, поскольку большое количество информации об этих проектах засекречено.

Вне зависимости от результатов сравнения истребителя Су-35С с новейшим Т-50 можно говорить о превосходстве первого над самолетами, имеющимися в войсках. Тяжелая ситуация прошлых лет, из-за которой военно-воздушные силы располагают относительно старой техникой, соответствующим образом сказалась на потенциале военной авиации. В таком случае производство и поставка 48 новейших самолетов сможет оказать положительное влияние на состояние военно-воздушных сил.

Необходимо отметить, что Су-35С не является единственным новым типом истребителя, призванным повысить потенциал ВВС России. В 2012 году были подписаны два контракта на поставку 60 самолетов Су-30СМ и 16 Су-30М2. Таким образом, если все имеющиеся контракты и планы будут выполнены, то к концу текущего десятилетия отечественные военно-воздушные силы получат 96 истребителей Су-35С и 76 самолетов Су-30 нескольких модификаций.

Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Су-35С борт №07 красный на авиашоу в Ле-Бурже, 17-23 июня 2013 г.

Ко времени завершения выполнения контрактов на поставку Су-35С и Су-30 отечественная авиационная промышленность должна освоить серийное производство новых Т-50, что позволит оптимизировать процесс перехода на строительство и эксплуатации истребителей пятого поколения. При этом в течение длительного времени Су-35С, имеющие ресурс около 30 лет, будут служить вместе с новыми Т-50.

Таким образом, в ближайшие десятилетия в российских ВВС будут использоваться истребители поколений «4++» и «5», что соответствующим образом должно сказаться на состоянии фронтовой авиации в целом.

В 2005 году инженеры из ОКБ имени Сухого решили продолжить разработку истребителя Су-35 (Т-10БМ), серийное название Су-35С. Данный истребитель должен был стать глубоко модернизированной сверхманёвренной многофункциональной моделью четвертого поколения. Превосходство над самолетами такого же класса обусловливается наличием технологии истребителей пятого поколения. Первый полет был совершен в 2008 году в феврале.

Новые реализации в самолете:

    модернизированный планер с укрепленной конструкцией (ресурс машины увеличен до 6000 часов или 30 лет);

    отсутствие механической проводки оперения (регулировка с помощью электродистанционного управления);

    установлен обновленный КСУ-35 (выполняет одновременно функции нескольких систем);

    дополнительная функция – активная безопасность.

Поскольку базой для нового самолета был Су-27, многое из него было применено и на новом истребителе. Но в то же время были проведены серьезные работы по модернизации самолета. В конструкции Су-35 отсутствует традиционный для базы верхний тормозной щиток, передняя опора двухколесная, а шасси было значительно усилено из-за увеличенной взлетной массы. На самолёте отсутствует ПГО, хвостовая часть укорочена. Значительно снижена РЛ (заметность) благодаря уменьшенной площади вертикального оперения. Компактная авионика способствует сокращению объёма закабинного отсека. Изменился фонарь кабины.

Модернизация конструкции способствовала повышению количества топлива на 20%. Также дополнительно установлены два топливных бака по 1800 л. Они подвешены на покрыльевые точки. Дополнительно для многовременного провождения в воздухе установлена система дозаправки «шланг-конус». Но основным отличием от базовой модели считается установка новых двигателей АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн».

С конструктивной точки зрения эти двигатели являются углубленным развитием серии АЛ-31Ф. Отличаются от базы новым, увеличенным на 3% в диаметре вентилятором, обновленными турбинами низкого и высокого давления, улучшенной цифровой системой управления. Предусмотрено используемое сопло с управляемым вектором тяги. Результатом является повышенная тяга двигателя – на 16%.

Помимо прочего, на Су-35 поставили вспомогательную газотурбинную генераторно-двигательную установку ВГТД ТА14-130-35 с мощностью 105 кВт. Она обеспечивает конденсирование отсеков и кабины, при этом снабжает их электроэнергией.

Основой комплексного бортового оборудования является информационно-управляемая система – ИУС. Она осуществляет функциональную, логическую, информационную и программную увязку главного оборудования в цельную интегрированную систему. Именно она обеспечивает взаимодействие между оборудованием и экипажем. Состав ИУС: вычислитель средства преобразования и коммутации, система индикации – концепция «стеклянная кабина».

Два многофункциональных цветных ЖКИ по типу МФИ-35, пульты с наличием дисплейного процессора и управления индикации, широкоугольный индикатор колоратурного типа на фоне стекла ИКШ-1М представляют собой информационно-управляющее поле кабины Су-35. Индикаторы МФИ-35 диагональю 15 дюймов и разрешением 1400 х 1050 пикселей используются в качестве приема информации, ее обработки и отображения на экране для пилота. Мультиоконный режим включает в себя графическое, цифробуквенное и символьное отображение информации.

Многофункциональный пульт упрощает работу управления выдачи необходимых задач и информации. Индикатор КИШ-1М используется в качестве наблюдателя тыловой стороны кабины, поле зрения 20 х 30. Таким образом, на Су-35 управление всеми системами, бортовым оборудованием и вооружением осуществляется по концепции HOTAS.

Управление вооружением делается через РЛСУ с антенной фазированной решеткой «Ирбис-Э». Ее разработали в ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова». «Ирбис-Э» стал продолжением РЛСУ «Барс», который применяли на ранее созданных Су-30МКМ и Су-30МКИ. Данная РЛСУ позволяет выявить и сопроводить около 30 воздушных целей и одновременно атаковать 8 из них. Селекция наземных целей варьируется в диапазоне четырех единиц, но при условии полного контроля воздушного пространства. Соответственно, «Ирбис» отличается от базы расширенной полосой рабочих частот, увеличенной зоной обнаружения и сопровождения, возросшей дальностью действия и улучшенной помехозащищенностью.

Помимо РЛСУ, за управление вооружением в самолете отвечает ОЛС-35 – оптико-локационная станция. В ней объединены теплопеленгатор, телевизионный канал и лазерный дальномер-целеуказатель. А для проведения специальных операций в режиме «воздух-поверхность» на Су-35 устанавливают оптико-электронный контейнер. В нем размещена лазерно-телевизионная прицельная станция, способная обнаружить, сопроводить, определить дальность и осуществить лазерный подсвет цели.

Самолет использует 10 узлов подвески для запуска ракет и еще 2 узла задействованы как место размещения РЭБ. Вооружение Су-35 состоит из 8 ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР1, рассчитанных на среднюю дальность поражения целей. Ракеты Р-27ЭП1 и Р-27ЭТ1 размещены по 4 штуки. РВВ-АЕ – 12 штук, Р-73Э – 6 ракет ближнего боя.

К ракетам «воздух-поверхность» относятся 6 ракет тактического назначения Х-31А (в некоторых модификациях Х-29Л), 6 противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31П и Х-31А и 5 обновленных противолодочных ракет Х-59МК с дальним радиусом. Среди новинок вооружения используются противолокационные ракеты повышенной дальности полета Х-58УШЭ, 3 ракеты системы «Клаб» и 1 одна тяжелая противокорабельная ракета повышенной дальности «Яхонт». Среди дополнительного вооружения применяются корректируемые бомбы КАБ-500Кр (ОД) с самонаведением телевизионного типа, новые КАБ-500С-Э спутникового наведения и три бомбы КАБ-1500Кр (иногда КАБ-1500Л) с телевизионным наведением. Масса боевого вооружения достигает 8000 кг – 12 точек внешней подвески.

История прототипа Су-35

Производство было начато на КнААПО в 2006 году. Первый прототип собрали через год, после чего он приступил к летным испытаниям. Первый полет Су-35 совершил в феврале 2008 года, пилот – С. Богдан. Второй и третий прототипы начали собирать в том же году. На 2020 год планировалось создать 160 самолетов этого класса. К тому времени сконструировали второй прототип, который взлетел впервые в октябре того же года. Ровно через год было объявление о законченной третьей модели. Однако уже в октябре из-за возникшей проблемы с управлением двигателем Су-35 (3-й прототип) попал в аварию.

За последние годы на всех летных испытаниях Су-35 совершил суммарно 400 полетов. На 15 августа 2012 года первые два прототипа поступили в ГЛИЦ для ГСИ. Параллельно с ними поступила первая серийная модель Су-35С-1.

На 2015 год в Министерство обороны РФ поступило 48 истребителей. Следует отметить исключительные характеристики самолета:

    Он превосходит все существующие тактические истребители четвертого поколения как европейские Eurofighter 2000 и Rafale, так и американские F-15, -16 и -18.

    Способен соперничать с самолетами пятого поколения.

    Считается самым быстрым истребителем.

    Преимущество в дальности полета.

    Единственный самолет, способный сделать пируэт «блинчик» (365-градусный разворот в горизонтальной плоскости) без утери скорости.

Су-35 характеристики:

Модификация Су-35C ("БМ")
Размер крыла, м 14.75
Длина самолета, м 21.95
Высота самолета, м 5.92
Площадь крыла, м2 62.20
Масса
пустого самолета 19000
нормальная взлетная 25300
максимальная взлетная 34500
топлива 11500
топлива (с двумя ПТБ) 14300
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С
Тяга, кгс
максимальная 2 х 8800
на форсаже 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400 (М=1.17)
на большой высоте 2500 (М=2.35)
Практическая дальность, км:
перегоночная с ПТБ 4500
на большой высоте без ПТБ 3600
на малой высоте 1580
Скороподъемность, м/мин 16800
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов).
боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
УРВВ - Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
варианты:
- 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
- 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
УРВП: Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбовая нагрузка: 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые
бомбы различных калибров

Су-35С — новейший многоцелевой истребитель российских ВКС, самолет поколения 4++. Самолёт имеет двигатели АЛ-41ФС1 с отклоняемым вектором тяги, широкий спектр вооружения, самую мощную истребительную РЛС в мире. Истребитель имеет широкую номенклатуру вооружения: управляемые ракеты «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, противокорабельные ракеты, высокоточные ракеты против наземных целей.

Ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)

Дальность пуска ракеты доходит до 110 км. Ракета предназначена для уничтожения различных аэродинамических целей, способна уничтожать самолёты (в том числе с применением технологий стелс), крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты и вертолеты.

Ракета класса «воздух-воздух» Р-77

Ракеты средней дальности являются очень эффективным оружием, так как позволяют атаковать противника, находясь на большой дальности. Большая дальность позволяет, при необходимости, уйти из под ответной атаки, также затрудняет обнаружение самолета-носителя ракеты.

Ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59М «Овод-М»

Х-59М — одна из наиболее эффективных ракет класса «воздух-поверхность». Ракета совмещает автономность с большой дальностью полёта по сложной траектории, затрудняющей ее перехват.

Ракета Х-59М «Овод-М» (слева)

Авиационная ракета Х-59М, благодаря дальности пуска в 115 км, способна атаковать наземные цели, не входя в зону поражения ПВО малой и средней дальности. Также новейшие американские ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 «AMRAAM» не способны эффективно атаковать носители Х-59М на такой дальности.

Су-35С на смену Су-27П/С/СМ и Миг-29

Заменит в ВКС истребители четвёртого поколения Су-27П/С, которые совершенно не соответствуют современным требованиям. Су-27СМ имеет РЛС Н001В. Радар способен обнаруживать цели с ЭПР 3 кв. метра на дальностях 80-100 км (при условии, что цель будет лететь навстречу и ее высота над землёй будет не менее 1 км). Базовые Су-27 имеют механические радары, информация о обнаруженных целей анализируется летчиков самостоятельно. Современный радар Н035 «Ирбис» имеет пассивную фазированную антенную решетку, информация полученная РЛС, автоматически обрабатывается, затем лётчик получает итоговые данные.

Радар «Ирбис» способен обнаруживать крупные цели типа «авианосец» на дальностях до 600 км. Крупные транспортные самолёты и стратегические бомбардировщики без стелс обнаруживаются на дальностях до 250 км. Самолеты типа «истребитель четвёртого поколения» обнаруживаются на дальностях до 110 км.

Су-35С имеет турбореактивные двигатели с форсажной камерой с отклоняемым вектором тяги АЛ-41Ф1С. По данному показателю самолёт превосходит авиадвигатели АЛ-31Ф на Су-27СМ, не имеющих отклоняемого вектора тяги, что понижает манёвренность модернизированного Су-27. Боевой радиус у Су-27П/СМ сравним с радиусом у Су-35С и составляет стандартно 1500 км. Максимальная боевая нагрузка Су-35С составляет 8 тонн, у Су-27 нагрузка такая же.

Сравнение с истребителем пятого поколения F-35 «Lighting 2»

Существует три основных варианта F-35: A — для ВВС США, В — для Корпуса Морской Пехоты США, С — для ВМС США.

Истребитель 5-го поколения F-35

Су-35С имеет большую манёвренность, чем F-35. Оба самолета имеют широкую номенклатуру вооружения: ракеты различных классов и дальностей полетов. F-35 будет иметь ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 «AMRAAM».

Истребитель F-35 оснащен двигателем «Pratt & Whitney F135», разработанным при участии «Rolls-Royce Defence», тяга двигателя: максимальная: 1 x 12460 кгс на форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс). Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.

Сравнение с EF2000 «Typhoon»

По большинству показателей (боевой радиус, максимальная скорость, боевая нагрузка) EF2000 имеет похожие показатели с Су-35С. Так стандартный боевой радиус EF2000 составляет 1380 км, максимальная бомбовая нагрузка 7500 кг. Максимальная скорость 1480 км/ч (на 80 км больше, чем у Су-35С). Многоцелевой истребитель имеет двигатели EJ200-03Z с тягой по 6125 кгс (9195 кгс на форсаже).

Перспективы модернизации Су-35С

Су-35С, в перспективе, может получить АФАР-РЛС. Несмотря на свою мощность Н035 «Ирбис» не имеет активной фазированной антенной решетки. Н035 способна обнаруживать цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) 0,1 кв. метра на дальности 90 км. Однако некоторые стелс-ракеты, беспилотные летательные аппараты имеют минимальную ЭПР значительно ниже (ЭПР зависит от положения цели к радару).

Двигатели АЛ-41Ф1С

Тяга двигателей бесфорсажная: 2 / 8800 кгс, с использованием форсажа 2 / 14500 кгс. Двигатели АЛ-41Ф1С позволяют подниматься самолету до 20 км. Самолёт развивает максимальную скорость 2400 км/ч на большой высоте.

Оценка самолета

Многоцелевой истребитель Су-35С является новейшим самолётом в ВКС России. Самолёт принят на вооружение ВКС России 20 сентября 2017 года, что делает его самой молодой серийной боевой машиной в ВКС. Однако активная эксплуатация началась с 2014-2015 годов (появились первые эскадрильи). По состоянию на январь 2018 года в ВКС числится около 70 самолетов Су-35С. Постепенно самолёт вытеснит истребители Су-27П/С, модернизированные Су-27СМ. В ВКС России после 2025 года останутся только Су-35С, Су-30, Су-27СМ3, Миг-31Б/БМ, Миг-29СМТ. Перспективные Миг-35 и Су-57 поступят в очень малых количествах, порядка 10-30 единиц.

/Александр Растегин /