Цель специализированной медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи

Первая врачебная помощь -

(нормативный срок оказания составляет 4 – 5 часов)

1) Ранняя первичная ПХО хирургическая обработка (в первые 6 часов)

  1. туалет раны
  2. рассечение раны
  3. иссечение некротических участков
  4. удаление свободно лежащих инородных тел
  5. остановка кровотечений
  6. наложение швов и дренирование раны (швы первичные, дренажи открытые)

Квалифицированная медицинская помощь

(нормативный срок оказания помощи – 8 – 12 часов с момента ранения)

Выполнение отсроченной хирургической обработки до 24 часов

Обязательно выполняются ПХО при:

- при огнестрельных переломах костей с повреждением магистральных сосудов

- комбинированных огнестрельных ранениях с заражением РВ;

- комбинированных огнестрельных ранениях с заражением ОВ;

- при обширных повреждениях мягких тканей;

- при загрязнении огнестрельных ранений землей.

Не выполняются ПХО:

- ран черепа и головного мозга;

- огнестрельных переломов костей без повреждения магистральных сосудов.

Специализированная медицинская помощь

(срок лечения до 60 суток, эвакуация раненых начинается с 3 – 4 суток в целях высвобождения коечного фонда)

Помощь оказывается врачами специалистами в специализированных военных полевых госпиталях(в госпитальных базах).

1) Выполняют позднюю ХО – по истечения 24 часов с момента ранения (если пострадавший не получал антибиотиков)

Выполняют позднюю ХО - позже 48 часов с момента ранения, если применялись антибиотики.

2) Выполняют вторичная хирургическая обработка ВХО в случаях нагноения раны

Раны дренируют закрытыми дренажами (при герметически закрытых ранах) с использованием отсасывающих систем (по Ридену, Субботину, система «Гемовак»)

или промывочными дренажами.

Рану закрывают швами

Выполняют:

1) Отсроченные первичные швы (через 2-4 суток)

2) Ранние вторичные швы на гранулирующую рану (через 7-20 дней)

3) Поздние вторичные швы на рубцующуюся рану (от 20 дней и позже)

Специализированная хирургическая медицинская помощь оказывается в ВПХГ (военный полевой хирургический госпиталь ), который предназначен для лечения раненых

- с обширными повреждениями мягких тканей,

- с переломами костей дистальных сегментов конечностей (кроме переломов длинных костей и повреждений крупных суставов),

- с заживающими культями после ампутаций конечностей,

- с обширными поверхностями, площадью более 40% поверхности тела, ожогами,

- с глубокими ожогами (более 10% площади).

ВПХГ развертывается в составе:

1) приемно-сортировочное отделение

2) операционно-перевязочное отделение

3) хирургическое отделение

4) травматологическое отделение


5) ожоговое отделение

6) отделение раневой инфекции.

В операционной ВПХГ может производиться до 100 операций в сутки.

При усилении ВПХГ группами медицинского усиления из ОСМП – госпиталь может использоваться с качестве специализированного госпиталя.

В составе ГБ (госпитальной базы) имеются три ВПХГ по 300 коек.

Оптимальным, т.е. исчерпывающим и одномоментным, является реализация ПХО приоказанииранней специализированной хирургической помощи на базе ВПХГ.

Современное анестезиологическое пособие – это управление жизненными функциями организма в связи с оперативным вмешательством, предназначенное защищать организм от операционного стресса.

Все современные методы обезболивания можно разделить на две большие группы:

1) местная анестезия (при сохраненном сознании), при которой происходит торможение периферических болевых рецепторов или проводящих путей;

2) общая анестезия (при выключенном сознании), при которой происходит торможение центральных представительств ноцицептивной (болевой) системы.

Местная анестезия

Неинъекционная (локальная гипотермия, контактная анестезия)

Инъекционная (инфильтрационная, футлярная)

Регионарная (проводниковая, анестезия нервных сплетений и узлов)

Внутривенная по Биру, внутрикостная

Спинномозговая

Эпидуральная

Общая анестезия

Масочный ингаляционный (мононаркоз)

Тотальная внутривенная анестезия (ТВА)

Комбинированный многокомпонентный с управляемой вентиляцией

В практике военно-полевой хирургии различают обезболивание:

1)транспортное , проводимое для обезболивания и профилактики травматического шока, в целях подготовки к эвакуации и в качестве неотложной помощи при травматическом шоке; выполняется на поле боя, этапах доврачебной и первой врачебной помощи.

2) лечебное , выполняемое на этапах квалифицированной и специализированной помощи.

Показания к обезболиванию , в большой степени определяются характером ранений и возможностями этапа медицинской эвакуации.

При оказании первой медицинской и доврачебной помощи выполняют обезболивание наркотическими и ненаркотическими аналгетиками, применяемыми парэнтерально в виде стерильных растворов. При сильном болевом синдроме возможно применение ингаляционных анестетиков (трихлорэтилен, метоксифлуран) в виде аутоаналгезии с помощью индивидуального аналгезера АП – Противопоказанием для применения наркотических аналгетиков являются проникающие ранения черепа осложнившейся травматической комой из-за угрозы нарушения функции внешнего дыхания. Закрытие раны асептической повязкой и транспортная иммобилизация способствуют уменьшению болевого синдрома. Психоэмоциональное возбуждение снимают транквилизаторами из группы бензодиазепинов.

На этапе первой врачебной помощи – с учетом более широких возможностей для устранения болевого синдрома применяют:

- различные виды блокад местными анестетиками,

- наркотические и ненаркотические аналгетики и транквилизаторы внутривенно,

Аутоаналгезию ингаляционными анестетиками (трихлорэтилен, метоксифлуран с помощью индивидуального аналгезера АП – 1.

На этапе квалифицированной медицинской помощи - еще более широкие возможности для обезболивания, в штате имеется специалист-хирург и анестезиолог-реаниматолог. Оперативные вмешательства проводят под ТВА, различными способами общей анестезии, под местной анестезией и сочетанием общей и местной анестезии. В предоперационном периоде применяют преимущественно проводниковые блокады. Для обезболивания применяют НПВП, при их неэффективности применяют наркотические аналгетики, сочетание ненаркотических аналгетиков, нейроплегиков, седативных и антигистаминных препаратов. Широко применяют методы регионарного обезболивания (проводниковые блокады и длительную эпидуральную блокаду (ДЭБ).

На этапе оказания специализированной помощи аналгезия выполняется всем существующим арсеналом аналгетических средств, включая все методы общей анестезии с управляемой вентиляцией, все методы регионарного обезболивания и длительные блокады различных нервных образований. Перспективное значение имеют частичные агонисты опиодных рецепторов (бупранал), имеющие выраженные аналгетические свойства и минимальные побочные эффекты действия.

Токсичность МА имеет церебральную, кардиоциркулярную и вентиляторную направленность.

Все МА (кроме медокаина и кокаина) вызывают вазодилятацию путем прямого действия на артериолы. Большие дозы МА могут вызвать судороги.

В связи с вышеизложенным максимально возможное количество вводимого МА должно быть обратно пропорционально квадрату его концентрации.

Местную анестезию на этапах медицинской эвакуации применяют в виде местной инфильтрационной и различных видов регионарной анестезии (футлярная, проводниковая, проводниковая, внутрикостная, внутривенная по Биру, внутрикостная и т.п.).

Показаниями для местной и региональной анестезии на этапах медицинской эвакуации являются:

Одним из вариантов регионарной анестезии являются новокаиновые блокады, которые являются основным видом анестезии на этапе первой врачебной помощи.

Противопоказаниями для выполнения новокаиновых блокад служат 1) декомпенсированный травматический шок с уровнем систолического АД менее 70 мм рт ст вследствие невосполненного объема циркулирующей крови (ОЦК)

2) признаки раневого инфицирования в зоне предполагаемой блокады (места инъекции)

3) ДВС-синдром в стадии гипокоагуляции.

Применяют следующие виды блокад – блокада места перелома длинных трубчатых костей (анестезия места гематомы), футлярные блокады, блокады поперечного сечения, внутритазовая блокада, проводниковые блокады седалищного, бедренного, больше- и малоберцового нервов, паранефральная, межреберная, паравертебральная и вагосимпатическая блокада, блокада плечевого сплетения.

При выполнении блокад МА возможны следующие осложнения:

- Снижение артериального давления вследствие вазоплегического действия МА, что клинически может проявить коллапсом или углублением клинической картины травматологического шока. В целях предупреждения этого осложнения, блокады должны выполняться на фоне эффективной инфузионной терапии. В случае развившейся картины артериальной гипотензии следует немедленно начать внутривенную инфузию раствора симпатомиметика (норадреналина 0,2% - 2,0 мл на глюкозе 5,0% - 450,0 мл со скоростью 60 капель\ мин) и коллоида (полиглюкин 450 мл).

- Аллергические реакции в виде крапивницы или анафилактического шока. В целях профилактики необходимо перед выполнением блокады выяснить аллергологический анамнез. Лечение анафилактического шока выполняют по общепринятым правилам.

- Попадание иглы в артерию – следует извлечь иглу и прижать место укола пальцем на 2 – 3 мин. Блокаду выполнить из другой точки, точно соблюдая правила исполнения анестезии.

- Попадание иглы в нерв , что наиболее вероятно при выполнении блокады малоберцового нерва. При этом пациент ощущает «прострел» в месте инъекции, при этом иглу следует отвести иглу на 0,5 – 1,0 см назад и выполнить введение местного анестетика. Осложнения можно избежать, если при продвижении иглы предпосылать раствор анестетика продвижению иглы.

Техника выполнения новокаиновых блокад будет более подробно изучена на практических занятиях.

  • Здравоохранение. Определение. История развития государственной системы зо
  • Показатели развития зо. Методика вычисления. Современные уровни в рб (все данные за 2012 год!!!)
  • Государственная система зо (Бевериджа, Семашко)
  • Частная и страховая медицина, организационные принципы.
  • Врачебная этика и медицинская деонтология
  • Вклад в развитие медицины ученых Древнего мира и ученых эпохи раннего и развитого Средневековья
  • Организация охраны здоровья населения на территории Беларуси в составе вкл, рп, Российской империи
  • Раздел II Медицинская статистика, разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения
  • Статистическая совокупность, определение, виды. Выборочная совокупность, требования к ней. Способы формирования выборки.
  • Организация мед исследования, этапы. Хар-ка плана и программы мед исследования
  • Статистическое наблюдение. Методы сбора стат информации. Стат таблицы, виды, требования к составлению
  • Особенности проведения мед исследования
  • Основные ошибки при проведении мед исследования
  • Относительные величины, методика вычисления, использование в зо.
  • Графическое изображение в статистике. Виды диаграмм, правила построения
  • Вариационный ряд, его эл-ты, виды, правила построения
  • Средние величины, виды, методика вычисления. Использование в медицине.
  • Характеристика разнообразия изучаемого признака в выборочной совокупности. Среднее квадратичное отклонение, методика вычисления, использование в деят-ти врача.
  • Оценка достоверности разности относительных и средних величин. Критерий «t».
  • Корреляционная связь, ее признаки, виды. Коэффициент корреляции, определение, свойства, методы вычисления. Метод корреляции рядов Пирсона. Метод корреляции рангов Спирмена.
  • Понятие о непараметрических методах исследования. Критерий соответствия (χ-квадрат), этапы расчета, значение. Понятие о нулевой гипотезе.
  • Динамический ряд, виды, методы выравнивания. Показатели динамического ряда, методика вычисления.
  • Раздел III Общественное здоровье, факторы его определяющие. Показатели, используемые для оценки здоровья населения.
  • Демография как наука, определение, содержание. Важнейшие проблемы народонаселения. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • Закон Республики Беларусь «о демографической безопасности».
  • Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Цель, задачи. Ожидаемые результаты реализации.
  • Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения Республики Беларусь.
  • Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, значение для органов здравоохранения.
  • Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения населения в Республике Беларусь.
  • Рождаемость как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
  • Общий и специальные показатели рождаемости. Методика вычисления, оценка уровня. Типы воспроизводства населения. Характер воспроизводства в Республике Беларусь.
  • Смертность населения как медико-социальная проблема. Современное состояние, тенденции в Республике Беларусь.
  • Общий и специальные показатели смертности. Методика вычисления, оценка уровня.
  • Младенческая смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методики вычисления, оценка уровня. Основные причины младенческой смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
  • Материнская смертность, факторы, определяющие ее уровень. Методика вычисления. Основные причины материнской смертности в Республике Беларусь. Направления профилактики.
  • Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра, ее роль в статистическом изучении заболеваемости и смертности населения.
  • Заболеваемость населения как медико-социальная проблема. Значение данных о заболеваемости для здравоохранения. Современное состояние заболеваемости в Республике Беларусь.
  • Методы изучения заболеваемости населения, характеристика.
  • Метод изучения заболеваемости по обращаемости в лечебно-­профилактические организации, характеристика.
  • Первичная и общая заболеваемость. Учетные и отчетные документы. Показатели. Уровни и структура в Республике Беларусь.
  • Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • 7) Удельный вес часто и длительно болевших:
  • Изучение острой инфекционной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Инфекционными болезнями (на 100 тыс. Населения)
  • Изучение заболеваемости населения важнейшими неэпидемическими болезнями. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Изучение госпитализированной заболеваемости. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • Метод изучения заболеваемости населения по результатам профилактических медицинских осмотров. Виды осмотров. Группы здоровья. Учетные и отчетные документы. Показатели.
  • 2) Моментная пораженность
  • 3) Распределение осмотренных по группам здоровья:
  • Метод изучения заболеваемости по данным о причинах смерти. Учетные документы, правила заполнения. Показатели.
  • 1) Летальность
  • 2) Смертность
  • Раздел IV Первичная медико-санитарная помощь населению (пмсп). Задачи. Функции. Направления развития пмсп в Республике Беларусь. Виды медицинской помощи.
  • Организация медицинской помощи населению в амбулаторно - поликлинических условиях, основные направления развития. Номенклатура амбулаторно-поликлинических организаций.
  • Городская поликлиника, структура, задачи. Принципы организации работы городской поликлиники. Виды участков, нормативы численности.
  • Регистратура поликлиники, структура, задачи. Организация записи пациентов на прием к врачу. Правила хранения медицинской документации.
  • Профилактическая работа городской поликлиники. Отделение профилактики, задачи. Организация медицинских осмотров населения. Виды осмотров. Показатели профилактической работы.
  • Разделы работы врача-терапевта участкового, их характеристика. Учетная документация в работе врача-терапевта участкового. Показатели деятельности.
  • Диспансеризация населения. Определение, задачи. Организация и содержание этапов диспансеризации. Учетные документы. Показатели для оценки объема, качества и эффективности диспансерной работы.
  • Кабинет медицинской статистики поликлиники, основные разделы работы. Роль статистической информации в управлении поликлиникой. Основные отчетные формы. Показатели работы поликлиники.
  • Врач общей практики (воп): определение, виды деятельности. Содержание работы врача общей практики.
  • Роль и место воп в системе первичной медико-санитарной помощи. Амбулатория общей практики, штатные нормативы, организация работы.
  • Организация медицинской помощи населению в условиях стационара, основные направления совершенствования. Номенклатура больничных организаций.
  • Городская больница, структура, задачи, управление, организация работы, учетная и отчетная документация.
  • Организация работы приемного отделения больницы, задачи, порядок поступления. Документация.
  • Виды режимов в стационаре, их характеристика, задачи, основные мероприятия.
  • Показатели стационарной медицинской помощи, методика вычисления, уровни в Республике Беларусь.
  • Показатели деятельности больницы, методика вычисления, оценка. Стационар
  • Женская консультация, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин.
  • Родильный дом, задачи, структура, организация работы. Учетная документация. Показатели деятельности родильного дома.
  • Организация медицинской помощи детям. Номенклатура организаций. Ведущие медико-социальные проблемы здоровья детей.
  • Детская поликлиника, задачи, структура. Особенности организации медицинской помощи детям. Показатели работы детской поликлиники.
  • 2. Обслуживание детей на дому:
  • 3. Профилактическая работа:
  • 4. Наблюдение за новорожденными и детьми первых лет жизни:
  • 5. Показатели диспансеризации:
  • Профилактическая работа детской поликлиники. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка, содержание его работы.
  • Противоэпидемическая работа детской поликлиники. Прививочный кабинет, его задачи, организация работы. Учетная документация. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
  • Детская больница, задачи, структура, организация работы, особенности приема пациентов. Учетная и отчетная документация. Показатели деятельности.
  • 1. Характеристика помощи в условиях стационара, оказываемой населению
  • Сельский врачебный участок (сву). Медицинские организации сву. Сельская участковая больница. Организация и содержание лечебно - профилактической и противоэпидемической работы.
  • Центральная районная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
  • Областная больница, структура, функции. Роль в организации медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Показатели деятельности.
  • Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, виды, задачи, структура.
  • Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.
  • Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению. Задачи станции скорой (неотложной) медицинской помощи. Больница скорой медицинской помощи: задачи, структура.
  • Врачебно-консультационная комиссия (вкк), состав, функции. Разделы работы вкк. Порядок направления пациентов на вкк, выдача листка нетрудоспособности через вкк.
  • Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • Организация медико-социальной экспертизы (экспертизы нарушений жизнедеятельности пациентов). Документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • Медико-реабилитационные экспертные комиссии (мрэк). Виды, состав и функции мрэк. Порядок направления и освидетельствования пациентов на мрэк, документация, правила ее оформления.
  • Классификация спец мед помощи : 1)общие виды спец мед помощи: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, стоматология, педиатрия; 2)основные виды специализации: психиатрия, онкология, офтальмология, гастроэнтерология, дерматовенерология, оториноларингол, фтизиопульмонология; 3) узкая специализация: аллергология, ЧЛХ, нейрохирургия, сосудистая хирургия, мед генетика; 4)сверхузкая специализация: нейроонкология, трансплантология. Центр -организация ЗО, обеспечив концентрацию высоких мед технологий, оказание специализир мед помощи, мед реабилит, организацию методич ф-ций, гигиенич, противоэпидемич (профилактич) ф-ций. РНПЦ 17 шт : Кардиологии, Неврологии и нейрохирургии, Детской онкологии и гематологии, Онкологии и мед радиологии имени Александрова, Травматологии и ортопедии, Мать и дитя, Радиационной медицины и экологии человека, Патологии слуха, голоса, речи, Пульмонологии и фтизиатрии, Гигиены, Псих здоровья, Эпидемиологии и микробиологии, Мед экспертизы и реабилитации, Трансплантации органов и тканей, Клинический центр пластической хирургии и мед косметологии, Центр мед технологий. Принцип многоуровневого оказания СМП. 1-й уровень – скорая медицинская помощь (40% - специализированные бригады). 2-ой уровень – амбулаторно-поликлиническая помощь - оказывается врачами поликлиник. 3-й уровень – консультативно–диагностические поликлиники и специализированные диспансеры – уточняют или устанавливают точный диагноз; обеспечивают проведение консультаций, диагностических исследований, выдачу заключений о состоянии здоровья и даче рекомендаций, осуществляют диспансеризацию больных. Виды центров СМП : межрайонные, областные, республиканские. Задачи центра СМП: 1) научно-методическое и организационное руководство и оказание высококвалифицированной СМП по данной узкой специализации; 2) систематическая разработка и внедрение в практику современных медицинских технологий и достижений науки в области лечения больных; 3) проведение специализации и усовершенствование кадров по данной узкой специальности; 4) анализ здоровья населения и разработка комплекса мероприятий по профилактике. Возглавляют центры – профессора и доценты, врачи с большим опытом. Центр состоит из : лечебно-проф. учреждения; кафедры усовершенствования; научных подразделений.

    Диспансеры. Виды, задачи, структура. Роль диспансеров в повышении качества специализированной медицинской помощи населению. Взаимосвязь в работе с поликлиникой.

    Диспансер- специальное лечебно-профилактическое медицинское учреждение, оказывающее специализиров медицинскую помощь пациентам определенного профиля и осуществляющее систематическое наблюдение за состоянием их здоровья. Классификация : 1)по административно-территор признаку: республик, городск, областн, межрайонный; 2)по профилю: противоТБ (24), кож-вен (21), психоневрологичесий (14), онкологич (11), наркологич (12), эндокринологич (5-6), кардиологич (5-6). Задачи : оказание специализир лечебно-диагностич и консультативн помощи профильным пациентам; учет пациентов и создание регистров; организационно-методическое руководство профильной специализированной службой мед организаций; внедрение научных новых методов и технологий; гигиенич воспитание и пропаганда ЗОЖ. Структура : управление (главный врач, заместители), орг-метод отдел, поликлиническое отдел-е, стационар, лаб-диагностич отдел-я, отдел-я вспомогат методов лечения, административно-хозяйственная служба.

    Врач поликлиники при выявлении заболеваний - туберкулез, сифилис, гонорея, трихофития, микроспория, фавус, чесотка, трахома, лепра, злокачественные новообразования, психические болезни, алкоголизм и наркомания - направляет больных в соответствующие территориальные специализированные диспансеры (противотуберкулезный, кожно-венерологический, онкологический, психоневрологический, наркологический) для уточнения диагноза. На выявленных больных заполняются соответствующие извещения: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (ф. 089/у), «...рака или другого злокачественного новообразования» (ф. 090/у), «...наркомании» (ф. 091/у). На больных микроспорией, трихофитией, фавусом, чесоткой с впервые в жизни установленным диагнозом заполняется также «Экстренное извещение» (ф. 058/у), которое направляется в территориальный ЦГиЭ.

  • Учреждения системы здравоохранения РФ оказывают населению различные виды медицинской помощи. Медицинская помощь - совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, женщинам при родах, медицинскими работниками, имеющими высшее и среднее медицинское образование. Медицинскую помощь оказывают в разных условиях:

    Вне медицинской организации на месте вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

    Амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    Существуют несколько видов медицинской помощи. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», выделяют:

    ПМСП - доврачебную и врачебную;

    Специализированную, включая ВМП;

    Скорую медицинскую помощь, в том числе скорую специализированную;

    Паллиативную медицинскую помощь.

    Наиболее массовый вид медицинской помощи - ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи гражданам. Она включает в себя мероприятия

    по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. ПМСП оказывают гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях и в условиях дневного стационара.

    Специализированная медицинская помощь - профилактика, диагностика и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинской реабилитации. Ее оказывают врачи-специалисты в стационарных условиях и условиях дневного стационара.

    ВМП - является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии. Ее оказывают медицинские организации в соответствии с перечнем видов ВМП, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь -оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья.

    Паллиативная медицинская помощь - комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Ее оказывают в амбулаторных условиях и стационарных специально обученные медицинские работники.

    Другая классификация медицинской помощи основана на номенклатуре учреждений здравоохранения и стоящих перед ними задачах:

    Амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская помощь;

    Больничная (стационарная) медицинская помощь;

    Неотложная медицинская помощь;

    Скорая медицинская помощь;

    Санаторно-курортная медицинская помощь.

    По форме оказания медицинская помощь может быть:

    Плановая - оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи; ее отсрочка на определенное время не влечет ухудшения состояния пациента, угрозы его жизни и здоровью;

    Неотложная - оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;

    Экстренная - оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни состояний пациента.

    С учетом этапов оказания и уровня специализации медицинскую помощь разделяют:

    На первую медицинскую помощь;

    Доврачебную;

    Первую врачебную;

    Специализированную;

    Высокотехнологичную (дорогостоящую).

    Перечень видов медицинской помощи во многом зависит от поставленных перед здравоохранением задач и влияет на формирование организационной структуры и номенклатуры учреждений здравоохранения.

    Специализированная медицинская помощь - это такие услуги, на которые может рассчитывать нуждающийся в медицинской помощи гражданин нашей страны, если у него выявлено заболевание из определенного перечня. Помощь предполагается в том числе высокотехнологичная, с применением самых современных средств и подходов, техники и препаратов. На нее можно рассчитывать в диагностировании, лечении патологий с применением медицинских технологий, требующих внушительных вложений, ресурсов. У граждан нашей страны есть доступ в том числе к уникальным технологиям.

    Явки и пароли

    Специализированная медицинская помощь - это услуги, ответственность по предоставлению которых возложена на специалистов в конкретных медицинских областях. Это распространяется только на докторов, работающих в строго определенном числе учреждений, оказывающих тематические услуги населению. Это организации не только лечебные, но и занимающиеся профилактикой разнообразных патологий.

    Специализированная медицинская помощь - это услуги медучреждений, рассчитывать на которые могут все граждане нашей страны. В систему включены и некоторые иные организации, ответственные за охрану здоровья, включая муниципальный уровень. Есть несколько частных учреждений - все они предварительно получили лицензию по установленной форме и могут легально оказывать медуслуги населению из класса специализированных. Такая деятельность требует оформления специального разрешения.

    Кому положено

    Специализированная медицинская помощь - это комплекс, рассчитывать на который может человек, если нужно окончательно сформулировать диагноз, при этом видно, что течение заболевания нетипичное, а практикуемая в настоящее время терапевтическая программа не дает результата. Также такие услуги могут оказываться, если повторные курсы лечения тоже не показывают хорошего итога, но врачи обоснованно утверждают: применение более современных подходов позволит получить положительный эффект. Это распространяется на хирургические вмешательства и оказание медуслуг с применением наиболее современной и сложной техники.

    Обратиться в центр специализированной медицинской помощи можно, если необходимо хирургическое вмешательство, но его проведение сопряжено повышенным риском осложнений, спровоцированных не только основной патологией, но и дополнительными, выявленными у конкретного пациента. На помощь по такой программе могут рассчитывать пациенты, нуждающиеся в повторной госпитализации, если это рекомендовано госучреждением федерального уровня.

    Когда еще?

    Действующими законами установлено, что оказание специализированной медицинской помощи должно обеспечиваться, если случай признан сложным для диагностирования и требуется проведение дополнительных мероприятий для завершения работ по формулировке особенностей ситуации. Аналогичные условия распространяются на комплексную подготовку к хирургическому вмешательству, если состояние больного осложнено дополнительными факторами, сопутствующими патологиями.

    Если предполагается, что единственная эффективная терапия в конкретном случае - хирургическое вмешательство с применением особенно современной и точной техники, тогда в качестве предварительного подготовительного этапа выступает организация специализированной медицинской помощи для выявления всех аспектов, особенностей состояния конкретного пациента.

    Как узнать подробности?

    В нашей стране был издан распространяющийся на все субъекты и области приказ о специализированной медицинской помощи. Из него следует, что в государственных учреждениях, включенных в список ответственных за такой тип медуслуг, персонал обязуется своевременно предоставлять информацию о сервисе всем обратившимся гражданам. Данные необходимо передавать сразу же во время обращения заявителя или представляющего его лица.

    Не менее важен финансовый аспект. Как определено законом, вся информация о здравоохранении специализированной медицинской помощи должна передаваться заинтересованным лицам совершенно безвозмездно, брать за это деньги по закону запрещено. Рассчитывать на это могут не только граждане нашей страны, но и лица, имеющие гражданство другой державы или вовсе не имеющие никакого.

    Как получить?

    В настоящее время специализированная медицинская помощь детям, взрослым оказывается только при соблюдении заинтересованным лицом буквы закона. В частности, необходимо предоставить полный список оговоренной в нормативах актах документации, в противном случае медучреждение просто не имеет права причислить заявителя к списку тех, кому услуга будет оказана.

    В обязательном порядке необходимо предъявить копию направления, выписанного врачом на спецпомощь. В этой бумаге доктора указывают информацию о состоянии здоровья человека, упоминают, какие диагностические мероприятия проводились, какие терапевтические методы применялись и какие итоги это принесло. Также упоминается профиль патологии. В некоторых случаях нет информации о профиле. Есть вероятность, что у заявителя нет даже направления. Если таковое отсутствует, но услуга требуется, необходимо обратиться в ответственное учреждение за уточнением подробностей участия в программе.

    Что можно добавить?

    В норме все виды специализированной медицинской помощи, установленные действующим законодательством, предоставляются заявителям при наличии направления или отсутствии такового, но очевидности необходимости оказания своевременной помощи. В то же время склонность многих учреждений в державе к бюрократизму подвигает заявителей на сбор дополнительной документации для привлечения внимания к своему случаю: чем больше бумажек, тем серьезнее ситуация.

    В качестве дополнительного документационного сопровождения в соответствии с действующими стандартами специализированной медицинской помощи могут выступать:

    • полис ОМС;
    • СНИЛС;
    • документация, из которой следуют полномочия представителя человека, нуждающегося в услуге;
    • документация, подтверждающая личность представителя.

    Нормативные акты

    Порядок и правила предоставления специфических медуслуг оговорены в изданном семь лет тому назад приказе Минздрава. Документ выпущен в апреле под номером 243н. В нем также раскрыты аспекты финансирования учреждений, оказывающих такого рода медсервис.

    Официально указано, что в некоторых случаях на территории конкретного субъекта может наблюдаться отсутствие возможностей финансирования медучреждений, способных оказать специальные услуги населению. В такой ситуации граждане, нуждающиеся в терапевтической, диагностической, хирургической помощи, могут обратиться в учреждения, расположенные на территории иных областей, а также в прочие федеральные здравоохранительные, разнообразные медицинские организации, располагающие соответствующими возможностями, техническими мощностями и квалифицированным персоналом.

    Когда платить, когда нет?

    Приказ Минздрава гласит, что спецпомощь может быть не только бесплатной, но и предоставляемой на деньги частных лиц, каких-либо заинтересованных организаций. Вариант, не требующий оплаты, должен удовлетворять требования федеральной программы, рассматривающей аспекты госгарантий перед отдельными гражданам державы применительно к медпомощи. В этом случае финансирование организуется из специфических тематических бюджетов, собранных по программе обязательного страхования фондов.

    Высокие технологии на помощь людям

    Высокотехнологичная - это такая услуга спецпомощи, которая предполагает применение наиболее сложных методик, нередко - уникальных подходов. Способы, которые используются в рамках такого исследования, ресурсоемкие. Важное условие включения технологии в список высокотехнологичных - доказанная эффективность ее применения, что должно подтверждаться не только клиническими испытаниями, но и научными выкладками.

    Одно из важных направлений высокотехнологичной спецпомощи - клеточные разработки. Не менее значимо и другое продвигаемое в последнее время - роботизированная техника. Активно используются новейшие информтехнологии, доступные научному сообществу подходы генной модификации, инженерии. Словом, применяются все более-менее проработанные методики, созданные в рамках медицинской науки и смежных отраслей.

    Некоторые специфические документы

    В ряде случаев предоставление спецпомощи возможно, если заявитель располагает направлением, в рамках которого должен лечь на плановую госпитализацию. Такую бумагу может подписать лечащий доктор, за которым закреплен участок проживания больного человека. В ряде случаев бумагу выписывают другие врачи, имеющие на это права в соответствии со своими должностными обязанностями, если пациент обращается напрямую к ним.

    Если консультация проводится в заочном режиме, тогда получить спецуслуги в медицинском учреждении можно при наличии специального протокола, подтверждающего, что комиссией из всего предложенного списка больных был отобран именно этот кандидат. Если за медицинской помощью обращается имеющий инвалидность гражданин, необходимо приложить к общему пакету документов справку МСЭ.

    Дополнительные официальные бумаги

    В большинстве современных медучреждений заявителя попросят предоставить копию страниц паспорта, подтверждающих информацию о прописке, а также личные данные (включая фотографию). Если за помощью обращается представитель несовершеннолетнего больного, не достигшего 14 лет и по этой причине еще не имеющего паспорта, стоит предоставить свидетельство о рождении для снятия с него копии, а родителю нужно будет предъявить удостоверяющий личность документ, где ребенок вписан. При обращении опекуна при себе следует иметь справку, подтверждающую опекунство, а также документацию, идентифицирующую личность (паспорт).

    Не будет лишним озаботиться оформлением выписки из медкарты, чтобы не возникло дополнительных вопросов. Стоит помнить, что показания для госпитализации в соответствии с планом - это в первую очередь сфера ответственности того врача, за которым закреплен участок, где больной прописан.

    На что рассчитывать?

    На территории каждого федерального субъекта ежегодно принимаются документы, в которых прописываются рамки финансирования по спецпрограммам. Соответственно, можно рассчитывать, что ОМС покроет те расходы на лечение, которые соответствуют указанным в такой документации стандартам. При превышении этой границы придется, вероятно, доплатить из собственных средств или попросить о помощи какую-либо организацию. Кроме действующих нормативов на текущий год также регулярно принимаются плановые документы. Это позволяет больным сориентироваться в своих возможностях получения бесплатного лечения в ближайшем будущем.

    Регистрационный N 17175

    В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394) и в целях совершенствования организации специализированной медицинской помощи населению приказываю:

    Утвердить прилагаемый порядок организации оказания специализированной медицинской помощи.

    Министр Т. Голикова

    Приложение

    Порядок организации оказания специализированной медицинской помощи

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации.

    2. Организация оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в медицинских организациях, а также иных организациях государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения - в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации оказания специализированной медицинской помощи органам местного самоуправления, частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по осуществлению специализированной медицинской помощи (далее - учреждения здравоохранения).

    3. Финансовое обеспечение мероприятий по организации оказания специализированной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов и средств:

    федерального бюджета - в федеральных государственных учреждениях, оказывающих специализированную медицинскую помощь;

    бюджета субъектов Российской Федерации - в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в рамках переданных полномочий;

    средств частных организаций здравоохранения.

    4. Сведения об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, доводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения до населения и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь (в том числе посредством размещения информации в сети Интернет).

    5. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации возможности оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оказание населению отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения других субъектов Российской Федерации, федеральных учреждениях здравоохранения, иных медицинских организациях, в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации.

    Направление граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и для оказания специализированной медицинской помощи осуществляется в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

    6. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

    7. Специализированная медицинская помощь населению оказывается в соответствии с порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи*, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    8. Учреждения здравоохранения оказывают специализированную медицинскую помощь при направлении пациента иными медицинскими организациями в случае невозможности оказания последними специализированной медицинской помощи в соответствии со стандартами, указанными в пункте 7 настоящего Порядка, а также при непосредственном обращении граждан для оказания амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской помощи.

    9. Специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению:

    а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

    10. Работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, специализированная медицинская помощь преимущественно осуществляется в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий**.

    11. В случае необходимости оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи организация ее оказания осуществляется в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи***.

    * статья 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст. 6641).

    ** постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 811 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст. 5062).

    *** приказ Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2009 г. N 1047н "О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2010 N 16093).

    Приложение к Порядку

    Порядок направления граждан Российской Федерации в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи

    1. Настоящий Порядок устанавливает правила направления граждан Российской Федерации, нуждающихся в оказании специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи (далее - пациент), в федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - федеральные государственные учреждения), за счет средств федерального бюджета.

    2. Направление пациентов в федеральные государственные учреждения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России - в случаях, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.

    3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляет направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в следующих случаях:

    необходимость установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии;

    отсутствие эффекта от повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения, в том числе хирургических, а также высокотехнологичной медицинской помощи;

    высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний;

    необходимость дообследования в диагностически сложных случаях и (или) комплексной предоперационной подготовке у больных с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями для последующего хирургического лечения с применением высокотехнологичной медицинской помощи;

    необходимость повторной госпитализации по рекомендации федерального государственного учреждения.

    4. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о плановом направлении пациента в федеральное государственное учреждение руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает оформление на пациента Талона на оказание специализированной медицинской помощи (далее - Талон) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в электронном виде.

    К Талону прилагается в электронном виде выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю заболевания сроком давности не более 1 месяца.

    5. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения решения о необходимости направления пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает направление пациента на госпитализацию в федеральное государственные учреждение по профилю заболевания пациента по предварительному согласованию с руководством федерального государственного учреждения.

    6. Основанием для госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи (далее - госпитализация) является решение комиссии федерального государственного учреждения по отбору пациентов на оказание специализированной медицинской помощи (далее - Комиссия учреждения).

    7. Комиссия учреждения формируется руководителем федерального государственного учреждения с численностью состава не менее трех человек.

    Председателем комиссии является руководитель федерального государственного учреждения или один из его заместителей.

    8. Основанием для рассмотрения на Комиссии учреждения вопроса о наличии у пациента медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи являются:

    оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, Департаментом организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департаментом развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Талон;

    оформленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения документ, подтверждающий отсутствие эффекта проводимой терапии при оказании данного вида специализированной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения или учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации;

    выписка из медицинской документации пациента, содержащая данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований по профилю его заболевания (сроком давности не более 1 месяца).

    9. Комиссия учреждения принимает решение о наличии/отсутствии показаний для госпитализации пациента (далее - решение).

    Отсутствие у пациента какого-либо вида исследования не может являться основанием для отказа в госпитализации пациента в федеральное государственное учреждение, если отсутствие данного вида исследования не препятствует определению медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи.

    10. Срок принятия решения Комиссии учреждения не должен превышать 10 дней со дня оформления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения Талона на пациента, а при очной консультации пациента - не более трех дней.

    11. Решение Комиссии учреждения оформляется протоколом.

    12. В протоколе решения Комиссии учреждения указываются следующие данные:

    основание создания Комиссии учреждения (реквизиты нормативного акта);

    состав Комиссии учреждения;

    фамилию, имя и отчество (при наличии) пациента;

    данные о месте жительства и/или месте пребывания пациента;

    основной диагноз заболевания пациента;

    заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (показана/не показана госпитализация);

    Протокол Комиссии учреждения должен содержать дату заседания Комиссии учреждения и в случае принятия решения о наличии показаний для госпитализации - планируемую дату госпитализации.

    13. Протокол решения Комиссии учреждения оформляется в 2-х экземплярах.

    Один экземпляр протокола решения Комиссии учреждения направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с приложением вызова на госпитализацию или очную консультацию пациента с указанием сроков, перечня документов, требуемых для госпитализации, и рекомендаций по дополнительному обследованию или обоснованием отказа в госпитализации с рекомендациями по дальнейшему лечению пациента по профилю его заболевания.

    Второй экземпляр протокола решения Комиссии учреждения хранится в федеральном государственном учреждении в течение 5 лет.

    При проведении очной консультации пациента копия протокола решения Комиссии учреждения выдается на руки пациенту или его законному представителю.

    14. В случае принятия Комиссией учреждения решения о наличии показаний для госпитализации федеральное государственное учреждение вносит информацию о предполагаемой дате госпитализации в оформленный на пациента Талон.

    15. При обращении пациента в федеральное государственное учреждение без прохождения установленной настоящим Порядком процедуры направления для оказания специализированной медицинской помощи в случае наличия необходимости оказания специализированной медицинской помощи, в том числе по экстренным медицинским показаниям, Комиссия учреждения принимает решение о госпитализации с последующим уведомлением Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России для оформления Талона.

    16. Федеральное государственное учреждение оказывает специализированную медицинскую помощь пациенту в соответствии с утверждаемыми Минздравсоцразвития России порядками и стандартами оказания отдельных видов (по профилям) специализированной медицинской помощи и по окончании лечения вносит информацию в оформленный на пациента Талон.

    17. Федеральное государственное учреждение ежеквартально, в срок не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за отчетным, представляет в Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России отчет федерального государственного учреждения о госпитализированных больных для оказания специализированной медицинской помощи по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

    18. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения обеспечивает в случае необходимости проведение реабилитационных мероприятий пациентам после оказания специализированной медицинской помощи.

    19. Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России и Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России осуществляют направление пациентов для оказания специализированной медицинской помощи в федеральные государственные учреждения в следующих случаях:

    гражданин Российской Федерации не проживает на территории Российской Федерации;

    при проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан, в случае принятия решения о переводе пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения;

    орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения не обеспечил направление пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи.

    20. Основанием для рассмотрения в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департаменте развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России вопроса о направлении пациента в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи является поступление в Минздравсоцразвития России от пациента или его законного представителя почтовым отправлением или при личном обращении письменного обращения и документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка.

    Прием и регистрация в Минздравсоцразвития России и направление на рассмотрение письменного обращения и документов пациента, необходимых для направления в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2009 г. N 285н (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2009 г. N 14400).

    21. Письменное обращение пациента или его законного представителя в Минздравсоцразвития России должно содержать следующие сведения о пациенте:

    фамилию, имя и отчество (при наличии);

    данные о месте жительства и/или месте пребывания;

    реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (пациента);

    реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя законного представителя пациента (для детей);

    почтовый адрес для направления письменных ответов и уведомлений и номер контактного телефона (при наличии).

    В случае обращения от имени пациента его законного представителя в обращении дополнительно указываются фамилия, имя и отчество (при наличии), данные о месте жительства и/или месте пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента.

    22. К письменному обращению пациента в Минздравсоцразвития России должны прилагаться следующие документы:

    копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (пациента);

    копия документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (для детей);

    копия медицинского заключения, подтверждающего наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи.

    23. Департамент организации медицинской помощи развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России при наличии письменного обращения пациента (его законного представителя) и документов, указанных в пункте 21 настоящего Порядка, обеспечивает оформление Талона на пациента, а также направляет за подписью директора (лица, его замещающего) соответствующее письменное уведомление в федеральное государственное учреждение.

    24. В случае отсутствия показаний для оказания пациенту специализированной медицинской помощи в федеральном государственном учреждении Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России направляет информацию об отказе в госпитализации пациенту и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения с указанием причин невозможности оказания специализированной медицинской помощи, одновременно в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации направляются рекомендации по направлению гражданина в иные лечебно-профилактические учреждения.

    25. При проведении мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и иных ситуаций, повлекших массовые поражения и заболевания граждан, в случае принятия решения о переводе пострадавших и больных на лечение в федеральные государственные учреждения, Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России или Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России оформляет Талоны одновременно с принятием указанного решения.

    26. Пациент вправе обжаловать решения, принятые в ходе его направления в федеральное государственное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи, на любом этапе, а также действия (бездействие) органов, организаций, должностных и иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.