Классный час "зима в природе". Классный час "зимние посиделки"

Цель: создать атмосферу, соответствующую ощущениям настоящей русской зимы; познакомить с традицией празднования Старого Нового года; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать чувство любования красотой русской природы.

Оборудование: у учителя — магнитофон, аудиокассета с записью легкой инструментальной музыки, материалы для фотоэкспозиции на зимнюю тему, распечатки задания по составлению образных предложений для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, цветные карандаши, ручка.

Учитель . На этом занятии, ребята, мы поговорим о зиме, о настоящей русской зиме — с морозами, снегопадами, сугробами...

Чтобы создать соответствующую атмосферу, предлагаю вам разгадать загадки на зимнюю тему.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка... (Мороз).

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (лед).

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (снежинка).

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья — ... (вьюга).

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец — ... (сосулька).

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (снеговик).

(Е. Савельева)

Сейчас, ребята, запишите в тетрадь все отгадки желательно, в том же порядке. (Проверка)

У кого из вас любое время года — зима? По чему? (Отклики детей.)

ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА

Ах, зима, зима, зима

— Красота — сойти с ума!

Замер лес, подобный чуду,

Залегла в лугах пурга,

И куда ни глянь — повсюду

Белолицые снега.

И пускай трещат морозы,

Нагоняя в сердце страх,

Чем сильней они, тем розы

Жарче пышут на щеках!

(И. Мазнин)

Ответы детей.

Далее учитель предлагает детям ознакомиться с фотоэкспозицией, размещенной на одной из стен кабинета, на которой представлены фотографии из календарей, репродукции картин, детские рисунки на зимнюю тему. Во время рассматривания детьми предлагаемого материала звучит соответствующая легкая инструментальная мелодия. По окончании дети делятся своими впечатлениями, отмечают наиболее понравившиеся материалы.

Учитель . Одним из красивейших зрелищ зимой является снегопад.

Снег идет, как заправский романтик,

Все снежинки стерильно чисты,

В белизну горностаевых мантий

Облачаются даже кусты...

(С. Смирнов)

Нарисуйте в тетрадях фрагмент снегопада.

Самостоятельная работа.

Обмен впечатлениями.

А теперь попробуйте сами составить образные предложения о зимней красоте, используя сравнения. Для этого соедините левую часть предложения с правой.

Учащиеся получают распечатки задания. Самостоятельная работа.

Проверка.

Ответ. 1 — 5; 2 — 3; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 6; 6 — 4.

Какое из сравнений вам понравилось больше других? Придумайте свои образные предложения на тему зимней природы.

Отклики детей.

Настоящая зима радует не только красотой природы, но и разнообразными играми, которые возможны только в это время года. Об одной из них говорится в стихотворении Агнии Барто.

ИГРА

Окопались мы в снегу,

Мы стреляем по врагу,

Я никак от пулемета

Оторваться не могу.

Я с сегодняшнего дня —

Мастер меткого огня.

Мама этого не знала,

Увела домой меня.

А какие зимние забавы любите вы?

Ответы детей

Учитель . Следующее задание можно назвать игрой в снежки, но только интеллектуальной. Посмотрите на таблицу, найдите закономерность и подумайте, что нужно нарисовать в клетках вместо вопросительных знаков.

Таблица изображена на доске. Коллективная работа.

Зима богата на праздники. Самые значимые для большинства из нас те, что зашифрованы ниже. Расшифруйте их, пользуясь стрелками.

Ответ. 1. Новый год. 2. Рождество. 3. Старый Новый год.

Наверняка смысл праздников Нового года и Рождества вам понятен. А вот что за хитрый такой праздник Старый Новый год?

Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался...

ВЕАЕСЕИЕЛЕЬЕЕЕВЕ

ДЕЕЕНЕЬЕ

Ответ . ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ. Читаем, пропуская каждую вторую букву, т.е. Е.

Васильев вечер, щедрый вечер — канун Нового года. Он считался самым подходящим временем для гадания. Девушки-гадальщицы, например, раскладывали на столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь и ставили миску с водой. Приносили в дом петуха. Считалось, что если петух клюнет крупу или хлеб, то жених будет из богатой семьи, если ножницы — то портной, если золу — табачник, если воду пить станет — пьяница, а если уголь вздумает клевать — девушка не выйдет замуж совсем.

В старину Новый год отмечали шумно и весело. Любимыми забавами были катания на санях с ледяных гор. Для этого заранее сооружались ледяные горы. Их высота иногда достигала двенадцати метров. Строили горы из деревянных бревен и досок, верхнюю площадку обносили перилами, а саму дорожку заливали водой. Наверху всегда дежурила полиция, чтобы в веселой толчее кто-нибудь не свалился вниз. Иностранцы называли эти горки русскими. Какой же русский не любит быстрой езды! Собиралось до 30—40 саней и все вместе, «утюгом» неслись по улицам города. На ухабах и поворотах можно было вывалиться, но тем веселее!

Тема: «Зимние забавы».

Цель классного часа : закрепить умения и навыки разгадывания ребусов, закрепить знания сказок; развивать коммуникативные навыки, внимательность, мышление, память; воспитывать интерес к зимним играм, умение работать в группе, активность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рыбки с заданиями, удочки, снежинки, посылка, письмо, папка с принадлежностями(клей, цветная бумага, листки).

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой.

2.Основная часть.

Ребята, скажите какое время года у нас сейчас на улице? А какой самый главный праздник зимы?

А что у нас случается на новый год? Кто к нам приходит в гости и дарит подарки? (Дед Мороз).

И пока вы отдыхали, к нам в школу тоже приходил Дед Мороз и оставил для вас посылку. Давайте мы ее откроем и посмотрит что в ней. (Открывает коробку, в которой лежит письмо).

Посмотрите в ней лежит письмо.

Письмо:

«Здравствуйте, мои дорогие ребята! Поздравляю вас с наступившим новым годом! Вы все себя хорошо вели в прошедшем году. И уже начался новый год, а как говорится в пословице «Как новый год встретишь- так его и проведешь», поэтому я для вас приготовил много игр, чтобы вы как начали новый год с улыбкой и веселье и так провели весь год. А мои задания все записаны на снежинках. Выполнил которые, мы и увидим, кто будет самым веселым, быстрым и находчивым в новом году. Если вы готовы то можете приступать. Желаю все удачи! Ваш Дед Мороз»

И так ребята, готовы доказать Дедушки морозу что вы самые веселые и умные ученики? (Открывается доска на не помещены снежинки с заданиями).

Работать вы будете в командах, а для этого давайте поделимся на две команды. (С помощью жеребьевки учащиеся делятся на две команды, и выбирается капитан).

А оценивать вас будет наше жюри.

1 снежинка.

«Зимняя рыбалка».

Ребята, какие изменения происходят у нас в природе с наступления зимы?

Хотя и замерзаю, наши реки и озера, все многие люди любят ходить на рыбалку. И первое задание это «Зимняя рыбалка». У нас есть лунка в которой плавают рыбки, но это рыбки не простые, на каждой есть свое задание- ребус.

(От каждой команды по очереди выходит ученик ловит рыбку и отгадывает ребус).

1. (Зима)

2. (Мороз)

3. (Метель)

4. (Снег).

5. (Санки)

6. (Каток)

7. (Сосулька)

8. (Снеговик)

Молодцы! Справились с первым заданием!

2 Снежинка.

«Зимняя аппликация».

На второй снежинки написано «Зимняя аппликация».

Вам в группе необходимо на листках сделать зимнюю аппликацию.

(Учащиеся использую клей, цветную бумагу создают зимнюю аппликация на листках).

Презентация своих аппликаций.

3 снежинка.

«Зимние стихотворение».

Ребята, сейчас каждому из вас необходимо почитать стихотворение, но необычно.

Сейчас я вам радам стихотворение вы должны познакомится с его строчками.

«Все кругом белым-белом,
Дом наш снегом замело,
Выйду я во двор гулять,
Буду снег я убирать!»

4 Снежинка.

«Зимние сказки».

1.«Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников».

2. «– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь…» (Русская народная сказка «Морозко».)

3. « Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». («Снегурочка».)

4. «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому».(Заюшкина избушка).

5. « Герде пришлось опять присесть и отдохнуть. На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон; долго-долго смотрел он на девочку, кивая головой, и, наконец, сказал:
- Карр-карр! Добррый день!

Лучше ворон не умел говорить, но от всей души желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька. Слово «одна» Герда хорошо поняла, она почувствовала, что это значит. Вот она и рассказала ворону о своей жизни и спросила, не видел ли он Кая.»
(Снежная Королева).

6.«Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать братьев». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

Молодцы!

5 снежинка (Задание 5).

«Зимний рисунок».

Все команды выстраиваются друг за другом в 2 шеренги, последний ученик на спине впереди стоящему рисует рисунок, и так рисунок передается дальше и самый первый должен нарисовать его на доске. (1 команда рисует «Снеговика», 2 команда «Елку»).

6 снежинка (Задание 6).

«Зимняя игра».

Игра на свежим воздухе.

«Снежки».

Играют как же 2 команды.

3. Подведение итогов урока.

Ребята, вы все молодцы! Справились со всеми заданиями!

Жюри подводит итоги.

Награждение команд.

Я вам желаю, чтобы этот год у вас был веселым, удачным! И со всеми заданиями вы справляли как сегодня с улыбкой и весельем!

МБОУ «Тайлепская основная общеобразовательная школа» Открытый классный час «Зимушка – Зима» для 1 – 4 классов Подготовила и провела: Горбунова Ольга Николаевна, учитель начальных классов Тайлеп, 2013г. ******* ЗИМУШКА-ЗИМА. ******* Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности. Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме, выставка рисунков, сочинения о зиме. 1. Вступительное слово учителя. Вот север тучи, нагоняя, Дохнул, завыл И вот сама Идет волшебница зима. О каком времени года говорится в этом четверостишье? Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку. - Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму? (Стук в дверь) Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу. 1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима? Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку? 1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов. А в этом году она очень морозная. Температура воздуха понижалась до 45 градусов мороза. 2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью. 3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке: 1. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче 2. Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь? (Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января Всех ночей длиннее ночи На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет Мы встречаем Новый год. (Декабрь) после декабря.) 3. 4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку: Щиплет уши, щиплет нос Лезет в валенки мороз Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится От мороза стынет птица Повернуло солнце к лету Что, скажи, за месяц это? (Январь) 4. Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.) - Каково птицам в это время года? (им трудно.) - Что для них страшнее голод или холод? - У кого есть кормушки? Не забудьте покормить птиц зимой. 5. 5 ученик: 6. А сейчас ребята расскажут об этих месяцах. Снег мешками валит с неба С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен Днем капели слышен звон. День прибавился заметно Ну, так что за месяц это? (Февраль) Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются. 1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит. 7. 2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы. 8. 3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. 4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме. 2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка. "Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово." 1. Меньше тигра, больше кошки, На ушах кисти-рожки. С виду кролик, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! И ему не крикнешь:"брысь!" Потому что это … (рысь) 2. Он слетает белой стаей И сверкает на лету Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (снег) 3. Кто осенью спать ложится, А весной встает? (медведь) 4. Жил я посреди двора, Где играла детвора. Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (снеговик) 5. Что вниз головой растет? (сосулька) 6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер) 7. За белой дверцей стужа, лед, Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник) 9. Белой стайкой мошкара Вьется, кружится с утра, Не пищат и не кусают, Просто так себе летают. (снежинки) 8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка) 10. Скачет по лесу то взад, то вперед, Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга) Молодцы, ребята! Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл. 1. Много снега - много хлеба. 2.Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 3.В феврале два друга - мороз да вьюга. 4. Готовь сани летом, а телегу - зимой. 5.Любишь кататься - люби и саночки возить. 6.Мороз не велик, а стоять не велит. 7.В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается. Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года. И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме? Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения? 1. Белая береза Под моим окном. 2. Не ветер бушует над бором Не с гор побежали ручьи. (С.Есенин "Береза") (Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "МорозКрасный нос") 3. Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя. 4. Вот моя деревня Вот мой дом родной. (А.Пушкин "Зимний вечер") (Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня") - А кто из вас хочет прочитать стихи о зиме? - Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы. Прочитаем их на доске. - Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю. - Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу. - Курица стоит на одной ноге - к стуже. - Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно. - Зима морозная - лето жаркое. - Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое. - Февраль холодный и сухой - август жаркий. - Если звезды блестят ярко - к морозу. - Мало звезд на небе - к ненастью (метелям). - Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу. - Ворона ходит по дороге - к теплу. Так что наблюдайте и запоминайте. Выставка сочинений: Сочинение Первый снег Рязанцева Ольга.4 кл. Сегодня спокойный прохладный день. На улицах светлеет. Прохладный ветер несет, поднимает снежинки. Погода снежная и теплая. Как интересно смотреть на великолепный снегопад! Снег пошел в октябре, двадцатого числа, с утра. Каждая снежинка похожа на такую маленькую звездочку из хрусталя. Одна лучше другой. Если присмотреться, то можно увидеть, как на солнце все снежинки переливаются как будто действительно звезды. Только эти звезды не на небе, а на земле. Мне нравится такая погода! Так и хочется полежать на пушистом, мягком снегу! Поиграть в снежки, лепить снеговика. Зима – мое любимое время года. Сочинение Первый снег Викуленко Юля, 4 кл. Сегодня снежный день Погода снежная, легкая, воздушная. Кругом белым – бело! Снег пошел морозным утром. Снежинки блестели, кружились, нежно падали на землю и таяли. Я вышла на улицу и увидела, что снежинки словно пух кружатся надо мною. Они будто в волшебном зимнем вальсе. А настроение было у меня воздушное и легкое – праздничное!!! Как сами снежинки. Сочинение Первый снег Поздняков Вася, 4 кл. Сегодня веселый, радостный, снежный, прохладный день. Погода снежная, пасмурная, но не тяжелая. Этот радостный снег пошел ночью. Он очень красивый, скользкий, легкий, свежий, крупный, пушистый, очень холодный. Очень радостное настроение. Сочинение Первый снег Булыгин Мелик 4 кл. Сегодня первый день снега. Снег идет пушистый, хлопья такие легкие. Погода снежная и прохладная. Ветер после снега такой приятный, вкусный. Снег пошел двадцатого октября и стоял около двух дней, может и больше. Снег легкий, пушистый, чистый, белоснежный, как лебяжий пух. Он кружится, словно балеринки катаются на льду в парах. Еще они такие красивые. Настроение неожиданно веселое, хорошее. Сочинение Первый снег Рябова Кристина. 4 кл. Утром наступил зимний морозный день. Падает легкий пушистый снег. Падает снежок легко, плавно, величественно, ложится словно скатерть. Воздух чистый. Как в сказке, это будто сказочный мир. Снег лежит полотном на березах, осинах, деревьях. Он очень блестит на солнце. Когда снег идет вместе с дождем, он очень липкий, гололед везде. Можно слепить снежную бабу, можно слепить принцесс. Снег лежит сугробами, все катаются на лыжах. Пруд где крепкий, где не крепкий. На деревьях лежат комья снега. Падает снег звездочками снежинками. Снежный мир – это большая сказка. Сочинение Первый снег Кулавский Саша 4 кл. В нашей деревне прохладный, снежный, хмурый день. На улице сумеречный, снегопадный день. Погода хмурая - снежная погода. Снег пошел в октябре, он был скользкий, всегда разный. Снежинки большие, холодные, пушистые, красивые. У меня было радостное веселое настроение! Выставка книг. Задание: Кто желает напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д.

Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида поселка городского типа Ильского Краснодарского края

Классный час

"Зимние посиделки"

Гусакова В.В.

Кравченко З.С.

2015

Цели :

Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках.

Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.

Воспитательные задачи:

    воспитание нравственности, патриотизма;

    формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

    воспитание любви к отчему краю, к Родине;

    организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

    обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;

    развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;

    развитие коллективно-творческой деятельности.

Актуализация темы.

Как это ни удивительно, но зима с её ранними сумерками и жестокими морозами издавна была в России самым веселым временем года.

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Верили в то, что природой управляют особые боги и их можно задобрить.

Зиме старались всячески угодить. Именно этим и объясняется обилие народных праздников зимой (например, Святки и др.)

На Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.

Величава Зима –

Называть её хочется

Не по имени просто,

А по имени – отчеству.

Ой, Зима, ты – Морозовна!

Ой, Зима, ты – Метельевна!

Основной формой проведения досуга зимой были посиделки. Обратимся к словарю В.Даля: «Посиделки – есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен» .

Считали, что посиделки – это, прежде всего повод для общения. И он должен быть лёгким, радостным, приятным.

Действительно, каждый из нас стремиться познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего – то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас.

Как необходимо нам знание культуры и быта предков! Главное в народной жизни – лад. Это стремление к совершенству, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях.

Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

Много славных и добрых праздников

Нам досталось от старины

Передать их в наследство правнукам

По традиции мы должны.

Культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем – то вроде мостика в мир самобытной России.

Я предлагаю вам свой вариант посиделок. Давайте посидим рядком, да поговорим ладком

Основная часть занятия.

Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи…

Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки.

Знали – ведали они свой секрет веселья. Они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть не только ловким, но и умным. Кроме упражнений на ловкость и выносливость, они любили испытания на сообразительность, например, загадки.

Зимние загадки.

    Что же за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

    Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (зима)

    Пришёл на день, а ушёл через год. (новый год)

    Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не выехать. (морозный узор)

    Гость гостил,

Мост мостил,

Без пилы, без топора

Мост вымостил.

(мороз)

Загадка – это маленький ключик от тайны. С её помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведёт себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности.

Особой популярностью пользуются на праздниках «весёлые» вопросы.

Весёлые вопросы.

    Почему львы едят сырое мясо?

(не умеют готовить)

    Может ли петух назвать себя птицей?

(нет, не умеет говорить)

    Кто с головой окунается в работу?

(водолаз)

    Как зовут женщину, которая первой поднялась в ночное небо?

(Баба - Яга)

    Что портится от слов?

(настроение)

А какой же праздник без песни!

Звучит музыкальная композиция «Белая береза» в исполнении Государственного Рязанского народного хора.

А сейчас самое время назвать пословицы и поговорки о зиме.

Пословицы и поговорки о зиме.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    Январь - году начало, а зиме - середина.

    Вьюги, да метели под февраль полетели.

    Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Месяц январь – зимы государь.

    У февраля два друга – метель да вьюга.

    Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

    Февраль – и теплом согреет, и морозом отстегает.

    Зима без снега – лето без хлеба.

    Снег глубок – хлеб хорош.

    Зимой снега надует – хлеба прибудет.

Игровой момент: «Снежная игра».

Нужно назвать как можно больше слов, в состав которых входит слово снег . Например: снеговик, снегурочка, снегопад и др.

Поэтическая страничка.

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит…

В удивительное время года мы собрались на посиделки.

Это ею – русскою зимою восхищаются поэты.

Сергей Есенин.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Зима особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.

А.С.Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница-зима». Чудесное время года!

А какие стихи о зиме знаете вы? (дети рассказывают стихи по выбору)

Это интересно.

Рождественские святки


С 7 января по 19 января в течение 12 дней – по числу апостолов – православные христиане отмечают святки, святые и радостные дни.

Святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.
Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья.
Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.
Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом.
Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Викторина