Летчик алексей маресьев краткая биография повесть полевого. Подлинная история "настоящего человека": подвиг летчика Алексея Маресьева

75 лет назад, 4 апреля 1942 г., в воздушном бою был подбит самолет лейтенанта Алексея Маресьева.

Летчик, получивший ранения ног, совершил вынужденную посадку на территории, занятой немецкими войсками. Он 18 суток ползком добирался до линии фронта, откуда был отправлен в госпиталь и перенес ампутацию обеих ног, после чего вновь отправился на фронт летчиком-истребителем. Впоследствии подвиг Алексея Маресьева стал основой сюжета "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

Алексей Петрович Маресьев родился 29 мая 1916 г. (по старому стилю 16 мая) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи (ныне административный центр Камышинского района Волгоградской области).

ТАСС вспоминает жизненный путь легендарного летчика и его подвиг.

Семья

  • Отец - Петр Авдеевич Маресьев, солдат Первой мировой войны, умер от туберкулеза, когда Алексею было три года.
  • Мать - Екатерина Никитична Маресьева, работала уборщицей на заводе. Алексей был младшим из четырех ее сыновей.
  • Алексей Маресьев был женат на Галине Викторовне Маресьевой (урожденная Третьякова, скончалась в 2002 г.), сотруднице Управления вузов ВВС.
  • Старший сын - Виктор (род. 1946), инженер-автомобилист, ныне президент Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды ВОВ".
  • Младший сын - Алексей (1958–2002).

Учеба

  • В 1930 г. в Камышине окончил шесть (по другим данным - семь) классов школы, в 1930–1932 гг. в Камышинской школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) освоил профессию токаря.
  • В 1933–1934 гг. без отрыва от производства учился на Камышинском рабочем факультете им. М.Горького Саратовского сельскохозяйственного института (ныне Саратовский государственный аграрный университет).
  • В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков), в 1952 г. - Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 г. - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат исторических наук (1956).

Работа и служба

  • В 1933–1934 гг. работал на камышинском лесозаводе масленщиком, токарем.
  • В 1934 г. был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре, где с марта 1935 г. по август 1937 г. работал лесорубом, затем механиком-дизелистом на катере "Партизан". Занимался в аэроклубе.
  • Осенью 1937 г. призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), до 1938 г. служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин.
  • В 1939 г. направлен в Читинскую авиационную школу.
  • С 1940 г. - летчик-инструктор Батайской военной авиационной школы пилотов.
  • С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. направлен на Юго-Западный фронт (первый боевой вылет - 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога).
  • Был летчиком, командиром звена 296-го истребительного авиаполка, затем 580-го истребительного авиаполка на Северо-Западном фронте.

Подвиг

  • 4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начальствующего состава 6-й ударной авиагруппы Ставки Верховного Главнокомандования - 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в районе так называемого демянского котла (Демянский, Валдайский районы Новгородской области) и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск.
  • В течение 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В то время деревня Плав находилась в тылу советской линии фронта, где-то за 13 км. Сергей и Сашка были единственными почти взрослыми мужиками. Какая-то женщина, а потом и мужчина принесли в деревню слух, что слышали в лесу стоны о помощи, но к месту не приблизились. Тогда все боялись фашистских провокаций, фронт рядом, кто там - русский или немец? Поэтому и старый отец Александра, дед Михайла Вихров, идти ребят отговаривал, но те не послушались, тем самым Алексею Петровичу Маресьеву, а ему тогда, к слову, было всего 26 лет, жизнь и спасли. Парни нашли летчика в лесу за болотом, подтащили его к дороге, а чуть позже тот же дед Вихров вывез его на подводе в деревню, откуда раненого переправили в военную санчасть

Николай Малин

Сын Сергея Малина (житель деревни, который уберег от гибели Маресьева)

В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).

  • С июня 1943 г. - в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка (в дальнейшем эта воинская часть неоднократно меняла номера и названия, расформирована в 2009 г.).
  • В должности замкомандира эскадрильи, затем помощника командира и штурмана полка участвовал на истребителе Ла-5ФН в боях на Курской дуге и в Прибалтике.
  • 20 июля 1943 г. в воздушном бою с превосходящими силами противника спас самолет ведомого и самолет командира соседней авиачасти, за что Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего в годы войны совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь - после ампутации.

После войны

  • В 1944–1946 гг. - инспектор-летчик в Управлении высших учебных заведений Военно-воздушных сил (ВВС) РККА.
  • В июле 1946 г. уволен в запас в звании майора.
  • В 1948–1949 гг. - начальник авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС (ликвидирована в 1955 г.).
  • В период с 1956 по 1983 г. - ответственный секретарь, а с 1983 г. - 1-й заместитель председателя Советского (с 1991 г. - Российского) комитета ветеранов войны. C 1958 г. - первый вице-президент Международной федерации борцов Сопротивления (Federation Internationale des Resistantes, FIR).
  • 8 мая 1967 г. участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
  • В 1997–2001 гг. - руководитель Регионального общественного фонда А.П. Маресьева "Инвалиды Великой Отечественной войны".
  • Маресьев скончался 18 мая 2001 г. в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Звания и регалии

  • Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989–1991).
  • Полковник (1978).
  • Герой Советского Союза (24 августа 1943 г.).
  • Награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Красного Знамени (1942), Октябрьской Революции, Боевого Красного Знамени (1942), Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов (1976), Почета (1991), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Дружбы (2000) и др., орденами и медалями иностранных государств.
  • Отмечен Почетной грамотой Правительства РФ (1996) и Благодарностью Президента РФ (2001).
  • Почетный гражданин города Камышина (1968), болгарского города Стара-Загора (1973), Комсомольска-на-Амуре (1977), Орла (1990).
  • Лауреат Российской национальной премии "Олимп" (титул "Национальный герой", 2000).
  • Автор брошюры "На Курской дуге. Заметки о партийно-политической работе в авиационных частях в дни Курской битвы" (1960).

Повесть о настоящем человеке

  • Алексей Маресьев был изображен под фамилией Мересьев в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (1946, более 100 изданий в СССР и РФ, более 30 за рубежом).
  • Книга послужила основой спектакля МХАТа (1948), аудиоспектаклей (1964, 1973, 1973), по ней снят фильм (1948, режиссер Александр Столпер) и написана одноименная опера (1947–1948, композитор Сергей Прокофьев, премьера в 1960 г.).
  • Подвиг пилота лег в основу спектаклей "Упавший с неба" (режиссер Дмитрий Бертман, Москва, "Геликон-опера", 2012) и "Алексей Маресьев" (режиссер Сергей Бурлаченко, Камышинский драматический театр, 2015); ряда документальных телефильмов.

Именем Маресьева названы улицы в Камышине, Горно-Алтайске, Ибреси, Актюбинске (Казахстан), Стара-Загоре (Болгария) и Ташкенте (Узбекистан); малая планета 2173 Maresjev; школы в Москве и Орле.

Памятники и бюсты установлены в Камышине, Комсомольске-на-Амуре. Мемориальные доски - в Москве (Тверская, 19), Батайске, Ибреси.

С 2006 г. постоянная экспозиция, посвященная жизни Алексея Маресьева, действует в Камышинском историко-краеведческом музее. 13 мая 2016 г. на месте обнаружения летчика жителями деревни Плав открыт памятный знак с копией винта истребителя Як-1. 22 июня 2016 г. в Камышине открыли памятник самолету Як-1 .

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье".

  • Легендарный летчик Алексей Маресьев - настоящая история спасения

Маресьев Алексей Петрович - краткая биография для детей. Маресьев А. П. - легендарный советский летчик, участник Великой отечественной войны, герой СССР, обладатель множества советских и иностранных наград.

Краткая биография Маресьева до начала войны

Маресьев А. П. родился в 1916 г. Он рано потерял отца. Мать в одиночку растила троих детей. После окончания школы Маресьев обучился профессии токаря и работал при лесозаводе. Молодой человек с детства мечтал стать летчиком, что было распространенным желанием среди молодежи того времени. Однако, из-за перенесенной в детстве малярии и последовавшим за ней ревматизмом Маресьева отказывались принимать в летное училище. Юноша не сдавался, занимался физкультурой и старался заботиться о своем здоровье.
Перевод на строительство Комсомольска-на-Амуре был воспринят Маресьевым в штыки. Казалось, что тогда можно было навсегда распрощаться с мечтами о небе. Но ехать все-таки пришлось. На Дальней Востоке молодой человек, продолжая регулярные физические упражнения, значительно окреп и с первого раза прошел медицинскую комиссию в местный аэроклуб. Мечта детства начала осуществляться.
Маресьев был призван в ряды советских войск в 1937 г. Службу проходил сначала на Сахалине, затем в Батайске, где и встретил начало войны. В это время Маресьев был инструктором Батайского авиационного училища.

Краткая биография Маресьева в время войны

В августе 1941 г. произошел первый боевой вылет Маресьева (на Юго-Западном фронте).
В 1942 г. уже на Северо-Западном фронте самолет Маресьева был подбит, в результате падения летчик получил опасные ранения обеих ступней. Маресьев, испытывая невероятный голод и холод, восемнадцать дней полз по направлению к своим войскам. Началась гангрена. Летчика спасли деревенские жители, которые нашли его в лесу и оказали помощь. Но требовалось срочное медицинское вмешательство. В начале мая неподалеку от села совершил посадку самолет, и Маресьева смогли отправить в госпиталь. Медицинское решение было категорично: ампутация голеней обеих ног.
Такая физическая и душевная травма может сломать волю даже самого твердого человека. Маресьеву было о чем подумать, когда он был прикован к больничной койке. В это время он и принимает решение о том, чтобы посвятить свою жизнь возвращению в небо.
Алексей начинает осваивать протезы. Это сопровождается сильнейшими болями и невероятным напряжением. Но он не сдается, продолжая заново учиться ходить уже в санатории. Постепенно, Маресьев добивается того, что люди не сразу понимают, что у него нет обеих ног. В 1943 г. он проходит медицинскую комиссию и начинает практику в авиационной школе. В феврале Маресьев совершает свой первый пробный вылет с протезами. Трудно представить себе чувства человека, добившегося в результате таких усилий своей цели.
В 1943 г. он снова вернулся в действующую армию. Командование некоторое время не допускало его участия в боевых действиях. Маресьев совершал тренировочные полеты и подавал неоднократные просьбы об участии в боях. Обстановка становилась напряженной, шли решающие сражения на Курской дуге. В сложившихся условиях Маресьеву был разрешен боевой вылет. За первых два дня полетов безногий летчик уничтожил пять немецких самолетов. Известия об его успехах широко распространялись в советских войсках. В это время с Маресьевым общался Б. Полевой, решивший описать подвиг летчика.
Маресьев продолжал успешно воевать. В августе 1943 г. он получил звание Героя СССР.

Краткая биография Маресьева после войны

После войны Маресьев А. П. пользовался международной славой. "Повесть о настоящем человеке", посвященная его подвигу, была издана во многих странах мира. На экраны вышел художественный фильм, снятый по повести, и поставлена опера. Люди восхищались силой духа и невероятным мужеством Маресьева.
Маресьев продолжал летать, занимался обучением молодых пилотов. В 1950-х гг. он стал кандидатом исторических наук и издал книгу "На Курской дуге".
Алексей Петрович скончался в 2001 г., незадолго до своего 85-летия.


Почти сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Маресьев - летчик, герой Советского Союза, легенда Великой Отечественной Войны. Его родина — город Камышин. Он с детства был вынужден приучаться к самостоятельности. Рос в многодетной, полусиротой семье, отец рано умер.

Биография Алексея Маресьева полна чередой преодолений и мужества. Алексей Маресьев в детстве и юности сильно болел, иногда с трудом передвигался и уже тогда начал мечтать о полетах. Излечиться от странной хворобы помог случай. Собиралась комсомольская бригада строить Комсомольск-на-Амуре. Когда Маресьев попал в этот чудодейственный край, полностью исцелился. Тогда он стал продвигаться к своей мечте стать летчиком. Первые уроки Маресьев получил на Амуре, и при зачислении в авиационный погранотряд на Сахалине. Но серьезных полетов не было.

Первый летный опыт Маресьев смог получить только в 1940 году в военной школе Батайска. Настоящий бой он отважно провел в 1942. Его напористое стремление стать мастерским летчиком дало результат. Алексей Маресьев был старательным учеником. Всего за месяц в первый же год боевых вылетов на счету талантливого летчика Маресьева было 4 неприятельских машины. Роковые перемены в биографии Алексея Маресьева случились 4 апреля 1942 года. Самолет-истребитель Маресьева подбили в воздушном бою. Он упал в местности Старая Русса. Отважный летчик находился в лесу 18 суток. Он отчаянно полз к своим. Каким образом выжил израненный летчик - загадка.Старший лейтенант Маресьев мужественно перенес ампутацию обмороженных голеней обеих ног, научился жить на протезах и вернулся в небо.

Поначалу, молодой летчик Маресьев был страшно подавлен, но могучая воля оказалась сильнее увечий. Маресьевым двигали совсем не амбиции. Всю жизнь этот удивительный человек стеснялся своей ненужной ему самому известности. В своих интервью он проявлял необычайную скромность. В разгар войны Маресьев не желал и не мог остаться в тылу. Он чувствовал себя более чем способным защищать свое Отечество. Летчик Маресьев более всего любил небо, приговор о профнепригодности не принял. Несгибаемая сила духа и упорство помогали старшему лейтенанту Маресьеву. 1943 год - он вновь отправился на фронт. Маресьев без ног был более чем годен к полетам. Это - большая победа - самый великий подвиг Маресьева. Героический летчик провел 86 летных боев и сбил 11 самолетов противника.

Родина удостоила Алексея Маресьева звания Героя Советского Союза в августе 1943 года. Это за отчаянное мужество и воинскую доблесть, которую он проявил в борьбе с ненавистными врагами. Слава героя-инвалида прокатилась по всем военным частям, о нем восторженно говорили в тылу. В 15-ю Воздушную армию заспешили корреспонденты. Много было написано о подвигах летчика Маресьева. Писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», не дал своему герою его Маресьева, из боязни, что летчик-герой в будущем совершит нечто не в соответствии с идеологией, и повесть не издадут. Так появился литературный Мересьев. Но, в книге - все то, что на самом деле произошло в биографии Алексея Маресьева.

Не было только девушки, она появилась позже. Реальная жена летчика Маресьева служила в воздушных вооруженных силах. Первым делом самолеты, ну а девушки потом - как поется в знаменитой песне времен войны. На самом деле Алексей Маресьев даже не читал книги о своих подвигах: «Не довелось». Но автографы на долгую память на книге подписывал. В СССР имя Маресьева знал практически каждый. Позже «Повесть о настоящем человеке» была переведена на многие языки мира. Художественный фильм, с Кадочниковым в главной роли, смотрели все в СССР, а в Большом театре была поставлена одноименная опера. Маресьев дослужился до чина Гвардии майор и ушел из армии в 1946 году. Приходилось несладко, сказались тяжелые увечья. Но без дела он не остался - обучал летному мастерству молодых летчиков. Последний раз Маресьев поднялся в небо в 50-х годах. Так закончилась героическая небесная сага героя. В 1952 году Маресьев учится в высшей школе ЦК КПСС, а 1956 году заканчивает аспирантуру Академии общественных наук.

Самообразование и стремление к знаниям могут служить любому примером. Маресьев стал кандидатом исторических наук. Алексей Маресьев много времени уделял благополучию ветеранов. Он стал активистом комитета ветеранов войны. Маресьев опубликовал свои воспоминания о ВОВ. Самая известная его работа - "На Курской дуге", куда вошли воспоминания многих ветеранов, с кем он дружил, о ком заботился. До самой смерти Маресьев поражал своей необыкновенной жаждой жизни, доброжелательностью к людям и любовью к Родине. Жил он скромно, как и многие ветераны ВОВ, привыкшие к невзгодам.

Маресьев не любил жаловаться и просить. На фронте вообще забыл о своих ранах. Одна мечта не сбылась. Не довелось управлять «Аэрокоброй». Конструкция этой машины слишком сложна для инвалида обеих ног. Но Маресьев воплотил свою главную мечту. Он вместе с остальными приблизил Победу. Когда говорили о его подвиге, смущался. Алексей Маресьев не умел жить без отдачи. Когда Великая Отечественная война закончилась, стране по-прежнему требовались герои. Победа далась высокой ценой: миллионы раненых, инвалидов, потерявших близких людей. Всем нужна была иллюстрация настоящего героизма, которой и стал летчик-истребитель Алексей Маресьев.

С началом «перестройки» приступили к тотальному развенчанию героев. Этот цинизм коснулся и Маресьева. Но военные подвиги Маресьева, вся биография были подлинными. Он неоднократно бывал в нашей школе, на самом главном празднике нашей страны Дне Победы. Запомнилось мужественное, доброе улыбающееся лицо, статная осанка летчика-героя Маресьева. Мне посчастливилось слушать его рассказы о временах войны. Он много говорил о простых бойцах, об их мужестве, и казалось - собственная известность его несколько тяготила. Он верил, что мы вырастим преданными своей стране, говорил об этом без пафоса, но проникновенно.

Такие люди как Маресьев - величайшие герои, наши спасители, те, кто подарил нам жизнь. Скончался Алексей Петрович Маресьев в 2001 году, в день своего рождения, когда для него готовили торжественный праздник. Великий герой ВОВ Алексей Маресьев ушел с почестями.

Виктория Мальцева

Алексей Петрович Маресьев - один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, 7 из которых - с момента возвращения в боевую авиацию после тяжелейшего ранения.

Алексей Маресьев родился 7(20) мая 1916 г. в тихом приволжском городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, был солдатом-фронтовиком в годы Первой мировой войны, вернулся домой и вскоре умер. Алексею тогда исполнилось всего три года, и все заботы по воспитанию сына легли на плечи матери, Екатерины Никитичны, доброй и трудолюбивой женщины. Она работала на деревообделочном заводе уборщицей, получала мало, поэтому Алексея и двух его братьев - Петра и Николая - с детства приучала к труду, честности и справедливости. Алексей рос болезненным ребенком, часто простужался. Вспоминая свои детские годы, Алексей Петрович говорил, что только «две мамы» помогли ему победить болезни и впоследствии стать летчиком: это «Мама родная да матушка-Волга, в которой он плавал и закалялся». Однажды, находясь на Волге, Алексей услышал тоненький назойливый звук. Подумал, что-то в воде. Вгляделся: нет, не в воде. Поднял голову, посмотрел на небо, а там самолет! Настоящее чудо! В то время самолеты были редкостью. И ведь не просто летит, а фигуры выписывает, будто не машина, а птица… С того самого дня, Маресьев «заболел» самолетами».

После окончания семилетней школы Алексей поступил в фабрично-заводское училище, где получил специальность токаря по металлу. После окончания рабфака Маресьев хотел поступить в летную школу, но не прошел медицинскую комиссию по состоянию здоровья. Тогда Алексей решил, вместе с группой камышан, по комсомольской путевке ехать на строительство Комсомольска-на-Амуре. «…Я выходил из кабинета, когда в коридоре меня остановила участковый врач Михайлова. Она сказала: - Леша! Мне кажется, если ты поедешь на Дальний Восток, то все твои болезни пройдут - и малярия, и ревматизм. Я слушаю ее и думаю - значит, я смогу быть летчиком». Там же, на Амуре, Алексей впервые поднялся в небо, став курсантом аэроклуба. Он успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться летному делу. В 1937 г. он успешно завершил учебу и получил летное удостоверение.

Вскоре Алексей был призван в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию удовлетворили, и более двух лет он служил в 12-м авиационном отряде, действовавшем в составе Сахалинского погранотряда. Служба проходила в тревожное время. Вот как отзывался сам Алексей Петрович об этом этапе своей биографии: «До сих пор горжусь тем, что мне довелось носить зеленую фуражку и шинель с зелеными петлицами. В те годы на дальневосточной границе была особенно тревожная обстановка. Мы не жалели усилий и времени, чтобы в совершенстве овладеть своим делом, надежно охранять границу. Служба в пограничных войсках требует от воина быть постоянно собранным, смелым, хладнокровным. Она вырабатывает выдержку, самообладание, стойкость». В дальнейшем Алексей Петрович был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в г. Батайск. После окончания в 1940 г. Батайского авиационного училища имени А.К. Серова младший лейтенант А.П. Маресьев, как один из лучших курсантов, был оставлен в училище на должности инструктора. Здесь и застала его война.


Читинская авиационная школа пилотов. А.П. Маресьев слева в первом ряду. 1939 г.

В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. До марта 1942 г. он сражался в составе 296-го ИАП, а затем был направлен на Северо-Западный фронт в состав 580-го ИАП. Здесь, в небе над демянским выступом, лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет - военно-транспортный Ju-52. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен. Самолет упал в лесу на занятой врагом территории. Очнувшись после падения, Маресьев, с ранеными ногами, начал пробираться на восток к своим. Сначала он, превозмогая боль, медленно шел, считая шаги, и после каждой тысячи шагов падал на живот отдыхать. Питался корой, шишками. Потом пытался ползти, когда не осталось сил даже ползти, начал перекатываться с бока на бок. На 18-е сутки еле живого летчика обнаружили мальчишки Сережа Малин и Саша Вихров, возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Маресьева привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой, и она больше недели выхаживала его. Разбитые и отмороженные ноги у Алексея воспалились, нужна была срочная операция. О найденном летчике сообщили председателю, колхоза и в первых числах мая за раненым прилетел самолет, пилотируемый командиром эскадрильи А.Н. Дехтяренко. Маресьева на носилках погрузили в него и увезли в госпиталь.

Врачи обнаружили у него гангрену и ради спасения жизни ампутировали ступни обеих ног. Вот тогда и встал тяжелый вопрос: как жить дальше? Расстаться с профессией летчика означало бы для него потерю самого дорогого в жизни. Пережить черную минуту Маресьеву помогли товарищи по несчастью, лежавшие в палате. Крепла решимость: человек не имеет права прекращать борьбу, пока сердце бьется в груди. И Алексей Петрович начинает тренироваться, готовиться к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались и в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 г.

В начале 1943 г. старший лейтенант А.П. Маресьев прошел медкомиссию и, получив разрешение летать, был направлен управлением кадров Военно-воздушных сил СССР в 3-ю авиационную школу первоначального (тренировочного) обучения, располагавшуюся в поселке Ибреси Чувашской АССР. Свыше пяти месяцев Алексей Петрович учился летать и управлять самолетом, используя протезы. Для прохождения дальнейшей военной службы Алексей Петрович должен был совершить зачетный полет. И в июне 1943 г., после успешной сдачи зачета, старший лейтенант Маресьев снова встал в боевой строй. Он был направлен в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк на Брянский фронт.


А.П. Маресьев рядом со своим истребителем

Прибыв в полк накануне Курской битвы, когда в воздухе шла жесточайшая борьба, Алексей Петрович сильно переживал как его примут летчики полка. Любой летчик, взявший его к себе ведомым, сильно рисковал, поднимаясь с ним в небо. Командир полка не выпускал Маресьева на боевые задания и оставлял на аэродроме. Ему разрешали подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолетов - для прикрытия их при посадке от внезапной атаки вражеских «охотников». Алексей Петрович все понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением на участие в воздушных боях. Командир эскадрильи капитан А.М. Числов посочувствовал ему и взял с собой в пару на боевой вылет. Алексею сопутствовала удача: 6 июля 1943 г. он открыл новый счет воздушным победам - сбил истребитель Messerschmitt Bf.109 (Ме-109). Доверие к Маресьеву после этого сразу возросло, а Александра Числова Алексей Петрович впоследствии стал называть своим крестным отцом. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал капитану: «…Сильно в драку не лезь, береги ведомого». Затем Маресьев слетал с Числовым еще раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив, и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал запасным пилотом для полка.

В воздушных боях на Курской дуге Алексей Петрович доказал, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 г. в районе города Орла 12 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. Накал боя был высочайший, и советские пилоты его выиграли. Алексей Петрович в тот день не только сбил два вражеских истребителя FW-190, но и спас жизнь двум пилотам. Эти победы были одержаны им на новейшем советском истребителе Ла-5ФН.

Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили военные журналисты, среди них был и корреспондент «Правды» Борис Полевой, будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке», задолго до выхода которой на обложке самого популярного журнала «Огонек» появился портрет героя.

В эти же дни в полк, где служил Алексей Петрович, приезжал маршал авиации Александр Александрович Новиков. Во время своей беседы с командиром эскадрильи А.М. Числовым Новиков спрашивал, сколько летчиков в полку, сколько сбили самолетов. Маршала интересовали все детали: состояние машин, бытовые условия, питание и прочее. Числов доложил обстановку, а затем рассказал о летчике, который летает без ног. Новиков очень удивился и решил лично пообщаться с Маресьевым. После выяснения всех обстоятельств дела, маршал потребовал от командира полка чтобы и Александр Числов и Алексей Маресьев были повышены в звании, а также распорядился представить обоих к присвоению звания Героя Советского Союза!

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленные личное мужество и высокое летное мастерство 24 августа 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу, заместителю командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H.П. Иванов писал: «Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против немецко-фашистских захватчиков и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов».

В дальнейшем А.П. Маресьев воевал в Прибалтике. Свидетельством его летного мастерства стало повышение по службе - назначение штурманом полка. К этому времени гвардии майор А.П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов, всего сбил 11 вражеских самолетов. Однако нагрузки все время возрастали и поэтому в июне 1944 г., когда Алексею Петровичу предложили стать летчиком-инспектором и перейти из боевого полка в Управление высших учебных заведений ВВС, он согласился.

В 1946 г. А.П. Маресьев был уволен из ВВС, но продолжал поддерживать себя в отличной физической форме (лыжи, велосипед, плаванье). Установил личный рекорд в санатории под Куйбышевом (Самара), переплыв Волгу (2 км 200 м) за 55 минут. Свои последние вылеты Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов XX века в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время для Алексея Петровича начался новый, не менее важный жизненный этап. Благодаря роману «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (в нем Маресьев назван Мересьевым) и вышедшему в 1948 г. на экраны кинофильму с одноименным названием, к нему приходит большая известность. Его начинают приглашать на многие празднования, организовывать встречи со школьниками, на примере его подвига воспитывается не одно молодое поколение нашей страны. В 1949 г. Алексей Петрович становится участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.


Алексей Маресьев. Художник Н.Н. Жуков. 1950 г.

Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 г. успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 г. завершил учебу в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Свидетельством его успехов на новой стезе стала защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В этом же году, после создания Советского комитета ветеранов войны, Алексей Петрович Маресьев назначается его ответственным секретарем, а в апреле 1983 г. - заместителем председателя.

По роману Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Сергей Сергеевич Прокофьев написал оперу, премьера которой состоялась 7 октября 1960 г. на сцене Большого театра. В этом же году выходит в свет книга Маресьева А.П. «На Курской дуге». 8 мая 1967 г. Алексей Петрович Маресьев принял участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. В он был избран народным депутатом СССР. Всю свою жизнь Алексей Петрович оказывал помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, других вооруженных конфликтов и в 1998 г. организовал Региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».

18 мая 2001 г. в Центральном театре Российской армии готовился торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины летчика-героя выразил Президент России Владимир Путин.

Похоронен Алексей Петрович Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.

За боевые подвиги и трудовые заслуги полковник А.П. Маресьев был удостоен ряда советских наград: двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Дружбы народов, Почета и Красной Звезды. Грудь прославленного летчика украшали и два ордена Российской Федерации - За заслуги перед Отечеством 3-й ст. и Дружбы. Он также удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович являлся почетным солдатом одной из воинских частей и почетным гражданином городов Камышин, Комсомольск-на-Амуре, Батайск и Орел. Именем летчика названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы.

Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.


Памятник Алексею Петровичу Маресьеву на его родине в г. Камышин.
Скульптор С.А. Щербаков. 2006 г.

Мемориальные доски А.П. Маресьеву установлены в Москве - на доме, где летчик жил после войны, в поселке Ибреси Чувашской республики - на здании бывшей летной школы и на часовне св. Николая Чудотворца в городе Батайск. Имя легендарного летчика присвоено московским школам № 760 и № 89 (там создан музей 63-го гвардейского истребительного авиационного полка), школе № 13 г. Орел и школе № 31 г. Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В 2004 г. при поддержке Правительства Москвы учреждена международная премия имени А.П. Маресьева «За волю к жизни».

______________________________________________

Настоящей датой рождения Алексея Маресьева является 3(16) мая 1916 года, о чем свидетельствует выписка из книги записи рождения за 1916 г. В годы Великой Отечественной войны в документах А.П. Маресьева произошла описка и появилась новая дата - 20 мая. С тех пор этот день Алексей Петрович стал считать днем своего рождения.

Юлия Снегова,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ