Православная и католическая пасха: главные отличия. Почему православная пасха не совпадает с католической

Чем отличается православная пасха от католической

Пасха - главный и самый древний религиозный праздник у христиан всех направлений. Название Пасха взято от еврейского праздника Пасхи, но суть их принципиально разная. У евреев Пасха — это празднование исхода из египетского рабства. У христиан - праздник воскресения из мертвых Иисуса Христа. Поэтому христианская пасха имеет и второе название — Христово воскресение. Принципиальных отличий в праздновании Пасхи между православными христианами и католиками нет. Есть расхождения в некоторых деталях и местных традициях, которые тесно переплелись с древними языческими обрядами. Основное отличие - дата самого праздника. Там и там Пасхе предшествует Великий пост и Страстная неделя..
Изначально православные и католики руководствовались одним правилом: Пасха приходится на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и вычисляется на много лет вперед по так называемым Пасхалиям - пасхальным календарям. Почему православные христиане и католики стали отмечать Пасху в разное время - это целое историческое расследование. Цель этой статьи показать отличия в праздновании Пасхи простыми верующими.

КАК ПРАЗДНУЮТ ПАСХУ ПРАВОСЛАВНЫЕ НА РУСИ
Первое - Пасху празднуют всегда в воскресение. Это исходит из самого определения праздника — Христово воскресенье (из мертвых). Кстати, в дохристианскую эпоху у славян этот день назывался «неделя»=«не-делать» — только отдыхать!.
Обычай христосоваться. Все встречающие друг друга в этот день приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» При этом младшие по положению первыми приветствуют старших. Обычай красить яйца. По легенде этот обычай восходит к временам древнего Рима, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа. Император, не поверил и сказал буквально, что «как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». И яйцо в тот же миг стало красным. Поэтому пасхальные яйца изначально красились в красный цвет, потом их стали разрисовывать самым разным образом. И даже расписывают художественно. Такие яйца называют «писанки». Пасхальные куличи. Это церковно-обрядовая пища. Этот праздничные хлеба требовалось обязательно освятить, либо в церкви, либо пригласив батюшку домой. После чего праздничными пасхальными куличами и крашенными яйцами угощать друг друга. Пасхальный благовест. Всю Страстную неделю перед Пасхой колокола на колокольнях молчат в знак скорби по страданиям Иисуса Христа. А в Пасху начинают пасхальный перезвон. Всю пасхальную неделю любому желающему дозволяется подняться на колокольню и позвенеть колоколами.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ НА ПАСХУ
Пасхальное воскресение знаменует конец Великого поста и начало разговения - есть что угодно, веселиться, напиваться, общаться с противоположным полом сколько влезет. «Чоканье» пасхальными яйцами. Бить яйца на Пасху — любимое соревнование детворы и взрослых. Выигрывает тот, в чьих руках яйцо после столкновения останется целым. Катанье яиц. Забава, похожая на настольную игру. На поверхности расставляют разные предметы. Потом катают яйцо. Чье яйцо какого предмета коснется - тому и достается этот предмет.

КАК ПРАЗДНУЮТ ПАСХУ КАТОЛИКИ
Пасхальный благовест, пасхальные куличи, праздничный стол, крашеные яйца, - все это также присутствует в католическом праздновании Пасхи. Приметным отличием является пасхальный кролик или пасхальный заяц..
Это чисто западная католическая традиция. Корнями уходит к древнему поклонению зайцу или кролику, как символу плодородия (все знают плодовитость этих зверюшек). Съедобных пасхальных зайцев и кроликов выпекают из теста, делают из шоколада, мармелада, из чего угодно. Очень часто в такого съедобного зайца запекают или прячут пасхальное яйцо..
Сувенирные пасхальные зайцы делают глины, пластика, ткани, дерева и т.п., и устанавливают на каминах, тумбочках и других видных местах и празднуют как бы вместе с хозяевами. Пасхальный заяц - очень популярный персонаж! Охота за пасхальными яйцами. Во многих западных странах существует поверие, что пасхальные подарки и пасхальные яйца не приходят сами, а их нужно найти. Родители прячут их где-то в доме, а дети с удовольствием находят.

КРАТКО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Празднование Пасхи у православных Бывает всегда либо вместе, либо позднее католической, никогда раньше. Освящают пасхальные яйца и куличи, дарят друг другу. Христосуются. Чокаются яйцами. На колокольнях звучит Благовест. Обильный праздничный стол и выпивка. Празднование Пасхи у католиков Всегда бывает вместе либо раньше православной. Благовест, яйца, куличи — как у православных. Обязательный Пасхальный заяц или кролик, как съедобный, так и сувенирный. Нет обычая христосоваться.

Пасха – главный и самый древний религиозный праздник у христиан всех направлений. Название Пасха взято от еврейского праздника Пасхи, но суть их принципиально разная. У евреев Пасха — это празднование исхода из египетского рабства. У христиан – праздник воскресения из мертвых Иисуса Христа. Поэтому христианская пасха имеет и второе название — Христово воскресение.

Принципиальных отличий в праздновании Пасхи между православными христианами и католиками нет. Есть расхождения в некоторых деталях и местных традициях, которые тесно переплелись с древними языческими обрядами. Основное отличие – дата самого праздника. Там и там Пасхе предшествует Великий пост и Страстная неделя.

Изначально православные и католики руководствовались одним правилом:

Пасха приходится на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и вычисляется на много лет вперед по так называемым Пасхалиям – пасхальным календарям. Почему православные христиане и католики стали отмечать Пасху в разное время – это целое историческое расследование. Цель этой статьи показать отличия в праздновании Пасхи простыми верующими.

Как празднуют Пасху православные на Руси

Первое – Пасху празднуют всегда в воскресение. Это исходит из самого определения праздника — Христово воскресенье (из мертвых). Кстати, в дохристианскую эпоху у славян этот день назывался «неделя»=«не-делать» — только отдыхать!

Обычай христосоваться. Все встречающие друг друга в этот день приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» При этом младшие по положению первыми приветствуют старших.

Обычай красить яйца. По легенде этот обычай восходит к временам древнего Рима, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа. Император, не поверил и сказал буквально, что «как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». И яйцо в тот же миг стало красным. Поэтому пасхальные яйца изначально красились в красный цвет, потом их стали разрисовывать самым разным образом. И даже расписывают художественно. Такие яйца называют «писанки».

Пасхальные куличи. Это церковно-обрядовая пища. Этот праздничные хлеба требовалось обязательно освятить, либо в церкви, либо пригласив батюшку домой. После чего праздничными пасхальными куличами и крашенными яйцами угощать друг друга.

Пасхальный благовест. Всю Страстную неделю перед Пасхой колокола на колокольнях молчат в знак скорби по страданиям Иисуса Христа. А в Пасху начинают пасхальный перезвон. Всю пасхальную неделю любому желающему дозволяется подняться на колокольню и позвенеть колоколами. (Автору этих слов довелось звонить в колокола аж в Тобольской Епархии!)

Праздничный стол на Пасху. Пасхальное воскресение знаменует конец Великого поста и начало разговения – есть что угодно, веселиться, напиваться, общаться с противоположным полом сколько влезет.

«Чоканье» пасхальными яйцами. — любимое соревнование детворы и взрослых. Выигрывает тот, в чьих руках яйцо после столкновения останется целым.

Катанье яиц. Забава, похожая на настольную игру. На поверхности расставляют разные предметы. Потом катают яйцо. Чье яйцо какого предмета коснется – тому и достается этот предмет.


Как празднуют пасху католики

Пасхальный благовест, пасхальные куличи, праздничный стол, крашеные яйца, – все это также присутствует в католическом праздновании Пасхи. Приметным отличием является пасхальный кролик или пасхальный заяц.

Это чисто западная католическая традиция. Корнями уходит к древнему поклонению зайцу или кролику, как символу плодородия (все знают плодовитость этих зверюшек). Съедобных пасхальных зайцев и кроликов выпекают из теста, делают из шоколада, мармелада, из чего угодно. Очень часто в такого съедобного зайца запекают или прячут пасхальное яйцо.

Шоколадные зайцы очень популярны в Европе. Только в одной Германии на Пасху покупают десять тысяч тонн шоколадных зайцев и яиц.

Сувенирные пасхальные зайцы делают глины, пластика, ткани, дерева и т.п., и устанавливают на каминах, тумбочках и других видных местах и празднуют как бы вместе с хозяевами. Пасхальный заяц – очень популярный персонаж!

Охота за пасхальными яйцами. Во многих западных странах существует поверие, что пасхальные подарки и пасхальные яйца не приходят сами, а их нужно найти. Родители прячут их где-то в доме, а дети с удовольствием находят!

Кратко для запоминания

Празднование Пасхи у православных

Бывает всегда либо вместе, либо позднее католической, никогда раньше. Освящают пасхальные яйца и куличи, дарят друг другу. Христосуются. Чокаются яйцами. На колокольнях звучит Благовест. Обильный праздничный стол и выпивка.

Празднование Пасхи у католиков

Всегда бывает вместе либо раньше православной. Благовест, яйца, куличи — как у православных. Обязательный Пасхальный заяц или кролик, как съедобный, так и сувенирный. Нет обычая христосоваться.

Современный человек в многоконфессиональном обществе замечает, что даже важнейший Пасха отмечается в разные дни православными и католиками. Различия могут колебаться от одной недели до полутора месяцев, хотя и совпадения.

Исторически христианская Пасха связана с иудейской Пасхой, дата празднования которой фиксируется согласно лунно-солнечному календарю. Это день, когда следовало закалывать пасхального ягненка в вечную память о чудесном избавлении израильского народа от египетского рабства, и собственно от смерти. Согласно Библии это вечер накануне полнолуния первого весеннего месяца (Левит 23:5,6).

По вероучению христиан, Иисус Христос был распят именно в день иудейской Пасхи, выпавшей тогда на пятницу. А чудесное воскресение из мертвых Иисуса Христа совершилось в воскресный день, т.е. спустя два дня.

До 4-го столетия христиане имели много традиций даты празднования Пасхи. Пасху праздновали и в один день с иудеями, и на следующее после иудейской Пасхи воскресенье, а по некоторым традициям, в связи с определенными астрономическими расчетами при ранней иудейской Пасхе до дня весеннего равноденствия, - Пасху праздновали после полнолуния второго месяца весны.

Причины отличий дат Пасхи у католиков и православных

Уже на I Вселенском (Никейском) соборе 325 года было принято решение, что христианскую Пасху, день воскресения Иисуса Христа, всегда надлежит праздновать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое выпало в день весеннего равноденствия или ближайшее полнолуние после него.

Считалось, что непосредственно Пасха в день распятия Христа выпадала на день после весеннего равноденствия (предположительно 9 апреля 30 года н.э.), отсюда и истоки традиции. На тогдашний день весенним равноденствием был день 21 марта по юлианскому календарю.

Однако, в конце 16 века в Западной Европе Римо-католической церковью был принят Григорианский календарь. В результате между юлианскими датами, принятыми у православных и датами григорианского календаря отличаются на 13 дней. Причем григорианские даты опережают юлианские.

В итоге, дата весеннего равноденствия 21 марта, установленная I Вселенским собором стала разной точкой отсчета Пасхи у католиков и православных. И на сегодня получается, что в 2/3 случаях даты Пасхи не совпадают у католиков и православных, в остальных случаях католическая Пасха опережает православную.

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

30.03.2018 7:29:26 Михаил

Здравия желаю. Читая"Жития святых", видел в некоторых местах обозначение даты такими словами "Такой год от сотворения мира". Как же могли посчитать время от сотворения мира, когда неизвестно, какое время подразумевается под словом "день" творения и Адам сотворён в шестой день?

06.04.2018 17:02:02 Дмитрий

А у меян возник другой вопрос почему каждый год пересчитывают эту дату, почему после первого пересчета этой даты не остановились и не взяли этот день за основу? Зачем это делать каждый год.

Почему у католиков и православных Пасха в разное время? Для всех христианских конфессий это самый главный праздник церковного календаря. В 2019 году дата этого праздника у католиков приходится на 21 апреля, а православные верующие отмечают его неделей позже, 28 апреля.

Даты Пасхи у католиков и православных верующих часто не совпадают. Но бывает и так, что они выпадают на один а тот же день. Почему это происходит, в чем разница между католической и православной Пасхой?

Согласно правилу Первого Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Каждый год ее определяют расчетным путем.

Почему у католиков и православных Пасха в разное время?

Хотя александрийская (восточная) и григорианская (западная) пасхалии – системы расчета даты празднования Пасхи – основаны на одном принципе, в разных христианских конфессиях используются разные правила исчисления.

В русской православной церкви дату праздника высчитывают по юлианскому календарю, а в некоторых других церквях – по григорианскому.

Разница между юлианским календарем, принятым у православных, и григорианским, принятым у католиков, составляет 13 дней, причем григорианские даты опережают юлианские.

Католическая Пасха обычно празднуется на неделю или на две раньше православной, и примерно три раза в 19 лет совпадает с ней, но это происходит в разной периодичностью.

Так, в один и тот же день католическая и православный Пасха отмечались в 2017 году. Далее такие совпадения дня праздника последуют в 2025 году, потом с интервалом в 3 года — в 2028, 2031, 2034, затем два года подряд — в 2037 и в 2038, а после снова через три года — в 2041, 2045 и 2048 годах.

Согласно канонам православной церкви, Пасха всегда должна отмечаться после иудейской пасхи, так как Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после нее. По григорианскому же календарю христианская Пасха иногда отмечается в один день с еврейской или даже раньше.

Как и православные верующие, католики также соблюдают Великий пост, и следующая за ним Страстная седмица у них также начинается Вербным воскресеньем.

Накануне Пасхи прихожане собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход. В римско-католической церкви его совершают в богослужение навечерия Пасхи, но не перед литургией, а после нее. Имеются и другие отличия.

Рано утром в субботу в костелах благословляют воду и огонь, который разносят по домам и зажигают от него пасхальные свечи. Водой окропляют дома, добавляют ее в пищу.

Утром на Пасху взрослые прячут дома крашеные яйца, а дети должны найти их. Считается, что их приносит пасхальный кролик.

В течение всей Пасхальной недели совершаются богослужения в костелах, организуются уличные представления на религиозные темы, а в католических храмах проходят концерты органной музыки.