Предоставление убежища в РФ иностранцам: способы, получение, продление. Порядок предоставления политического убежища рф


Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
"Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 "Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Москва, Кремль

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются - лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством . Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. - Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство

С каждым годом политическая ситуация в мире всё больше накаляется, поэтому всё больше людей интересуется, как получить политическое убежище. Среди них есть и россияне, и украинцы, и белорусы, и выходцы из среднеазиатских республик. Процесс этот непростой и часто длительный. Он, как правило, требует многих документов и их легализации. Однако даже идеальное оформление документации не может стать гарантией успеха, так как по тем или иным причинам большой процент прошений ежегодно отклоняется. Поэтому очень важно трезво оценить свои шансы на получение желаемого статуса и тщательно изучить особенности его оформления.

Что такое политическое убежище и зачем оно нужно

Институт современного международного и внутригосударственного права определяет политическое убежище как некое право человека, не являющегося гражданином определённой страны, находиться длительное время на её территории и пользоваться защитой её законодательства.

Кто может попросить о политическом убежище

Согласно Всеобщей декларации прав человека, а также Женевской конвенции 1951 года, политическое убежище предоставляется гражданину другого государства в случае его преследования на территории страны, в которой человек проживал ранее. Убежище служит способом защиты физического лица от разного рода гонений на родине по некоторым причинам:

  • по религиозной принадлежности;
  • по ориентации;
  • по политическим взглядам;
  • по признакам расы и национальности;
  • по социальной позиции.

Однако процедуры в разных странах могут несколько отличаться. К слову, некоторые государства вообще не выделяют политических беженцев как отдельную категорию вынужденных переселенцев (например, Германия).

Обратите внимание, что для предоставления заявителю политического убежища порой мало свидетельств ущемления его прав со стороны отдельных местных органов власти. Заинтересованное лицо должно иметь доказательства того, что он преследуется властью или общественностью в целом и не может избежать притеснений и опасностей на территории родного государства.

Видео: политическая эмиграция из России, история и современность

Права беженца

Получение убежища даёт право заявителю получать финансовую и гуманитарную помощь от государства в виде еды и одежды, а также какое-то время проживать в специально созданных лагерях на его территории. Политическое убежище спустя определённый срок позволяет подавать заявление на получение вида на жительство, даёт право заявителю официально трудоустраиваться и получать помощь от государства, принявшего беженца, в виде всевозможных пенсий и пособий (если такие предусмотрены государством). Как правило, заявитель также имеет право привезти в страну своих родственников, то есть супруга/супругу и детей, которые не достигли совершеннолетия.

Политическое убежище не даётся пожизненно. Как правило, оно предоставляется на пять-десять лет, а при необходимости и при наличии на то причин продлевается. Важно, что человек может быть лишён статуса беженца и ранее, чем через пять-десять лет после получения убежища. К примеру, когда он получил статус на основании политических гонений, а в течение какого-то периода времени политическая ситуация в его родной стране изменилась в лучшую для беженца сторону, то есть причина для опасений жить на родине утратит свою актуальность.

Видео: лекция о статусе беженцев

Процедура предоставления убежища

Просить об убежище можно при пересечении границы или уже по прибытии в страну назначения. Чем раньше, тем лучше. Если человек уже провёл определённое время за рубежом, а затем попросил о политическом убежище, это заставит власти подозревать, что угроза на родине является мнимой, а заявитель хочет иммигрировать по другим причинам. Важный момент: перелёт/переезд в страну назначения должен происходить напрямую из страны, на территории которой проживал заявитель. Возможность приезда через транзитные государства допускают лишь немногие. Большинство же ссылается на правило, согласно которому убежище должно быть запрошено в первой стране, безопасной для проживания просителя.

Одна из главных составляющих процедуры в любой стране мира - предоставление государству убедительных свидетельств того, что на родине заявителю и его семье действительно угрожала реальная опасность. Обычно именно от этих документов зависит решение миграционных служб о принятии или отклонении заявления заинтересованного лица.

Документы, подтверждающие причину заявления

Документами, доказывающими преследование по политическим мотивам, могут быть:

  1. Вызовы в правоохранительные органы, документы решений суда, вызовы в прокуратуру, документы из налоговой - всё, что может свидетельствовать об ущемлении прав человека со стороны властей. Этот пункт имеет место, если в истории заявителя фигурирует преследование его по причине непринятия политических взглядов или социальной позиции, вследствие чего в отношении заявителя были совершены неправомерные действия со стороны органов власти.
  2. Медицинские справки о нанесении ущерба здоровью и справки от психолога, если такие имеются. Данные документы служат подтверждением того, что жизни и здоровью действительно представляется опасность и был нанесён ущерб.
  3. Показания свидетелей. Если есть люди, которые стали очевидцами неправомерных действий по отношению к вам и могут подтвердить подлинность причины вашей просьбы о политическом убежище, их заявление также прилагается к основным документам. Заявление свидетеля пишется в свободной форме, оно заверяется личной подписью очевидца и копией его документа, подтверждающего личность (паспорта).
  4. Фото и видео, подтверждающие вашу принадлежность к каким-либо политическим организациям или общественным движениям, участие в митингах и многое другое. Сюда же можно отнести фотографии, на которых запечатлены телесные повреждения, нанесённые вам, порча имущества, угрозы. На фотографии целесообразно с обратной стороны оставить подпись с датой съёмки и изображённого на ней действия.
  5. Материалы из газет или любых других местных изданий. Это могут быть вырезки отдельных статей, в которых освещается ваша ситуация или которые каким-либо образом затрагивают тему вашего бегства из страны.

Важно, что документы, прилагаемые в качестве свидетельства причины, должны быть переведены на язык той страны, где вы намереваетесь получить политическое убежище.

Подтверждением преследования могут послужить фотографии, на которых изображено неправомерное задержание или побои со стороны силовиков

Рассмотрим на примере . Предположим, что в какой-то коррумпированной стране живёт и работает журналист, который однажды решает проблему коррупции активно изучить и донести её масштабы до общественности. Однако власти всячески препятствуют его действиям и прозрачно намекают на то, чтобы он прекращал работу в этом направлении. Журналисту начинают поступать угрозы, а в один прекрасный день на него нападают неизвестные и наносят телесные повреждения. Стараясь уберечь себя и свою семью от опасности, журналист иммигрирует в другую страну, где просит политическое убежище для себя и своих близких. Для подтверждения факта реальной угрозы он может предоставить свои статьи, из-за которых, собственно, и началось преследование, аудиозаписи, видео, фотографии разного рода угроз с подписью на обороте (если их, конечно, удалось зафиксировать на камеру), медицинские справки и выписки о состоянии здоровья и свои фотографии в изувеченном виде. Сюда же можно прикрепить различные фотографии корреспондента с места расследования, которое он проводил, дабы засвидетельствовать факт, за что его начали преследовать, и многое другое. Также он даёт подробное описание своих действий, где излагает ход событий с момента появления угрозы до момента приезда на территорию второго государства. Если журналист попытается доказать, что власть его преследует, прилагая лишь свидетельства угрозы ему только со стороны одного отдельного чиновника, о коррумпированности действий которого, предположим, собирался данный материал, то, скорее всего, заявление будет отклонено. Но если он преследовался всеми органами власти и был в опасности в любом уголке родной страны, его шансы получить политическое убежище будут намного выше.

Журналист и общественный деятель Андрей Некрасов получил политическое убежище в Литве после угроз расправы и попытки ареста

Андрей Некрасов вёл расследования коррупции и казнокрадства чиновниками республики Удмуртия. Кроме того, он основал общественное движение «Свой Дом», которое протестовало против сноса домов и насильственного выселения жителей Ижевска близкими к власти девелоперами, и вместе с товарищами создал независимый профсоюз работников завода «Ижмаш» (Консорциум «Калашников»), который боролся за повышение зарплаты. Он неоднократно получал угрозы в свой адрес. За попытку создания в Ижевске регионального подразделения «Объединённого гражданского фронта» власти обвинили журналиста в мошенничестве и приговорили к трём годам условного заключения.

Издание «Настоящее время»

https://www.currenttime.tv/a/27186884.html

Интервью для получения политического убежища

Сам процесс проведения интервью может немного отличаться в разных странах, однако всегда его сутью остаётся беседа с заявителем для выяснения обстоятельств его прибытия в страну и субъективного мнения человека о том, что заставило его покинуть родину. Может происходить как в присутствии свидетелей, так и лично с ответственным лицом, представляющим государственный орган. Если заинтересованное лицо языком страны не владеет на высоком уровне, ему желательно явиться на собеседование с переводчиком.

Дата проведения объявляется заявителю за несколько дней. Претендент обязуется явиться вовремя на процедуру и при необходимости привести с собой членов семьи.

Инспектор задаёт заявителю ряд вопросов о причинах отъезда, заставивших человека покинуть государство; задачей заявителя является как можно чётче и детальнее отвечать на вопросы. В этой процедуре очень важна честность в ответах, ведь если где-то в показаниях будет выявлено несоответствие данных, заявление может быть отклонено.

Перед началом интервью постарайтесь сформулировать основные моменты вашей истории: откуда вы, почему и с кем приехали, что собираетесь делать дальше и так далее. Помните, что общаться вам предстоит с живым человеком, поэтому нужно сделать ваш рассказ максимально понятным и правдоподобным для инспектора.

Не стоит ждать результаты интервью сразу после его проведения, ведь они, как правило, становятся известными через несколько дней или даже недель.

Биометрические данные

Прохождение процедуры биометрии является одним из условий получения политического убежища в ряде стран, например, в Соединённых Штатах Америки.

Биометрией называют процесс получения уникальных данных о физиологических особенностях человека, которые фиксируются с целью идентификации его личности. Обычно от заявителей на получение политического убежища требуется сдача отпечатков пальцев.

Процедура проходит довольно быстро, однако если на пальцах заявителя есть какие-то раны или повреждения, то процедуру следует перенести до их полного заживления. Если отсутствует один или несколько пальцев, пометка об этом оставляется в личном деле заявителя.

Кроме отпечатков, во время прохождения процедуры вас могут попросить сфотографироваться с разных ракурсов. Данные фотографии также станут частью вашего личного дела, передаваемого на рассмотрение государственным органам и миграционным службам.

Страны, предоставляющие политическое убежище

Многие особенности процедуры варьируются в зависимости от страны, в которой оформляется политическое убежище. Однако принципы похожи.

Политическое и временное убежище в России

Процесс получения иностранцами политического убежища в России регулируется указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года. Было утверждено положение, в котором говорится, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище физическим лицам, а также их семьям, если установлено, что они нуждаются в защите государства от реально существующей угрозы (конкретные причины уже были упомянуты выше).

В первую очередь заявителю нужно подать прошение в местные территориальные органы ГУВМ МВД РФ в течение одной недели с момента приезда на территорию страны или с момента возникновения обстоятельств, служащих причиной прошения о политическом убежище. Заявление подаётся в письменном виде, к нему прилагается ряд соответствующих документов:

  1. Паспорт заявителя или любой другой документ, подтверждающий личность человека. Важно учесть, что отсутствие документов, подтверждающих личность, не может быть расценено сотрудниками ГУВМ МВД РФ как повод для отклонения заявления.
  2. Две цветные или чёрно-белые фотографии претендента, на которых чётко видно лицо. Он не может быть изображён в головном уборе или очках.
  3. Документы, подтверждающие факт преследования или угрозы заявителю и его родным на территории страны, откуда тот приехал. Это могут быть разного рода справки, вырезки из газет, заявление о розыске и другие документы. Все они должны быть переведены на русский язык и, если это возможно, нотариально заверены.

После заполнения заявления иностранец в обязательном порядке проходит специальный опрос и заполняет соответствующую анкету, которая после прилагается к заявлению и считается его составной частью. При необходимости сотрудники МВД также могут предложить заявителю прохождение индивидуального собеседования.

После подачи прошения иностранец обязуется пройти дактилоскопическую регистрацию.

Эдвард Сноуден из-за преследований в США запросил политическое убежище в России, но получил только временное

Все документы, приложенные заявителем, а также само заявление, собираются в отдельную папку, которой позже присваивается номер. Эта папка направляется в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ, которая в течение одного месяца должна принять решение об отклонении или одобрении заявления.

Стоит сказать, что шансы на получение политического убежища в России чрезвычайно малы. Но если Комиссия отказала в этом статусе, можно попробовать запросить временное убежище на три года, а в случае успеха легализоваться в стране, оформив вид на жительство, а затем (при желании) - гражданство.

США

В наше время тема получения политического убежища в Штатах стала очень обсуждаема. Всё больше людей планирует переехать в Америку таким путём.

Видео: вопросы и ответы по поводу получения политического убежища в США

Ничего нового в списке оснований для этого нет. США, как и другие страны, предоставляют возможность получения политического убежища по причине расовых дискриминаций, религиозный и политических преследований и т. д. Однако свои особенности у местной процедуры всё-таки есть:

  1. Заявитель не должен находиться на территории Америки более одного года на момент подачи ходатайства. Если это всё же произошло, необходимо предоставить государству документальное подтверждение уважительной причины, почему заявление не было передано ранее.
  2. В Америке пакет документов, которые будут необходимы при подаче заявления на политическое убежище, называется кейсом. Заявитель предварительно должен собрать все необходимые документы и обязательно оформить их надлежащим образом, иначе прошение будет отклонено. Отличительной чертой американского кейса является обязательное оглавление, включающее все приложенные документы.

Кейс должен быть отправлен по почте в Службу по иммиграции и гражданству США. После принятия готового пакета документов заинтересованное лицо вызывается для прохождения биометрии, где у него будут взяты отпечатки пальцев. Явиться туда ему следует в течение двух недель, в противном случае его ходатайство будет аннулировано.

Процесс предоставления политического убежища в США может проходить по-разному, в зависимости от обстоятельств прибытия и подачи запроса

Последним шагом на пути к получению политического убежища в США становится прохождение анкетирования (интервью). Эта процедура происходит при личном общении заявителя и представителя Службы иммиграции. Точно установленной даты проведения процедуры нет, человек вызывается на беседу с государственным служащим в течение нескольких дней или недель. Когда дата будет назначена, важно побеспокоиться о наличии на процедуре переводчика, особенно если заявитель не владеет устным английским языком на довольно высоком уровне. Решение по данному делу не принимается сразу. В течение нескольких дней после беседы государственные работники изучают документы заявителя и анализируют его историю. Положительный или отрицательный ответ сообщается по почте либо путём его вызова в соответствующие инстанции.

Не нужно надеяться на чрезмерную снисходительность американских властей. Обычно три человека из четырёх получают отказ на предоставление политического убежища в этой стране.

Видео: как получить политическое убежище в Америке

Евросоюз

В целом порядок процедуры в разных странах ЕС довольно похож. Однако перед тем как выбирать страну для получения политического убежища, стоит всё же уточнить отдельные моменты. К примеру, некоторые государства строго относятся к порядку пересечения границы, то есть требуют от иностранцев исключительно легального въезда в государство (например, Германия). Нередко допускается приезд только непосредственно из родной страны, без пересечения территории транзитных государств (Германия, Америка). Но иногда власти не только не ставят условия прямого приезда, но и допускают нелегальное пересечение границ государства, если обстоятельства не предоставляли иммигрантам иной возможности (например, Швейцария).

Видео: как получить политическое убежище в Германии

Отличаться может пакет документов, которые заявителю следует предоставить властям и порядок их оформления. Эти особенности должны сообщаться местными ответственными органами, в которые обращается заявитель.

В разных странах рассмотрением дел о получении иностранцами политического убежища занимаются разные органы. К примеру, в Великобритании за это отвечает Национальная служба поддержки беженцев, в Германии - Федеральное ведомство по вопросам предоставления статуса беженца иностранным гражданам, в Швейцарии - Федеральный совет по делам беженцев и так далее.

Если вы не знаете, куда обращаться, вы всегда можете уточнить это сразу по приезде в государство, обратившись к пограничникам.

Видео: как стать беженцем в Испании

Почему могут отказать и можно ли подать заявление повторно

Важно понимать, что не всегда и не все прошения одобряются. Существует ряд объективных причин и отдельные категории граждан, заявления которых не будут приняты к рассмотрению. Также существуют факторы, в силу которых оно может быть отклонено. Итак, ходатайство не принимается или отклоняется, если:

  • заявитель уезжает из страны своей гражданской принадлежности или прошлого проживания с целью укрыться от наказания за действие, которое считается преступлением в стране, где человек подаёт заявление на убежище, а также если он является обвиняемым по какому-либо криминальному делу;
  • человек приехал в страну из третьего государства, в котором неправомерных действий в отношении него совершено не было;
  • заявитель приехал из страны, имеющей достаточно развитые и устоявшиеся институты защиты прав людей, в которой он может оставаться в безопасности;
  • лицо является гражданином третьей страны, на территории которой угрозы его жизни и деятельности нет;
  • человек иммигрирует с целью изменения своего материального положения;
  • иммигрант не желает возвращаться в родную страну по причине чрезвычайных пришествий (техногенные катастрофы, стихийные бедствия), а также голода, военных действий, вспышек эпидемии и так далее;
  • информация, описанная в документах, была неверной;
  • причины, указанные в заявлении, утратили свою актуальность (к примеру, если политическая ситуация изменяется в более благоприятную для заявителя сторону).

Если заявление отклонили, некоторые страны предоставляют право его обжалования. Также есть возможность повторной подачи документов. Но только в том случае, когда обстоятельства существенно изменились. Как правило, если миграционные службы сочли причину запроса убежища неубедительной, настаивать на своём смысла не имеет.

Если по заявлению отказано окончательно, принимающую страну придётся покинуть, иначе иностранцу может грозить принудительная депортация

Причины лишения статуса

Утратить политическое убежище заинтересованное лицо может как добровольно, так и в принудительном порядке. Осознанно потерять статус можно, если человек:

  • покидает страну и возвращается на родину;
  • получает гражданство страны, в которой находится, либо любого другого государства;
  • покинул страну и получил разрешение на проживание в другом государстве;
  • самостоятельно добровольно отказывается от политического убежища в ходе соответствующей юридической процедуры.

Государство принимает решение о лишении человека политического убежища принудительно, если он:

  • представляет угрозу государственной безопасности;
  • совершает действия, противоречащие принципам ООН;
  • совершает преступления и всячески нарушает законы принявшей его страны.

Человек получил убежище, что дальше?

Когда цель достигнута, у многих людей возникает вопрос о том, что им делать дальше. В первую очередь нужно определиться с источником дохода. Как правило, принимающая сторона выплачивает беженцам пособие. К примеру, Америка выделяет им ежемесячно около 400 долларов, а также даёт медицинскую страховку и возможность бесплатного обучения для дальнейшей работы на некоторых должностях (например, кассир или медсестра). Однако не во всех странах помощь государства будет так ощутима. Словом, первым делом после получения убежища нужно искать работу, дабы даже в чужой стране иметь возможность снимать жилье и обеспечивать себя хотя бы самым необходимым.

Очень важно после получения статуса беженца следовать законам страны, на территории которой находитесь: в случае неуважения традиций, культуры и законодательства вы можете лишиться всего, что было предоставлено принимающим государством

Спустя некоторое время жизни беженцев в стране с данным статусом у них появляется возможность получить временный вид на жительство, право на постоянное проживание или даже гражданство. Все зависит от законодательства принимающей стороны. Поэтому, немного обосновавшись в новой стране и приняв решение связать свою дальнейшую жизнь именно с этим государством, самое время проконсультироваться с юристами и узнать особенности процедур получения ВНЖ, ПМЖ и гражданства. И, если есть возможность и желание, можно начинать собирать документы для получения нового статуса.

Итак, следует вывод, что получение политического убежища может стать не только непростым, но и длительным процессом. На рассмотрение заявлений порой уходит несколько месяцев, а иногда и несколько лет. Однако достижение этой цели всё же вполне реально, если приложить максимум усилий и следовать всем требованиям государства. Часто специалисты также советуют обращаться за помощью к адвокатам и профессиональным переводчикам, чтобы увеличить свои шансы на успех. Также важно изучить все тонкости законодательства страны, в которую вы собираетесь иммигрировать, чтобы непосредственно во время процесса оформления не растеряться, если возникнут трудности. Не стоит забывать о том, что после отрицательного ответа властей вы можете подать апелляцию и добиться того, чтобы ваше заявление было снова рассмотрено. Словом, нам остаётся лишь пожелать удачи и терпения тем, кто планирует получить политическое убежище. Верьте в себя, и тогда у вас всё обязательно получится!

Статья 63 Конституции РФ:

1. РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе ФЗ или м/н договора РФ.

Указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке предоставления РФ политического убежища» от 21.07.1997 (в редакции Указа Президента от 01.12.2003) :

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ . Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства ФЗ или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище РФ не предоставляется, если:

· лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам ООН;

· лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;

· лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

· лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

· лицо представило заведомо ложные сведения;

· лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.



37. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской

Федерации.

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса

38. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В то же время, в части 3 статьи 55 Конституции предусмотрено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В соответствии с этим, в части 1 статьи 56 Конституции предусмотрено: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия».
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон от 30 мая 2002 года «О чрезвычайном положении».
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона, чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности государственных органов, других органов, организаций, их должностных лиц, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон предусматривает два обстоятельства введения чрезвычайного положения:
во-первых, попытка насильственного свержения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты и другие действия, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и муниципальных органов;
во-вторых, наличие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии, стихийные и иные бедствия, повлекшие человеческие жертвы (катастрофы, стихийные бедствия), повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Совет Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.
На период действия чрезвычайного положения Федеральный конституционный закон предусматривает право Президента Российской Федерации на введение следующих мер и временных ограничений:
- полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
- установление ограничений на свободу передвижений по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций; запрещение забастовок;
- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; и другие ограничения, предусмотренные ст.ст.11 - 13 Федерального конституционного закона.
В то же время, в части 3 статьи 56 Конституции установлено, что не подлежат ограничению такие права и свободы, как право на жизнь, право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права и свободы гражданина и человека.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» предусмотрена возможность введения правового режима контртеррористической операции, который предусматривает возможность ограничения на определенное время отдельных прав и свобод человека и гражданина.
Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. При этом территория (объекты), в пределах которых (на которых) такой режим вводится, и перечень применяемых мер и временных ограничений, а так же решение об отмене правового режима контртеррористической операции должны быть незамедлительно обнародованы.
На территориях (объектах), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность; удаление физических лиц с отдельных участков местности; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и др.
Федеральным конституционным законом и названным федеральным законом предусматривается также ответственность сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих за нарушение гарантий прав и свобод граждан, допущенных ими в период действия чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции.

39. Понятие и формы государственно-территориального устройства.

Государственная власть распространяется на всю территорию государства, которой является не только суша, но и внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними (см., например, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Территория государства разделяется обычно на части, которые составляют географическую основу государственно-территориального устройства.

Составные части государства так же как и государство в целом имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Таким образом, государственно-территориальное устройство можно определить как организацию территории государства, систему взаимоотношений государства как целого с его составными частями.

Характер таких взаимоотношений определяет две основные формы государственно-территориального устройства: унитарную и федеративную.

Конфедерация, содружество государств, ассоциированные государства - прямого отношения к проблеме государственно-территориального устройства не имеют, поскольку это объединения не составных частей государства, а суверенных государств, и отношения между ними изучаются в курсе международного права. Однако некоторые союзы государств имеют квазифедеративную форму государственно-территориального устройства, поэтому им в настоящем учебнике уделяется определенное внимание.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательгіїлх, исполнительных и судебных органов/Составные части федерации называются субъектами федерации и они имеют обычно свои конституции, как например, штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные зако-

196 Глава X. Государственно-территориальное устройство

ны, не называющиеся конституциями, например, уставы областей," краев и автономии в Российской Федерации. Такими актами уста-;

навливается система органов государственной власти субъектов Фе- і дерации, их полномочия и др. Система органов власти администра-, тивно-территориальных единиц в унитарном государстве и их ком-1 потенция устанавливается конституцией и законами государства, f

Субъекты Федерации в отличие от составных частей унитарного! государства обладают широкой политической самостоятельностью,! государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что | во всех унитарных государствах управление страной централизова- і но, а для федеративных государств характерна децентрализация и| четкое разделение предметов ведения между центром и регионами.:

Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, ко--торой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. В" связи с этим достаточно вспомнить практику СССР, Югославии и;

Чехословакии в условиях тоталитарных режимов, где по существу! вся власть была монополизирована в центральных органах государ-!" ственной власти.

Не все унитарные государства в своих конституциях указывают на свое государственно-территориальное устройство. Но это иногда бывает. Так, ст. 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь - унитарное демократическое правовое государ-;

ство». А вот федеративные государства всегда указывают в своих конституциях на их принадлежность к федерализму. Так, в соответ-| ствии со ст. 20 Основного закона ФРГ «Федеративная Республика* Германия является демократическим и социальным федеративны»^ государством». В Конституции РФ (ст. 1) также указывается на ett федеративное устройство. я

Форма государственно-территориального устройства предопреде ляется различными факторами - историческими традициями, наци ональным составом населения, различием концессий и др. В разви тии многих государств сильное влияние на территориальное устрой ство оказали национальные движения в рамках многонациональны государств, автономизация в связи с языковыми, этническими момев тами, борьба за независимость и др.

В связи с этим одни унитарны государства объединялись в федерации (США, Швейцария), а др? гие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1993 г« - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в кон*| ституции этой страны. я

2. Унитарное государство 197

Статус отдельных составных частей и в унитарных, и в федеративных государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же государства. В связи с этим государственно-территориальное устройство может быть как простым (симметричным), так и сложньш (асимметричным).

Простое (симметричное) устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Белоруссии равноправны.

При сложном (асимметричном) государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, в составе унитарной Украины наряду с областями, обладающим одинаковым статусом, имеется Крымская автономная республика, имеющая особый статус. Сицилия, Сардиния, Венеция-Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами. Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют автономию. В каждом из самоуправляющихся регионов работает избираемая населением ассамблея, которая издает законы, действующие на территории региона. Великобритания, будучи унитарным государством, состоит из исторически сложившихся частей - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Административно-территориальное деление этих частей различно: в Англии и Уэльсе

Это графства. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия

На области. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон.

Конституции государств, прежде всего - федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. Например, в Преамбуле Основного закона ФРГ дается полный перечень субъектов федерации в следующем тексте: «Немцы в землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн и Тюрингия достигли единства и свободы Германии на основе свободного самоопределения».

40. Основные этапы процесса становления и развития Российской Федерации.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года , касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • предоставления политического убежища;
  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища» .

Признание беженцем

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 7 ноября 2017 г. № 838 .

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу - до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца . Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ . Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище - это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления - до трех месяцев. Решение по заявлению принимает территориальные органы МВД России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища. МВД России имеет три Центра временного размещения лиц, ищущих убежище в Российской Федерации, общей емкостью 180 мест.

Лица, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации имеют доступ на внутренний рынок труда - они могут работать без получения специального разрешения.

Ознакомиться со статистическими данными в части касающейся предоставления иностранными гражданами и лицами без гражданства убежища на территории Российской Федерации можно в разделе "Предоставление убежища в Российской Федерации.

Российская Федерация предусматривает для обездоленных три вида убежища: политическое, временное и статус беженца. Если последние два понятия знакомы нашим соотечественникам, то убежище политическое вызывает лишь смутные представления. К кому применяется эта процедура?

Особенности статуса

Политическое убежище - это право на въезд и пребывание иностранца или апатрида в определенной стране. Получить этот статус может лицо, обратившееся с прошением к государственным властям.

Порядок предоставления политического убежища в РФ утверждается Положением, подписанным президентом России 21.07.1997 № 746. Власти РФ готовы предоставить убежище и защиту тем, кто лично стал жертвой или кому грозит преследование в стране гражданской принадлежности или места жительства за свои убеждения и общественно политическую инициативу. Важное условие: действия ходатая не должны идти вразрез с предписаниями международного права и принципы демократии, принятые мировым сообществом.

Предоставление политического убежища в РФ - довольно редкое явление. Согласно данным миграционной службы, этот статус получают считанные единицы.

Как правило, нуждающиеся в защите или временное убежище.

Требования к соискателю

Как получить политическое убежище в России? Если обстоятельства вынуждают человека искать защиты, он должен лично явиться в местное подразделение ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и подать письменное ходатайство. Эти действия следует предпринять в семидневный срок, который отсчитывается с момента:

  • прибытия на территорию РФ;
  • возникновения факторов, не позволяющих человеку вернуться в страну, жителем которой он является, или в государство своего проживания.

Миграционная служба не принимает ходатайства в электронном виде. Кроме заявления, иностранец может предоставить любые документы, позволяющие обосновать причину подачи прошения о предоставлении убежища.

Действия сотрудника миграционной службы

Согласно регламенту ГУВМ МВД России, сотрудник местного подразделения должен:

  1. Принять документы.
  2. Сделать их ксерокопию.
  3. Убедиться в подлинности документов.
  4. Провести собеседование с заявителем, внося данные в графы опросного листа.
  5. Сформировать пакет документов в личное дело.
  6. Провести дактилоскопическую регистрацию заявителя.
  7. Установить наличие/отсутствие оснований, по которым ходатайство не принимается;
  8. Мотивировать заключение перед главой территориального органа.

Заявитель имеет право в установленном порядке обжаловать действия или бездействие сотрудников миграционной службы у руководителя или в суде.

Легализация положения

Если должностное лицо ГУВМ приняло ходатайство, заявитель получит справку установленного образца. Наряду с удостоверением личности эта справка служит подтверждением законности его пребывания на территории России в период рассмотрения прошения.

После рассмотрения ходатайства миграционный орган направляет дело в МИД и ФСБ. Получив заключение этих служб, материалы дела передаются Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ.

Если президент России принимает благоприятное решение и подписывает соответствующий указ, в течение 7 дней заявитель получает уведомление от миграционной службы.

Политическое убежище предоставляется также членам семьи ходатая. Все они получают документ, который называется «Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища». Те, кому Российская Федерация предоставляет политическое убежище, могут начинать процедуру получения ВНЖ.

Территориальный орган ГУВМ уведомляет ходатая и об отказе президента. С этого времени его положение в России регулируют законы, определяющие порядок пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Главные ограничения

Убежище можно получить только в исключительных случаях и лишь на время, необходимое для обеспечения защиты просителя. Кому не предоставляется право политического убежища, определено п. 5 Положения; в перечне основными причинами можно назвать то, что мигрант:

  • подлежит уголовной ответственности или иной ответственности за преступления, согласно законам РФ или нормам ООН;
  • прибыл из безвизовой для РФ страны и имеет основания для получения статуса беженца;
  • предоставил ложные сведения;
  • имеет гражданство третьей страны, в которой его не преследуют (или прибыл в РФ) из такой страны).

Право на предоставление убежища можно утратить.

Основные причины утраты:

  • возврат в государство гражданской принадлежности / места жительства;
  • выезда на проживание в третью страну;
  • отказ от статуса;
  • получение гражданства РФ или другой страны.

Решение о лишении статуса выносит та же Комиссия по вопросам гражданства после рассмотрения оснований, представленных миграционными органами, и заключений МИД, МВД и ФСБ РФ.

Предоставление временного убежища: видео