Проходит цт. Подробное сравнение егэ и цт в белоруссии

Централизованное тестирование

Централизованное тестирование (ЦТ) проводится с 1989 года. Участие в нем для школьников и образовательных учреждений - добровольное. По результатам выдаются сертификаты Центра тестирования Министерства образования России, которые могут засчитываться: 1) в общеобразовательных учреждениях - по желанию учащихся и по решению педсоветов в качестве оценок итоговой аттестации по всем предметам, кроме сочинения, алгебры и начал анализа; 2) в вузах - по желанию абитуриентов и по решению приемных комиссий в качестве оценок вступительных испытаний. В сертификатах указано количество набранных баллов по 100-балльной шкале.

Централизованное тестирование проводится ежегодно в апреле по всей стране по единому расписанию, по одному предмету в один день. К тестированию допускаются также лица, окончившие учебные заведения в прошлые годы. Получить свой сертификат можно до 1 августа текущего года. Срок действия сертификата ЦТ - в течение текущего календарного года .

В 2001 году в ЦТ приняли участие более 1 миллиона человек из 80 субъектов Российской Федерации. В государственные вузы России было зачислено около 80 тысяч человек с сертификатами ЦТ. В 2002 году тестирование прошло уже 1,5 миллиона.

Свыше половины государственных вузов России принимали сертификаты ЦТ в качестве оценок вступительных испытаний.

Централизованное тестирование проходит в двух видах: для выпускников школ - аттестационное, для поступающих в вузы - абитуриентское. Юридический статус обоих видов тестирования одинаков. Материалы абитуриентского и аттестационного тестирований отличаются только уровнем сложности тестов. Для тех, кто в этом году заканчивает 9-й или 11 - й класс, не собирается поступать в вуз, но желает освободиться от выпускных экзаменов в школе, предусмотрено итоговое тестирование. Оно проходит по всем основным школьным предметам: русскому языку , литературе, истории России , алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, географии, обществознанию и информатике.

Будущие выпускники школ, которые намерены штурмовать институты, могут записаться на абитуриентское тестирование. Оно проводится в Центре тестирования Министерства образования РФ и в вузах, которые заключили с ним договор. Это тестирование охватывает те же предметы, что и итоговое. Только геометрия и алгебра объединяются в математику да отсутствует тест по литературе. В отличие от итогового тестирования, здесь уровень заданий посложнее.

Существует еще один вид абитуриентского тестирования - повышенной сложности. Оно проходит по пяти предметам: математике, биологии, физике, русскому языку и химии. Его обычно сдают желающие поступить на элитные специальности и в престижные вузы.

Тестирование, в зависимости от предмета, длится от 1,5 до 3 часов. От экзаменационных контрольных работ оно отличается количеством и емкостью заданий. Например, в тестах по математике их больше 20. Но они не требуют длинных вычислений и проверяют знания учащегося по конкретной теме. А на экзамене по алгебре - 6-7 заданий. И для решения одной задачи нередко нужно вспомнить материалы из различных разделов.

Тесты могут состоять из вопросов трех типов: А, В и С. Входящие в группу А предлагают выбор единственно верного из нескольких предложенных ответов. Для того чтобы тестирование не превратилось в игру «Угадай-ка», существуют вопросы группы В. На них нужно самому давать краткий ответ, вписывая от руки слово или число. Абитуриентское тестирование ограничивается вопросами А и В.

Итоговое тестирование по гуманитарным предметам включает еще вопросы группы С. Учащемуся предлагается написать небольшое эссе (5-6 строк) на проблемную тему, которых особенно много в литературоведении, истории и обществознании.

Централизованное тестирование традиционно проходит в апреле. При подготовке к ним нужно помнить, что:

Экзамен ограничен во времени. С одной стороны, необходимо поторопиться, с другой - уметь внимательно и до конца читать задания. Самая распространенная ошибка - отвечать, не поняв сути вопроса.

В некоторых заданиях может помочь метод «от противного». Последовательно отбрасывайте малореальные варианты. Возможно, в результате сам собой останется один, правильный ответ. А если не хватает знаний, положитесь на интуицию. Иногда это помогает.

Лучше выполнять задания по порядку. Задачку, оказавшуюся вам не по зубам, пропустите. Если будет время, вы вернетесь к ней еще раз.

И запомните: в тестах нет ничего страшного. В этом заверяют вас их разработчики. Об этом свидетельствуют и участники тестирования.

А также учтите, что тестирование - услуга платная. За каждый предмет (один день - один предмет) установлена определенная сумма. Так, в прошлом году в Центре централизованного тестирования один экзамен (в зависимости от предмета) обходился в 80-180 рублей. Предполагается, что в этом году стоимость повысится до 100-200 рублей за предмет. Окончательные цены определятся на координационном совете при Министерстве образования.

На тестировании знания оцениваются по 100-балльной системе. Выполняете задания - и выводится балл, «с точностью до миллиметра» соответствующий подготовке. Рука преподавателя к работам учеников не прикасается. Все делает компьютер. А вы получаете сертификат с результатами.

Тестирование позволяет замерить одной линейкой знания учащихся по конкретному предмету по всей стране. Кому не интересно узнать, как он выглядит на фоне остальных? Для этого есть свой показатель - рейтинг. В сертификате выставлен, например, рейтинг «90», Это означает, что вы обогнали 90% учеников, принявших участие в тестировании.

Если цифры, указанные в сертификате, не радуют, ознакомьтесь с ними наедине и постарайтесь извлечь уроки. Набранные баллы достаточно высоки? Тогда несите документ в приемные комиссии - и он может освободить вас от вступительных экзаменов.

Однако условия приемов сертификатов в институтах различны. Каждый вуз сам решает, по каким предметам признавать результаты тестирования, определяет шкалу перевода баллов в отметки. Наконец, он может и не устанавливать проходной балл, а принимать абитуриентов по рейтингу, указанному в сертификате. Например, из подавших заявления отбирают 100 человек с самыми высокими рейтингами.

Статус сертификата тестирования

Из приказа Министерства общего и профессионального образования РФ от 26.12.96№ 000:

«...5. Предоставить право педагогическим советам общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования

засчитывать по желанию обучающихся результаты государственного централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в качестве результатов итоговой аттестации по общеобразовательным предметам, кроме устанавливаемых федеральным центральным органом образования в качестве обязательных по итоговой аттестации.

6. Рекомендовать приемным комиссиям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования засчитывать результаты государственного централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в качестве результатов вступительных испытаний...»

Московские вузы, участвующие в проведении централизованного тестирования

1. Академия груда и социальных отношений ()

2. Государственный институт русского языка им. Пушкина (,)

3. Государственный университет но землеустройству

4. Государственный университет управления ()

5. Государственная академия водного транспорта

6. Государственная академия тонкой химической технологии ()

7. Медицинская академия им. ()

8. Авиационный институт (Государственный технический университет) ()

9. Государственный агроинженерный университет им. Горячкина ()

10. Государственный горный университет ().

11. Государственный индустриальный университет

12. Государственный институт стали и сплавов

13. Государственный институт электронной техники

14. Государственный социальный университет ()

15. Государственный строительный университет

16. Государственный текстильный университет

17. Государственный технический университет «МАМИ»

1.8. Государственный технический университет им. Баумана

19. Государственный университет геодезии и картографии

20. Государственный университет дизайна и технологии

21. Государственный университет инженерной экологии

22. Государственный университет леса ()

23. Государственный университет печати ()

24. Государственный университет пищевых производств

25. Государственный университет прикладной биотехнологии ()

26. Государственный университет природообустройства

27. Государственный университет путей сообщения

28. Педагогический государственный университет

29. Государственный технологический университет «Станкин» ()

30. Государственный университет нефти и газа им. Губкина (,)

31. Государственный университет инновационных технологий и предпринимательства ()

Дистанционная форма абитуриентского тестирования

ЦТ проводится на специальных бланках, куда учащиеся заносят ответы в соответствии с инструкцией. Наряду с такой бланковой формой ЦТ, существует дистанционная форма абитуриентского тестирования - централизованное компьютерное тестирование (ЦКТ). В прошлом году оно проводилось с 21 по 30 марта по принципу «один день - один предмет». Всего было 10 предметов. На каждый предмет отводилось 90 минут. После тестирования абитуриент принимал решение о занесении информации о своих результатах в базу данных для распространения среди приемных комиссий вузов. Участвовали в ЦКТ 57 вузов России.

Правила участия

Для участия в ЦТ надо заранее (в марте) приобрести пропуск, в котором указывается предмет, место, время тестирования, правила и иная информация. Его можно приобрести в вузах, муниципальных органах управления образованием, школах (лицеях, гимназиях) и других местах по усмотрению организаторов тестирования.

Тестирование является платной образовательной

услугой. Оплата зависит от экономического положения

региона. Конкретная цена устанавливается

Координационным советом по развитию тестирования в России.

В дни весенних каникул некоторые вузы проводят репетиционное тестирование по полученным из Центра тестирования образцам тестов.

По пяти предметам абитуриентского тестирования разработаны тесты повышенной сложности специально для вузов, предъявляющих повышенные требования к знаниям абитуриентов.

Адрес Центра тестирования:

Москва, Ленинский пр-т, 6, стр. 7.

Тест на честность, или Чем выпускник отличается от абитуриента?: Централизованное тестирование // Учительская газета. - 2000. - №8. - С. 11.

Централизованное тестирование: что это и для кого // Куда пойти учиться№1. - С.39.

Вниманию абитуриентов и их родителей!: С 26

Всероссийское компьютерное тестирование

«Телетестинг» для выпускников школ // Первое сентября. -2001. -№21. - С. 1.

Централизованное тестирование: вопросы и ответы // Куда пойти учиться. - №12. - 48-49.

Государственное тестирование 2001 года: Российские вузы, засчитывающие результаты централизованного тестирования Минобразования России (конкурс; дневное; вечернее; заочное обучение) // Абитуриент№2. - С. 12-28.

А экзаменовок вместо ждут нас тили-тили - тесты: (С 1 апреля начнется тестирование старшеклассников) // Комсомольская правдамарта. - С. 15.

Не путайте ЕГЭ с централизованным тестированием // Молодежный курьер. - 2001. - №13. - С.2.

У абитуриентов новый крест - тест!: Централизованное тестирование // Комсомольская правдамарта. - С. 17.

V Всероссийский «Телетестинг»: Первая сводка основных результатов Всероссийского компьютерного тестирования, состоявшегося в дни весенних школьных каникул - главного весеннего тура «Телетестинга» // Первое сентября№31. - С. З.

Расписание централизованного тестирования // Куда пойти учиться№1. - С.41.

Центр тестирования Минобразования России. Расписание Централизованного тестирования в 2001 году. Абитуриентское. Аттестационное // Учительская газета№ 11.-С.22.

Централизованное тестирование для будущих абитуриентов // Куда пойти учиться№42. -С.33-34.

Централизованное тестирование: Правила заполнения бланков. Тесты по математике и обществознанию // Абитуриент№3. - С.32-42.

Централизованное тестирование в 2002 году: Расписание. Дистанционная форма абитуриентского тестирования. Правила участия // Абитуриент. - 2002. -№2. - С.6-9.

Централизованное тестирование в 2003 году в Московских вузах // Куда пойти учиться№1. -С.40-41.

На шаг вперед...: Централизованное тестирование // Куда пойти учиться№12. - С.50

Подготовил подробный анализ одного варианта теста, предлагавшегося на централизованном тестировании по физике в Беларуси в 2007 и 2008 годах . Мы уверены, что этот материал будет интересен не только белорусским посетителям.

Тесты по предметам школьной программы, в том числе по физике (по астрономии тестов нет), подготовлены РИКЗ () и используются для тестирования будущих абитуриентов по предметам вступительных экзаменов в Республике Беларусь. Ответы к тестам централизованно проверяются РИКЗ, после чего выдается сертификат с указанием суммы полученных баллов (от 0 до 100), который абитуриент потом представляет в приемную комиссию ВУЗа.

На выполнение теста по физике отводится 180 минут (3 астрономических часа). Разрешается пользоваться калькуляторами , которые выполняют только простейшие вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление процентов).

2007 год

Для проведения централизованного тестирования (ЦТ) в Беларуси в 2007 г. было подготовлено 10 равноценных вариантов тестов . В каждом варианте предлагается 30 задач :

  • 1-я группа задач (А1 – А23) – 23 задачи по физике открытого типа выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В7) – 7 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ
теста 2007 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Физика: сборник тестов " (Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2007. - 94 c.).

2008 год

В 2008 г. структура теста несколько изменилась, хотя общее количество задач осталось прежним (30 задач ):

  • 1-я группа задач (А1 – А18) – 18 задач по физике открытого типа : к каждой задаче предлагается 5 вариантов ответа, из которых нужно выбрать только один правильный.
  • 2-я группа задач (В1 – В12) – 12 задач по физике закрытого типа : требуется решить задачу и записать полученный ответ в бланк, предварительно округлив его по правилам округления.
Смотрите решения задач и общий анализ теста 2008 года от В. Грабцевича.

Цитируется по книге "Централизованное тестирование. Физика: сборник тестов " / Респ. ин-т контроля знаний М-ва образования Респ. Беларусь. - Минск: Аверсэв, 2008. - 94 c.

Столица Белоруссии встречает гостей улицами и дворами почти стерильной чистоты, аккуратно подстриженными газонами с цветочными клумбами и полным отсутствием мигрантов-гастарбайтеров. Необъяснимый, с точки зрения москвича, парадокс подобного сочетания побуждает обратиться за разъяснением к местным жителям, однако вопросы вызывают у них лишь удивление. «Всегда так было», - отвечают они.

Национальная академия наук Беларуси. Поначалу, как и РАН, казавшаяся слепком с АН СССР, она сегодня представляет собой нечто иное.

Министр образования Республики Беларусь С. А. Маскевич на встрече с российскими журналистами.

Минск - безопасный город. Дети здесь передвигаются без сопровождения взрослых, любители ночных прогулок практически не рискуют оказаться объектом криминальной агрессии. Это тоже необычно, но к хорошему привыкаешь быстро, и очень скоро ощущение того, что ты находишься за границей, в другой стране, исчезает почти полностью.

Два государства - Россия и Беларусь - были чрезвычайно близки всегда и остаются таковыми поныне. Культурой, языком, складом мышления граждан, образом их жизни и бытовыми привычками, вплоть до мелочей. А также проблемами, которые предстояло решать после распада СССР. Насколько успешно они решались здесь, можно судить хотя бы по тому, что средняя продолжительность жизни белорусов превышает российскую на семь лет, а детская смертность ниже более чем вдвое.

Пресс-тур для российских журналистов, организованный Посольством Республики Беларусь при поддержке Национальной академии наук и Министерства образования Беларуси, был посвящён одной из важнейших проблем - нынешнему состоянию образования и науки в республике. После череды отечественных скандалов, связанных с проведением последних ЕГЭ, национального позора конвейерной штамповки липовых диссертаций было чрезвычайно интересно узнать, что же сегодня происходит в этой сфере в Белоруссии.

Похожие, но разные

В республике действуют 56 высших учебных заведений, в том числе 9 негосударственных - академии, университеты и институты в Минске и других крупных городах; один вуз примерно на 170 тысяч человек населения республики. Для сравнения: в России - один вуз на 120 тысяч. С окончания советского периода их количество в Белоруссии увеличилось вдвое (в РФ - в три раза). Соотношение числа студентов и населения у нас примерно одинаковое: в 9,5-миллионной Белоруссии - 450 тысяч, в 143-миллионной России - 7,5 миллиона. Но вот пути, которые предстоит проделать российским и белорусским юношам и девушкам, чтобы оказаться причисленными к благородному студенческому сословию, различаются довольно существенно.

Начать нужно с того, что Конституция Беларуси гарантирует своим гражданам получение не всеобщего среднего, как в России, а базового 9-летнего образования, которое начинается с шести лет. Далее, после сдачи экзаменов, выпускник может выбирать несколько способов дальнейшего получения знаний: поступить в колледж, лицей, гимназию, профессионально-техническое училище (всего их в республике более 400), где вместе с законченным средним образованием получить специальность квалифицированного рабочего либо специалиста среднего звена или же продолжить учёбу в школе до окончания 11-го класса.

Очень похоже на прежнюю советскую школу с 8- и 10-летним обучением. И сохранили её в республике для того, чтобы облегчить ориентирование молодёжи на получение профессионально-технического образования, система которого не только не была разрушена, о чём после осознания масштабов утраты российские власти не перестают горько сожалеть, но старательно сохранялась и развивалась. И около трети школьников действительно поступают после 9-го класса в средние специальные учебные заведения. Если, конечно, успешно сдают вступительные экзамены или проходят собеседование.

Одиннадцатилетка ориентирована на поступление в вуз. Хотя желающие могут и после неё поступить - уже без экзаменов - в выбранный колледж. И так делают ещё примерно 30% выпускников. Разумеется, дорога в вуз не заказана и окончившим колледжи. Во всяком случае, в республике устойчиво сохраняется баланс «пятьдесят на пятьдесят» среди получивших среднее профессиональное и высшее образование.

ЕГЭ или ЦТ?

«Я восхищался мужеством российских коллег, которые пошли на введение ЕГЭ, понимая, что будет множество издержек и трудностей», - совершенно искренне сказал на встрече с журналистами министр образования Беларуси Сергей Александрович Маскевич.

О том, что прежний порядок поступления в вузы после распада СССР необходимо реформировать, не спорил никто. Советская система образования, долгое время считавшаяся одной из лучших в мире, не могла существовать в условиях тотальной коррупции, поразившей российские учебные заведения и руководящие образованием бюрократические структуры. На многие годы основным средством получения высоких баллов в аттестатах и на вступительных экзаменах стали деньги, а результатом - катастрофическое падение уровня подготовки выпускаемых вузами специалистов. Предполагалось, что единый государственный экзамен станет неким спасительным средством. Тем более что подобный порядок прекрасно работает многие десятилетия в развитых (и даже не очень) странах мира, не вызывая нареканий.

Но у нас ЕГЭ спасением не стал. Более того, в нынешнем своём состоянии это нововведение близко к полной компрометации в глазах как преподавательского состава, так и школьников и их родителей. Мужество при отсутствии толики мудрости не помогло. Причин называется множество. Тут и разница в часовых поясах, и личная заинтересованность чиновников от просвещения и местных администраций в высоких результатах «своего» региона, и несовершенство работы наблюдателей и прочая, и прочая…

Всё это так. Однако главная причина осталась прежней: коррупция, охватившая все сферы бытия нашего государства, ибо в больном организме ни теоретически, ни практически невозможно излечить один отдельно взятый орган.

В Белоруссии ввели не ЕГЭ, а централизованное тестирование - ЦТ.

«Мы увидели, - рассказал С. А. Маскевич, - что если вводим систему тестирования в качестве единственной формы оценки знаний - как для окончания школы, так и для поступления в вуз, то сразу ориентируем молодёжь на натаскивание к тестам, а не на овладение науками. Поэтому решили эти два этапа развести и по времени, и по смыслу, для чего ввели централизованное тестирование».

С первого взгляда - это то же самое, что ЕГЭ. При ближайшем рассмотрении - нечто совсем иное.

Во-первых, проходят ЦТ только те, кто намерен поступать в вузы. Потому что, заканчивая 11-й класс, все школьники, как и в СССР, сдают экзамены на получение аттестата о среднем образовании. Во-вторых, проводится ЦТ не по месту жительства, а в городах, где вузы, собственно, и расположены. В-третьих, проверяют результаты тестов не любимые школьные учителя, а преподаватели, приглашаемые из самых различных учебных заведений и отбираемые методом, близким к случайному. В-четвёртых, за проведением тестирования наблюдает такое количество представителей контролирующих организаций - от МВД до Комитета государственного контроля Беларуси, - что любые попытки обойти правила пресекаются уже на стадии замысла. Нарушителей немедленно изгоняют - для этого, например, достаточно всего лишь попытаться пронести с собой на экзамен мобильный телефон или любой иной предмет, кроме документов и гелевой авторучки. Студенты Белорусского государственного университета - вчерашние абитуриенты, с которыми довелось побеседовать, в один голос утверждают, что списать или откорректировать результаты тестов практически невозможно.

Никаких исключений, вроде ставших в этом году популярными в России «досрочных сдач по состоянию здоровья», здесь не допускается. Ни одного инцидента с коррупционной подоплёкой при проведении ЦТ наши собеседники - студенты, преподаватели, чиновники - припомнить не смогли.

И наконец, пятое. Оцениваются результаты тестов в баллах. Однако не по количеству выполненных заданий, а исходя из общего уровня подготовки тестируемого, принимая во внимание степень сложности каждой решённой задачи. Сложность задания (весовой коэффициент) определяется статистически. Он зависит от количества участников тестирования, верно его выполнивших. Чем меньше абитуриентов справились с конкретным заданием, тем выше коэффициент его сложности, тем больше баллов начисляется тому, кто его успешно выполнил. То есть оценка получается рейтинговая. К ней приплюсовываются баллы, выведенные из школьных годовых оценок абитуриента и оценок, полученных на выпускных экзаменах. Итоговая цифра становится окончательной. С ней абитуриент «примеривается» к вузам, определяющим проходной балл в текущем году. Он может ежедневно меняться в зависимости от количества желающих поступить, о чём вуз сообщает на своём сайте или стендах приёмных комиссий. Тот абитуриент, чей результат выше объявленного проходного, автоматически зачисляется на первый курс бюджетного (бесплатного) набора. Правда, тех, кто намерен стать журналистом, художником либо избрать иную творческую профессию, ждёт ещё и собеседование в вузе.

Тот, кто не набрал достаточно баллов, но полон решимости окончить выбранный вуз, может поступить на платной основе. Однако отнюдь не каждый. Если суммарный результат ниже установленной Министерством образования минимальной планки - никакие деньги не помогут и студенчество искателю диплома не грозит. Ни в один вуз его не возьмут. Учить совсем ленивых и малограмотных и удовольствия никакого, и смысла нет. Всё равно вылетят после первой же сессии.

Я не идеализирую ситуацию. Коррупция существует в любом государстве, речь может идти лишь о её уровне и реакции власти на причины существования этого зла. И здесь, на белорусской земле, тоже - увы! - берут взятки. Брали, например, при выполнении заочниками контрольных работ. Но после нескольких уголовных дел, когда проблема стала очевидной, контрольные работы заочникам просто отменили. Теперь свои знания они обязаны предъявлять исключительно в очном порядке.

Трудный путь в науку

Республика Беларусь пока не стала участником болонского процесса, хотя такие намерения у власти есть. Но реорганизация системы высшего образования должна была обязательно произойти. Она и произошла. Теперь здесь тоже существуют две ступени обучения - бакалавриат и магистратура. Степень бакалавра присваивают после четырёх лет обучения гуманитарным и пяти - естественным и техническим специальностям. Магистром становятся ещё через год.

При этом магистратура может быть двух видов: профессионально ориентированная и академическая. Первая осуществляет углублённую подготовку специалиста для дальнейшей работы на производстве. Вторая готовит научные кадры для последующего поступления в аспирантуру. Поэтому академическая предусматривает обязательную сдачу кандидатского минимума. Обучающийся в профессионально ориентированной может сделать это по желанию.

Граждане Белоруссии по окончании магистратуры по закону обязаны отработать год по распределению (кроме тех, кто поступил в аспирантуру). Кому-то это не нравится, а кому-то - наоборот. «Платники», например, нередко просят включить их в число распределяемых. Степень магистра даёт возможность получить должность младшего научного сотрудника без предварительного рабочего стажа, который в иных случаях обязателен.

Далее будущего учёного ждёт аспирантура. Принимают туда только магистров со сданным кандидатским минимумом, а при успешном окончании присваивают научную квалификацию «исследователь». Исследователь получает право участвовать в конкурсах на должность старшего научного сотрудника. Ну а дальше всё как обычно: защита кандидатской диссертации, работа на научной ниве, докторантура и защита докторской.

Известия из России о скандалах с фальшивыми диссертациями белорусские учёные воспринимают с вежливым недоумением, которое, вероятно, скрывает более яркие чувства. Как диссертация может быть поддельной, если в республике давно работает система «антиплагиат», обязательная для всех диссертаций; до 10% работ отклоняются ещё на уровне экспертных советов научных учреждений, потому что члены экспертного совета, одобрившего плагиат или халтуру, серьёзно рискуют своей репутацией и карьерой. Утверждаются (и отнюдь не всегда) диссертации ВАКом, подчинённым напрямую президенту республики Александру Лукашенко, который своим распоряжением давно запретил чиновникам искать научных лавров. Что касается защиты докторской диссертации - это всегда событие для республики. Защитивший её конечно же прекрасно известен в научных кругах и случайным человеком оказаться никак не может.

О том, что представляет собой сегодня наука Республики Беларусь, в рамках одной статьи рассказать невозможно. Да, как и российская, она испытала и испытывает немалые трудности, связанные и с нехваткой средств на исследования, и с оттоком кадров (кстати, в том числе и в Россию), и со снижением престижности звания учёного из-за не слишком высоких зарплат. Всё это есть. Но работы учёных маленькой - в сравнении с Россией - страны неплохо известны мировому научному сообществу, научная жизнь в республике не замирала даже в самые сложные периоды, поскольку власть ясно представляла: государство без науки не имеет будущего.

В рамках Союзного государства Российская Федерация - Республика Беларусь успешно развивается сотрудничество российских и белорусских учёных, создаются и реализуются совместные программы исследований в областях компьютерных технологий и космической техники. Расширяется общее образовательное пространство - в вузах Белоруссии обучается всё больше студентов из России, и наоборот. И потому хочется верить, что достижению главной цели - сближению наших государств и народов - не помешают ни отзвуки экономических потрясений, ни сиюминутные интересы политиков.

Потому что цель эта благородна и прекрасна.

Централизованное тестирование -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования Беларуси и России.

По результатам тестирования участники получают сертификаты установленного образца с указанием количества набранных баллов. В России баллы затем переводятся приемной комиссией ВУЗа в шкалу оценок. При переводе учитывается средний балл, набранный всеми участниками тестирования, поступающими в данный вуз. В Беларуси общий балл формируется на основе суммирования баллов, полученных в ходе тестирования (максимальная оценка за тест 100 баллов) по всем сданным предметам, и среднего балла аттестата, умноженного на десять (в Беларуси используется десятибалльная система оценки знаний). Отставание России от мирового уровня в области тестирования весьма значительно, но в последние годы предпринимаются попытки созидать определенную культуру тестирования. Первым шагом в этом направлении со стороны федерального органа управления образования стало открытие в 1990 году лаборатории централизованного тестирования учащейся молодёжи при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Централизованное тестирование в России проводится с 1995 года на коммерческой основе. К участию в централизованном тестировании допускаются лица, имеющие общее среднее образование и учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ. Но тем не менее, участвовать потенциально может любой

Тестирование проводится один раз в год по утверждённому расписанию. Обычно тестирование проводится в апреле, поэтому его часто называют апрельским тестированием. Разница в форматах показана в таблице. Кроме этого, ЕГЭ развивался фактически из тестирования.

В 2006 году более 200 тыс. человек подали свои сертификаты в приемные комиссии вузов, а свыше 73 тыс. человек поступили в вузы с помощью централизованного тестирования.

Таблица 1 Сравнение системы ЦТ и ЕГЭ в России

основание

автоматизированная проверка бланков или компьютерное тестирование (последнее в таблице не приведено)

автоматизированная проверка бланков A,B; ручная- C.

количество предметов

Территория

Территория вуза. Абитуриент имеет право выбирать площадку, но сдача платная.

Может быть как территория школы, так и территория вуза или большое помещение. Выбор площадки затруднителен.

вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 5, часть B -- 6 вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 4, Б, также C

Исправления

часть А до 6, часть B -- до 2 вопросов (указывается в поле ниже номер вопроса и исправленный вариант)

часть А до 10, Б -- до 2 вопросов, C- не допускается

Попытки сдачи

Существует возможность сдать обычный и тест повышенной сложности (по некоторым предметам), то есть дважды. Как абитуриент имеет право показывать или нет, так и вуз принимать или нет.

Одна попытка, результат обязателен как для абитуриента, так и для вуза. Возможна (и обязательна) пересдача только одной оценки, неудовлетворительной для школы.

Школьный экзамен

Не является школьным выпускным экзаменом. По решению участника и желания школы может быть засчитано как экзамен по выбору, но не сочинение и математику.

Является выпускным экзаменом

Центр тестирования осуществляет:

организацию и финансирование разработки тестов для централизованного тестирования, их апробации и экспертизы;

  • 2. ведение банка тестовых заданий
  • 3. методическое и организационное руководство проведением тестирования регионах России;
  • 4. автоматизированную обработку результатов тестирования;
  • 5. ведение банка статистического анализа результатов тестирования.

Суть централизованного тестирования состоит в том, что в один день в разных городах России тестирование выпускников школ по каждой дисциплине проводится по тестам, которые формируются из единого банка тестовых заданий. Такое тестирование предлагается школьникам как дополнительное платное образовательная услуга (независимая, объективная оценка знаний), использование которой носит сугубо добровольный характер.

Для развития системы тестирования в России на базе имеющегося потенциала Центра тестирования необходимо:

  • 1. доработать и утвердить концепцию централизованного тестирования;
  • 2. разработать и утвердить единую шкалу учебных достижений;
  • 3. разработать и внедрить нормативные ведомственные акты, указывающие правовую поддержку каждому этапу развития централизованного тестирования;
  • 4. сформировать организационно-правовые условия, создающие устойчивый мотивационный комплекс для использования объективной информации об уровне знаний учащихся для всех категорий пользователей: от самих учащихся и их родителей до руководителей образовательных учреждений (школы, вузы) и до руководителей региональных и федерального органов управления образования;
  • 5. ввести результаты централизованного тестирования в государственную систему отчетности по образованию и систему оценки качества образования;
  • 6. выделить средства из бюджетов региональных и федерального органов управления образования для частичной компенсации затрат Центра тестирования на подготовку информации по образовательной статистике.

Таким образом, централизованное тестирование в России -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования.

Централизованное тестирование нередко путают с единым государственным экзаменом. И это не удивительно - у них много общего.

Идея проведения Централизованного тестирования (ЦТ) возникла около десяти лет назад. Тестирование было задумано как альтернатива традиционным вступительным испытаниям. По сути, это первая попытка внедрить в российскую образовательную систему универсальную схему, позволяющую с одними и теми же баллами поступать в несколько вузов одновременно.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был разработан специалистами Федерального центра тестирования позднее. За основу были взяты методики и наработки ЦТ.

Если идея ЕГЭ развивается и "обкатывается" на государственном уровне (госэкзамен - "детище" Министерства образования РФ - в 2009 г. станет обязательным для всех выпускников средней школы), то участие в централизованном тестировании является добровольным как для абитуриентов, так и для вузов.

Каждый вуз оставляет за собой право выбора - приравнивать набранные на ЦТ баллы к результатам вступительных или нет. Администрация вуза может вводить свои ограничения: принимать результаты централизованного тестирования только по определенным предметам или засчитывать баллы после того, как вы пройдете собеседование и т.п.

Кто за что отвечает

Тестирование проводят вузы и школы - партнеры Федерального центра тестирования (ФЦТ). Результаты проверяются в Центре. "Разрешительным документом" для проведения тестирования является договор, который учебное заведение заключает с ФЦТ. Этот документ должен быть датирован текущим годом и подписан с одной стороны - директором Центра, с другой - ректором конкретного вуза. При этом Центр отвечает за качество тестов, проверку и информационную безопасность материала, а вуз предоставляет площадку для проведения тестирования и следит за корректным ходом экзамена.

Не просто бумажка

Каждый школьник, прошедший централизованное тестирование, получает сертификат. В нем указано количество набранных баллов и верно выполненных заданий; рейтинг среди других участников ЦТ. Это дает возможность абитуриенту оценить свои силы еще до начала вступительных испытаний.

Все сертификаты имеют единый формат, независимо от того, где проводилось тестирование.

Сколько стоит ЦТ

Федеральный центр тестирования существует как независимая хозрасчетная структура. Хотя она курируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, но напрямую не зависит от госструктур и, соответственно, ими не финансируется. Поэтому участие в централизованном тестировании для абитуриентов платное. Центр ежегодно определяет приблизительную стоимость одного экзамена. В 2006 г. она составила от 150 до 450 руб. Окончательную сумму устанавливает вуз, который проводит тестирование.

Существует три вида централизованного тестирования:
итоговое - для выпускников 9-х классов
итоговое - для 11-классников
тестирование абитуриентов (результаты засчитываются вузами во время вступительных экзаменов).
Два последних различаются по сложности и не заменяют друг друга.

Граница на замке

Централизованное тестирование проводится одновременно во всех регионах - от Калининградской области до Камчатки. Это одна из гарантий его "прозрачности". На экзамен по каждому предмету отводится один день - если, предположим, в Москве 14 апреля проходит тестирование по русскому языку, то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в этот же день тестирование по этому предмету пройдет в Екатеринбурге, Магадане, Астрахани и т.д. Чтобы не было возможности списать или подтасовать результаты, принимаются различные меры обеспечения информационной безопасности.

В Интернете постоянно появляются объявления, авторы которых предлагают "готовые ответы ЦТ на текущий год со 100 %-ной гарантией". Мы неоднократно приобретали подобные "гарантированные ответы" через третьих лиц, и ни разу не встретили ничего даже близкого к реальным вариантам. На нашем официальном сайте rustest.ru мы постоянно публикуем черный список фирм, которые предлагают подобный "товар". На самом деле подтасовать ответы, заранее вычислить правильные варианты крайне сложно. Во-первых, базы вопросов (тестов) и ключей к ним хранятся в разных местах и совмещаются через специальные перекодировки уже непосредственно во время проверки. Во-вторых, все варианты формируются по принципу спонтанности: до последнего момента мы сами не знаем, какой вариант куда пойдет. Помимо этого, к месту проведения тесты доставляются в специальных опечатанных пакетах - "secure pack". Мы очень скрупулезно следим за соблюдением необходимых правил на всех этапах тестирования. Тщательно отслеживаем статистику результатов ЦТ. Если при обработке тестов выясняется, что ответы одной аудитории совпадают, то результаты подвергаются сомнению. В этом случае может быть назначено повторное тестирование. Оно проводится бесплатно для участников. Сертификат выдается на основании достоверного результата.

МГИМО, Щепка, Бауманский...

Централизованное тестирование и единый государственный экзамен - тестовый способ проверки знаний. Централизованное тестирование, в отличие от ЕГЭ, включает всего два блока вопросов разного уровня сложности. В едином государственном экзамене таких блоков - три. При этом многие специалисты оценивают вопросы централизованного тестирования как более сложные по сравнению с заданиями ЕГЭ.

С каждым годом ЕГЭ занимает все более устойчивые позиции, а количество вузов, участвующих в централизованном тестировании, сокращается. Вместе с тем централизованное тестирование дает хороший шанс поступить во многие российские вузы. Так, в 2005 г. в централизованном тестировании участвовало около 500 российских вузов, из них 33 московских. Всего по сертификатам ЦТ было зачислено 85250 абитуриентов, из них 364 - в Московский государственный университет путей сообщения, 1186 - в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, трое - в Московский государственный институт международных отношений и один - даже в Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина.

Результаты тестирования ежегодно обрабатываются Госкомстатом России. Всю информацию о количестве участников, проценте абитуриентов, зачисленных в вузы по результатам тестирования, можно посмотреть на сайте ФЦТ.

Небезоблачное будущее

Единый госэкзамен со временем вытеснит централизованное тестирование как форму поступления в вузы, но скоропостижная кончина ему не грозит.

Ольга Решетникова, заместитель директора ФЦТ:

Мы не боимся исчезнуть с повсеместным введением ЕГЭ. Централизованное тестирование представляет собой хорошо отлаженный механизм тренинга и способ самостоятельной проверки знаний. Это независимая оценка, которая показывает объективный уровень знаний школьников, безотносительно симпатий или антипатий учителей. Для того чтобы успешно пройти ЕГЭ, лучше потренироваться заранее - при ответе на вопросы тестов важны не только знания, но и умение грамотно заполнять саму форму, правильно распределять время.

Информация к размышлению

Прежде чем принять решение об участии в централизованном тестировании, стоит взвесить все "за" и "против". Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • работает ли выбранный вуз по схеме ЦТ? Наилучший вариант - поступать в несколько вузов, готовых принять сертификат или его дубликат
  • проводит ли вуз тестирование самостоятельно или рассматривает результаты, полученные вне его стен? (в первом случае, доверия к сертификату ЦТ будет больше)
  • готовы ли вы платить?
  • сможете ли вы в середине апреля показать достаточно высокий "финишный" результат?
  • и, наконец, сумеете ли вы, отправив сертификат в вуз, спокойно дожидаться объявления проходного балла, не изводя себя мыслью "а сегодня я бы точно написал лучше"?

Централизованное тестирование дает возможность
Абитуриенту
Получить независимую оценку уровня своей подготовки. Тестирование проходит в середине апреля. Низкий балл - не повод для расстройства: еще есть время наверстать упущенное и устранить пробелы в знаниях.
Заранее оценить свои шансы на поступление. Хороший помощник в этом - рейтинговая шкала.
Не тратить нервы во время вступительных летних испытаний. Список вузов, принимающих сертификат централизованного тестирования, большой. Достаточно разослать его по разным вузам, которые принимают результаты, и ждать ответа.
Подать сертификат ЦТ одновременно в несколько вузов.
Потренироваться в заполнении тестовых материалов (правда, за деньги).
Вузу
Больше всего выигрывают партнеры ФЦТ, устраивающие тестирование на своей базе. Часть денег за проведение централизованного тестирования отчисляется вузу, учебные заведения получают возможность отобрать лучших абитуриентов. Для вузов-участников централизованного тестирования такой процесс абсолютно "прозрачен": поступающие выполняют тестовые задания непосредственно в стенах будущей Альма-матер, под присмотром преподавателей. Администрация вуза полностью контролирует процесс - в этом состоит еще одно существенное отличие централизованного тестирования от ЕГЭ. Вузовские преподаватели не всегда склонны доверять результатам единого госэкзамена, ссылаясь на то, что где-нибудь на периферии школьные учителя могут посодействовать в правильном выполнении заданий.