Торжокский борисоглебский монастырь. Новоторжский Борисоглебский монастырь - Православный паломник — LiveJournal

Новоторжский Борисоглебский монастырь – это один из тех православных памятников архитектуры, которые вряд ли имеют себе равных, когда речь идет об истории родного края. Одна дата его основания говорит о многом – 1038 год. Первые упоминания о нем пришлись на середину двенадцатого века. В наши дни монастырь неизбежно пользуется огромной популярностью среди интересующихся историей родного края, и поток туристов к его стенам не прекращается круглогодично. А живописные виды береговой зоны реки Тверцы, близ которой расположен данный объект, являются дополнительным стимулом для его посещения.

История

Из житийных хроников литературы 17 века можно узнать, что монастырский комплекс был основан при боярине Ефреме, который числился конюхом князя Владимира. Причина, побудившая к основанию святой обители – расправа Святополка над Борисом и Глебом, поэтому храм и получил соответствующее название – Борисоглебский. Во времена властвования Ивана Грозного соборные стены сильно пострадали. Самой древней церковью на территории объекта является Введенская, построенная в замену сожженной поляками обители. Чуть позднее появился Иерусалимский храм.

Глобальное возрождение пришлось на вторую половину 18 века. Итогом стало возведение в 1780 году улучшенной копии Борисоглебского храма, который мы можем наблюдать сейчас. Она была выстроена с участием архитекторов Львова и Ананьина. После революции монастырь был закрыт и разорен, а на его территории пятьдесят лет располагалась тюрьма, затем – лечебница для алкоголиков, а сегодня – Этнографический музей.

Особенности

Руководством были приложены все усилия, чтобы вернуть историческому объекту вид, наиболее приближенный к первоначальному. Гостей восхищает надвратная колокольня старинного храма, его внешнее и внутренне убранство. Экспозиции музейного комплекса, располагающиеся ныне в его стенах, восхищают разнообразием и являются прекрасной научно-популярной базой для изучения истории родного края. Здание находится на Старицкой улице города Торжка – в пешей доступности ко многим объектам инфраструктуры и его посещение вызывает живой интерес, как у жителей города, так и у его многочисленных гостей.

Как добраться

Новоторжский Борисоглебский монастырь расположен на улице Старицкая, дом 7, в городе Торжок Тверской области. Расстояние до областного центра – Твери – 60 километров.

В 1785-1796 гг. по проекту архитектора Н. А. Львова на его месте построили новый собор. Но фундаменты древнего собора можно видеть и сегодня. Первый камень при строительстве собора заложила Екатерина II .

Самая древняя постройка монастыря - Введенская церковь (XVII в.). В архитектурный ансамбль монастыря также входят: Надвратная церковь и Входо-Иерусалимская церковь.

Из монастыря отрывается прекрасный вид на реку Тверцу и Торжок.

На данный момент монастырь используется Православной Церковью и Всероссийским историко-этнографическим музеем.

Для паломников, желающих посетить обитель, работает благоустроенная монастырская гостиница.

Основал монастырь преподобный Ефрем Новоторжский , судьба которого весьма необычна.

Скорее всего, в начале XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришёл из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира - Борису . Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год.

Возникает вполне законный вопрос, а зачем вообще пришли венгры на Русь? Как уже было сказано выше - ради карьеры. Но не только. И Киевская Русь, и Венгрия в то время представляли единое христианское пространство. Только после раскола христианства на православие и католичество в 1054 году Венгрия стала католической страной. До этого активную роль в христианизации Венгрии играли греческие священнослужители. Неслучайно, что 20 августа/2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского Патриархата причислил к лику святых первого короля Венгрии Стефана , который правил и умер до разделения христианской церкви на православную и католическую, поэтому он почитается обеими концессиями, в том числе и верующими епархии Русской Православной Церкви в Венгрии.

Но вернёмся в Киевскую Русь, где в 1015 году трагически погибают Борис и его брат Глеб от рук своего же брата в борьбе за великокняжеский престол. Первым погибает Борис, а вместе с ним и брат Ефрема Георгий, который пытался защитить князя. Нападавшие не просто убивают Георгия , но отрезают ему голову, видимо, для того, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Поступок Георгия вполне понятен, дело в том, что русские дружинники в X-XI вв. получали шейную гривну в качестве награды, и довольно высокой. И Георгий, в отличие от своего брата Моисея , спасаться бегством не стал, а погиб в неравном бою как воин, защищая своего господина.

Мы не знаем, где был в это время Ефрем и, очевидно, никогда уже не узнаем. Но известно, что Ефрем вскоре пришёл на место трагедии, на берег реки Альты, и нашёл там отрубленную голову своего брата Георгия. Для этого у Ефрема было очень мало времени, если мы только представим, сколько диких зверей обитало в то время. Поэтому можно предположить, что он находился неподалёку от места трагедии. Охваченный ужасом, боясь разделить участь своего брата, Ефрем бежит на север в земли, которые в то время контролировал Новгород. Вскоре на берегу Тверцы он, как это написано в его Житии, «построил странноприимный дом и принял на себя подвиг стран-нолюбия».

Зачем же Ефрем взял с собой голову своего брата Георгия? Почему не захоронил её вместе с телом на месте его гибели? Ответ на этот вопрос находим тоже в его Житии: «...чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу». В 1572 году гробницу Ефрема вскрыли. «Честные мощи преподобного Ефрема были обретены 11 июня 1572 года. Новго-род-ский архиепископ Леонид, возвращаясь из Москвы в Новгород, посетил тогда для молитвы Борисоглебскую обитель. Настоятеля и братию он спраши-вал, где поло-жены мощи чудотворца. Когда показали гробницу святого, архи-епископ при-казал открыть и самый гроб. Тогда присутствующие увидели тело преподобного нетлен-ным и ощутили благоухание». Как видим, ничего в Житии не сказано о голове Георгия. И это тоже загадка.

Собор, построенный Ефремом, простоял почти 750 лет. В 1785-1796 годах на месте старого обветшалого собора был возведён новый с тем же названием по проекту тверского архитектора Николая Александровича Львова . Императрица Екатерина II во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе торжественно заложила первый камень будущего собора, построенного в традициях палладианской архитектуры, ярым приверженцем которой был Львов. Но фундамент от древнего собора можно увидеть и сегодня.

Вслед за князем Борисом погибает и его брат Глеб . Многие историки считают, что за убийством князей стоит их брат Святополк , получивший прозвище Окаянный. Со временем Бориса и Глеба канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей. А вот когда именно произошла канонизация, учёные спорят до сих пор. Называются самые различные даты - 1020, 1039, 1071 годы.

Для определения даты канонизации мы используем несколько подсказок, которые нам предоставила история. Дело в том, что, будучи человеком глубоко религиозным, Ефрем мог начать строительство собора, посвящённого Борису и Глебу, только после их канонизации. Из его же Жития мы знаем, что Ефрем сначала получил благословение архиепископа Новгородского, а уж потом, в 1038 году, начал строительство монастыря. Кроме этого, известно, что Борис под именем Роман Русский и Глеб под именем Давид Польский входят в список святых Римско-Католической церкви. Это могло стать возможным только при условии их канонизации до разделения Церквей в 1054 году. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что канонизация Бориса и Глеба произошла на рубеже 1037-1038 годов.

Есть сведения, что ещё до сначала строительства монастыря Ефрем ездил в Киев. Может быть, даже неоднократно. Это могло произойти только после 1019 года, когда к власти в Киеве пришёл Ярослав Мудрый . Возникает вопрос: зачем? По всей видимости, он ездил в Киев неслучайно. Ефрем лично знал и любил убитых князей и как мог способствовал их прославлению. А как только это произошло, сразу же приступил к строительству собора и монастыря в их честь. Скорее всего, на берега Тверцы он возвращался не с пустыми руками.

Дело в том, что в 1095 году частицы мощей святых князей были переданы в чешский Сазавский монастырь, а в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским , бывшим князем Вышгородским, был вывезен меч Бориса, хранившийся в церкви в их честь, которая была построена в Вышгороде, недалеко от Киева, в 1115 году. Вполне возможно, что и в Борисоглебском монастыре могли оказаться реликвии, связанные с первыми русскими святыми.

Церковь в Вышгороде была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в разные годы, не дали результата. Очевидно, что такая же участь постигла и частицу их мощей, оказавшуюся в Чехии. А двумя годами раньше, в 1238 году, Торжок в течение двух недель - с 21 февраля по 5 марта - сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал и был разграблен.

Мы не знаем точно, были некие артефакты, относящиеся к первым русским святым на Тверской земле в древнем Торжке, или нет. Мы может лишь надеяться, что они здесь были, а может быть, и есть до сих пор, пока под спудом.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

Древняя православная обитель, основанная в начале XI века преподобным Ефремом Новоторжским. Действующий мужской монастырь Тверской епархии, одна из трех крупнейших старинных иноческих обителей со времен распространения христианства на Руси.

История основания монастыря

Крещение Древней Руси князем в 988 году стало тем переломным моментом, который повлиял на дальнейший ход всей истории государства Российского. Десятки подвижников православной веры своими помыслами и деяниями несли христианское учение по городам и весям, основывая монастыри, возводя храмы и соборы, проповедуя Христа. Яркими жемчужинами веры в короне русского православия становились иноческие обители, выраставшие порой в малонаселенных языческих уголках древнерусских княжеств.

Распространялось православие на Руси. Благодаря подвижникам веры уходили в прошлое языческие обряды, а вместо ритуальных капищ возникали церкви и монастыри. X век подарил миру будущего основателя Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря - преподобного Ефрема. Сам основатель был родом из Венгрии, где уже в конце X века православие было широко распространено. Задокументированных данных о дате его рождения история не сохранила, а из церковных источников известно, что уже будучи достаточно взрослым, Ефрем вместе с братьями - Моисеем и Георгием покинул родину и поступил на службу к сыну киевского князя Владимира - ростовскому князю Борису. Князь произвел братьев в дворянство и определил в свою дружину конюшими. Благочестивый князь Борис завоевал сердца братьев богоугодными деяниями, поэтому служба под его началом приносила им радость и доставляла их душам умиротворение.

В 1015 году неожиданно умер великий киевский князь , а его племянник Святополк, захватив власть, решил избавиться от претендентов на великокняжеский престол и приказал убить своих двоюродных братьев - Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича. Князь Борис возвращался из военного похода против печенегов, бесчинствующих на юго-восточных рубежах Руси, когда весть о коварном замысле Святополка дошла до него. Не поверив слухам о злом умысле брата и не предприняв никаких мер защиты, он был настигнут убийцами в своем походном шатре. Брат Ефрема - Георгий своей грудью закрыл князя от нападавших, но был пронзен копьем. Князь Борис был убит 24 июля 1015 года, а чуть позже такую же мученическую смерть принял и князь Глеб. По роковой случайности в тот поход из трех братьев отправились только двое - Георгий и Моисей. Моисею удалось скрыться с места трагедии и после многих лет скитаний по Литве он, искалеченный и больной вернулся на Русь, став иноком Киево-Печерской лавры.

Гибель князя Бориса и брата Георгия потрясла Ефрема. Он поспешил на место трагедии, но тела брата так и не нашел. Убийцы князя, пытаясь завладеть золотой гривной, висящей как знак отличия и расположения князя на шее Георгия, обезглавили его. Ефрем обнаружил голову брата среди множества тел и забрав ее, тайно хранил у себя более 30 лет до самой смерти.

Видя, что земные блага и жизнь быстротечны, а кончина человеческая непредсказуема, преподобный Ефрем решил посвятить свою жизнь служению Господу. Он удалился от мирской жизни, и с благословения митрополита Киевского взял на себя подвиг странноприимничества, отправившись в малонаселенные северные земли Руси, чтобы нести слово Божие малопросвещенным жителям тех мест и дарить утешение всем страждущим, служа им беззаветно и безропотно. Он отправился в верховья Волги и Тверца, и в месте, где сходились торговые пути новгородцев и псковичей, называемом Новым Торгом, или , основал странноприимный дом. Каждый торговец и странник, заходя в тот дом, находил в нем доброе слово и утешение.

Через несколько лет, в 1038 году чуть дальше странноприимного дома на холме возле реки Торжок преподобный Ефрем возвел каменный храм во имя страстотерпцев князей Бориса и Глеба, давший название и самой иноческой обители, возникшей чуть позже. Через 38 лет после убийства князей Бориса и Глеба, и основания монастыря, 28 января (10 февраля) 1053 года преподобный Ефрем отошел к Богу, завещав положить к себе в гроб голову брата Георгия, бережно хранимую им много лет.

Более пяти веков мощи святого Ефрема покоились в земле. В 1572 году они были обретены, и с тех пор каждый год 24 июня в монастыре этот день отмечается, как праздник, а 28 января - день памяти преподобного. Спустя век были обретены мощи преподобного Аркадия Новоторжского (Вяземского) - самого любимого ученика Ефрема, прошедшего с ним долгий путь странноприимничества, иночества и ревностного служения Господу. Память преподобного Аркадия совершается 26 декабря, а обретение и перенесение его мощей празднуется 27 августа.

В XI-XII веках православная обитель, как и многие храмы земли Русской, во время междоусобных войн несколько раз подвергалась полному разорению. В 1237 году монастырь сильно пострадал от татаро-монгол. Поляки и литовцы дважды захватывали Борисоглебскую обитель. В 1258 году во времена правления литовцы полностью разорили ее, разогнав монашескую братию. В период правления , в 1607 году деревянные здания Торжка и монастырская Введенская церковь были сожжены поляками. В пламени пожара заживо сгорели настоятель обители архимандрит Константин и несколько иноков. На рубеже XIV-XV веков из-за многочисленных опустошений Борисоглебский монастырь был настолько разорен, что в нем не осталось ни одного монаха, владеющего грамотой, а внутреннее убранство обители было очень скудным.

В 1577 году храм украсился двумя приделами, а в 1620 году была заново отстроена Введенская церковь, сгоревшая в 1607 году. Сейчас каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - самое старое здание обители. В 1742 году очередной большой пожар почти полностью уничтожил монастырские строения.

В начале XVIII века наступил новый этап в истории обители - строились новые храмы, настоятельские и братские корпуса. В 1717 году была возведена церковь Входа Господня в Иерусалим. Большой вклад в украшение обители новыми храмами и часовнями внес архитектор Н. А. Львов, уроженец тех мест. По его проекту в 1757-1796 годах был возведен Борисоглебский собор, в 1804 году - надвратная церковь-колокольня Спаса Нерукотворного Образа, в 1809 году - Свечная башня.

Монастырь в годы советской власти

До прогремевшей на весь мир рабоче-крестьянской революции 1917 года жизнь в Борисоглебской обители ничем не отличалась от жизни в других русских монастырях - проводились церковные богослужения и отправлялись другие церковные требы. В 1919 году уполномоченными наркомата юстиции была вскрыта гробница преподобного Ефрема, в 1923 году мощи святого переданы для хранения в церковь Архангела Михаила в Торжке, а всего через три года, в 1926 году они бесследно исчезли. Агония Борисоглебской обители длилась несколько лет. В 1927-1929 годах братский корпус и церковь Входа Господня в Иерусалим новая власть отдала под валяльные мастерские, общежитие льносовхоза и склады. В 1931 году иноков репрессировали, а монастырь окончательно закрыли и до 1934 года в его стенах располагалось училище сельского хозяйства. После в нем размещалась воинская часть, авиационные склады, а с 1944 года - тюрьма строгого режима. В 1985-1988 годах монастырские здания отдали под медицинское учреждение - там находился лечебно-трудовой профилакторий для людей, страдающих алкогольной зависимостью.

В 1989 году профилакторий перевели в другое здание, а на территории обители разместился Всероссийский музей истории и этнографии. Это стало хорошим поводом к исследовательским и реставрационным работам, в результате которых были восстановлены главы двух церквей - Входоиерусалимской и Введенской, а также отремонтирована монастырская ограда и отреставрирована Свечная башня.

Возрождение жизни в обители

В 1993 году Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь возвратили РПЦ, оставив в его стенах также музей истории и этнографии. Епископ Тверской и Кашинский Виктор ходатайствовал перед Священным Синодом о назначении наместника обители, которым 2 октября 1993 года и стал клирик Тверской епархии игумен Вассиан (Кураев).

В 1995 году двери обители открылись для пяти монахов, ставших первыми насельниками после многолетнего перерыва в жизни монастыря. К 2003 году монахов было уже тринадцать. В декабре 1997 года, после передачи монастырю Введенской церкви стараниями духовенства и руководства музея истории и этнографии в ней начались восстановительные работы, а уже 24 июня 1998 года в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского в храме прошло первое богослужение. В настоящее время это единственный действующий монастырский храм, другие здания обители постепенно реставрируются. С мая 2010 года наместником монастыря является иеромонах Арсений (Леонов).

Загораются яркими жемчужинами возрождающиеся из руин православные обители, неся в мир свет добра, нравственности, человеколюбия и смирения. Одной из них по праву считается Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь - старинная православная обитель, древнейший монастырь на территории

Новоторжский Борисоглебский монастырь расположен в городе Торжок, считается древним православным монастырем, основан Ефремом приблизительно около 1038 года. При князе Киевском Ярославе I Владимировиче был третьим монастырем со времен их появления. Свое название он получил от имени князей Бориса и Глеба.

Монастырь перенес большое количество бед, начиная от различных разорений, пожаров и подвергался нападениям со стороны монголо-татар.

Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря пришлась на 1804г, ее строительство вел Ананьин. Колокольня завершена шпилем и видна с любой точки города, что и привлекает местных жителей и туристов.

В верхнем ярусе расположена беседка, в нижнем находится вход в монастырь.

Также в нем располагается монастырская библиотека, которая имеет необычную форму.

Введенская церковь, которая тоже находится в монастыре, считается древнейшим сооружением, ее строительство было в XVIIв.

Борисоглебский мужской монастырь

Монастырь Борисоглебский в Торжке является не только самым крупным в городе, но и самым старым в Тверской области. По некоторым сведениям этот монастырь был основан в 1038 году боярином Ефремом. Самой древней конструкцией монастыря, дошедшей до настоящего времени, считается церковь Введенская, основанная в XVII веке на месте прежней, деревянной. В 1742 году случился сильнейший пожар, он нанес монастырю огромный ущерб. В 1925 году весь монастырь распустили, и на его месте возникла, и в течение 50 лет просуществовала, тюрьма. Но в 1993 году монастырь вновь открыли и в него вернулись верующие.

Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей.

Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех.

Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев).

Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.