Что делать с невнимательностью и как развивать внимание? Как не забывать информацию Кем может работать невнимательный человек.

Дорогие друзья!

В нашей жизни довольно часто возникают курьезные случаи. Вышли вы из дома и вдруг вспоминаете, а утюг – которым гладили платье, вы не выключили!!! Сломя голову бежите обратно в дом, теряя при этом драгоценное время для поездки на работу. Прибежали, смотрите: утюг выключен?!

Давайте подумаем, почему так получилось и зачем мы возвращаемся обратно в дом — проверять: газ либо утюг выключен? Либо что-то еще важно вы забыли?

Как не забывать

На самом деле все объясняется предельно просто.

В вашей голове утром доминирующей является — быть на работе в назначенное время, как солдату Швейк.

Замечено, когда человек опаздывает — ему быстрее нужно выскочить из дома, ни о чем другом голова не занята.

Вышел, сел на трамвай — дело сделано, гуляй смело. Эффект завершенности срабатывает. Завершение главного дела, все мелочи побоку.

В трамвае мысли успокаиваются и тут вспоминается: УТЮГ?!!!

Как не забывать? Как бороться с рассеянностью и невнимательностью? Как не забывать информацию

Помните кадры из фильма, где Савелий Крамаров громогласно восклицает Евгений Леонову –


«тут помню, а тут не помню»

и показывает ладонью свое темя и лоб.

«Так не бывает!», кричит Крамаров.

К сожалению, бывает такое состояние у человека,
что он действительно не помнит свое предыдущее действие.

Рассеянность называется.

Она происходит не из-за плохой памяти, часто обусловлена недостатком внимания к своим повседневным действиям.

Что делать

Прежде всего, нужно улучшить внимание к своим повседневным действиям.

Обратить внимание на детали происходящего.

Неприятные случаи с рассеянностью связаны с тем, что мы некоторые свои действия выполняем мимоходом, как бы между прочим: автоматически.

Затем тщетно пытаемся вспомнить: выключил утюг или газовую конфорку. Выключил, не выключил? Вот как бороться с рассеянностью и невнимательностью? Как не забывать?

Четыре шага улучшить память и внимание

Нужно внутри себя твердо решить: обращать свое внимание на все свои действия.

  • Находиться в моменте. Быть — здесь и сейчас. Скажем, моешь кружку, так думай о кружке. На самом деле этому легко и просто научиться, если вы часто страдаете от последствий своей забывчивости.
  • Остановить свою мыслемешалку в голове. Стоп. Пауза. Переключите себя на сознательный режим.
  • Прежде чем что либо делать, замрите.
  • Задайте вопросы:
  • «Что я делаю? Куда должен идти? Что взять с собой? Что купить по пути? С кем встретиться?»

Отвечая на поставленные вопросы, мы концентрируемся на своих мыслях и действиях, дающее хороший эффект в борьбе рассеянностью. Тем самым мы дали время подумать о себе.

Хорошая привычка присесть на дорожку, обвести взглядом окружающее. Утюг, газовая конфорка, электрический свет в ванной.

Нужно запомнить – наша торопливость и суета: враги в борьбе с рассеянностью.

В корректировке внимания человека очень важно умение сосредоточиться на моменте жизни.

Прежде всего, думать только о той конкретной задаче, которую нужно решить.

Наш мозг обладает способностью решить одну единственную задачу в данный миг.

Не будем мешать своему мозгу попытками решения разносторонних проблем в одно и то же время. Его и себя в том числе вы только запутаете.

— он не железный


5 принципов жизни для улучшения памяти:

  • все мелкие дела, требующие менее 5 минут — выполнять сразу.
  • Либо записать в блокнотик для незамедлительного решения вопроса в самое ближайшее подходящее время.
    Например, вам попалась на глаза книга, которую хотите взять на работу. Так положите ее тут же свою сумку, не откладывая на потом. Либо горячий утюг выключайте сию же секунду, пока не одеты.
  • Просматривайте информацию сразу после ее получения, решайте что нужно делать. Краткий план, пометки.
  • Хорошая привычка в борьбе с рассеянностью – записывать все свои дела и планы в ежедневник.
  • Тем самым мы освобождаем свою голову для более важных мыслительных процессов.
  • Следующий принцип в борьбе с рассеянностью – предвосхищение отвлекающих моментов.
  • Например, убрать лишние документы и книги со стола, выключить телефон.

Научившись предвосхищать свою рассеянность, как автоматическое действие, наше постоянное стремление совместить несколько дел одновременно, мы учимся быть бдительными во всевозможных ситуациях (в том числе за рулем автомобиля).

Невозможность найти какую-то вещь означает, что вы не помните, куда ее положили. Если вы не знаете, заперли ли вы, уходя из дома, входную дверь, то это значит, что вы не помните, сделали вы это или нет. Рассеянность — изъян памяти.

Рассеянность проявляется, когда в действии не участвует разум, когда оно совершается подсознательно. Если разум куда-то «отлучается» во время совершения действия, то наблюдение отсутствует и, что еще важнее, отсутствует первоначальное осознание.

Рассеянность — пожалуй, самая распространенная из всех мелких неприятностей, которые тем не менее сильно раздражают. Рассеянностью в той или иной мере страдают все, но чаще всего она проявляется у пожилых людей. Техники, которые мы предлагаем для преодоления этой неприятности, помогли бесчисленному множеству людей, в том числе пожилых.

Многим нашим читателям рассеянность может казаться вполне заурядной проблемой. Возможно, они не задумываются над тем, сколько времени, нервов и энергии мы теряем, разыскивая вещи, которые «куда-то положили всего минуту назад», или гадая, выключили ли мы газовую плиту, утюг, заперли ли дверь. Сколько времени потрачено на поиски вещей, забытых в автобусах, поездах, такси, в гостях у друзей и на работе!

Решение проблемы рассеянности представляется простым и очевидным. Все, что надо сделать, — это заставить себя подумать о действии в момент его совершения, хотя, конечно, легче сказать, чем сделать. Как надежно заставить себя подумать о каком-то мелком действии в тот момент, когда оно совершается? Есть только один способ — образование ассоциаций.

Засунь его себе в ухо!

Ассоциации порождают первоначальное осознание. Как возникновение первоначального осознания — это регистрация в сознании какого-то действия в тот момент, когда оно происходит, так и формирование мгновенной ассоциации решает проблему рассеянности.

Например, вы сидите за столом и что-то пишете. Звонит телефон. Вы машинально закладываете карандаш за ухо или втыкаете его в волосы. Несколько минут вы говорите по телефону, а потом полчаса ищете карандаш, который преспокойно лежит у вас за ухом. Хотите впредь избежать этой невыносимой неприятности? Отлично, тогда в следующий раз, когда зазвонит телефон, и вы привычным жестом засунете карандаш за ухо, нарисуйте себе отчетливую картинку: «увидьте», как вы на всю длину засовываете карандаш себе в ухо.

Такое зрелище, конечно, может повергнуть вас в ужас, но зато вы будете точно знать, куда дели карандаш. Совершенно дурацкая ассоциация — засунутый в ухо карандаш — заставит вас в долю секунды подумать о двух вещах:

  1. о карандаше,
  2. о том, куда вы его задевали. Проблема решена!

Да, она будет решена, если вы станете создавать ассоциации всякий раз, когда откладываете карандаш — куда бы вы его при этом ни клали. Просто выработайте у себя привычку к формированию ассоциации и удерживайте эту ассоциацию в голове первые несколько раз. Сделайте ее привычной, и тогда она будет срабатывать автоматически.

Где мои очки?

Если вы всякий раз, выходя из гостиной, кладете очки на телевизор, то постарайтесь «увидеть», что телевизионная антенна протыкает линзу очков и разбивает ее. Эта ассоциация заставит вас содрогнуться. Гарантируем, что в следующий раз вы немедленно вспомните, куда положили очки. Это произойдет, во-первых, потому, что вы подумаете об очках в тот момент, когда положите их на телевизор, и, во-вторых, вы запомните вещь, которая заставит вас вспомнить о телевизоре в связи с очками.

Если вы кладете очки на кровать, то можете вообразить себе гигантские очки, спящие в вашей постели. Если вы суете их в карман, то представьте себе, как очки разбиваются в кармане и дырявят его. Или представьте себе, что порезались, сунув руку в карман. Идея все та же: ассоциация — неважно какая — заставит вас подумать о действии в момент его совершения. Всегда думайте в момент, когда вы делаете то, что хотите запомнить. Если вы отложите формирование ассоциации, то забудете о ней, а значит, не сможете найти очки!

Подальше положишь, поближе возьмешь?

Многие люди часто прячут в потайное место какую-то дорогую для них вещь и потом не могут вспомнить, куда ее дели. (Как правило, такие вещи находят при переездах, когда выгребают содержимое всех ящиков и полок.)

Эту проблему тоже можно решить, формируя мгновенные ассоциации. Скажем, у вас есть очень красивая и дорогая перьевая ручка, которую вы хотите сохранить для детей и внуков. Вы кладете ее в ящик шкафа под свитера. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Будьте уверены, что в следующий раз, когда захотите полюбоваться на ручку, то будете точно знать, что она лежит под свитерами. Надо всего лишь связать предмет с тем местом, куда вы его кладете. Попробуйте, и вы убедитесь в том, что эта идея превосходно работает.

Горим!

Одна женщина, учившаяся на наших курсах, пожаловалась однажды, что у нее постоянно сгорает мясо в духовке, потому что она просто о нем забывает. Этого можно избежать, например, укладывая в духовку — вместе с порционными кусками — маленький кусочек мяса. Когда он начнет гореть, запах будет означать, что большие порции уже готовы. Это лучший способ, хотя, конечно, и маленький кусочек мяса тоже стоит денег.

Возьмите себе за правило каждый раз, что-то кладя в духовку, ставить посреди кухни на пол пустую сковороду. Разве теперь вы сможете забыть про жаркое? Вы неизбежно будете вспоминать о нем каждый раз, перешагивая через неудобно лежащую сковородку.

Услышав этот совет, один мужчина язвительно заметил: «Все это прекрасно, но после того, как включаю духовку, я ухожу в комнату смотреть телевизор. Как я увижу эту сковородку?» Решение очевидно: надо взять сковородку с собой и водрузить ее на телевизор.

Вместо сковородки можно воспользоваться любым предметом, который странно смотрится на полу, — прихваткой, тарелкой, кусочком сыра. Идея основана на стандартном правиле — одна вещь должна напоминать о другой.

Идея эта отнюдь не нова. С этой целью привязывают к пальцу нитки, надевают часы на правую руку, помещают в кучку монет мятую купюру. Однако подобные ухищрения напоминают вам, что вы хотели что-то запомнить, но не помогают понять, что именно. Сковорода на кухонном полу, напротив, напомнит вам именно о жарком, потому что сковорода применяется только и исключительно для жарки. Если же вы любите привязывать к пальцу ниточку или надевать часы на правую руку, то не забудьте сформировать ассоциацию между ниткой или часами и предметом, о котором надо вовремя вспомнить. Теперь у вас есть две необходимые вещи: предмет, который напоминает о том, что надо что-то не забыть, и предмет, о котором надо помнить.

А что утюг?

Зачем портить себе вечер, мучаясь в догадках — выключили ли вы плиту, заперли ли дверь и выдернули ли из розетки шнур утюга? Сделайте привычкой формирование быстрых ассоциаций в те моменты, когда вы производите эти и подобные действия. Выключая плиту, представьте себе, что сунули голову в духовку! Эта картина в течение доли секунды позволит думать о том, что вы только что сделали. Теперь, когда вы подумаете о плите, то будете наверняка знать, что она выключена. Впрочем, неважно, что вы себе вообразите, — любая картинка заставит вас подумать о совершаемом действии.

Надо же себя заставлять!

Пожалуй, об этом все. Суть этого метода заключается в том, чтобы схватить разум за холку и заставить его подумать о нужной вещи в нужный момент. Сначала вам придется принуждать себя к формированию ассоциаций такого рода, но потом это станет привычкой, доведенной до автоматизма. Сейчас вы, возможно, думаете, что построение таких ассоциаций — пустая трата времени. Но попробуйте, и вы откажетесь от своего заблуждения. Вы увидите, что забавные картинки начнут возникать в вашем воображении сами собой в течение долей секунды. Мы уж не говорим о том, сколько времени вы вообще сможете сэкономить. Если вы уже применяли нашу систему, то улучшили не только свою память, но и способность к воображению, концентрации внимания и, что самое главное, усовершенствовали свою наблюдательность.

Обсуждение

психологи советуют для тренировки концентрации решать cудоку и ребусы и тд. Еще есть отличное лекарство, называется гинкоум - оно тоже помогает "наладить" работу головы.

25.05.2019 12:29:36, катя_горячева

Ну да, это если хочешь к рассеянности прибавить еще и сумасшествие - тогда метод хорош.

Комментировать статью "Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций"

у нас не получается такого. сначала боролись, а потом плюнули. стрижем раз в 3 недели, я совсем короткое тоже не люблю 03.12.2018 15:30:20, Чернобурка. Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций.

" Оперативная " память ребенка. Дочке 6 лет, дома год с небольшим. В последнее время обратила внимание на проблемку в дело вступает образная память (память представлений) - зрительная Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций.

Это невнимательность или признак чего-то серьезного? Проблем с пониманием прочитанного нет. Понимает, отвечает на вопросы, вот сейчас учимся пересказывать.

Невнимательность или плохой слух?. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. В тот момент, когда вы это делаете, представьте себе, что ручка потекла, залив чернилами ваш любимый свитер. Надо же себя заставлять! Пожалуй, об этом все. Суть этого метода заключается в том, чтобы...

Тренировка памяти: как бороться с рассеянностью; метод ассоциаций для развития памяти. Если вы уже применяли нашу систему, то улучшили не только свою память, но и способность к воображению, концентрации внимания и, что самое главное, усовершенствовали свою...

Вероятнее всего просто невнимательность, да? Как с этим бороться? Невнимательность - как бороться? В ней описаны методы коррекции, занятия с такими детками и благоприятные...

Невнимательность - как бороться? Была в. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Невнимательность - как бороться? Была в школе на дне открытых дверей, посмотрела...

У меня тоже главный враг - невнимательность, рассеянность. Невнимательность - как бороться? Была в школе на дне открытых дверей, посмотрела дочкины (12 лет, 6 кл...

патологическая невнимательность!!. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. патологическая невнимательность!! Вот скажите мне, люди добрые, есть ли какой нибудь...

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Если тут появятся рецепты как бороться с рассеянностью - тоже воспользуюсь:), а пока рассенно наблюдаю за мелкими потерями. Невнимательность - как бороться?

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Зачем портить себе вечер, мучаясь в догадках - выключили ли вы плиту, заперли ли дверь и выдернули ли из розетки шнур утюга? Вообщем, с этого момента я поняла, что говорить нужно обо всем...

Как бороться с рассеянностью?. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. Если тут появятся рецепты как бороться с рассеянностью - тоже воспользуюсь:), а пока рассенно наблюдаю за мелкими потерями. Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций.

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Рассеянность - изъян памяти. Рассеянность проявляется, когда в действии не участвует разум, когда оно совершается подсознательно. Алеман Андре. Пожилые люди и плохая память.

Невнимательность. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Невнимательность. Я очень невнимательная, постоянно страдаю от этого.

Но беда в том, что учитывая весь букет, подходящих нам методов, практически нет.Плюс ко всему-очень плохой ночной сон. Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Лекция по методу биологической обратной связи.

Оперативная память: как бороться с рассеянностью, метод ассоциаций. Когда беспокоиться о забывчивости? Невнимательность - как бороться? Была в школе на дне открытых дверей, посмотрела дочкины (12 лет, 6 кл.) контрольные по математике.

ЗЗЫ Только пожалуйста не надо дискуссий на тему, хорош или плох метод Спока, я для себя это уже решила, поэтому прошу именно помощи по поводу переубеждения мужа.

Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.

Невнимательность часто приводит к серьезным ошибкам, а в деятельности водителей, машинистов поездов, авиадиспетчеров она может стать причиной непоправимых последствий.

Как сосредоточиться и перестать отвлекаться

Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.

Когда причиной рассеянности становится усталость – необходимо сделать паузу и отдохнуть. Помогает в таком случае и смена деятельности – пройдитесь по улице, полистайте журнал или книгу.

Во время работы сосредотачивайтесь на текущем моменте. Боритесь с попытками мозга начать витать в облаках, иначе рассеянность и невнимательность станут нормой вашей жизни. Придумывайте сознательные ассоциации – связывайте дела с предметами. В результате, оказавшись в нужном месте, вы будете помнить, что необходимо сделать.

Если вас ждут дела – начинайте, не откладывая на потом. Множество незаконченных дел, которые вы накопили, засоряют ваш разум, распыляют внимание, не давая сосредоточиться на самой важной проблеме. Грамотно расставляйте приоритеты и занимайтесь в первую очередь актуальными делами.

Используйте визуальные и «напоминалки». Это могут быть , будильники, липкие листочки, специальные компьютерные программы. В нужный момент эти помощники напомнят вам о деле, которым необходимо заняться.

Избегайте хаоса и беспорядка. Все не относящееся к делу на вашем рабочем столе и постоянно отвлекает вас, не позволяет полностью сосредоточиться на работе. Уберите книги, журналы, фотографии, старые ярлыки и прочие вещи, на которые рассеивается ваше внимание.

Если вы взволнованны какими-либо событиями, сильно устали, отложите важные дела на несколько часов или дней. К тому времени вы успеете успокоиться и отдохнуть, поэтому серьезных ошибок не совершите.

Излишне говорить о том, что рассеянность очень мешает человеку в жизни. Она может принести немало неприятностей в быту и еще больше – на работе, где требуется четкое выполнение поставленных задач и целей. Одними из самых главных ее причин считаются наследственные характеристики и неправильное воспитание в детстве. Но это такое свойство, с которым можно и нужно бороться.

Инструкция

Начиная какую-либо работу, постарайтесь создать для этого соответствующие условия: от нее не должны отвлекать посторонние разговоры, музыка, шум и т.п. Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам не приходилось заниматься поиском необходимых вещей.

При появлении усталости старайтесь сделать небольшой перерыв в работе: сделайте несколько физических упражнений, переключите внимание на какой-то другой предмет – посмотрите в зеркальце, в окно, закройте глаза, наведите порядок на полочке или в ящике стола и т.п. Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы усилился приток кислорода в мозг – эффективность вашей работы только возрастет.

Не всякая работа выполняется с удовольствием. И если вы на подсознательном уровне ей сопротивляетесь, следствием этого тоже может быть отсутствие концентрации внимания. Значит, или меняйте работу, или поставьте перед собой конкретные цели, мотивируйте ее и контролируйте процесс выполнения.

Не спешите высказываться и не давайте хода эмоциям в то время, когда вы слушаете, что вам говорят. Всегда пытайтесь уловить смысл поступающей информации. Возможно, стоит формулировать и задавать уточняющие вопросы, чтобы вы осознали все услышанное.

Вырабатывайте в себе привычку сосредоточиваться. Для этого необходимо постоянно следить, чтобы мысли не «соскальзывали» на посторонние вещи. Одергивайте себя и возвращайтесь к тому, что действительно важно.

Чтобы не забывать что-то сделать, попробуйте записывать наиболее важные задачи в блокнот и контролировать их выполнение. Неплохо приобрести специальные листики-липучки: записывайте на них то, что нужно, и расклеивайте на видном месте, а после того, как это выполнили, выбрасывайте.

Попробуйте довести некоторые действия до автоматизма. Так, например, если вы постоянно ищете, куда положили свою флешку, документы и т.п., выделите для этих предметов конкретное место и выработайте в себе привычку складывать их туда постоянно. Через какое-то время ваши действия станут автоматическими.

Нередко рассеянность усиливается в результате переутомления. В этом случае обычно проявляются и другие усталости, например, бессонница, нервные срывы, постоянное чувство тревоги. Если вы обнаружили у себя такие , в первую очередь нормализуйте свой режим дня – выделите время не только для работы, но и для отдыха. Приступайте к выполнению серьезных дел после основательного отдыха.

Найдите в книгах или в интернете специальные упражнения, которые помогают развить внимательность и способность к сосредоточению. Играйте в логические игры и такие компьютерные игры, в которых необходима внимательность. Тренируйте свою память. Для этого что-то изучайте, читайте и усваивайте.

Видео по теме

Человеку, обладающему проблемами с памятью, зачастую сложно построить карьеру. Начальство такого работника квалифицирует, как рассеянного и не умеющего концентрироваться на важном, специалиста. Отсюда и замедленный карьерный рост, и полное отсутствие профессиональных успехов. К счастью, средства, позволяющие натренировать память, существуют и ими может воспользоваться любой желающий.

К решению этой проблемы необходимо подходить со всей ответственностью. И в первую очередь следует определить причины, приведшие к расстройству памяти. Чаще всего ими являются стрессы и длительное переутомление. Спровоцировать синдром забывчивости может смена климата, проблемы в коллективе, а также семейные неурядицы. Более серьезные расстройства памяти являются следствием черепно-мозговых травм и серьезных повреждений. В таких случаях забывчивость является скорее не проблемой, а симптомом более радикальных недугов.
Однако чаще всего, расстройства памяти связаны с неумением концентрироваться на важном, синхронизировать письменную информацию и планомерно выполнять поставленные руководством задачи.
Важным шагом на пути к безупречной памяти станет разработка собственной системы запоминания информации. Основное правило, которому необходимо следовать – у каждой информации должна быть своя для запоминания. Нередко такой площадкой является ежедневник или блокнот. Потом, как это часто бывает – появляются другие блокноты, что приводит к разобщенности в записях. Следует определить, что ежедневник должен быть одним. Вся информация в нем должна сопровождаться датами и специальными пометками. Никаких лишних записей или двояких пометок заносить нельзя. Также следует избегать мало употребляемых и непонятных сокращений.
Второй информационной площадкой должна стать электронная . Это может быть обычный документ в формате word или excel. В электронном виде следует хранить контактные данные, даты и краткие сведения о предстоящих событиях, а также документы, необходимые в работе. Таким образом электронная база данных превращается в картотеку информации о всем фронте работы.
Следующий шаг, необходимо завести список срочных дел. Его можно вести непосредственно в блокноте или на компьютере в виде трех файлов или таблицы, разделенной на три колонки. В первую заносятся срочные задачи, требующие немедленного выполнения, вторая предназначена для среднесрочных вопросов, а в третью необходимо сводить перспективные планы. Ежедневно этот список задач необходимо актуализировать и прочитывать каждый пункт, чтобы сводить воедино картину рабочего графика.
Кроме задач рабочий процесс требует запоминания определенного объема информации. Чтобы ускорить процесс выучивания необходимо уделить два временных промежутка в течение рабочего дня для прочтения информации. Это время должно быть полностью освобождено от иных задач. Желательно, в процессе чтения выключить телефон и устранить все раздражающие и отвлекающие факторы. Лучше, если первый перерыв на изучение информации будет отнесен к первой половине дня, когда отмечается наибольшая активность мозговой деятельности. Изучаемую информацию необходимо прочитывать вдумчиво, стараясь уловить все детали и максимально точно зафиксировать их в памяти. Если в процессе изучения информации появляется необходимость уточнить значение того или иного термина или определения, то следует выписать значение и постараться его запомнить. Полезно также выделять важные моменты маркером.
Повторное изучение материала лучше отнести ко второй части рабочего дня. Чем больше будет временной промежуток между первым и вторым прочтением, тем лучше. При повторном изучении информации, фрагменты текста, которые запомнились наименьшим образом, быстро всплывут в памяти, и для их запоминания пройдет проще.

Видео по теме

Из-за невнимательности возрастает количество ошибок - и мелких, и значительных. Чтобы стать более сосредоточенным и собранным человеком, необходимо провести работу над собой.

Причины невнимательности

Для начала определите причины своей невнимательности. Исходя из них, вам будет проще справиться с ней. Возможно, вы не запоминаете какие-то вещи, потому что они вам просто неинтересны. В этом случае следует понять, действительно ли это важно или нет. Если для вас данный вопрос имеет значение, вам пора научиться быть собраннее. А если нет - просто вычеркните дело, на котором не можете сосредоточиться, из своего списка.

Может быть, вы не замечаете некоторые вещи потому, что не можете сосредоточиться на деталях. Тогда необходимо провести работу над собой, чтобы научиться более глубоко концентрироваться на одном предмете. Не разбрасывайтесь по нескольким действиям, работайте над одним проектом, но погрузить в него полностью.

Иногда причиной невнимательности являются посторонние мысли, которые постоянно крутятся в голове человека. Если это ваш случай, подумайте, какие проблемы мешают вам жить и работать. Пока вы не устраните их, успокоиться вам не удастся. Когда решить вопрос вам не под силу, пересмотрите свое отношение к нему. Нет смысла вновь и вновь переживать из-за него и не иметь из-за этого возможности сосредоточиться.

Если вы наблюдаете у себя обычную рассеянность, приучите себя класть вещи строго в отведенные для них места и записывать важные дела в ежедневник. Ставьте себе напоминания, если вам обязательно нужно что-то сделать. Если вместе с этим вы поработаете над своим умение сосредотачиваться, скоро вам не понадобятся такие подсказки.

Стать внимательнее

Стать более внимательным человеком вам помогут специальные приемы и упражнения. Во-первых, следует развивать свою память: зрительную и аудиальную. Придумайте для себя задания сами или найдите их в пособиях или интернете. Например, запоминайте в течение определенного времени комплекс предметов, а потом с закрытыми глазами воспроизводите их в памяти. Постепенно усложняйте задачу: меньше отводите времени на запоминание или добавляйте новые предметы. Прослушивайте какой-то отрывок текста два-три раза, а потом пытайте записать то, что запомнили. Раз за разом увеличивайте текст для прослушивания.

Во-вторых, учитесь лучшей концентрации. В этом вам поможет ежедневная медитация. Так вы научитесь успокаивать лишние мысли и сосредотачиваться на чем-то одном. О том, как проводить медитацию, есть большое количество информации в самых различных источниках. Самый простой способ - найти тихое, спокойное место, позаботиться о том, чтобы вам не помешали, удобно расположиться, закрыть глаза и наблюдать за собственными мыслями, пока они практически не сойдут на «нет». Поначалу вам будет очень сложно выполнять эту простую на вид инструкцию. Но при регулярной практике вы заметите, что стали менее суетливы и можете погрузиться в текущую работу с головой.

Совет 5: Невнимательность и низкая концентрация внимания

Человеку очень сложно усвоить информацию, воспроизвести ее, если у него обнаружена низкая концентрация внимания. Он не способен сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Для детей начальной школы – это нормальное явление. У взрослых подобное часто случается в случае усталости, после долгой и однообразной работы, болезни.

Если человек озабочен какой-то проблемой, то он полностью уделяет ей свое внимание и тем самым становится невнимательным к другим вещам, происходящим вокруг него.

Но зачастую больной, пытаясь собраться мыслями, делает еще хуже. Он быстро устает и от этого недалеко до истощения. Наглядный пример этому студенты перед экзаменами. Всю ночь они зубрят билеты до тех пор, пока не понимают, что учить дальше бесполезно, так как вообще не получается сосредоточиться на изучаемом материале.

Хроническую невнимательность следует выявлять как можно скорее. В этом поможет простая беседа со специалистом или в виде различных тестов. Очень важно суметь отличить обычную рассеянность от психического заболевания.

Есть специальный тест, который проводится при выявлении низкой концентрации внимания. Это тест Бурдона. Его еще называют корректурная проба. Применять его можно как для взрослых, так и для детей. Чем точнее человек справится с заданием в тесте, тем лучше у него обстоят дела с концентрацией.

Бороться с плохой концентрацией поможет правильное питание, отдых, прогулки на природе, ароматерапия. В значительной мере помогает развить внимание медитация и ряд других специальных упражнений.

Невнимательность – это то состояние, которое рассеивает наше внимание. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Часто невнимательность появляется, когда не хочется выполнять ту или иную работу. Она возникает в результате переутомляемости и усталости организма человека. В таком случае, нужно передохнуть минут десять, расслабиться, и тогда снова можно приступать к работе.

Порой ошибки, допущенные по вине невнимательности, приводят к серьезным последствиям, например, на производстве машинного оборудования. Результатом такой ошибки может стать наличие бракованной продукции, либо еще хуже, причинение вреда человеку.

С невнимательностью нужно бороться с самого детства. Одним из способов является привитие ребенку рациональности использования времени, чтобы все было распланировано. Таким образом ребенок привыкнет к тому, что не целесообразно выполнение нескольких дел одновременно.

Невнимательность влечет к:

1. Одновременному выполнению нескольких занятий;

2. Рассеянному восприятию доносимой информации;

3. Не полному задействованию в выполняемом процессе;

Не воспринимаете информацию, полагаясь на то, что вам все это знакомо!

Бороться с невнимательностью можно разными способами.

1. Нужно максимально сконцентрироваться на своей работе, не отвлекаясь на посторонние дела.

2. Необходимо убрать все, что мешают вашему трудовому процессу, к примеру, громко работающий телевизор, или радиоприемник. Но тихий шумовой фон все же необходимо оставить. К примеру, открытый оконный проем, откуда будут доноситься шум автомобилей и пение птиц. Это лишь поможет вам больше сконцентрироваться на выполняемой работе.

3. Расположите все необходимые трудовые атрибуты перед собой, чтобы вас не отвлекал поиск нужного.

4. Всегда отдавайте предпочтение отдыху, хорошо высыпайтесь.

5. Боритесь со стрессом, так как он нарушает наш привычный образ жизни, выводя нас из психологического равновесия, что ведет к невнимательности.

6. Используйте в своей ежедневной практике специальные тренинги по улучшению концентрации внимания.

7. Если доводимая информация плохо запоминается, запишите ее. Это поможет в трудовом процессе не растрачивать концентрацию.

8. Создайте себе комфортные условия для работы, если рабочее место нельзя покинуть.

И, напоследок, важно не только уметь концентрироваться на работе в определенный момент, а следует уметь держать концентрацию в течение всего рабочего трудового дня.

На некотором этапе развития своего малыша вы начинаете замечать, что он не может сконцентрировать свое внимание на тех вещах, которые вы от него требуете. К примеру, вы можете несколько раз позвать ребенка, а он делает вид, будто и вовсе вас не слышит. Или вы можете неоднократно напомнить малышу, что он должен убрать игрушки в своей комнате, однако все так и останется на своем месте. Что это значит? Малыш игнорирует вас или не может справиться с чувством рассеянности?

Конечно, не исключены оба варианта. Но мы остановимся на частой детской проблеме – рассеянность внимания. В этом случае ребенок не выполняет ваши просьбы, как бы не специально. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, это может свидетельствовать о врожденных особенностях нервной системы. Во-вторых, малыш может таким образом адаптироваться к нормальным условиям после перенесенной болезни. В-третьих, рассеянность может особенно прогрессировать у тех детей, кто ведет малоподвижный образ жизни.

Для того чтобы помочь своему чаду преодолеть рассеянность, попробуйте воспользоваться следующими советами психологов. Для начала родителям полезно будет знать, что способность концентрирования внимания появляется у малышей не сразу. Как правило, это происходит в возрасте от четырех до пяти лет. Именно в этот период ребенок может выполнять несколько дел одновременно, уделяя им столько внимания сколько необходимо. Иными словами, будьте уверены, что, занимаясь лепкой, ваш малыш прекрасно слышит и адекватно воспринимает вашу «дополнительную» просьбу.

Ребенок способен удерживать свое внимание длительное время на том, что ему интересно. Это важное условие при борьбе с рассеянностью. Постарайтесь сделать занятия и игры малыша увлекательными и необычными. Так он самостоятельно будет следить за происходящим. Однако не все бытовые задания малыша можно считать увлекательными. К примеру, какие бы уловки не придумали мамы для уборки с пола игрушек, детям может это надоедать. Здесь может помочь способ отвлечения внимания или переключения его на другую деятельность. Иными словами, если вы видите, что ваш ребенок устал от лепки, просмотра мультиков, игры в куклы – почитайте вместе книгу.

И еще один действенный способ борьбы с рассеянностью. Старайтесь как можно чаще в присутствии ребенка комментировать свои действия. Так вы составляете мини план для себя и малыша на определенные временные промежутки. Впоследствии малыш будет привыкать к такому планированию и проговариванию про себя важных дел. Благодаря такому способу малыш станет меньше забывать и пропускать выполнение важных заданий.

Если вы чувствуете, что рассеянность у вашего малыша возрастает, и предложенные методы не имеют никакого действия, значит все намного сложнее. В таком случае вам необходимо обратиться к хорошему специалисту, который поможет вам справиться с этой проблемой.

Такое свойство характера, как рассеянность, может доставить много неприятностей в жизни. Если оно не является одним из симптомов серьезного заболевания, то при должном желании, тренировках и терпении его можно подкорректировать.

Состояние рассеянности возникает периодически у каждого человека. Оно может быть вызвано различными факторами, такими как особенности характера, переутомление, заболевания. Поэтому перед тем как лечить данное расстройство, необходимо выяснить его причину. В зависимости от нее необходимо принимать определенные меры.

Отдых

Когда на человека наваливается много дел, которые необходимо осуществить в короткий промежуток времени, то он от переутомления может стать рассеянным. Работать в режиме многозадачности непросто. Если чувствуете упадок сил, все забываете, одолевают частые простуды – это верный сигнал того, что необходимо отдохнуть.

Психологические тренировки

Если состояние рассеянности является особенностью характера, то можно подобрать соответствующую методику для корректировки. Главное, что необходимо в данном случае – это упорство и терпение.

Лечебные процедуры

Если рассеянность вызвана определенным заболеванием, то просто отдых и психологические методики здесь не помогут. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который составит определенную схему лечения.

Это лишь общие методы борьбы с рассеянностью. Каждый выбирает свои способы решения данной проблемы в зависимости от конкретной ситуации.

31.07.2016 в 09:42

Здравствуйте, дорогие друзья!

Иногда мы ведем себя странно. Тело идет по делам, а мозг, тем временем, пребывает в прострации, коме или на перерыве. Вам доводилось ловить себя на мысли, что придя в другую комнату за чем-то, вы панически не можете вспомнить зачем? Забыли поздравить друга с Днем рождения? Не купили хлеб, по пути домой, хоть и миллиард раз говорили себе об этом?

Или, открывая дверь холодильника, пять минут пытаетесь осознать, что, собственно, происходит и как вообще вы сюда телепортировались? Порой, не вовремя забытые ключи и извечный вопрос: «А выключил ли я утюг, плиту или кота?», надоедают до такой степени, что мы готовы стукнуться лбом о дверь.

Как перестать быть рассеянным и научиться быстрее реагировать на происходящее? Каким образом повысить внимание на детали и мелочи, не упустив бдительность к более важным и масштабным вопросам?

Мы обвиняем и грешим на свою память, хотя первопричина проблемы, ее не касается. Виной всей этой чреды промахов - рассеянность.

Еще в школе, мы могли погружаться в мир грез и мечтаний в момент урока надолго. В тот момент, нам казалось, что там, за стенами или в голове, происходят более интересные вещи. Невнимательный ребенок, как говорят, горе в семье Если серьезно, то это и правда может быть огромной проблемой!

Срочные и важные задачи, постарайтесь выполнять сегодня, иначе они шлейфом потянуться за вами и эта забава может продолжаться неделями, пока вы благополучно не забудете о них.

5. Визуальные помощники

Если искать расческу для волос или сумку по два часа в день, то как в таком хаосе, можно стать внимательным и успешым человеком?

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям. В комментариях расскажите, как вы боретесь с забывчивостью и невнимательностью?

До встречи на блоге, пока-пока!

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению