Отчет нвос в году. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Для индивидуальных предпринимателей и частных организаций, которые пользуются природными ресурсами, обязательной являлась сдача ежеквартальных Расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду до 20-го числа отчетного периода (то есть исходящего квартала).

24.02.2016

Это предусматривалось приказом № 204 Ростехнадзора от 05.04.2007, так как любое использование природных ресурсов ведет за собой возможность загрязнения окружающей среды. В текущем 2016 году такие расчеты отменены, но введена новая документация - декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Этот документ утверждает специальное ведомство, занимающееся решением подобных вопросов и назначаемое непосредственно Правительством РФ.

Помимо типа основного документа, в этом году изменился также и отчетный период - оплата должна производиться не по итогам прошедшего квартала, а по итогам года. Следует учитывать, что названные изменения касаются только субъектов малого и среднего предпринимательства. Для организаций, не попадающих под эти категории, обязательными являются авансовые платежи, которые совершаются по итогам первых трех кварталов текущего года. Для них срок выплат заканчивается не позже 20-го числа последующего после отчетного периода месяца. Так, первый авансовый платеж должен быть совершен до 20 апреля 2016 года. Что касается суммы данного аванса, то она соответствует четвертой части суммы платы, которая уже была выплачена в предыдущем году - в 2015.

Теперь о новой декларации. Сдается этот документ по итогам текущего 2016 года, соответственно, за 1 квартал в Ростехнадзор его не сдают. Таким образом, сроки сдачи, установленные на официальном уровне, продляются до 10 марта 2017 года, а плата должна быть внесена до 1 марта следующего 2017 года. Об этом говориться в статье 16.4 Федерального закона № 7, принятого 10.01.2002 г.

Когда же сдается в последний раз старый документ - «Расчет платы за загрязнение природы»? Он должен включать в себя итоги 4 квартала 2015 года и сдаваться в соответствующий орган до 1 марта этого года. Это связано с тем, что переходные нюансы Федеральным законом не предусматриваются. Но те бухгалтера, которые с нововведениями не ознакомились вовремя, уже сдали устаревший документ в начале года, то есть до 20 января.

Постановлением Правительства РФ № 344 (от 12.06.2003 г.) установлено, что «экологические» взносы платятся за определенные виды негативного воздействия на окружающую среду. Вот эти случаи:

1. Стационарный объект производит атмосферные выбросы.

2. Осуществление сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные объекты, находящиеся на воде.

3. Размещение отходов потребления и производства (но это только тогда, когда деятельность предприятия относится к специализации по размещению отходов).

Если объект относится к передвижным видам - автомобилям, каким-либо другим работающим машинам, то плата за атмосферные выбросы с 1 января прошлого года не взимается, что относится и к 2016 году. Этот нюанс подтвержден в письмах Минприроды РФ - № 02-12-44/17039 от 23.07.2015 и № 12-47/5413 от 10.03.2015.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Нормативно-правовые акты:

  1. «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016-2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена . Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Экологический сбор

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.

С 1 января 2016 г. вступают в силу изменения, которые внес в экологическое законодательство Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ . Благодаря данным новациям очень многое упорядочивается в системе экологических платежей. Рассмотрим, какие сложности возникают у тех, кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что изменится в порядке расчета платы с 2016 г. а какие изменения еще ждут своего часа.

В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным (хотя внесение такой платы отнюдь не освобождает плательщиков от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Сейчас это Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

    загрязнение недр, почв;

    размещение отходов производства и потребления;

    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Сбор платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717. Напомним, что до принятия названных нормативных правовых актов эту функцию исполнял Ростехнадзор.

Важно!

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является фискальным сбором. Так установил Конституционный суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О. Суд указал, чтоданный платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер, и следовательно, не может относиться к налогам.

Кто должен вносить плату

Порядок расчета экологических платежей установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее - постановление № 632). В нем сказано, что данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Нетрудно заметить, что здесь нет ни слова об индивидуальных предпринимателях.

Однако КС РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-О посчитал, что платить за негативное воздействие на окружающую природную среду должны все те, кто такое негативное воздействие оказывает, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Кстати, чиновники указывают, что индивидуальные предприниматели как плательщики экологических платежей упоминаются также в ст. 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и ст. 28 Федерального закона от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Итак, решение КС РФ есть, его никто не отменял, и спорить не стоит - индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать экологические платежи.

Кстати, не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей ни уплата ЕНВД (письмо Минфина России от 11.07.2007 № 03-11-04/3/262), ни переход на УСН (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

Нетрудно предположить, что и переход на ПСН также такого освобождения не предоставляет.

Есть проблема с постановкой плательщиков на учет.

С одной стороны, существует мнение, что несмотря на произошедшие изменения в виде передачи соответствующих функций от Ростехнадзора к Росприроднадзору, плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду должны становиться на учет в соответствии с приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 и от 24.11.2005 № 867 по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному или передвижному (письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 № 04-09/169).

Однако приказ Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 не был зарегистрирован в Минюсте России и не опубликован. Кроме того, отсутствие обязанности регистрироваться подтверждают и суды (например, постановление Шестого Апелляционного арбитражного суда от 03.10.2011 № 06АП-3857/2011 и Апелляционное определение Ростовского облсуда от 03.05.2012 № 33-4736).

Обратите внимание!

Обособленное подразделение юридического лица самостоятельным плательщиком экологических платежей не является и вправе производить уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности на это у руководителя обособленного подразделения.

Стоит пояснить, что упомянутое требование следует из Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утв. приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626. С одной стороны, еще с 9 августа 2011 г. данные рекомендации в силу приказа Ростехнадзора от 09.08.2011 № 452 официально утратили силу. Но с другой стороны, как это у нас часто бывает, ничего нового никто не предложил. Поэтому, по нашему мнению, имеет смысл продолжать руководствоваться ими.

Объекты обложения платой

К стационарным объектам относят:

    объекты, прочно связанные с землей, от которых произошел выброс или сброс загрязняющих веществ;

    объекты размещения отходов.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов нужно понимать специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов - полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое.

Как сказано в действующем приказе Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, плательщик производит уплату экологических платежей отдельно по передвижным объектам негативного воздействия - транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном нефтяном или природном газе, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления. Плательщик также производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Когда платить

В соответствии с текстом приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 отчетным периодом по экологическим платежам является календарный квартал.

Обратите внимание, что этот приказ будет применяться до тех пор, пока Минприроды России не заменит его собственными соответствующими нормативными актами. Об этом сказано в письме Росприроднадзора от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167.

Срок уплаты - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду также представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

По каждому субъекту РФ представляется отдельный расчет. При этом если плательщиком на территории субъекта РФ эксплуатируется более одного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по данным объектам включаются в единый расчет.

Новации-2016

С 1 января 2016 г. действующий порядок в отношении срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет неактуален. В силу новой ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения данного платежа признается календарный год. Уплатить его следует не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Механизм расчета платы

Базой для расчета платы являются:

    объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;

    масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления.

Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.

Основная часть нормативов платы за выбросы и размещение отходов утверждена в 2003 г. постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. В последующем в этот документ были внесены относительно незначительные изменения и дополнения, связанные в частности, с присоединением Крыма.

Здесь даны следующие данные для расчета:

    нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками - в рублях за одну тонну загрязняющих веществ;

    нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками - в рублях за тонну или кубические метры;

    нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты - в рублях за тонну загрязняющих веществ;

    нормативы платы за размещение отходов производства и потребления - за одну единицу размещения отходов.

В приложении 2 к этому документу указаны коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов РФ, коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек.

Кроме того, установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления, применяются не только с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, согласно приложению 2, но и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, например, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Так как нормативы платы были установлены еще в 2003 г., каждый год они нуждаются в поправке, как минимум из-за инфляции. Так, в постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2015 г. с коэффициентом 2,45.

Новации-2016

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 г., применяются в общем случае в 2016 г. с коэффициентом 2,56, в 2017 г. - 2,67.

Для того чтобы плательщику взносов определить норматив своих выбросов, ему необходимо обратиться в территориальное управление Росприроднадзора. Туда нужно сообщить информацию о видах деятельности компании и о видах выпускаемой ею продукции. На основании этой информации управление Росприроднадзора определит примерные размеры допустимых нормативов выбросов (или сбросов) для плательщика.

Затем плательщику нужно точно определить объемы своих выбросов. Это можно сделать самостоятельно или путем привлечения специализированных организаций.

Расчет платежа производится по правилам, прописанным в постановлении Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

Так, для стационарных объектов это выглядит так.

Плата «за грязь» в размерах, не превышающих установленные плательщику предельно допустимые нормативы, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения. Если же плательщик не укладывается в предельно допустимые нормы, но укладывается в пределы установленных для него лимитов, то нужно сначала посчитать плату в пределах предельно допустимых выбросов или сбросов, а затем разницу между предельно допустимыми нормативами и лимитами умножить на соответствующие ставки. Получившиеся результаты суммируют. Следует учесть, что лимиты устанавливаются на основе специальных разрешений. Причем они действуют исключительно временно - только лишь в тот период, когда плательщик проводит мероприятия, которые должны привести к снижению выбросов до экологически приемлемых величин.

Если же плательщик не укладывается не только в нормативы, но даже и в лимиты, то расчет производится в три этапа. Сначала нужно посчитать сумму платежа в пределах допустимых норм. Затем рассчитать сумму платежа на разницу между предельными нормативами и лимитами. Далее посчитать разницу между фактическими выбросами (сбросами, отходами) и установленными лимитами. Эту разницу умножают на дифференцированные ставки, рассчитанные по базовым нормативам платы в пределах лимита выбросов или сбросов, и умножают на пять. А потом следует суммировать все получившиеся результаты.

Важно!

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. К ней применяют пятикратный повышающий коэффициент.

Для передвижных объектов нормативы платы за выбросы установлены на единицу измерения используемого топлива.

В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы, для размещения отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита, и сверхлимитные отходы. Это следует из ст. 18 Закона № 89-ФЗ. Количество отходов надо умножить на дифференцированную ставку, рассчитанную по базовому нормативу платы, соответствующему классу опасности мусора. Если плательщик превысит лимит, придется считать платеж в два этапа. Сначала нужно будет рассчитать платеж за отходы в пределах лимита, а затем - за разницу между фактическим размещением отходов и лимитом. Причем разницу между сверхлимитными отходами и лимитом умножают на дифференцированную ставку и на пять.

Классификация отходов

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО). Напомним, что предыдущий каталог был утвержден приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786.

В ФККО были включены как виды отходов из прежнего каталога, так и новые виды отходов. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды. Если там стоит «0» - это означает блок, тип, подтип, группу, подгруппу отходов. Для видов отходов цифра «1» обозначает I класс опасности, цифра «2» - II класс опасности и т.д.

С 1 августа 2014 г. также вступил в силу приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792, которым утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

В силу п. 1 ст. 20 Закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя ФККО, государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

В силу ст. 14 Закона № 89-ФЗ компании, в результате деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, должны:

Подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;

Составить и утвердить паспорта на них.

В Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 чиновники объяснили, что процедура подтверждения плательщиком отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов.

Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах указанных отходов и оценки их опасности.

Форма Паспорта отходов I-IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

В пункте 7 этих правил установлено, что копия паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности компании способом, позволяющим определить факт и дату её получения, или вручается под подпись.

Судебная практика

Как известно, отходы образуются при ведении любой хозяйственной деятельности. Ведь даже выбрасываемая в мусор использованная бумага - это тоже отходы.

Ранее чиновники, что видно из судебных решений, полагали, что раз у компаний и предпринимателей образуются хозяйственные отходы, они все обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов.

Именно такая позиция была отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 № 8672/08, согласно которому субъектом платы за размещение отходов является юридическое лицо, в результате хозяйственной и иной деятельности которого образовались эти отходы, а оказание ему услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на нее бремени уплаты данного публично-правового платежа.

Однако потом суд передумал и сообщил о том, что это мнение неправильное.

Появились постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08 и от 20.07.2010 № 4433/10, суд подтвердил свою точку зрения в постановлении от 12.07.2011 № 709/11.

Судьи отметили, что организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, а просто накапливают их для последующей сдачи в специализированную организацию, не обязаны уплачивать экологический платеж. Однако они не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. И за несоблюдение этих требований могут быть наказаны по ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако «новая метла по новому метет». И когда аналогичные дела перешли в ведение ВС РФ, судьи поменяли свою точку зрения на 180 градусов - см., например, определения ВС РФ от 15.05.2015 № 301-КГ-14-6499 и от 15.05.2015 № 301-КГ14-7579. Они указали, что, поскольку перехода права собственности на отходы от компании - источника доходов к компании, утилизирующей доходы, не произошло, платить экологический платеж должна компания - источник отходов.

В постановлении ВС РФ от 10.04.2015 № 306-АД14-3950 судьи почему-то вернулись к «старой» позиции ВАС РФ.

На самом деле, как выяснил КС РФ в постановлении от 05.03.2013 № 5-П, проблема в формулировках самой ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Дело в том, что данная статья закрепляет обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, но вот адресатов этой обязанности не определяет.

Что касается постановления № 632, оно не является надлежащим нормативно-правовым актом для установления основных элементов публично-правового платежа, в том числе его плательщиков.

В Определении КС РФ от 10.12.2002 № 284-О суд указал, что экологический платеж следует взимать лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.

Между тем в части размещения отходов законодательство, как указал суд, построено так, что понять, кто должен за это вносить экологический платеж, просто невозможно.

Ни Закон № 7-ФЗ, ни Закон № 89-ФЗ, ни постановление № 632, ни Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, не дают однозначного ответа, кто именно должен уплачивать экологический платеж за размещение отходов производства и потребления и кто должен разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение - компании, в результате деятельности которых появляются такие отходы, или те компании, которые собирают, хранят и утилизируют такие отходы? Дело в том, что между указанными законодательными актами есть неустранимые противоречия.

В результате получается, что субъекты малого и среднего предпринимательства, фактически и производящие отходы, вообще освобождаются от разработки нормативов отходов, если только они не занимаются их складированием и утилизацией. Получается, что разработка нормативов на размещение отходов не увязывается с обязанностью по уплате экологического платежа за их размещение.

КС РФ обнаружил письмо Госкомитета РФ по охране окружающей среды от 17.01.97 № 14-07/32, из которого выяснилось, что государственные органы не возражают даже против того, чтобы производители отходов и те, кто занимается их размещением, сами договорились, кто из них будет уплачивать экологический платеж.

Разбирая решения ВАС РФ по этой теме, КС РФ выразил недоумение, что ВАС РФ считает, будто бы нормативы отходов должна разрабатывать компания, складирующая и утилизирующая отходы, в то время как она собирает чужие отходы. Как такая компания может воздействовать на производителей отходов? Пятикратный штрафной коэффициент должен, по идее, стимулировать к экономии тех, кто производит отходы, а по логике ВАС РФ почему-то наказан должен быть тот, кто к производству отходов не имеет никакого отношения.

Может, именно это обстоятельство и сподвигло законодателей внести поправки в экологическое законодательство, поэтому с 1 января 2016 г. этот спор должен стать неактуальным.

Новации-2016

В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ в Закон № 7-ФЗ, в нем появится ст. 16.1. Она гласит, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и предприниматели, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и предпринимателей, ведущих такую деятельность исключительно на объектах IV категории.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. (Так что за вывоз бумаги из офиса платить экологический сбор не придется.)

Главное, что теперь окончательно прояснится, кто именно должен вносить экологический платеж за размещение отходов.

Преступление и наказание

Пени

Как ни странно, но за просрочку экологических платежей пени пока не предусмотрены. Однако у законодателей дошли руки исправить этот «недочет». С 1 января 2016 г. несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная с 2 марта года, следующего за отчетным периодом.

Никуда не денется и административная ответственность.

Административная ответственность

Как сказано в ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Разумеется, в первую очередь нужно выявить сам факт неуплаты или несвоевременной уплаты. Этим занимается финансовое подразделение территориального органа Росприроднадзора. Оно собирает информацию о поступающих платежах и передает ее своему руководству.

Милостью суда

Можно ли избежать административного наказания, даже просрочив срок внесения платежа? Можно. У арбитражного суда есть такое право.

Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2009 № А74-2177/2009 судьи посчитали просрочку платежа на 8 дней малозначительным нарушением и освободили плательщика экологического платежа от ответственности. Стоит, правда, учесть один важный факт: компания не смогла заплатить потому, что ее счета были временно блокированы налоговой инспекцией.

Аналогичное решение было принято и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2010 № А81-4031/2009. Здесь суд вообще не стал искать для нарушителя особые оправдания.

Судьи указали, что согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.

Из разъяснения ВАС РФ, содержащегося в п. 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ может быть применена к любым составам правонарушений, содержащимся в этом Кодексе. В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Об этом можно судить, на наш взгляд, хотя бы по определениям ВАС РФ от 31.10.2012 № ВАС-14216/12 и от 07.06.2012 № ВАС-7368/12, в которых судьи поддержали наличие факта малозначительности, и Определению ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17817/11, в котором судьи такого факта не усмотрели.

На наш взгляд, рассчитывать на снисхождение судей можно хотя бы потому, что сумма штрафа за незначительный срок просрочки представляется явно несоразмерной. Вот только вопрос о том, какой срок просрочки можно считать несущественным, каждый арбитражный суд будет решать сам.

Обратите внимание!

Плательщика нельзя вообще оштрафовать за данное нарушение, если оно будет выявлено спустя год после истечения срока внесения платы. Это прямо следует из содержания п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ и подтверждается постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2009 № А44-3057/2009 и Дальневосточного округа от 24.03.2010 № Ф03-1528/2010.

Проблемы малого бизнеса

Субъектам малого и среднего предпринимательства следует обратить внимание на письмо Минприроды России от 13.07.2015 № ВС-02-01-36/11991.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ предприниматели и компании, в результате деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Правда, это не касается субъектов малого и среднего предпринимательства. Названные субъекты, если у них также образуются отходы производства, должны представить в компетентные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Требования к содержанию и представлению такой отчетности изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 542, (далее - Порядок).

Положениями п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, определено, что лимитами на размещение отходов для малого бизнеса является количество отходов, фактически направленное на размещение в соответствии с указанной выше отчетностью. Поэтому для подтверждения лимитов малый бизнес обязан своевременно представлять эту отчетность. В силу п. 5 Порядка она представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Чиновники посчитали, что за несвоевременную сдачу отчетности бизнесменов следует наказывать по ст. 8.5 КоАП РФ, о чем и сообщили в письме Росприроднадзора от 25.12.2014 № АА-03-04-36/21179. В названной статье упоминается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков её доведения до заинтересованных лиц.

Административный штраф составляет:

    для граждан - от 500 до 1000 руб.;

    для должностных лиц - от 3000 до 6000 руб.;

    для юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.

Однако у судей оказалось собственное мнение, и совсем не в пользу малого и среднего бизнеса.

В КоАП РФ есть ст. 8.2, которая предусматривает наказание за такие нарушения, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Указанные нарушения влекут:

    для граждан штраф в размере от 1000 до 2000 руб.;

    для предпринимателей штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    для юридических лиц штраф в размере от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видно, эти санкции гораздо более жесткие, чем по ст. 8.5 КоАП РФ.

Но именно ст. 8.2 КоАП РФ судьи требуют применять в рассматриваемой ситуации. Это мнение, например, было высказано в постановлении АС Московского округа от 20.08.2014 № Ф05-8666/2014 по делу № А40-6935/2014.

Но главное, что так считают и суды более высокого уровня (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, ВС РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 и от 09.04.2015 № 308-АД14-4895 по делу № А32-13704/2013).

Судьи полагают, что состав правонарушения, предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется бизнесом с нарушениями требований природоохранного законодательства. К нарушениям природоохранного законодательства относится и нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ.

Проблемы налогового учета

В подпункте 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам налогоплательщика относятся платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Но выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. Тогда что означает «предельно допустимые» выбросы?

Например, Минфин России в письмах от 07.05.2007 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.2006 № 03-03-04/1/238 решил, что учитывать в налоговых расходах можно только платежи за выбросы (сбросы) вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов. В письме Минфина России от 01.12.2005 № 03-03-04/403 финансисты утверждают, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи включать в налоговые расходы нельзя.

В то же время, в п. 4 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Получается, что лимитированные и сверхлимитные выбросы как раз подпадают под этот пункт.

Некоторые суды это подтверждают (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу № А33-11449/05). Другие не соглашаются (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.07.2007 по делу № А26-7961/2006-218). В последнем деле суд посчитал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы (сбросы) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов), и могут называться временно согласованными выбросами и сбросами. Так что платежи за выбросы в пределах согласованных лимитов можно учитывать при расчете налога на прибыль.

Необходимо также привести позицию ФАС Уральского округа (см. постановление от 19.03.2008 № Ф09-1599/08-С3 по делу № А76-8/07). Суд указал, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому налогоплательщик правомерно включил их в расходы. Это решение было поддержано в Определении ВАС РФ от 25.08.2008 № 9144/08. Но в данном случае рассматривались лимиты на размещение отходов. А ведь в отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для расчета платы за размещение отходов есть только два основных показателя - отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы. Проще говоря, промежуточная стадия, из-за которой и ведется весь сыр-бор, отсутствует.

Судя по тому, что более свежих судебных постановлений по данной проблеме нет, налогоплательщики не рискуют. И правильно делают.

Также напомним о постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 7317/05 по делу № А07-27013/04-А-СЛА. Налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах. Даже Минфин России в письме от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18 согласился с данной точкой зрения.

Кстати, обратите внимание, что услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Отметим, что возможен конфликт с налоговиками по поводу признания в налоговом учете стоимости услуг по определению класса опасности отходов и услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Налоговики почему-то считают, что эти затраты должны учитываться в налоговых расходах равномерно - в течение срока действия этих нормативов.

Однако в постановлении ФАС Уральского округа от 17.01.2012 № Ф09-8803/11 судьи сочли, что никаких длящихся отношений между заказчиком и исполнителем здесь нет, поэтому данные затраты в налоговом учете можно учесть единовременно.

Произошедшие в 2016 году значительные изменения в порядке начисления и внесения платы за НВОС , а также представления отчетности по ней вызвали большое количество вопросов. Ответы на часть из них представлены в Письме Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155 . Какие нюансы разъяснило компетентное ведомство?

Сроки перечисления платы, размер платежей

В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ сумма платы определяется по итогам года, корректируется и вносится не позднее 1-го марта следующего года. Плательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего года.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства в течение 2016 года плату не перечисляют. Они рассчитывают и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года.

Остальные плательщики уплачивают ежеквартальные авансовые платежи. Размер платежа в 2016 году определяется как
1/4 фактически уплаченной (не начисленной) суммы за I – IV кварталы 2015 года. При этом не учитываются суммы платежей, уплаченные в 2015 году в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013, 2014 и т. д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Обратите внимание

Созданные в 2016 году организации не вносят авансовые платежи в течение 2016 года. Сумму платы за 2016 год они должны перечислить в полном объеме в срок до 01.03.2017.

Если хозяйствующим субъектом в 2015 году исчислялась и вносилась плата за сверхлимитное загрязнение (ввиду отсутствия разрешительной документации), то в 2016 году квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 год (то есть с учетом ранее уплаченных сумм за сверхлимитное загрязнение). По итогам 2016 года (то есть уже в 2017 году) суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

О заполнении «платежек»

Суммы платы перечисляются по определенным бюджетным законодательством РФ кодам бюджетной классификации (далее – КБК). В 2016 году КБК для заполнения платежных документов остаются такими же, как и в прошлом году (048 1 12 01010 01 6000 120, 048 1 12 01030 01 6000 120, 048 1 12 01040 01 6000 120, 048 1 12 01070 01 6000 120).

Если плательщик в прошлом году вносил плату в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в текущем году уплачивается 1/4 часть суммы от уплаченной в 2015 году по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 году) при подаче декларации о плате за НВОС хозяйствующий субъект делает перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Суммы образовавшейся по итогам года переплаты будут зачтены в счет будущих платежей или возвращены плательщику по заявлению.

К сведению

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в правилах исчисления и взимания платы, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Проект Постановления Правительства РФ об утверждении таких правил находится в стадии доработки.

Представление отчетности

Пунктом 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, плательщики представляют в уполномоченный орган по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС. Законом не введена обязанность представления отчетности о плате (расчетов, деклараций) в течение года. Таким образом, в 2016 году ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларацию о плате за 2016 год необходимо подать в срок до 10 марта 2017 года.

Ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы (в том числе за перечисление авансовых платежей)

В соответствии с п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 этой статьи.

В свою очередь, в п. 3 речь идет о сроках перечисления не только платы, рассчитанной по итогам года, но и квартальных авансовых платежей.

В связи с этим в рассматриваемом письме указано, что пени начисляются в случаях несвоевременного или неполного внесения:

  • авансовых платежей;
  • платы за НВОС, исчисленной по итогам отчетного года.

Известно, что существует еще ст. 8.41 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы. Это нарушение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Как видим, речь в ней идет исключительно о плате, ежеквартальные авансовые платежи в ней не названы. Росприроднадзор сообщил, что применение в 2016 году административной ответственности в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, будет разъяснено Минприроды дополнительно.

К сведению

В Письме от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 Минприроды сообщило, что положения п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ о начислении пеней не распространяются на суммы платы за 2015 год. Пени начисляются в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы – начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным.

Об объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за НВОС не взимается. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством РФ.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ).

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов». До принятия указанного документа плата за НВОС должна исчисляться и вноситься в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

О плате за размещение твердых коммунальных отходов

В соответствии с Федеральным законом № 404-ФЗ до 1 января 2017 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. До названной даты субъектами РФ:

  • должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты;
  • введены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • проведены конкурсные отборы региональных операторов;
  • заключены соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора на территории субъекта РФ и заключения соглашения применяются положения действующего законодательства. Следовательно, плату за НВОС при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Сохраняют силу разъяснения, представленные Письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099: плата за НВОС в связи с размещением отходов, осуществленным с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.

Утратившие силу документы

  • Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ 29.12.1998;
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Подробнее о нововведениях читайте в материале «Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году» в журнале «Строительство: и налогообложение», № 3, 2016.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».