План работы по самообразованию на тему: речевое развитие детей в условиях реализации фгос. Тема по самообразование "Использование дидактических игрдля развития речи у детей старшего дошкольного возраста."

Исакаева Людмила Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №60 «Дружная семейка» г. Альметьевск
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-09-20 ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС Исакаева Людмила Николаевна В плане описывается предстоящая работа педагога на учебный год по повышению уровня собственного развития и повышению качества своей работы.

Просмотреть свитедельство о публикации

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Тема: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность:

Федеральный государственный основной стандарт выдвигая требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

Владение речью как средством общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.

Цель работы по самообразованию: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи.

2.Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический

этап

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «От рождения до школы» автор составитель В.И.Лободина. сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»; Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация учителя-логопеда. Анкетирование родителей

Сентябрь-октябрь 2016 г

Выявление у детей уровней развития речи. Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи. Совершенствование навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики. Сбор информации о семейном воспитании детей. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Внедрение в практику:

Проведение ООД и режимных моментов. Проведение ООД по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Кроша». Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи._ Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» Проведение ООД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Буратино!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС._ Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина) Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих старщую группу детского сада. Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций

Октябрь-апрель 2016г.

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, двигательной активности детей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания . Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости . Обучение детей грамотно строить предложения, формирование умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Обучение детей умению составлять схему повествовательного высказывания. . Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. Пропаганда логопедических занятий.

Представление опыта работы

Выступление на педагогическом совете

Елена Майорова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План по самообразованию

на 2013- 2014 уч. г

Воспитатель : Майорова. Е. А.

Тема : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста .

Цель : - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи : - развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать диалогическую форму речи .

-развивать монологическую форму речи ;

Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с

последовательно развивающими событиями ;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность :

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Месяц Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .

Октябрь Работа над пересказами с использованием опорных схем.

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».

Ноябрь Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии .

Сказкотерапиии «Зайка – зазнайка» , «Непослушный Ваня» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».

Декабрь Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .

(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматически-ми, влияющими на развитие речи детей .

Январь Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».

Март Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Репка» , «Колобок» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна» .

Конкурс чтецов.

Май Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» .Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. ООД для родителей.

Список использованной литературы :

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .

2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа . Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.

План по самообразованию воспитателя

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы:

Эта тема важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

    Работа над пересказами с использованием опорных схем.

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

    Активизация и обогащение словарного запаса детей.

    Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

    Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

    Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

    Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

    Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

    Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С. Ушакова).

    Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

    Дифференциация звуков, слов, предложений.

    Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико–грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

    Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

    Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

    Пополнять и активизировать словарный запас детей.

    Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

    Работа с загадками. Составление загадок.

    Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

    Учить детей отгадывать загадки по схемам.

    Развивать монологическую речь детей.

    Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

    Работа над развитием речи через театральную деятельность.

    Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

    Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.

    Раскрытие творческих способностей детей.

    Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

    Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

    Вызвать интерес к поэзии.

    Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

    Конкурс чтецов.

    Обучение сочинению сказок.

    Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Список использованной литературы :

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Марина Выйгетова
План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Актуальность темы :

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста .

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии . Этим и обусловлен выбор моей темы.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи , строить предложения и связную речь .

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей .

Самообразование воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога . Без ежедневного самообразования нет ежедневных положительных результатов, как со стороны педагога, так и со стороны детей .

Тема «Развитие связной речи дошкольного возраста » выбранная мной, позволяет мне изучить актуальность использования различных приемов, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей .

При развитии связной речи у детей важно правильно систематизировать воспитательную работу , отражая результативность данной деятельности, позволяя выработать перспективу дальнейшего общения, работы с детьми моей группы.

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей - стало важной задачей моего самообразования по вышеуказанной теме.

Работая по выбранной теме , я обогащаюсь сама и обогащаю детей новыми представлениями и понятиями, тем самым активизируя мыслительную и разговорную деятельность воспитанников.

В плане содержалась программа моей методической деятельности на прошлый, данный и будущий учебный год. Исходя из этого, свою работу я разделила на этапы.

Я решила проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме. Я работала над этим ежедневно , исследуя эффективность использования различных приемов в процессе развития связной речи у детей , тем самым мое самообразование происходило регулярно.

Обосновав свой выбор, я выбрала именно эту тему для самообразования и работы с детьми .

Мной велась плодотворная, тщательная предварительная работа к началу самообразования .

Я рассмотрела несколько программ из опыта работы педагогов и ознакомилась с методикой их проведения. Мной были рассмотрены методические рекомендации по ряду программ их направлении и учтены и приняты на заметку.

Я старалась применять теорию на практике при работе с детьми . Различные формы взаимодействия с детьми были выбраны мной : на занятиях, вне занятий, в совместной деятельности с детьми. Собственные методические наработки , сделанные в ходе работы над вышеуказанной темой, помогали мне более углубленно подходить к данной теме. Сделав выводы о том, какова положительная динамика развития у детей , я продолжала более углубленно изучать влияние разных приемов на развитие речи у детей . Я думала над перспективами дальнейшей работы по теме , как же можно улучшить работу ? Проводила для себя итоги самообразования .

При подготовке плана самообразования у меня возникло много вопросов. Первая проблема, с которой столкнулась я - это выбор темы. Тему я выбрала самостоятельно . Для меня было важно определиться, как я запланирую свое развитие и самообразование в этом году по данной теме, учитывая результаты развития прошлого года . Анализируя свою работу с детьми , обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса, я решила выбрать именно эту тему.

Я запланировала работу над темой на несколько лет. В дальнейшем я намерена каждый последующий год дорабатывать старую тему, внося в нее новые идеи, наработки в соответственно возрасту детей . Я уверена, что выбранная мной тема затронула актуальные вопросы дошкольного образования .

Я старалась в течение этого времени повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, делилась опытом работы воспитателей других групп, выслушала доклады и выступления моих коллег на совещаниях и педагогических советах, проводимые при МБДОУ № 19.

Разработав перспективный план работы с детьми , подготовила для себя диагностику на начало и конец учебного года.

Организовав работу с детьми во время совместной деятельности, наметив для себя, над чем я больше должна работать , изо дня в день я делала соответствующие выводы и старалась самообразовываться .

В течение прошлого учебного года готовила дидактический материал по различным темам . Были изготовлены занимательные дидактические задания, развивающие карточки , схемы. Изготовлены карточки с заданиями по формированию воссоздающего и творческого воображения в речевой деятельности. В данную работу подключала частично детей , самих родителей, студентов – практикантов.

Совместно с родительским комитетом мы оформляли книжки – раскладушки, накопительные папки, демонстрационный материал, дополняя свои знания новой информацией.

Я провела отчёт о проделанной работе за прошлый учебный год на родительском собрании и намерена продолжить эту работу , но с более весомыми дополнениями.

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучала методические литературы по данной теме, изучала статьи и журналы

«Воспитатель ДОУ» , «Дошкольное воспитание » . Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе , в совместной деятельности с детьми позволяло мне глубже изучить методику и технологии педагогов других регионов.

На групповом собрании с родителями был рассмотрен вопрос на тему «Речь вашего ребенка» . Консультация с родителями позволила мне продолжить работу в данном направлении. Свои полученные знания в этой области я направила на развитие детей , и для себя сделав соответствующие выводы, продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой .

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество дидактических игр, сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

Мной сделаны раздаточные материалы для занятий, игр.

Через проведенные мероприятия, развлечения , изготовление наглядно – иллюстрационного материала, консультации для родителей, сообщения на родительском собрании мне удалось понять о важности данной темы.

Исходя из этого, важно помнить, что самообразование воспитателя - это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми .

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г . М. Коджаспировой) .

Оценив себя по каждому показателю, я определила уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования . Исходя из этого, для себя сделала соответствующие выводы.

Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.

2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.

3. Чувство долга и ответственности.

4. Любознательность.

5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности .

6. Потребность в самопознании .

7. Уверенность в своих силах.

Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.

2. Уровень общеобразовательных умений.

3. Уровень педагогических знаний и умений.

4. Уровень психологических знаний и умений.

5. Уровень методических знаний и умений.

6. Уровень специальных знаний.

Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.

2. Критичность.

3. Самостоятельность .

4. Целеустремленность.

6. Трудоспособность.

7. Умение доводить начатое дело до конца.

8. Смелость.

9. Самокритичность .

V. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.

2. Гибкость и оперативность мышления.

3. Наблюдательность.

4. Способность к педагогическому анализу.

5. Способность к синтезу и обобщению.

6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.

7. Память и ее оперативность.

8. Удовлетворение от познания.

9. Умение слушать.

10. Умение владеть разными типами чтения.

11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.

12. Умение доказывать, обосновывать суждения.

13. Систематизировать , классифицировать.

14. Умение видеть противоречия и проблемы .

15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.

17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время .

2. Умение планировать свою работу .

3. Умение перестраивать систему деятельности.

4. Умение работать в библиотеках .

5. Умение ориентироваться в классификации источников.

6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.

V. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.

2. Способность к самоанализу .

3. Способность к самоорганизации .

4. Самоконтроль .

5. Трудолюбие и прилежание.

V. Коммуникативные способности

1. Способность использовать опыт самообразовательной деятельности коллег .

2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании .

3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.

4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Цель : Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи : - совершенствовать диалогическую форму речи ;

- развивать монологическую форму речи ;

Учить связно , последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями ;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Форма самообразования : индивидуальная, групповая.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :

изучение литературы по теме;

посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и города;

посещение педсоветов, семинаров, конференций;

самоанализ и самооценка НОД в своей группе ;

практический выход : утренники перед родителями; доклад и презентация для студентов – практикантов Канашского педагогического колледжа;

С 2015 года мной пройдены следующие этапы самообразования :

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2015 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи .

2015 г. Работа

Пересказ литературной сказки «Федорино горе» К. Чуковского;

«Воробьишко» М. Горького; «Подкидыш» В. Бианки;

«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей . Консультация для родителей на тему :

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой ».

Ноябрь-Декабрь

2015 г. Развитие речи и личности дошкольника в

сказкотерапии : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Красная шапочка» . Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы . Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи ».

2015 г. Работа детей детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей . Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам (в совместной деятельности) .

2015г. Работа с загадками . Показать роль загадки на формирование выразительности речи . Консультация для родителей : «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи ».

2015 г. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей .

Тематическое занятие «В мире загадок» .

2015 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа г. Канаш.

2015 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок : «Лисичка – сестричка и волк» , «Три поросенка» . Развитие творческой самостоятельности , эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей , эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей . Показ сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» детям на запланированном занятии .

Сентябрь 2016 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Проведение тематического занятия .

Октябрь-Ноябрь 2016 г. Игры и упражнения для .

(О. С. Ушакова) речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Открытое занятие для аттестационной комиссии; Подготовка дидактического материала.

Декабрь - Январь

2016 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Зима» .

Утренник, посвященный Новому году.

2016 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; развивать умение детей рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для студентов – практикантов педагогического колледжа.

2016 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки «Лиса и кувшин» Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей . Показ сказки «Лиса и кувшин» родителям на родительском собрании.

Апрель 2016 г. Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным) ; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок»

2016 г. Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок» . Учить детей совершенствовать диалогическую форму речи , при инсценировки сказки. Формировать умение связно , последовательно и выразительно пересказывать сказки. ООД для родителей.

Сентябрь

2017 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Тематическое занятие «Здравствуй, осень!» .

Октябрь-Декабрь

развития речи детей старшего дошкольного возраста .

(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей .

Январь - Февраль

2017 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста .

(О. С. Ушакова) . Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи . Дифференциация звуков, слов, предложений. Тематическое занятие «Зимние забавы» .

2017 г. Работа над интонацией , дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Тематическое занятие «Скоро в школу» .

Список использованной литературы :

1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986 .

2. Вачков И. В. Сказкотерапия : Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: речь; М.: Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников . - М.: ТЦ Сфера. 2007.

6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду . М. ,1994.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников :. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой : Конспекты занятий. М, 1998.