Поведение собаки. Пособие для собаководов

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Например, при навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет заключаться в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги или перед дрессировщиком.

Для первой стадии навыка характерны две особенности:

  • во-первых, наблюдаются явления обобщения условных раздражителей собакой. Она не может различать команды одну от другой. Иногда проявляет ошибочные действия. Например, по команде «Сидеть» ложится и т. д.

В подобных случаях дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки. И только лишь правильные ее действия закреплять дачей лакомства и поглаживанием;

  • во-вторых, первоначальная связь на команду только еще устанавливается, и дрессировщик не в состоянии преодолеть сразу влияние на собаку отвлекающих раздражителей. Поэтому первоначальные занятия следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей. В этом периоде применять условные и безусловные раздражители средней силы.

Вторая стадия

Эта стадия заключается в усложнении первоначально выработанного условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному условному рефлексу добавляются новые действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс.

С этой целью усложняются условия дрессировки и меняется характер действий дрессировщика. Также применяются команды в повышенной интонации и безусловные раздражители большей силы.

Например, усложнением в процессе приучения собаки подходу к дрессировщику по команде «Ко мне» является закрепление определенного положения собаки перед дрессировщиком. Выработка условного рефлекса на жест, а также выработка выдержки в различных положениях.

В этом периоде следует добиваться от собаки четкой дифференцировки применяемых команд. Все ее ошибочные действия своевременно затормаживать принуждением. А в случае необходимости, механическим воздействием. Например рывком поводка, применением строгого ошейника, нажатием рукой и т. п.. Правильные же действия закреплять лакомством и поглаживанием.

Третья стадия

На данном этапе выработанный навык закрепляется до безотказности в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного проявления собакой вырабатываемых навыков в любых условиях. Для этого следует как можно чаще менять места занятий, проводить занятия в разное время суток, в разную погоду при наличии различных посто­ронних раздражителей вблизи (животных, проходящего транспорта, людей и т. д.).

При управлении поведением собаки в сложных условиях, дрессировщик должен применять более сильные раздражители, чем обычные. Увеличить силу применяемых механических раздражителей. При этом нужно уметь пользоваться угрожающей интонацией при подаче команды. Правильным воздействием на собаку добиваются закреплением вырабатываемого навыка, который должен четко проявляться на сигналы дрессировщика в разнообразной обстановке. В последующем навыки совершенствуют путем тренировки в различных условиях, при которых собака используется на службе.

Приемы дрессировки для приучения собак к розыскной, сторожевой и другим службам основаны на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. Т.е. на базе одного выработанного навыка вырабатывается последующий.

Таким образом, образование навыка у собаки происходит не сразу, а постепенно (по стадиям), в результате последовательного воздействия на ее организм при помощи дрессировки.

Многие собаководы с уверенностью утверждают, что их собаки способны выполнять различные мысленные команды, как-будто они способны читать мысли своих хозяев.
Хоть факт того, что собаки умеют читать мысли телепатически пока не доказан, но тем не менее, некоторые особенности отличают собак от других животных.

1. Собаки способны к эмпатии

Зевота представляет собой явление, напрямую связанное с эмпатией. Она наблюдается только у видов, способных к сопереживанию, то есть у человека и других приматов, и только в пределах одного вида. Люди зевают, когда видят, как другие люди зевают; шимпанзе зевают, когда они видят, как зевают другие шимпанзе. Возможно, вы пару раз зевнули при прочтении этого абзаца.

Исключением из этого правила являются, конечно, собаки - они могут «поймать» ваш зевок. Исследователи точно не знают, почему так происходит, так же как и не знают, почему зевание настолько «заразно» для людей, но они предполагают, что люди используют зевание, чтобы обозначить усталость. Собаки же по мере одомашнивания нашли множество способов для общения с человеком, и, возможно, зевание - один из таких способов.

Более того, когда мы находимся в плохом настроении, собаки чувствуют, что нам плохо, и реагируют на это - виляют хвостами, склоняют головы набок, лижутся. Это форма утешения. Вот почему собак можно считать отличными «терапевтами»: они могут слушать, не перебивая, и везде следовать за вами. Так что очевидно, что собаки обладают сверхъестественной способностью читать наши эмоции, но каким образом?

Дело в том, что у всех людей независимо от того, правши они или левши, эмоции отображаются преимущественно на правой стороне лица. Когда мы смотрим друг на друга, оценивая возможность получить поцелуй или вероятность драки, мы ориентируемся на правую сторону лица. Помимо людей схожим образом действуют только два вида - макаки-резус и собаки, хотя мы надеемся, что ваша собака не ищет ни романтики, ни членовредительства.

2. Собаки понимают, что наше визуальное восприятие отличается от их собственного

Исследователи решили проверить это и поместили собаку и человека в противоположных концах комнаты, в центре которой находились две одинаковые игрушки. Затем они закрыли игрушки от человека барьерами: перед одной игрушкой поставили прозрачный барьер, а перед другой - непрозрачный. Когда человек скомандовал собаке: «Неси сюда!», физически никак не указав на то, какую именно игрушку имел в виду, собака принесла игрушку, которую человек мог видеть - ту, что за прозрачным барьером. Так повторялось, пока человек не повернулся к игрушке спиной. Тогда собака один раз принесла другую игрушку, а в другой - ту же самую.
Собаки, ориентирующиеся в основном по запахам, даже это используют себе на пользу. Например, собака не будет есть ту еду, которую вы ей брать не разрешили, пока вы на неё смотрите. Но как только вы закрываете глаза, отворачиваетесь или кладёте что-то между собой и едой, ваша собака потеряет всю свою собачью нравственность и возьмёт еду.

3. Собаки считают, что вы знаете нечто, чего они не знают

Желание собаки попробовать ту же пищу, что едят люди, обусловлено куда большим, чем просто подозрением, что ваша-то пища наверняка гораздо вкуснее того, что лежит в её миске - она будет просить еду с вашего стола, даже если вы сами будете есть собачий корм.

До тех пор, пока вы будете изображать наслаждение от поедания пищи, чем бы она ни была, ваша собака будет просить кусочек так же настойчиво, как обычно просит мясо. Собаки хотят есть то, что едим мы, просто потому, что нам это нравится, а они доверяют нашему мнению.

Учёные, изучающие это явление, обнаружили, что даже если собаке на выбор представлены две тарелки с едой, большая и маленькая, она выберет маленькую в том случае, если люди ели из маленькой тарелки и явно наслаждались пищей. Если же вы по какой-то причине изобразите недовольство пищей, то вероятность того, что вашей собаке она тоже не понравится, весьма велика.

4. Собаки понимают указывания

В настоящее время известно только два вида живых существ, понимающих, что такое указывание на какую-то точку - люди и собаки. Даже после тщательной подготовки шимпанзе, наша ближайшая родня на эволюционном древе не понимает указующих жестов.
А вот собаки понимают, потому что эволюция бок о бок с человеком заставила их зарубить себе на носу две вещи: люди видят мир по-другому и именно точка зрения людей правильная и всегда заслуживает доверия. Так что когда вы указываете пальцем на какую-либо вещь, собака поймёт, что вы имели в виду.

5. Собаки знают, кто вам нравится больше, а кто - меньше

Представьте, что вы и ваша собака выходите вечером на прогулку, и тут мимо вас проходит другой человек с собакой. Вы без задней мысли наклоняетесь, чтобы её погладить, и тут ваша собака отпрыгивает в сторону и тянет поводок, чтобы вы пошли за ней. Это достаточно интересная реакция. Долгое время считалось, что собаки не способны к ревности.

Учёные делят эмоции на две категории: первичные эмоции, такие как страх и гнев, и вторичные эмоции, такие как чувство вины или зависти, которые требуют самосознания. Считалось, что самосознанием обладают исключительно приматы.

В конечном итоге исследователи провели эксперимент, доказывающий, что собакам оно тоже в какой-то мере присуще. Они заставляли двух собак выполнять одинаковые трюки, причём после каждого трюка одна собака всегда получала награду, а вторая - нет. После нескольких повторений вторая собака прекратила выполнять команды без награды, а также демонстрировала явные признаки стресса и раздражения.

Интересно, не правда ли? Но это доказывает, что собаки понимают справедливость, а не ревность. Однако у собак вырабатываются те же гормоны, что и у людей, связанные с ревностью и любовью, - окситоцины. Поэтому собаки могут выказывать и явные признаки зависти и ревности. Иногда только что ощенившиеся собаки могут даже ревновать хозяина к своим собственным щенкам, поскольку всё внимание достаётся им, и при неосторожном поведении хозяина сука даже может демонстрировать агрессивное поведение в отношении своего потомства.

По желанию хозяина могут вводиться следую­щие навыки: посадка, укладка, стойка, подача голо­са по команде, апортировка предметов, возвраще­ние на место, охрана вещи, плавание, безразличное отношение к выстрелам, переползание.

Если в вашем представлении идеал собаки — су­щество, спокойно лежащее на месте, и которым время от времени вы сможете воспользоваться, то лучше завести себе автомобиль.

Обязательные навыки для собак:

  • знание хозяина и своей клички;
  • безотказный ;
  • приучение к снаряжению, свободному со­стоянию;
  • выполнение запрещающих команд;
  • движение рядом с хозяином;
  • отказ от корма, предлагаемого посторонни­ми лицами или найденного случайно.

Навыки и привычки

Поведение, прежде всего, это видимые реак­ции и действия собаки. Причина любого поведе­ния — появление какой-либо потребности собаки.

В процессе дрессировки хозяин сам создает у собаки нужную ему потребность, и сам предла­гает ей способ удовлетворения данной потреб­ности. Пример: для обучения собак различным приемам (посадка, укладка и т. д.) можно вос­пользоваться ее желанием получить лакомство. Для этого собаку не кормят перед занятиями, в процессе урока и т. д., за правильное выполне­ние поощряют лакомством, то есть удовлетво­ряют пищевую потребность собаки.

Факт удовлетворения потребности (подкре­пление рефлекса) воспринимается собакой по­ложительно и способствует закреплению в па­мяти действия, которое привело к нему. Если действие многократно повторяется, оно заучи­вается, легко вызывается командой и воспро­изводится независимо от различных условий, то есть становится навыком. Например, собака в одиночестве и голод­на. Выход — самостоятельный поиск пищи для удовлетворения голода. Если пища тщательно не убрана, собака находит ее и съедает. Данный положительный результат поиска одновременно становится подкреплением тому способу (поиск), с помощью которого собака нашла пищу.

Доста­точно 2-3 раза не убрать обувь — готов навык уни­чтожения башмаков. Вариабельное (вероятностное) подкрепле­ние. Ваш щенок попрошайка. В процессе приема пищи вы не подкармливаете щенка у стола, зато в ваше отсутствие это охотно делают остальные члены вашей семьи. Навык можно без напряже­ния выработать, подкрепляя положительно каж­дую третью попытку. Для того, чтобы погасить на­выки, выработанные с помощью вероятностного подкрепления, понадобятся большие усилия, по сравнению с теми навыками, которые вырабаты­вались с помощью постоянного подкрепления.

Привычки отличаются от навыков. Если на­выки используются собакой как способы дости­жения какой-либо цели, то привычки — для себя самих. Когда собака в одиночестве бездель­ничает, а основные ее потребности удовлет­ворены, вот тогда и формируются привычки, просто от нечего делать, для того, чтобы время в одиночестве шло быстрее. Многократно по­вторяясь, привычки становятся необходимым условием для проведения свободного времени. Выход — формирование других привычек.

С привычками очень трудно бороться, так как они все приводят к возникновению у со­баки положительных эмоций. А потребность в положительных эмоциях является у живых ор­ганизмов одной из основных.

Частая — позднее воспитание. Но условные рефлек­сы образуются у щенка сразу же после рождения! Когда мы приступаем к воспитанию щенка, у него уже есть в запасе несколько отработанных навы­ков, а, может, и привычек.

Почему же отрицательное поведение вы­рабатывается достаточно быстро, а устраняет­ся с большим трудом? Дело в том, что научение у молодых собак происходит по типу запечат- ления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. Пере­воспитание же требует настойчивости, после­довательности, терпения и упрямства со сто­роны дрессировщика.

Вам понравилось? Делитесь с друзьями!

Ставьте Лайк! Пишите комментарии!

В ходе дрессировки выполнение знакомого собаке навыка доводится до автоматизма. Происходит очень интересное событие: навык превращается в динамический стереотип. Отныне условный раздражитель вызывает включение совершенно чётко фиксированной последовательности движений. Собака не сравнивает ценность данного навыка с другими, не оценивает необходимость его выполнения в данной ситуации. Отметим, что достаточно часто вырабатываются и навыки, совершенно нежелательные для хозяина, угасить их оказывается весьма сложно.

Выработанный стереотип может использоваться как конкретный инструмент в ходе решения сложных задач.

Мы специально не говорим о выработке конкретных навыков. Дело в том, что нельзя дать точную рекомендацию по отработке даже простого навыка применительно к абстрактной собаке. Нельзя обучать «собаку вообще» - собаки индивидуальны, без учёта их особенностей эффективность обучения либо снижается, либо конкретная методика оказывается неприменимой. Именно поэтому мы считаем необходимым дать методологический подход, конкретная методика вырабатывается на его основе и шлифуется в ходе непосредственной работы.

Итак, для выработки любого навыка надо прежде всего чётко сформулировать, какую задачу собака должна решить. Следует оценить простоту восприятия и возможность выполнения задачи собакой. Сколько бы усилий ни затратил дрессировщик, но, если задача совершенно никак не коррелирует с жизненным опытом собаки, понять её животное не сможет. Трудно ожидать блестящих результатов, если хозяин не в состоянии тем или иным способом показать, каких действий он ждёт от животного.

Сложный двигательный навык следует разделить на логически завершённые отрезки, каждый из которых может быть показан собаке отдельно, и разъяснить последовательность выполнения этих элементов. Яркий пример ошибок дают попытки выработать навык «Место» без фиксации его фрагментов. Вспомним: собаку по команде «Место» укладывают, отходят, подзывают, фиксируют у левой ноги дрессировщика и вновь отправляют на место, где она должна лечь.

Попробуйте показать навык, не разделяя его на фрагменты. Единственное, что увидит собака, - это крайнюю нелогичность действий владельца: уложил, отошёл, заставил подойти и тут же отослал. Только отработав команды «Ко мне» и «Лежать», т. е. два из трёх элементов навыка, можно отработать его в целом.

Любая задержка, нерешительность или нечёткость в выполнении навыка указывают на неполное формирование динамического стереотипа, следовательно, на незавершённую дрессировку. Отдрессированная, например, на команду «Лежать», собака ложится в разгаре игры в грязную лужу или посреди оживлённой улицы. При этом она выполняет действие мгновенно, не пытаясь понять, даст ли хозяин за выполнение лакомство.

Не важно, каким именно способом собаку обучали тому или иному простому навыку, в ходе дрессировки выполнение его отшлифовывают. Создают ситуации, в которых навык выполнять достаточно сложно, при этом собаку ставят в такие условия, что не выполнить его она не может. Отдрессированная собака, безусловно, выполняет навык по команде хозяина и того круга лиц, которым она обязана подчиняться в любых условиях. Навык, переведённый в форму динамического стереотипа, приближается по чёткости и обязательности выполнения к безусловному рефлексу. В идеале в любой ситуации, в любом состоянии по данной команде собака производит определённый рефлекторный поведенческий акт без специального подкрепления.

Сложные, многоступенчатые рефлекторные поведенческие акты, закреплённые при оперантном обучении, никогда или почти никогда не переходят окончательно в разряд двигательных стереотипов, хотя их сложность может быть гораздо большей, чем та, которой добиваются при выработке условных рефлексов второго рода. Животное на арене совершает очень сложные действия, однако такая ли редкость ошибка в исполнении «трюка» или отказ от работы вообще? Вовсе нет. Именно поэтому при работе с собаками принципы оперантного обучения используются при наработке относительного небольшого количества навыков и эти навыки являются наиболее уязвимыми и ненадёжными с точки зрения безусловности выполнения.

Вопрос, какие навыки следует вырабатывать у собаки, является праздным - те, которые необходимы конкретному владельцу. Разумеется, есть очень ограниченный круг навыков общеупотребительных, позволяющих легко контролировать поведение собаки.

Исходя исходя из сферы использования собаки необходимо формировать поведение собаки. Это делается путем выраброттки соответствующих навыков. Под ним понимают комплексы безусловных и условных рефлексов,выполняемых автоматически и имеющих законченный вид. Навыки - это действия собаки, которые в результате дли­тельного повторения стали в ответ на действие раздражителя проявляться как бы автоматически.

Навыки вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов. Например, навык на команду «Ко мне!» состоит из несколь­ких условных рефлексов, находящихся между собой в опреде­ленном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых , собака садится около дрессировщика и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. При дрессировке собак у них вырабатывают общедисципли­нарные и специальные навыки. Одни из этих навыков более сложные, например, работа собаки по запаховому следу, вы­борка вещей, другие - менее, например, навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на 3 стадии:

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первона­чального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «Апорт!» и хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный реф­лекс, начинают последовательную выработку новых рефлек­сов, входящих в состав данного навыка. Например, хвата­тельный рефлекс за предмет по команде «Апорт!» дополня­ется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом, проявляется навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его проявления по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии от­влекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из после­довательно проявляющихся условных рефлексов. Такое явле­ние обычно называют динамическим стереотипом, т. к. на ос­нове одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более слож­ных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

1) Наличие 2-х раздражителей: один должен быть услов­ный (например, команда), второй-безусловный (рывок поводком, пища).

2) Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Толь­ко в этом случае условный рефлекс выработается достаточно сильный и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3)Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательный.

Так, например, нажим рукой на собаку должен быть доста­точной силы, четким, кратковременным. Если команду «Си­деть!» подавать даже очень громко, но на крестец не нажимать, а лишь прикасаться к нему, т. е. оказывать слабое раздраже­ние, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4)Условный и безусловный раздражители нужно правиль­но сочетать во времени. Безусловный раздражитель приме­няют через 1-2 секунды после условного. Например, подает­ся команда «Рядом!» и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5)Раздражители (условные и безусловные) должны при­меняться многократно. Повторять их действие можно пример­но через 3-5 минут. В течение дня рекомендуется 8-20 упраж­нений при выработке навыков на пищевом подкреплении и 3-10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необхо­димо изменять режим упражнений и время между упражне­ниями то сокращать, то удлинять.

6)При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают ориентировоч­ный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже вы­работан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;

7)Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8)Дрессируемая собака должна иметь нормальную рабо­тоспособность нервной системы, т. е. быть здоровой, бодрой, У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9)Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: их образование тормозится, защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание.

Если собака наблюдает определенные действия дру­гой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значи­тельно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в области крестца. Но рефлекс на команду «Сидеть!» обра­зуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал ко­манду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.