Во сколько начинается субботняя служба в церкви. Воскресная утренняя служба в церкви

Находится везде и возносить молитвы к Нему можно в любом месте. Храмы, соборы, церкви - это небо на земле, где Господь пребывает особым образом, дарует Свою благодатную помощь в различных делах, утешает скорбящих, принимает от человека благодарность. Богослужения совершаются строго по уставу. Чтобы узнать, во сколько начинается служба в церкви, нужно позвонить или сходить в интересующий храм.

Как правило, общие молитвы совершаются утром, вечером, иногда днём. В посты, праздники или обычные дни расписание богослужений меняется. В монастырях живут по специальному режиму, работают Богу чаще и дольше. В особые периоды, например на Пасху и Рождество, литургия проходит ночью. Все богослужения подразделяются на:

  • суточные;
  • недельные;
  • годовые.

Все службы в полном объёме проходят в монастырях. В городских кафедральных соборах и больших храмах богослужения проходят ежедневно. Маленькие городские и сельские приходы составляют расписание служб исходя из имеющихся требований мирян и возможностей духовенства.

Богослужебный церковный год стартует 1 сентября по старому стилю, а все службы года выстраиваются в зависимости от главного праздника Пасхи. Суточное богослужение начинается с вечера, исходя из библейского сотворения Вселенной: сначала был вечер, а потом утро. Вечерня совершается в честь праздника или святого, вспоминаемых на следующий день по календарю. Ежедневно церковь творит память какого-либо события из земной жизни Господа, Царицы Небесной или Святых.

Каждый день богослужебной недели посвящён важному событию:

  • воскресенье - особый день, малая Пасха, воспоминание воскресения Христова;
  • понедельник молятся Ангелам;
  • вторник - святому пророку Иоанну Предтечи;
  • среда - вспоминаются предательство Господа Иудой и память Креста, день поста;
  • четверг - день Апостольский и святителя Николая;
  • пятница - служба в честь крестных страданий Господа и Животворящего Креста, день поста;
  • суббота - почитаются Божия Матерь, память святых и всех почивших православных христиан.

Современное вечернее богослужение состоит из:

  • вечерни;
  • утрени;
  • 1-го часа.

Вечерняя служба посвящена памяти событий из Ветхого Завета: о сотворении Богом мира, падении первых людей, законе Моисея, деятельности пророков. Православные христиане благодарят Бога за скорби и радости прожитого дня и просят благословения на предстоящие ночь и утро.

Многие интересуются вопросом: во сколько начинается вечерняя служба в церкви? В разных приходских храмах складывается своя традиция проведения общих молитв, но в среднем начало вечерни обычно приходится на временной промежуток с 15:00 до 18:00 по местному времени. Если есть желание поучаствовать в богослужении, не лишним будет заранее осведомится о более точном времени в конкретной церкви.

Сколько идет служба в церкви и от чего зависит её продолжительность

Богослужение имеет целью оторвать человека от земной суеты, прикоснуться к вечности. Оно наставляет в вере и молитве, располагает к покаянию и благодарению. Верующие общаются с Господом посредством общей молитвы, таинств. В церковных службах нет ни одного действия или слова, сказанного для красоты или неуместно, всё имеет глубокий смысл и символику. Сколько идет служба в церкви,будет зависеть от таких параметров, как:

  • приходской храм или монастырь;
  • тип службы (праздничная, великопостная обычная, всенощная, литургия и т. д.);
  • пение хора;
  • скорость ведения службы духовенством;
  • количество исповедников и причастников;
  • продолжительность проповеди.

В приходских храмах богослужения сильно сокращены ввиду многочисленных земных забот верующих мирян, в монастырях они проходят в полном объёме. Во время поста, особенно в Великий Пост, службы долгие, с чтением псалтыри и покаянных молитв. Церковные праздники проходят с особым величием и торжеством, с многочисленным духовенством и народом. Чем большее количество исповедников и причастников, тем продолжительнее соборное моление. Стиль ведения службы тоже имеет значение: в каких-то храмах хор поёт протяжнее и молитвы произносятся неторопливо, чётко, а где-то, наоборот, темп быстрее. После литургии священник в назидание верующим произносит проповедь о важных событиях данного дня или на тему отрывка из читаемого Евангелия. Один батюшка говорит долго, поучительно, с примерами из жизни, другой кратко, по существу.

Учитывая все эти моменты, церковная служба может идти от 1,5 до 8 часов. В среднем в приходских храмах в обычные дни молитва длится 1,5–3 часа, а на Святой Горе Афон и в других монастырях достигает 6–8 часов. Перед большими праздниками и воскресеньем всегда совершается всенощное бдение, объединяющее в себе вечерню, утреню и 1-й час. В обычных приходских храмах оно длится около 2–4 часов, в монастырях - 3–6 .

Во сколько начинается утренняя служба в церкви

В современной церковной практике утренняя служба состоит из:

  • 3-го часа (воспоминание схождения Святого Духа на апостолов);
  • 6-го часа (в память распятия Господа);
  • Божественной литургии (проскомидия, литургия оглашенных и верных).

Литургия или Евхаристия (Благодарение) - центральное богослужение в церкви, на котором происходит главное Таинство - Причастие Святых Христовых Тайн. Данное священнодействие было утверждено Самим Господом на Тайной вечере, накануне крестных страданий, и Он повелел творить сие в Его воспоминание.

В 4-м веке святой Василий Великий составил и записал чин Литургии, а позже святой Иоанн Златоуст предложил сокращённый вариант службы. В современной церкви до сих пор используются эти два чинопоследования. Литургия святого Василия Великого служится 10 раз в году: по воскресеньям Великого поста, кроме Вербного, в Великий четверг и субботу Страстной седмицы, 14 января (в день памяти святого Василия) и в праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

В Великий пост по средам и пятницам служат Литургию Преждеосвящённых Даров. Остальные дни в году совершается Литургия святого Иоанна Златоуста.

На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Спасителя от рождения до вознесения. В древние времена такая служба называлась преломлением хлеба. В Священном Писании именуется трапезой или вечерей Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20).

Ответ на вопрос "Во сколько начинается утренняя служба в церкви?"будет зависеть от традиции, сложившейся на конкретном приходе, количества причастников и престолов в храме, но точно можно сказать, что литургия всегда совершается до полудня. В больших храмах с многочисленным приходом может быть и по три службы, начиная с 6 часов утра. Маленькие церкви с одним престолом не могут творить больше одной литургии в день. В среднем начало утреннего богослужения колеблется в промежутке от 06:00 до 10:00. Конкретное время всегда можно узнать в самом храме.

Молиться Богу можно везде, но храм - это особое место присутствия Божия. Любой человек, даже далёкий от церкви, войдя в дом Господень, почувствует особую благодать, обитающую там. Как и в любом общественном месте, в храме существуют важные правила поведения.

Подойдя к дому Божию, необходимо трижды перекреститься с краткой молитвой: «Господи, помилуй» или выучить специальную, которая читается на входе в церковь. Женщинам лучше надеть юбку или платье ниже колен и платки, плечи должны быть прикрыты. Мужчинам полагается входить в храм без головного убора в благопристойной одежде. Не разрешается разговаривать, тем более смеяться, особенно во время службы.

Приходить на службу лучше заранее, чтобы:

  • купить и поставить свечи;
  • написать записки за упокой и о здравии;
  • заказать молебен, сорокоуст, панихиду (по желанию);
  • приложиться к иконам, мощам, распятию.

Обязательно нужно поставить свечу к празднику на центральный аналой с иконой дня или святого, напротив иконостаса. За упокой ставят в отдельном месте (канун), обычно возле распятия. Остальные подсвечники все за здравие, как правило, возле иконы Пречистой Богородицы, святых или церковных праздников. Нет жёсткого правила, куда и сколько нужно ставить свечей или класть пожертвований: всё зависит от желания и возможностей человека.

Когда начинается служба, нужно встать на свободное место, внимательно слушать чтение и песнопения, стараться вникать и молиться вместе со всеми. С первого раза всё будет непонятно, но при желании можно почитать специальную учебную литературу и постепенно изучать богослужебное устроение в православной церкви. Хорошим правилом будет следить за действиями духовенства и мирян, креститься и делать поклоны вместе со всеми. Сидеть во время службы разрешается только тяжелобольным людям. Евангелие слушают с преклонённой головой, с особым благоговением. На Божественной литургии читаются вслух всеми присутствующими молитвы "Символ Веры" и "Отче наш", их нужно выучить наизусть.

Невозможно в рамках одной статьи освятить тему "Как проходит служба ", потому что в течение года проходит много разных богослужений, и все они отличаются друг от друга песнопениями и молитвами. А также есть особые службы в виде молебнов, панихид, которые идут по особому чину. Великопостные богослужения очень проникновенные, продолжительные, со множеством коленопреклоненных молений: в это время много читают и мало поют. Праздничные службы проходят при ярком освещении храма, величественно и пышно прославляются Господь, Божия Матерь, Святые, а человек получает утешение, радость, освящается благодатью.

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Постараемся детально ответить на вопрос: во сколько начинается заутренняя молитва в церкви на сайте: сайт - для наших многоуважаемых читателей.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Во сколько в церкви начинается служба

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Что такое богослужение

Основная задача церкви – это возрождение церковной жизни страны, повышение духовности населения. Именно для проведения такой работы и были созданы храмы в которых и проводят церковные службы. Каждый день в церквях, соборах проводят:

Часто верующие задают вопрос о том, во сколько начинается служба в церкви? В каждом приходе может быть установлено свое время проведения данного мероприятия. Но в большинстве случаев за основу могут быть взяты такие временные рамки:

  • вечерняя – с 9 вечера, вечерни и повечерия,
  • утренняя – с полуночи, утрени и 1-го часа,
  • дневное – с 3-го, 6-го часа и Божественной литургии.

Из этого следует, что за сутки выполняется 9 служб.

Виды служб

Все службы, как уже было сказано, делят на 3 вида. Многое в проведении их заимствовано из ветхозаветных времен.

Что такое вечерняя служба

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви? Началом суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Поэтому первой службой получается вечерняя. Основной тематикой этого богослужения – воспоминания о событиях Священной истории Ветхого Завета: о сотворении мира Господом, первородном грехе предков, о служении пророков и законодательстве Моисея. Также христиане благодарят Господа за прожитый день.

После вечерни принято проводить повечерие. Зачастую это общественные молитвы на сон грядущий. В них вспоминается о сошествии Христа в ад и вызволение праведников от власти дьявола.

В полночь служат полунощницу. Во время данной службы напоминают о Втором пришествии Христа и Страшном Суде.

Что называют утренней

После вечерней службы происходит проведение утренней. Утренней называют самое длительное богослужение. Его принято проводить перед восходом солнца. Во время проведения принято вспоминать о событиях земной жизни Христа. Также читают большое количество как покаянных, так и благодарственных молитв.

О том, во сколько начинается утренняя служба в церкви, желательно уточнить в храме, который Вы посещаете. Начало во времени может отличаться, но незначительно.

В районе 7 часов утра проводят богослужение, которое называют 1-й час. Это короткая служба. Во время которой говорят о пребывании Христа на суде первосвященника.

Около 9 часов проводят 3-й час. При ее проведении вспоминают о событиях, которые происходили в Сионской горнице, где на апостолов был послан Дух Святой, а Спасителю преторий Пилат вынес смертный приговор.

В полдень служится 6-й час. Это время, когда говорят о распятии Иисуса.

В три часа полдня проводят 9-й час. Этот период припадает на вспоминание крестной смерти Христа.

Как проходит служба в церкви

Основным богослужением служб за сутки отмечают Божественную Литургию. Во время нее вспоминают не только о мирской жизни Христа, но и предлагают соединится с ним при прохождении Таинства Причастия. По времени ее необходимо совершать между 6-м и 9-м часом до полудня. Ее еще называют обедней.

Воскресная служба в церкви в основном проводится однократно и называется Евхаристической. Перед ней проводят утреннюю. Паузы между ними нет, одна следует за другой.

Есть определенные изменения, которые произошли в церковной жизни. Основные корректировки произошли в Уставе. Повечерие в приходских храмах проводят только во время Великого поста, а полунощницу проводят только раз в год перед Пасхой. Очень редко проводят также богослужение, которое именуется 9-й час. Прочие 6 служб объединяют в две группы по три.

Вечером проводят одну за одной сначала вечернюю, затем утреннюю и 1-й час. Накануне праздничных и воскресных дней все эти службы соединяют в одну и служат вместе, которое именуют всенощным бдением. В приходских храмах такие службы проходят от 2 до 4 часов, а в монастырях – 3-6 часов.

Утром же поочередно проходит 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. Если в храме большое количество прихожан, то может проводится две литургии: ранняя и поздняя. Длительность обеих – около часа.

В те дни, когда проводить литургию запрещено, служат изображение. Так называют богослужение, которое включает в себя несколько песнопений. Но их не принято считать самостоятельными службами.

По церковным правилам к богослужениям также относят:

  • чтение акафистов в храме,
  • проведение всех обрядов и таинств,
  • чтения утренних и вечерних молитв,
  • оговаривание правил подготовки для проведения к Святому Причастию.

Кроме проведения утренних или вечерних служб, а также часов, могут быть проведены специальные богослужении по потребности верующих. Их называют требами. Это могут быть: Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание.

Обычно богослужения проводятся в храмах и лишь священнослужителями. Верующие же принимают участие в них только чтением молитв и пением.

Ходить в церковь на богослужения или нет – это индивидуальное решение каждого. Многие говорят, что лучше ходить в храм на буднях. Меньше людей и священник сможет уделить больше времени прихожанам. А вот на службу в субботу в церкви, воскресенье или праздничный день количество людей увеличивается и не дает такой возможности уединения.

Совет 1: Во сколько начинается первая утренняя служба в церкви

  • Во сколько начинается первая утренняя служба в церкви
  • Как соблюдать пасхальные обряды
  • Как вести себя в соборе в 2017 году

Традиция раннего христианского богослужения

Во сколько начинаются утренние богослужения в современных храмах

Совет 2: Во сколько начинается первая утренняя служба

Суточный круг богослужения

Все православное богослужение делится на определенные службы из суточного круга, отправляющиеся в установленное время. За сотни лет становления и развития православного богослужения был выработан устав, определяющий порядок и особенности каждой службы.

В православии богослужебный день начинается с вечера суток накануне празднуемого события. Поэтому воскресное богослужение в храме начинается в субботу вечером. Чаще всего вечер субботы ознаменован отправлением воскресной великой вечерни, утрени и первого часа.

На воскресной вечерне среди прочих стандартных песнопений, хор исполняет определенные стихиры, посвященные воскресшему Господу. В некоторых храмах в конце воскресной великой вечерни совершается лития с освящением хлеба, пшеницы, елея (масла) и вина.

На воскресной утрене поются специальный тропарь на один из восьми гласов (напевов); исполняется полиелей – особое песнопение “Хвалите имя Господне”, после которого хор поет воскресные тропари “Ангельский собор”. Также на воскресной утрене читаются специальные каноны: канон воскресный, честному кресту и Богородице (иногда, в зависимости от порядка соединения воскресной службы с памятью чтимого святого, каноны могут меняться). В конце утрени хор поет великое славословие.

Заканчивает субботнее вечернее богослужение первый час, после которого священник совершает таинство исповеди для тех, кто желает причаститься святых Тела и Крови Христовых на литургии в воскресный день.

В само воскресенье служба в православном храме начинается утром. Обычно в половине девятого. Сначала читаются последования третьего и шестого часа, а потом следует главное богослужение воскресного дня – божественная литургия. Сама литургия обычно начинается в девять утра. Чаще всего в православных храмах в воскресенье отправляется литургия, составленная великим святителем Иоанном Златоустом архиепископом Константинопольским. Это чинопоследование стандартно, разве что хор исполняет специальные воскресные тропари в зависимости от текущего гласа (их всего восемь).

Обычно по воскресеньям в храмах по окончании литургии совершается молебен, во время которого священник сугубо молится о нуждах верующих людей: о здравии, об исцелении в болезнях, благословении в путешествие и др.

После окончания молебна в храме может быть совершена панихида в память об усопших и отпевание. Таким образом, Церковь в воскресный день не забывает особо помолиться не только о здравии живых людей, но и об усопших сродниках.

Во сколько начинается заутренняя молитва в церкви

  1. Главная
  2. Наша вера
  3. Первые шаги в храме

"Слово о словах": заутреня и обедня

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта
  • Станьте первым комментатором!

Что такое церковная заутреня? Кажется, что ответ прост: служба, которую, наверное, служат утром. Но не так все просто! Заутреня – это простонародное название утрени, ежедневного богослужения, которое по уставу и по смыслу действительно является утренним. В греческих храмах его так и служат – с утра, перед Литургией.

Но в практике Русской Православной Церкви утреня достаточно давно и прочно присоединилась к вечерне, так что теперь заутреня служится по вечерам (а на Рождество и Пасху – ночью). Таким образом, вечером во время утрени в церквях поют и читают молитвы и песнопения, которые по смыслу относятся уже к празднику следующего дня. Именно на утрене накануне воскресных дней и церковных праздников служится полиелей, в конце которого лбы молящихся помазывают освященным елеем – маслом. Накануне больших праздников утреня в сочетании с вечерней служится особенно долго и торжественно, и называется такая служба всенощным бдением.

В русской литературе можно также встретить слово «заутреня», которым обозначается не любая утреня, а только пасхальная.

Раз уж заутреня служится не утром, то читателя не удивишь тем, что и обедню служат совсем не в обед, а до него – с утра. Обедня – это народное название Божественной литургии, главной церковной службы, в конце которой христиане причащаются Святых Тела и Крови Христовых. В разных храмах Литургия может начинаться в разное время, а примерный временной ориентир – 8 часов утра. По воскресеньям и праздникам в рязанских храмах обычно служат две Литургии (обедни): раннюю начинают примерно в 6-7 часов утра, а позднюю – около 8-9 часов утра.

На Пасху и Рождество совершается ночная Литургия – она присоединяется к праздничной заутрене.

А еще словом «обедня» принято называть поминовение живых и усопших, которое за каждой обедней, то есть Литургией, всегда совершается. Поэтому в церковных лавках часто можно услышать устойчивое словосочетание «заказать обедню» – то есть подать для поминания за Литургией список имен.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно

Редакция портала «Логосъ». По всем вопросам обращаться на электронную почту или через социальные сети. Напоминаем, что любое копирование материалов портала осуществляется только при наличии прямой ссылки.

Литургия и Причастие

Литургия и Причастие. Как правильно подготовиться к воскресной службе в церкви? Что происходит утром в воскресенье в храме? Что надо знать, чтобы придти на службу в церковь в воскресенье?

Литургия и Причастие в чем разница?

Литургия - это название церковной службы, а причастие это приём (с должной подготовкой) святых даров. Причастие, это как новая свежая рубашка - на грязное тело одевать нельзя. Причастие дается как награда за пост и усиленное чтение молитв.

1.Как подготовиться к службе в церкви в воскресенье (к Литургии)правильно, если хотите причаститься?

Если вы решили посетить храм в воскресенье «по полной», то следует заранее подготовится. Воскресная утренняя «самая сильная» служба в церкви называется Литургия (когда причащаются, то есть священник даёт «кровь и тело христово» =кусочек хлеба в вине). Можно много говорить о пользе причастия, но тут мы поговорим о том, как к нему приготовиться:

Надо попоститься хотя бы пятницу и субботу: не есть животной пищи, не грешить: не выпивать, не совершать «супружескую близость», стараться не материться, не обижать и не обижаться.

В субботу прочитать на ночь 3 канона (займет времени около 40 минут) (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу-Хранителю) + ещё минут 35 «Последование ко Святому Причащению.»

После полуночи не есть, не пить и не курить, то есть лечь спать до 00-00.

2.Когда приходить в церковь перед утренней воскресной службой (Литургией)? Когда начало воскресной службы утром?

В церковь приходим примерно в 7-20 (но лучше смотрите расписание).

До этого времени надо:

Быть строго натощак в т.ч. не курить. Можно только почистить зубы, и то стараться ничего не глотать.

- пишем записки за здравие и за упокой (можно простые)

Подходим и целуем центральную икону.

- ставим свечки кому хотим (я обычно ставлю 3 свечки: на главный подсвечник,святому на желанию и за упокой). Во время самой службы свечки ставить не надо, так как это отвлекает всех.

Занимаем очередь на исповедь. Она начинается обычно в 7-30 (опять же смотрите расписание богослужений именно в вашем храме). Исповедуемся.

Занимаем место: мужчины в правой стороне храма, женщины в левой.

Литургия идет около 2 часов. Всё это время слушаем молитвы, думаем « о жизни, что где сделали неправильно» и всё время повторяем «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного». Время обычно проходит быстро.

- Когда все начали читать «Отче наш» - значит причастие будет совсем скоро.

Когда первый раз священник выносит 2 большие чаши – то просто клоним голову.

Когда священник выносит малую чашу (она с причастием) – то кланяемся ,становясь на колени.

Могут понести по церкви подносы для милостыни. Пожертвуйте туда денежку, сколько не жалко.

3.Что делать во время самого причастия?

Причастие: сначала причащаются малые дети, потом мужчины, потом женщины. Причащаться имеет право только тот, кто правильно готовился. Не гневайте Бога.

При подходе к причастию скрещиваем руки на груди (правая наверху). Подходим к чаше как можно ближе. Не крестимся, чтобы не задеть чащу. Называем имя, открываем рот, кушаем с ложечка Причастие, даем себя вытереть, целуем чашу и идем заедать и запивать.

На специальном столике берём маленькую чашечку с запивкой и кусочек просфоры. Заедают и запивают для того, чтобы кусочки Причастия полностью попали внутрь, а не вылетели случайно со слюной или ещё как-нибудь. Лучше сначала запить, потом съесть просфору.

Дожидаемся конца службы, чтобы поцеловать крест. Священник может сказать «Причастники, выслушайте слова благодарственной молитвы» - тогда идем слушать молитву. Если этого не произошло, то сами дома читаем » Благодарственные молитвы по святому Причащению».

4.Что делать после того, как причастился?

На колени уже нигде не встаем: ни перед иконами, ни в остатке службы.- ждем конца службы и целуем крест священника.- читаем благодарственные молитвы по Святом Причащении

Можно идти домой. Сразу после причастия не в коем случае сразу не курите и не пейте спиртного - сначала хотя бы поешьте нормально. Не оскверняйте Причастие.

Автор публикации

Что такое Крестный ход

Related Articles

Последовательность литургии.

(Последовательность литургии … из «Практический справочник по Православию»

Как проходит Литургия (теория)

Добавить комментарий Отменить ответ

Во сколько начинается утренняя (заутренняя) служба в церкви или храме?

В Киево-Печорской Лавре утренняя служба начинается с четырех часов утра. Собственно в печорах. В прочих храмах и соборах – начинается с шести, семи, и восьми утра. В зависимости от рода как таковой службы.

В церковном Уставе расписано время всех каждодневных церковных служб. Там написано Божественная литургия отправляется "ни прежде свитания дне ни ниже полудня". То есть не раньше рассвета и не позже полудня. Конечно исключения составляют такие дни, как, например Пасха, и другие большие церковные праздники.

Когда, во сколько начинается служба в церкви? Сколько длится служба?

Когда начинается служба в церкви, во сколько начинается служба в православном храме?

Сколько длится служба в церкви?

Служба в каждом Храме может начинаться в несколько отличное время. Если речь идёт о Воскресной службе, то обычно она начинается в промежутке от восьми до девяти часов утра в зависимости от приоритетов конкретной Церкви. А длится служба в среднем около двух часов. Праздничные службы обычно длятся дольше и начинаются раньше.

Это информация относительно утренних служб. А вот вечерние службы в большинстве своём начинаются в птя часов вечера и для тся также.

Обычно утренняя служба идёт в воскресениье и субботу, а также вечером накануне. А службы посвящённые конкретному празднику проводят обычно с утра в день праздника и накануне вечером.

Отвечу на этот вопрос простыми словами, потому что знаю, как сложно разобраться в подобных вопросах.

Службы в обычные дни (не праздничные) – это утренняя и вечерняя служба. В воскресенье может быть несколько утренних богослужений (литургий).

Обычная продолжительность службы – 1-2 часа . В обычных церквях – меньше, в монастырских – дольше, так как там не сокращают службы. В любом случае, если хотите отстоять службу – готовьтесь именно стоять , довольно долго. Конечно, никто не запретит выйти из храма, если будет совсем уж невмоготу.

К сожалению, однозначно ответить на вопрос, когда начинается служба в церкви , не получится, так как в каждом храме расписание Служб свое. узнать его можно в интернете (да-да!), позвонив по телефону (его можно найти опять же в интернете), или же подойти в церковь – расписание служб на неделю вперед обязательно вывешивается для прихожан.

Для подтверждения всего сказанного выше приведу расписание служб на эту неделю в небольшой церкви :

А это – расписание служб на эту же неделю в довольно крупном монастыре :

Службы разные бывают, бывают вечерние, а бывают утренние.

Так вот утренняя обычно начинается в семь часов утра (но, если вы хотите исповедываться, то стоит придти немного раньше, чтобы успеть это сделать), далее проходит служба, обычно она длится чуть более двух часов, за это время и причащаются. Если хотите причастить маленького ребенка, то можно на службе и не стоять.

А вечерняя служба начинается по-разному, в одном соборе к примеру в три часа дня, а в другом – в четыре, то есть везде свой график.

Продолжительность такая же как и утренней.

Если служба происходит в праздник, то по времени может и дольше продолжаться.

Точного времени, к сожалению нет, ведь каждая церковь, в каждом населенном пункте, начинает службу по-своему.

Но, обычно, служба длится около 1 – 2 часов. Если служба на Пасху, то в среднем 4 – 5 часов.

Если служба в воскресенье, то в день может быть несколько литургий – утром, днем и вечером.

Начинается служба по-разному, с 8 утра, но у меня в церкви обычно с 10 утра начинается служба – это в субботу и воскресенье.

Для православного человека хорошо бы начинать день с молитвы. Особенно полезно на богослужение присутствовать в храме. Служба начинается в 8 или в 9 утра, в разных храмах по разному. В больших храмах по праздникам может быть даже две утренние службы. В таких случаях первая литургия в 6-7 утра и ее можно посетить перед работой, а вторая поздняя около 9 утра начинается. Есть и вечерние службы, они начинаются в 5-6 вечера. По длительности утренние обычные службы длятся часа 3, до 12 как правило, а вечерние 2 часа.

Смотря о какой службе идет речь. Она бывает утренняя, вечерняя, праздничная и всенощная. У каждой службы есть свои временные рамки, так:

Как правило, служба длится около двух часов, может чуть меньше (утренняя) или чуть больше (вечерняя). При этом опоздание на службу – явление нестрашное, никто из служителей церкви вас не осудит.

Хоть и существует Церковный устав, согласно которому церкви придерживаются расписания служб, однако допускаются расхождения и индивидуальные особенности храмов.

Точного ответа на этот вопрос дать не получится, так как в каждом храме служба начинается по "своему расписанию".

Начало службы обычно в 7:00 – 8:00 часов. В это воемя начинается утренняя служба во многих храмах. Некоторые храмы начинают первую утреннюю службу в 8:00-9:00 часов.

Где – то даже начинают позже: часов в 09:00..10:00.

Что же касается продолжительности службы, то длится она обычно примерно полтора часа (1 час 15 минут – 1 час 40 минут).

В основном во всех церквях России первая утренняя служба начинается в 8-9 утра. В среднем служба обычно длится 1-2 часа. Когда проходит Великий пост(во все дни недели кроме среды и пятницы), Страстная седмица служба может начинаться значительно раньше с 7 часов утра. Все церкви обычно завершают службы к обеду.

А вот если говорить о вечерней службе, то она обычно начинается в 18-19 часов вечера и длится также 1-2 часа.

В некоторых храмах служба начинается по разному. Например утренняя чаще всего начинается в 7 часов. Продолжительность ее около двух часов.

Но бывает и так что служба начинается в 10 утра, или же есть ночная служба, например на Рождество.

Вечерняя служба может начинаться в 16-17 часов.

Обычно служба в церкви начинается в восемь утра. Иногда они начинают попозже. В среднем служение длится два часа. Также кроме утренних есть вечерние службы. Они начинаются примерно в пять часов вечера и длятся два часа.

Во всех православных церквях, соборах и храмах проводятся религиозные службы. О том, во сколько начинаются такие мероприятия, будет рассказано в данной статье.

Церковные службы делятся на несколько видов: утренняя, вечерняя, всенощная, праздничная и т.п. Само собой разумеется, что утреннюю службу (литургию) проводят утром, вечернюю – вечером.

Каждый храм, собор и церковь сами устанавливают часы начала службы. Для получения точных данных рекомендуем узнать расписание конкретного духовного учреждения. Ниже мы рассмотрим временные промежутки, в пределах которых чаще всего начинается та или иная церковная служба.

  1. Утренние службы делятся на ранние и поздние . Первые начинаются не раньше 6:00 и не позже 8:00. Поздние могут начинаться в период с 9 до 11 часов утра.
  2. Вечерние службы начинаются в 16:00-18:00.
  3. Всенощные службы начинаются так же, как и вечерние.
  4. Праздничные службы имеют свое расписание, поэтому об их начале нужно узнавать в храме/соборе/церкви.

Церковные службы на христианские праздники в 2017 году

Отдельного рассмотрения требуют церковные службы, проводимые в дни христианских праздников. Несколько событий мы перечислим ниже.

  1. Рождественская служба проходит с 6 на 7 января каждого года. В большинстве духовных заведений она начинается 6 января в 17:00, в полночь проводится всенощное бдение, а утренняя рождественская служба начинается в 9:00.
  2. Служба на Крещение (19 января 2017 года) проводится 18 января в 23:00. Некоторые церкви устраивают службы в 17-18:00. Всенощное бдение чаще всего соединяется с утренней службой, хотя в некоторых заведениях отдельная лигурия в честь праздника начинается в 9:00.
  3. Служба, посвященная Сретению Господня (15 февраля 2017 года), начинается в 7-8 утра. Вторая (вечерняя) служба проводится в 16-17:00.
  4. На Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 2017 года) проводится 3 службы: всенощное бдение 6 апреля (с 23:00), лигурия (в 7:00-9:00), и вечеря (в 16-18:00).
  5. Служба на Пасху (16 апреля 2017 года) начинается 15 апреля в 23:00, переходит в заутреню (1-2 часа ночи), потом – в лигурию (7:00-9:00).
  6. В день Святой Троицы (4 июня 2017 года) служба проходит следующим образом: лигурия начинается в 7-9 утра, и обычно длиться дольше обычного. После нее служится Великая вечеря (в каждом храме и церкви по-разному).

Время службы на каждый праздник приведено на базе усредненных показателей. Точное расписание необходимо узнавать в самой церкви.

На заметку: Христианские праздники делятся на 2 разновидности: переходящие и непереходящие двунадесятые праздники. К непереходящим христианским праздникам относятся:

  • Рождество (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Преображение Господне (19 августа);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • Рождество Богородицы (21 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Введение в храм Богородицы (4 декабря).

Переходящие церковные праздники:

  • Вербное воскресенье: празднуется за неделю до Пасхи. В 2017 году отмечается 9 апреля, в 2018 году – 1 апреля.
  • Пасха: главный праздник христиан.

    Во сколько начинается служба в церкви. Особенности православных богослужений

  • Вознесение Господне: празднуется через 40 дней после Пасхи. В 2017 году отмечается 25 мая, в 2018 году – 17 мая.
  • Пятидесятница (день Святой Троицы) – проводится на 50 день после Пасхи. В 2017 году празднуется 4 июня, в 2018 году – 27 мая.

Длительность всех церковных служб отличается друг от друга. Это зависит от вида службы, скорости ее исполнения (как священником, так и хором), количества исповедующихся и причастников, от наличия и длительности проповеди и др. Например, утренняя служба длиться примерно 1,5-2 часа, вечерняя – 2-2,5 часа.

Если вы опоздаете на службу, никто вас не осудит. Если вы не хотите исповедоваться и причащаться, то продолжительность мероприятия станет несколько короче. Помните о том, что духовные заведения нужно посещать в скромном одеянии, женщинам стоит отказаться от откровенных вещей и яркого макияжа.

Видео

Во сколько начинается утренняя молитва в церкви

В книге доступным языком раскрывается духовный смысл православного богослужения, даются начальные понятия о том, как устроен храм, как следует совершать крестное знамение, что означает священническое благословение, что символизирует свеча, просфора, антидор, артос. Книга поможет людям, делающим первые шаги в храме, почувствовать себя в доме Отца Небесного

Первые шаги в храме

О необходимости посещать храм Божий

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где "невидимо Силы Небесные служат", как сказано в православном песнопении. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), – сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

"Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), – говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Церковь – Небо на земле; совершающееся в ней богослужение – дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. "Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, – советует святитель Феофан Затворник. – Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он, небожитель, напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию Христовою, чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а – кто знает? – может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности…"

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим – Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих – великая сила!

Многое может молитва одного праведника – тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снизойдет Дух Святой. Так и бывает… если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

О устройстве храма

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.

Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.

Первые шаги в Православной Церкви: двенадцать фактов, о которых нужно знать.

Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем "Солнцем Правды", пришедшим "с высоты Востока".

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Главная » Богослужебная жизнь » Как составляется богослужение

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Каждый» раз приходя на службу, мы слышим молитвы, которые поёт хор, читают чтецы и возглашает батюшка. А задумывались ли мы, откуда они берут эти молитвы? И что нужно знать, чтобы они прозвучали в нужный момент? Что за книги открывает для хора регент на клиросе?

Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам. Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг (Служебник, “Известие учительное”). Апостол Павел пишет о церковной молитве: "В церкви…всё благообразно и по чину да бывает" (1 Кор., 14, 40).

Каждая служба имеет своё название, свой чин (порядок), время и символику.

Чтобы составить каждую из церковных служб, нужно хорошо знать Устав богослужения, составленный за два тысячелетия отцами церкви. За это время было написано множество книг, содержащих тексты для церковных служб, например, Октоих, Минея, Часослов, Служебник и другие. Уставщик или регент должны уметь найти во всех этих книгах молитвы, назначенные для каждого определённого момента каждой службы.

Сложность состоит в том, что тексты для одной и той же службы содержатся не в одной, а сразу в нескольких книгах. Например, тексты молитв чинавечерни и чина утрени (вместе составляющих всенощное бдение в субботу вечером), нужно искать сразу и в Октоихе, и в Минее, и в Часослове, и в других книгах.

Причина в том, что в Церкви каждый день одновременно вспоминают сразу несколько праздников, зависящих от нескольких разных календарей.

Один календарь, как мы и привыкли, следует по месяцам и по числам, из года в год. По этому календарю празднуются все дни памяти святых и почти все двунадесятые праздники (Рождество, Благовещение и другие). Тексты этих праздников печатаются в книге Минея. Всего в Минее 12 томов, по числу месяцев.

Второй календарь считает удалённость дней от Пасхи, которая каждый год, как известно, попадает на разные дни. И каждый год получается, что вслед за Пасхой, сдвигаются и все остальные праздники этого календаря. То есть Вознесение, Троица, дни Великого поста и Страстной седмицы, и некоторые другие праздники каждый год попадают на разные числа. Тексты этих праздников находятся в Постной Триоди (на Великий пост), в Цветной Триоди (на дни Пасхи) и в Октоихе.

О книге Октоих нужно сказать особо. Название книги происходит от греческого слова Ὀκτώηχος, то есть «восьмигласник». Октоих разделён на 8 глав, в каждой главе находятся службы на всю седмицу. (Седмица - это церковная неделя, где первый день - Воскресение и последний - суббота.) Все дни в седмице имеют своё посвящение. Воскресенье - так и называется в память Воскресения Христова. В понедельник вспоминаются ангельские силы, во вторник - святой Иоанн Креститель, в среду - Пресвятая Богородица, в четверг - апостолы и святитель Николай, в пятницу и в среду - крестные страдания Христа, в субботу - все святые и усопшие православные христиане. В течение одной седмицы все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Песнопения Октоиха - тоже принадлежат системе пасхального календаря, так как отсчёт гласов начинается каждый раз заново от Пасхи.

Совместить праздники обоих календарей возможно благодаря особому, установленному издревле порядку совершения служб в храме. Каждый день, ежесуточно, церковь назначает на одно и то же положенное время, специальные чины, повторяющиеся изо дня в день. Они называются, по порядку следования - вечерня, утреня и часы, и ещё некоторые другие. Приходя в храм, мы участвуем именно в этих богослужениях. Все они состоят из собственных, постоянных и неизменных молитв из книги Часослов. Слова их, наверное, знакомы каждому, например, «Свете тихий», «Сподоби, Господи», «Величит душа Моя Господа».

Без Часослова никак не обойтись ни на одной службе. Но одной только этой книги будет недостаточно. Ведь на службе ещё нужно помолиться святому, память которого в этот день, и почтить событие, положенное в пасхальном календаре.

В церкви утренняя молитва

Поэтому в определённые, специально назначенные моменты всех суточных богослужений к изначальным каждодневным текстам обязательно добавляются тексты праздников. Добавленные молитвы составляют примерно половину службы.

Итак, чтобы составить службу, нужно взять молитвы из Часослова и добавить в них по определённым правилам тексты из Октоиха и Минеи. Все они предназначены для пения и чтения клиросом (так называется хор церковных певчих, и чтецы).

Главное в Церкви и на церковных службах - соборность, совместная молитва. Поэтому в полноте богослужение можно совершить участием в нём народа и священника. Он возглавляет службу и произносит положенные ему молитвы, некоторые возглашая вслух, а некоторые про себя (так называемые тайные молитвы). Все они печатаются отдельно в книге Служебник.

Главная церковная служба - Божественная Литургия - обособлена от остальных суточных служб, не считается в их числе. Но способ составления этой службы похожий - к постоянным, неизменным песнопениям, составляющим основу Литургии (они печатаются в книге Ирмологий), добавляются молитвы, посвящённые праздникам этого дня, из Октоиха и Минеи.

Материал подготовила регент нашего храма Ольга Белякова

На нашем сайте можно заказать поминовение в храме на 40 дней – сорокоуст о здравии и упокоении.
Поминовение начинается в течении 3-х дней с момента подтверждения заказа.


===========================================

===========================================

Расписание Богослужений на 2-ю седмицу Великого поста 2019 года

понедельник

Преподобного Симеона Нового Богослова

9-00 Утреня. Часы. Изобразительны: священник Николай

Котляковское кладбище: священник Николай

вторник

Мученика Африкана, Публия и Терентия

9-00 Утреня. Часы. Изобразительны: священник Евгений

12-00 Соборование в Русской школе: священник Николай

17-00 Вечерня: священник Евгений

Котляковское кладбище:

12 -00 Панихида: священник Валерий

среда

Феодоровской иконы Божией Матери

9-00 Утреня. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров: священник Валерий, протодиакон Виктор, помогающий: священник Евгений

14-00 Катехизация

17-00 Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров: священник Евгений, диакон Александр, помогающий: священник Валерий

Котляковское кладбище: священник Валерий

12-20 Молебен для учащихся в храме ап. Стефана: священник Василий

четверг

Мученика Агапия и с ним семи мучеников.

9-00 Утреня. Часы. Изобразительны: протоиерей Сергий

14-00 Катехизация

17-00 Вечерня. Утреня (полиелей): протоиерей Сергий

Котляковское кладбище:протоиерей Сергий

пятница

Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского

9-00 Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров: священник Сергий, диакон Александр, помогающий священник Василий

17-00 Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Панихида: священник Василий, протодиакон Виктор, помогающие: протоиерей Александр, священник Сергий

Котляковское кладбище:

протоиерей Сергий

суббота

Преподобного Алексия, человека Божия.

Поминовение усопших.

9-00 Литургия: священник Сергий, протодиакон Виктор, помогающие: протоиерей Александр, священник Василий, священник Валерий

14-00 Катехизация

14-00 Молебен муч. Уару: священник Роман

16-00 Молебен о семейном благополучии: священник Николай

17-00 Всенощное бдение: начинающий священник Роман

Котляковское кладбище

ЦСО: 16-00 Всенощное бдение: священник Евгений

воскресенье

Неделя 3-я Великого поста,

Крестопоклонная.

Святителя Кирилла,

архиепископа Иерусалимского.

7 -00 Литургия: протоиерей Александр , диакон Александр, помогающие: священник Сергий, священник Николай, священник Роман

10-00 Литургия: протоиерей Олег, священник Василий, (молебен), священник Евгений, протодиакон Виктор

17-00 Вечерня: священник Николай

Котляковское кладбище:

10-00 Литургия: протоиерей Сергий

ЦСО: 9-00 Литургия: священник Валерий

Службы в храме проводятся ежедневно.

Начало вечернего Богослужения ежедневно - 17.00

Будни :
утром начало Богослужения - 09.00

субботу:
Божественная литургия - 09.00

Воскресные и праздничные дни:
ранняя Божественная литургия - 07.00
поздняя Божественная литургия - 10.00

Вечером в воскресный день - вечерня с акафистом иконе Божией Матери "Живоносный Источник" в 17.00 (на этой службе возможны другие акафисты в зависимости от праздников).

Перед любым Крещением по указу Патриарха проводятся 2 обязательные катехизические беседы для родителей и крестных. Беседы проходят в храме Божией Матери «Живоносный Источник» в среду 14:00, четверг 14:00, субботу 14:00.

Таинство Крещения проводится ежедневно.
Будни - 11.00
Воскресные дни - 10.00 и 12.00

По субботам служится молебен перед иконой св. мученику Уару в 14.00.

Великим и Рождественским постом
проводится Таинство елеосвящения (Соборование), службу проводят восемь священников.