Волюнтаризм значение слова. Значение слова «волюнтаризм

а, только ед., м.

[voluntarius добровольный, поступающий по собственной воле

1. Филос. Идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Элементы волюнтаризма можно обнаружить уже в теоретических построениях Августина и Дунса Скота. В философии Шопенгауэра волюнтаризм впервые оформляется в самостоятельное направление.

2. Психол. Филос. Признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни.

Для волюнтаризма характерны иррационалистические тенденции.

3. В политике, экономике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.

Политический волюнтаризм. Проблема судебного волюнтаризма. Волюнтаризм Н. С. Хрущева в искусстве. В партийном руководстве утверждается волюнтаризм. Хозяйственный волюнтаризм может привести к сиюминутному успеху. Элементы волюнтаризма в управлении корпорацией.

экологический волюнтаризм

Хозяйствование без учета экологических ограничений, особенно в промежутке времени, когда будут возникать и ощущаться явления отрицательного воздействия факторов среды на хозяйственные мероприятия и жизнь человека.

Термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.

Энциклопедическая информация В философии и психологии под волюнтаризмом понимается признание воли особой, надприродной силой, лежащей в основе психики и бытия в целом. (Т. В. Анисимова)

течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, и способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, волюнтаризм истолковывает как эффект действия стоящей над этими актами особой иррациональной духовной сущности.

ВОЛЮНТАРИЗМ

лam. voluntas - воля). 1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу "душевной жизни" и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра. 2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

ВОЛЮНТАРИЗМ

от лат. voluntas - воля) -течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму {интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его "воля выше мышления", оформление В. в философское учение произошло в XIX в. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

В конце XIX - нач. XX в. В. проник в психологию. Основоположником В. в психологии был В. Вундт, название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того, что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности, не м. б. сведена к ассоциации представлений и движений (X. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В., утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную детерминацию. Вундт и Лосский не отвергали качественной разнородности психических процессов. Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлений всегда осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение Вундта об апперцепции как волевом процессе.

Волюнтаризм

Словообразование. Происходит от лат. vоluntas - воля.

Специфика. В соответствии с ними в основе мироздания усматриваются процессы воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В.Вундт, У.Джемс, Н.Лосский).

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ

Субъективистские, произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности общественной жизни, экономики и т.п.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Волюнтари́зм

(лат. voluntas воля)

1) идеалистическое направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее её законам бытия и утверждающее её независимость от мира (шопенгауэр, ницше);

2) в психологии - ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни;

3) политика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Волюнтаризм

волюнтаризма, мн. нет, м. [от латин. voluntarius – волевой ]. 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Волюнтаризм

а, мн. нет, м. (нем. Voluntarismus лат. voluntārius поступающий по собственной воле).
1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
Волюнтаристический - характеризующийся волюнтаризмом.
2. В политике и общественной жизни: произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.
Волюнтарист -
1) последователь волюнтаризма 1 (Шопенгауэр - один из видных философов-волюнтаристов );
2) тот, кто склонен к волюнтаризму 2, к произвольным решениям (Политический деятель не должен быть волюнтаристом ).
Волюнтаристский - характеризующийся волюнтаризмом 2.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Смотреть что такое "ВОЛЮНТАРИЗМ" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля) термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей,… … Философская энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

    Волюнтаризм - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (лат. voluntas воля) философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива… … Новейший философский словарь

    ВОЛЮНТАРИЗМ, волюнтаризма, мн. нет, муж. (от лат. voluntarius волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос.). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Ретроспектива , Колбанов Владимир Васильевич , Представленная книга - размышления врача-исследователя об эпохе, впитавшей догматизм и волюнтаризм, нигилизм и приспособленчество. Это отклик на зигзаги государственной политики и до, и после… Категория:

1) Волюнтаризм - (от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует "воля верить" (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

2) Волюнтаризм - (лат. voluntas воля) - направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, " Фатализм "). Он указывает на неустранимость проблемы свободы ("свободной воли") из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле - как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии. В. Е. Кемеров

3) Волюнтаризм - [лат. voluntas - воля ] по 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения - авт.) первоначало - волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии - теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума. В нашем понимании волюнтаризм - общественное устройство, основанное на волевых решениях - командах, в отличие от объективно развивающихся систем - феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку - негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

4) Волюнтаризм - направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

5) Волюнтаризм - (от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели. В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

6) Волюнтаризм - (лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная " воля к жизни ", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление " у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), " воля к власти " как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. М.А. Можейко

7) Волюнтаризм - - деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку -- гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: " Закон - это Я" (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: " Государство - это Я"); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож "на местах" и т. п.

8) Волюнтаризм - (лат. voluntas - воля) - в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма - ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

9) Волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) - одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении - в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин " волюнтаризм " идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля - осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота ("Voluntas est superior intellectu" - "Воля стоит над мышлением ") и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

10) Волюнтаризм - (от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “ вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

Волюнтаризм

(от лат. voluntas - воля) - 1) Воззрение, согласно которому воля первенствует над разумом, будь то у человека или у Бога. 2) Убеждение, что религиозная вера принимается человеком в результате свободного выбора доброй воли: когда разум исчерпывает все свои аргументы и не может придти к ясности в вопросе о существовании Бога, тогда действует "воля верить" (У.Джемс), воля избрать высшую жизнь. Декарт считал веру вопросом воли, а не разума. Неясным в такой трактовке остается вопрос о связи выбора воли с истиной, а также, насколько твердо воля способна сохранять верность своему выбору в пользу Бога. Одна из корректировок волюнтаризма - любовь к Богу побуждает волю принять Его и быть Ему верной. 3) В теологии: если считать волю Божию абсолютной, тогда обесценивается стремление человеческого разума понять Его замысел о мире и человеке, Его план спасения в истории. В таком случае в образе Бога принижается Премудрость: волевой Бог предстает как бы без Логоса. 4) В нравственной теологии волюнтаризм означает, что худое и доброе оцениваются таковыми не сами по себе, а в силу того, что воля Божия предписывает считать их худым и добрым. (См. также: ИРРАЦИОНАЛИЗМ; ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ).

(лат. voluntas воля) - направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. В. обычно не учитывает конкретную сложность социальной ситуации, характеризует ее в общем виде, не придает значения углубленному научному исследованию, пользуется результатами теоретического анализа как приложением к своим идеологическим построениям. В трактовке деятельности человека В. является преувеличением идейно-психологического ее аспекта и, соответственно, недооценкой роли аспектов предметно-содержательных. В плане историко-философском В. связан с переходом от духовно-теоретических трактовок субъекта к его пониманию как существа практического, действующего и добивающегося поставленных целей. В. противостоит направлениям философии, преувеличивающим значение необходимости, законов, структур и систем в жизни людей (см., например, " Фатализм "). Он указывает на неустранимость проблемы свободы ("свободной воли") из философии и повседневного поведения людей. В современных социально-гуманитарных дисциплинах и методологии обществознания В. иногда трактуется в более узком смысле - как теория или концепция человеческой деятельности (социального действия и взаимодействия), определяющая формы воздействия людей на условия и обстоятельства их жизни, на формирование и преобразование структур общественного процесса. Тогда В. можно рассматривать как одну из попыток включить деятельность человеческих индивидов в социальные онтологии. В. Е. Кемеров

[лат. voluntas - воля ] по 1) философия, признающая основой всего сущего и движущей силой всякого развития слепое, неразумное (с нашей точки зрения - авт.) первоначало - волю; отрицает объективную закономерность в природе и обществе; используется буржуазными идеологами для обоснования военных авантюр и неофашизма; 2) в психологии - теория, придающая волевым процессам основное значение в психической жизни человека и умаляющая роль разума. В нашем понимании волюнтаризм - общественное устройство, основанное на волевых решениях - командах, в отличие от объективно развивающихся систем - феодализма, капитализма, социализма; систем, объективно являющихся чуждыми человеку - негуманоидных систем. При данном подходе направленность волюнтаризма может быть различной: социалистической, капиталистической и т.п..

направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (Шопенгауэр, Ницше, бюрократический идеализм).

(от лат. voluntas - воля) - термин, обозначающий концепции или течения, игнорирующие объективные тенденции общественного развития и отводящие решающую роль человеческой воле. Общество является продуктом взаимодействия людей, наделенных волей, сознательно и целеустремленно преследующих свои цели. Воля как проявление субъективности человека играет важную роль в общественной жизни. Однако примат принадлежит объективным обстоятельствам - экономическим, природным, политическим, духовным, социальным и т.д. Без учета этих обстоятельств люди приходят к абсолютно нежелательным для них результатам. Однако учет всех этих обстоятельств также не дает результата, если нет воли к достижению поставленной цели. В. исходит из примата субъективного, он отвергает всеобщую причинную обусловленность общественных процессов и явлений. В сфере политики В. проявляется в различного рода движениях, которые не считаются с реалиями общественной жизни и пытаются навязать социуму свои представления о развитии социальных процессов. Как правило, волюнтаристских позиций придерживаются анархисты, отвергающие любую власть, экстремисты, крайние радикалы и т.д.

(лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная " воля к жизни ", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление " у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), " воля к власти " как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса. М.А. Можейко

Деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся) с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку -- гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: " Закон - это Я" (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: " Государство - это Я"); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож "на местах" и т. п.

(лат. voluntas - воля) - в морали - это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности» согласно к-рому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. В. крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы чела-века, самодеятельности и творчества в морали. Как практический принцип поведения В., выражает т. эр крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном итоге ведет к аморализму Термин «В.» был введен нем. социологом Ф. Теннисом в конце XIX в. Однако волюнтаристские идеи в этике (как и в философии) выдвигались и раньше. Особенно характерен принцип В. для этического иррационализма, для Шопенгауэра, Ницше, Бергсона (см. также Экзистенциализм, Самореализации этикет «Гуманистическая» этика). Широкое распространение волюнтаристского понимания нравственности в совр буржуазной этике связано с общим кризисом капитализма и обусловленным им обострением противоречия между человеком и обществом. Принцип В. в философии и этике был подвергнут научной критике с позиций марксизма - ленинизма (Причинность в морали, Свобода воли, Свобода чувственная).

(от лат. voluntas воля) - одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении - в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин " волюнтаризм " идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля - осн. принцип всей действительности; элементы волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота ("Voluntas est superior intellectu" - "Воля стоит над мышлением ") и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

(от лат. volutas - воля) - философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалистическая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “ вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель - Шопенгауэр, а продолжатели - Штирнер и Ницше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОЛЮНТАРИЗМ

лат. voluntas - воля) - философское направление, центрированное вокруг понятия воли, феномен которой мыслится в качестве высшего принципа бытия. Термин введен Теннисом в 1883, однако объективно волюнтаристические концепции как альтернатива панлогическому интеллектуализму могут быть зафиксированы уже в рамках средневековой схоластики. Известен, в частности, схоластический спор об исходном принципе творения: творит ли Бог мир "по разуму своему" или "по воле своей". В рамках этой дискуссии конституируется остро волюнтаристическая позиция Иоанна Дунса Скота, оценивающего детерминацию креа-ционного акта со стороны каких бы то ни было оснований (в том числе, и оснований разумности) в категориях ограничения Божественной свободы: Бог творит мир "по воле своей", т.е. в акте абсолютно свободного, ничем недетерминированного спонтанного волеизъявления, индетерминированного импульса, лишенного каких бы то ни было оснований (от силовых до разумных). Подобный В. креации лишает наличное бытие разумной фундированности и, соответственно, статуса уникальной единичности (как соответствующей разумным началам), порождая идею множественности миров (см. Возможные миры). Применительно к индивидуально-человеческой системе отсчета волюнтаристические идеи фундировались в историко-философской традиции апелляцией к нравственному закону: так, например, у Канта свободная воля конституируется практическим разумом на том единственном основании, что вне ее презумпции нравственный закон теряет реальный смысл. В качестве конституированного философское течение В. оформляется в 19 в., порождая системно-завершенные концепции, в рамках которых феномен воли обретает статус исходного принципа бытия: мир как слепая, самодостаточная и тотальная "воля к жизни", действующая вне рациональных оснований и не поддающаяся разумному постижению ("мир как воля и представление" у Шопенгауэра), бессознательное духовно-волевое начало как основа всего сущего, включая и человеческое сознание, выступающее слепым орудием внеразумной "мировой воли" (Э. Гартман), "воля к власти" как движущая сила истории (Ницше). Характерные для В. тенденции антиинтеллектуализма и иррационализма, детерминирующие философские модели внеце-лесообразной исторической эволюции, приводят к оформлению общепессимистической эмоциональной тональности В. (Шопенгауэр, Э. Гартман). В психологической сфере В. означает интерпретацию деятельности психики, исходя сугубо из волевых процессов (Вундт, Теннис, Джемс, Н. Ах). В социальной сфере термин В. употребляется - вне рефлексивной экспликации его содержания - для обозначения стремления социально активных индивидов и общественных групп к преодолению системно-устойчивых параметров и характеристик исторического процесса.

Отличное определение

Неполное определение ↓