Алалия, Афазия, Брадилалия, Дизартрия, Дислалия, Заикание, Ринолалия, Тахилалия. Дизартрия Дислалия алалия дизартрия

Экстрапирамидная , или подкорковая, форма дизартрии возникает при поражении подкорковых узлов и их связей. Дистония или повышение мышечного тонуса в мышцах языка, непостоянное проявление гиперкинезов отличают экстрапирамидную дизартрию от псевдобульбарной и мозжечковой. Для экстрапирамидной дизартрии характерно отсутствие стабильности артикуляционных нарушений, поэтому и расстройства фонации (звукопроизношения) менее постоянны и более вариабельны, чем при других формах.

Корковая дизартрия наблюдается при поражении двигательных и чувствительных зон коры головного мозга, участвующих в иннервации артикуляционного аппарата. При пора-ч/ жении нижних отделов передней центральной извилины возникает эфферентная форма корковой дизартрии. Для нее характерно более изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата, особенно мыпщ языка по типу центрального коркового пареза. В связи с этим при корковой дизартрии страдает произношение тех звуков, которые связаны с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных групп языка, это прежде всего некоторые переднеязычные звуки - «р», «л» и др. При корковой дизартрии в отличие от других форм дизартрии нет слюнотечения, может не быть нарушений голоса и дыхания. Диагноз корковой дизартрии представляет определенные трудности и ставится на основе общего неврологического обследования.

При поражени зон задней центральной извилины , где проецируется чувствительность от мышц артикуляционного аппарата, возникает афферентная форма корковой дизартрии. Основным проявлением ее является артикуляторная апраксия (нарушение движений без выраженного пареза артикуляторной мускулатуры) .

Анатомическая близость расположения корковых двигательных и речевых зон, а также проводящих путей определяет то, что при дизартрии особенно часто вовлекаются в процесс двигательные системы мозга, и у ребенка наряду с речевыми нарушениями проявляются и двигательные расстройства различной степени выраженности. Наиболее часто дизартрии наблюдаются при детских церебральных параличах. Стертые формы дизартрии отмечаются у детей с так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Дизартрия может быть и без других симптомов наследственно-дегенеративных заболеваний нервной системы.

Недоразвитие речи, обусловленное нарушением коркового уровня речевой функциональной системы в доречевои период. Как правило, медицинская страховка позволяет диагносцировать данную патологию у невролога. Причиной алалии является поражение или недоразвитие определенных зон коры больших полушарий. Корковые речевые расстройства возникают чаще при поражении доминантного полушария (для правшей - левого).

Поскольку речь у детей раннего возраста находится только в стадии формирования, признаки поражения корковых речевых зон носят иной характер, чем у взрослых.

Моторная алалия возникает при нарушении развития премоторно-лобных отделов доминантного полушария. При моторной алалии наблюдаются проявления речевой апраксии и нарушение формирования программы моторного речевого акта. Поэтому при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата у ребенка не формируется «навык» произношения. Правильно выговаривая отдельные слоги и односложные слова, ребенок затрудняется в произнесении многосложных слов и предложений. За счет своеобразной речевой апраксии у него отмечаются выраженные и стойкие нарушения слоговой структуры слов, с трудом формируются линейная последовательность и динамика речевой деятельности. При этой форме речевого недоразвития обычно также наблюдаются недостаточность сенсорной речи и нарушения речевого мышления. Понимание речи при этой форме алалии более сохранно, чем возможность собственной моторной речи.

Сенсорная алалия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочных отделов мозга доминантного полушария. При этом нарушен афферентный корковый синтез. Ребенок не понимает обращенную речь при сохранной функции слуха и не может сформировать достаточный пассивный словарь (речевая агнозия). Это приводит к «врожденной словесной глухонемоте». При этом у ребенка нарушено формирование как сенсорной, так и моторной речи и всегда имеются выраженные нарушения слуховой памяти.

«Поломка» полноценной речевой функции при моторной алалии

(дизартрии) происходит двумя путями.

Во-первых, движения губ, языка, диафрагмы, дыхательных мышц нарушаются вследствие их частичного паралича.

Во-вторых, нечёткость произношения возникает из-за расстройства ощущения движений. При любом движении рукой, ногой, головой мы отчетливо чувствуем направление движения, собственную активность и др. Точно так же воспринимаются движения языка, губ, гортани, щёк, участвующих в речевой функции.

Главный признак дизартрии – нечёткое произношение звуков, слов, фраз, что приводит к смазанной, неразборчивой, малопонятной окружающим речи.

Ребенок искаженно произносит определенные звуки, заменяет или пропускает их. Чаще всего неправильно произносятся звуки, которые ребенок освоил позже при своем речевом развитии: Р, Ш, Т, Ф, 3, Ч. Может изменяться произношение одного или нескольких звуков.

Следует иметь в виду, что при дизартрии не только нарушается произношение, но также страдают темп речи, ритм и интонации. При малоподвижности голосовых связок голос ребенка становится глухим и слабым. Если нарушены движения мягкого нёба, то все произносимые звуки приобретают гнусавый оттенок, так как воздух во время речи свободно устремляется в нос. В ряде случаев дети говорят тихо, хрипло, невыразительно и монотонно. Нередко дети с дизартрией говорят медленно, иногда с трудом «выталкивая» слова.

Нечеткое произношение звуков у отдельных ребят сопровождается тиками, насильственными движениями, которые, как правило, во время речи усиливаются. Иногда из-за тиков отчетливая речь ребенка может неожиданно прерываться, возникает спазм голосовых мышц и речь становится невнятной.

При типичной дизартрии умственное развитие ребенка существенно не страдает. Из-за того, что ребенок неловок, при речи строит гримасы, неуверен в себе, может создаться впечатление, что он интеллектуально неполноценен. Такого рода заключения часто бывают ошибочными. Если со страдающими дизартрией детьми упорно заниматься, они успешно учатся в школе и впоследствии приобретают профессию. Разумеется, таким ребятам лучше рекомендовать работу, не связанную с речевой нагрузкой: профессии актера, лектора, педагога не для них.

Дизартрия никогда не бывает изолированным расстройством – врач обычно находит и другие нарушения, не относящиеся к речи, к примеру, стойкие двигательные нарушения или судорожные припадки, характерные для детского церебрального паралича. В каких случаях родителям следует прибегнуть к помощи специалистов – врача и логопеда?

С выводом о болезненном нарушении речи торопиться не следует. Надо иметь в виду, что чёткое произношение звуков ребенок осваивает постепенно, лишь к 5-6 годам дети все согласные звуки произносят внятно и разборчиво.

ДИСЛАЛИЯ.

Первые слова, а позже короткие фразы ребенок произносит, как правило, неразборчиво, нечетко. Поначалу этот лепет вызывает умиление родителей, и лишь много позже, когда косноязычие ребенка затрудняет общение с ним, возникает мысль о болезненном нарушении речи.

Обычно к 4-5 годам у большинства детей формируется четкая, понятная речь. Однако у некоторых ребят несовершенное произношение сохраняется, хотя при обследовании у них не находят снижения слуха или каких-либо нарушений со стороны речевых мышц или нервов. Такого рода дефект звукопроизношения называется дислалией. Дислалия может наблюдаться как у детей с сохраненным интеллектом, так и у умственно отсталых, сочетаться с нарушением письма (дисграфия) и чтения (дислексия), грамматической стороны речи, то есть с другими видами недоразвития.

При дислалии могут неправильно произноситься любые согласные звуки. Внимательный анализ речи ребенка показывает, что он не пользуется определенными звуками, либо заменяет или искаженно произносит их. Чаще всего нарушается произношение трудных для выговаривания звуков – Р, Л, 3, С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. До 4-х лет у детей может отмечаться физиологическое косноязычие. После 4-х лет это явление расценивается как дислалия. Дислалия отмечается у четверти детей дошкольного возраста. К началу обучения в школе далеко не все дети говорят разборчиво – у 5-7% младшеклассников врачи и логопеды находят дислалию. Её причиной могут быть механические факторы – неправильный прикус, приводящий к плохому смыканию челюстей, узкое и высокое нёбо, толстые и малоподвижные губы. Иногда у ребенка обнаруживается укорочение подъязычной уздечки. При этом дефекте движения языка ограничены, особенно подъем его кверху. При укороченной уздечке языка нарушается произнесение согласных (р – л) и других, при дефектах строения зубов – шипящих и свистящих звуков. Размеры также имеют значение – при большом, еле помещающемся во рту языке трудно овладеть ораторским искусством. К механической дислалии относится особый ее вид – ринолалия, обусловленная нарушением строения верхнего неба и полости носа, частая причина – увеличенные аденоиды у детей. Проявляется ринолалия искажением гласных и согласных звуков с гнусавым оттенком голоса. Понятно, что эти причины не вина ребенка, а его беда, и он нуждается в помощи.

Дислалия - расстройство преходящее, с возрастом при помощи, врачей, логопеда, родителей и педагогов оно большей частью проходит бесследно.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ

Функциональная дислалия является следствием неправильного речевого воспитания (сюсюкающая речь родителей) или закрепившейся реакцией подражания неправильной речи окружающих детей. Функциональная дислалия может наблюдаться у психически полноценных детей, а также сочетаться с задержкой психического развития. Вместе с тем ребенок может говорить нечётко, имея вполне нормальное строение речевого аппарата. Если малыш постоянно слышит неясную, косноязычную речь взрослых, то и он, скорее всего, заговорит с заметным искажением звуков. Неправильно поступают родители, постоянно «сюсюкающие» с ребенком, – это задержит его речевое развитие. С детьми следует говорить внятно и неторопливо, как мы говорим со взрослыми, если заинтересованы, чтобы нас поняли.

В некоторых случаях дислалию можно объяснить существующим двуязычием в семье. Если взрослые дома говорят на разных языках, то ребенок путает особенности произношения.

ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Различают оптическую, связанную с нарушением дифференцировки графем (графема - графическое изображение звуков человеческой речи) и перевода их в звуки, и акустическую (фонематическую) дислексию, обусловленную нарушением слухового анализа их. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов, неверно расставляют ударения во время чтения.

Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б-П”, “Д-Т”, “К-Г”, “С-З”, “Ж-Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

Зачастую при выраженных формах дислексии дети учатся под диктовку родителей, прочитывают текст с опорой на наглядность, заменяя при этом написанные слова сходными по смыслу.

ДИСГРАФИЯ

При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них очень плохой почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они не могут обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако, врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Лечение. Проводятся повторные курсы восстановительной и стимулирующей терапии. Важной является ранняя логопедическая коррекция: детей дошкольного возраста целесообразно помещать в логопедический детский сад, а в последующем – при выраженных формах алалии – переводить в специальные речевые школы. Лечение при дизартрии следует начинать, если речевые трудности осложняют отношения со сверстниками и в речи преобладают замены и пропуски звуков (а не их искажение).

Так как основой дизартрии является, частичный, или выраженный паралич речевых мышц, то логопед регулярно проводит массаж и гимнастику органов артикуляции. Упражнения лучше проводить в игре, постараться увлечь ребенка занятиями.

Так как чаще всего патология речи лишь часть, более общего заболевания – детского церебрального паралича, последствий энцефалита, травмы мозга, то лечить надо, разумеется, болезнь в целом: принимать соответствующие лекарства, проводить лечебную физкультуру, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры. Полезны закаливание, «оздоровление» зубов и органов носоглотки. При настойчивом, последовательном и грамотном лечении результат не замедлит сказаться.

При задержке развития речи, связанной чаще всего с нарушение темпа созревания речевой функции, отмечаются запаздывание на 2-3-5 месяцев срок появления первых слов и фразовой речи, удлинение периода физиологической дислалии, ограничение словарного запаса. Эта форма речевой патологии не требует специальной длительной коррекции у логопеда, а после его консультации занятия по развитию речи могут проводить родители.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделения грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует, ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Задержка психического развития с дискалькулией.

(специфическое отставание в арифметике)

При дискалькулии наблюдается нарушение формирования навыка счета, которое может возникать как изолированное расстройство или сочетаться с недостаточностью пространственной ориентировки. Проявляется дискалькулия непониманием структуры числа. Особенное затруднение вызывают цифровые операции с переходом через десяток. Дети пишут цифры, не усвоив их в числовом ряду: вместо 537-375 или 753. пишут раздельно сотни и единицы, например, 107 как 100 и 7, с трудом усваивают понятие разрядности числа.

При нарушении пространственной ориентировки дети часто затрудняются в анализе схемы тела, путая правую и левую стороны, не могут отыскать геометрические фигуры, сложить их по образцу, соотнести предметы в пространстве, в связи с чем путают предлоги, что является предметом обращения родителей к логопеду. В дошкольном возрасте дети плохо рисуют, не усваивают подвижных игр связанных с пространственной ориентировкой, испытывают трудности в установлении последовательности отдельных фрагментов событий. Содержание рассказа дети передают непоследовательно, фрагментарно. При изолированной дискалькулии другие стороны интеллекта могут быть не нарушены (абстрактное мышление, словарный запас память и.д.р.) Задачи они решают и хорошо объясняют, однако без подстановки цифр. В старших классах они испытывают также затруднения в овладении другими точными дисциплинами (химия, физика). В некоторых случаях пространственные и дискалькулические расстройства выражены частично, что проявляется в трудности усвоения такого предмета, как черчение, особенно раздел - стереометрии и др.

Задержка психического развития с диспраксией

(задержка двигательного развития)

При данном нарушении у ребенка оказываются недоразвиты нервные клетки двигательных центров расположенных в передней центральной извилине головного мозга. У детей отстает формирование моторных навыков; они позже начинают сидеть (7-9 мес.), ходить (к 1-1,5 годам), при этом часто падают, пугаются и перестают ходить. Начинают бегать после 3 лет, с трудом прыгают. Только к 5-6 годам формируется навык самостоятельного пользования лестницей, стулом. С трудом удаются совместные подвижные игры, особенно при необходимости проявить свою ловкость (игра в мяч, «кошки мышки»). Плохо лепят, при начале письма не придерживаются строки, пишут буквы разного размера, в последующем – неразборчивый почерк. Такие дети неповоротливы, неловки, наблюдается замедленная реакция на необходимые движения и действия. Позднее привитие навыков самообслуживания связано с неумением, иногда даже в школьном возрасте, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Лечение. Корректирующая гимнастика и упражнения, направленные на выработку дифференцированных и соразмерных движений, а также восстановительная терапия, лекарственное лечение.

Общие принципы лечения задержки психического развития.

Лечение и реабилитацию детей с недостаточностью психического развития нужно проводить в комплексном виде медикаментозных и коррекционно-воспитательных мероприятий, которые следует начинать как можно раньше, при первых проявлениях задержки или нарушения психического развития. Терапия должна быть направлена на устранение основного патологического процесса: стимуляцию компенсаторных механизмов: ликвидацию сопутствующих симптомов или синдромов. В зависимости от структуры и тяжести интеллектуальной, речевой или другой частичной недостаточности следует составлять, прорабатывать с родителями индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий с учетом реальных возможностей и перспектив. Коррекционно-воспитательную работу нужно проводить с раннего возраста в семье, в специальных садах для детей умственно-отсталых, с нарушением речи, слуха, вспомогательных школах и домах-интернатах. Работа должна быть направлена на коррекцию ведущего дефектного звена, сенсомоторное воспитание, обучение навыкам двигательным и самообслуживания, что повышает активность ребенка, способствует развитию мозговых отделов двигательных анализаторов. Воспитание стереотипа поведения, определенного последовательного режима значительно облегчающего организацию обучения. Развитие и коррекцию речи, развитие индивидуальных способностей, использование лучших черт личности и подавление, исправление отрицательных сторон поведения, мешающих обучению умственно отсталого ребенка. Развитие способности к целенаправленной деятельности соответственно возможностям ребенка, с соблюдением у умственно отсталых детей принципов от простого к сложному, от образного к понятийному. Развитие заинтересованности в конечной цели деятельности с использованием преимущественно положительных стимулов и поощрений. Лекарственное лечение заключается в назначении препаратов 1)улучшающих обмен веществ в нервных клетках, 2)нормализующих кровообращение головного мозга, а также 3) лекарств повышающих функциональные возможности центральной нервной системы.

НЕВРОЗЫ.

Невроз – психогенное заболевание, проявляющееся в форме обратимых нарушений нервной деятельности с преобладанием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, которые осознаются личностью и переживаются ею как чуждые, болезненные.

Невроз возникает у детей преимущественно после 6-7 лет, когда они проявляют осознанное отношение к себе и окружающим, понимают общественные мотивы поведения, нравственные оценки, значимость конфликтных ситуаций. У детей более младшего возраста возникают реакции невротического типа.

Невроз – это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения.

Сущностью невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или ошибки основных нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).

Факторы, способствующие возникновению невроза:

¨ Особенности личности (инфантилизм, невропатия, психопатические черты характера, акцентуации характера).

¨ Психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений,

интоксикаций и др.

¨ Отклонения в воспитании ребёнка.

Сопоставительный анализ алалии и дислалии.

При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы.

Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). У части детей с алалией отмечается преимущественное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыра­женными, возникают трудности в различении фонемати­ческой дислалии и алалии. В таких случаях решающее значение для дифференциального диагноза имеет анамнез.

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органической (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органической дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. При алалии наблюдаются непостоянные и разнообразные замены, пропуски, перестановки и повторения звуков при сохранной, как правило, просодии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловлены не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка, и поэтому могут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных - фонетических). При органической дислалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики.

Сопоставительный анализ алалии и дизартрии

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенци­ально позволяет им осуществлять артикуляционный акт. У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляци­онного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии - только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одно­временно может быть и алалия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций - выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.

При алалии многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и переста­новкам), имеют одновременно правильное произношение; при дизартрии только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение. При алалии преобладают разнотипные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.), при стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо только искажение, либо замена, либо пропуск и т. д.). При алалии в на­рушениях произношения доминируют замены звуков, при стертой дизартрии доминируют искажения. При алалии наблюдаются искажения небольшого количества звуков, при стертой дизартрии преобладают искажения звуков.

При алалии искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки, при стертой дизартрии происходит ис­кажение как сложных, так и простых по артикуляции звуков; при алалии может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков, при стертой дизартрии для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение; при алалии наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков, при стертой дизартрии - замены преимущественно артикуляторно сложных звуков; при алалии преобладают непостоянные и постоянные замены звуков, как правило, разнообразные, при стертой дизартрии - однообразные замены.

При алалии взаимозамены звуков достаточно часты, при стертой дизартрии - сравнительно редки; при алалии пре­обладают непостоянные пропуски звуков, при стертой дизартрии - постоянные пропуски; при алалии наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков, при стертой дизартрии - преимущественно артикуляторно сложных звуков.

29. Сопоставительный анализ алалии с временной задержкой психического развития и ранним детским аутизмом.

Сопоставительный анализ РДА от алалии

РДА АЛАЛИЯ
1. Нарушение формирования эмоциональноличностного контакта с окружающим миром 1. Нарушение эмоционально-личностного контакта с окружающим миром не наблюдается или не имеет резко выраженного «глобального» характера.
2. Практически не использует мимику и жесты 2. Мимика и жестикуляция развиты и используются вместо словесной речи
. 3. Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны 3. Дифференцированные и адекватные реакции на окружающие воздействия
4. Разнообразные нарушения «моторного» поведения: вращение кистей рук перед глазами, раскачивание туловища, необычные повороты тела 4. Нарушения общей моторики, тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики. Стереотипые движения отсутствуют
5. Разные варианты интеллектуального развития (нормальное, ускоренное, задержанное, общее стойкое недоразвитие). 5. Своеобразная задержка интеллектуального развития: страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью
6. Речь на ранних этапах может развиваться нормально, но после 2, 5 лет ребенок может перестать пользоваться устной речью 6. Задержка в овладении речью. Речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения.

Сопоставительный анализ временной задержке речевого развития от алалии

Алалия ЗРР
1. Динамика усвоения норм речи проведении систематических логопедических занятий протекает медленнее 1. При проведении логопедических занятий могут полностью и быстро преодолеть свой речевой дефект
2. Смешение в понимании значений слов, имеющих сходное звучание 2. Смешение в понимании отсутствует
3. Нарушена возможность усвоения грамматических норм родного языка 3. Существует возможность усвоения грамматических норм родного языка
4. Сохраняется нарушения структуры слов 4. Нарушения структуры слов носят физиологических характер
5. Стойкие аграмматизмы 5. Аграмматизмы проходят

Расстройства речи, при которых вследствие поражения корковых отделов речевого анализатора частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими людьми, называются алалией.

Одной из форм алалии является афазия, когда органические нарушения речи коркового происхождения наблюдаются на фоне сохранённой функции артикуляционного аппарата, зрения и слуха (больной мог бы говорить, но не «умеет»).

Афазия центрально-коркового происхождения, но функционального характера (истерического происхождения, или на фоне сильного эмоционального стресса), носит название логоневроза и проявляется в форме анартрии (потери речи), или дизартрии (нарушений речи, обусловленных расстройством артикуляции, затруднениями в произношении речевых звуков из-за пареза, спазма и других нарушений речевой мускулатуры). Дизартрии могут наблюдаться и при локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи.

Дислалия – разновидность дизартрического нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения при дислалии связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов и т. д. Функциональная дислалия связана с неправильным речевым общением в семье.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с конкретным врождённым дефектом строения артикуляционного аппарата (расщелиной нёба и пр.).

Заикание(логоневроз) – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство голосообразования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса – дисфонию и полное отстутствие – афонию .

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия . Причины связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь. По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи, обусловленное усилением процесса возбуждения который доминирует над процессом торможения. Относится к числу нарушений темпа речи.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания. Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии.Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.



Образование звуков речи (артикуляция)

Здесь изложены лишь общие анатомо-физиологические сведения, касающиеся образования звуков речи. Детальная характеристика артикуляции отдельных звуков включена в курс логопедии.

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инструмента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) - подвижны и называются активными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь - открывает его.

Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, в том числе 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б", в, в", г, г", д, д", ж, з, 3", j (йот), к, к", л, л", м, м", н, н", п, п", р, р", с, с", т, т", ф, ф", х, х", ц, ч, ш, щ).

Артикуляция гласных. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов - обертонов. В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие - меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных.

Таким образом, каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения - языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например а, о или у, и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук.

Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Эти подразделения различаются следующими признаками:

1. гласные о и у, при произнесении которых губы выпячиваются вперед и округляются, называют лабиализованными (от лат. labium - губа); в образовании остальных гласных губы активного участия не принимают, и эти гласные называют нелабиализованными;

2. при произнесении гласных язык может в большей или меньшей степени подниматься к небу; различают три степени подъема языка: верхний, средний и нижний. К гласным верхнего подъема относятся и, у, ы; при среднем подъеме языка образуются гласные э и о; к нижнему подъему относят лишь один гласный - а;

3. место подъема языка зависит от перемещений языка вперед и назад; при произнесении одних гласных язык продвигается вперед, так что за корнем языка остается большое пространство, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называют гласными переднего ряда; к ним относят и и э.

При образовании других гласных язык отодвигается назад, так что за корнем языка остается лишь небольшое пространство, кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называются гласными заднего ряда; к ним относят о и у.

Гласные а и ы по месту подъема языка занимают промежуточное положение, и их называют гласными среднего ряда; при произнесении гласного ы вся спинка языка высоко приподнята к твердому небу; гласный а произносится без подъема языка, поэтому его можно считать по отношению к месту подъема нелокализованным.

Классификация гласных

Артикуляция согласных. Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

В одних случаях органы произношения образуют полное смыкание, которое с силой разрывается струей выдыхаемого воздуха. В момент этого разрыва (или взрыва) получается шум. Так образуются смычные, или взрывные, согласные.

В других случаях активный орган произношения лишь приближается к пассивному, так что между ними образуется узкая щель. В этих случаях шум возникает в результате трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые, иначе проторные или фрикативные (от лат. fricare - тереть), согласные.

Если органы произношения, образовавшие полную смычку, размыкаются не мгновенно, путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель, то возникает сложная артикуляция со смычным началом и щелевым концом. Такая артикуляция характерна для образования смычно-щелевых (слитных) согласных, или аффрикат.

Воздушная струя, преодолевая сопротивление преграждающего ей путь органа произношения, может привести его в состояние вибрации (дрожания), в результате чего возникает своеобразный прерывистый звук. Так образуются дрожащие согласные, или вибранты.

При наличии полного смыкания в одном месте надставной трубы (например, между губами или между языком и зубами) в другом ее месте (например, по бокам от языка или позади опущенного мягкого неба) может оставаться свободный проход для воздушной струи. В этих случаях шума почти не возникает, но звук голоса приобретает характерный тембр и заметно приглушается. Согласные, образующиеся при такой артикуляции, носят название смычно-проходных. В зависимости от того, куда направляется воздушная струя - в полость носа или в полость рта, смычно-проходные согласные подразделяются на носовые и ротовые.

Особенности характерного для согласных шума зависят не только от способа его образования, но и от места возникновения. Как шум взрыва, так и шум трения может возникать в разных местах надставной трубы. В одних случаях активным органом произношения, образующим смычку или щель, является нижняя губа, и возникающие при этом согласные носят название губных. В других случаях активным органом произношения является язык, и тогда согласные называются язычными.

При образовании большинства согласных к основному способу артикуляции (смычке, сужению, вибрации) может присоединяться дополнительная артикуляция в виде подъема средней части спинки языка к твердому небу, или так называемой палатализации (от лат. palatum - небо), акустическим результатом палатализации согласных является их смягчение.

Классификация согласных. В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость.

Сонорные согласные противопоставляются всем остальным согласным, которые называют шумными. В отличие от сонорных они образуются с участием достаточно сильных и ясно различаемых шумов.

Шумные согласные, в свою очередь, делятся на две группы. Одна группа - согласные, образуемые без участия голоса, при помощи одного лишь шума. Они называются глухими; при их произнесении голосовая щель раскрыта, голосовые связки не колеблются.

Другая группа - согласные, образуемые при помощи шума и в сопровождении голоса. Они называются звонкими; большинство шумных согласных составляет пары глухих и звонких (п-б, ф-в, ш-ж и т. д.). Непарными глухими являются согласные: х, х\ ц, ч, щ, а непарным звонким - один согласный) (йот).

По способу артикуляции, т. е. по способу образования преграды между активными и пассивными органами произношения, согласные делятся на пять групп.

Шумные согласные образуют три группы:

1. смычные, или взрывные: п, п", б, б", т, т", д, д", к, к", г, г";

2. щелевые (проторные), или фрикативные: ф, ф", в, в", с, с", з, з", х, х",ш, щ, j (йот);

3. смычно-щелевые (слитные), или аффрикаты: ц, ч. Сонорные согласные по способу артикуляции делятся на две группы:

· смычно-проходные: м, м", н, н", л, л". Из числа смычно-проходных согласные м, м", н, н" являются носовыми, а согласные л, л" -ротовыми;

· дрожащие, или вибранты: р, р".

По месту артикуляции согласные прежде всего делятся на две группы в зависимости от активного органа произношения, участвующего в их образовании, а именно на губные и язычные.

Губные согласные, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от пассивного органа, относительно которого артикулирует нижняя губа:

1. губно-губные, или двугубные: п, п", б, б", м, м"; при произнесении этих звуков образуется смычка между нижней и верхней губами;

2. губно-зубные: ф, ф", в, в"; здесь нижняя губа артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними щель.

Язычные согласные в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык, делятся на пять групп:

1. язычно-зубные: с, с", з, з", ц, т, т", д, д", н, н", л, л"; при произнесении этих звуков передняя часть языка вместе с кончиком его артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними смычку или щель;

2. язычно-альвеолярные: р, р"; эти согласные образуются в результате вибрации переднего края языка у альвеол верхних резцов;

3. язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ; при произнесении этих согласных передний край или передняя часть спинки языка образует смычку или щель с передней частью твердого неба;

4. язычно-средненебные: к", г", x", j; эта группа согласных образуется путем смыкания или сближения средней части спинки языка со средней частью неба;

5. язычно-задненебные: к, г, х, при образовании этих звуков задняя часть спинки языка артикулирует относительно мягкого неба и задней части твердого неба, образуя здесь смычку или щель.

Палатализованные согласные (т. е. согласные, образуемые при помощи описанной выше дополнительной артикуляции, заключающейся в поднятии средней части спинки языка к твердому небу) называют мягкими в отличие от непалатализованных, или твердых согласных. Большинство согласных составляют пары твердых и мягких. Непарными твердыми согласными являются ж и ц, непарными мягкими - ч и j .

ОТГРАНИЧЕНИЕ ДИЗАРТРИИ ОТ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ О. В. Елецкая, канд. пед. наук, доцент О. В. Елецкая: логопедам https: //vk. com/eletskaya_olga_eletskaya@mail. ru

КЛИНИЧЕСКАЯ (КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Нарушения речи Нарушения устной речи письменной речи Афазия Алалия Дизартрия Ринолалия Нарушения структурносемантического оформления высказывания Дислалия Заикание Тахилалия Брадилалия Дисфония (афония) Расстройства фонематического оформления высказывания Дисграфия Дислексия

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ Нарушения речи Нарушения в применении средств общения Нарушения средств общения ФФН ОНР ЗАИКАНИЯ И НЕ СУДОРОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ

Органическое поражение центрального отдела речедвигательного анализатора Врождённое Неблагоприятное протекание беременности (токсикозы, интоксикации, резусконфликт, гипоксия плода и пр.) Осложнённые роды (асфиксия, родовая травма, кесарево сечение и пр.) Приобретённое Инфекционные заболевания ЦНС, черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Наличие апраксий Наличие гиперкинезов Наличие синкенезий Наличие атаксий, повышенный пониженный, переменный тонус Повышенное слюноотделение Неврологическая симптоматика в оральной области при дизартрии

ЛЕВИНА Р. Е. , ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ (АЛАЛИКОВ), М. , 1951. Алалия (от греч. а - отрицательная частица и laliá- речь), отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга.

ПРИ АЛАЛИИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МЕРЕ ВСЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ РЕЧЬ Звукопроизношение Словарь Связное высказывание Грамматически й строй

ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ АЛАЛИИ ОТ ДИЗАРТРИИ И АНАРТРИИ у детей с алалией нет параличей или парезов речевых органов, которые имеются при дизартрии. Поэтому отсутствие у них речи нельзя приписать нарушению иннервации мышц речевого аппарата со стороны бульбарных или псевдобульбарных систем мозга

Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков. Дети с дизартрией, как правило, неправильно выполняют большинство этих движений.

При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии только одна из подсистем – фонетическая.

Расстройства произношения звуков у детей с алалией объясняются нарушением производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц, что в большей степени обусловлено контекстуальными условиями, сегментными и надсегментными влияниями: соседствующими звуками, структурой слога, в который входит звук, слоговой структурой всего слова, его длиной, местом ударения.

У детей с анартрией и дизартрией расстройства произношения вызваны прежде всего нарушением фонетических (моторных) операций.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ АЛАЛИИ И ДИЗАРТРИИ (ПО В. А. КОВШИКОВУ) Дифференциальные критерии Алалия Общая характеристика произношения звуков Достаточная сохранность моторной артикуляторного механизма. Дизартрия деятельности Выраженное нарушение артикуляторного механизма. Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко появляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. Преимущественно характерны фонетические нарушения. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены и пропуски. Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена либо пропуск). В нарушениях произношения доминируют замены звуков. В нарушениях произношения доминируют искажения звуков.

Дифференциал Алалия ьные критерии Дизартрия Искажения звуков Искажения небольшого количества звуков. Искажения преимущественно сложных по артикуляции звуков. Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение. Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искажённой и правильной артикуляции. Замены звуков Замены артикуляторно сложных звуков. Непостоянные замены звуков. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. Постоянные замены звуков Разнообразные замены звука. Взаимозамены звуков сравнительно часты. Пропуски звуков Однообразные звука. замены Взаимозамены звуков сравнительно редки. Непостоянные пропуски. Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков. Пропуски преимущественно сложных звуков.

КОМПЛЕКСНАЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ Над речью Восполнение пробелов в речевом развитии Развитие предикативной системы Овладение элементами грамматического строя речи Над личностью ребенка Развитие сенсорных и общедвигательных возможностей Устранение невротических наслоений и/или травмирующих воздействий Развитие речевой и психической активности

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Ароматерапия Музыкотерапия Хромотерапия Су – джок терапия Пескотерапия Игры с водой, глиной, тестом

КИНЕЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Статические - занятия на снарядах, удержание определённых поз и т. п. Динамические упражнения – бег, ходьба, езда на велосипеде и др. Смешанные сочетают в себе статические и динамические.

СУЩЕСТВУЮТ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА: Развитие межполушарных связей Синхронизации работы полушарий Развитие мелкой моторики Развитие способностей Развитие памяти, внимания Развитие речи, мышления

ОРГАНИЗАЦИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5 -10 до 20 -35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45 -60 дней. Занятия ведутся по схеме: Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (68 дней); Перерыв 2 недели; Комплекс упражнений для развития правого полушария (6 -8 недель); Перерыв 2 недели; Комплекс упражнений для развития левого полушария (6 -8 недель).

УШИ Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

КОЛЕЧКО Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. ; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

ЛЕЗГИНКА Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6 -8 раз).

ЛЯГУШКА Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

ЗАМОК Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

УХО - НОС Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

СИММЕТРИЧЕСКИЕ РИСУНКИ Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т. д. (20 -30 сек.)

ВЕЕР Сделать пальцы левой руки “веером”, нажать большим пальцем правой руки на середину ладони левой. Это точка концентрации внимания. При нажатии делать выдох, при расслаблении вдох. Упражненье повторить 5 раз. Затем руки поменять;

КОЛЬЦО Соединить в кольцо с большим пальцем каждый палец руки (указательный, безымянный и т. п.). Упражнения сначала выполняется одной рукой, а затем в нём участвуют две руки одновременно.

Рубим капусту. Постучать по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки. Домик. Соединить кончики пальцев вытянутых рук и с усилием сжимать их друг с другом. Потом отработать эти движения для каждой пары пальцев отдельно. Барабан. Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1, 1 -2 -3 и т. д. Затем тоже сделать левой рукой. Столбики. Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук. Циркачи. Вращать карандаш между большим, указательным и средним пальцами одной и другой руки. Лучики. Сидя, согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать пальцы обеих рук постепенно ускоряя темп до максимальной усталости. Затем расслабить руки. Маятник. Свободные перемещения глаз из стороны в сторону. Поглаживание лица. Приложить ладони ко лбу. Сделать выдох и провести ими с легким движением вниз до подбородка. На вдохе провести руками со лба через темя на затылок и шею. Кисточки. Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4 -6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4 -6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта. Да – нет. Делать медленные наклоны головы к плечам, затем кивать головой вперед - назад. Потом сделать по одному круговому движению головой по часовой и против часовой стрелки по 1 разу. Весь цикл повторить по 4 раза. Плечики. Поднимать плечи вверх – вниз, вперед – назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно. Повторить 4 раза.

ПОСЛУШАЕМ СВОЕ ДЫХАНИЕ Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма. Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют: Ø куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит; Ø какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно); Ø какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое; Ø какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой); Ø тихое, неслышное дыхание или шумное. Упражнение проводится до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

ДЫШИМ ТИХО, СПОКОЙНО ИПЛАВНО Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5 -10 раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

ПОДЫШИ ОДНОЙ НОЗДРЕЙ Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание). 2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка» . 3 -4. То же другими ноздрями. Повторить 3 -6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6 -10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со сп. окойного и переходить на глубокое дыхание

ВОЗДУШНЫЙ ШАР (ДЫШИМ ЖИВОТОМ, НИЖНЕЕ ДЫХАНИЕ) Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине. Повторить 4 -10 раз.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ (СРЕДНЕЕ, РЕБЕРНОЕ ДЫХАНИЕ) Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ (ВЕРХНЕЕ ДЫХАНИЕ) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4 -8 раз.

ВЕТЕР (ОЧИСТИТЕЛЬНОЕ, ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ) Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3 -4 раза. Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

РАДУГА, ОБНИМИМЕНЯ Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Исходное положение - стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3 -4 секунд. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» , выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3 -4 раза. Повторить 3 -5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» .

ЕЖИК Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4 -8 раз.

ГУБЫ «ТРУБКОЙ » Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы. Губы сложить «трубкой» , резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух). Пауза в течение 2 -3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4 -6 раз.

УШКИ Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправовлево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4 -5 раз.

ПУСКАЕМ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3 -5 раз.

ЯЗЫК «ТРУБКОЙ » Губы сложены «трубкой» , как при произношении звука «о» . Язык высунуть и тоже сложить «трубкой» . Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3 -5 секунд. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4 -8 раз.

НАСОС Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5 -7 пружинистых наклонов и вдохов). Выдох произвольный. Повторить 3 -б раз. Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки. Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны впередназад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки. Повторить 3 -5 раз.

ПЛАНЕТА « АТ-НАМ» - ОТЗОВИСЬ! ЙОГОВСКОЕ» ДЫХАНИЕ) С (« Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры. Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела. После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам» . Повторить 3 -5 раз. Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу - это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота-это небольшой вдох. Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам» . С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется. Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8 -10 раз произнесут «Сат-нам» , взрослый говорит: «Позывные принял!»

ИНОПЛАНЕТЯНЕ Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно» , «Планета «Сат-нам» - отзовись!» Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе. Исходное положение - 3 -4 раза из положения лежа на спине, 3 -4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)» . Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ 1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). 2. Обязательно чередуйте три типа движений: Ø сжатие; Ø растяжение; Ø расслабление.

КАК ЕЩЕ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПАЛЬЧИКИ? 1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет. 2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает. 3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки. 4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « ЕЛ МЕДВЕДЬ» Ш Шел медведь к своей берлоге Да споткнулся на дороге. «Видно, очень мало сил Я на зиму накопил» , Так подумал и пошел Он на поиск диких пчел. Все медведи сладкоежки, Любят есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. Массируют каждый палец, начиная с большого, сначала на левой руке, потом на правой. На каждую строчку выполняется массаж одного пальца.

ДЕТИ ЛЮБЯТ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ… Правая рука Дети любят всех зверей: (массируем большой палец) Птиц и ящериц, и змей, (массируем указательный палец) Пеликанов, журавлей (массируем средний палец) Бегемотов, соболей, (массируем безымянный палец) Голубей и глухарей (массируем мизинец) Левая рука И клестов, и снегирей, (массируем большой палец) Любят горного козла, (массируем указательный палец) Обезьянку и осла, (массируем средний палец) Дикобраза и ежа, (массируем безымянный палец) Черепаху и ужа. (массируем мизинец)

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА по-пу-гай во-ро-бей пе-ли-кан со-ло-вей пти-цы (мизинец) (безымянный) (средний) (указательный (большой) са-мо-лет теп-ло-ход вер-то-лет вез-де-ход транс-порт

ЩЕЛЧКИ Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает палей к столу, сопротивляясь подъему). Заем палец отпускают и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец. Начинаем с мизинца. Поднял ушки бурундук, Он в лесу услышал стук - Это что за громкий стук ПРАВАЯ РУКА Тук да тук, тук да тук. - А пойдем, - сказал барсук, Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук И без крыльев, и без рук ЛЕВАЯ РУКА Ищет он, где спрятан жук, Вот и слышен перестук.

ПОТЯГИВАНИЕ ЗА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ. ВЫТЯГИВАНИЕ» « ПАЛЬЦЕВ ЗА НОГТЕВЫЕ ФАЛАНГИ. Начинаем с мизинца. Тянут, тянут Бабка с дедкой Из земли Большую репку «Вот пришла бы Наша внучка Помогла б Собака Жучка Где же кошка? Мышка – крошка? » Хоть держалась крепко Вытянута репка ПРАВАЯ РУКА ЛЕВАЯ РУКА (руки в замок) (руки расцепить, в стороны)

ПООЧЕРЕДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВСЕХ ПАЛЬЦЕВ СБОЛЬШИМ На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1. Затем – смена рук. 1 -2 1 -3 1 -4 1 -5 Ищет птичка и в траве 1 -5 1 -4 1 -3 1 -2 И на ветках ив листве Смена рук 1 -2 1 -3 1 -4 1 -5 И среди больших лугов 5 -1 4 -1 3 -1 2 -1 Мух, червей, слепней, жуков

ДОМ Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

ДРУЗЬЯ -САДОВОДЫ Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз) Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем") Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками) А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

КОРАБЛИК По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек другу, верхние открыты - показываем "кораблик") Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль") На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки") В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки

ЛОДОЧКА Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья, Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт") Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы) Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой") А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

МЫШКА Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

АПЕЛЬСИН (Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯПРАВОПОЛУШАРНЫХ ПРОЦЕССОВ В результате выполнения упражнений развиваются творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируется психика, развивается интуиция. Встать прямо, глаза закрыть, пальцы левой руки лежат на животе (5 см ниже пупка), кончиками пальцев правой руки разминать копчик, представляя красный шар. Затем левая рука на копчике, правая растирает живот, представляя оранжевый шар. Левая рука лежит в области пупка, правая рука в области сердца. Сильно натирать грудь, представляя зеленый шар. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ. Левая рука - на животе, правая чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар. Сделать вдох левой ноздрей (правая закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох через правую, таким же образом левую закрыв ноздрю левой рукой (3 раза). При вдохе представлять серебристый цвет, при выдохе золотой. Сесть на край стула, спина прямая, положить голень правой ноги на колено левой, правую руку положить на щиколотку согнутой ноги ладонью вверх, на нее также положить левую рук. Посидеть спокойно 30 с. Затем тоже сделать с другой ногой. Каждое упражнение выполняется 15 - 20 с, затем время выполнения увеличивается до 30 с. Закрыть глаза, массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно с обеих сторон, затем сделать движение зевотой. Встать, держась руками за спинку стула, одну ногу выставить вперед, делать выпады на колено выставленной вперед ноги. Нога, расположенная сзади должна быть прямой. Корпус держать прямо. Повторить тоже с другой ноги. Сесть на стул или на пол, на мягкую поверхность, руками держаться за сиденье стула или положить их ладонями вниз на пол. Поднять ноги вместе. Делать ими круговые движения по 4 раза в каждую сторону. Сесть, вытянув ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны и переплести пальцы в замок на уровне груди, удобно вывернув их. Расслабиться, закрыть глаза и глубоко подышать. Каждое упражнение выполняется 15 -30 с.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕВОПОЛУШАРНЫХ ПРОЦЕССОВ В результате выполнения упражнений улучшается память, интеллектуальные возможности, преодолеваются математические трудности, активизируется работа головного мозга. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с открытыми глазами, продолжать – с закрытыми (7 раз). Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до 30. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз 1 мин. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей (20 раз). Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения с лева на право, потом наоборот (10 раз). Покачивание головой. Силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела поворачивая налево, потом направо. Повторить тоже другой рукой. Вращение шеи. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем - при опущенных. Вращать головой, не закрывая глаз, потом – закрывая их. Сесть на стул, ноги вытянуть вперед, скрестить их. Делать наклоны вперед, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперед. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох – при подъеме. Повторить 3 раза и изменить положение ног. Перекрестный шаг. Делать попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте, сначала прикасаясь руками противоположным ногам перед собой, затем за спиной. Можно вместо ходьбы делать таким же образом прыжки на месте.

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА один из нетрадиционных приемов в работе над произношением. Это комплекс двигательных упражнений, в которых принимает участие тонкая и грубая моторика рук, ног, головы, всего туловища, при воспроизведении определенного речевого материала.

ПРОВЕДЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДАННОЙ МЕТОДИКИ ОСНОВАНО НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ. 1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. 2. Использование методики речедвигательной ритмики наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. При этом проговаривание речевого материала с движениями речедвигательной ритмики должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения. 3. Соблюдение общедидактического принципа «от простого к сложному» . Освоение речедвигательных упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один речевой выдох). Постепенно речедвигательные упражнения вводятся в слоги и слоговые ряды, затем – в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Конечной целью таких упражнений является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения. 4. Планирование занятий, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализа и синтеза, с использованием речедвигательных упражнений.

А Исходное положение: руки впереди, подняты ладошками вверх. Локтевые суставы слегка согнуты до конца не выпрямляются, ладошки слегка закруглены - пальчики округлены (в руку можно вложить мячик (из сухого бассейна). Произнося "А" долго, руки разводятся в стороны. Грудная клетка раскрывается, поясница прогибается, поднять подбородок чуть вверх. Мышечная динамика: незначительное напряжение. Тренировочные упражнения: произносить громко и долго, тихо и долго, но не шепотом, громко и долго, тихо и-быстро. Эти упражнения распространяются на все гласные, кроме Ы.

О Исходное положение: руки впереди, внизу округло соединены. Произнося "О" долгое, руку разводят через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Поясница прогнута, чуть напряжены мышцы бедер и ягодиц. Подбородок слегка приподнят. Мышечная динамика: значительная.

У Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди, сильно сжаты в кулаки. Кончиком вверх выпускаются указательные пальцы. Произнося "У" долгое, кисти выводятся вперед, но локтевые суставы до конца не выпрямляются, а указательные пальцы продолжают смотреть вверх Напряжение мышц бедер, спины, лопаток, плеча, кисти. Подбородок чуть приподнят. Мышечная динамика: сильная (сильное мышечное напряжение).

Э Исходное положение: руки впереди, подняты ладошками вверх Локтевые суставы слегка согнуты до конца не выпрямляются, ладошки слегка закруглены - пальчики округлены (в руку можно вложить мячик (из сухого бассейна). Произнося "Э" долгое, руку разводят в стороны, чуть поднимаются вверх, пальчики опускаются на плечи, локти слегка вниз. Голова вначале поднимается вверх, в конце опускается вниз. Мышечная динамика: от незначительного мышечного напряжения до расслабления.

И Исходное положение: руки перед грудью, слабо соединены в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося "И" долгое, руки выводятся вверх, одновременно приподнимается на носки. Мышечная динамика: значительная. Для вывода согласных на мягкость и для получения звука "Щ", после воспроизведения впереди стоящего твердого согласного без интервала в движении и произношении переходим на движение и произношение быстрого "И", сопровождая прыжком вверх (тычем пальцем в небо).

Ы Исходное положение: руки согнуты на груди. Кисти на уровне плеч, сильно сжаты в кулаки и сильно повернуты к себе Плечо (локти) прижаты к бокам. Произнося "Ы" воспроизводим полукруглые движения кулаками и предплечьем от себя, одновременно подгибая коленки, подбородок вниз. Мышечная динамика: сильная. Заключительным этапом в работе над гласными является произношение гласного ряда на одном речевом дыхании. АОУЭИЫ. К этому мы переходим постепенно: АО, АОУЭ, АОУЭИЫ