Чаще всего заикание возникает в период. Можно ли вылечиться от заикания? По типу судорог существуют

Заикание представляет собой нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Заикание происходит вследствие неправильного строения органов периферического речевого аппарата или от недостаточной их деятельности (слабость мышц языка, его неспособность делать некоторые движения, изменения в деятельности дыхательных органов и пр.). Начало заикания относится к периоду формирования у детей речи и потому его можно назвать эволюционным.

Причины

Речь в процессе эволюционного развития является поздним (а следовательно, и более молодым) приобретением человека и поэтому наиболее ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте. Поэтому заикание возникает впервые обычно в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей, в этом возрасте речь находится в стадии формирования и становления, образующиеся речевые, нервные связи у них еще слабы, неустойчивы, хрупки и легко поэтому могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3-летнем возрасте, и

чаще всего оно возникает в 4-5-летнем возрасте, когда у ребенка образуются условные речевые связи более сложного, чем в предшествовавшем периоде, порядка.

Ребенок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, в его фразах появляются придаточные предложения, развивается и формируется логическое мышление. В этом возрасте у детей появляется много вопросов; к их речи предъявляются более высокие требования.

Рассматривая причины, вызывающие заикание, и наблюдая его развитие, можно выделись здесь первичные и вторичные явления.

К первичным относятся явления, возникающие под воздействием болезнетворного фактора. Они выражаются главным образом в судорожных нарушениях речи и в вегетативной реакции заболевшего.

К вторичным явлениям относятся последующие наслоения вокруг первичного ядра речедвигательных и вегетативных нарушений. Эти явления выражаются в прибавочных судорогах (сопутствующих движениях) и главным образом в тягостных переживаниях, вызываемое расстройством речи и обусловливающих некоторые особенности поведения больного.

Первичные явления заикания могут возникнуть у ребенка внезапно при эмоциональном потрясении, обычно под влиянием испуга, что стоит в связи с известными фактами внешнего выражения эмоций - мимикой, жестикуляцией и прочими выразительными движениями, а также с нарушениями в деятельности речевых мышц, органов дыхания, кровообращения. Так, ребенок, переживая огорчения, плачет, для внешнего выражения этого состояния характерны не только мимические движения (сокращение круговой мышцы глаз, опускание углов рта, приподнимание внутреннего конца бровей и пр.), но и изменения деятельности органов дыхания - всхлипывания, т. е. судорожные вдыхания, прерывистая «всхлипывающая» речь и т. д.

У ребенка страх, вызванный испугом может проявиться особенно тяжело. Состояние страха у испуганного ребенка наиболее резко сказывается на нервно-мышечной деятельности его речевого аппарата; одновременно возникает сильная вегетативная реакция. Испуганный ребенок говорит со спазматическими остановками и перерывами в речи, с судорожными повторениями звуков и слов. Он бледен, судорожно дышит, то задерживая дыхание на вдохе, то производя спазматические вдыхания и выдыхания; речь теряет свою плавность и ритмичность, она разорвана на отдельные звуки и слова. Таким образом, у испуганного ребенка сразу возникают первые явления заикания. Эти явления в дальнейшем могут зафиксироваться. Случается, что испуг вызывает длительное - на несколько часов, на сутки и более - молчание ребенка. Родители в таких случаях сообщают, что ребенок после перенесенного испуга не говорил несколько часов или дней, а потом начал говорить, но уже с заиканием.

Дети обычно переживают (случается - и не однажды) тот или другой испуг, однако заболевают заиканием далеко не все. Для того чтобы появилось заикание, должны существовать еще предрасполагающие причины. Этими причинами являются состояния какого-либо неблагополучия в отношении здоровья ребенка - соматического, нервно-психического. Такие состояния способствуют возникновению заикания.

О таком предрасположении к заиканию свидетельствуют иногда отмечаемые у ребенка остаточные явления перенесенного им заболевания - внутриутробного, в первые месяцы и годы жизни, родовой травмы (органические микросимптомы со стороны центральной нервной системы). Дети, страдающие так называемой «нервностью» - возбудимые, раздражительные, эмоционально неустойчивые, робкие, боязливые, с нарушениями сна, ночным энурезом , ночными страхами и т. д., чаще страдают заиканием. Все то, что ослабляет ребенка, предрасполагает к заиканию.

Заикание, остро возникшее, может вызвать и ночной испуг. Ребенок, говоривший накануне правильно, утром просыпается с плачем и совершенно неожиданно для тревожно взволнованных и изумленных родителей - с судорожной речью. Заикание может возникнуть после того, как ребенок упал и причинил себе ушиб .

В происхождении заикания также имеют значение всякие другие травмирующие влияния, которые хотя и менее выражены, но продолжительны и длительно вызывают у него эмоционально тягостные переживания боязни, огорчений и пр. Такими травмирующими влияниями могут быть «строгое» обращение с ребенком, угрозы наказанием, запугивание, постоянные замечания и выражения недовольства по поводу его шалостей, горе или конфликтные отношения в семье, ссоры с товарищами и т. д. Заикание в этих случаях развивается постепенно. В противоположность остро возникшему заиканию, когда судорожные нарушения речи бывают резко выражены, при постепенном развитии заикания они остаются вначале обычно незамеченными для окружающих, а если они их и замечают, то затруднения в речи ребенка объясняют тем, что он еще не научился подбирать в речи нужные слова.

Заикание в этих случаях может возникнуть и сразу, с острых явлений, так как длительные травмирующие переживания, накапливаясь, могут сразу, в случае так называемой «последней капли» обрушиться на ребенка со всей своей болезнетворной силой.

Заикание иногда появляется после коклюша, кори, скарлатины, дифтерии и пр. Особенно важное значение в происхождении заикания, как предрасполагающий фактор, имеет коклюш, протекающий с приступами судорожного кашля. В случаях, когда заикание, по словам родственников, возникло у ребенка после перенесенной им какой-либо инфекционной болезни, нередко выясняется, что заикание было и до заболевания, но ему не придавали значения и даже не считали заиканием, но после инфекционной болезни оно резко усилилось, его уже теперь заметили, с этого времени начали счет.

Заикание имеет психогенное происхождение, оно возникает под действием психотравмы - резкой, острой или менее резкой, но длительной. В тех случаях, когда даже и при раннем обращении за помощью не удается выяснить обстоятельств, с которыми может быть связано возникновение заикания, можно, полагать, что имевшая место психотравма была так слаба, что для родственников осталась незамеченной, но была достаточной для того, чтобы вызвать заикание у ребенка, предрасположенного к тому.

Симптомы

Заикание всегда начинается с прерывания течения речи. Но не всякое прерывание плавности речи является патологическим. У большинства людей в состоянии сильного возбуждения могут возникнуть запинки в речи. Когда же побуждение проходит, как правило, обычное течение речи самостоятельно восстанавливается.

Заикание чаще всего проявляет продолжительным повторением некоторых звуков или слогов (клонические судороги) или продолжительной задержкой на произношение отдельных звуков (тонические судороги).

Затруднения в области речевой моторики иногда сопровождаются первичными и вторичными сопутствующими движениями. Под первичными сопутствующими движениями понимают движения лицевых мышц, так, например, раздувание крыльев носа (симптом крыльев носа). Вторичными сопутствующими движениями являются различие некоординированные движения туловища и конечностей, провождающие речевые затруднения. Некоторые заикающиеся отбрасывают голову назад, другие топают ногой, машут рукой и т. п. Речь заикающегося в ситуации волнения или в период ожидания предстоящего разговора протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица и то подобных вегетативных реакций. Иногда из-за страха перед речевой неудачей он старается построить свою речь преимущественно из «легких» для произношения слов и во время речи вдруг меняет строй предложения. Это приводит нередко не только к нарушениям в построении фразы, но и к изменению смысла.

В дальнейшем у заикающегося могут появиться такие психические особенности, как страх речи, социальная изоляция и др.

Шкала этих взаимозависимостей очень разнообразна: насмешки, непонимание, несправедливость оказывают отрицательное действие на характер заикающегося, способствуя углублению невроза.

Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм и даже предшествующее ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу вслед за реакцией испуга у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. В этих случаях динамика клинической картины выражается в нарастании как речевых нарушений, так и общих невротических расстройств.

У детей с невротическим заиканием наблюдаются невротические расстройства различной степени выраженности. К ним относятся трудность засыпания, поверхностный, неглубокий сон, пугливость, склонность к появлению слез, снижение аппетита , встречающееся даже в грудном возрасте. У некоторых детей отмечаются заторможенность поведения, застенчивость, повышенная впечатлительности, трудности привыкания к новой обстановке.

В других случаях невротические проявления могут выражаться повышенной раздражительностью, капризностью, упрямством, демонстративным поведением, легкой возбудимостью, чрезмерной подвижностью. В отдельных наблюдениях встречается невротический энурез. Иногда период возрастного криза может характеризоваться истерическими проявлениями: возбудимостью, раздражительностью, демонстративностью поведения.

Диагностика

Лечение заикания осуществляется комплексно, проводимое совместно врачом и логопедом. Поэтому и обследование заикающихся проводится врачом и логопедом. Обследование должно быть всесторонним, так как заикание – это невроз, захватывающий не только функцию речи, но и весь организм особенно вегетативную нервную систему, и личность больного.

Исследование организма, больного и состояния его нервно-психической сферы проводится врачом, который и устанавливает диагноз. Логопед исследует состояние речи и особенности имеющегося ее нарушения, причем имеется в виду, что это нарушение не является изолированным, а представляет внешне первенствующий симптомом в общей картине невроза. Врачом изучаются жалобы больного заиканием. Жалобы различны, как различны личности больных и окружение, в условиях которого возник и развивается невроз. Изучение жалоб вместе с другими данными обследования позволяет по возможности указать в диагнозе имеющиеся особенности невроза обследуемого.


При обследовании важно установить, не было ли в наследственности обследуемого каких-либо нарушений речи, нервно-психических и других заболеваний, алкоголизма родителей и т. д., которые могли быть причиной наследственной слабости нервной системы, предрасполагающей к заиканию. У матери заикающегося ребенка выясняется, какое состояние здоровья было у нее во время беременности, не перенесла ли она в этот период инфекционных и других болезней, не было ли травм - физических и психических, как протекали роды, как шло физическое и психическое развитие ребенка, какие и когда он перенес болезни, не наблюдались ли частые и повторные заболевания (грипп, ангины, катары верхних дыхательных путей и пр.), ослабляющие нервную систему ребенка и способствующие тем самым возникновению заикания, нет ли каких-либо хронических заболеваний и недостатков в соматическом состоянии, также ослабляющих защитные и компенсаторные свойства организма.

При исследовании отмечается состояние общей моторики: моторное беспокойство, суетливость, угловатость, напряженность и заторможенность общих движений и т.д., у детей - хватание предметов со стола, разбрасывание игрушек и картинок, бегание по кабинету, открывание и закрывание с хлопанием дверей и т. д. или наоборот, общая вялость и малоподвижность.

Речь, больного исследуется примерно по следующей схеме:

  • спонтанная речь - беседа с обследуемым. Предлагается рассказать что-нибудь самостоятельно. Ребенку показывают картинки, лото с названиями, включающими разные звуки, игрушки, предлагают назвать их, рассказать содержание картинки и т.д. Школьника расспрашивают о преподавателях, о товарищах, предлагают рассказать содержание последнего урока по литературе или географий, рассказать, как привел каникулы и т. д. Взрослого спрашивают о последних газетных новостях, предлагают рассказать содержание последней кинокартины, которую, он видел, какой-либо эпизод из своих воспоминаний и т. д.;
  • отраженная речь. Врач или логопед произносит несложную фразу, которую обследуемый должен повторить. Фраза произносится сначала в обычном, потом в замедленном темпе;
  • шепотная речь (спонтанная и отраженная). Врач или логопед говорит шепотом, больной тоже шепотом говорит от себя и повторяет сказанное врачом или логопедом;
  • ритмическая речь. Чтение стихотворения наизусть (самостоятельное и содружественное, вместе с логопедом);
  • чтение (несложный текст, самостоятельное и содружественное);
  • пение;
  • темп речи (нормальный, торопливый, быстрый, замедленный, неровный и др.);
  • артикуляция (четкая, ясная, поверхностная, нечеткая, вялая, сжатая, «сквозь зубы», дефекты звукопроизношения и др.);
  • голос (тихий, громкий, фальцетный, «ломающийся», хриплый/слабый, с носовым оттенком и др.);
  • дыхание во время речи (плавное, прерывистое, толчкообразное, речевой выдох - нормальный, укороченный, наблюдается ли" произнесение слов и судорожность при инспирации, утечка воздуха через нос и др.);
  • сопутствующие движения: судорожные (раздувание крыльев носа, судороги лицевых мышц, шеи, рук и др.), вспомогательные, произвольно выполняемые и как бы облегчающие речь (движения головой, конечностями, туловищем и др.).

Профилактика

Целью лечения больных заиканием является:

  • устранение неправильного - судорожного произношения слов и выработка навыков правильной речи;
  • устранение вторичных тягостных психогенных наслоений и выработка уверенного речевого поведения.

Лечение заикания должно предусматривать воздействие не только на функции речи, но и на личность и общее состояние здоровья больного, главным образом на его нервно-психическое состояние.

Основными средствами патогенетически обоснованной терапии заикания о неврозах служат: а) речевой отдых; б) мероприятия по восстановлению нарушенного ритма деятельности корковых речевых механизмов; в)мероприятия по устранению накопившихся патологических условных связей и воспитанию новых условных рефлексов, нормализующих речь; г) регулирующее влияние окружающей среды; д) лекарственное и другие виды лечения для укрепления общесоматического и нервно-психического состояния больного заиканием.

Как дети, так и взрослые при лечении объединяются в группы проходят курсовое лечение.

Лечение заикания проводится врачом (психиатром, психоневрологом) совместно с логопедом. Врач и логопед взаимно помогают друг другу. Заикание является прежде всего функциональным нервным заболеванием. Условнорефлекторная деятельность коры/ мозга, посредством, которой осуществляется оздоровление личности и речи больного заиканием, зависит не только от раздражителей, но и от состояния коры, т. е. в конечном счете от состояния здоровья, человека.

Врач применяет нужное лечение (психотерапия, медикаментозное, физиотерапия и пр.), указывает логопеду имеющиеся с eгo точки зрения особенности нервной системы и речевых нарушении у больного и рекомендуемые приемы психотерапевтического подхода к нему,

получая в свою очередь наблюдения логопеда, помогающие ему, врачу, в деле лучшего изучения больного и, следовательно, его лечения.

Для устранения психогенных наслоений у заикающегося требуется оздоровление его личности, которое изменяет целью выработать y него способность говорить без

страха речи и неуверенности за свою речь (возникающих при преопределенных ситуациях).

Задача сложная, но осуществимая (представляющая по существу перевоспитание личности). С этой целью для необходимого оздоровления личности больного применяют психотерапию.

Работа по оздоровлению личности заикающегося проводится в подростковом, юношеском и более позднем возрасте, когда у заикающегося накапливаются указанные выше психогенные наслоения с реактивными сдвигами характера, формирующие невроз. В дошкольном и раннем школьном возрасте, когда психогенных наслоений еще сравнительно мало, преобладают приемы работы над речью. В остром периоде возникшего у ребенка заикания преимущественное значение имеет речевой отдых вместе с установлением соответственно нужного режима, обеспечивающего эмоциональный и общий покой заболевшего ребенка. Для подростков, юношей и взрослых назначают с целью речевого отдыха период возможного молчания.

Путем лечебного воздействия словом (убеждения, внушения), путем paботы над речью (приобретение способности, говорить без заикания), путем упражнений в речевом общении, в группе лечащихся и в окружающей социальной среде (воспитание уверенного речевого поведения) лечащегося постепенна устраняется страх речи и вместе с этим ее судорожность. У лечащихся вырабатываются новые, нормализующие речь нервные связи между словом без заикания и теми раздражителями, к которым это слово относится, с угасанием ранее образовавшихся патологических; условных рефлексов. В общении с окружающей средой у лечащихся, активно пользующихся приобретенными в группе опытом и приемами, возникают и укрепляются также положительные условные рефлексы на всесторонние - раздражители среды, включая и речь окружающих.

Из лекарственных веществ, применяемых при лечении заикания, особенно важное значение имеют бромиды и кальций. При назначении бромидов надо иметь в виду, что бром усиливает корковые процессы торможения, не снижая процессов возбуждения. Под влиянием бромидов могут быть восстановлены патологически ослабленные при неврозах процессы торможения и тем самым восстановлено нарушенное равновесие между корковыми процессами торможения и возбуждения.

Игорь: 23.12.2014
Добрый день! Мне 50 лет.Болит нога в колене в бедре и в паховой зоне.Тянет ногу выкручивает.Сделал МРТ заключение-задняя парасагиттальная грыжа до 4 мм. L5-S1 м\п диска.Вертебральный остеохондроз L5-S1. С 12 ноября 2014г. прохожу лечение в неврологическом стационаре.Лечение/-л-лизин эсцинат новокаин анальгин витамины В6 В12 папаверин платифилин сибазон прозерин цитофлавин плазмол трентал толперил нейробион Caглюконат ксефокам нуклео ЦМФацеллизин мильгамма нейромидин ревмоксикам. На сегодня улудшений практически нет.Боль в ноге присутствует динамика ноги снижена.Боли и выкручивание в ноге ночью.Пожалуста посоветуйте что делать дальше.Многие советуют лечение или операция в Ровно. Посоветуйте мне. Заранее спасибо.Игорь.Краматорск Донецкой обл.

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Общие сведения

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов . Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы ;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии . В его составе - нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию . Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц - одни сокращаются, другие - расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс - нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости - искривленная носовая перегородка , гипертрофия раковин .

Сопутствующие движения - это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Фазы развития заикания

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание - большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога , но и логопеда . Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию , ЭЭГ головного мозга , МРТ -диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи .

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии , где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация . Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание - определенное поведение, подвластное изменению. В его составе - десенсибилизация, аутогенные тренировки . Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий . Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая - на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены - это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое - расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе - профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье - формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Проблема, от которой страдали Уинстон Черчилль и Мэрилин Монро, вот-вот разрешится. Речь идет о заикании. После долгих стараний ученые изучили механизм этого речевого дефекта и нашли еще одну причину заикания. Они выяснили, что патология связана с ограничением притока крови к лобной доле головного мозга. Это значит, что вскоре появятся новые методы .

Новое исследование ученых из Детской больницы в Лос-Анджелесе основывается популярной научной работе доктора Питерсона из Института Эволюции Разума.

Мозг взрослых и детей, которые заикаются

Команда ученых использовала протонную магнитно-резонансную спектроскопию, чтобы изучить мозг взрослых и детей, которые заикаются. Они были сосредоточены на речевом центре, также известном, как зона Брока, и обнаружили, что активность потока крови была неразрывно связана с речью. Этот факт позволил ученым предположить, что чем больше аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушение речи .

Логопед

Если есть подозрение на дефекты речи у ребенка, его нужно показать опытному логопеду. Вполне возможно, что это запинки не судорожного характера, а они с возрастом проходят. Но такой ребёнок нуждается в повышенном внимании взрослых: разговаривать с ребенком нужно всегда спокойно, негромко, также необходимо выработать чёткий режим дня с обязательным дневным сном и прогулками. Перед сном -только спокойные игры и чтение. Никогда не нужно спешить ставить диагноз «заикание» и тем более произносить это слово при ребенке.

Руководитель эксперимента доктор Брэдли Петерсон утверждает, что результаты исследования открывают новые пути к лечению заикания у детей и взрослых.

До сих пор считалось, что эта физиологическая патология имеет преимущественно генетический характер (

Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.

Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.

Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.

Причины заикания

На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

предрасполагающие:

  • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
  • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
  • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
  • наследственная отягощенность;

неблагоприятные условия:

  • возрастные особенности функционирования головного мозга;
  • физическая ослабленность ребенка;
  • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
  • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
  • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
  • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

К группе неблагоприятных причин относят:

  • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
  • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

Симптомы и типы заикания

При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

  • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
  • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
  • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

  • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
  • волнообразное заиканиедефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
  • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).

Как избавиться от заикания

Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное - научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется . На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам - у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможени я. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора . При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков - ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше - эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие , родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма , при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза - характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма - состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка . То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер . Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами . Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня . Ребенок обязательно не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером . Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения . Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим . Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится - не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.