Чем отличается мозг и поведение правшей и левшей. Почему большинство людей — правши

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Левши - «любимчики» святой инквизиции, дизайнеров приложений, бейсболистов и учителей в течение всей истории человечества вплоть до середины ХХ века. Последние особенно часто задавались вопросом: откуда появились эти 10 % «левых» людей и почему они никак не хотят быть как «правые»?

Собственно, сайт и решил поискать ответ на этот хороший вопрос.

Почему правый - правильный?

Заметьте, даже в языке - не только в русском, а в большинстве языков - прилагательное «правый» помимо стороны обозначает также «правильный, справедливый, праведный, честный», даже законодательная дисциплина называется право, лучший помощник - правая рука, и вообще человек право имеет. А что значит «левый»? Поддельный, краденый, чужой. Революции свершают левые. Изменщики ходят налево.

Почему так произошло - доподлинно неизвестно. Существуют разные теории о «происхождении» левшей, но ни одна из них пока не воспринимается серьезно.

  • Романтическая версия - «теория щита и меча». Главное, что должны были защитить в бою древние воины, - это сердце. Сердце находится слева, следовательно, щитом его необходимо прикрывать слева. Если в левой руке щит, правая вполне логично развивается и становится сильной и доминирующей благодаря мечу.
  • Конспирологическая версия. Леворукой раньше была лишь высшая каста. То есть это был символ некоего подобия масонской ложи. Но потом все как-то перемешались, переженились, и такой удивительный «масонский» ген леворукости вышел в мир, поэтому его мало, но относительно много (еще раз напомним: 10 % от всего населения Земли).
  • Воодушевляющая всех леворуких версия. Леворукими рождаются особо выдающиеся и творческие деятели (см. картинку выше). А все потому, что левая рука связана с правой частью мозга, которая отвечает за креатив. Эх, красиво звучит, но, во-первых, ученые это уже опровергли , во-вторых, среди праворуких, так уж вышло, тоже есть великие творцы. Но все же эта версия остается самой популярной из предложенных.
  • Недоказанная генетическая версия. В 2008 году ученые нашли «ген левшей» - LRRTM1 , но мировое сообщество ученых официально его пока не признает. Правда, в поддержку этой версии может послужить следующий любопытный факт: люди - это не единственный вид на земле, у которого одна сторона превалирует над другой... Недосказанность и таинственность этой фразы разрешит следующий пункт.

Левши есть и среди животных

Двигательная асимметрия (то есть разделение на левшей и правшей) присуща и разным видам животных . Например, некоторые птицы спят только на определенной ведущей ноге (например, аисты или фламинго); по-разному складывают крылья: птицы-правши накладывают правое на левое, левши - левое на правое; обезьяны при их, казалось бы, абсолютной ловкости тоже в основном правши; несмотря на то что 40 % кошек пользуются обеими лапами одинаково, остальные 60 % играют, защищаются или придерживают еду в основном либо только правой (40 %), либо левой (20 %). В общем, список можно продолжать бесконечно, логика та же.

Перейдем к научным причинам леворукости:

  • Травма правой руки в раннем возрасте.
  • Родовые травмы или патологии при беременности, которые повлияли на развитие мозга ребенка.
  • Генетическая особенность (еще раз напомним: точно не доказанная). Но то, что у левшей чаще рождаются левши, это факт .
  • Подражание родителям. Как следствие, праворукий ребенок может просто взять в привычку писать и есть левой рукой.

Тоже самое можно сказать и о людях с доминирующей правой рукой: многие современные правши являются латентными левшами, даже не подозревая об этом, просто потому что их приучили писать правой.

Но, если рассматривать проблему более глобально, приблизительно лишь половина населения - чистые правши. Даже если вы пишете правой рукой, ведущий глаз у вас может быть левым, так же как и нога. Это означает, что вы парциальный левша . Яркий тому пример - Чарли Чаплин, который писал правой рукой, но на скрипке играл левой.

Во всем мире правши составляют основную часть населения. Но почему? — задался вопросом корреспондент BBC Future.

Мы, люди, нечасто сходимся во мнениях, но как минимум на один вопрос большинство даст один и тот же ответ — какой рукой удобнее пользоваться. Если вы пишете одной рукой, то едите вы, вероятно, с ее же помощью, и у большинства людей — около 85% — это правая рука. Кроме того, «истории неизвестны случаи, чтобы где-либо преобладали левши», — рассказывает археолог Натали Уомини (Natalie Uomini) из Ливерпульского университета.

Латерализация в использовании конечностей — то есть предпочтение левой или правой руки или ноги — чаще всего объясняется особенностями мозга. Известно, что за некоторые задачи отвечает левое полушарие, а другие управляются правым. При этом все усложняется тем, что нервы, соединяющие мозг с телом, перекрещиваются, так что левое полушарие в большей степени контролирует правую сторону тела и наоборот. Иными словами, с помощью левого полушария мозга мы пользуемся правой рукой, глазом, ногой и так далее.

Некоторые ученые полагают, что это нейрологическое «разделение труда» существует в животном мире уже полмиллиарда лет. Возможно, оно возникло в ходе эволюции потому, что мозг эффективнее обрабатывает информацию, когда полушария выполняют разную работу. Например, можно предположить, что левая половина мозга решала повседневные задачи, скажем, поиск пропитания, в то время как правая всегда оставалась начеку, чтобы вовремя заметить и быстро отреагировать на неожиданное изменение среды, в частности приближение хищника. Подтверждение этому — различные виды рыб, жаб и птиц, которые чаще хватают добычу, видимую правым глазом.

Получается (хотя доказать это не так просто), что когда наши предки гоминини (в так называемую трибу гоминини традиционно включают людей, шимпанзе и их вымерших предков — ред.) начали ходить на двух конечностях вместо четырех и у них освободились руки для новой работы, такой как изготовление инструментов, они были предрасположены к тому, чтобы использовать руки неодинаково. Или, как это сформулировали Стефани Браччини (Stephanie Braccini) и ее коллеги в статье в Journal of Human Evolution,"развитие индивидуальной асимметрии могло начаться уже на том этапе, когда ранние гоминини привычно переходили к прямохождению во время использования орудий или поиска пропитания«.

Стремясь подтвердить свою теорию, Браччини и ее коллеги наблюдали за шимпанзе и обнаружили, что, стоя на четырех конечностях, обезьяны в равной мере пользуются обеими руками. Асимметрия в предпочтении руки появляется, только когда им приходится выпрямиться, чтобы что-то сделать — однако левшей и правшей среди обезьян поровну.

В таком случае должно быть еще какое-то объяснение тому, что на смену ранним людям, одинаково часто предпочитавшим ту или иную руку, пришел современный человек — почти всегда правша.

Мы приблизительно знаем эпоху, когда это произошло: ученые в рамках эксперимента пытались самостоятельно изготавливать древние каменные орудия, обтесывая камень левой или правой рукой и затем сравнивая получившиеся предметы с теми, которые остались от ранних гоминини. В итоге у нас пока что мало доводов в пользу праворукости наших предков, создававших инструменты два миллиона лет назад и более.

Однако найденные на стоянке Кооби-Фора в Кении каменные инструменты, изготовленные полтора миллиона лет назад представителями двух видов, предшествовавших человеку — Homo habilis («человек умелый») и Homo erectus («человек прямоходящий») — уже позволяют говорить о тенденции к праворукости в масштабах целого вида. К моменту же появления вида Homo heidelbergensis («гейдельбергский человек») около 600 тысяч лет назад правши уже явно доминировали в доисторическом обществе. Так, характер износа сохранившихся зубов Homo heidelbergensis показывает, что пищу обычно подносили ко рту правой рукой.

Итак, мы выяснили, когда начался перекос в правую сторону, но не выяснили, почему. Существует версия, что это связано с языком. Так же, как большинство из нас правши — а за правую сторону тела, как мы помним, отвечает левая половина мозга, — так же у большинства людей левое полушарие отвечает за речь. Этот вид асимметрии еще более распространен, чем праворукость; можно предположить, что по мере развития языковой специализации левого полушария правая рука начала доминировать просто в качестве побочного эффекта. Это так называемая гипотеза Homo loquens («человека говорящего»): латерализация функций головного мозга в целом проявилась под влиянием способности человека ходить на двух ногах и удерживать вертикальную позу, а предпочтение правой руки возникло позже, по мере развития способности к языку.

Таким образом, всеобщая праворукость может быть лишь случайным побочным эффектом устройства мозга у большинства из нас. Но доказать эту гипотезу сложно, если вообще возможно, поскольку в идеале нужно было бы провести ряд нейрологических тестов на наших предках, которых давно нет в живых. Получается, мы никогда не узнаем наверняка, какая последовательность событий привела к тому, что наш вид настолько сильно полагается на правую сторону тела и, соответственно, левую половину мозга.

Что же можно сказать левшам? Не унывайте! Как отмечают авторы исследования, опубликованного в 1977 году журналом Psychological Bulletin, имеется «крайне мало доказательств предположительной связи между леворукостью и какими-либо недостатками». Более того, ряд исследований показал, что левши быстрее восстанавливаются после черепно-мозговых травм. А в бою на стороне того, кто хорошо владеет левой рукой, эффект неожиданности — а значит, у левшей есть преимущество в спортивных единоборствах.

Все это говорит о том, что в отклонении от нормы всегда можно найти свои плюсы.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014, 09:53

Ручки, ножницы, машины, компьютерные мыши... Все эти вещи рассчитаны на 85% человечества — на правшей. В последние годы ученые стали уделять внимание левшам как совершенно иным, по-другому мыслящим и живущим индивидам. От того, левша вы или правша, зависит не только то, какой рукой вы пишете, но и то, как вы смотрите на мир и как с ним взаимодействуете, выяснили ученые.

Рука голосует за разум

Исследователи из Чикагского университета утверждают , что, выполняя привычные действия, люди подсознательно выбирают более удобную и комфортную для них сторону — а таковой является сторона рабочей руки. Это означает, что, если праворукий человек увидит в баре двух одинаково привлекательных для себя людей, он инстинктивно познакомится с человеком, стоящим с правой стороны. Точно так же человек поведет себя и в магазине: не видя особых различий между двумя продуктами, левши выбирают левый продукт, а правши — правый.

Почему правши и левши рассуждают так по-разному? Ведущий автор исследования Даниэль Касасанто предположил, что концепция выбора людьми «хорошего» и «плохого» частично зависит от того, какую руку они чаще используют. Он говорит о том, что доминирующей рукой люди могут действовать намного свободнее, поэтому бессознательно связывают хорошие вещи именно с ней.

Если этот факт кажется вполне логичным, то следующее наблюдение ученых стало для них весьма неожиданным. Оказалось, что такое поведение переносится и на выбор кандидатов в избирательных бюллетенях при голосовании:

вероятность того, что правши выберут кандидата, фамилия которого записана в правой стороне страницы, на 15% выше, чем в случае с левшами.

Это значит, что, если человек не до конца определился со своими политическими предпочтениями и рассчитывает подумать, уже будучи в избирательной будке, случайность вполне может сыграть с ним злую шутку.

Левшей лечите по-другому

Авторы исследования не остановились на простом фиксировании особенностей поведения людей — они выяснили, что различия правшей и левшей распространяются и на мозг. У правшей центры, отвечающие за творчество и ощущение счастья, находятся в левом полушарии, у левшей — наоборот. Это означает, что терапия, ориентированная на конкретные участки мозга, может оказывать обратное воздействие на человека в зависимости от его ведущей руки.

«Ученые давно считают, что центры, отвечающие за счастье и гнев, находятся в левом полушарии, — говорит один из авторов исследования доктор Даниэль Касасанто. —

Оказывается, это справедливо только для правшей, и организация мозговой деятельности зависит от того, какая рука является ведущей».

Подобные открытия имеют огромное значение для лечения разнообразных психических расстройств — например, депрессии, избавить пациента от которой врачи пытаются методом увеличения активности левого полушария. По сути, для левшей подобное лечение может иметь противоположный эффект, поэтому терапия должна быть направлена на правое полушарие.

Как бросить перчатку разуму

Как уже говорилось выше, правши подсознательно связывают хорошее с правой стороной пространства, а плохое — с левой, левши — наоборот. Чтобы проверить, можно ли изменить подобное поведение, ученые из Института психолингвистики Общества Макса Планка и Университета Пенсильвании провели ряд необычных экспериментов. Подробнее с данным исследованием можно ознакомиться на страницах журнала Psychological Science.

Ученые доказали, что даже

несколько минут работы с преобладанием левой руки способны изменить представления правши о том, что правое — хорошо, а левое — плохо.

В первом эксперименте людей просили выбрать один их двух продуктов, одного их двух кандидатов на работу, а также оценить, кто из двух инопланетных существ, изображенных на картинках, умнее другого. Правши, как и ожидалось, намного чаще выбирали правые объекты, левши — левые. Затем ученые проверяли, как правши думали о плохом и хорошем после того, как утратили способность владения правой рукой: или вследствие каких-то травм, или при искусственных ограничениях действий ведущей руки (испытуемые надевали на руку лыжную перчатку).

Оказалось, что те, кто утратил способность полноценного владения правой рукой, считали левое «хорошим» — так же как и «природные» левши. Такая же закономерность была обнаружена и у здоровых студентов, которые выполняли правой рукой в громоздкой перчатке разнообразные задания на моторику, требующие скорости и ловкости.

После 12 минут такой «неуклюжей» моторной деятельности ведущей рукой правши меняли свои суждения относительно того, что правое — хорошо, а левое — плохо.

Ученые говорят о том, что люди привыкли думать, что их суждения рациональны, а понятия стабильны. Но если ношение перчатки в течение нескольких минут может полностью поменять обычные суждения людей о том, что плохо, а что хорошо, то, возможно, наш ум более податлив к изменениям, чем мы предполагали ранее?

Хорошо ли быть амбидекстром?

В народе бытует мнение, что идеальным и универсальным воплощением человеческих умений в отношении право- и леворукости является амбидекстрия — одинаковое владение правой и левой руками. Ученые разрушили этот миф: оказывается, обладателям этой удивительной способности приходится намного сложнее в жизни, чем обычным правшам и левшам.

Ученые уверяют: дети с амбидекстрией намного чаще испытывают проблемы с языками, здоровьем, хуже учатся в школе и склонны к синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Исследователи из Имперского колледжа Лондона и других европейских институтов предполагают, что их выводы могут помочь учителям и работникам здравоохранения выявлять детей, которые больше других подвержены риску развития определенных проблем. Данное исследование было опубликовано в журнале Pediatrics .

Каждый сотый ребенок является амбидекстром. Исследователи осмотрели около 8 тыс. детей, 87 из которых были амбидекстрами, и обнаружили, что в возрасте 7-8 лет дети, владеющие обеими руками, в два раза чаще испытывали трудности с освоением родного языка и проблемы со школьной успеваемостью, чем их праворукие сверстники.

Когда же эти дети достигли 15-16 лет, амбидекстры были опять же в два раза больше подвержены рискам возникновения симптомов дефицита внимания и гиперактивности. «Двурукие» подростки, как и в более раннем возрасте, обладали бóльшими проблемами с языком, чем правши.

На данный момент ученым мало известно о том, что способствует формированию у детей амбидекстрии, но исследователи предполагают, что это может быть связано с работой полушарий, как и у правшей и левшей. Для более подробного понимания проблемы исследователи предполагают углубить и продолжить дальнейшую работу. Также ученые подчеркивают, что они лишь обнаружили у амбидекстров повышенную склонность к определенным расстройствам и проблемам — это не значит, что такие проблемы возникают у всех амбидекстров без исключения.