Чк чн пишутся без. Написание сочетаний чн, чк, нч, нщ, щн

Урок 73 . 20.12

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Слова с непроверяемым написанием: тарелка .

Цели : обобщить знания о правописании мягких и твердых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю, Ь; развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы; обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическиму словарю.

Ход урока

    Организационный момент

Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.) Перед посадкой предлагаю вспомнить правила поведения в общественном транспорте и раздаю билеты.

Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы едем…»)

Стоп, первая станция «Узнавайкино».

А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами стоят.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.

Тогда все будет без проблем.

Ребята, о каких орфограммах говорилось в стихотворении? (ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН.)

(-А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЩН, НЧ,ЧТ, ЧК, ЧН)

Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

Будем повторять…

Будем учиться…

Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями. Повторим разбор предложений по членам. Познакомимся с новым словарным словом.

II . Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания

– Останавливаемся на станции «Проверяйкино».

Проверяем домашнее задание.

    Орфографическая минутка

Следушая станция «Чистописания».

Ребята, а кто нас встречает на этой станции?

Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)

Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч , ], [щ , ].)

Что вы знаете о звуках [ч , ], [щ , ]? (Звуки [ч , ], [щ , ] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)

Какими буквами обозначают звуки [ч , ], [щ , ]? (Буквами ЧЕ, ЩА.)

Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.

Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите красиво.

Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».

Можно отправляться в дальний путь.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

Дайте определение, что такое тарелка?

Где найти информацию?

- Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

Как правильно пишется?

Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

3.Словарная работа.

Поезд прибыл на станцию «Словария» . Будьте осторожны, двери открываются.

Расшифруйте, словарное слово? Выполните работу в паре.

Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

лартаек

Где найти информацию, что такое тарелка ? (Ответы детей)

Как правильно пишется?

Вслух произносим слово, записываем в тетрадь (словарик), ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

III . Физкульминутка

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.

Подберите синоним к этому слову (тарелка), антоним (чашка). Устно.

Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по слогам хором.

Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. Отправляемся на следующую станцию « Узнавайкино»

IV . Постановка проблемы Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые написаны.

Тучка, печник, хищник.

Посмотрите на первое слово - тучка

Какой звук вы слышите в середине слова? [ч]

Какой буквой обозначается этот звук?

Что мы знаем о букве Ч?

А о звуке [ч]?

Ребята, если звук «ч» всегда мягкий, скажите, будем ли мы в словах, где встречается

буква «ч» писать мягкий знак?

В слове «тучка», какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

Какое сочетание получается?

В слове «печник» какая буква стоит по соседству с буквой «Ч»?

Какое сочетание получается?

Будем ли мы писать мягкий знак в словосочетаниях ЧК,ЧН?

Посмотрите на слово - хищник

Что мы знаем о букве Щ?

А о звуке [щ]?

Ребята, если звук «щ» всегда мягкий,будем ли мы в словах, где встречается буква «щ» писать мягкий знак?

В слове «хищник», какая буква стоит по соседству с буквой «щ»?

Какое сочетание получается?

Будем ли мы писать мягкий знак в сочетании ЩН?

Сформулируйте правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

В учебнике, на с. 5 вам дано правило. Прочитать это правило.

Послушайте стихотворение.

«Ч» и «эн», «ч» и «ка»

Не расстанутся никак.

И не вздумай между ними

Ты поставить мягкий знак.

Печка, свечка и ночной

Речка, солнечный, речной.

Знаем мы наверняка

Где ЧН и где ЧК.

В каких словах вы услышали сочетания чн. чк.

Объясните. почему в них не нужен мягкий знак?

Самоопределение к деятельности

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

V . Физкультминутка

Работа по теме урока Упр. 2(с. 4).

- Прочитайте задания к упражнению.

На какие группы можно разделить слова?

а) с ЧК , удочк а, ласточк а, спичк и, печк а;

б) с ЧН , песочн ица, цветочн ица, молочн ый;

в) с ЧТ, мечт а, почт а, мачт а;

г) с ЩН , помощн ик, хищн ик, мощн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммамы)

VI . Рефлексия

(Учащиеся проверяют друг друга в парах на листочках, приготовленных учителем.)

Правильно ли записал текст ваш сосед

VII . Подведение итогов урока

Какие орфограммы повторяли на уроке?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Кто доволен своей работой?

Где допустили ошибки?

Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 6 (с. 6).

Не пропусти сочетания букв: чк, чн, ст, сн

Пиши буквенные сочетания чк , чн точк а, дочк а, точн о, срочн о.

Звук [ч’] - мягкий непарный. Мягкое произношение звука [ч’] не требует обозначения мягкости на письме.

Пиши буквенные сочетания ст, сн перед буквами ь , и, е, ё, ю, я без мягкого знака, например: власт ь , ласт ик, мост ик, мясн ик, (о) хвост е, ст ёкла , Наст юша , Наст я .

Слова с сочетанием чн могут произноситься по-разному.

  • Сочетаниечн произносится как [шн], например: конечн о .
  • Сочетание чн произносится как [ч’н], например: конечн ая остановка, точн о, срочн о.
  • Сочетание чн можно произносить и [шн], и [ч’н]: скучн о, булочн ая, прачечн ая.

Произнося [шн], пиши чн .

В глаголах в форме множественного числа повелительного наклонения мягкий знак перед окончанием -те сохраняется:

брось (единственное число), брось те (множественное число).

План-конспект урока по русскому языку на тему:
Орфограммы чк, чн,чт, щн

К уроку русского языка

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс
учебник С.В. Ломакович Л.И. Тимченко

Тема: Орфограммы чк, чн,чт, щн

Цель: Повторить правописание чк, чн,чт, щн

Задачи: 1.Вспомнить согласные, мягкость которых на письме не обозначается
2.Объяснить почему Ь не пишется в сочетаниях чк, чн, чт, нщ
3. Расширять лексический запас учащихся

  1. Упражнение 45 (Рабочая тетрадь) работа в паре

— Разделите слова на 2 группы: один выписывает по заданию, другой – оставшиеся

— Проверьте. Если не так – исправьте. (на интерактивной доске)

— Почему первое слово написано с заглавной буквы?

— Почему в первом столбике мягкость согласного не обозначена Ь?

— Какая это орфограмма? Назовите тему.

— Откройте учебники и прочитайте тему урока 25.

Что означает слово «орфограмма»?

III. Работа над упражнениями

а) Прочитайте вслух задание.

— Докажите, что это текст.

б) Самостоятельное списывание.

— Какое слово записали не так, как в книге. Почему?

Какая ещё орфограмма встретилась? (ча, чу) Почему так пишут?

2. Правило стр.31

Ф и з м и н у т к а

3.Поупражняемся в написании таких слов, выполнив Упражнение 53

— Замените первый звук парным согласным.

Какие согласные называются парными?

— Допишите несколько слов сами. Можно посоветоваться с соседом по парте.

Как написали? Почему?

4. Поработаем со словами противоположного значения с орфограммой нашего урока в

Упражнении 54 (интерактивная доска). Соедини пары.

чистить к о мичный светлый в е сёлый

мра[ч’н]ый па[ч’к]ать траги[ч’н]ый ску[ч’н]ый

Подчеркни орфограмму. Почему так пишем?

Сравните написание и произношение последнего слова.

— В русском языке таких слов несколько. Их надо запомнить. Прочитайте.

В словах коне чн о, ску чн о, яи чн ица, скворе чн ик, подсве чн ик сочетание ЧН надо произносить [ШН].

Правописание какой орфограммы повторили?

— Почему так пишется?

  1. Правило стр.31
  2. Самостоятельно подобрать слова с изученными орфограммами Упр.48 (рабочая тетрадь)
  3. Найдите в словарях слова, в которых сочетания ЧН произносится, как [шн]

(скворечник, булочная и др.)

УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока: постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став.

Данный урок был проведён во 2 классе. Программа УМК «Гармония».

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята.

Карточки по русскому языку.

Карточки по русскому языку.

laquo;Орфограмма ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН»Цель деятельности учителя: Познакомить с правописанием слов с сочетанием ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН;учить писать элементы письменных букв по алгоритму; учить правилам.

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
Урок русского языка «Правописание сочетаний ЧК — ЧН», 1 класс.

Цели:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Правописание сочетаний

Нафанаилова С. М.

Учитель начальных классов

с. Марьины Колодцы

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

— Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

только мягкий звук? (ч)

— Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

— Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

— Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3. Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

— Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)

— Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

— Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

Проведём звукобуквенный анализ слова.

— Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

— Прочитайте их. Из какой это сказки?

Ряба, снесла, яичко, курочка

— Давайте вернем слова на свои места

— Какое предложение у нас получилось. (Курочка Ряба снесла яичко.)

— Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

— Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

— Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

— А из какой сказки вот это предложение:

— Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

6. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч, ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\’] , [Щ\’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз.

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Презентация с использованием интерактивной доски.

Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока).

открытый урок русског языка в 1 классе.

Данный материал может быть полезен учителям 1 классов.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ:

Планируемые результаты:

Просмотр содержимого документа
«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

I. Организационный момент

— Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

— Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

— Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

— Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Игра «Волшебник мягкий знак»

С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

для проверки СЛАЙД 3

в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

— Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

— Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

— а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

— Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

III . Сообщение темы урока

— Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

— Во втором столбике? (мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

— Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

— прочитайте, чему будем учиться.

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

— Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

— Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

— Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта высокий столб на судне для парусов.

— Отвечаем на вопросы после упражнения.

— Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

— Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

— Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

— Выполните задание к упражнению

Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик — уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

— Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Работа в парах по карточкам

Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Прчитайте текст и исправьте ошибки

Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

— Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

— Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

желтая -, если хорошо усвоили материал;

зеленая — если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Задания для групповой работы.docx

Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

Ответь письменно на вопросы:

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

1. Что нашла лисичка?

2. Где она легла спать?

3. Куда она спрятала скалочку?

Написать слова без ошибок.

Валечька и Машенька кормили белочьку.

Собачка Жучька любила яичьницу.

Из больших предметов получи маленькие. Напиши их.

Строка – стакан- рука-

Кошка – диван- кулон-

Дева – печь- конец-

Напиши те буквосочетания, которые нужно писать:

Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк-чн, напиши:

Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

Запиши одним словом:

1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец.

2. Приспособление для ловли рыбы.

3 Игрушка, которую вешают на ёлку.

4.Специалист по каменной и кирпичной кладке.

5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Выбранный для просмотра документ разноуровневые задания.docx

Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания:

Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

2 уровень

Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

Подчеркни основу предложения.

3 уровень

Найди и исправь ошибки в тексте:

Добрый сказочьник весной

Няньчил дочку в час ночьной.

Спи дочурочька в тиши,

Мягкий знак тут не пиши!

Выбранный для просмотра документ сочетаничя чк, чн, нщ, щн.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка во « классе Тема урока «Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн» Подготовил учитель МБОУ «Школа №39 «Центр физико-математического образования» г.Рязани Шуралева Нина Владимировна

НОЧЬ ДОЧЬ КАМЕНЬ

Ночь дочь камень ь Ноч?ка доч?ка камен?щик

Правописание буквосочетаний чк, чн, нщ, щн

Найди слово с орфограммой Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, Лужи у крыльца А. Плещеев

Говори правильно [ш] конечно –[кан’эшна] скучно-[скушна] булочная-[булашнай’а ] нарочно-[нарошна] скворечник-[сквар’эшн’ик] помощник-[памошн’ик]

Когда так говорят? Плохой друг в деле не помощник. На своей улочке и курочка храбра.

Найди слово в слове юбочка Любочка- Дудочка- Карточка- , бочка удочка, дочка точка

Исправь ошибки Куроч снесла золотое яич ь ка ко. ь

1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимо..ик, моло..ый (суп), серде..ый друг, вну..а, телефо.ик, ово..ой (суп), хи..ик, сини..а

2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солне.. .ные зайчики. Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде. Подчеркни основу предложения.

3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочьник весной Няньчил дочку в час ночьной. Спи дочурочька в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

1 уровень Спиши слова, вставляя пропущенные буквосочетания: Лимончик, молочный (суп), сердечный друг, внучка, телефончик, овощной (суп), хищник, синичка

2 уровень Вставь в предложения нужные буквосочетания. На воде играют солнечные зайчики. Птенчик сидит в крошечном гнезде. Подчеркни основу предложения.

3 уровень Найди и исправь ошибки в тексте: Добрый сказочник весной Нянчил дочку в час ночной. Спи дочурочка в тиши, Мягкий знак тут не пиши!

Правила работы в группе -Работать должен каждый на общий результат. -Один говорит, другие слушают. -Если не понял, переспроси. -Своё несогласие высказывай вежливо.

1 группа Написать слова с изученными буквосочетаниями: чк, чн, нщ, щн:

2 группа Ответь письменно на вопросы: Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку. 1. Что нашла лисичка? 2. Где она легла спать? 3. Куда она спрятала скалочку?

3 группа Написать слова без ошибок. Валечька и Машенька кормили белочьку. Собачка Жучька любила яичьницу.

4 группа Из больших предметов получи маленькие. Напиши их. Строка – стакан- рука- Кошка – диван- кулон- Дева – печь- конец-

5 группа Напиши те буквосочетания, которые нужно писать: Ово(щн/щьн)ые, скворе(чьн/чн)ик, помо(щьн/щн)ик,шу(чк/чьк)а, стака(ньч/нч)ик

6 группа Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание чк — чн, напиши: Рыжая белка, хитрая лиса, шустрые птицы, золотое яйцо, быстрая река, красивые цветы.

7 группа Запиши одним словом: 1.Украшение в форме круга, надеваемое на палец. 2. Приспособление для ловли рыбы. 3 Игрушка, которую вешают на ёлку. 4.Специалист по каменной и кирпичной кладке. 5 Сладкое мучное изделие с вареньем.

Нарисуйте в тетради Я всё понял и научу другого Я всё понял Мне не всё было понятно

Работать на уроке мне понравилось, потому что… Наиболее трудным мне показалось… Самым интересным было…

Выбранный для просмотра документ технолог. карта русский язык.docx

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе с дидактической структурой урока

Тема: Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Сочетание ЧК, ЧН, НЩ, ЩН

Полякова, издательство «Просвещение» 2014 г

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение правил правописания в словах сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн и их произношение.

Задачи: научить писать слова с сочетаниями чк, чн, нщ, щн; обосновывать написание слов с этой орфограммой; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух учащихся; развивать устную и письменную речь детей на основе полных ответов; развивать орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательные цели: воспитывать любознательность , воспитывать интерес к русскому языку, формировать культуру общения, готовность слушать друг друга, уважительно относиться к иному мнению; прививать навыки работы в коллективе, познавательный интерес; внимание, самостоятельность; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Развивающие цели: слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение; проводить анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

учиться формулировать цель; осуществлять оценку результативности; контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные УУД: положительное отношение к учебе и своим знаниям,

Формирование умения слушать и слышать; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра; владение монологической и диалогической формами речи.

Формы работы учащихся:

Фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Конспект открытого урока
по русскому языку
2 – Г класса

Правописание
сочетаний
ЧК, ЧН .

подготовил учитель:

Новожилова И. П.

Макеевка - 2011

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цель урока : - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать.

Закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.

задачи урока : обобщить знания учеников о звуке [ч"]. Практиковать написание слов с орфограммой. Формировать навыки устной и письменной речи (составление предложений). Развивать навыки каллиграфического письма. Формировать навыки групповой работы.

Ход урока

    Орг.момент

    Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудится

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс и не повлияла на наше настроение.

2. Чистописание .

    Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).

    Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.

    Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

    Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

    Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.

    Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.

    Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

    Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? (чк пишется без ь)

    Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)

    Запишем эти два сочетания на следующей строке.

    Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)

    Правописание слов с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

2.1. Словарная работа.

    Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят снежинки и падают на деревья, кусты.Когда много снега им тепло. А на какое дерево они подают, мы узнаем, отгадав загадку.

    В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза )

    Правильно, это береза.

    Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).

    Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)

    Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (на слог с гласной ё всегда падает ударение)

    Какую букву мы должны запомнить? (е)

    Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка)

    Запишите это слово(на доске), поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.

    Проверьте то, что вы написали.

    Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

3. Объяснение нового материала

Почему ЧК и ЧН пишутся без мягкого знака?

Жили – были буквы, и был среди них Ь. Никто с ним не дружил и Ь знаку было скучно. Все буквы играли в слова, начали они собирать слово ВИНЕГРЕТ, у них все получилось. Начали они собирать слово СЛОВАРЬ, собрали они слово СЛОВАР. Буква Р сказала: « Приходи к нам Ь мы с тобой тоже будем играть.». Ь знак пришел к ним, подошел он к букве Р и получилось у них слово словарь. Все буквы обрадовались, что у них получилось и это слово. Потом они начали собирать слово ДОЧКА. Ь знак увидел, что это слово получилось без него, и он побежал к буквам ЧК, а буква Я сказала:

Куда ты бежишь Ь знак, ты в этом слове не можешь стоять, ведь буква Ч и так мягкая. Если ты встанешь после неё, то она превратиться в зелёное облачко и улетит. Тогда у нас больше не будет буквы Ч и наши слова с буквой Ч пропадут и не будут получаться.

И Ь знак не встал в слове ДОЧКА.

4. Закрепление нового материала.

    Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели снежинки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

    Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.(ученик у доски)

    то чк а

    но чк а

    пе чк а

    чн

    то чн о

    сро чн о

    со чн о

    Проверим.(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

5. Физминутка.

Жук испугался - в норке темно,

Жутко ему опускаться на дно.

И вылез наш жук, увидал Божий свет…

При свете таком у жука страха нет.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.(работа в группах)

    Посмотрите! Озорник ветер не только со снежинками играет. Он перемешал слова в предложении. Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)

    Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)

    Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).

    Какие правила написания слов встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).

    Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)

    (У доски дети, а все остальные списывают в тетрадь перепутанные слова. Подчеркните чк, чн). У речки дубовая роща. Мама купила Коле книжечку. У охотника была внучка Катя. За речкой горит огонёк. Прилетела к нам синичка. Я кушал сочный апельсин.

    Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

    А чем закончилась эта сказка?

    Что помогло героям сказки вытащить репку? (Вот и мы работали вместе, дружно).

7. Работа с учебником .

Открываем учебник на стр. 91 упр. 184(дочка, удачный, ручка, сказочный, тучка, почка), комментированное письмо, правило,упр.185- устно(Верочка, Зиночка, Леночка, Ирочка, Людочка).

8. Физминутка

На уроке мы писали

И, конечно же, устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

На носочки поднялись.

Руки опустили,

А теперь присели вниз.

Коленки обхватили.

Снова встали - ноги вместе

И уже сидим на месте.

9. Работа с карточками в парах.

    А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, лампочки.

    Проверьте друг у друга. .(поменялись тетрадями «взаимопроверка»)

10. Диктант с простукиванием.

Дети сегодня у нас необычный урок, мы были в сказке и сейчас тоже попали в сказочный лес, где живет волшебный дятел, который будет вам немного подсказывать, т.к. тема у нас новая. Сели ровно и внимательно слушаем. Не забываем, с какой буквы мы начинаем писать начало текста и новое предложение.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку.

11. Дидактическая игра.

    Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово ТОЧКА)

    Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

    Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

12. Работа над орфоэпией .

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

13. Домашнее задание.

стр.93, упр. 190

14. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

    Что мы узнали нового на этом уроке?

    Делаем вывод: мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн!












Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ

Пишутся без мягкого знака

1.Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Ёлочка, дочка, бочка, щучка, белочка, стрелочка, спичка, ручка, почка, птичка, штучка, шуточка, минуточка, посылочка, прибауточка, печка, строчной, личный, чулочный, вечный, свечка, скучный, шуточный, овечка, сердечный, встречный, привычный, брошечка, тучка, носочки, крошечный, строчка, розочка, речной, звучный, булочка, ночка, мелочный, молочный, вазочка, ночной, булочная, удачный, лисичка, цветочки, огуречный, дачный, грибочки, лодочка, дачка, сливочки, горчичка, пачка, молочко, яичный, тряпичный, сказочка, ниточка, уточка, ночник, платочки, бабочка, мучной, внучка, яичко, бутылочка, лодочный, песочный, сливочный, печной, сказочный, горчичный, сочный, замочная, вечный, тряпочка, лавочка, солнечный, сестричка, синичка, косичка, кузнечный, загадочный, записочка, месячник, конечный, привычка, больничный, игрушечный, пушечный, сковородочка, скамеечка, очки, столичный, башмачный, черничный, пограничник, ежевичный, желчный, крылечко, кирпичный, колючка, отлично, стеночка, посылочный, резиночка, пуговичка, облачный, шайбочка, щёчка, аптечный, тепличный, земляничный, артистичный, праздничный, шнурочки, брусничка, крошечка, электричка, пряничный, кулачный, жвачка, гречка, ласточка, уличный, цветочница, салфеточка, тачка, фазанчик, стаканчик, бизончик, мороженщик, почта, кочанчик, чемоданчик, птенчик, фонарщик, кафтанчик, мощный, овощной, каштанчик, мандаринчик, чтец, сарафанчик, хищник, мечтатель, лимончик, сборщик, мебельщик, зеленщик, мечтание, тараканчик, жестянщик, мачта, загончик, пончик, надсмотрщик, мачтовый, сварщик, почтальон, чудовищный, апельсинчик, оценщик. Чтение, хищный, барабанщик, гонщик, прочти, жилищный, хищница, мощность, шарманщик, вулканчик, бакенщик, банщик, бетонщик, батончик, зачинщик, гарпунщик.

2. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…а, бре…ать, вну…а. хи…ик, но…а, пте…ик, бабо…а, то…ый, каме…ик.

3. Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Кормить белку . Выпить молоко . Доброе сердце . Красивая свеча . Нарисовать собаку . Поймать щуку .

4. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН,

Молоко, яйцо, удача, синица, звук, цветы, лисица, носки, замок.

Безударные гласные

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

1. Грамматическая сказка.

Заколдованные буквы.

Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Варенье, волчата, качели, давно, скворцы, глазной, гора, дрозды, гостинец, граница, горняк, далеко, нога, дождливый, должник, домашний, дочурка, жарища, золотистый, катушка, козлёнок, часы, дарить, опадают, наводнение, испаряют, конюшня, парное, пастух, робеть, кошачий, сорняк, крольчиха, новинка, носишко, плодородный, сказать, ночник, скворечник, заострить, управлять, почтальон, родители, садовник, смотреть, парник, каменистая, родник, старик, тайник, солонка, столовая, комок, тропа, бобры, строение, танцевать, сосновый, запах, травинка, похвала, хорёк, тростинка, хоровой,

плотина, храбрец, хлопушка, очарование, частокол, прошагать, сторожка, сплошная, выход, спросил, валить, скалистый, наколол, хвоинки, тонул, охраняют, доска, волосок, поправляют, лошадь, затаился, озёра, страна, муравьи, хлопотливые, повар, наполняет, катать, звонок, пахучие, коньки, площадка, кассир, вожак, кора, значок, пожалей, спасает, красавица, мастерят, завалил, колючки, стоит, больной, таскали, высохли, жара, утопают, мохнатый, краснеют, полевая, пахали, горбы, спасение, молчат, догадались, окуньки, горевать, волчата, тростники, сломался, тащил, качать, кроты, злодей, далёкий, боевик, сажают, накопают, лошадка, каток, ласкают, кладовая, доброта, спадает, посади, домишко, косилка, болезнь, холода, засорять, макушка, мошкара, часовщик, хлопочут, кормушка, справедливый, чародейка, хвосты, ковёр. Большой, усадил, врачи, пора, поют, коза, лошадки, ухватились, волнушки, колючие, комочки, смола, малы, голова, казались, малыши, подарить, шарфы, поляна, грачи, столбы, скользить, уползал, роса, дворы, журавлиный, косяк, часовой, заварил, голодный, бродить, замолчала, моря, угостил, родная, пароход, слова, половить, поласкать, полоскать, разносить, драчливый, совиный, трава, показалось, счастливый, невод, хотеть, ходули, травяной, устареть, холмы, поясок, овчина, ночевать, покрошить, распашонка, звонить.

Е, И, Я

Грибной, весна, озеро, ледок, сестра, лесной, бельчата, дела, зверьки, число, гнездо, стрижи, стрела, цветной, свеча, мясной, широкий, детвора, ушивать, читать, почерк, чистота, цепочка, оценить, земля, зеркальный, циркач, трещит, тепло, прицепил, центральный, цветник, натянул, тяжёлый, сидит, потрясение, синева, трескотня, тишина, течение, питьё, теснота, рядовой, терпеть, стекло, снегирь, следить, вертеть, ядовитый, ледник, листопад, сердечко, кричать, клевать, зимовать, зелень, свистун, чинить, лежачий, силач, свинина, светлеть, сверло, передвигают, пояс, обижать, пятак, освещать, линейка, земной, жена, облетела, речистый, резвиться, вырезать, пятнистый, задремал, пчелиный, выпрямить, взглянул, зверинец, лепили, речушка, плясать, плечистый, писатель, певец, созревает, низина, спешат, листопад, нарядились, доверять, припевать, опериться, одиночество, корень, мировая, обязательно, змея, вязание, раздевалка, медовый, лекарство, улетают, проиграть, лесник, извинять, обижать, пятёрка, десяток, выдержка, разглядеть, гнездиться, вредитель, времена, чижи, вертеть, денёк, повстречали, повизжали, висеть, гряда, вещица, вечерний, извещать, трескучий, ленивая, ветвистая, вершина, доверять, насекомое, веселить, веснушки, вязание, звездопад, осветил, забивать, белить, свинья, написал, держал, смельчак, связать, лежит, вишнёвый, ленивый, кленовый, заскрипели, поредел, ледяной, вывела, реветь, грязнуля, защищать, объяснил, прочитал, листочки, желток, прожевать, проживать, замерзает, приезжает, стена, червяк, скрипучий, рябит, отяжелели, скрипач, полились, выглянет, река, выпил, снега, шмели, листва, приближение, срезать, синяк, тенистый, жилой, удивительно, появилось, изменилась, светает, переливалась, подгребают, замечания, прямая, длина, распевали, метель, бегут, птенец, перина, очищают, небеса, висят, заливала, прилепила, пернатые, темнота, освежает, видны, леса, лиса, передвигают, детишки, речная, пищат, местечко, лисичка, сестричка, широкая, лизала, зарядила, грибок, согревал, шиповник, закрепили, черника, клесты, зацветает, белить, бедняга, приближался, читатель, бедняк, белобровый, снежинка, следопыт, выпечка, ледокол, проверять, светлячок, облегчить, привидение, весенний, подтянули, посидел, поседел, взъерошенный, просека, пригревает, подземелье, плескался, запивал, запевал.

3. Напиши слова в три столбика.

П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота, с…стра, зм…я, кр…чать, стр…жи.

4. Спиши, перед каждым словом напиши проверочное слово.

Образец: глаз – глазок.

К…тёнок, л…сок, зв…рёк, ст…ловая, вр…чи, тр…ва, ск…ла, …вца, сп…на, дв…ры, м…чи, сл…ды, м…рячка, л…щи, р…ды, в…лна, хв…сты, д…лил, скр…пит, н…сил, р…гатый, цв…тёт, д…жди.

5. Напиши слова в единственном или во множественном числе.

Гл…за, ч…сы, ст…на, бл…ны, гн…здо, хл…ба, п…ла, гр…бы, с…сна.

6. Напиши к каждому слову по два однокоренных слова.

Даль, сад, соль, лист, стол, лес, боль, свист.

7. Спиши, добавляя близкое по значению слово.

Ребёнок -…, деревня - …, горе - …, молчание - … .

8. Выберите проверочное слово. Запишите.

Уд…вительно (диво, дева), м…нять (мина, замена), л…пить (липка, лепка), подч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрип, скрепка), м…стерить (мост, мастер).

9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.

За горами, за лесами, Первый зимний снежок

За широкими морями, Белым пухом летит.

Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз

Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.

10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).

существительное прилагательное глагол

… … чистить

… подарочный …

боль … …

… белый …

11. Измените, словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

Образец: Меховая шапка – шапка из меха.

Ш…рстяное платье - …

Д…ревянная постройка - …

М…сные котлеты - …

З…лотое кольцо - …

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, проверьте безударные гласные с помощью слов с уменьшительно – ласкательным значением.

К…зёл - … Лош…дь -…

К…за - … С…ва - …

Скв…рец - … …сёл - …

13. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки.

Образец: Испытывать жалость – жалеть.

Сделать подарок - …

Говорить дерзости - …

Издавать крик - …

Произвести посадку - …

Излучать свет - …

14. Прочитайте и определите, какую безударную гласную в корне надо проверять. Подберите проверочное слово. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Образец: лепечет – лепет.

Трепещет - … Сторожка - …

Вечерний - … Зелень - …

Весело - … Хлопочет - …

15. К данным словам подберите слова, противоположные по значению. Поставьте знак ударения, точкой обозначьте проверяемые безударные гласные в корне.

Дешёвый - … Сытый - … Старый - …

Горячий - … Удлинить - … Заболеть - …

Печалиться - … Больной - … Молчать - …

16. Из пословиц выпишите слова с безударной гласной в корне, напишите к ним проверочные слова.

Большой говорун – плохой работник.

Дела, как сажа бела.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играют.

Беда ум родит.

За худой головой и ногам не покой.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниям и, развивать мышление, речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 2 класс

УМК: Школа России Учебник. 2-й класс. В. П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тип урока: урок развития умений

Подготовила и провела учитель начальных классов Бондаренко Ирина Васильевна

Тема: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Цели: обобщить знания о правописании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ и умение определять орфограмму в слове; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; правильно произносить слова с этими буквосочетаниями, развивать мышление, речь : находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Каждый урок мы открываем тайны русского языка. Хотите и сегодня открыть новую тайну?

II. .Минутка чистописания.

Для минутки чистописания мы выберем букву. А какую, вы определите, прослушав скороговорку. Какой звук больше всего выделяется, какой буквой ее обозначают.

Червяк чинил свой чемодан,

Потом, бурча, чинил диван . (Звук [ч], буква - ч)

III. Определение темы урока

- .Прочитайте пословицы. - Когда так говорят?

Пл...хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Вставьте пропущенные буквы. Какие знакомые орфограммы нам встретились?

Что вам известно о правописании сочетаний ЧК? Дайте характеристику звуку, обозначенного буквой ч.

Как вы думаете, существуют ли в русском языке другие сочетания, кроме ЧК и ЧН, которые пишутся без ь?

Найдите в тексте букву, обозначающую непарный шипящий мягкий согласный звук.

Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЩН,как и ЧК, ЧН, пишутся без мягкого знак

–Какую цель вам надо перед собой поставить? (Учиться писать слова с сочетаниями -чк- --чн, -щн.)

IV Физкультминутка.

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем

V Работа по теме урока

1.Игра: Кто больше запомнит слов.

С этим заданием вы справитесь в парах.

Для начала вспомним правила работы в парах (работаем дружно, не мешая другим. После выполнения работы вместе поднимаем руки.)

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя.– Кто больше запомнил слов?

Какие сочетания пишутся без ь?

Правильно ли мы сделали вывод, что, кроме буквосочетаний ЧК и ЧН, существуют и другие буквосочетания?

Как надо писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч? Чи таем правило в учебнике на с.5.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниями - чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки

–Мы тоже повесили кормушки птицам. А кто не забывает подкармливать птиц?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

4.Работа по учебнику упр.7с.6.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. Взаимопроверка.

VI Закрепление по теме урока. Работа над орфоэпией.

1. -Сочетание чн очень интересное. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. .Я предлагаю вам попробовать правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений,

(Стихотворение на слайде) Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный

2. Упр.8 с.6. Работа с орфоэпическим словарём на странице 133 учебника. Отработка правильного произношения. Работа в паре.

VII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Как вы думаете, справились мы с очередной тайной нашего родного языка?

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились? Что мы о ней узнали?

Что вам понравилось больше всего на уроке?

Кто доволен своей работой.

VIII .Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.