Массовый расстрел – как спастись от “Рослякова”. Как или что надо сделать людям, чтобы спастись

Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть, истинный смысл Священного Писания ; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению. И я грешный, по скудоумию моему, отвечаю на вопрошение ваше: Бог премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатью. Православная вера есть та, которую содержит единая святая, Соборная и Апостольская Восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. Добрые дела – это Евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: «без Мене не можете творити нечесоже». И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный наш, Который хочет всем человеком спастися, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди Евангельские, равно всем православным христианам, как монахам так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго бо» святых Его заповедей «благо и бремя» делания их «легко есть». Святые заповеди Христовы, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Посему-то те, кто преступает их и не кается, в страшное второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. – Святые заповеди Евангельские, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо не достает у человека, то и спасения души не бывает. Таковы заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную и телесную, и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие заповеди Христовы, во святом Евангелии написанные. А больше всего любить Бога всем сердцем своим, и всею душою своею, и всею крепостью своею и всем помышлением своим, и ближнего своего как самого себя, и подражая кротости Христовой, до крови подвизаться противу страсти гнева. А жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим святым ученикам и Апостолам: «мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам». И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа. И терпение необходимо для спасения. Христос говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша»; а терпеть надобно не до известного только времени, а до самой смерти: «претерпевши до конца той спасен будет». Кто от всего сердца прощает ближнему согрешение его, тому и Бог прощает согрешения его. Кто не осуждает ближнего, тот и сам не будет осужден от Бога. И все прочие заповеди Евангельские желающий спасения должен блюсти как зеницу ока. А смирение, которое есть основание всем заповедям Евангельским, так необходимо для спасения, как дыхание для жизни: как без дыхания нельзя жить, так без смирения невозможно спастись. Различным образом спасались святые Божии, но без смирения никто из них не был спасен, да и невозможно это. Посему, кто хочет спастись, тот от всего сердца должен считать себя пред Богом за грешника, самого грешного из людей, хуже всякого создания Божия, вменять себя за прах и пепел и в тайне сердца своего укорять себя за все, и винить только себя одного во всяком согрешении своем. Исполняя таким образом в смирении сердца все заповеди Евангельские, часто молясь Богу с сокрушением сердца о прощении грехов своих, человек сподобляется милости Божией и прощения грехов, и посещает его благодать Божия, и спасается он милостью Божиею несомненно. – Кроме того православный христианин должен соблюдать еще и заповеди церковные, изложенные в книге «Православное Исповедание». Они также необходимы для спасения. – Таинство покаяния состоит в том, чтобы раскаяться пред Богом в своих грехах, бросить их и положить твердое намерение при помощи Божией к ним не возвращаться. Потом пред отцом духовным, как пред Самим Богом исповедать все свои согрешения и получить от него разрешение в них. Приготовлять себя к причащению Божественных Таин должно постом, умилением, чистосердечным исповеданием грехов, совершенным примирением со всеми, выслушанием в назначенное время по обычаю христианскому всего правила церковного, а приступать ко св. Причащению со страхом и трепетом, с верою и любовью, с поклонением, единому Богу подобающим.

О том, как вести себя в семействе, равно и о других обязанностях христианских самое полное наставление можно найти в богодухновенных писаниях святого Иоанна Златоустого и других святых мужей, читая их книги со страхом Божиим и должным вниманием.

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 2.
Ты тоже нуждаешься в спасении

Думая о всех этих людях, оказавшихся в беде, нельзя не отметить тот факт, что до своих трагических событий вопрос спасения жизни их совершенно не интересовал. Изо дня в день они вели обыкновенный образ жизни. И это естественно, что, когда жизни человека ничего не угрожает, то у него нет и тревоги, и вопросов о спасении жизни не возникает.

Что-то подобное происходит и в вопросе спасения человеческой души. Грешник не станет искать спасения до тех пор, пока не увидит себя в опасности и душу свою нуждающейся в спасении. Часто мы удивляемся, почему мало спасаемых. Почему люди не приходят на собрания послушать Слово Божие и не отдают свою жизнь любящему Спасителю? Это происходит именно потому, что человек не чувствует необходимости в спасении. Он не видит себя грешником пред Богом. Он просто не понимает, что гнев Божий пребывает на нем и что наказание за грехи неизбежно. Он никак не может понять, что после этой земной жизни его ожидает ад. Грешник не в состоянии думать о продолжительности вечности в аду и о том, что сам он тоже может стать одним из его обитателей. Поэтому грешник мало интересуется вопросом спасения.

Во время войны я был неверующим и служил в основном на передовой линии медиком. Хотя иногда мне приходилось видеть горы трупов и я прекрасно сознавал, что в следующий раз может наступить моя очередь, но мне и в голову не приходило, что моя душа нуждается в спасении. Не было причин, которые пробудили бы во мне чувство греховности и необходимости в спасении. Сегодня я очень благодарен Богу за два момента: во-первых, что я не погиб на фронте, будучи неверующим, и, во-вторых, что однажды в моей жизни наступил день, когда я увидел себя грешником, нуждающимся в личном спасении.

Невозможно уверовать в Бога и просить Его о прощении грехов, пока не увидишь необходимости в спасении лично для себя. Никто не станет искать убежища, пока не увидит себя в опасности. Но в тот день, когда грешник, проснувшись, осознает себя грешником, осужденным на вечные мучения, тогда он начнет спрашивать: «Как мне спастись?»

Есть определенные вещи, о которых человек должен узнать, прежде чем он сможет получить спасение, так как человек спасается не как угодно или кто как считает лучшим. Но Библия и только Библия указывает нам путь к спасению, и притом делает это очень ясно и подробно. Я верю, что и тебя интересует вопрос спасения души.

Факт, что каждый человек нуждается в спасении, не является чьей-то выдумкой или какой-то научной концепцией. Спасение не является также разработанной какой-то одной деноминацией или какой-то одной конфессией системой, с помощью которой пытались бы подчинить людей руководству какой-либо церкви или духовному капитулу (коллегии руководящих лиц). Все это существует в мире, но во всем этом отнюдь нет спасения. Но Сам Бог в Своем драгоценном Слове сообщил нам о необходимости спасения для каждого человека, а также Он указал, каким именно образом оно должно происходить. Это, конечно, важно только в том случае, если человек желает попасть на небо. В любом другом случае никакого спасения не нужно. Для ада человек угоден без всякого спасения. На вопрос: «Что нужно делать, чтобы попасть в ад?» отвечу: «Ничего; просто живи, как жил до сих пор, и увидишь ад». Но, в том случае, если хочешь на небо, тогда тебе надо встретиться с Иисусом Христом и получить прощение грехов.

На земле не может быть жизни без солнечного света, и растительности без дождя. Нашим легким нужен воздух, чтобы дышать. Нашему телу требуется вода и пища для поддержания жизни. Птице нужны крылья, чтобы летать, а рыбе вода, в которой она могла бы плавать и обитать. Человеку необходимо пережить спасение, чтобы однажды войти в Царство Божие, избежав наказания ада.

Библия достаточно ясно указывает на необходимость спасения для каждого человека:

«Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного...» Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:9-12, 23).

Вот картина состояния каждого человека без Бога и спасения. В этих стихах Слово Божие подразумевает состояние каждого человека на земле. Мы ведь читаем, что «все согрешили и лишены славы Божией». Значит, так оно и есть! Все согрешили. И я, и ты.

Продолжая, Библия говорит о том, что мы собою представляем: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екклесиаст 7:20).

Библия также указывает, каким по сути своей является сердце человека. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9).

На земле, вероятно, найдется немало людей, которые стараются добрыми делами и своими собственными заслугами заработать себе праведность. О такой праведности Библия говорит: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда» (Исаия 64:6).

И, наконец, еще яснее чем любой ветхозаветный пророк или апостол Нового Завета, Сам Иисус указал нам на необходимость спасения: «...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ев. от Иоанна 3:3).

Как невозможно, чтобы неродившийся человек жил, действовал и работал в этом мире, так же невозможно и невозрожденному человеку войти в Царство небесное. Ведь никто не знает, где находится небо и как далеко оно. Поэтому как человек может прийти туда, куда он даже дороги не знает, и какой силой он смог бы достичь неба, если бы даже и знал, где оно находится? Существует одна, только одна возможность, которая заключается в том, что человек, согласно Слову Божиему, рождается свыше от Духа Святого. И тогда Сам Иисус Христос приведет его туда через реку смерти. Иисус сказал: «Я есмь путь» (Ев. от Иоанна 14:6).

Дорогой друг, надеюсь, что ты убедился в необходимости спасения и начнешь выяснять, как все это можно испытать на собственном опыте.

В последнее время стало бытовать мнение, что настоящих старцев в России нет. Особенно после кончины . Как теперь быть, как спасаться без старцев — таким вопросом задаются многие православные. Ну, во-первых, старцы у нас не иссякли, просто они не в такой мере, как ранее (видимо, зримо) не выходят на служение миру. Во-вторых, сам вопрос о «спасении старцами» неоднозначен. Приведем лишь некоторое мнение об этом знаменитого Глинского старца Серафима Романцова (1885-1975 гг.).

Спасение скорбями

Можно ли спастись без старцев? На этот вопрос отец Серафим говорил, что старцев смогут заменить скорби потому что, их попускает сам Бог, испытывая сердце верующего. Никто из старцев не сможет человеку помочь, и ничего не изменит в жизни человека, если сам человек не желает изменять сам себя к лучшему. При этом отец Серафим приводил слова старца Серафима Саровского о то, что тот, кто не испытывает скорбей не придет к спасению.

Сам схиархимандрит Серафим (Романцов), прошел тернистый путь скорбей, которым прошло в начале — середине ХХ столетия великое множество русских священников и монахов. Был неправедно арестован, после чего выслан на принудительные работы на строительстве Беломорского канала, затем выслан в Киргизию.

В декабре 1947 г. он возвратился в Глинскую обитель, где стал духовником братии. В истории Церкви он считается опытнейшим духовником, знающим самые сокровенные состояния сердца человека. У него был особый Божий дар — духовное рассуждение. Как истинный старец он с любовью принимал всех, кто мучился от горестей, впадал в печаль, и даже уныние. Но главное — он наставлял как надо прожить жизнь, каким путем спасаться. И свои наставления начинал с того, что человек спасается скорбями, которые научают любить ближних, понимать их беды и печали, помогать не впасть в печаль и уныние. Говоря об этом он приводил слова апостола Павла: «Мы... хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5).

Спасение благодатью

Глинский подвижник учил, что человек должен взять крест своих скорбей и житейских трудностей. Да не просто взять, а благодарить за это Бога и пронести свой крест по жизни безропотно. Бог не дает крест выше сил человеческих, более того Он помогает нести его. И старцы, конечно помогают, но по слову схиигумена Серафима не старцы, а Господь может всем помочь человеку. Он говорил, что, когда нападают всякие страсти и всякие вражьи искушения, в скорбях, тяжелых болезнях надо уповать на Господа. Всем может помочь Бог, все может сделать, а сам же я ничего не смогу ни сделать, ни превозмочь, ни стерпеть. И душу свою без Бога спасти нельзя — говорил глинский подвижник, указывая на то, что верующий спасается не старцами, но благодатию Божией.

Но как можно обрести Божию благодать? Многие думают, что ее можно почерпнуть из общения со старцами. И это действительно бывает так. А бывает, что и нет. Не старец, а Бог решает кому даровать свою благодать. Глинский подвижник Серафим учил, что, если хотите получить Божью помощь, то выполняйте Его заповеди — не воздайте за зло злом, побеждайте зло личным благочестием. Сотворите обижающим вас добро, помолитесь за тех, кто творит вам напасти, а всю свою печаль с верою возложите на Бога. Он заступится и утешит всех страждущих. Хотите побеждать злых людей? Уступите им. Оскорбляет ли вас кто? Уступи и ему, потому, что после этого придут мир и тишина, которые избавят от смущения вашу душу. Духовное же спасение приходит в терпении. А само терпение испрашивается у Бога молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

Спасение через духовных наставников

Старцы всегда были особо почитаемы на Руси праведниками. Скольким людям они помогли прийти к Богу, решить тяжелейшие жизненные проблемы, исправить искалеченные судьбы.... Скольких они уберегли от неправильных решений, уберегли от греха и вывели на путь спасения.

Старцы подаются народу в особо тяжкие времена, например, в годы гонений на Церковь. Считается, что в наше время старцы хотя и существуют, но до поры до времени скрываются от мира. Но как же быть без них сомневающимся, угнетенным, страждущим? Современные авторитетные священники, например, Артемий Владимиров, Димитрий Смирнов и др. говорят о том, что не следует специально искать каких-то особых старцев, прозорливцев, праведников. Другое дело найти священника — духовного отца, который своей благочестивой жизнью и мудростью мог бы вас руководствовать. Но и это не так просто. Одно дело — духовный отец, который приравнивается к старцу, другое дело — духовный наставник. Вот духовных наставников — мудрых, рассудительных, богобоязненных иметь весьма желательно.

Спасение через Библию

Но если не получается найти мудрого, рассудительного и высокодуховного наставника? Как бы там ни было святые отцы во всех случаях советуют руководствоваться в духовной жизни Библией, а в особенности Евангелием и писаниями святых отцов. При этом даже советы священника или опытного в духовной жизни мирянина проверять Священным Писанием и толкованиями святых. Конечно же без старцев духовная жизнь, да и житейское бытие бывают сложными. Бывают разные недоумения, ошибки и даже падения. Только другого пути, как припасть к святому Евангелию и к поучениям прославленных Угодников Божиих в наше время не имеется. А кроме того, разве великие старцы не оставили нам духовные поучения и советы, как спасаться и как жить в современном мире? Со времен святителя Тихона Задонского и до почивших старцев архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и архимандрита Кирилла (Павлова) мы имеем их книги, в которых говорится все, что нам нужно для спасения.

Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. (Мар. 10:26-27)

Давайте признаем, что человек своими силами, способностями или делами не может спасти самого себя.

Сколько бы добрых дел мы ни сделали, как бы хороши мы ни были в своих глазах (или других людей), спасение нашей жизни приходит от Бога.

Что означает спасение?

С греческого языка (а именно на нем и был написан Новый Завет) «спасение» означает «избавление, освобождение, сохранение, целостность, исцеление, жизнь».

Все это вместе и сразу — в одном слове.

Всемогущий Бог спасает твою душу от настоящего лукавого мира, избавляя тебя, прежде всего, от духовной смерти, разрушения и распада твоего внутреннего человека, потерянности твоей личности, от ада.

Бог по Своей милости заменяет твою старую, духовно жалкую жизнь Своей вечной жизнью, свободой от прошлых грехов, Божественной защитой и Его присутствием с тобой — везде и всюду.

Это и есть ПОЛНОЦЕННОЕ спасение души человека.

Бог, и только Бог, способен изменить человека. Наша же задача — надеяться не на себя, а на Него. Поверить не в свои силы, но в Его.

А Сей (примеч. — Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр. 7:24-26)

Христос воскрес, вознесся на небеса, и теперь пребывает вечно. Через Него каждый человек может прийти к Богу и может ВСЕГДА быть спасен.

В любой момент. 24 часа в сутки. Утром, днем или ночью. Прямо сейчас!

Для большей уверенности еще раз перечитайте стих выше.

Что зависит от нас

Бог требует от нас только одного — придти. Просто придти к Нему.

Как? С верой! Христос есть единственный ПУТЬ к Богу.

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. (Иоан. 14:6)

Возможно ли спасение в миру? Конечно, ДА. Спасение «ждет» нас здесь и сейчас!

Остаться в мире

Более того, только в миру и можно спастись.

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. (Иоан. 17:15,17-19)

Обратите внимание — Иисус не молился, чтобы верующие были взяты из мира и получили спасение на небесах. Но, наоборот — были ПОСЛАНЫ в него и ОСТАЛИСЬ в нем.

Христос не заповедал нам скрываться или прятаться от мира, но ПОБЕЖДАТЬ его, находясь среди зла и искушений, и ХРАНИТЬ свое спасение.

Иисус лично показал пример, как надо жить. Он всегда был среди людей, шел в люди и помогал им, несмотря на гонения и опасности.

Как спастись: выводы

Сила, которая помогает хранить свое спасение и свою душу в этом мире — ИСТИНА. Как мы видим из предыдущего стиха Писания, Слово Божье (Библия) и есть истина. Только внимая ей, можно хранить себя.

Подведем итог: Итак, что нам нужно делать, чтобы спастись?

Надеяться на Бога, а не на себя. Придти с этим к Богу.

Поверить во Христа, как в Того, Кто умер за тебя и принес Себя в жертву. Как в Господа и единственный Путь на небеса. Поверить не на минуту, не на час или день, но навсегда .

Исповедать Иисуса своим Господом и Спасителем.

Через вашу веру и исповедание вы спасетесь:

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать , что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься , потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. (Рим.10:9-10)

Обратите внимание на условия «договора»:

  1. ЕСЛИ ты будешь говорить и верить (твоя часть),
  2. ТО спасешься (Бог тебя спасет — Божья часть).

Если так обещано в Божьем Слове, то так оно и есть.

Наконец , финальная часть — храни свое спасение до конца! Не «выключай» свою веру в Бога на протяжении жизни.

Главное — регулярно познавай Бога через Истину (Библию) и ты сможешь сохранить свое спасение в миру.

Иисус отвечал им: теперь веруете? Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. (Иоан.16:31,33)

Стала показательным примером того, как паника мешает спасению. Мало кто задумывается, что делать, если в магазине, школе, колледже или офисе рядом с вами появился вооруженный до зубов маньяк-убийца. По таким поводам в Украине никогда не проводят учений гражданской обороны, правда, новости о кровавом тире чаще тоже приходят откуда-то издалека. Но стоит понимать, что если - не дай Бог - нечто подобное случится у нас, у человека появится шанс не пополнять фатальную статистику, если он будет четко знать, как действовать в создавшейся ситуации. “Вести” проконсультировались с психологами и специалистами по безопасности и составили список правил, которые помогут выжить в подобной бойне.

Обмануть преступника - упасть одновременно с выстрелом

Психолог Екатерина Липницкая утверждает, что для маньяка, который долго планировал расстрел, весь процесс сродни участию в спектакле, где он, безусловно, главный герой. Главное, что движет убийцей - это жажда власти над жертвой, как правило, приправленная местью, обидой и агрессией. Первыми он убьет тех, кто явно напуган, умоляет о пощаде, плачет или кричит. Поэтому нужно стараться взять себя в руки и вести себя как можно тише. По возможности можно попытаться обмануть преступника, упасть на пол одновременно с выстрелом - эта уловка не раз спасала жизни жертвам массовых расстрелов ”, - говорит специалист.

По мнению психолога, внимание убийцы чаще всего привлекают люди, одетые в яркие цвета, выделяющиеся внешне из толпы. Если человек поставил перед собой цель убить как можно больше людей, то ему вообще не будут важны внешние признаки жертв. Он будет стрелять во все , что движется. Поэтому постарайтесь обойтись без резких движений - перемещайтесь в укрытие: сползите под стол или за какую-то мебель, попытайтесь выбраться из пол я зрения убийцы или , по крайней мере , не делайте резких движений, молчите ”, - советует психолог.

Если бы в него хотя бы бросили книжку с парты, он бы растерялся

Экс-сотрудник системы госохраны Тимур Ягудин, который много лет проработал личным телохранителем вип- персон, дал подробные инструкции, что нужно делать, чтобы выжить в бойне, подобной керченской.

Прежде всего я могу сказать, что не надо пугаться таких сумасшедших - как бы хорошо они ни готовились, но остаются любителями. В данном случае, этот Росляков стрелял из ружья. А это значит, он постоянно вынужден был его перезаряжать. 5-7 секунд, которые он тратил на перезарядку (выстрелы слышно на видео с места событий - ред.) вполне бы хватило, чтобы выбить у него из рук ствол и обезвредить. Ясное дело, что жертвы в основном были женщины и подростки, но со своей колокольни могу сказать, его нужно было обезвредить любой ценой ”, - говорит Ягудин.

По его мнению, внезапность, могла бы дезориентировать убийцу. Если бы в него неожиданно полетел любой предмет - бутылка воды или книжка с парты, он бы стопроцентно растерялся. Он не ждет никакого отпора, уверен, что не встретит сопротивления. Сбив с толку, можно было бы повалить его на пол и выбить из рук оружие. Если мы говорим не о конкретном случае, а о вероятности такой ситуации в общественном месте, надо полагать, что в толпе народа найдется пара крепких парней, которые смогут выбить из рук дробовик и повалят такого психа на пол ”, - говорит Ягудин.

Но если смотреть на вещи с точки зрения человека физически слабого, то единственный выход - это бегство, причем бегство осторожное , отмечает специалист. Сориентируйтесь, подумайте, где ближайший выход. Можете ли вы выпрыгнуть в окно - открывайте его тихо, не шумите ”, - говорит Ягудин.

По мнению эксперта, Украине давно необходима государственная программа по обучению населения поведению в экстремальных ситуациях: “У нас , к сожалению, начинают задумываться над необходимостью инструктажа и обучения только после очередного ЧП, но это должна быть системная работа, регулярная, которая научит а рефлексах действовать правильно. И подниматься этот вопрос должен не в прессе, а как минимум, на уровне правительства ”.