Профессия философ. Кто такой философ

Согласно первой версии, слово «философ» впервые объяснил Пифагор (2-я пол. VΙ в. - нач. V в. до н.э.), утверждая, что любомудром (философом) может быть назван тот, кто стре-мится к нраву и образу жизни мудрого существа . Он считал, что главным делом философа является поиск истины. В платоновском диалоге «Пир» доказывается, что мудрец не является фило-софом, ибо тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Философ же - это чело-век, занимаю-щий промежуточ-ное положение между мудрецом и невеждой. Разделял это мне-ние и древнегреческий философ Гераклит, впервые употребивший слово «философ», со-гласно второй версии. Известен фраг-мент из сочинения христианского писателя ΙΙΙ в. Кли-мента Александрийского «Строматы»: «Ибо очень много должны знать любомудрые мужи (философы), по Гераклиту». Гераклит говорил о мудрости, бытийствующей в Логосе (Слове), и о возможности человеческого ра-зума подражать Логосу, стремиться жить в соответствии с ним . Софисты же придержи-вались другого мнения: главная задача философа - нау-чить своих учеников мудро-сти .

Гегель, однако, отмечает, что нет смысла заострять внимание на различии между мудре-цом и философом. Философ - это тот, кто не только любит мудрость и стремится к ней, но и тот, кому удается вкусить мудрости. Мудрецу хочется все больше и больше мудрости, как себе, так и другим .

«Философ», исходя из трактовки понятий «sofia» как «мастерства, творчества, способ-ности воплощать определенный замысел, идею в действительность по законам кра-соты» и «philia» как «причастности человека к совершенству мира через жизненное воплоще-ние идеи и идеальное преображение жизни», - не просто «любитель мудрости», как это чаще всего формального переводится, но Мастер, стремящийся преобразовать свою собственную жизнь и окружающий его мир по законам Красоты, Добра, Истины .

Философ - это такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел - это еще не весь мир, что есть другая жизнь, истинная, настоящая. Мы только иногда «впа-даем» в нее - когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины. В этой жизни мы поражаемся красоте и загадочности мира, в ней мы знаем, что ничего не предопределено и есть чудо, способное изменить нашу жизнь, в этой жизни мы волнуемся, помним, любим и живем вечно .

По природной склонности к философствованию практически каждый может считать себя философом. Однако, по своему сознанию и образу жизни, философами становятся немно-гие. В чем причина этого? Какие качества необходимы для того, чтобы стать филосо-фом?

Платон, в частности, считал, что философами не становятся, а рождаются. Только философы, от рож-дения наделенные мудрой душой, могут по-знать вечные и абсолютные истины. Стало быть, одного любомудрия для того, чтобы быть философом, недос-таточно .

Философ «как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит ли-цом к лицу с знанием о не-знании» , следовательно, ему необходимы такие каче-ства, как: 1) страстное влечение к познанию вечно сущего и не изменяемого возникновением и уничтожением бытия; 2) правдивость; 3) решительное непри-ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней; 4) любовь к истине; 5) преданность мудро-сти; 6) возвышенные помыслы; 7) бескорыстность; 8) скромность; 9) способность охваты-вать мысленным взором целокупность времени и бытия; 10) кротость; 11) справедливость; 12) любезность; 13) восприимчивость к идее всего сущего; 14) соразмерность и прирожден-ная тонкость ума; 15) природная склон-ность к наукам, подводящим к знанию умопостигае-мого; 16) спокойствие в смысле страстей и душевных волнений (не гнаться за удовольст-виями); 17) независимость суждений (мелоч-ные соображения более всего вредят душе буду-щего созерцателя божества и человека); 18) добросовестность в деле мышления и познания; 19) склонность к постоянному сомнению (философский ум не может удовлетвориться хотя бы самою твердою, но безотчетною уверенно-стью в истине, а принимает лишь истину удостоверенную, ответив-шую на все за-просы мышления); 20) установка на борьбу со своими, унижающими дух, слабостями; 21) склонность к саморазвитию. Философ должен постоянно работать над собой: а) придать сво-ему характеру философ-скую огранку, б) овладеть силами своего бессознательного, очистить их, придать им гибкость и покорность, сделать их совершенным орудием предметовидения, в) очистить ум и душу, г) обуздать аффекты, д) избавить сознание от «идолов» воображения, ложных мнений, предрассудков, иллюзий; е) развивать собственные миропонимание и миро-ощущение. Только когда философ правдолюбив, независим и сдержан, ему пойдут впрок спо-собно-сти и память (И.А. Ильин, Платон, Альбин, В.С. Соловьев, Бэкон).

Литература

1. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов и [др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 c.

2. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

3. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1996. - 512 с.

4. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы.

Кто есть философ — интеллектуал, читающий тексты или крестьянин, знающий основы основ?

Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы. Можно окончить философский факультет самого престижного университета и так и не стать философом, получив однако специальность — преподаватель философии. Данный пример не означает, что для того, чтобы стать философом, надо принципиально отказаться от обучения философии. Последняя установка часто порождает так называемое популярное философствование. Гегель так его характеризовал, обозначая как «царский путь» в изучении философии. Для этого надо, прежде всего, не читать никаких философских книг полностью, а лишь смотреть оглавление и пару рецензий, тогда в любом салоне, отмечал мыслитель, вы сможете выступать как философ. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, философ должен и обязан читать много текстов, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипедов. Но одновременно он должен уметь прежде всего философски мыслить, а это внутреннее состояние. Типичная ошибка, когда обращаясь к философу надеются на то, что он всё объяснит, но именно философ в большей степени может посеять не столько знание, сколько незнание как знание того, что мы в принципе ничего не можем знать абсолютно. Я просто расширил здесь известное положение Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Философ, как никто, понимает предметную ограниченность (опредмеченность) получаемого знания, ибо учёный смотрит на мир сквозь призму предметных очков. Биолог видит, например, в человеке совокупность неких биохимических процессов, физик может интерпретировать человека через физические параметры, социолог рассматривает человека как элемент социальной системы, выполняющей те или иные функции. Но никто из них не говорит о человеке как таковом, о его сущности. Философия же стремится раскрыть сущность исследуемого объекта, конечно, опираясь и на позитивные знания о мире, но не ограничиваясь лишь этим. Ибо человек как познающий субъект не только мир познает, но и переживает его, являясь в то же время частью этого мира.

Какова роль философа в современном мире?

С одной стороны, философ — это хранитель традиций той или иной культуры, вырабатывающий основания для системы ценностей. А с другой стороны, философия «конструирует миры будущего» (В.С. Степин), тем самым подвергая сомнению то, что есть в настоящем, и в этой ипостаси философ может выступать как разрушитель ценностей. Отсюда такое непростое отношение философии и власти. Когда философская система власть устраивает, она всячески поддерживает философов, но когда философы её критикуют, она их достаточно жёстко, со времён Сократа, осуждает. А иногда, как было в истории нашего университета, власть даже закрывает философские факультеты, опираясь на известную резолюцию, которую предоставил царю Министр Просвещения князь Ширинский-Шихматов: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Действительно философия может не приносить непосредственной пользы, ибо она выступает изначально как незаинтересованное знание, но как было бы трудно нам жить если бы вокруг нас было бы только то, что полезно. Философия ставит предельные вопросы о бытии и человеке, что мы иногда обозначаем как вечные вопросы. И как бы ни было развито позитивное знание о мире, всегда остаётся пласт таких метафизических проблем, о которых рассуждает именно философ.

Кто философ в обществе — пророк или белая ворона?

Известный философ Зеньковский вёл начало русской философии от юродивых, которые надевали маску безумия, чтобы донести истину до власти. И это могло спасти от расправы. Я не думаю, что задачей философии являются пророчества, для этого в античной Греции вас бы направили к оракулу, философ лишь предлагает варианты решений, в том числе некие сценарии развития событий. Поэтому для обывателя, ждущего результат, это, безусловно, отождествляется с понятием «белая ворона». Обыватель всегда ждёт простых ответов и идёт к философу за рецептом, а в ответ может получить ещё большее расширение сферы незнания. Именно так насмехался над Сократом Аристофан в своей комедии, выводя такой образ философа, который задаёт глупые вопросы, типа: «Пищит комар гортанью или задницей? На сколько стоп блошиных блохи прыгают?»

Как рождается философ — из призвания или следуя своему выбору?

Любое призвание должно сопровождаться выбором, иначе оно не будет реализовано.

На какие слои реальности распространяется философская рефлексия?

Философия в близком для меня метафизическом варианте исследует предельные основания бытия, частью которого является и сам человек. В науке исследуемое явление опредмечено и объём знания все время расширяется, стремясь ко все более точному отражению природы. Именно поэтому здесь последняя по времени научная теория будет наиболее адекватно отражать мир. В философии же иная ситуация. Философия выступает как особое смысловое пространство, границами которого являются те самые предельные вопросы о сущности истины, о понимании и критериях прекрасного, о бытии и т.д. А вот ответы, внутри этого философского пространства могут быть самые разные, в том числе и противоположные. Поэтому развитие философии не осуществляется векторным образом от прошлого к будущему, и Платон может при решении той или иной проблемы оказаться более актуальным, чем современный философ. И это обеспечивает диалог внутри философии, в том числе, и с теми идеями, которые были выдвинуты много столетий назад.

Какова компетентность философа — меняет ли он мир или он меняет себя в мире?

Слово компетентность плохо применимо к философу, как, например, и к художнику или поэту. Кто более компетентен Рембрандт или Рафаель? Философ, как и художник в определённом смысле создаёт уникальные творения. Именно поэтому философии не следует учить по подобию изучения обычных дисциплин, как, к сожалению, это происходит, ибо в философии, вопрошание может быть гораздо ценнее ответа.

Насколько должен быть эрудирован человек, претендующий на то, чтобы быть философом?

"Многознание уму не научает", - говорили древние, а Гегель вообще выступал против эрудитства в философии. Эрудиция, говаривал он, основана на множестве ненужных знаний. Это знание ради знания. Человек, выигрывающий в викторины и отгадывающий кроссворды, то есть внешне обладающий большой совокупностью знаний, может быть при этом абсолютно глупым. Правда, это не означает, что философ не должен в принципе ничего не знать. Кант называл подобный способ философствования, основанный на принципиальном незнании — "мисологией". В этом случае философствовать очень просто. Надо просто делать свои мысли непонятными как можно большему числу людей, а в идеале, наверное, непонятными и для диалога самого себя с зеркалом (но это уже случай из психиатрии). К сожалению, такая псевдосложность очень популярна. И люди не понимают, что говорить сложно гораздо проще, чем говорить просто о сложных вещах, что, как мне кажется, и должна делать философия.

Кто, кроме самого философа, нуждается в добываемом философией знании?

Тот, кто усматривает в таком знании пользу, в том числе и пользу для самого себя, то есть незаинтересованную пользу.

И, соответственно, кто платит философу? И за что?

Если Вы имеете ввиду преподавательскую деятельность, то именно за неё и платит, в нашем случае, государство. Но это не имеет непосредственного отношения к философии. Конечно, в истории человеческой культуры бывали случаи, когда философу платили, скажем так, за оказание консультационных услуг. И надо сказать, что философы часто стремятся к такому положению. Моё же мнение, что философ должен быть дистанцирован от власти. Как иронично отмечала Х. Арендт в письмах к Хайдеггеру, что тем не менее философы, начиная с Платона и Аристотеля, да и сам Хайдеггер, стремятся прислониться к какому-нибудь тирану. Понятна логика такого сближения. Это попытка реализовать некоторые свои идеи практически. Но, как правило, заканчивается это плачевно для самих философов и очень редко способствует реализации их идей, а скорее выступает средством оправдания тех субъектов, к которым они прислонились.

Профессия ли это — философ — или это целая гроздь профессий? Какие ниши имеются для существования выпускников?

Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии». Однако если при этом хоть кто-то приобщится к философии не в школярском, по выражению И. Канта, а в её всемирно-историческом значении как науке, определяющей цели человеческого разума, то это большая удача.

Является ли практика полит-технологии формой вульгаризации философского знания?

Политехнология не имеет никакого отношения к философии. Это некая совокупность, в данном случае, действий, позволяющих достичь соответствующих результатов. В отличие от философии, она не имеет никакого отношения к истине или сущности объекта, в том числе и такого сложного, как политика. Именно поэтому рецепты политехнологов так хорошо работают в стабильном обществе и мгновенно теряют эффективность в нестабильной ситуации.

Какие задачи ставит перед собой преподаватель философии в университете?

Приобщить человека к тому знанию и, главное, к умению размышлять над сложными предельными вопросами бытия, которое было накоплено человечеством, научить студента уметь задавать философские вопросы или, иначе говоря, философствовать.

Вопросы задала Эльмира Давыдова

Сократ – первый философ в полноценном смысле слова. Так считает история, но обязательно ли быть знаменитым, чтобы быть философом? Человек размышляет над этим вопросом всю жизнь. Одни вопросы – глобальные, другие важны только для отдельного человека и носят временный характер. Но философствование формирует личность, даже если человек далек от представлений древнегреческих мыслителей.

Что такое философия

Философия – одна из форм общественного сознания. Она направлена на поиск решений основных вопросов мировоззрения и выработке цельного взгляда на устройство мира и месте человека в нем. Система взглядов, формирующих отношение человека к миру и самому себе.

Философ это профессия или состояние души?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, кто такой философ. Это понятие имеет ряд определений, но остановимся на более понятном.

Философ – это человек, чей умственный труд направлен на поиски решения вопросов человеческой жизни. Личность, умеющая рассуждать, способна сформировать концепцию нового мировоззрения. Нельзя исключать факт, что человек, занимающийся вопросами мироздания, должен обладать особым складом ума и чувствовать несколько по-другому, чем это принято в обществе. Это состояние ума и восприятие мира, а не профессия. Профессия предполагает материальное вознаграждение, как эквивалент затраченных усилий. На первом месте у философа стоит улучшение человеческой жизни, вклад в развитие общества и государства, а не получение материальных благ.

Зарождение философии и первый философ

Философия, как и многие другие науки, вышла из древней Греции. Термин философии состоит из двух частей. Первая часть от слова «Филия», переводится как любовь «любовь», а другая – «София». Философия – любовь к мудрости. Книги и трактаты начинаются со времени античности. Ясперс ввел понятие осевого времени, сделав попытку разделить мифологическое мировоззрение и рациональное мышление. Датируемое Ясперсом время составляет 800-200 гг до н.э. Все учения того времени отличаются рациональностью и стремлением понять первопричину и основу существования. Вначале, философия представляла собой целостную науку. Но по мере ее развития стали формироваться другие науки. Структура философского знания включает в себя:

  • онтологию – науку о существовании;
  • гносеологию – теорию познания;
  • этику- учение о морали и правилах поведения;
  • эстетику – науку о прекрасном;
  • логику, изучающую законы, принципы и функции мышления;
  • аксиологию – учение о ценностях;
  • философскую антропологию, которая изучает человеческую природу и сущность;
  • – науку об обществе и о месте человека в нем;
  • историю философии – науку, описывающую предмет и суть философии в целом.

Хронологические эпохи философии:

  • древневосточные учения;
  • античная философия;
  • средневековая;
  • возрождения и нового времени;
  • современная.

Самые известные философы

Среди всех философов есть мыслители, чей вклад в науку был наиболее важным:

Философ Достижения
Парменид Он жил еще в досократовский период. Окружающие отмечали его неординарность и склонность к безумию. С момента его учений сохранилась поема: «О природе», в которой Парменид рассуждает над вопросами существования и познания. Он говорил, что вечно и неизменно и отождествляет его с мышлением. Небытия не существует, потому что о нем невозможно мыслить. Зенон Эллейский –главный ученик Парменида, но его труды оказали влияние и на Платона.
Аристотель Один из главных античных древнегреческих философов, самым прославленным учеником которого стал Александр Македонский. Аристотель вошел в историю как просветитель благодаря своей школе. Это первый ученый, создавший разностороннюю философскую систему. Аристотель – отец формальной логики. Учение о первопричинах стало центральным для философа. Ученый заложил основную концепцию пространства и времени.
Демокрит Атомист, полагавший, что атом есть основа всего существующего.
Анаксимандр О нем мало информации. Это ученик Фалеса Милетского ввел понятие айперона – бесконечной, беспредельной частицы
Марк-Аврелий Римский император отчасти стоик, проповедывающий идеи гуманизма. Разделял философию стоицизма, которая показала ему путь к счастью. Написал 12 книг на греческом, которые назвал: «Рассуждения о себе». Другая его работа «Медитации» посвящается внутреннему миру философов.
Ансельм Кентерберийский Философ, живший во времена Средневековья, внесший вклад в развитие богословия. Некоторые зовут его отцом схоластики. Использовав в своей центральной работе «Proslogion»» онтологические доказательства, привел нерушимые свидетельства существования Бога. Существование бога доказывало само его определение. Бог – нечто совершенное. Он творит вне человека и его мира. Одно из главных высказываний мыслителя «Верю, чтобы понять». Среди учеников и последователей наиболее известен – Фома Аквинский. За вклад в развитие божественного учения Ансельм был канонизирован, а его ученики продолжили развивать учение.
Спиноза Еврейский философ. С юности увлекался лучшими еврейскими мыслителями. За ортодоксальные взгляды и сближение с сектантами был изгнан из еврейской общины. Новаторские идеи Спинозы шли в разрез с общественным консерватизмом. Рационалист бежал в Гаагу, где давал частные уроки и шлифовал линзы. В свободное время писал труды. Одна из его работ «Этика» обрела известность только после смерти Спинозы от туберкулеза. В ней он попытался собрать воедино древнегреческое, средневековое, неоплатоновское учение, схоластику и стоицизм.
Артур Шопенгауер Стал живым доказательством того, что имея некрасивую внешность, пессимистический взгляд на мир, одинокую жизнь с матерью и котом, можно стать выдающимся мыслителем своего времени. Учение Платона и сформировали его яркие иррациональные идеи. Шопенгауер одним из первых мыслителей предпринял попытку соединить западную и восточную культуры. Уделял внимание человеческой воле. Знаменитое высказывание «Воля – вещь в себе». Воля определяет существование и оказывает на него влияние. Шопенгауер определил три способа достойной жизни: следование искусству, моральному аскетизму или философии. Утверждал, что искусство исцеляет душевные страдания.
Фридрих Ницше Некоторые упрекают Ницше в склонности к фашизму, что неверно. Националисткой была его сестра. Сам Фридрих был скептик не заботился о том, что происходит вокруг. Он создал самобытное учение, поставив под сомнения существующие моральные принципы, вероисповедание и нормы. Первая работа «Рождение трагедии», в которой он рассуждает о вопросах морали поставила общественность в ужас. Ввел понятие сверхчеловека, стоявшего в стороне от вопросов морали и этики, добра и зла. Мировоззрение Ницше легло в основу экзистенциализма
Джон Локк Английский философ, оставивший след в религии, теории государства и других науках. Начинал как преподаватель греческого и философии. Знакомство с Эшли Купером сыграло для него важную роль, поскольку после эмиграции в Голландию для него начался плодотворный творческий период. Основная его работа «Опыт о человеческом разумении». «Послание о веротерпимости» отражает взгляды Локка к на устройство церкви, вероисповедание и свободу совести.

Среди отечественных мыслителей можно отметить имена: Циолковского, Вернадского, писателя Льва Толстого, Николая Лосского, Владимира Ленина, Григория Зиновьева.

ФИЛОСОФ

ФИЛОСОФ

(от греч. philosophos – друг мудрости)

первоначально, напр. у Гераклита, так назывался всякий , занимающийся исследованием. Позднее под словом «философ» стал пониматься человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами; характерные для философа связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника философ отличается тем, что он ищет изображение истины не в наглядных символах и конкретных образах, а в понятиях; от религиозного человека его отличает то, что философ стремится к исследованию истины не для достижения личной святости, а во самой истины; он рассматривает вещи согласно их сущности. Но философ не является и собственно ученым, ибо его взгляды суть результаты не только применения его метода и согласованности с опытом, но и результаты присущей ему индивидуальной силы внутренней убежденности (предполагается, что такая имеется). Однако дофилософские и нефилософские формы отношения к миру также воздействуют на философа, воспринимаются им и используются при поисках истины. Говорят о поэтах-философах, о религиозных мыслителях и о научных школах философов. Философ в подлинном смысле этого слова всегда представляет собой значительную . Поскольку философствование есть постановка вопроса о конечном, последнем смысле, который может быть придан данному, мы вправе требовать от философа единства его теории и бытия; он должен в своей жизни осуществлять свою философию. Существенной для философа является находиться в некотором отдалении от людей и событий: ему нужна определенная дистанция между ним и вещами, чтобы охватить их взглядом. Из этой предпосылки всякого философствования возникает т. н. философов от мира.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ФИЛОСОФ" в других словарях:

    Философ - Философ ♦ Philosophe Не помню, кто именно – Гиттон (***) или Тибон (***) – рассказал эту историю, якобы случившуюся с ним самим. Дело происходило в начале ХХ века, в более или менее отдаленной деревушке. Молодой преподаватель философии… … Философский словарь Спонвиля

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Философович, Философовна.Производные: Фила; Софа.Происхождение: (Греч. philosophos любитель мудрости, философ.)Именины: 13 июня Словарь личных имён. Философ «Любомудр», любитель мудрости (греч.). 13 июня (31 мая) –… … Словарь личных имен

    - (греч. philosophos, этим. см. философия). 1) в древности человек, умевший создать себе теорию жизненной мудрости и живший, руководствуясь ею. 2) изучающий философию или проводящий ее в жизнь. 3) ученый, ведущий тихую, уединенную жизнь. 4) человек … Словарь иностранных слов русского языка

    Мыслитель, мудрец, любомудр, культурфилософ, мыслитель, любомудрец; зенон, кант, пифагор, ксенофан, спиноза, шеллинг, декарт, шопенгауэр, энесидем, бэкон, демокрит, юм, галилей, лейбниц, менипп, гельвеций, локк, хрисипп, эпикур, гераклит,… … Словарь синонимов

    философ - ФИЛОСОФ, ФИЛОЗОФ а., м. philosophe m. 1. Человек, занимающийся философией. БАС 1. [Мамант:] Этот филозов безмолвенной секты. Вам не добиться от нево ни одново слова, он, как видно заклялся, чтоб до смерти не говорить. 1783. Чулков Как хочешь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    философ - ФИЛОСОФ, устар. любомудр, устар. любомудрец … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    философ - и устарелое филозоф, философ … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ФИЛОСОФ, философа, муж. 1. Ученый, специалист по философии; Человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель. «Философом может быть всякий…, кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец.» Максим Горький. Философы… … Толковый словарь Ушакова

    ФИЛОСОФ, а, муж. 1. Специалист по философии, а также создатель какой н. философской системы. 2. перен. Человек, к рый разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам (разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Философ (значения). Запрос «Мыслитель» перенаправляется сюда; О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура) … Википедия

Существует очень много определений философии. Первый описывает дисциплину, как науку, которая изучает фундаментальность бытия, смысл жизни, место человека в мире. Второй вариант: главная задача философии – поиск истины.

Работа философа заключается в поиске ответов на извечные вопросы мироздания: кто мы, какое наше предназначение.

Что бы лучше разобраться в задачах, объекте и предмете изучения философии, окунемся в историю. Ученые считают, что дисциплина появилась в Греции на рубеже 6-7 ст. до н.э. В этот период человечество переживало бурный технологический подъем и, как следствие, в обществе появился класс, который не принимал участия в тяжелом физическом труде. Его представители могли всецело посвятить себя духовной и культурной жизни.

Развитие торговых отношений между разными народами привело к конфликту мировоззрений. Религия, духовность, образ жизни людей начал тесно пересекаться с первыми научными открытиями в медицине, астрономии и других естественных науках. В этот момент появляется философия, представители которой ставят перед собой задачу дать рациональные ответы на вопросы сущности бытия.

Современные функции профессии философ можно представить следующим образом:

  • Мировоззренческая. Позволяет человеку критически оценить себя и других людей.
  • Методологическая. Не вдаваясь в замысловатые определения, данную функцию можно определить как некую совокупность определенных норм, с помощью которых происходит познание действительности.
  • Прогностическая. Первые представители науки занимались не только самопознанием, они так же строили прогнозы на будущее. Большинство прогнозов носили утопический характер, но некоторые были вполне адекватными.

Не пропустите:

Где работают философы?

Философ – это не совсем профессия, скорее, особый склад ума. Стоит отметить, что в XV-XVI веке учебное заведение могло носить название «университет» лишь при наличии факультета философии.

Студентам современных ВУЗов преподают этику, логику, теорию познания, историю. Преподаватели ставят перед собой цель научить студента методам нестандартного мышления. Профессия философ дает отличное подспорье для достижения успеха в самых разных сферах. Среди них: журналистика, реклама, бизнес.

В Западных странах работодатели это давно поняли. При трудоустройстве в крупной бизнес корпорации диплом специалиста данной специальности дает существенные преимущества. Что может предложить обычный менеджер? Скорее всего, стандартные пути решения, тогда как философ находит креативные подходы для развития компании.

Освоить профессию философ можно в следующих ВУЗах:

  • Воронежский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Историко-филологический факультет Борисоглебского государственного педагогического института;
  • Филологический факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького;
  • Институт филологии и массовых коммуникаций Нижнетагильской социально-педагогической академии.