Ангкор Ват в Камбодже — национальное достояние кхмеров. Кто построил огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват

Подробный исторический экскурс, который расскажет про Ангкор Ват — легендарный храмовый комплекс в Камбодже. Приготовьтесь, будет интересно!

Религиозное сооружение Ангкор Ват — крупнейший в мире индуистский храм. Считается одной из великолепнейших «жемчужин» Ангкора — древней столицы могущественной кхмерской империи. Находясь на отдыхе в Камбодже, самостоятельному путешественнику непременно стоит посетить это таинственное и прекрасное место.

Ангкор Ват: история

Более десяти столетий назад на территории Камбоджи, Вьетнама, Лаоса, Таиланда существовала Кхмерская империя (Камбуджадеша). Ее основателем был царь Джайяварман II (802-850 гг.), объединивший эти земли путем кровопролитных войн.

Своего расцвета империя достигает чуть позже, во времена правления Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Царь поклонялся индуистскому богу Вишну, в честь и был воздвигнут Ангкор Ват. Строительство религиозного сооружения продолжалось более 30 лет. Над его созданием трудились не только местные умельцы. По приказу правителя мастеров искали по всей Азии.

В качестве основного материала использовался песчаник, который привозили с карьера, расположенного в 40 км. от места строительства. Камни полировались и укладывались друг на друга. При укладке никакого раствора не применялось.

В те далекие времена правители считались посланниками богов. После смерти Сурьявармана II храм стал его усыпальницей. С тех пор история Ангкора и его главного религиозного памятника неразрывно связаны между собой.


Строительство храмового комплекса подорвало экономику страны. К тому же столица была перенаселена, на тот момент в ней проживало более 1 млн. человек. Воды катастрофически не хватало, а плодородные земли были истощены. Во времена правления Джаявармана VII (1181-1218 гг.) произошло несколько восстаний, в результате которых Ангкор был частично разрушен.

Позднее столица неоднократно подвергалась нашествию сиамских войск. После последнего вторжения в 1431 году, Ангкор окончательно пришел в упадок. Люди навсегда покинули город. В храмах остались жить лишь монахи. Столицу империи перенесли в Пномпень. Территорию Ангкора поглотили тропические леса, а сооружения стали домом для тысяч животных. Но город не исчез навсегда.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.


В начале XVII века португальские и испанские путешественники случайно наткнулись на таинственные каменные сооружения в джунглях. Но по каким-то причинам европейцы не придали значения необычной находке и об этом вскоре забыли. Своим вторым рождением (конец XIX века) древний Ангкор обязан французскому путешественнику Анри Муо. Он подробно и с восхищением описал в своих рукописях древний город. Толпы исследователей, ученых, историков, паломников и торговцев ринулись в Ангкор.


Фото через 45 лет после открытия: 1906 год

К сожалению, от былого великолепия столицы не осталось и следа. Песчаник, из которого были построены здания, с течением времени разрушился под воздействием ветра, солнца и воды. Большинство деревянных построек было сожжено вандалами в периоды военных действий. Сквозь стены зданий во многих местах проросли корни и ветки деревьев.

Благодаря стараниям тысяч людей, к середине XX века многие здания города, в том числе и Ангкор Ват, были восстановлены. После окончания гражданской войны, реставрацией храмового комплекса занимались, в основном, индийские специалисты. С 1992 года уникальное творение кхмерских мастеров находится под охраной ЮНЕСКО.


Фото через 45 лет после открытия: 1906 год

Устройство и архитектура Ангкор Ват

Находится храм в самом центре древнего города. Ангкор Ват имеет протяженность с севера на юг — 1,3 км, а с запада на восток — 1,5 км. Религиозное сооружение прямоугольной формы. Состоит из трех уровней (ярусов), которые увеличиваются по высоте к центру. По внешнему виду чем-то напоминает пирамиду. Уровни олицетворяют собой три стихии: воздух, землю и воду. Территория комплекса окружена пышной зеленью и надежно защищена со всех сторон рвом с водой. Ширина рва составляет более 100 м. Через него проложен каменный мост, соединяющий прямоугольный «остров» с сушей. Далее дорога ведет к главному входу. Центральные ворота и лицевая сторона сооружения ориентированы на запад. К восточной стороне Ангкор Вата также есть дорога, но она менее заметна, и найти ее можно, воспользовавшись услугами проводника.

Всю территорию храма приходится обходить пешком, транспорт здесь запрещен.

Ангкор Ват расположен таким образом, что при взгляде на него с любой стороны всегда видны только три башни из пяти. Это доказывает мастерство архитекторов того времени. Башни и ярусы соединены между собой лестницами, перекрещивающимися между собой галереями, крытыми переходами. Образующееся таким образом внутреннее пространство поделено на многочисленные, квадратной формы, внутренние дворики.


Стены галерей и коридоров, колонны и лестницы покрыты барельефами, резьбой и росписью. Потолочные перекрытия украшены изображениями лотоса и затейливыми узорами. На территории комплекса сохранилось множество статуй диковинных животных, мифических героев и реальных исторических персонажей.

Первый ярус самый большой, состоит из нескольких галерей и переходов. Стены украшены многочисленными изображениями. Здесь находятся 8 панно, общая протяженность которых более 800 м. Основные «сюжеты» — битвы богов, период правления великого Сурьявармана II и многочисленные сражения за могущество империи. Несколько панно посвящены сценам из эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Внешняя стена выполнена в виде двойного ряда колонн.


В конце каждой галереи есть угловые павильоны. Два павильона соединены с главными галереями. Еще два оканчиваются неглубокими нишами в стене. Когда-то эти углубления также были украшены барельефами, но со временем они стерлись и едва заметны.

Надвратные башни главного входа соединены с башнями второго яруса с помощью переходов. Между ними расположены четыре внутренних дворика, которые в сезон дождей наполняются водой и служат бассейнами. Внутренние стены галерей выполнены в виде колонн, сквозь которые видны дворики-бассейны. На противоположных стенах, между окон с фигурно выточенными столбиками, вырезаны фигурки тысяч небесных танцовщиц (апсар). В длинных коридорах установлено множество статуй.

В месте пересечения галерей (с севера на юг) установлены угловые колонны с надписями на неизвестном языке. С обеих сторон на втором ярусе расположены библиотеки, каждая из которых имеет по четыре входа.

Огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват является главным символом Камбоджи и даже изображен на флаге этой страны. Жители Камбоджи гордятся тем, что их предки-кхмеры смогли возвести такое чудо света, не уступающее по великолепию другим известным архитектурным памятникам. Европейские же исследователи, изучая храм, часто задавались вопросом: а не присвоили ли кхмеры себе чужие заслуги?

В 1858 году французский натуралист Анри Муо отправился в Индокитай на сбор научных сведений о Камбодже, Лаосе, Сиаме. Приехав в камбоджийский город Сиемреап, он решил обследовать его окрестности. Анри оказался в глубине джунглей и через несколько часов понял, что заблудился.

После нескольких дней плу-тания в джунглях Муо увидел в лучах заходящего солнца три каменные башни, напоминающие прекрасные бутоны лотоса. Подойдя поближе, Анри увидел ров с водой, а за ним огромный каменный забор в искусной резьбе, изображающей богов, людей и животных. За ним высились строения необычайных размеров и красоты.

Заблудший путник

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен, - писал Муо в книге «Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрального Индокитая». - Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».

Решив, что перед ним древний замок или храм, француз стал кричать, призывая на помощь. Оказалось, что в величественной постройке жили буддийские монахи. Они и спасли Муо, уже умиравшего от малярии и голода.

Когда Анри стало лучше, монахи рассказали ему, что он находится в величайшем храме Камбоджи, который называется Ангкор-Ват. Европейцы о нем ничего не знали. Хотя еще в 1550 году храм был посещен португальцем Диогу ду Коуту, который издал заметки о своем путешествии.

В 1586 году другой португалец, монах-капуцин Антониу да Мадалена посетил Ангкор-Ват и оставил письменные свидетельства об этом: «Это такое необычное сооружение, что невозможно описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, которые человеческий гений только может себе представить».

А в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро, так же как и Муо заплутав в джунглях, набрел на этот величественный храм. Ангкор-Ват европейцы посещали и в XIX веке. Тот же Анри Муо пишет, что за пять лет до него там побывал французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, опубликовавший в 1857 году отчет об этом путешествии. Но описания Буйево и его предшественников не зацепили внимания общественности. Так что прославила Ангкор-Ват именно книга Анри Муо, вышедшая в 1868 году.

Центр Вселенной

Храм Ангкор-Ват представляет собой комплекс зданий, расположенных на участке прямоугольной формы площадью 200 гектаров. За каменной стеной, как предполагают археологи, был не только храм, но и королевский дворец и другие постройки. Но так как эти строения были возведены из древесины, они не сохранились.

Сам храм символизирует священную гору Меру -«центр Вселенной и местожительство богов» в индуистской мифологии. Красивее всего пятибашенный храм смотрится в сезон дождей, когда 190-метровый ров заполняется водой. Тогда Ангкор-Ват выглядит центром Вселенной в окружении вод Мирового океана. Именно таким его и задумывали создатели.

Сам трехступенчатый храм с остроконечными башнями -торжество симметрии. Оказавшись в нем, человек сразу видит все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге террасах. Кажется, будто храм вырастает на глазах приближающегося человека. Такой эффект оказался возможен из-за расположения террас. Первая терраса возвышается над землей на 3,5 метра, вторая - на 7 метров, а третья - на 13 метров. При этом каждая окружена галереями, крытыми двускатными крышами.

С какой бы стороны посетитель не подходил к Ангкор-Вату, он всегда видит только три башни. Высота центральной из них составляет 65 метров. Учитывая, что все это великолепие покрыто сотнями скульптур и рельефами с образами из древнеиндийских эпосов - Рамаяны и Махабхараты, можно лишь восторгаться этим творением рук человеческих.

Самый большой город

Когда-то храм Ангкор-Ват находился в сердце империи кхмеров - городе Ангкор. При этом «Ангкор» не является историческим названием. Оно распространилось позднее, когда эти места были покинуты кхмерскими властителями, а после пришли в упадок. Это место кхмеры стали называть просто «город» - на санскрите «нагара», позднее трансформировавшееся в «Ангкор».

В самом начале IX века кхмерский император Джая-варман II начал строительство первого культового сооружения в этих местах. За 400 лет Ангкор вырос в город-гигант, состоящий из более 200 храмов. Главным из них был Ангкор-Ват. Историки приписывают его строительство императору Сурьяварману II, правившему в 1113-1150 годах.

Правитель считался земным воплощением Вишну, и кхмеры поклонялись ему как живому божеству. А храм, являясь символом небесного дворца, служил прибежищем духа правителя и его будущей усыпальницей.

Ангкор-Ват строился более 40 лет. Храм, превышающий по площади весь Ватикан, возводили десятки тысяч рабочих и каменотесов. Закончилось строительство уже после смерти Сурьявармана, но усыпальница на момент его смерти была готова.

В 2007 году международная экспедиция провела исследование Ангкора с использованием фото со спутника и других современных технологий. В итоге был сделан вывод, что Ангкор - самый крупный город доиндустриальной эпохи. Размеры Ангкора с запада на восток составляют 24 километра, а с севера на юг - 8 километров.

На пике его развития здесь проживал миллион человек - немыслимая цифра для тех лет. Для обеспечения такой массы людей продовольствием кхмеры соорудили сложную гидравлическую систему, способную питать как сельскохозяйственные угодья, так и служить источником воды. Кроме того, эта система предохраняла Ангкор от наводнения в сезон дождей.

В 1431 году войска Сиама захватили Ангкор и разорили его. Потеряв столичный статус и возможность развиваться, город стал угасать, а люди покидали его. Уже через сто лет джунгли превратили Ангкор в заброшенное место. Впрочем, полностью безлюдными и Ангкор, и Ангкор-Ват никогда не были.

Легенды и фантазии

Откуда же взялись предположения, что Ангкор-Ват гораздо древнее своего официального возраста? Причин тому несколько. Если взглянуть на спутниковое фото Ангкора, то можно заметить, что структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 году до нашей эры.

У кхмеров по этому поводу есть красивая легенда. Однажды у королевской четы родился ребенок, который был сыном верховного божества Индры. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Индра спустился и забрал его к себе, на гору Меру. Несмотря на любовь божества к принцу, небесные девы стали роптать, что человек подвержен соблазнам и его необходимо вернуть обратно.

Ради сохранения спокойствия в небесной обители Индра решил отправить мальчика на землю. Чтобы принц вспоминал Меру, Индра захотел подарить ему копию своего дворца. Но скромный мальчик сказал, что он будет счастлив жить и в коровнике Индры. Тогда божество прислало к принцу талантливого зодчего, который и построил великолепный Ангкор-Ват, явившийся копией коровника божества.

Иную гипотезу выдвинул испанский миссионер Марсело Рибандейро, увидевший Ангкор-Ват в 1601 году. Зная о том, что традиции не позволяли кхмерам строить каменные здания, он подошел к этому логически: «Все лучшее мир познал от эллинов и римлян».

Что и написал в своей книге: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом».

Лев КАЛЛИН

В юго-восточной части Азии расположилась необычайно красивая страна с великой историей – Камбоджа. Долгое время это королевство было закрыто от туристов, но сегодня стало очень популярным туристическим направлением. Эта экзотическая страна привлекает путешественников мягким климатом, теплыми водами Сиамского залива, белоснежными пляжами, и, конечно же, величественными храмовыми сооружениями.

Люди съезжаются со всего мира, чтобы своими глазами увидеть таинственные святыни – древние храмы Камбоджи, возведенные более тысячи лет назад.

Как и когда строили храмы

Возведением святилищ занимались предки нынешних камбоджийцев – кхмеры, которые с незапамятных времен населяли территорию королевства. Произошел этот народ, если верить легенде, от связи дочери короля змееподобных существ – нагов, и индийского отшельника.

Грандиозное строительство началось еще в IX столетии, когда многочисленные кхмерские княжества под руководством императора Джайявармана II объединились в великое государство – Кхмерскую империю со столицей в городе Ангкор. В ней основатель династии возвел первый храмовый комплекс, а его преемники впоследствии продолжили это дело. Сегодня все уцелевшие храмы древней столицы образуют главную достопримечательность страны – храмовый комплекс Ангкор. Его размеры поражают – храмы Ангкора в Камбодже расположилась на площади более 200 тысяч кв. км.

Строительство религиозных сооружений в столице продолжалось вплоть до XII века – именно в этот период и были построены самые известные храмы Камбоджи. Вокруг них к тому времени уже был отстроен огромный город, который населяли более миллиона жителей. В X-XIII вв. великая Кхмерская империя стала самым развитым государством во всей Юго-Восточной Азии в военном и экономическом отношении.

Однако уже во второй половине XV века после длительной осады сиамцев ее столица пала и была разрушена.

Жители вынуждены были бежать и бросить город. С годами Ангкор был поглощен джунглями, влажный климат не пощадил многие жилые помещения и вскоре от них ничего не осталось, а вот храмовым сооружениям удалось уцелеть. На 400 лет люди забыли о древней Ангкоре, пока в 1860 году французский путешественник и естествоиспытатель Анри Муо не набрел на нее в непроходимых зарослях.

Ангкор-Ват

Самым большим храмом на всем земном шаре считается камбоджийский Ангкор-Ват, возвышающийся в нескольких километрах от города Сиемреал. Эта святыня была возведена в первой половине XII столетия в честь верховного бога в индуизме – Вишну. Правил империей в те времена король Сурьяварман II.

По мнению ученых, на строительство этого сооружения потребовалось 5 млн. тонн камней – столько же, сколько было затрачено на возведение второй по величине египетской пирамиды Хафры (Хефрена).

Древние строители вложили немало усилий, чтобы создать поражающее воображение архитектурное творение – все каменные глыбы, из которых выстроено это сакральное сооружение, художественно обработаны – на всех поверхностях вырезаны сюжеты из истории кхмеров, индуистской мифологии и древнеиндийских эпосов.

Но самое удивительное то, что для закрепления глыб между собой кхмеры не использовали никакие растворы – камни обтесаны и подогнаны друг к другу так, что порой стыки между ними найти просто невозможно.

Главный культовый комплекс Камбоджи храм Ангкор-Ват состоит из 3 строений, внутри — 5 башен в форме лотоса, высота центральной достигает 65 метров. Окружает комплекс ров шириной 190 метров, который из-за обильных дождей всегда заполнен водой. По замыслу строителей, этот грандиозный проект символизирует обитель Брахмы – священную гору Меру: центральная башня это вершина, стены – скалы, а огромный ров – мировой океан, омывающий со всех сторон Вселенную.

Несомненно, этот храм в Камбодже – 8 чудо света, ведь именно так его называют историки всего мира.

Байон

Неподалеку от Ангкор-Вата расположилось второе по величине древнее культовое сооружение. Это храм Байон, отстроенный в XII столетии при правителе Джаявармане VII.

Храм Байон в Камбодже имеет 54 башни, и не случайно – каждая из них являлась символом провинции, находившейся под властью правителя. На каждой башне высечено 4 лика – по одному с каждой стороны света.

Древним строителям удалось сделать невозможное – выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток.

Они могут быть добрыми, улыбаться, грустить, а иногда своим взглядом и вовсе наводят леденящий душу ужас. Примечательно, что в какой бы части храма ни находился человек, он всегда будет под пристальным взглядом каменных глаз. Считается, что высеченные лики — это лицо божества сострадания Авалокитешвары. Прообразом его внешности стал король Джаяварман VII.

Изначально центральная башня храма имела золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Стены храма покрыты красивейшими барельефами, где запечатлены сцены из жизни камбоджийцев – военные походы, кровавые сражения, поклонение богам, цирковые представления, пиршества и многое другое.

Та Пром

Храм Та Пром (Та Прохм, Та Прум) – еще одно буддийское культовое сооружение, входящее в структуру города Ангкора. Этот храм-монастырь был построен в конце XII века в честь матери короля Джаявармана VII. Именно поэтому, считают ученые, в его оформлении в барельефах и скульптурах преобладают апсары – полубогини индуистской мифологии, духи воды и облаков.

Большую популярность Храм Та Пром в Камбодже приобрел в 2001 году после выхода на экраны фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» – именно по этому заброшенному сооружению бродила голливудская актриса Анджелина Джоли.

В настоящее время комплекс представляет собой удивительное зрелище в лучших традициях сюрреализма – все сооружения от основания и до кровли опутаны причудливой густой растительностью. Здесь корни и стволы деревьев веками взбирались по стенам, обрамляли двери и окна, ломали каменные крыши, пробивая себе путь на свободу.

Создается впечатление, что на этой территории когда-то была беспощадная битва между богами и природой, и последняя победила, сделав уникальное сооружение частью земли. Теперь Та Пром и джунгли – неделимое целое.

Бапуон

В самом центре священного города Ангкор-Том находится еще один удивительный храм высотой 49 метров – Бапуон. Он появился в XI веке во времена царствования Удаядитьявармана II. Это сооружение по форме представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов.

От других святилищ Бапуон отличают особые барельефы – они выполнены в форме маленьких квадратиков, в которых высечены сцены из повседневной жизни кхмеров. В свои молодые годы храм поражал великолепием.

Еще в XIII столетии им восхищался китайский дипломат Чжоу Дагуань, называя его «поистине удивительным зрелищем». До наших дней Бапуон добрался в очень плачевном состоянии, и виной тому песчаное основание, на котором он был построен. Оно оказалось неустойчивым, и грандиозная постройка начала стремительно разрушаться.

Менее знаменитые храмы Камбоджи

В Камбодже существует несколько сотен древних культовых сооружений, которые завораживают своей красотой и оригинальной архитектурой. Весьма интересным считается храмовый комплекс Кох Кер, расположившийся в 90 км от Ангкора. Туристы посещают это место редко, поскольку добраться туда непросто. Больше всего привлекает внимание в этом комплексе храм-гора Прасат Пранг высотой 32 метра.

Этот храм в Камбодже еще именуют «пирамидой смерти» из-за того, что на его вершине имеется глубокий колодец. Согласно легенде, после жертвоприношений демонам в него сбрасывали бездыханные тела. Считалось, что этот колодец ведет в преисподнюю.

Еще один изумительный по красоте храм – Преа Вихеа, или, как его еще называют, «Храм на небесах». Возведен он на горе, на высоте 600 метров над уровнем моря. Считается очень значимой постройкой для древних кхмеров, поскольку возводился он очень долго – строительство растянулось на время правления семи королей.

Оригинальностью отличается буддийский храм Неакпеан, созданный в XII веке. Находится он в Ангкоре, недалеко от города Дананг, на маленьком искусственно созданном острове посреди водоема. Если верить древней легенде, вода в этих местах наделена целебными свойствами. Собственно, это и подвигло короля Джаваярман VII построить здесь храм.

Еще одно чудо кхмерской архитектуры – храм Бантеайсрей, расположенный на территории провинции Сиемреал. Был построен в честь бога Шивы в X веке. Храм прославился своим украшением – все его стены покрывает ювелирная резьба, которую практически не тронуло время. Еще одна особенность этого сооружения – в нем находятся древние розовые статуи обезьян-хранителей.

  1. Английские исследователи Г. Хэнкок и Д. Грисби провели масштабные компьютерные исследования, и пришли к весьма любопытному выводу: главные религиозные сооружения Камбоджи связаны с картой звездного неба 10500 года до н. э. По их мнению, ангкорские храмы Камбоджи на карте, если их соединить одной линией, воссоздают очертания созвездия Дракона.
  2. Храмы Камбоджи не предназначались для посещения их верующими людьми. Эти культовые сооружения считались обителью богов, входить в них могли только жрецы и монахи. В некоторых храмах возводили усыпальницы для правителей, которых они считали воплощением бога на земле.
  3. Каждый кхмерский король следовал традиции – вступив на престол, он начинал строительство двух храмов – для себя и своих предков. Если он умирал, а сооружения еще не были достроены, их оставляли в незаконченном виде, и сразу же приступали к новой стройке.
  4. На стене храма Та Пром вырезано изображение, которое по сей день не дает покоя ученым всего мира. А запечатлен там травоядный динозавр, а если точнее – стегозавр, живший на планете более 150 млн. лет назад. Откуда древние кхмеры узнали об этом животном, до сих пор остается загадкой.
  5. На территории Камбоджи есть несколько храмов в форме пирамиды. Как известно, такие грандиозные сооружения найдены только в Перу, Египте и Камбодже. Старинная легенда объясняет этот факт – все они были возведены одними людьми, которые кочевали по этим странам.
  6. Многие камбоджийские храмы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лишь каких-то полтора века назад произошло великое открытие затерявшегося в джунглях Камбоджи Ангкора. Сегодня это одно из самых интересных мест нашей планеты.

История храма

Первые упоминания о громадных каменных сооружениях относятся еще к 1601 году. Тогда Марсело Рибандейро из Испании случайно наткнулся на странный храм Ангкор-Ват в джунглях Камбоджи. Живущие на этой земле кхмеры не могли строить каменные сооружения, возникала тайна происхождения храма, за которой миссионеру пришлось обратиться к местным жителям. Но и они не смогли удовлетворить возникший интерес Рибандейро. Это еще раз подкрепляло мысль о наличии здесь задолго до кхмеров совершенно другой цивилизации, наследием которой и стал Ангкор. В этом городе-храме никто не жил кроме животных, местные считали, что по одной из легенд город должны были восстановить иноземцы.

Про это огромное открытие быстро забыли. Для Европы храм Ангкор-Ват не представлял никакого интереса. Новая волна упоминаний этого памятника пошла в 1868 году после выхода в свет книги путешественника из Франции Анри Муо.

Долгое время Муо блуждал по джунглям, страдал от голода и болезней, пока в один из дней ему не удалось набрести на поляну. На фоне неба вырисовывались три башни, поначалу ему даже показалась, что это начавшиеся галлюцинации. Но приблизившись к постройкам, он понял, что сделал великое открытие.

Это произошло 22 января 1861 года. Открытие оказалось очень важным. Так появился этап в камбоджийской истории - эпоха Ангкорской цивилизации. А башни Ангкора закрепились на флаге и гербе Камбоджи.

Легендарный дворец

В далекие времена в камбоджийском государстве Ченла правил Джайяварман II . Этому человеку приписывается создание Ангкорской империи. А его преемник Сурьяварман II (1113-1150) как раз и построил храм Ангкор Ват.

Храм возводился для бога Вишну. Но по факту являлся святилищем и усыпальницей короля Сурьявармана II . В империи Ангкора существовало поклонение короля, считавшегося воплощением великого божества. А сам храм Ангкор считался его небесным домом на земле.

О возведении храма существует целая легенда. Так у одного из правителей был сын Преа Кет Меалеа. Богу Индра понравился этого юноша, и он пригласил его к себе на небо. Преа Кет Меала полюбил это место, но особенно ему понравился великолепный дворец с пятью башнями. Но у всего хорошего рано или поздно приходит конец, тевода (божественные танцовщицы) забеспокоились возникновением божественного духа на небе, нарушающего его гармонию. Они рассказали об этом Индре, и ему пришлось вернуть принца на землю. А полюбившийся дворец божество решило возвести и на земле. Место для строительства указал бык Нандин, а руководителем постройки выбрали Преа Пушнука. Были собраны лучшие мастера со всех земель, так был построен Ангкор Ват.

Описание храма

Храм находится в центре обширного комплекса, объединяющего порядка 200 других храмов. Храм окружен рвом, наполняющимся во время сезона дождей. В отражении воды храм выглядит как священная гора Меру в окружении мирового океана. Так и было задумано великими строителями.

Ангкор-Ват окружен стеной, а посетитель попадает внутрь через главный портал. Перед его глазами предстаю три возвышающиеся друг над другом террасы. Первая находится на высоте 3,5 метров, вторая - 7, третья - 13. В плане террасы представляют уменьшающиеся квадраты. На верхней террасе находятся пять башен - четыре по углам и одна в центре, возвышающаяся на 65 метров. Из-за ориентации храма при подходе с любой из сторон видно только три башни.

Подсчеты показывают, что количество камней в Ангкор-Вате соответствует задействованному количеству камней на строительстве египетской пирамиды Хефрена . Но так как в Ангкоре камни имеют глубокую художественную обработку, то стоит только удивляться затраченному труду древних жителей этой земли.