Биография. Биография Научные труды, публикации

Родился 27 июня 1977 г. в г. Гуково Ростовской обл. в семье рабочих. В 1994 г. окончил среднюю школу № 5 г. Гуково. С 1993 г. начал регулярно посещать храм и участвовать в богослужении, пел и читал на клиросе, помогал в алтаре.
В 1994-1998 гг. обучался в Ростовской государственной экономической академии на факультете менеджмента и информационных систем.
С августа 1998 г. по август 1999 г. трудился вахтером и рабочим пекарни при Московской духовной академии.
В августе 1999 г. был зачислен на I курс Московской духовной семинарии.
26 марта 2004 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором Московских духовных школ архиепископом Верейским Евгением пострижен в монашество с именем Ефрем в честь преподобного Ефрема Сирина.
2 мая 2004 г. в Покровском храме МДА архиепископом Верейским Евгением рукоположен в сан иеродиакона.
В августе 2004 г. зачислен на I курс Московской духовной академии.
5 марта 2006 г. в Покровском храме МДА архиепископом Верейским Евгением рукоположен в сан иеромонаха.
В июне 2006 года окончил экстерном Московскую духовную академию и был направлен на административно-преподавательскую деятельность в Хабаровскую духовную семинарию, где исполнял послушания заведующего семинарской библиотекой, штатного клирика Спасо-Преображенского кафедрального собора и ключаря Успенского собора г. Хабаровска.
21 сентября 2006 г. удостоен права ношения набедренника и наперсного креста. К дню Святой Пасхи 2007 г. во внимание к миссионерским трудам в Хабаровской епархии награжден медалью святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
В мае 2008 г. в Киевской духовной академии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Идейный смысл молитвословий и история праздника Благовещения Пресвятой Богородице», получив степень кандидата богословия. Диссертация явилась продолжением трудов профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича (1871-1931), запечатленных в серии «Христианские праздники» (Книги 1-6. Киев, 1915-1916).
В марте 2009 г. назначен секретарем Ученого совета Хабаровской духовной семинарии, в ноябре переведен на должность проректора по научной работе.
К празднику Святой Пасхи 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком возведен в сан игумена.
С 2009 г. - автор и ведущий телевизионной передачи о Православии «Благовест» на телеканале правительства Хабаровского края «Первое краевое телевидение».
8 марта 2010 г. назначен на должность первого проректора Хабаровской духовной семинарии. Вошел в Совет ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области.
В ноябре 2010 г. выступил автором еженедельной радиопередачи о Православии «Неделя» (в прямом эфире) (совместный проект Хабаровской духовной семинарии и местной радиостанции).
В 2010 г. во внимание к трудам в Хабаровской духовной семинарии удостоен Патриаршей грамоты.
С сентября 2010 г. по август 2011 г. состоял в Общественном совете при УВД по Хабаровскому краю и экспертной группе при Антинаркотической комиссии Хабаровского края по выработке прогнозов и оценке эффективности мероприятий, направленных на противодействие наркомании.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 137) избран епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии. 30 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 148) назначен епископом Бикинским, викарием Хабаровской епархии.
31 декабря 2011 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя наречен, 28 января 2012 г. за Божественной литургией в храме прп. Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве хиротонисан во епископа Бикинского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. (журнал № 10) назначен Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским.

Образование:
1998 г. - Ростовская государственная экономическая академия.
2004 г. - Московская духовная семинария.
2006 г. - Московская духовная академия (экстерн).
2008 г. - Киевская духовная академия.

Епархия: Биробиджанская епархия Русской Православной Церкви

Научные труды, публикации:
1. Слово архимандрита Ефрема (Просянка) при наречении во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии.
2. Традиции отечественной педагогики в воспитании духовности: доклад на Межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенком». Хабаровск, 25-26 октября 2007 г. //
3. Воспитание духовности в контексте современных проблем воспитания: сборник научных статей по материалам краевой научно-практической конференции «Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенком» / под общей ред. В.Н. Андреева, К.Г. Столыпиной. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2008. - 118 с. - С. 57-61.
4. Тропарь, кондак и молитва святому мученику Иоанну (Попову) // Труды Хабаровской духовной семинарии: Ежегодник. 2007 год. - Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2008. - 864 с. - С. 42-48.
5. Благовещение Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии: событие Священной Истории и название праздника // Труды Хабаровской духовной семинарии: Ежегодник. 2007 год. - Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2008. - 864 с. - С. 49-56.
6. Современная церковно-научная литература в региональном библиотечно-информационном пространстве: доклад на IV региональной научно-практической конференции «Развитие библиотечно-информационного пространства на Дальнем Востоке и высшее библиотечное образование». Хабаровск, 24-27 апреля 2007 г. // Вестник ДВГНБ. - 2007. - № 2 (35). - Апрель-июнь. - С. 205-208.
7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Церковнославянский язык»: 1-2 курс // Труды Хабаровской духовной семинарии: Ежегодник. 2007 год. - Хабаровск: Хабаровская духовная семинария, 2008. - 864 с. - С. 741-770.
8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литургика»: 3 курс. - В надзаг.: Православная религиозная организация - учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария». - Хабаровск, 2008.
9. Вклад Православной Церкви в созидание библиотек на Руси // Вестник ДВГНБ. - 2008. - № 3 (40). - С. 62-73.
10. Идейный смысл богослужебных молитвословий и история праздника Благовещения Пресвятой Богородице: диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Киев, 2008 [В надзаг.: Киевская духовная академия, Кафедра Литургического богословия].
11. Святыни приходят в Хабаровск // Православный вестник Приамурья. 2009. № 2 (97). С. 2-3.
12. Икона «нестеровского» круга в Хабаровской духовной семинарии // Словесница искусств. 2009. № 23. С. 67-68.
Хабаровская духовная семинария // Время и события: календарь-справ. по Дальневост. федер. окр. на 2010 г. / Дальневост. гос. науч. б-ка; [сост. и ред. Г.А. Бутрина; авт. Г.А. Бутрина и др.] - Хабаровск: ДВГНБ, 2009. - С. 149-151.
13. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическое руководство для пастырей»: 4 курс. - В надзаг.: Православная религиозная организация - учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария». - Хабаровск, 2009.
14. Новая школа и вечные ценности // Новой школе - новое качество: материалы по итогам I Международного конгресса. Хабаровск: МАУ ЦРО, 2010. С. 47-55.
15. Православные ресурсы сети Интернет как источник знаний о семье, здоровье и воспитании // Не попадись в паутину. Из опыта работы по профилактике девиантного поведения подростков. - В надзаг.: Администрация города Хабаровска. - Хабаровск, 2010. - С. 71-75.
16. Научная информация о православной культуре в сети Интернет // Библиотеки в современном мире образования: материалы регион. науч.-практ. конф., 20-21 окт. 2009 г. / Дальневост. гос. гуманитар. ун-т, Хабар. краев. ин-т развития образования; гл. ред. И.А. Сочелина. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2010. - 152 с.
17. О задачах духовно-нравственного воспитания в условиях реализации новых образовательных стандартов // Образование на Дальнем Востоке: теория и практика. 2010. № 2 [Электронный ресурс]. - Электрон. статьи. - Хабаровск: Хабаровский краевой институт развития образования, 2010. 1 DVD-ROM.
18. «Блаженное чрево»: история Хабаровской иконы Божией Матери // Словесница искусств. 2011. № 1 (27). С. 64-68.
19. Взаимодействие государства и религиозных организаций в образовательной сфере // Духовно-нравственное воспитание в системе образования и в семье: сборник статей научно-практической конференции. Хабаровск, 26 апреля 2011 г. / под общ. ред. О.В. Авдошкиной, Е.А. Дидур.- Хабаровск: ХК ИРО, 2011. - С. 62-68.
20. Повышение роли воспитания студенческой молодежи в условиях реализации новых образовательных стандартов // Проблемы высшего образования: материалы международной науч.-метод. конф., Хабаровск, 16-18 марта 2011 г. / под ред. Т.В. Гомза. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2011. - С. 17-20.
21. Ефрем (Просянок), епископ. Взаимодействие государства и религиозных организаций в образовательной сфере // Аргументы времени [Журнал Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону]. 2012. № 3 (16). С. 60-62.
22. Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. К вопросу о сотрудничестве людей веры и людей науки // Проблемы высшего образования: материалы международной науч.-метод. конф., Хабаровск, 10-12 апреля 2013 г. / под ред. Т.В. Гомза. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. С. 35-36.
23. Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. Приобщение подрастающего поколения к культурной традиции в системе образования // Образование на Дальнем Востоке: теория и практика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. Электрон. публикации и статьи. Хабаровск: Хабаровский краевой институт развития образования. С. 77-81. 1 DVD-ROM.
24. Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. Солидарное общество и будущее российского народа // Аргументы времени [Журнал Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону]. 2013. № 4 (21). С. 45-47.
25. Ефрем (Просянок), еп. Бикинский. Взаимодействие государственных и религиозных образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания // Законность, правопорядок, духовность - парадигма XXI века: материалы международной научно-практической конференции (Хабаровск, 6 декабря 2012 г.) / науч. ред. В.В. Кулыгин; РПА Минюста России, Дальневосточный (г. Хабаровск) филиал. М.: РПА Минюста России, 2013. С. 33-40.

Церковные награды: 2007 г. - медаль свт. Иннокентия Московского.

Преосвященнейший Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский
(Барбинягра Ефрем Александрович)

Дата рождения: 01 мая 1941 г.
Дата пострига: 12 февраля 1980 г.
Дата хиротонии: 05 февраля 2012 г.
Дата тезоименитства: 29 мая

Биография

Родился 01 мая 1941 г. в с. Гандрабуры Ананьевского р-на Одесской обл. в семье крестьян. Крещен в младенчестве.
В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабуры.
В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии.
01 января 1972 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда рукоположен в сан диакона (в целебатном состоянии), 27 февраля 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры – в сан пресвитера.
14 апреля 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенского храма с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 06 августа 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником храма святого апостола Филиппа г. Новгорода.
16 февраля 1976 г. согласно личному прошению почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии.
В 1976 г. окончил Ленинградскую духовную академию.
23 марта 1976 г. митрополитом Херсонским и Одесским Сергием назначен настоятелем Свято-Троицкого храма с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 августа 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Архангело-Михайловского храма с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. 21 декабря 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Покровского храма п. Саврань Одесской обл.
01 февраля 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл., 14 марта согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию.
30 мая 1977 г. митрополитом Ленинградским Никодимом назначен штатным священником храма святого апостола Филиппа г. Новгорода.
12 февраля 1980 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество.
25 июня 1981 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем храма святой великомученицы Параскевы г. Боровичи Новгородской обл.
21 июля 1981 г. митрополитом Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита.
05 мая 1997 г. указом архиепископа Новгородского и Старорусского Льва назначен и.о. наместника Иверского Валдайского мужского монастыря с сохранением должности настоятеля храма великомученицы Параскевы г. Боровичи.
26 июня 2002 г. освобожден от должности и.о. наместника Иверского Валдайского монастыря.
Определением Священного Синода от 07 ноября 2007 г. (журнал № 110) назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.
Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. избран епископом Боровичским и Пестовским (журнал № 173).
03 февраля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Синодальной резиденции в Даниловом монастыре наречен во епископа.
05 февраля за Божественной литургией в храме Спаса Преображения на Песках в Москве хиротонисан во епископа Боровичского и Пестовского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:
1972 г. – Ленинградская духовная семинария.
1976 г. – Ленинградская духовная академия.

,
викарий Забайкальской епархии

Епископ Ефре́м (в миру Епифа́ний Андре́евич Кузнецо́в ; 10 мая , станица Краснояровская, Нерчинско-Заводский округ - 5 сентября , Москва) - епископ Селенгинский , викарий Забайкальской епархии .

Детство

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию… В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»

Образование

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в , Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в (тема кандидатской работы: «История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени». По отзыву рецензента, «представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии»).

Сельский священник

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа - в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

Миссионер

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа - начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

Миссия среди корейцев

В 1910 году возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В 1911 году для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал «Православие» на корейском языке. В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Правый политик

Отличался правыми политическими взглядами. В был организатором забайкальского отдела Союза русского народа . Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый «Восторговский» съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

Епископ

С 20 ноября 1916 году - епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни», но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Участие в Поместном соборе

Арестован Забайкальским советом [когда? ] и выслан в Петроград [когда? ] в распоряжение ВЧК. Освобождён под честное слово об отказе заниматься политикой. В 1917 году выехал в Москву для участия в Поместном Соборе . В январе 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране: «…что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе - вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением - крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли».

Арест и расстрел

Во время работы Собора жил на квартире протоиерея

Дата рождения: 1 мая 1941 г. Дата хиротонии: 5 февраля 2012 г. Дата пострига: 12 февраля 1980 г. Страна: Россия Биография:

Родился 1 мая 1941 г. в с. Гандрабуры Ананьевского р-на Одесской обл. в семье крестьян. Крещен в младенчестве.

В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабуры.

В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии.

1 января 1972 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда рукоположен в сан диакона (в целебатном состоянии), 27 февраля 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры — в сан пресвитера.

14 апреля 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 6 августа 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником церкви святого апостола Филиппа г. Новгорода.

16 февраля 1976 г. согласно личному прошению почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии .

23 марта 1976 г. митрополитом Херсонским и Одесским Сергием назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 августа 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Архангело-Михайловской церкви с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. 21 декабря 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Свято-Покровской церкви п. Саврань Одесской обл.

1 февраля 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл., 14 марта согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию.

30 мая 1977 г. митрополитом Ленинградским Никодимом назначен штатным священником церкви святого апостола Филиппа г. Новгорода.

12 февраля 1980 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество.

25 июня 1981 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем церкви святой великомученицы Параскевы г. Боровичи Новгородской обл.

21 июля 1981 г. митрополитом Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода от 7 ноября 2007 г. (журнал № 110 ) назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. избран епископом Боровичским и Пестовским (журнал № 173 ).

3 февраля 2012 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Синодальной резиденции в Даниловом монастыре наречен , 5 февраля за Божественной литургией в храме Спаса Преображения на Песках в Москве хиротонисан во епископа Боровичского и Пестовского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование:

1972 г. ? Ленинградская духовная семинария.

1976 г. ? Ленинградская духовная академия.

Епархия: Боровичская епархия (Правящий архиерей)

Епи-скоп Еф-рем (в ми-ру Епи-фа-ний Ан-дре-евич Куз-не-цов) был од-ним из тех рев-ност-ных и пре-дан-ных слу-жи-те-лей на-шей Церк-ви, кто од-ним из пер-вых при-нял на се-бя удар тя-же-лых го-не-ний, воз-двиг-ну-тых про-тив Пра-во-сла-вия. Необы-чен и путь его к ар-хи-ерей-ству. Он не про-ис-хо-дил из ду-хов-но-го зва-ния, а ро-дил-ся в 1876 г. в се-мье за-бай-каль-ских ка-за-ков. Жизнь его на-ча-лась со скор-бей и ис-пы-та-ний.
"В ран-нем дет-стве, - вспо-ми-нал он в 1916 го-ду, - Гос-подь по-слал мне си-рот-ство с его обыч-ны-ми в про-сто-на-род-ной сре-де тя-же-лы-ми спут-ни-ка-ми - бед-но-той, ли-ше-ни-я-ми и бо-лез-ня-ми. Но этот крест учил ме-ня сми-ре-нию, тер-пе-нию, по-ни-ма-нию стра-да-ний ближ-не-го и со-стра-да-нию. Под тя-же-стью се-го кре-ста умяг-чи-лось мое серд-це, креп-ла ве-ра в Бо-га и на-деж-да толь-ко на Его неиз-ре-чен-ное ми-ло-сер-дие в пу-тях мо-ей жиз-ни". [Речь при на-ре-че-нии на-чаль-ни-ка За-бай-каль-ской ду-хов-ной мис-сии ар-хи-манд-ри-та Еф-ре-ма во епи-ско-па Се-лен-гин-ско-го, про-из-не-сен-ная в Чи-тин-ской Ар-хи-ерей-ской церк-ви 19 но-яб-ря 1916 г. - За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1916, N 23, с. 812.]
Отец, уми-рая, за-ве-щал сы-ну учить-ся. Но от-рок, ко-то-рый пас ста-да у сво-их род-ных и воз-де-лы-вал зем-лю, чтобы иметь про-пи-та-ние, мог рас-счи-ты-вать толь-ко на окон-ча-ние сель-ско-го учи-ли-ща. Но Бо-же-ствен-ный Про-мы-сел го-то-вил от-ро-ка Епи-фа-ния к осо-бо-му слу-же-нию. На маль-чи-ка об-ра-тил вни-ма-ние со-стра-да-тель-ный при-ход-ской пас-тырь. Вос-поль-зо-вав-шись про-ез-дом через ста-ни-цу ир-кут-ско-го Вла-ды-ки Ве-ни-а-ми-на (Бла-го-нра-во-ва) [Вы-со-ко-прео-свя-щен-ней-ший Ве-ни-а-мин (в ми-ру Бла-го-нра-вов Ва-си-лий Ан-то-но-вич) (1825-1892) - вы-да-ю-щий-ся мис-си-о-нер, за-кон-чил жизнь ар-хи-епи-ско-пом Ир-кут-ским.], он по-ста-вил Епи-фа-ния пе-ред ним на ко-ле-ни и про-сил при-нять его хо-тя бы на по-лу-ка-зен-ное со-дер-жа-ние в ду-хов-ном учи-ли-ще, по-ру-чив-шись за него, что тот по-свя-тит се-бя слу-же-нию Церк-ви. "Прось-ба свя-ти-те-лем Бо-жи-им ува-жа-ет-ся, и я, си-ро-та - бед-няк ка-за-че-нок, ка-ки-ми на-пол-не-ны ста-ни-цы, ока-зы-ва-юсь в ду-хов-ной шко-ле, что бы-ло то-гда весь-ма ред-ким, чуть не ис-клю-чи-тель-ным яв-ле-ни-ем: ве-ли-ка ко мне ми-лость Бо-жия". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, N 23, с. 814.]
Несколь-ко де-ся-ти-ле-тий спу-стя ар-хи-манд-рит Еф-рем, с теп-ло-той вспо-ми-нал опыт-но-го на-став-ни-ка, стро-го-го и бла-го-че-сти-во-го про-то-и-е-рея - рек-то-ра Чи-тин-ско-го ду-хов-но-го учи-ли-ща "уме-лою ру-кою се-яв-ше-го се-ме-на ве-ры и бла-го-че-стия в серд-цах уча-щих-ся". Хо-ро-шее вли-я-ние ока-за-ли и учи-те-ля, сре-ди ко-то-рых "на-хо-ди-лись свет-лые лич-но-сти, умев-шие близ-ко стать к пи-том-цам и дать по-треб-ное на за-про-сы их жиз-ни. Ду-хов-ная ат-мо-сфе-ра в учи-ли-ще бы-ла та-ко-ва, что... гос-под-ство-вал дух цер-ков-но-сти. Здесь впер-вые я по-знал и по-лю-бил цер-ков-ную устав-ность, бла-го-ле-пие и ве-ли-чие цер-ков-ных бо-го-слу-же-ний, кра-со-ту пе-ния цер-ков-но-го, здесь при-вык со-зна-тель-но пе-ре-жи-вать вы-со-кую ра-дость празд-нич-ных на-стро-е-ний". [Там же, с. 814]
Окан-чи-вая учи-ли-ще Епи-фа-ний пред-вку-шал сла-дость слу-же-ния пса-лом-щи-ком в сель-ском хра-ме. Он знал свое по-ло-же-ние и пре-дел сво-их воз-мож-но-стей и не по-мыш-лял о боль-шем. Но вновь от-кры-лась во-ля Бо-жия о нем. "Гос-подь вло-жил в серд-це од-но-го мо-е-го учи-те-ля мысль по-слать, в ви-де по-пыт-ки, те-ле-грам-му то-му же Вы-со-ко-прео-свя-щен-ней-ше-му Ве-ни-а-ми-ну с прось-бой о при-ня-тии на ка-зен-ное со-дер-жа-ние в ду-хов-ную се-ми-на-рию, устра-няя то, что ка-за-лось мне непре-одо-ли-мым пре-пят-стви-ем про-дол-жать об-ра-зо-ва-ние, а через серд-це Сво-е-го свя-ти-те-ля воз-ла-гал бла-гая о но-вом пу-ти мо-ей жиз-ни..." [Там же]
Окон-чив в 1898 г. Ир-кут-скую ду-хов-ную се-ми-на-рию, Епи-фа-ний Куз-не-цов при-нял ру-ко-по-ло-же-ние. В сане свя-щен-ни-ка он про-хо-дил слу-же-ние в род-ной ста-ни-це. "Это вре-мя по-ста-ви-ло на пу-ти мо-ем - рас-ска-зы-вал он в ре-чи при на-ре-че-нии во епи-ско-па, - ряд тер-ний и тя-же-лых ис-пы-та-ний, в ко-то-рых го-рел и за-ка-лял-ся дух мой, в ко-то-рых учил-ся сми-ре-нию и по-ка-я-нию, тер-пе-нию и бла-го-ра-зу-мию, по-ло-жи-тель-но-сти мыс-ли, сло-ва и де-ла". На вто-ром го-ду пас-тыр-ства его по-се-ти-ло тя-же-лое го-ре - смерть же-ны. Мо-ло-дой свя-щен-ник силь-но скор-бел, боль-шим уте-ше-ни-ем бы-ло для него уча-стие в его жиз-ни ар-хи-епи-ско-па Вла-ди-во-сток-ско-го Ев-се-вия [Ев-се-вий (Ни-коль-ский Ев-ге-ний) (1861-1922) за-кон-чил жизнь мит-ро-по-ли-том Кру-тиц-ким.] , ко-то-рый знал Епи-фа-ния Куз-не-цо-ва, бу-дучи рек-то-ром Ир-кут-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии. Отец Епи-фа-ний це-нил его и на-зы-вал поз-же сво-им ду-хов-ным от-цом. Глу-бо-ко со-стра-дая го-рю мо-ло-до-го пас-ты-ря, ар-хи-епи-скоп Ев-се-вий на-пра-вил ему несколь-ко по-сла-ний, ис-пол-нен-ных оте-че-ской люб-ви. Вла-ды-ка убе-дил его про-дол-жать уче-бу в выс-шей ду-хов-ной шко-ле. В 1903 г. отец Епи-фа-ний окон-чил Ка-зан-скую Ду-хов-ную ака-де-мию. Ему бы-ло при-сво-е-но зва-ние кан-ди-да-та бо-го-сло-вия. Он с осо-бой бла-го-дар-но-стью вспо-ми-нал рек-то-ра Ака-де-мии - бу-ду-ще-го мит-ро-по-ли-та Ан-то-ния (Хра-по-виц-ко-го, 1963-1936), ко-то-ро-го на-зы-вал вы-да-ю-щим-ся по уму и чи-сто-те жиз-ни свя-ти-те-лем на-ше-го вре-ме-ни". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1916, N 23, с.815.]
В это вре-мя отец Епи-фа-ний про-яв-ля-ет боль-шой ин-те-рес к мис-си-о-нер-ству. Ду-хов-ная ака-де-мия "вло-жи-ла в серд-це мое лю-бовь к бла-го-вест-ни-че-ско-му слу-же-нию и да-ла по-треб-ные для се-го зна-ния, с ко-то-ры-ми я явил-ся сю-да, в род-ной За-бай-каль-ский край и стал под опыт-ную ру-ку ар-хи-пас-ты-ря-мис-си-о-не-ра Прео-свя-щен-ней-ше-го вла-ды-ки Ме-фо-дия". [Там же, с. 816] От-цом Епи-фа-ни-ем в эти го-ды бы-ла на-пи-са-на ис-то-рия мис-си-о-нер-ства в За-бай-ка-лье: "Де-я-тель-ность За-бай-каль-ской ду-хов-ной мис-сии за со-ро-ка-ле-тие ее су-ще-ство-ва-ние (с 1860 по 1899 гг.), М., 1902. Текст этот был пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ван в "Пра-во-слав-ном бла-го-вест-ни-ке" (1901, N 21-24).
В 1904 г. отец Епи-фа-ний Куз-не-цов на-чи-на-ет мис-си-о-нер-скую де-я-тель-ность в со-ста-ве За-бай-каль-ской Мис-сии. На-сколь-ко вдум-чи-во и глу-бо-ко от-но-сил-ся он к про-све-ще-нию за-бай-каль-ских языч-ни-ков. Мож-но су-дить по его ана-ли-ти-че-ско-му очер-ку "Ха-рак-те-ри-сти-ка бу-рят с точ-ки зре-ния спо-соб-но-сти их к при-ня-тию Хри-сти-ан-ства и об-ще-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры" (За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1904, N 22-24; отд. изд.: Чи-та, 1905). Ав-тор сна-ча-ла го-во-рит о се-рьез-ных пре-пят-стви-ях, сто-я-щих пе-ред бла-го-вест-ни-ком в де-ле об-ра-ще-ния бу-рят. По сво-е-му ум-ствен-но-ми-ро-воз-зрен-че-ско-му скла-ду бу-ря-ты (пре-об-ла-дав-шая язы-че-ская на-род-ность За-бай-ка-лья) ин-те-ре-су-ют-ся толь-ко тем, что свя-за-но с их жиз-нен-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Бу-ря-ты зна-ют - пи-сал отец Еф-рем, - что ре-ли-гий мно-го и все они, по пред-став-ле-ни-ям бу-рят, да-ны Бо-гом. Са-мое луч-шее, го-во-рят они, дер-жать-ся той, ка-кая бы-ла у пред-ков. Та-кое со-зна-ние бы-ло глав-ным пре-пят-стви-ем к при-ня-тию ими свя-то-го кре-ще-ния.
Вме-сте с тем ав-тор очер-ка от-ме-ча-ет про-стой, до-вер-чи-вый нрав бу-ря-та, бес-хит-рост-ность, го-тов-ность по-мочь дру-го-му че-ло-ве-ку. "Рас-смот-рев-ши пси-хо-ло-гию бу-рят, мы с удо-воль-стви-ем де-ла-ем за-клю-че-ние, в выс-шей сте-пе-ни от-рад-ное и для пра-во-слав-но-го мис-си-о-не-ра и для об-ще-че-ло-ве-че-ско-го куль-тур-тре-ге-ра. Сде-лан-ный на-ми пси-хо-ло-ги-че-ский ана-лиз го-во-рит, что бу-ря-ты пред-став-ля-ют из се-бя, по еван-гель-ско-му вы-ра-же-нию по-ле, бо-га-тое по сво-е-му со-дер-жа-нию, спо-соб-ное вос-при-нять и воз-рас-тить се-мя Сло-ва Бо-жия и выс-шей куль-ту-ры: они го-то-вы к быст-ро-му ду-хов-но-му воз-рож-де-нию".[Куз-не-цов Е., свящ. Ха-рак-те-ри-сти-ка бу-рят с точ-ки зре-ния спо-соб-но-сти их к при-ня-тию хри-сти-ан-ства и об-ще-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры, Чи-та, 1905.]
В дру-гой ста-тье на-пи-сан-ной зна-чи-тель-но поз-же, он го-во-рил о се-рьез-ных изъ-я-нах в зе-мель-ном за-ко-но-да-тель-стве, да-вав-шем яв-ные пре-иму-ще-ства бу-ря-ту-языч-ни-ку над бу-ря-том, об-ра-тив-шем-ся в Пра-во-сла-вие. [Еф-рем (Куз-не-цов), ар-хим. Зе-мель-ная оби-да кре-ще-ных ино-род-цев За-бай-ка-лья, М., 1914.]
При-няв мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Еф-рем, он воз-во-дит-ся в сан игу-ме-на, а за-тем в 1909 г. - ар-хи-манд-ри-та.
На-зна-чен-ный на-чаль-ни-ком За-бай-каль-ской Ду-хов-ной Мис-сии, он успеш-но тру-дит-ся по об-ра-ще-нию языч-ни-ков. Осо-бен-но успеш-ной бы-ла про-по-ведь сре-ди мест-ных ко-рей-цев. Из кре-щен-ных ко-рей-цев об-ра-зо-вал-ся в Чи-те от-дель-ный при-ход. При Мис-си-о-нер-ской церк-ви был осо-бый при-чет, со-сто-яв-ший из ко-рей-ца-свя-щен-ни-ка и ко-рей-ца-пса-лом-щи-ка, на ко-то-рых бы-ли воз-ло-же-ны обя-зан-но-сти быть ду-хов-ны-ми ру-ко-во-ди-те-ля-ми пра-во-слав-ных ко-рей-цев. Для них же бы-ла от-кры-та огла-си-тель-ная шко-ла. Из-да-вал-ся на ко-рей-ском язы-ке жур-нал "Пра-во-сла-вие", имев-ший цель про-све-ще-ние и об-ра-ще-ние в ло-но Пра-во-слав-ной Церк-ви ко-рей-цев не толь-ко За-бай-ка-лья, но и жи-ву-щих на всем про-стран-стве Даль-не-го Во-сто-ка.
На-сколь-ко се-рьез-но ко-рей-ца-ми бы-ло вос-при-ня-то Пра-во-сла-вие кос-вен-но мож-но су-дить по то-му фак-ту, о ко-то-ром со-об-ща-лось в За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях (1914, N 20): 30 при-хо-жан-ко-рей-цев Чи-тин-ской Мис-си-о-нер-ской церк-ви об-ра-ти-лись к ар-хи-манд-ри-ту Еф-ре-му с вы-ра-же-ни-ем же-ла-ния пой-ти на вой-ну доб-ро-воль-ца-ми. Отец Еф-рем их бла-го-сло-вил и по-со-ве-то-вал об-ра-тить-ся к во-ен-но-му гу-бер-на-то-ру. От-слу-жив мо-ле-бен, ар-хи-манд-рит Еф-рем про-из-нес сло-во, в ко-то-ром ска-зал: ко-рей-цы, при-няв Пра-во-сла-вие, идут те-перь в ря-ды рус-ских за-щит-ни-ков Рос-сии этим до-ка-зы-ва-ют, что они воз-лю-би-ли ее, вто-рую ро-ди-ну, за ко-то-рую го-то-вы по-ло-жить жизнь.
На поч-ве пра-во-слав-но-го мис-си-о-нер-ства про-изо-шло зна-ком-ство и сбли-же-ние ар-хи-манд-ри-та Еф-ре-ма с про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Вос-тор-го-вым (свя-щен-но-му-че-ник - про-слав-лен на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском со-бо-ре 2000 г.), ко-то-рый при-ез-жал в За-бай-ка-лье в долж-но-сти си-но-даль-но-го мис-си-о-не-ра. В За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях (1913, N 16) со-об-ща-ет-ся о при-ез-де в Чи-ту прот. И. И. Вос-тор-го-ва. По-сле за-се-да-ния, ко-то-рое про-шло под пред-се-да-тель-ством Прео-свя-щен-но-го Иоан-на, епи-ско-па За-бай-каль-ско-го и Нер-чин-ско-го, "о. прот. Вос-тор-гов с ар-хи-манд-ри-том Еф-ре-мом вы-еха-ли из Чи-ты на Даль-ний Во-сток". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1913, N 16, с.302.]
Ар-хи-манд-рит Еф-рем не толь-ко ру-ко-во-дил всем мис-си-о-нер-ским де-лом в об-шир-ной епар-хии (к на-ча-лу ХХ в. ее пло-щадь бы-ла 539061 кв. верст, т.е. боль-ше Гер-ма-нии в то-гдаш-них ее гра-ни-цах), но по-мо-гал пра-вя-ще-му ар-хи-ерею в епар-хи-аль-ных де-лах.
В 1913 г. с 20 но-ме-ра он ста-но-вит-ся ре-дак-то-ром неофи-ци-аль-но-го от-де-ла За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стей. Вы-сту-пал он и как ав-тор: "Тор-же-ство Пра-во-сла-вия в Чи-те", (1913 N 3-4), "Пир ве-ры на св. Ир-ге-ни" (1913, N 14-15) и др.
20 но-яб-ря 1916 г. ар-хи-манд-рит Еф-рем был ру-ко-по-ло-жен в епи-ско-па Се-лен-гин-ско-го, ви-ка-рия За-бай-каль-ской епар-хии, Хи-ро-то-нию воз-глав-лял ар-хи-епи-скоп Вла-ди-во-сток-ский Ев-се-вий (Ни-коль-ский). При на-ре-че-нии во епи-ско-па ар-хи-манд-рит Еф-рем го-во-рил о от-вет-ствен-но-сти свя-ти-тель-ско-го слу-же-ния: "Я со-знаю ве-ли-кую вы-со-ту пред-сто-я-ще-го мне зва-ния и слу-же-ния в Церк-ви Бо-жи-ей и знаю, что для се-го необ-хо-ди-ма чи-сто-та ве-ры, вы-со-та бла-го-че-стия, си-ла зна-ния, несо-кру-ши-мая рев-ность; знаю то, что слу-же-ние сие утвер-жда-ет-ся не на внеш-нем гос-под-стве над на-сле-ди-ем Бо-жи-им, пре-воз-но-ше-нии и пре-об-ла-да-нии, а на внут-рен-ней си-ле ду-ха, со-зи-да-е-мо-го ве-рою и лю-бо-вью, укреп-ля-е-мою сми-рен-но-муд-рен-ным вос-при-я-ти-ем ига Хри-сто-ва. Со-знаю и свя-зан-ную с вы-со-тою слу-же-ния ве-ли-кую от-вет-ствен-ность, осо-бен-но в на-ше вре-мя, ко-гда тре-бу-ют-ся осо-бые си-лы и для устро-е-ния внут-рен-ней цер-ков-ной жиз-ни сре-ди вер-ных и для рас-про-стра-не-ния Цар-ства Бо-жия сре-ди неве-ру-ю-щих". [Там же, 1916, N 23, с. 816-17.]
Ар-хи-ерей-ское слу-же-ние епи-ско-па Еф-ре-ма про-дол-жа-лось ме-нее двух лет. Это бы-ли го-ды на-чав-ше-го-ся тя-же-лей-ше-го ис-пы-та-ния и для Церк-ви и для каж-до-го ее слу-жи-те-ля. Прео-свя-щен-ный Еф-рем с вы-со-ким хри-сти-ан-ским до-сто-ин-ством вы-дер-жал эти ис-пы-та-ния. Его пре-дан-ность Пра-во-сла-вию и рев-ность в за-щи-те ин-те-ре-сов Церк-ви бы-ла из-вест-на не толь-ко ве-ру-ю-щим, но и пред-ста-ви-те-лям но-вой ре-во-лю-ци-он-ной вла-сти. В "За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях" за 1917 г. в N 17 (1-15 сен-тяб-ря) со-об-ща-ет-ся о прось-бе епи-ско-па Еф-ре-ма к вла-стям раз-ре-шить ему при-быть в Чи-ту. Хо-тя Вла-ды-ка Еф-рем да-вал под-пис-ку о при-зна-нии Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства и ло-яль-но-сти, пред-ста-ви-тель служ-бы об-ще-ствен-ной без-опас-но-сти за-пре-ща-ет ему въезд в Чи-ту и хо-да-тай-ству-ет пе-ред кра-е-вым ко-мис-са-ри-а-том о пред-пи-са-нии по-ки-нуть За-бай-ка-лье.
Епи-скоп Еф-рем участ-во-вал в ра-бо-те Свя-щен-но-го По-мест-но-го Со-бо-ра (1917-18 гг.) в ста-ту-се За-ме-сти-те-ля Чле-на Со-бо-ра. Он был за-ме-сти-те-лем Ме-ли-те, епи-ско-па За-бай-каль-ско-го и Нер-чин-ско-го. [Де-я-ния Свя-щен-но-го Со-бо-ра Пра-во-слав-ной Рос-сий-ской Церк-ви 1917-1918 гг., М., 1994, т.1, с. 95.]
Его под-пись сто-ит под Де-я-ни-ем 5 (18) ап-ре-ля 1918 г. о про-слав-ле-нии свя-ти-те-ля Со-фро-ния (Кри-сталлев-ско-го), епи-ско-па Ир-кут-ско-го. Прео-свя-щен-ный Еф-рем еще до про-слав-ле-ния Свя-ти-те-ля чтил его как свя-то-го. В 1913 г. он со-об-щил в За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях о чу-дес-ном ис-це-ле-нии от скар-ла-ти-ны жи-тель-ни-цы Чи-ты Зи-на-и-ды Пет-ров-ны Ми-гу-но-вой по мо-лит-вам свя-ти-те-ля Со-фро-ния (1913, N 12).
В кон-це ян-ва-ря или в на-ча-ле фев-ра-ля 1918 г. он при-слал на имя епи-ско-па За-бай-каль-ско-го Ме-ле-тия из Моск-вы те-ле-грам-му, пре-да-ю-щую его ду-хов-ное на-стро-е-ние в усло-ви-ях на-чав-ших-ся го-не-ний на Цер-ковь: "Со-бор от-крыл-ся два-дца-то-го. Пат-ри-арх объ-явил Цер-ковь го-ни-мой, пре-дал ана-фе-ме го-ни-те-лей, [В По-сла-нии 19 ян-ва-ря (2 фев-ра-ля) 1918 г. "воз-люб-лен-ным о Гос-по-де ар-хи-пас-ты-рям, пас-ты-рям и всем вер-ным ча-дам Пра-во-слав-ной Церк-ви Рос-сий-ской Свя-тей-ший Пат-ри-арх Ти-хон пи-сал: "Тя-же-лое вре-мя пе-ре-жи-ва-ет ныне Свя-тая Пра-во-слав-ная Цер-ковь Хри-сто-ва в Рус-ской зем-ле: го-не-ние воз-двиг-ли и на ис-ти-ну Хри-сто-ву яв-ные и тай-ные вра-ги сей ис-ти-ны... Вла-стью, дан-ною нам от Бо-га, за-пре-щаю вам при-сту-пать к Та-и-нам Хри-сто-вым, ана-фе-мат-ству-ем вам, ес-ли толь-ко вы но-си-те еще име-на хри-сти-ан-ские и хо-тя по рож-де-нию сво-е-му при-над-ле-жи-те к Церк-ви Пра-во-слав-ной" (По-сла-ния Свя-ти-те-ля Ти-хо-на, Пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си, М. , 1990, с. 13.)] при-звал вер-ных за-щи-те и му-че-ни-че-ству. 28 ян-ва-ря бы-ло все-на-род-ное мо-ле-ние: Крас-ная, Вос-кре-сен-ская пло-ща-ди, при-ле-га-ю-щие ули-цы пе-ре-пол-не-ны мо-ля-щи-ми-ся как пас-халь-ную утре-ню. На-стро-е-ние вос-тор-жен-ное". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1918, N 1-2-3, с. 67.]
Об-ра-ща-ют на се-бя вни-ма-ние сло-ва те-ле-грам-мы: "Пат-ри-арх... при-звал ве-ру-ю-щих... к му-че-ни-че-ству". Так был по-нят текст пат-ри-ар-ше-го По-сла-ния. "А ес-ли нуж-но бу-дет и по-стра-дать за де-ло Хри-сто-во, зо-вем вас, воз-люб-лен-ные ча-да Церк-ви, зо-вем Вас на эти стра-да-ния вме-сте с со-бою". [Ак-ты Свя-тей-ше-го Ти-хо-на..., с. 236.]
Прео-свя-щен-ный Еф-рем был од-ним из тех свя-щен-но-слу-жи-те-лей на-шей Церк-ви, кто через несколь-ко ме-ся-цев од-ним из пер-вых при-нял свя-тое му-че-ни-че-ство.
По-сле за-кры-тия Свя-щен-но-го Со-бо-ра (ап-рель 1918 г.) Вла-ды-ка Еф-рем оста-вал-ся в Москве. 2 июня 1918 г. он был аре-сто-ван ВЧК на квар-ти-ре про-то-и-е-рея Иоан-на Вос-тор-го-ва. В за-клю-че-нии про-явил се-бя как стой-кий, му-же-ствен-ный ис-по-вед-ник.
23 ав-гу-ста (5 сен-тяб-ря) 1918 г. в день па-мя-ти свя-щен-но-му-че-ни-ка Ири-нея Ли-он-ско-го рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка Хри-сто-вой ве-ры и непри-ми-ри-мо-го бор-ца с ере-сью Вла-ды-ка Еф-рем был рас-стре-лян на Ходын-ском по-ле. Смерть за Хри-ста он при-нял спо-кой-но. Пе-ред рас-стре-лом бла-го-сло-вил со-уз-ни-ков, вме-сте с ним при-ве-ден-ных на казнь.
В Об-ви-ни-тель-ном за-клю-че-нии по де-лу граж-да-ни-на Бел-ла-ви-на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча (Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на)... М., 1923, при-во-дит-ся от-ры-вок част-но-го пись-ма Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха к мит-ро-по-ли-ту Ан-то-нию (Хра-по-виц-ко-му), в ко-то-ром он упо-ми-на-ет о рас-стре-ле епи-ско-па Еф-ре-ма вме-сте с дру-ги-ми пред-ста-ви-те-ля-ми Церк-ви: "Мо-жет быть, их участь луч-ше, чем нас остав-ших-ся". [Ак-ты Свя-тей-ше-го Ти-хо-на..., с. 236.]
Вы-со-ким по-дви-гом за-вер-ши-лась жизнь Свя-ти-те-ля, явив-ше-го чи-сто-ту ве-ры, вы-со-ту бла-го-че-стия и несо-кру-ши-мую рев-ность.