Лев толстой белка и волк. Сказки из "азбуки" и "новой азбуки"

Главная героиня сказки Л.Н.Толстого — веселая белка, беззаботно прыгающая по веткам. В какой-то момент белка промахнулась и упала на волка, который спал под деревом. Волк хотел съесть белку, нарушившую его сон, но та просила ее отпустить.

Волк согласился отпустить белку, но при условии, что та расскажет ему, почему они, белки, такие веселые, а его, волка, одолевает скука. Белка согласилась и, запрыгнув на дерево, сказала волку, что все его проблемы оттого, что он злой. А они, белки, никому зла не желают, поэтому им и весело.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Белка и волк» заключается в том, что для обретения счастья следует побороть в себе злость. Сказка учит быть веселым и доброжелательным к окружающим.

В сказке Толстого мне понравилась белка, которая не держит ни на кого зла и поэтому живет счастливой жизнью.

Какие пословицы подходят к сказке «Белка и волк»?

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Из всех возможных решений выбирай самое доброе.
Счастливому везде добро.
Добро помни, а зло забывай.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.

Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Мораль басни и главная мысль

Злость это плохое чувство. Нужно в себе и в других добро искать. Злым людям невесло живется.

Анализ

Басня показывает, что есть два взгляда на окружающий мир. Можно на него смотреть по доброму или по злому. И от того, что выберешь и будет зависеть какая жизнь человека ожидает.

Слушать басню с картинками на видео

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Геракл и Плутос

    Текст и анализ басни Геракл и Плутос

  • Басня Эзопа Петух и Жемчужина

    Текст и анализ басни Петух и Жемчужина

Белка и волк (Басня)

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Из книги Нежная душа автора Минкин Александр Викторович

Петя и волк В «Вишневом саде», повторим, есть две тайны, не разгаданные до сих пор.Первая тайна – почему Петя Трофимов решительно и полностью изменил свое мнение о Лопахине?Вот их диалог (во втором акте):ЛОПАХИН. Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?ТРОФИМОВ. Я,

Из книги Русские заветные сказки автора Афанасьев Александр Николаевич

Волк Жил мужик, у него была свинья, и привела она двенадцать поросят; запер он ее в хлеве, а хлев был сплетен из хворосту. Вот на другой день пошел мужик посмотреть поросят, сосчитал - одного нету. На третий день опять одного нету. Кто ворует поросят? Вот и пошел старик

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Поэтика жанра басни: басня и комедия Своеобразной антонимической парой, составляющей песне одновременно параллель и антитезу, является в поэзии Сумарокова жанр басни, еще более продуктивный, чем песня. При жизни Сумароков выпустил три сборника басен (1762-1769); большое

Из книги Владимир Маяковский автора Лелевич Г.

XIV. ПОЭТИЧЕСКАЯ БЕЛКА Не объясняет ли все вышесказанное основного художественного недочета Маяковского, его ахиллесовой пяты? Каждого внимательного читателя Маяковского поражает одно обстоятельство: у этого талантливого поэта замечается странное однообразие и

Из книги Сочинение Набокова автора Барабтарло Геннадий Александрович

4. Бабушка и волк В «Волшебнике» нет акростиха с вензелем незримо присутствующего духа, который помечал бы повесть тонкой пронизью. Но тем не менее и тут есть своя печатка, небольшой, но отчетливый оттиск, который можно видеть в важных местах. Я говорю о некоем предмете,

Из книги Каменный пояс, 1979 автора Катаев Валентин Петрович

СКВОРЕЦ И ВОРОБЕЙ Басня - Гляжу, неладный из тебя певец! - Увидя Воробья, оказал поэт Скворец. - Тебя и не послушаешь с охотой, - Поешь одной и той же скудной нотой! Меж тем, как я Порой пою не хуже Соловья! К тому ж, пишу поэмы даже! - Да так-то оно так,

Из книги Южный Урал № 13-14 автора Карим Мустай

ПОПУГАЙ (Басня) В артель «Ни пуха, ни пера» Однажды втерли Попугая. А он, бездельник, пил с утра, Убытки умножая… Когда ж начался птичий слет И лодырь взят был в переплет, То Попугай твердил одно: «В дальнейшем будет учтено! Я на работе весь горел, Но в гуще

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

НОВОСЕЛЬЕ (Басня) У Белки рухнуло дупло, Ежу к зиме - подай тепло, Зайчиха тройню принесла - Жилплощадь ей теперь мала… И потому у Льва в приемной Образовался хвост огромный… Здесь меж собой лесной народ Беседу шопотом ведет: - Лиса устроилась с Бобром - Куда

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Волк Вся деревня спит в снегу. Ни гугу. Месяц скрылся на ночлег. Вьётся снег. Ребятишки все на льду, На пруду. Дружно саночки визжат - Едем в ряд! Кто – в запряжке, кто – седок. Ветер в бок. Растянулся наш обоз До берёз. Вдруг кричит передовой: «Черти, стой!» Стали санки, хохот

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Волк и кот Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая; За шкуру он свою дрожал: Охотники за ним гнались и гончих стая. Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота, Да то лишь горе, Что все ворота на запоре. Вот видит Волк мой на заборе Кота И молит: «Васенька, мой

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Комар и лев (Басня) Комар прилетел ко льву и говорит: «Ты думаешь, в тебе силы больше моего? Как бы не так! Какая в тебе сила? Что царапаешь когтями и грызёшь зубами – это и бабы так-то с мужиками дерутся. Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар затрубил и стал кусать

Из книги автора

Волк и ягнёнок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим. Но мы Истории не пишем; А вот о том как в баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка

Из книги автора

Басня Этот литературный жанр возник очень давно. В Древней Греции огромной популярностью пользовались басни Эзопа, а в Древнем Риме этот жанр успешно разрабатывает Федр. Басни писал лидер церковной Реформации в Германии Мартин Лютер и выдающийся деятель английской

Из книги автора

Волк и ягненок У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка

Из книги автора

Волк на псарне Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут.

Лев Николаевич Толстой

Ответы к стр. 77 — 78

Лев Толстой
Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

1. Точное слово
Какими автор рисует персонажей басни? Запишите.

2. Сравнение
Перечитайте ответ белки. Подчеркните разными цветами слова, которые говорят о хорошем человеке и о плохом .

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт . А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем .

3. Соответствие
Какая пословица может быть моралью этой басни? Подчеркните.

Злому злое, а доброму доброе .
Как аукнется, так и откликнется.
Кто в радости живёт, того горе не берёт.
Веселье делу не помеха.

4. Проталинки
Перечитайте басню. Впишите пропущенные слова.

Эльнара Алибекова
Пересказ сказки Л. Н Толстого «Белка и волк» (подготовительная группа)

Пересказ сказки Л . Н Толстого

«Белка и волк »

Задачи :

-связная речь : учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает)

-словарь и грамматика : активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, вести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

Воспитатель предлагает детям послушать сказку Л . Н Толстого

«Белка и волк »

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка . Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить :

– Пусти меня.

Волк сказал :

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки , так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала :

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил , а белка ушла на дерево и оттуда сказала :

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

После чтения проводится краткая беседа по содержанию сказки .

После ответов детей зачитывается соответствующий фрагмент сказки .

1. Про кого эта сказка ?

2. Что произошло с героями сказки ?

3. Почему волк опустил белку ?

4. Почему волк решил , что белки всегда веселы ?

5. Отчего белки веселы , а волку всегда скучно ? Как об этом

говориться в сказке ?

6. В сказке белки веселые , добрые, а волк злой и скучный . Как о

волке говорится в сказке ?

После беседы воспитатель еще раз читает сказку и просит обратить внимание на выразительность авторского текста.

После повторного чтения воспитатель предлагает детям рассказать эту сказку , записать пересказы и поместить на

«Доске для родителей» чтобы все мамы и папы смогли

Воспитатель объясняет правила пересказа .

Начинает рассказывать тот ребенок на которого указывает воспитатель. Дальше так же продолжают до конца сказки .

В конце записанный воспитателем текст читает целиком, в него вносят поправки.

Продолжаем беседу.

В сказке говорилось , что белки веселые . Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как ещё они веселятся, что делают?

Дети. Скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку ,качаются на ветках.

Воспитатель. Послушайте,как по –разному можно сказать о беличьем веселье : веселые белки , белки веселы , белки вселятся , белкам весело . (Подчеркнуто произносит однокоренные слова)

Белки веселые , а волк совсем не веселый , а какой?

Дети. Грустный.

Воспитатель. Белки веселятся , а волк … .

Дети. Грустит.

Воспитатель. Белкам весело , а волку …

Дети. Грустно.

Воспитатель. Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке :

Грустный, грустит, грустно. Слова разные, но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже. Это слова - родственные, потому что они связаны между собой по смыслу и звучат похоже. (При произнесении однокоренных слов всегда подчеркивает голосом сходство звучания).

Воспитатель. Предлагает детям подобрать родственные слова к слову «радостный» .

Если дети затрудняются в подборе слов, то воспитатель задает наводящие вопросы.

Составляем предложения с родственными словами.

Вспоминаем слова противоположные по смыслу к словам

Весёлые, весенний, радостный.

Воспитатель. Про что можно сказать весёлый ?

Воспитатель. Про что можно сказать весенний ?

Дети. День, снег, ручей, лёд …

Воспитатель. Вслушайтесь, как звучат эти слова : веселый, весенний.

Звучат очень похоже. Но по смыслу эти не связаны, они- не родственные, и у них разные родственные слова : у слова веселый -весело, веселье, веселиться; у слова весенний- весна, веснушки, веснянка.

В конце занятия воспитатель предлагает детям, когда они пойдут на прогулку, отыскать предметы, названия которых обозначаются родственными словами.