Музей-крепость Порт-Артур: где находится, история и интересные факты. Кларк артур - город и звезды

В настоящее время этот небольшой китайский город на побережье Желтого моря носит название Люйшунь. Чем примечателен этот город? Начиная с 1898 года, согласно конвенции между китайским императором и Николаем II, эта местность на 25 лет переходила в пользование России. После город стал главной базой российского флота в Тихом океане и получил нынешнее название. Где находится Порт-Артур, город русских моряков? А какова его история? Об этом далее в статье.

Где находится г. Порт-Артур? Как туда добраться?

Туристам, желающим посетить музей-крепость, следует приготовиться к тому, что дорога не будет легкой. Имеются ввиду затраты по времени.

У жителей Владивостока дорога займет немного, всего пять-шесть часов. Авиарейс с пересадкой в Сеуле из Владивостока доставит путешественников в Далянь за четыре часа. Оттуда следует сесть на рейсовый автобус в Люйшунь, время в пути один час. Можно отправиться на такси, но это будет дороже.

Такой же маршрут, но на автомобиле займет практически целый день. Для путешествия по Китаю следует заранее подготовить маршрут или воспользоваться местными интернет-картами.

Жителям средней полосы России предстоит сначала авиаперелет до Пекина, это около восьми часов. Дальше тоже можно продолжить путешествие на самолете. Рейс "Пекин - Далянь", время в пути составит 1,5 часа. Поездка на автобусе или автомобиле займет не менее девяти часов, плюс еще час до того места, где находится Порт-Артур.

И для осмотра достопримечательностей понадобится как минимум три-четыре дня. Город растянулся по побережью, памятники и исторические места расположены далеко друг от друга, за пару дней не управиться.

История города

На месте китайского рыбацкого поселка Люйшунькоу в 1880-х годах началось строительство города с таким же названием. Двадцатью годами ранее поселок получил название Порт-Артур, после того как там был произведен ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название и было принято впоследствии Россией и европейскими странами.

Решение построить город было продиктовано желанием Китая защитить свои подступы с моря от европейских держав, которые живо интересовались местом, где находился Порт-Артур.

В ходе первой китайско-японской войны в 1894 году город заняла Япония. Через год, благодаря давлению России, Франции и Германии Порт-Артур был возращен Китаю.

В конце 1897 года первые русские корабли появились в Желтом море. Еще через год было заключено соглашение между Китаем и Россией о том, что два портовых города, Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний), на 25 лет отдаются в аренду российскому государству. Однако Япония не стала терпеть у себя под боком российский флот и в 1904 году без предупреждения напала на Порт-Артур.

Там, где находится Порт-Артур, история хранит память о героизме русских солдат.

Отвага российских моряков в японско-русской войне

Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.

Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские - чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.

Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.

На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.

Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.

Борьба за форт

Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.

На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.

Музей-крепость Порт-Артур

Русской колонией этот город был недолго. Однако присутствие русских ощущается до сегодняшнего дня. В городе сохранились постройки времен дореволюционной России и времен СССР. Некоторые кварталы города целиком и полностью напоминают русские. Есть в этом месте и железнодорожный вокзал постройки 1903 года. В настоящее время он не действует. Десять лет назад была запущена новая ветка метро, по которой из Даляня можно доехать до Порт-Артура.

Есть в городе здание тюрьмы. Строительство ее начали русские в 1902 году, а завершили ее в 1905 году победившие японцы. В настоящее время в тюремном комплексе расположен музей. Тюрьма носила название русско-японской. Туда отправлялись в заключение русские пленные, местное китайское население и даже японские военнослужащие.

Самое заметное место в Порт-Артуре - это мемориал, возведенный в честь японской боевой славы на Перепелиной горе. Памятник сделан в виде артиллерийского снаряда.

«Большое орлиное гнездо»

Сопка «Большое орлиное гнездо» - одна из основных точек обороны Порт-Артура. Здесь можно посмотреть разрушенные военные постройки, японские памятники и музей. На вершине сопки установлены русские пушки. Они были сняты с одного из броненосцев при подготовке к обороне крепости.

На склонах сопки «Большое орлиное гнездо» расположены полуразваленные сооружения форта. Стены и укрепления сохранены в том виде, в котором они остались после первой войны с японцами. Множество следов от снарядов и пуль. В некоторых местах форта сохранились остатки казематов.

С вершины этой сопки открывается отличный вид на город Люйшунь. Становится понятно, что такое Порт-Артур. Эта местность имела огромное значение в обороне побережья.

Русское кладбище. Описание памятного места

Главное историческое место в Люйшуне - это Русское кладбище. Самое крупное захоронение русских воинов за пределами государства. На кладбище захоронено семнадцать тысяч человек. При входе на кладбище установлен памятник русским воинам-освободителям Китая от японских оккупантов. Внутри мемориала расположен музей. Его открыли стараниями китайских граждан. В музее много фотографий и экспозиций, посвященых послевоенному времени. Россия помогала Китаю восстанавливаться после оккупации. В музее все тексты выполнены на русском и китайском языках.

Общая площадь кладбища составляет 4,8 га. На его территории расположено 1600 скульптур и памятников. Это кладбище признано самым большим российским мемориалом на территории Китая. Весь комплекс признан объектом, имеющим большое историческое значение. В 1988 году правительство Китая приняло решение, что мемориал будет сохранен как памятник провинциального значения.

Наиболее значительные достопримечательности

Ранее город Люйшунь был закрыт для иностранцев. В настоящее же время посетить историческую местность, где находится Порт-Артур, не составит трудности.

Туристам обязательно стоит посетить:

  1. Русскую 15-ю батарею Электрического утеса.
  2. Форт на сопке «Большое орлиное гнездо».
  3. Гору Высокая, легендарная высота 203.
  4. Русское кладбище с часовней.
  5. Железнодорожный вокзал, построенный русскими в 1903 году.

Отдельно хотелось бы сказать о высоте 203. Именно после того как была она взята в 1905 году, русские войска капитулировали. Тогда победа осталась за Японией. За эту высоту велись отчаянные бои в течение полугода. Солдаты с обеих сторон проявляли невообразимую отвагу и преданность своему делу.

Постройки того времени. Сохранились или нет? Особенности

В городе сохранены постройки, дома, усадьбы начала двадцатого века. Правда, большая часть из них не отреставрирована и находится в запущенном состоянии, за исключением редких зданий, которые облюбовали современные китайцы.

Некоторые кварталы в китайском городе выглядят совсем как в России: жилые дома «сталинки» и «хрущевки», административные строения в советском стиле. Улицы Ленина и Сталина, после того как прекратил свое существование Советский Союз, никто не переименовывал. Все скорее наоборот. Здесь, вдали от России, эти улицы сохранили свои исторические названия. Отметим, что находятся в отличном состоянии.

Небольшое заключение

Теперь вы знает, что Порт-Артур - китайский город русской славы. Надеемся, что информация о нем была вам интересна и полезна.

Артур родился в городе Лозовая Харьковской области. Мама сибирячка, отец - уроженец Украины. Родители не были музыкантами, но участвовали в художественной самодеятельности. Артур пел с самого раннего детства. Уже в 4 года была сделана первая любительская запись песни «День Победы». Записали ее вместе с отцом на обычный бытовой магнитофон. Запись не сохранилась.

С первого класса начал посещать музыкальную школу, но из-за непоседливого характера и увлеченности спортом все свое свободное время посвящал любимому футболу и легкой атлетике, стремясь стать профессиональным спортсменом. Музыку, впрочем, не забросил: пел в школьном хоре и самостоятельно выучился играть на гитаре дворовые песни.

Так бы и стал Артур футболистом, но судьба решила по-своему. Травма колена заставила отказаться от активных занятий спортом, зато позволила направить энергию в новое русло. Учился посредственно, но принимал активное участие в школьной жизни, занимался в кружках творчества, танцевал, пел народные песни.

Вокальный дар Артура заметили еще в средней школе. Случай тоже помог. Как-то подменил старшего товарища, у которого началась ломка голоса, в школьном ансамбле. Это стало первым шагом к сольной карьере. Правда, какое-то время Артур «стажировался» в ансамбле как барабанщик, но уже после выпуска старшеклассников - основного состава ансамбля, занял место солиста на постоянной основе. Исполнялись популярные в те времена песни, таких групп как ЛЮБЭ, Секрет, КИНО. Как-то на репетицию школьного ансамбля пришли ребята из городского Дома творчества и пригласили играть в ВИА «Крёстный отец» вместе с ними. Это была уже настоящая концертная группа, которая участвовала во всех городских мероприятиях и концертах, и даже подрабатывала на свадьбах. Так уже в 15 лет Артур заработал свои первые деньги. Товарищем по группе был Анатолий Постников - автор песен, которые исполняла группа. Эта дружба и сотрудничество продолжаются и до сих пор.

В 11 классе впервые принял участие в городском конкурсе «Хочу стать звездой» и, исполнив сольно песню Евгения Осина «Студентка-практикантка», занял первое место. Почувствовал себя настоящим артистом и получил известность в своем городе. Это стало большим стимулом, чтобы двигаться дальше. Артур уже самостоятельно стал принимать участие в различных конкурсах за пределами города. Победитель регионального конкурса исполнителей эстрадной песни «Золотая осень», потом конкурса «Юные звезды Харькова», а в 1994 году стал дипломантом уже международного конкурса молодых исполнителей в городе Евпатория.

Казалось бы, карьера музыканта Артуру уже обеспечена, но после школы он решил, что должен обязательно отслужить в армии. И для этого получил «армейскую» специальность - повар 4 разряда. В армию, правда, так и не попал, несмотря на свой настрой и хорошую физическую подготовку. Медкомиссия не пропустила по зрению.

Судьба снова вернула Артура в русло музыки. Артур переехал в Харьков и поступил в музыкальное училище на специальность «дирижер хора». Студенчество проходило весело: квартирники, концерты, летом - работа музыкантом в курортных городах Крыма. Именно в Ялте Артур встретил девушку, которая стала звездой и светом вдохновения в его судьбе. Невероятный роман продолжался полгода, но отношения внезапно прервались. Девушка была также талантливой певицей, и, в один прекрасный момент, она получила очень престижное предложение поработать в Европе. Пришлось расстаться…

Уже в Москве Артур, записывая песню «Забыть нельзя», вложил в эту песню все свои чувства и воспоминания о своей любви, и - о чудо! Каким-то образом запись этой песни была услышана той самой девушкой! Она сама разыскала его и позвонила, но, к сожалению, время играет против влюбленных. Оказалось, что девушка вышла замуж и уже давно живет в Испании. Эта история вылилась в запись нового варианта песни «Забыть нельзя» с вокальными вставками на испанском языке, в этом варианте песня и войдет в альбом.

Артур с грустью вспоминает эту историю, но он всё же благодарен судьбе за такое светлое чувство, которое помогало ему преодолевать трудности и в результате сделать прекрасную карьеру певца.

Певец уже несколько лет работает в Москве, но, прежде чем его песни стали крутить радиостанции, ему пришлось много трудиться, хотя Провидение никогда не оставляло его и в трудную минуту: подкидывало совершенно невероятные ситуации, которые позволяли продвигаться к его цели - стать популярным певцом.

Перебраться в Москву ему также помог один забавный случай. Однажды в Ялте, на обычном концерте в ресторане один из гостей попросил его спеть по телефону для друзей, находившихся в заключении в Московской тюрьме. Артур спел, спел, конечно же, «Таганку». И произвел такое впечатление на заказавшего песню армянина, что он сразу пригласил его играть в его ресторане в Москве.

Мегаполис встретил его не самым приветливым образом. Как и многим приехавшим в Москву в надеждах на карьерный взлет и успех, пришлось много работать и скитаться по углам. Но сильная энергетика Артура и воля к победе не давали опускать руки. Работая в ресторанах, Артур постоянно искал возможности проявить себя в полную силу. Пробовался в различных проектах, рассылал свои демо-записи продюсерам и однажды, совершенно неожиданно, судьбоносная встреча состоялась. Артур отправил запись песни на конкурс в компанию «Союз Продакшн», и его голос «зацепил» слух строгой комиссии так, что продюсер компании пришел послушать Артура в ресторан, где он работал. Оказывается, в шоу-бизнесе такое возможно!

Шансон привел Артура в Москву, первая радиостанция, которая поставила в эфире его песни была радиостанция «Шансон», и вот уже на концерте «Шансон года» в Кремле Артур почувствовал - мечта его начала сбываться.

В русской культуре Порт-Артур - город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание "Города воинской славы" он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.


1. Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым - благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю - самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.
Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории - русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с , носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.

2. История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в . А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...

3. Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.


4. Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.


5. В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.


6. Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.

7. Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:


8. Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища - советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.

9. На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:


10. Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:


11. Наконец, самое позднее захоронение - 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник "бесстрашным сталинским соколам":


12. В годы "Культурной революции" кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии своих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:


13. Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, - тюрьма, которую во всех официальных источниках называют "русско-японской". Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.


14. Среди самых заметных мест Порт-Артура - японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.


15. Далее отправимся на сопку "Большое Орлиное гнездо". Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны - знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:


16. Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го - захватчик, делящий с японцем чужую территорию.


17. Это - форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки "Большое Орлиное гнездо". В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:


18. Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:


19. Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, - ещё одна параллель с далёким . Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.



21. На вершине "Большого Орлиного гнезда" можно увидеть две русские пушки и японский памятник за ними. Пушки были сняты с одного из броненосцев в ходе подготовки крепости к обороне. У дальней из них отсутствует кончик ствола. Очевидно, это боевой шрам той самой обороны:


22. На пушках сохранились штампы завода. В такие моменты слегка дрожь берёт. Где-то на другом конце света, в чужой стране нашёлся кусочек Петербурга. Сложно представить, какой путь эти махины проделали, попав сюда из Северной столицы.

23. С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.
Главная проблема, связанная с посещением Порт-Артура, - это логистика. До недавних пор этот город, являющийся одной из главных военно-морских баз Китая, был закрыт для иностранцев. Букинг предлагал от силы две-три гостиницы в этом районе, хотя на деле их тут побольше. Но не факт, что в них примут лиц без китайского гражданства. Если жить как большинство здешних туристов, в Даляне, то до Порт-Артура нужно добираться километров двадцать. Ехать придётся либо на такси, что с учётом расстояния выходит накладно, либо долго трястись в автобусах, которые уже в 8 вечера прекращают ходить. Есть ещё линия электрички, но конечные её станции находятся крайне неудобно с обоих концов. Добраться до неё сложнее, чем просто сесть на автобус. С сопки, кстати, хорошо видна эта линия:

24. Но доехать до Порт-Артура - это полбеды. Город довольно большой по площади, сильно рельефный и размазанный. Все интересные места находятся на значительных расстояниях друг от друга, а между ними - довольно серые и неприглядные китайские кварталы, от шика Даляня нет и следа. Перемещаться на городском транспорте без знания китайского ну просто очень тяжело. Выходит, опять надо прибегать к помощи такси. Была бы машина - всё было бы куда проще, но аренда авто в Китае - дело опять же очень сложное, целесообразно только для длительных поездок, от месяца и больше. За день осмотреть всё интересное здесь без автомобиля просто невозможно. В итоге, формально мы в Порт-Артуре всё основное вроде бы и увидели, но очень бегло и поверхностно. Наверняка если побродить здесь подольше, можно много чего ещё интересного увидеть.
Между сопок нелепо вклинились новостройки современного Люйшунькоу.

25. Въезжающих на "Большое Орлиное гнездо" встречает такой вот всадник. Памятник явно новый, китайского происхождения, но кого и что он символизирует непонятно:


26. Теперь перенесёмся в самый, так сказать, центр Порт-Артура. Вдоль берега моря тут сплошь стоит забор с проходными, охраняемыми серьёзными китайцами в форме. За оградой видны современные китайские военные корабли. Снимать их кроме всяких шуток запрещено. Зато можно сфотографировать ещё один памятник Советским воинам, стиль которого явственно отдаёт павильонами ВДНХ. Что любопытно, ставили его китайцы уже после вывода советских частей из Порт-Артура в 1955-м:


27. От этого памятника отходит улица Сталина. Это у нас такое название - моветон, а тут пожалуйста, и она далеко не единственная в стране. Да что уж говорить, если даже продают. Если углубиться в кварталы по этой улице, мы попадём ни много ни мало в старый русский город. Да, его сохранность фрагментарна, но всё равно куда лучше, чем в Даляне. Плюс, сюда не добралась бушующая китайская современность, и здесь тихо, спокойно и атмосферно. Первое, что мы видим, - нечто заброшенное и очень похожее по стилистике на общественные здания СССР. 1945-й год постройки на фасаде лишь укрепляет мысли, что это осколок нашей родины. Вроде бы это бывший дом офицеров:


28. У лица Сталина ухожена и декорирована лучше, чем . И, что характерно, тут неожиданно тихо и пустынно.

29. Для перенаселённого Китая расклад совершенно непривычный. Удивительно, насколько резко меняются впечатления от страны от изменения лишь плотности людей на улице. Успев привыкнуть к сумасшедшим шуму и суете, здесь быстро расслабляешься, и Китай предстаёт в совершенно ином свете. Сразу в глаза начинают бросаться плюсы, которые в толпе и сутолоке пролетали мимо.


30. Недалеко от памятника Советским воинам с кадра №26 находим красивый дворец. Это остатки Порт-Артура времён ещё Российской империи - официальная резиденция русского наместника (по другим данным - начальника крепости, генерала Стесселя). Сейчас он, как видно, заброшен, медленно рушится и порастает кустами.

31. Но что ещё более удивительно, так выглядят не все русские здания Порт-Артура. Ещё чуть дальше по улице Сталина - комплекс художественного музея Люйшуня, расположенный явно в старых некитайских зданиях. Музей открыт в 1915-м японцами. Может, конечно, это постройка уже японского периода, но всё же скупая информация в интернете говорит, что мы видим несколько переиначенный дом офицеров времён Российской империи:

Самая важная точка в русской истории на территории современного Китая. Город Люйшунь, он же в прошлом Порт-Артур, эдакий дальневосточный Севастополь вполне мог бы стать его младшим братом. Но ход истории сложился иначе.


1. В нашем сознании Порт-Артур представляется как бывший русский город, наша бывшая колония, которой мы когда-то владели, но потом почему-то ушли. В реальности всё намного сложнее. Порт-Артур всегда был территорией Китая, но сами китайцы были слишком слабы, чтобы в своей стране хозяйничать. В результате хозяйничали в нём все кому не лень: англичане и французы в Китае, немцы в Циндао. В середине XIX территорию, где сейчас находится Порт-Артур, прибрали к себе японцы. В 90-х годах, пользуясь слабостью китайской власти, русские настояли на тому, чтобы построить в заливе будущего Порт-Артура крепость. В 1904 году во время русско-японской войны шестимесячная осада Порт-Артура оказалась ключевой её вехой, в итоге Порт-Артур мы потеряли. Вернулись туда мы снова только в 1945 году во время Второй мировой войны. Ещё спустя десяток лет СССР вернул все земли Китаю.

2. Такая вот непростая судьба у этого места, переходившего множества раз из рук в руки. Тем не менее, за те первые 10 лет, что тут управляли русские, они успели отстроить целый вал фортов, укреплений и комендантских зданий.

3. Я непроста упоминаю Севастополь. Действительно у городов много общего. ПА тоже был построен в удобной для обороны, окружённой сопками, бухте. Визуально засчёт этого города очень похожи.

4. Осада Порт-Артура была не менее трагична и драматична, чем обе осады Севастополя. Оба города сыграли ключевые роли в тех войнах, в которые происходили их осады, и в истории России. Но про Севастополь знают все, а про Порт-Артур только те, кто интересуется этой историей.

5. Интересный факт, что в Люйшунь, оказывается, из столицы провинции Даляни можно доехать… на метро! Пригородная линия, начинающаяся даже за границей Даляни, к ней нужно подъезжать на автобусе. Правда в самом Люйшуне метро приходит тоже на окраину и надо ехать до центра на автобусе.

6. В городе немало следов, напоминающих о России, об СССР, об обоих приходах нашей армии сюда. Город интересен любителям истории, любителям находить какие-то старинные объекты. Перед посещением очень полезно прочитать про то, как проходила осада Порт-Артура, чтобы лучше представлять где и как тут чего было.

7. В первую очередь, это русское/советское кладбище.

8. Внимание на ограду ворот!

9. Часть территории - могилы царских офицеров

10.

11. Таблички с ятями и твёрдыми знаками.

12.

13. Иногда и с иероглифами.

14. А другая часть - солдат Красной Армии.

15. Редко, конечно, бывает в России, что православное кладбище смешивается с советским. А тут это в порядке вещей.

16. Со мной в Люйшунь поехала китаянка Ана, которая меня вписывала в Даляни. Она сама родом из провинции Сучжоу, а в Даляни живёт несколько лет, но в расположенной в 40 км Люйшуни при этом никогда не была. А тут такой хороший повод. Я сначала несколько напрягся этому её желанию - наличие попутчика тормозило бы темп, а темнело тогда очень рано, плюс - было бы ей это интересно. Но вышло всё просто замечательно - Ана проявила невероятный интерес к истории России и СССР, присутствию России в Китае и т.д.

17. В итоге у нас вышел очень удачный симбиоз. Я ей рассказывал про то, что чего где значит, про наши реалии, переводил ей русские надписи. А она мне переводила на английский непонятные иероглифические таблички.

18.

19. На некоторых могилах были обнаружен новый символ Победы, по совместительству - яблоко раздора между двумя бывшими частями одной страны в прошлом. Пытался про это рассказать Ане, но она, похоже, так и не въехала.

20. На заднем плане традиционный Китай..

21. Есть небольшая часовенка

22. У входа характерный силуэт.

23.

24. Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.

25. Рядом с кладбищем есть ещё также и кладбище китайских солдат.

26. Гора Перепелиная. Находится в самом центре Люйшуня. Одна из ключевых высот, захват которой позволил японцам победить в этой битве.

27. Наверху теперь красуется японский мемориал.

28. По пути пушка…

29. Хорошо обработанная любителями оставлять следы..

30.

31. Интересно, всё же, это. Вот прошло уже 60 лет, а мы до сих пор знаем, что Киса и Ося были здесь.

32.

33. Даже школьники приложились.

34. Китайцы переняли традицию

35.

36. С сопки можно созерцать всю красоту и величие портартурского залива.

37. У подножия горы мемориал славы советским воинам.

38. Самая главная точка - Высота 203 (по-нашему - гора Высокая), являвшаяся ключевой в той осаде, находится на окраине города. Туда я, увы, заехать не успел. Именно её безуспешно пытались в течение нескольких месяцев захватить японцы, и когда её, всё же, захватили, они смогли потопить стоявшие на эскадре в заливе русские корабли. Далась победа японцам очень тяжело - больше десяти тысяч погибших. Для них эта война стала очень значимой трагедией, хоть они в ней и победили.

39. Брали гору японцы в течении 6 месяцев три раза, теряя каждый из них тысячи солдат. Русские также героически обороняли высоту. Крови пролилось на склонах Порт-Артура немало. Падение Порт-Артура практически разрешило исход в Русско-Японской войне.

40. Хотя, конечно, поражение России было обусловлено феерическим раздолбайством и головотяпством. РИ опережала Японию практически по всем параметрам - численность армии, вооружение, подготовка, опыт, полученный в других войнах. Учитывая всё это, проигрыш был феноменальным позором. Одна из причин - несвоевременная отправка на помощь осаждённой крепости Балтийской эскадры. Гарнизон просто её не дождался, иначе бы было всё по-другому. Сейчас бы, может, тут стояли не китайские военные корабли.

41. Город условно делится на две части - старую и новую. Старая, находящаяся ближе к востоку. представляет собой обычный китайский городок со всеми вытекающими.

42. С пешеходной улочкой

43. Хотя тут встречаются здания в российском дореволюционном стиле. Вот такие узоры, например, на домах переулка, в котором я почти всю жизнь прожил.

44. Новая же часть интересна тем, что тут можно найти большое количество российской исторической застройки.

45.

46. Вся она сконцентрирована в небольшом квартале, прилегающем к заливу, и расположена среди улиц, носящих говорящие названия: Ленина и Сталина.

47. Генералиссимусу тут вообще несколько топонимов посвящено!

48. В какой-то момент мне РЕАЛЬНО начало казаться, что я по какому-то среднероссийскому райцентру гуляю.
Благо мрачная погода и голые деревья располагали.

49. Иероглифы убери - и точно за какой-нибудь Торжок сойдёт.

50. Или вот.

51. Увы, вся старинная российская архитектура здесь находится в упадническом состоянии.

52. Никто её не реставрирует, потому что это не интересно. Не привлечёт туристов.

53. Впрочем, зная, как реставрируют архитектуру китайцы, думаешь, что может пусть лучше оно в таком виде и остаётся.

54. Здание военной больницы. Китаянка Ана переводила мне таблички, которые подтверждали что их строили наши.

55. А это вообще боль и тоска. Роскошная усадьба находится на закрытой заросшей бурьяном территории и медленно разрушается.

56.

57. Интересно, что про все эти объекты не сказано ни в одном путеводителе. Вообще нигде не написано, и не указано, что такой уникальный квартал тут есть. Всё, что здесь есть, я нашёл сам.

58. В списке культурных объектов вы найдёте русское кладбище, здание тюрьмы, высоту 203, некоторые форты и Дисней-лэнд. В лучшем случае будет указано здание ж.д. вокзала, постороенного также в 1903 году русскими архитекторами. А про этот столь хорошо сохранившийся квартал, не написано нигде.

59. Хотя пара отреставрированных зданий, всё же, есть. Вот это например, где сидят военные.

60. Как и положено российскому городу, на окраине раскинулся частный сектор. Тоже стильный.

61. Впрочем, многие дома тут были построены уже при японцах. Интересно ходить по Порт-Артуру и исследовать, в какую эпоху что тут было возведено. Что мы и делали с Аной, снова проявившей интерес к архитектурной теме.

62. Или вот, например, здание, похожее на станционное.

63. Есть ещё бывшая русско-японская тюрьма, ставшая музеем. Построили её русские, а достраивали японцы. Разные части тюрьмы отражают разные архитектурные стили. Впрочем, несильно меня этот объект впечатлил, поэтому не буду про него подробно писать.

64. В конце квартала мы видим.. Мы видим монумент советско-китайской дружбы.

65.

66.

67. Ещё дальше переходим через речку.. Тут китайская военная часть, кораблики

68. И здание бывшего ж.д. вокзала.. Тоже наше!

69. Станция уже десятки лет как не действует. Но в окрестностях Люйшуня, как я писал выше, появилась новая железная дорога (метро).

70. Пассажирского движения тут давно нет. Но в здании работает касса, где можно купить билеты на поезда из Даляни.

71. Неудобство Люйшуня/Порт-Артура состоит в том, что все объекты здесь очень сильно разбросаны. Их довольно много, пешком ходить долго, а автобусы ходят довольно редко. В результате одного дня на город обычно бывает недостаточно (если только не взять такси на весь день). Особенно если этот день такой короткий, как был в ноябре. Лучше бы дня два, минимум, выделить, и приезжать сюда пораньше. Как видим, многие интересные объекты ещё и находятся совершенно случайно, как вот, например, эти склады, явно построенные русскими.

72. Любители истории тут могут облазить форты. Кстати, их посещение платное: ушлые китайцы, как известно, берут деньги за каждый чих. Даже подъём на упомянутую здесь гору Перепелиную платный, причём неслабо (40 юаней, 400 рублей). Но я пронёсся мимо будки с кассиром на всех парах, не реагируя никак на их окрики.

73. На фортах и не только обычно расположилась всякая бутафория. Пушки, которые якобы участвовали в обороне Порт-Артура.

74. Такие же бутафорские японские орудия, реально никакого отношения к Японии не имеющие. Что делать, таков стиль китайцев.

75. Так получалось, что времени перед темнотой оставалось мало, но его хватало как раз, чтобы осмотреть один форт. Я выбрал имевшийся на указателях и картах «комендантский форт», или, точнее «Дом русского капитана». На карте в начале поста он указан, как «Site of Russian Army Commanding blockhouse». Он нигде не был промаркирован, и нигде я не встречал упоминаний о его посещении.. Поэтому я нашёл его с трудом, в самый последний момент.

76. Результат превзошёл все ожидания! Реально нетронутое «модернизацией» место, поросшее травой и бурьяном, среди которых просматриваются укрепления.

77. Крупнокалиберное орудие.. И ни души вокруг!! Просто красота.

78. Придти бы сюда минут на 15-20 раньше, когда тут были совсем сумерки.. С другой стороны, хоть так успел, перед самой темнотой - и то хорошо.

79.

80.

81. Общие впечатления о Порте-Артуре двоякие. С одной стороны - место знаковое, где наши воины ожесточённо сражались (для японцев, кстати, это такое же знаковое). Тот самый знаменитый «Варяг».. С другой стороны ощущается некоторая бессмысленность в этом. Так ожесточённо бороться и умирать за территорию, которая не родная, не исконная, всего 10 лет в юрисдикции России и русским духом не успело пропитаться это место. Ну и находится оно не в одной тысяче вёрст от настоящей России. Да и так вдуматься - японцы и русские так яростно воевали за землю, которая принадлежит вообще третьей стороне. Китайцы в этой войне, выходит, вообще были не причём, хоть всё это на их территории происходило, но их мнения как-то вообще никто не спрашивал, и даже не предлагал помочь повоевать за какую-либо сторону. Словно и нет их тут.

82. Второй вопрос - о втором периоде владения Порт-Артуром в 40-е годы. Если уж вернулись сюда, в исконно русский город, то зачем тогда было отсюда потом уходить, его сдавать? Вот так Порт-Артур и не стал вторым Севастополем, хоть и имел все для этого возможности. Потому что какая тут слава - сплошная боль.

83.Для заинтересовавшихся темой и желающих изучить вопрос более детально, очень рекомендую журнал с подробной подборкой отчётов по . Там же много фактологической информации, исторической справки, старые фото. Подробно разобран ход обороны Порт-Артура. Мне эти отчёты очень здорово помогли при планировании осмотра города. Хотя я за два дня также далеко не всё успел.

Не менее подробные отчёты у . Вот уж впечатляешься, как люди тщательно готовятся к осмотру города и что по одному такому месту можно выдать прямо столько репортажей. Мне до такого, конечно же, далеко.

Также можно посмотреть японский фильм 1980 года Высота 203 . Фильм немного странноватый (на роль русских набрали каких-то странных европейцев, знающих русский, и говорящих на нём с сильным акцентом), очень тяжёлый и мрачный, но хорошо повествует об битве в Порт-Артуре, причём с "той" стороны.