Тревожно-депрессивное расстройство. Лечение тревожного состояния у детей Психогенные причины повышенной температуры при неврозе

Что такое Тревожные расстройства у детей -

Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста. Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой. Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Эпидемиология

Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

Тревожные расстройства - вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте - поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

Что провоцирует / Причины Тревожных расстройств у детей

Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями. Но не уточнено, что именно наследуется - повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч. могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько - одновременно или через какой-то промежуток времени - может проявиться эмоциональное расстройство.

Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога - и особенно тревога в связи с разлукой - часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

Симптомы Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

  • потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • тремор или дрожь;
  • ощущение комка в горле;
  • тошнота или абдоминальный дистресс;
  • боль и дискомфорт в груди;
  • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
  • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • приливы жара или ознобы;
  • страх потери контроля;
  • страх смерти;
  • страх сойти с ума;
  • мышечное напряжение или боли;
  • онемение или ощущение покалывания;
  • чувство нервозности;
  • беспокойство и неспособность расслабиться;
  • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
  • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
  • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
  • постоянная раздражительность.

Диагностика Тревожных расстройств у детей

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту. Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует. Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

Лечение Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

Лекарственные средства оказывают менее длительный и менее положительный эффект.

Прогноз

Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

Известно, что депрессия – это актуальная проблема у людей XXI века. Развивается она из-за высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с ускоренным ритмом жизни. Депрессивные расстройства существенно снижают качество человеческой жизни, поэтому нужно научиться соблюдать личную психогигиену.

Причины тревожного расстройства

Относится тревожно-депрессивный синдром к группе неврозов (МКБ-10), и сопровождается различного рода физическими и психическими расстройствами. Самыми распространенными причинами депрессии являются следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность к депрессии;
  • множество стрессовых ситуаций;
  • органические изменения состояния мозга (после ушибов, травм);
  • длительная тревожно-депрессивная симптоматика;
  • дефицит в организме серотонина и незаменимых аминокислот;
  • прием барбитуратов, противосудорожных и эстрогенных препаратов.

Симптомы заболевания нервной системы

Основной симптом тревожно-депрессивного расстройства – это постоянная беспочвенная тревога. То есть, человек ощущает надвигающуюся катастрофу, угрожающую ему или близким. Опасность тревожно-депрессивного состояния заключается в замкнутом круге: тревога стимулирует выработку адреналина, а он нагнетает негативное эмоциональное напряжение. Пациенты, у которых наблюдается такое расстройство личности, жалуются на отсутствие настроения, систематическое нарушение сна, снижение концентрации внимания, сопровождающееся ознобами и болями в мышцах.

Послеродовая депрессия у женщин

Многие женщины сразу после родов испытывают тревожно-депрессивную симптоматику, которую называют детской грустью. Состояние длится от нескольких часов до недели. Но иногда депрессия и тревога у молодых мам принимает тяжелую форму, которая может длиться месяцами. Этиология тревожного­ состояния до сих пор точно не известна, однако врачи называют основные факторы: генетику и гормональные изменения.

Виды депрессивных расстройств

От истинного страха тревога отличается тем, что является продукцией внутреннего эмоционального состояния, субъективного восприятия. Расстройство проявляется не только на уровне эмоций, но и реакциями тела: повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением, расстройством пищеварения. Существуют несколько видов этой болезни, различающихся между собой симптоматикой.

Генерализованное тревожное

При таком синдроме пациент хронически испытывает беспокойство, не зная причины состояния. Проявляется тревожная депрессия усталостью, нарушением работы ЖКТ, двигательным беспокойством, бессонницей. Нередко депрессивный синдром наблюдается у людей с паническими атаками или алкогольной зависимостью. Развивается генерализованное тревожно-депрессивное расстройство в любом возрасте, но женщины болеют им чаще, чем мужчины.

Тревожно-фобическое

Известно, что фобия – это медицинское название преувеличенного или нереалистичного страха объекта, не представляющего опасности. Проявляется расстройство по-разному: боязнь пауков, змей, полетов на самолете, нахождения в людской толпе, острых предметов, купания, сексуальных домогательств и прочее. При тревожно-фобическом синдроме у пациента возникает стойкий страх перед такой ситуацией.

Смешанное

Когда у человека в течение месяца и более наблюдаются несколько симптомов депрессии, то врачи ставят диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство». Причем, симптоматика не обусловлена приемами каких-либо препаратов, но ухудшает качество социальной, профессиональной или любой другой сферы жизни пациента. Основные признаки:

  • заторможенность мышления;
  • плаксивость;
  • нарушение сна;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность;
  • трудности концентрации внимания.

Диагностика депрессивных расстройств

Основным методом диагностики депрессии у пациента остается его расспрашивание. Выявлению симптоматики депрессий способствует доверительная атмосфера, чувство сопереживания, умение врача слушать больного. Также в практике психотерапии используется специальная шкала депрессии и тревоги HADS для определения уровня патологии. Тест не вызывает у пациента затруднений, не занимает много времени, но дает специалисту возможность поставить правильный диагноз.

Лечение тревожно-депрессивного синдрома

Общая стратегия лечения тревожно-депрессивных расстройств заключается в назначении комплекса лекарственных препаратов, гомеопатических средств, фитопрепаратов и народных рецептов. Немаловажное значение имеет и поведенческая психотерапия, которая во много раз усиливает эффект медикаментозной терапии. В состав комплексного лечения тревожно-депрессивного синдрома входят и физиопроцедуры.

Препараты

Избавиться от депрессивно-тревожного расстройства помогает медикаментозное лечение. Препаратов с психотропным воздействием существует множество видов, каждый из которых влияет на свою клиническую симптоматику:

  1. Транквилизаторы. Мощные психотропные лекарства, применяемые, когда другое лечение депрессии не оказало действия. Помогают избавиться от внутреннего напряжения и паники, снижают агрессию, суицидальные намерения.
  2. Антидепрессанты. Нормализуют эмоциональное состояние человека с обсессивно-компульсивным расстройством (навязчивые состояния), предотвращают обострение.
  3. Нейролептики. Назначают при неадекватных эмоциях пациента. Препараты воздействуют на участок мозга, который отвечает за способность воспринимать информацию и разумно мыслить.
  4. Седативные средства. Успокоительные лекарства, которые используют для устранения нервного напряжения, нормализации сна, снижения уровня возбудимости.
  5. Ноотропы. Воздействуют на участки головного мозга для повышения работоспособности, улучшения кровообращения.
  6. Альфа- и бета-адреноблокаторы. Способны выключать рецепторы, реагирующие на адреналин. Повышают уровень глюкозы в крови, резко суживают просвет кровеносных сосудов, регулируют вегетативные процессы.

Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз клинический. Лечение - поведенческая терапия и медикаментозное лечение.

Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях.

  • Большинство малышей начинают бояться, когда отделены от своей матери, особенно в незнакомой обстановке.
  • Страх темноты, монстров, жуков и пауков часто встречается у 3- и 4-летних детей.
  • Застенчивые дети могут первоначально реагировать на новые ситуации страхом или преувеличенной тревогой.
  • Страх травмы и смерти чаще всего встречается среди детей старшего возраста.
  • Дети старшего возраста и подростки часто нервничают, анализируя книгу на глазах у одноклассников.

Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако если проявления беспокойства стали настолько преувеличены, что сильно ухудшают функционирование или вызывают серьезные проблемы, тревожное расстройство должно быть оценено.

Причины тревожных расстройств у детей

Эти расстройства, вероятно, имеют генетическую основу, но в значительной степени модифицируются психосоциальным опытом; наследуемость полигенетическая, и только небольшое число специфических генов было охарактеризовано до сих пор.

У тревожных родителей, обычно, тревожные дети; наличие таких родителей может сделать проблемы детей острее, чем они могли быть в противном случае. Даже нормальным детям сложно сохранять спокойствие и владеть собой в присутствии тревожных родителей, и дети, которые генетически предрасположены к тревожности, имеют еще большие трудности. В 30% случаев полезно лечение тревоги у родителей в сочетании с беспокойством ребенка.

Симптомы и признаки тревожных расстройств у детей

Пожалуй, наиболее распространенным проявлением повышенной тревожности является отказ от школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно, боятся разлуки с родителями, им свойственны социальные фобии, паника или их комбинация. Некоторые имеют специфические фобии.

Диагностика тревожных расстройств у детей

Диагноз клинический. Тщательный психосоциальный анамнез, как правило, подтверждает его.

Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тестирование на физические расстройства проводится до того, как врачи заподозрят тревожные расстройства.

Прогноз тревожных расстройств у детей

При раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

Лечение тревожных расстройств у детей

  • Поведенческая терапия.
  • Препараты, как правило, СИОЗС.

При поведенческой терапии дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства.

В легких случаях поведенческая терапия сама по себе, как правило, достаточна, но лекарственная терапия может быть необходима в более тяжелых случаях или когда доступ к терапевту, имевшему опыт работы с поведением ребенка, ограничен. СИОЗС, как правило, являются препаратами выбора.

Большинство детей переносят СИОЗС без труда. Иногда могут возникнуть расстройства желудка, диарея или бессонница. Некоторые дети имеют поведенческие побочные эффекты.

СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ

Социальная фобия является постоянной боязнью смущения, насмешки и унижения в социальных условиях. Лечение - поведенческая терапия, а в тяжелых случаях СИОЗС.

Отказ от школы часто является первоначальным проявлением социальных фобий. Жалобы часто сфокусированы на соматических проблемах, У некоторых детей в анамнезе имеется множество визитов к врачу и оценок в ответ на эти соматические жалобы.

Такие дети боятся, что они будут унижены перед своими сверстниками, если дадут неправильный ответ, скажут что-то неуместное, и реагируют смущением или даже рвотой. В тяжелых случаях дети могут отказаться разговаривать по телефону или даже выходить из дома.

Лечение

  • Поведенческая терапия.
  • Иногда анксиолитики.

Дети не должны пропускать занятия в школе: это только усиливает их нежелание посещать ее.

Если дети и подростки недостаточно мотивированы, чтобы участвовать в поведенческой терапии или реагируют на нее неадекватно, анксиолитики, такие как СИОЗС, могут помочь. Лечение СИОЗС может уменьшить беспокойство и облегчить участие детей в поведенческой терапии.

Света была очень мнительной и беспокойной, каждое утро, она переживала за то, что опоздает на автобус до школы, что он приедет раньше, хотя она и не опаздывала на него ни разу за целый учебный год. Каждый вечер она обеспокоена тем, что не получит любимое место за обеденным столом, или что в классе организуют научную викторину, а она не будет готова. Ночью, она беспокоилась о том, чтобы ее домашнее задание сделано не так, и о том, как она будет выглядеть завтра в школе.
Родители Светы считали, что такое поведение было типичной частью процесса взросления. Но когда учитель сказал, что тревога Светы начинает влиять на ее оценки в школе и отношения с одноклассниками, тогда родители и решили, что пришло время поговорить с врачом о том, как Свете справиться со своими опасениями.

Что такое тревожность?

Тревога-это просто форма стресса, которая может провялятся в самых различных вариантах - физически, эмоционально, в восприятии окружающего мира. Беспокойство в первую очередь, относится к тому, что может произойти - это чувство того, что все происходит неправильно, ощущение того, что вы в некоторой опасности.
Тревога-это естественная человеческая реакция, и она выполняет важную биологическую функцию: активизация сигнальной системы организма, активизация начинается каждый раз, когда мы воспринимаем ситуацию как опасную или угрожающую. Когда тело и мозг отреагируют на угрозу, мы можем почувствовать головокружение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожание рук и ног, появление пота. Эти ощущения вызваны адреналином и другими гормонами стресса, которые подготавливают организм к защите или к уклонению от опасности.
Оценка ситуации происходит почти мгновенно, обычно на это требуется несколько секунд для части мозга, отвечающей за мыслительные процессы (коры) чтобы проанализировать ситуацию и определить, является ли угроза реальной, и если да, то, как с ней обращаться. После этого, когда кора посылает сигнал отбоя тревоги, бегство или самооборона исключены, и нервная система начинает успокаиваться.
Нормальная тревога
Каждый испытывает чувство тревоги, время от времени, это чувство может варьироваться по своей интенсивности: от легкого чувства неловкости до полномасштабной паники (или где-нибудь между ними), в зависимости от человека и ситуации. Это естественно для незнакомой или сложной ситуации у людей всех возрастов, вы можете почувствовать тревогу, когда у вас презентация на работе, или во время собеседования, экзамена.
У детей такой тревога перед важным мероприятием нормальна, такая тревога способствует тому, что дети задают себе и окружающим вопросы: «Что будет если…?».
Некоторое количество беспокойства является нормальным и может даже быть мотивирующими - это помогает нам оставаться начеку, сосредоточиваться, и быть готовым сделать все возможное. Но тревога, которая возникает слишком часто и является слишком сильной, часто кажется непреодолимой, она мешает проявлению способностей и лишает радости жизни - это часть патологического процесса, тревожного расстройства.

Тревожные расстройства

Тревожные расстройства являются одними из самых распространенных психических заболеваний, это происходит отчасти потому, что каждый человек в своей жизни переживает стресс и беспокойство. Есть много различных типов тревожных расстройств, с различными симптомами, но всех их объединяет одна общая черта - длительная, напряженная тревога, что влияет на человека в повседневной жизни и лишает ощущения счастья.
Симптомы тревожного расстройства могут прийти внезапно или возникать постепенно и испытываться длительное время. Иногда переживания создают ощущение обреченности и предчувствие чего-то негативного, которые кажется, приходят из ниоткуда. Дети с проблемами тревожности могут даже не знать, что вызывает эмоции, переживания и чувства, которые они испытывают.

Расстройства, которые могут возникнуть у детей, подразделяются на:
. Генерализованное тревожное расстройство. Характеризуется общей тревожностью - чрезмерно беспокоиться о многих вещах, таких как школы, здоровье или безопасность членов семьи или будущего в целом. Они могут всегда думать о худшем, что может произойти, вместе с беспокойством и страхом, дети могут иметь физические симптомы, такие как головная боль, боли в животе, мышечное напряжение или усталость. Их беспокойство может привести к изоляции и избеганию социальной деятельности. Дети с генерализованной тревогой могут постоянно ощущать себя обузой для других, воспринимать жизнь как подавляющую их и вышедшую из-под контроля.
.
. Обсессивно-компульсивное расстройство (OCD). Для человека с обсессивно-компульсивного расстройством, тревога принимает форму навязчивости (слишком тревожат мысли) и принуждения (повторяющиеся действия, как попытка облегчить беспокойство).
. Фобии. Эти сильные страхи конкретных вещей или ситуаций, которые сами по себе не опасны, например, высота, собаки, полета на самолете. Фобии обычно заставляет людей избегать вещей, которых они боятся.
. Социальная фобия (социальная тревожность). Это беспокойство вызванное социальными ситуациями, например, выступление пред аудиторией. Менее распространенная форма называется селективный мутизм - нарушение, которое проявляется в неспособности вступить в обсуждение, неспособностью говорить в определенных ситуациях.
. Панические атаки. Эти эпизоды тревоги могут возникать без видимых причин, во время приступа паники, ребенок, как правило, имеет внезапные и сильные физические симптомы, которые могут включать в себя частое сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание конечностей. Агорафобия это сильный страх, приступы паники, которые возникают в открытых местах и местах скопления людей.
. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства в результате травмирующего события, ситуации. Симптомы: галлюцинации, ночные кошмары, чувство страха, избегание некоторых ситуаций, которые могут расцениваться как травматические.

Причины тревожных расстройств

Эксперты не знают точно, что вызывает тревожные расстройств, но определенную роль играют несколько пунктов: генетика, биохимия мозга, сверхактивная реакция сигнальной системы, постоянный стресс и выученное поведение.
Ребенок, в семье которого есть кто-либо с тревожным расстройством имеет больше шансов развития такого расстройства.. Это может быть связано с генами, которые влияют на химию мозга и регулирование химических веществ, называемых нейротрансмиттерами.
Также в семье, где у кого-то сильная тревожность, ребенок может научиться смотреть на мир как на опасное место, всего опасаться и тревожиться, ожидать худшего или испытывать страх.
Некоторые события, происходящие в жизни ребенка, могут быть катализаторами тревожности, например, смерть близкого человека, развод родителей, изменения в жизни - смена места жительства.
Признаки и симптомы
Все дети испытывают беспокойство в определенных ситуациях, в том числе и те, кто пережил травмирующую ситуации, но она не повлекла за собой тревожные расстройства, но большинство (даже те, кто пережить травмирующие события не развиваются тревожные расстройства. У детей, которые страдают тревожными расстройствами будет проявляться 1 и более следующих проявлений:
. чрезмерное беспокойство большинство дней в неделю, в течение многих недель подряд;
. проблемы со сном, или сонливость в течение дня;
. чрезмерная энергия или усталость во время бодрствования
. проблемы с сосредоточением
. раздражительность
Эти проблемы могут повлиять на ребенка в течение, в особенности, когда дело доходит до концентрации в школе, обеда и сна. Общим для детей с тревожным расстройством может быть то, что они избегают разговоров о своем самочувствии, потому что переживают о том, что другие могут их не понять.
Хорошей новостью является то, что врачи и терапевты сегодня могут излечивать тревожные расстройства лучше, чем раньше.

Лечение

Психотерапевт может распознать симптомы, поставить диагноз, выделить конкретный вид тревожного расстройства, составить план лечения.
Одним из вариантов терапии является когнитивно-поведенческая терапия, в результате которой дети пробуют новые способы действий и мышления в ситуациях, которые вызывают беспокойство, учатся справляться со стрессом. Терапевт обеспечивает поддержку и руководство и обучение новым навыкам, например, методам релаксации или дыхательным упражнениям, иногда выписывается седативный препарат.
Помочь ребенку справиться
Лучший способ помочь вашему ребенку - это обсуждать его проблему только в позитивном свете, говорить открыто о симптомах тревожного расстройства и пытаться помочь ребенку понять то, как эти симптомы влияют на его повседневную жизнь.
Будьте терпеливы и позитивны, поговорите с ребенком о ваших собственных тревогах и о том, как вам удалось их преодолеть.

– это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.

МКБ-10

F41 Другие тревожные расстройства

Общие сведения

Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней. Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).

Причины

Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:

  • Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
  • Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека , директивные методы воспитания.
  • Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения .

Патогенез

Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.

На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.

Классификация

Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:

  • Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
  • Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
  • Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки . Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.

Симптомы

Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.

Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.

Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.

При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.

Осложнения

Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией , аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.

Диагностика

Основное обследование проводит врач-психиатр : беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:

  • Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
  • Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
  • Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
  • Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Лечение тревожных расстройств у детей

Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты , но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное и периодические встречи с психологом . Общая схема лечения выглядит следующим образом:

  • Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии . Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
  • Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.

Прогноз и профилактика

Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.