Ладан состав. Ладан - полезные свойства и применение в медицине

Лечебные свойства ладана человек использует с древних времен. А добывают его из млечного сока дерева под названием босвеллия. Растут такие деревья в Восточной Африке, Азии, на Аравийском полуострове. Причем количество этих уникальных деревьев уменьшается катастрофически быстро, так как местное население отапливает древесиной свои жилища, а размножением не занимается никто.

Босвеллия произрастает на сухих склонах, в высоту может вытягиваться до 5 метров, но часто разрастается в виде кустарника. Листья перьеобразные. Цветение начинается в конце мая, цветы собраны в кисточки и имеют белую или слегка желтоватую окраску.

Ладан добывается очень просто – на стволе дерева делают надрезы, из которых вытекает и застывает каплями смолистый сок растения. Перегонкой водяным паром получают не менее полезное ладанное эфирное масло.

В качестве благовония ладан используется в ритуалах православной и римско-католической церкви, считается, что он обладает магическими свойствами, отгоняющими злых духов.

Химический состав

Разные сорта смолы имеют несколько отличающийся друг от друга химический состав. Всего число компонентов в нем варьируется в пределах 80, в любом сорте содержатся смолистые вещества, эфирные масла, тритерпеновые кислоты, камедь, камфен, горечи, минеральные вещества.

Полезные свойства

Уникальные свойства ладана и масла из него помогают при множестве проблем со здоровьем:

  • используются при терапии воспаления миндалин, пазух носа, насморке, бронхите, пневмонии;

  • способствуют выведению излишней жидкости из организма;
  • помогают при лечении болей в животе;
  • полезны при заболеваниях суставов, способствуют восстановлению хрящевой ткани;
  • показаны при болезненных ощущениях в почках;

  • лечат гонорею;
  • повышают иммунитет, действуют на организм омолаживающе;
  • улучшают состояние кожи и волос;
  • способствуют заживлению ран, ожогов, фурункулов;
  • действуют укрепляюще на стенки сосудов;
  • оказывают успокаивающее действие на нервную систему, нормализуют ночной сон;
  • приводят в норму липидный обмен, защищая печень;

  • стимулируют работу желудка и кишечника;
  • помогают избавляться от старых шрамов;
  • способствуют улучшению памяти;

  • действуют, как кровеостанавливающее средство.

Применение в народной медицине

Солидный перечень полезных свойств ладана дает возможность использовать его в разных сферах, и в народной медицине тоже. Причем целители нашли применение как лечебным свойствам самого ладана, так и эфирному маслу, в том числе и в онкологии.

  • Для лечения дыхательных путей применяют рецепт: 10 г сырья растворить в 30 мл спирта. Употреблять по 10 капель до выздоровления.

  • При артрите и ревматизме помогает мазь: 20 г сырья растереть со 100 г вазелина (можно заменить несоленым салом). Для полного растворения использовать водяную баню. Перелить в стеклянную емкость, хранить в темном месте. Если сырья взять 10 г, то получится отличное средство для лечения гнойных ран и фурункулов.
  • При ожогах используют мазь, приготовленную из ладана и густого жира в пропорции 1:3.

  • Для избавления от лишая приготовить мазь: поместить в эмалированную кастрюлю стакан свиного или гусиного жира, добавить 1-2 ст. л. сырья. Держать на слабом огне до растворения. Профильтровать горячий состав через двойную марлю. Эта мазь в виде компресса полезна при опухолях в животе и грыжах.
  • При пульсирующей головной боли принять кусочек смолы размером с пшеничное зернышко.
  • При опухолях в матке используют мазь: растопить на слабом огне желтый воск и смолу в пропорции 5:1.
  • Для излечивания кожных язв можно посыпать их измельченным сырьем.

Лучшие рецепты

  • При заболеваниях десен практикуют втирание в них порошка, состоящего из равных долей ладана и чабреца.
  • При заболеваниях опорно-двигательного аппарата, расстройстве желудка, болях в почках, мочевом пузыре, воспалительных процессах горларекомендуется настойка: 7 г компонента растворить в 15 мл спирта. Поставить в темное место на неделю. Употреблять по 10 капель до еды дважды в день.
  • Для успокоения нервной системы принимают ванну с маслом: в теплую воду (примерно 38ºС, не выше) налить немного молока, меда, можно добавить морской соли (примерно по 50 г), в которые накапать масла – 8 капель.
  • При заболеваниях дыхательных путей применяют ингаляции: 5 капель масла на тарелку кипятка.

Противопоказания к применению

Польза ладана неоспорима, но, чтобы не нанести вреда здоровью, следует придерживаться некоторых ограничений в приеме препаратов с ним и его эфирным маслом.

  • раковых опухолях некоторых органов;
  • болезни Паркинсона;
  • рассеянном склерозе;
  • красной волчанке;
  • псориазе;
  • в сочетании с железосодержащими препаратами;
  • при появлении аллергических реакций.

Чтобы проверить, нет ли аллергии, необходимо капнуть маслом на локтевой сгиб. Через 20 минут станет ясно, подходит ли вашему организму такое лечение.
Во время беременности прием нужно обязательно согласовывать с доктором.

Заготовка и определение качества сырья

Заготовкой ладана занимаются в феврале-марте. Сделав надрезы, ожидают, когда непрерывно вытекающая смола подсохнет. Ее собирают с коры деревьев и с земли. Одно дерево обрабатывают таким образом 10-12 дней. Дерево служит источником сырья в течение 3-5 лет, затем его оставляют в покое, давая возможность восстановиться.

Качество сырья зависит от происхождения и внешнего вида, в зависимости от этого, сырье делят на несколько сортов. Высший сорт – Luban al Hojari – имеет вид примерно равновеликих кусочков по 3 см белого или желтоватого цвета с явно ощутимым ароматом – такой продукт получают в самых жарких частях ареала произрастания.

Самый низкокачественный сорт – Duqat Al Luban – мелкие кусочки, получаемые после повторных надрезов, и идущие на переработку для изготовления ароматических смесей. Между этими сортами имеется несколько промежуточных.

Обычно сырье разделяют гораздо проще, на две категории – отборный продукт и обыкновенный. В первую категорию попадают прозрачные сухие «слезки», а во вторую – смолистая масса с вкраплениями таких «слезок».

Качество ладана можно определить по ряду признаков:

  • на Востоке смолу пробуют на зуб – при попытке ее разжевать она не рассыпается на кусочки, но и не эластична;
  • смола не растворяется полностью ни в воде, ни в спирте;
  • при сгорании качественное сырье не оставляет побочных веществ, а оставшийся уголь говорит о низком качестве смолы.

Для того, чтобы всегда быть в форме, необходимо постоянно заботиться о своем здоровье. Для этого не обязательно быть частым посетителем аптек, можно пользоваться любезно предоставляемыми природой полезными свойствами растений. Ознакомьтесь с информацией о лечебно-профилактических возможностях —льняного масла—, уникальными лечебными свойствами —леспедецы—, удивительным действием на организм человека —лещины— обыкновенной.

А вы, уважаемые читатели, применяете ладан и ладанное масло? С какой целью? Лечите какие-либо заболевания? Или отпугиваете злых духов? Напишите о своих впечатлениях от такого лечения.

Ладан - это подсушенная смола со специфическим густым запахом, которую выделяет дерево рода Босвеллия, произрастающее на Аравийском полуострове.

У большинства людей ладан ассоциируется с церковным благовонием. Но лишь немногие знают, в каких целях и как использовать ладан дома.

Как использовать ладан в домашних условиях

Перед тем, как пользоваться ладаном, полезно узнать о его свойствах. Запах ладана снимает стресс и нервное напряжение. Благодаря этому свойству ладан используется при медитациях. Вдыхание испарений ладана нормализирует сердечный ритм, делает дыхание более ровным и глубоким. Поэтому можно просто жечь ладан в помещении для создания спокойной умиротворенной атмосферы.

Ладан обладает целительными свойствами и применяется для лечения ряда заболеваний:

  • чтобы сделать мазь от ожогов, нужно смешать измельченный ладан и густой жир в пропорции 1:3;
  • при кровохаркании смешать 1 ч. ложку порошка ладана, 500 мл красного крепленого вина, 50 мл уксуса. Полученную смесь принимать 3 раза в день перед едой по 50 мл;
  • при воспалении и других болезнях десен нужно втирать смесь порошка ладана и чабреца в равных пропорциях.

Не менее успешно используется ладан в косметологии.

  • Укрепить волосы и улучшить их рост поможет смесь 1 ст. ложки ладана и 500 мл красного сухого вина;
  • поможет ладан, добавленный в обычный крем.

С помощью ладана и святой воды можно от негативной энергии и вернуть в жилище комфорт и гармонию. Перед тем, как жечь ладан дома, следует навести порядок, сделать уборку. Для проведения обряда нужно зажечь ладан в лампадке или огнеупорной чаше и обойти всю квартиру против часовой стрелки, включая туалет, ванную комнату, кухню, застекленный балкон. Особое внимание следует уделить углам. Во время обряда постоянно читается молитва «Отче наш». По окончании помещение следует проветрить, а руки и лицо промыть проточной водой.

Следы применения ладана ведут в глубины веков, это одно из наиболее древних благовоний. Использование благовоний в медицинских и косметических целях известно с IV тысячелетии до нашей эры, в древнеегипетских гробницах и пирамидах были обнаружены мази и бутылочки с маслом, со все еще ощутимым запахом ладана. Однако в источниках Древнего царства (2275-2150 г. до н.э.) упоминается сжигание смол, дающее аромат, но не указывается точно, что это конкретно - ладан, мирра или смола фисташкового дерева.

Миррой и ладаном наполняли тушу быка, приносимого в жертву Изиде в Древнем Египте. Потом тушу сжигали, поливая большим количеством масла.

В честь солнечного бога Ра в солнечном же городе, Гелиополе, благовония возжигались трижды в день: на рассвете янтарь, во время солнечного зенита - мирру, на закате - сложную смесь, состоящую из множества ингредиентов, в составе которой был, в том числе, и ладан - кифи. Как и в честь богов, в особых случаях ладан воскуривался в честь фараонов. Ладан и мирра применялись, в том числе, и в бальзамировании.

Аюрведические тексты рекомендовали клейкий экссудат босвелии «salai gugul» при заболеваниях суставов, ревматизме, при заболеваниях желудка, поносе и дизентерии, при астме, бронхите и различных заболеваниях легких, при стригущем лишае, при прыщах, ранах, опухолях, при дисменорее, как мочегонное средство и др.

Плиний в I столетии ссылался на ладан как противоядие от болиголова. В X веке Авиценна рекомендовал ладан для лечения опухолей, язв, при тошноте, дизентерии и лихорадках. В Китае ладан применяли при лечении проказы. Святая Хильдегарда Бингенская использовала ладан при тугоухости.

Его использовали в религиозных церемониях в древней Персии, Вавилоне, Греции и Риме. Геродот сообщал, что арабы привозили 1000 талантов ладана Дарию ежегодно в качестве дара, который использовали на религиозных празднествах в Вавилоне. И описывает построенный в Вавилоне храм в честь бога Ваала, в котором имелась золотая стелла с изображением бога весом в восемьсот талантов, перед которой стоял алтарь, также золотой. На этом алтаре ежегодно сжигалось около тысячи талантов чистого ладана.

Римляне применяли ладан не только в религиозных церемониях, но также в государственных и бытовых целях. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан: считалось, что его запах "открывает" душу. Это важный компонент восточных благовоний и противовоспалительный компонент лекарственных средств, упомянутый в древних текстах Аюрведы. Ладан, сандал и мирра упоминаются уже в Ветхом Завете. Золото, ладан и мирра описаны в Библии, как дары волхвов Иисусу.

Христианство значительно увеличило рынок этого благовония, где его широко применяют при совершении религиозных обрядов.

Как отличить отборный от обыкновенного

Заготовку ладана проводят в феврале или марте, на дереве делают надрезы, из которых смола непрерывно вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока не подсохнет, после чего засохшую смолу собирают с дерева и с земли. Этот процесс обычно занимает от 10 до 12 дней. Как правило, собирают ладан в каждого дерева 3-5 лет, а затем делают перерыв, давая дереву отдохнуть и восстановиться.

В Йемене и Саудовской Аравии существует довольно много градаций качества ладана в зависимости от внешнего вида и происхождения:

  • Самый высший сорт - Luban al Hojari - состоит из более-менее ровных кусочков приблизительно размером 3 см, белого или желтоватого цвета с интенсивным ароматом. Получают его в самой сухой и жаркой части ареала.
  • Чуть похуже Luban al Nejdli - кусочки разновеликие, часто матовые, окраска золотистая или золотисто-жёлтая, с насыщенным ароматом.
  • Ниже стоит Luban al Shazri - кусочки среднего размера, непрозрачные, окраска от янтарной до красновато-коричневой, аромат слабый.
  • Luban al Sha’abi получают из прибрежных областей. Это разновеликие кусочки, непрозрачные, красно-коричневого цвета, со слабым ароматом.
  • Luban al sa’af получают после повторного надрезания коры, часто смола включает в себя загрязнения и частично её выбрасывают на месте.
  • Duqat Al Luban - от второй и третьей его отличают только очень мелкие размеры кусочков. Обычно он идёт на переработку для приготовления ароматических смесей.

В коммерческих целях часто не осложняют себе жизнь столь сложной градацией священного продукта и собранный ладан разделяют на два сорта: отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Оlibanum in sortis. Первый состоит из отдельных сухих прозрачных светло-желтых «слезок». Худшие сорта представляют собой более темную неравномерно слипшуюся смолистую масса с вкрапленными «слезками».

Контроль качества включает общие показатели : размер, цвет, прозрачность, форма, аромат, чистота, консистенция.

Хорошие образцы при сгорании коптят и сгорают без остатка. Плохие образцы после сгорания оставляют уголь. Первый сорт не содержит примесей, во втором сорте могут попадаться камушки, кусочки коры или песок.

Качество смолы определяют на Востоке на зуб. При жевании смола не эластична, но и не рассыпается на маленькие кусочки. Вкус горько-ароматный.

Высохшая смола ладанного дерева нерастворима полностью ни в воде, ни в спирте, при растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный приятный, бальзамический запах, при дальнейшем нагревании загорается и горит сильно коптящим пламенем. Растворимость составляющих ладана приблизительно такая - 30 % - в воде, 70% - в спирте (это, прежде всего, смолы).

Учитывая дороговизну настоящего ладана, его начали подделывать и фальсифицировать задолго до нас, и в последние 2500 лет мало что изменилось. Самые простые фальсификации - подмена продуктом более низкого качества, например, аравийский ладан подменяют сомалийским.

Главное - босвелливые кислоты

Ладан представляет собой смесь эфирного масла, смол и резиноидов.

Он содержит 27-35% полисахаридов (D-галактоза, L-арабиноза и галактоза и D-галактуроновая кислота), 60-70% терпенов (преобладает свободная и связанная босвеллиевая кислота), и 5-7% летучих эфирных масел. При анализе смолы и эфирного масла было идентифицировано более 80 компонентов. Химический состав ладана включает около 30% камеди, до 56% смолы, которая представляет собой смесь свободной босвеллиевой кислоты С 32 Н 52 О 4 и связанной с олибанорезеном (С 15 Н 22 O)n, эфирное масло составляет около 8% (α-туйен, р-цимен и др. компоненты), также имеются горькие вещества, минеральные вещества. Стандартизация продуктов смолы босвеллии проводится по содержанию тритерпеноидов - босвеллиевых кислот, производных α- и β-босвеллиевой кислоты, всего более 10 соединений.

Стандартизованные промышленные экстракты смолы босвелии должны содержать от 30% до 65% суммы босвеллиевых кислот.

Находки фармакологов

Ладан используется в парфюмерии и ароматерапии. Для медицинских целей ладан применяется в гомеопатии, при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей и бумажек, и др.

Интересно, что в связи с тем, что индийский ладан (из Boswellia serrata ) используют в Аюрведе, большая часть клинических исследований проводилась именно с эти видом.

Впервые противовоспалительные свойства экстрактов смолы ладана были изучены в экспериментах на животных в 1971 году - было указано, что при эксперименте экстракты показали «болеутоляющий и успокаивающий эффекты». Проведенные за последние время (2000 г) фармакологические исследования показали, что противовоспалительное действие ладана связано с содержанием босвеллиевых кислот. При этом активность похожа на действие нестероидных противовоспалительных препаратов. Босвелия ингибирует действие про-воспалительных медиаторов, особенно лейкоприенов, через ингибирование 5-липоксигеназы, ключевого фермента, запускающего биосинтез лейкотриенов. В отличие от других противовоспалительных препаратов, которые, как известно, могут нарушать гликозамингликановый синтез, способствуя заболеваниям суставов, босвелиевые кислоты показывают обратное действие - уменьшают деградацию гликозамингликанов. Это означает, что долговременное применение босвелиевых кислот не вызывает раздражения или образования язвы желудка. Было обнаружено защитное, противомикробное и иммуностимулирующее действие.

Согласно предварительным данным, опубликованным по результатам научных исследований, проведенных в Индии, ацетил-11-кето-бета-босвелиевая кислота по сравнению с другими производными из суммы босвеллиевых кислот показала наиболее высокую ингибиторную активность воздействия на 5-липоксигеназу.

В Англии проанализировали все сведения об исследованиях босвеллии в медицинских журналах и выделили только те, которые были проведены с соблюдением всех методик и не вызывают сомнений в достоверности. Включены исследования, связанные с такими заболеваниями как астма, ревматоидный артрит, болезнь Крона, остеоартрит и коллагеновый колит. Результаты всех испытаний показали, что экстракты босвеллии пильчатой были клинически эффективными. Не было отмечено каких-либо серьезных побочных действий.

Исследования также показали, что босвелиевые кислоты подавляют воспаление, в том числе при хроническом воспалительном процессе, в частности артритах. Они подавляют выработку медиаторов воспаления.

В результате 6-недельного исследования в университетской клинике Тюбингена, выявлено, что у пациентов в возрасте от 17 до 75 лет при приёме препаратов смолы босвеллии отмечалось общее улучшение состояния (исчезновение отдышки, снижение количества приступов), а также снижение эозинофилов и СОЭ. Астматические заболевания характеризуются хроническим воспалительным заболеванием дыхательных путей. Механизм противовоспалительного действия босвелиевых кислот снижает повышенную ответную реакцию организма на воспалительный процесс, облегчая симптомы заболевания. Стандартная дозировка экстракта смолы ладанного дерева при лечении воспалительных заболеваний и в случае бронхиальных спазм составила около 300 мг три раза в день.

В клинике технического университета Дрездена (Германия) исследовали влияние препаратов босвеллии на симптомы, качество жизни и гистологию у пациентов с коллагеновым колитом. Выявлено, что применение в дозе 400 мг в течение 6 недель показало благотворное влияние на гистологию (колоноскопия) и общее состояние больших.

Исследование на 30 пациентах в Индии с остеоартритом коренного сустава было отмечено уменьшение боли и воспаления, улучшение подвижности сустава.

При проведении исследований не было обнаружено никаких токсичных реакций или побочных эффектов при клиническом использовании экстрактов смолы босвеллии.

На передовой ароматерапии

Ароматерапевты используют не только смолу ладана, но и эфирное масло, которое представляет собой плотную желтоватую жидкость со смолистым бальзамическим ароматом. Его получают путём паровой дистилляции из ладана.

С древних времен ладан использовали в религиозных церемониях. Считалось, что он способствует погружению в молитву и отрешению от мирских проблем, что это аромат медитации и погружения во внутренний мир. Человек чувствует умиротворение и покой.

По мнению современных ароматерапевтов, ладан обладает антисептическими, согревающими, гемостатическими и расслабляющими свойствами. Используется при иммунодифицитных и депрессивных состояниях, при астме, при простуде, гриппе. Аромат ладана нормализует сон и способствует устранению легких депрессий. Иногда его добавляют в средства для стареющей, увядающей и морщинистой кожи. Для этого обычные косметические препараты обогащают маслом ладана. При нанесении на кожу появляется ощущение жжения и покалывания, которое через 1-2 минуты проходит.

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

От чего хотелось бы предостеречь.

Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

Иерей Андрей Чиженко

Анная статья является фактически сборником интересной информации и мнений, касающихся одного из древнейших веществ, использующихся для воскурения - ладана.

Ладан

Ладан получают из ароматической смолы, выделяемой растениями семейства ладанниковых (ладанник), произрастающих в Средиземноморье.

Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу , попытки снискать Его милосердие.

Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

На иллюстрации - ладан греческий, монастырский в розничной фасовке по 50 г.

Как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Помимо известных целебных свойств ладана, а также использования его на Востоке для приветствия гостей, воскурение ладана имеет и глубокое символическое значение.

История появления ладана

Ладан - одно из наиболее древних благовоний. В Библии именно золото, ладан и мирра описаны, как дары волхвов Иисусу.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Матф.2:11)

В Библии вещество, именуемое "чистый ливан", это и есть ладан в современном понимании. С истоков христианства состав для каждения был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом - ладан. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов.

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
(Исх.30:34-38)

Древние египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры (проказа). Кстати, в составе известного сейчас препарата "артро-актив" присутствует экстракт натурального ладана. Т.е. знания древних египтян о лечении суставов не пропали даром...

В странах СНГ настоящий ладан используется не слишком активно. В основном его теперь делают из смолы хвойных деревьев - ели, кедра, лиственницы, а вот в Европейских странах уже поднимался вопрос о возможности наложения ограничений на посещение детьми религиозных церемоний с активным воскурением благовоний из-за подозрения на проканцерогенный эффект . Ладан в настоящее время используется в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла).

Ладан (Olibanum) состоит из смолы деревьев многих видов. При высоких температурах происходит разложение смолы, и высвобождаются биокатализаторы, которые вызывают увеличение чувствительности как симпатической, так и парасимпатической нервных систем. Есть мнение, что вдыхание дыма ладана облегчает расширение сознания. Этот факт был уже известен древним грекам и римлянам, которые применяли ладан для жертвенных окуриваний в своих храмах, в том числе в храмах Оракулов. Православная и католическая церкви, так же как маги и колдуны всех культов, тысячелетиями использовали и используют ладан для обрядов и освящений.

Ладан и каждение в русской традиции

На одно из первых мест в борьбе с нечистью народная мудрость у русских ставит ладан. Это отражается в фольклоре, пословицах: "Боится, как черт ладана." Или: "Бежит как черт от ладана", "Его ладаном не выкуришь" , "Святым духом, ладаном запахло", "Ладан на чертей, а тюрьма на воров", "Ладан на вороту, а черт на шее" (то есть на шею надета "ладанка" так у русских назывался мешочек с ладаном носимый на шее, считалось что он предохраняет от напастей и нечистой силы. Обычно этот мешочек привешивали к нательному кресту.)

В обиходном словаре у русских достаточно слов, связанных с ладаном, и приспособлениями для его хранения и употребления, так например - "ладанницей" назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также "ладанная курильница" которая ставилась перед иконами, обычно ее делали из меди в виде шара, с крестиком на верху. Такую информацию можно найти в "Словаре русского языка" составленного В. Далем. правда Даль немного ошибается определяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это как известно можжевельник.

Вообще во времена Даля в России не было четкости в ботаническом определении происхождения ладана, например, Энциклопический словарь А. Старчевского изданный в С. Петербурге в 1853 году из главы "Ладан" посылает читателя в главу "Бальзам" и там, в числе естественных бальзамов, упоминает: "гальбан, смирна, бделий, росный ладан, стиракс". На этом следы настоящего ладана здесь просто теряются. Через тридцать лет уже в энциклопедическом словаре "Гранат" ладан определяется правильно, это смола производимая деревом Босвеллия . Кстати, написал эту статью о благовониях для словаря - о. Павел Флоренский.

В средние века известны были в России "Ладанные книги" в них вписывались расходы на ладан и облачение, которые отпускались из казенного приказа в разные московские и иногородние церкви, а также к государю и царице. Главный интерес представляется куда, в какие монастыри и церкви посылали ладан и облачения, а также сведения о лицах которые являлись в приказ за получением этих вещей. Книги эти относятся к царствованию Алексея Михайловича и хранятся в архиве московской оружейной палаты.

Так как ладан использовали в церкви, его использовали и в народе, иногда с несколько языческим оттенком или даже с магическим. Например, в Сараповском уезде Вятской губернии в XIX веке был такой способ выявления колдунов. Нужно было взять "сорокообеденный ладан" то есть пролежавший на престоле во время Сорокоуста, растереть его в порошок и всыпать в вино или пиво. Затем надо было подозрительному человеку дать это выпить, после чего тот (если был колдуном) начинал ходить по избе с одного угла в другой, и при этом никак не мог выйти в двери. Для этого ему нужно было дать выпить обычной воды, только тогда он мог покинуть дом, но при этом такой колдун якобы терял всю свою магическую силу.

Без ладана не обходилось на Руси при лечении так называемого "кликушества", то есть особого рода психической болезни или одержимости бесом, при которой страдающий этим недугом выкрикивает разные бессвязанности или подражает крикам животных. Если припадок был сильный и больной при этом не мог двигаться, то его вносили в избу и начинали окуривать ладаном с трех сторон, таким образом, чтобы сторона, открытая к двери, была свободна и бес мог покинуть больного и выйти на улицу. Считалось, что раз бес нападает на человека изнутри, то только ладан может туда проникнуть и вытеснить его из одержимого.

На орловщине для этих целей использовали ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз утром вскипяченный с водой в чугунке. Затем этот отвар сливали в штоф, после чего давали пить больному.

Ладан является также основным средством во время совершения очень важного для русской деревни обряда "опахивания".

На иллюстрации - выполнение обряда опахивания. Фото начала XIX в.

Обряд производится для того, чтобы оградить деревню от моровых поветрий, то есть эпидемий, угрожающих, как скоту так и людям. Для его совершения собираются как правило девицы и вдовы и ночью впрягшись в соху пропахивают вокруг деревни борозду. В Судогском уезде Владимирской губернии обряд "опахивания" проводят под Духов день при этом поют "Да воскреснет Бог" на всех перекрестках дорог ведущих в селение проводят сохою крест, а в копанные специально ямы закладывают ладан. Здесь мы очевидно сталкиваемся с древними языческими очистительными обрядами которые народ мило пытается замаскировать под что-то церковное.

В православной церкви перед литургией разжигает кадило пономарь, а потом уже священник или диакон им кадит во время службы. Вот как это описывается "каждение" в "Богослужебном уставе Православной Церкви." изданном в Москве в 1902 году: "Иерей принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан, при чем тайно читает молитву кадила.

Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой православный священник обязательно читает перед каждым каждением в храме. Затем диакон берет зажженную свечу; священник кадит около престола с четырех его сторон, жертвенник и весь алтарь; диакон ему сопутствует при каждении.

Когда каждение алтаря окончится, сей последний проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Восстаните. Господи, благослови". Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава святой и единосущей..." и под пение с клироса: "Благослави душе моя..." Священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местные иконы, весь храм, клир, и народ.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас" , а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)" .

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы. По окончании каждения царские врата непременно затворяются.

Интересно, что и сейчас благочестивый священник не разжигает уголь в кадиле при помощи спички, но использует для этого свечу... Из других источников известно, что если и приходится зажечь в храме спичку, то дым от нее выпускается в форточку, так как запах серы традиционно противостоит запаху ладана и символизирует при этом нижние миры.

О качестве ладана и не только

Для русского человека дороги те символы и действия, которые напоминают о постоянном и незримом присутствии Бога в нашей жизни. Здесь и далее в этой подглаве - мнение Игумена Силуана.

Дороги аллюзии на Священную историю спасения человечества от рабства своим ошибкам и порокам, от рабства диаволу. В любом храме нет ничего несущественного. Только самое важное и необходимое для преображения души вносится в православный храм, совершается и произносится в нём.

Поэтому для христианина естественно для богослужения использовать самое лучшее из того, что выработало человечество. В том числе лучшие виды архитектуры, музыки, тканей, металлов, благовоний.

"Почему в храмах христиан, проповедующих о нестяжании, простоте и смирении так много золота?"

Если бы среди наших прихожан были только совершенно неимущие люди, бедность убранства храмов еще можно было бы понять. Но если наши священнослужители и прихожане позволяют себе в обиходе дорогостоящую одежду, автомобили, предметы быта (что само по себе еще ни хорошо, ни плохо), то нищета храма свидетельствовала бы только о готовности этих людей тратиться только на суету, обличало лицемерие. Если лучшее только в наших домах, а не в наших храмах, то это свидетельство слабости нашей веры.

Естественно, что и для древнего обряда каждения, то есть возжжения благовонной смолы в знак жертвы и поклонения Богу, используются по возможности лучшие материалы. Но что значит "по возможности" и как определить, какие сорта ладана "лучшие"?

Конечно, во многом "худшее - лучшее" - это дело вкуса человека. Кому-то нравится цветочный запах, кому-то тягучий, суровый, бальзамный, кто-то предпочитает естественный аромат благовонных смол.

Главное здесь в другом. Действительно ли мы готовы найти самое лучшее (и, как правило, довольно дорогое) вещество для каждения, или просто довольствуется дешевым и доступным?

Ведь подобно тому, как бывают подделки в живописи и музыке, так бывает и недобросовестно сделанные сорта ладана.

Например, во многие церковные анекдоты вошло низкое качество современного обиходного ладана, приготовленного из канифоли с добавлением неестественно резко пахнущих ароматов, как раньше говорили, "отходов парфюмерной промышленности" и прозванного неизвестными церковными остряками "смерть мухам и всем старухам".

Действительно, при использовании этого ладана недолгое первоначальное благоухание сменяется едким и раздражающим слизистую оболочку носа и гортани зловонием, гарью, сопровождающейся сильным дымовыделением. У певцов "перехватывает горло", люди мучаются, вынужденно вдыхая сомнительное "благоухание".

Хотя и это еще не самое страшное. Один мой знакомый архимандрит рассказывал о первых годах своего священнослужения, и среди прочего поведал о том, как на первом его приходе, в начале девяностых годов, предшествующий ему священник, экономя на ладане церковные деньги, "кадил"… мелко нарезанными огарками парафиновых софринских свечек! Надо ли говорить, что от такого зловония даже в том большом сельском храме люди задыхались, а молодежь в церковь даже и заглянуть боялась?!! Впрочем, такой вопиющий случай пренебрежения жадного священника своими пастырскими обязанностями не остался без явного наказания Божия - спустя несколько лет этот недобросовестный настоятель, довольно еще молодой человек, скончался от сложной формы рака и так и не смог "насладиться" "сэкономленными" деньгами…

Может, подобные сорта ладана и "каждение" тем, что не должно идти в жертву Богу, и препятствует людям спокойно молиться, вызывают у них головокружение и тошноту, вместе с гарью от дешевых свечек и плохого лампадного масла "выгоняет" их из храма?...

Самый простой и естественный выход из положения - пойти в хвойный лес и набрать смолы. Еловой, сосновой, кедровой. Но тут есть загвоздка. Необходимо убрать из неё скипидар, придающий неприятный призвук в запахе при каждении. Поэтому приходится смолу либо несколько лет выдерживать, ожидая пока выветрится скипидар, либо варить, очищать от примесей. Но это надо уметь делать. Если смолу переварить, то она при этом теряет значительную часть своего первоначального приятного запаха, и становится близкой по аромату к канифоли. Кто занимался паянием, тот представляет, как пахнет горящая канифоль. Вряд ли можно назвать этот аромат лучшим из запахов, предлагаемых в жертву Богу.

Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы, например анис (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве). А это уже требует сложного технологического процесса и известного искусства - если просто накидать лепестки розы в сосновую смолу, благоухания при каждении не получишь.

До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились еще в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости Рая…

К сожалению, Русская Церковь, пройдя через лихолетье революционных потрясений и годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии, и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов также ушли в небытие. И даже если и сохранились где-то на Руси умельцы-ладановары, то о них почти ничего неизвестно и достать их ладан практически невозможно.

До 70-х годов в патриарших мастерских еще изготовляли вполне приличный русский ладан, но впоследствии и он сильно изменился в худшую сторону. Рецептура софринскими мастерами часто меняется, даже стали делать довольно неплохое подобие греческого ладана из малазийских благовоний и смол (сорта "Патриарший", "Архиерейский"), но ни старинного, ни афонского (см. ниже) качества пока им достигнуть не удается.

Попытки сварить хороший ладан, однако, предпринимаются и по сей день умельцами в монастырях на Урале и в некоторых других местах. Неплохой ладан разных сортов (особенно можно отметить "Дубовый мох", "Восточный", "Золотой", "Никольский", "Розу") делается настоятелем московского храма св. вмч. Ирины. Но все компоненты, входящие в его продукцию, импортные, да и гарь ладана, его "послевкусие", довольно неприятна.

Неизвестный изготовитель предлагает в церковном магазине на Пятницкой в Москве аккуратные кусочки ладана сортов "Хиландар", "Лесной", "Горный" с приятным, слегка кондитерским запахом и длительной гарью, впрочем, не зловонной.

Очень хороший ладан афонского типа делает в мордовском Санаксарском монастыре келейник известного почившего старца схиигумена Иеронима иеродиакон Амвросий, и братия Рязанского скита Данилова монастыря г. Москвы.

Особой редкостью был так называемый "росный ладан", "ливан", привозимый купцами из южных стран и дорого ценившийся. Это затвердевшая смола особого дерева босвелии (лат. boswellia), которое у нас часто называют ливанским кедром.

С древности эта смола используется не только для каждения, но и добавляется в мази, бальзамы и другие медицинские препараты. Впрочем, и сам аромат воскуряющегося "ливана" имеет сильное лечебное действие в ароматерапии.

Эта смола - "ливан" (олибанум) до сих пор в больших количествах ввозится в Россию и, пожалуй, является лучшим натуральным ладаном на Земле. Разного размера желтые полупрозрачные капли при сгорании дают приятный естественный сладкий аромат с четким лимонным призвуком.

Кстати сказать, то, что тогда называлось "росным ладаном" представляет собой твёрдые непрозрачные желто-бурые куски редкой бензойной смолы, с приятным ванильным ароматом, при каждении очень быстро сгорающие и моментально вызывающие… лёгкий спазм дыхательных путей. Поэтому в чистом виде росный ладан не используется, а добавляется для улучшения сложносоставных ароматов.

Олибанум растет в основном на аравийском полуострове и северо-восточной Африке и имеет много разновидностей. Есть смолы разных цветов и оттенков запаха, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому, что называется ладаном. Дерево Boswellia carteri производит "настоящий", "чистый" или "аравийский ладан". К остальным же видам и сортам ладана принято добавлять определение: "индийский", "иерусалимский", "африканский" и т.д. Следующее и самое близкое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera, растущая в Сомали и Эфиопии, дает "Сомалийский" или "Африканский ладан" иногда его еще называют "Абиссинский ладан". И, наконец, дерево, растущее в Индии и Персии Boswellia Serrata - источник "Индийского ладана".

Известна и смола более низкого качества - индонезийская "даммара" (agathis dammara), индийская "сандарака". Они очень легкие по структуре, напоминают прозрачные осколки стекла. Но при сгорании в кадиле приятный, кисловато-ванильный запах этой смолы быстро сменяется запахом гари, поэтому она не пользуется большим спросом, и тоже часто используется в ладанных смесях.

Сейчас в Москве можно приобрести оманский, сомалийский, эфиопский ладаны с ясным хвойным ароматом, ввозимый московским храмом св. мученицы Ирины по заказу Троице-Сергиевой Лавры.

Практически неизвестны в России тёмные смолы южноамериканских деревьев, не застывающие до конца, с пряным коричным ароматом. Только некоторые виды их смесей - темно-коричневый толуанский или перуанский бальзам - можно найти в Москве. Однако в чистом виде кадить им, как и росным ладаном, трудно - он не терпит сильного жара кадильных углей, быстро сгорает, выделяя сильно концентрированный, почти удушающий ванильно-коричный аромат, который доставляет приятные ощущения, лишь достаточно распространившись по храму.

Из натуральных смол необходимо также упомянуть мирру - смолу темно-коричневого цвета, которая редко используется в чистом виде (при сгорании она напоминает сливовую камедь), а добавляется в сложносоставные сорта ладана для улучшения общего запаха.

По общему признанию, больше всех в производстве настоящего ладана преуспели монахи-отшельники труднодоступных скитов и келий Святой Горы Афон, на протяжении столетий отточившие искусство изготовления ароматных, пахнущих лесом и садами, сортов ладана, совмещая ручной труд с молитвой.

На иллюстрации - изготовление ладана вручную в одном из Афонских монастырей.

Ароматизированный греческий ладан на основе ливанской смолы называется по-гречески "мосхофимиам", от слов "мосхос" - луг, и "фимиам" - ладан.

На иллюстрации - коробка ладана, сделанного в Афонском Ватопедском монастыре.

Опыт старцев оказался настолько удачным, что в подавляющем большинстве случаев изготовители ладана идут по афонскому пути и таким образом готовят ладан не только во многих монастырях Греции, но и по всему миру.

На иллюстрации - коробка ладана, сделанного в Афонском Хиландарском монастыре, который на русский манер называют Белозерка.

К сожалению, сегодня и в Греции и в России часто встречаются подделки под афонский ладан, чьи разноцветные комочки в ярких упаковках, изготовлением которого заняты заводики с курящими отнюдь не ладан, сквернословящими и неверующими сотрудниками, имеют довольно мало общего с подлинником.

Подделка ладана, между прочим - древнее искусство, оно появилось вместе с появлением ладана - как одного из ценнейших и дорогостоящих благовоний.

В первую очередь пытаются подделать внешний вид, ведь человек не имеет с собой горящего угля, чтобы проверить запах, и ему приходится полагаться только на свои глаза. Наиболее часто для подделки используют смолы хвойных деревьев: сосны или ели. Самая дешевая и никчемная подделка - "ладан", сделанный из пережженой канифоли с добавлением искусственных ароматизаторов и красителей. При этом такой "ладан" может выглядеть как самый настоящий...

Как делают церковный ладан?

Процесс изготовления мосхофимиама довольно прост технически. Олибанум измельчается в мелкий порошок, в него добавляется немного воды и благовонного масла.

На иллюстрации - нарезка готовых колбасок на кусочки в одном из Афонских монастырей.

Полученное "тесто" тщательно перемешивается, раскатывается на "колбаски", которые потом нарезаются на одинаковые кусочки. Эти кусочки обсыпаются белым порошком магнезии, чтобы они не прилипали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно использовать.

На иллюстрации - сушка кусочков ладана.

Но у этого вида ладана при очевидных преимуществах есть два недостатка. Первый - для изготовления надо использовать только высококачественное масло, а не парфюмерную "химическую" композицию, которая при сгорании может выделять опасные для человека соединения.

Однако такое масло стоит очень дорого, а ладана надо много. И если раньше афониты делали сложные, держащиеся в строгом секрете, смеси из дорогих ароматических натуральных масел и специй, куда входило до 50-ти компонентов (!), то сегодня недобросовестные изготовители используют за редчайшими исключениями более дешевые парфюмерные заменители естественных ароматов из Франции и Швейцарии. Чем чревато для здоровья человека вдыхание дыма этих химических соединений - Одному Богу известно! Поэтому опыт в этом вопросе достигается путем многих проб и ошибок.

К тому же ароматизированный химическими маслами ладан быстрее теряет свой запах, выдыхается. Коробки с ним надо заворачивать в полиэтилен.

Вторая проблема - по мере того, как благовония при сгорании испаряются, остается зловонная гарь, которая тем хуже, чем хуже смолы и масла используются при изготовлении мосхофимиама.

Как разобраться в России в огромном выборе афонского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достойные его виды? И от имени монастырей, и от отдельных отшельников предлагается широчайший выбор благовоний. Все утверждают высокое качество и натуральность своей продукции. Но на практике всё гораздо сложнее.

Уходят в прошлое сказания об удивительных сортах мосхофимиама, сделанного по старинным рецептам, приятный запах которых держался несколько дней в храме и келье после каждения...

На иллюстрации - коробка ладана "Большой Скит Святой Анны", сделанного в Ватопедском монастыре.

Даже простое перечисление всех известных разновидностей и сортов займёт довольно много места. Нелегко описать запах, достоинства и недостатки такого количества благовоний.

Но очевидно, что в наше время желающий вполне может найти себе в этом разнообразии что-то по душе...

Является ли ладан абсолютно безопасным?

Окуривание большим количеством настоящего ладана может действовать подобно галлюциногенам. Ладан в малом количестве содержит тот же биокатализатор, что и гашиш, - ТКГ (ТетраГидроKаннабиол - активное вещество марихуаны). Тетрагидроканнабиол воздействует на височные доли головного мозга, которые отвечают за сознание, и способствует активной выработке серотонина - "гормона радости" биокатализатора головного мозга, - в сочетании с седативным эффектом - замедляющего нервные процессы, вызывающего чувство удовлетворения и успокоения. Одновременное употребление алкоголя в малых количествах может значительно усилить биокаталитический эффект ладана.

У некоторых людей встречается аллергия не только на ладан, но вообще на любой дым и окуривание. В этом случае человек может чувствовать приступы удушья, головокружение, потерю ориентации в пространстве. Т.е. неприятие ладана вовсе не является непременным признаком порчи, подселения или одержимости. Каждение также плохо переносят астматики, по вполне понятным причинам - дым раздражает слизистую поверхность бронхов.

Самостоятельное окуривание ладаном

Церковь не воспрещает мирянам самостоятельно окуривать ладаном свои жилища. Для этого приобретаются: кадильница (специальная - для мирян), ладан, уголь.

На иллюстрации - коробка ладана из Кареи, столицы Афона.

Ладан воскуряется на древесном угле. В России предпочитают березовый древесный уголь, который, сгорая, почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же целей, используют уголь, получаемый из виноградной лозы. А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь.

В бытовых условиях для воскурения ладана иногда используют обычную электрическую лампочку. Для этого на ее стеклянную колбу кладут колечко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того, чтобы растопленная смола не попала в электрический патрон. Но, конечно, правильнее и безопаснее использовать уголь и кадильницу.

Еще Авиценна советовал употреблять ладан для оздоровления воздуха. Но предупреждал, что в чрезмерных количествах он может вызвать головную боль.

Изгоняет ли каждение ладаном злых духов?

- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - "Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна прихожанка торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"

Но во всех ли ситуациях подобного рода требуется отчитка (лат. экзорцизм), т.е. сложная (и далеко не всегда одобряемая священноначалием Русской Православной Церкви ввиду появления самозваных экзорцистов и целителей) процедура изгнания из одержимого диаволом человека, мучащего его злого духа?

Конечно, в Церкви хорошо известны случаи одержимости человека бесами, ставящие в недоумение секулярную психиатрию, но может быть, иногда причина плохого самочувствия человека в храме кроется в чем-то другом? Например, это может быть простая реакция непривыкшего организма на духоту и тяжелый запах в храме..."

Заключение

Из материалов статьи читателю уже, вероятно, стало ясно, что каждение - каждению рознь. К тому же не всякий ладан вообще таковым является. Кроме того, немаловажен даже тот факт, кто делал благовония, кто их доставил... И даже - кто кадит...

Ответ на вопрос "боится ли черт ладана", как видите, совсем не так однозначен, как это представляется на первый взгляд.

Известный средневековый медик и оккультист Парацельс утверждал, что в нечистых руках "запах ладана может скорее привлечь, нежели изгнать злых духов. В полной мере действенной против всех злых духов силой является воля ".

Материалы, использованные при подготовке статьи

1. Игумен Силуан (Туманов Александр Александрович), настоятель Свято-Предтеченского храма РПЦ МП г. Саранска, Республика Мордовия
2. Сайт www.treeland.ru
3. Москалев С.Э. "Наука и Религия" 1995 №8
4. Статья "Афонский ладан" - Генеральный директор группы компаний "Русский Афон" Л.Л.Ежов