Торжество Православия. От Теории Поста к Практике Пасхи

Праздник Торжества Православия установлен Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года и этим закончилась эпоха, сотрясавшая империю почти полтора века. Необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник. Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста.

Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Предварять Литургию в праздничные дни процессией было в ту эпоху обычной практикой Константинопольской Церкви, но здесь эта процессия имела особый смысл - множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процессии святых икон утверждало догмат об иконопочитании.

С той поры в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия - продолжительное перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественные поминовение усопших благочестивых поборников Православия - императоров и патриархов, и многолетствование всех здравствующих православных, во главе с царями и патриархами. Синодик Православия, в его современной редакции, и сейчас читается в храме за богослужением первой недели Великого поста в составе Молебного пения Торжества Православия, которое начинается с торжественного изнесения духовенством святых икон из алтаря и заканчивается их целованием.

Но память Торжества Православия - не единственная память первой недели Великого поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах.

Соединение вместе памяти Всех святых пророков и Торжества Православия не случайно - оно напоминает нам об истинности православной христианской веры, в которой исполняются все ветхозаветные пророчества, и которую не смогли одолеть ни древние ереси, ни тяжелые гонения, - как и восклицает Святая Церковь в Молебном пении Торжества Православия: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!

Празднование в первое воскресенье Великого поста

Празднование Торжества Православия (фото 1. Икона «Торжество Православия».) было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, возникшая в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

В 843 году Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Вот как один из византийских летописцев описал это событие.

«Царица (Фото 2. Царица Греческая Феодора) предложила святейшему патриарху Мефодию собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого поста.

Когда бесчисленное множество народа собралось, пришел и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом. Соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами, честным крестом и Святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания «Господи, помилуй» возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной Литургии с великой радостью».

Таким образом были восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Они одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя.

Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием, митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне.

В XII и XIV веках служба, совершаемая в этот день, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы Христианства.

Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов.

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV веке. Он совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.

Чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Ежегодно по окончании первой недели Великого поста христиане отмечают праздник Торжество Православия, созданный в память о том дне, когда православная церковь отвоевала право почитания икон и навсегда покончила с ересью иконоборчества. В 2019 году Торжество Православия отмечается 17 марта.

История праздника такова. Основанное на Святом Писании и не подлежащее изменениям учение о почитании икон зародилось вместе с первыми христианами. Оно было неотъемлемой частью служения Богу вплоть до VIII века, пока в Греции не начала своё развитие ересь иконоборчества. Идея о том, что изображения святых отражают идолопоклонничество, быстро разрослась и распространилась по разным странам и заставила Православную Церковь пережить невиданные ранее гонения. В храмах не было икон, а истинно верующие люди отвоевывали право на создание изображений Иисуса Христа и Девы Марии и возможность молиться перед ними. В течение более чем ста лет христиане переживали лишения, мощи святых и иконы изымались и предавались огню. Люди под страхом смерти спасали предметы почитания, пойманных сажали в темницы или казнили.

Особое влияние на установившуюся ситуацию оказывала развернувшаяся гражданская война в Византии. Во время властвования императрицы Ирины на Седьмом Вселенском соборе в 787 году отцами Церкви было установлено решение о восстановлении почитания икон. Противостояние христиан и иконоборцев начало терять силу, но вспышки враждебности все ещё происходили, не давая конфликту сойти на нет. Иконы не вернулись на положенные места, и люди все еще были в страхе.

Изменения возникли только после смерти императора Феофила 20 января 842 года и прихода к власти его жены, святой императрицы Феодоры, которая была истинной христианкой и отрицала иконоборческие взгляды мужа ещё при его жизни. Перед смертью император Феофил отказался от своих убеждений. Верующих освободили из заточения и восстановили в должностях в 843 году, в конце первой недели Великого поста, когда императрица на особенной службе в Софийском соборе объявила иконоборчество ересью и провозгласила возвращение иконопочитания.

Также предание гласит, что святая императрица Феодора во время своего выступления благодарила Бога за то, что он простил ее мужа, который натворил немало бед, пока боролся с неотступными верующими и уничтожал священные изображения. Имя императора Феофила какое-то время числилось в чине анафематствования, но потом пропало. После торжественной части в соборе люди вышли на улицу, держа в руках иконы. Они шли вслед за императрицей, которая провела их по улицам Константинополя. После крестного хода иконы были возвращены на места в храмах и церквях, над воротами городов и дверьми домов.

Приверженцам иконоборчества было сделано предложение принять почитание икон либо оставить служение Церкви. В первый праздник Торжества Православия христиане отмечали не победу над иконоборцами, но победу над ересью, расколом и заблуждениями. Победа дала Церкви право нести людям истинную веру и очищение, наставлять человека на правильный путь и действовать, следуя издревле устоявшимся предписаниям.

С того дня ежегодно проходит богослужение в память о знаменательном дне и святой императрице Феодоре, сыгравшей особую роль в истории праздника Торжество Православия.

Что такое чин Торжества Православия, если не должность?

В то же время Патриархом Мефодием был создан праздничный чин Торжества Православия, который и по сей день служится конце первой недели Великого поста. Это является не особой должностью, а письменным уставом, который имеет определенное значение, связанное с праздником Торжества.

В послании святой императрицы Феодоры прозвучали слова о том, что каждый, кто не признаёт лики святых, должен быть проклят, что послужило возникновению чина анафематствования. Он отлучает от церкви еретиков и врагов и дарит вечную память защитникам православия. Обычай состоит в совершении торжественной процессии с изображениями святых и чтении Синодика, который содержит разнообразные учения, изменяющие понимание православной веры и их анафематствование, а также имена патриархов и императоров-приверженцев православия.

Но разве могут священнослужители проклинать? Следует учесть, что с точки зрения Церкви анафема - это не проклятие, а лишь отлучение от церкви людей, которые могут нарушить единство веры и несут в себе угрозу идеологии. Тем самым верующие ограждают себя от соблазна последовать по неверному пути, оказавшись под влиянием противника православия. Отлученные могут всегда вернуться обратно с помощью чина покаяния.

Чин Торжества Православия появился в России в XI веке и несколько раз претерпевал изменения. Изначально чин имел двадцать анафематствований и имена около четырёх тысяч человек. Были добавлены новые противники церкви и еретики, анафеме предавали также людей за большие государственные преступления. Были внесены имена Е. Пугачёва, И. Мазепы, протопопа Аввакума, монаха Филарета, некоторых декабристов и многих других подчас здравомыслящих людей с отличными от церковных взглядами. Но к 1869 году имена преступников были убраны из перечня.

В список был внесён и знаменитый писатель Л. Н. Толстой за создание собственной протестантской религии. Это было обоснованным и справедливым действием. Спустя сто лет внук Льва Николаевича посылал прошение о снятии анафемы с предка, но получил твердый отказ, потому что писатель даже перед смертью не отступился от своих убеждений против православия, которые были опасны для церкви. Этот случай наглядно показывает, что церковь не имеет власти над человеком и его взглядами, она может только принять и констатировать факт выбора людьми своего духовного пути.

Чин имеет двенадцать анафематствований без имен конкретных людей. На данный момент анафематствования исключены из чина Торжества Православия и звучат только на архиерейских службах.

Анафема: что это, если не проклятие?

Анафема в общем смысле понимается как отлучение от церкви, то есть исключение человека из круга верующих и ограждение его от святых таинств. Она является наивысшим наказанием церкви. Анафему следует отличать от обычного отлучения, когда человека временно не допускают на таинства за греховные свершения, такие, как блуд, воровство, получение должности в церкви с помощью взятки и другие.

Анафема не является проклятьем, как указано в некоторых словарях русского языка. Это закрытие доступа отдельной личности к богослужениям, причащениям. Но подобное вполне возможно и без анафемы. Церковнослужители утверждают, что анафема - это констатация факта, то есть подтверждение того, что человек отошел от пути церкви. Но факт подвергания анафеме не делает человека плохим или хорошим и не должен влиять на восприятие его личности другими людьми, в том числе христианами.

Для многих верующих анафема являлась и является одним из страшнейших наказаний при жизни, поэтому в истории есть случаи, когда предки подвергшихся анафеме ходатайствовали о восстановлении усопшего перед ликом церкви как христианина и получали одобрение.

Богослужение

Субботним вечером начинается праздничное богослужение, перетекающее во всенощное бдение. Чин анафематствования Торжества Православия становится частью литургии и обычно читается в конце. По завершении литургии в центре храма устанавливаются две иконы: Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это два основных символа: человек, точно такой же, как и все остальные, который стал Богом, истребив в себе грех; и человек, который больше всех приблизился к Богу. Изображения святых напоминают о том, что любовь Творца безгранична, что каждый из людей велик и достоин служить Богу, вести праведную жизнь и приблизиться к идеалу.

После установления икон начинаются молебны и читается чин. Создание этого молебна словно провело черту, и завершился определенный этап развития православной церкви. С того момента не произошло новых нападок еретиков, а иконоборчество получило новое развитие в протестантизме. Таким образом церковь полностью обезопасила себя и получила непоколебимое преимущество, введя анафему.

О сути иконы

Икона под названием «Торжество Православия», как и остальные изображения святых, проста и понята, она способна затронуть сердца даже неверующих людей. Иконы отличаются искренностью и благодатью, поэтому трудно предположить, как у вандалов могли подниматься руки на эти чистые образы. Возможно, изображения святых так глубоки и способны повлиять на человека, потому что они пережили кошмары минувших лет. Во всей простоте икон живет божественный и не всегда сразу очевидный смысл, тайная символика. Сейчас она доступна многим, мы все умеем читать и писать, и можем понять приблизительный смысл надписей на иконах. Но раньше иконы были намного более таинственны с той точки зрения, что понять изображенные на них символы могли только самые образованные и просвещенные люди.

Иконоборцы не принимали тот факт, что у Бога может быть обличие, да еще и схожее с человеческим, поэтому были категорически против созданного людьми идола. Иисус явился в образе человека, навсегда запечатлевшегося в памяти и создавшего нерушимый образ. Бог стал будто бы осязаем и понятен. Он стал недопустимо близким для людей. Однако в Библии четко сказано, что создание кумиров неприемлемо, поэтому изображения Христа порицались многими духовными лицами. Правители подключились к их мнению и обязали народ отказаться от икон, угрожая смертью, если приказы не будут исполнены.

Икона «Торжество Православия»

На иконе, состоящей из двух частей, изображены сразу несколько мучеников, что характеризует сложную историю и дух праздника. Это изображение содержит в себе икону Божьей Матери. Ее лик печален, она указывает на Иисуса на своих коленях и уже знает, что с ним произойдет. После долгих лет уничтожения изображений святых икона «Торжество Православия» показывает, что теперь не нужно их прятать, они снова могут быть общепринятым символом веры.

Мученики внизу иконы выглядят так, словно являются одним целым и олицетворяют единство народа, обращенного к иконам. У них одинаковая одежда, бороды и одна цель.

При очень внимательном рассмотрении можно заметить, что присутствуют нестыковки. На иконе изображены люди IX века. Это объясняется тем, что в XV веке произошло большое сокращение территории Византии. Империя претерпевала нападения врагов, таких как мусульмане, которые были очень жадными до икон. Византийцам приходилось просить оружие у соседних стран. Франция дала категорический отказ.

Тогда жителями покинутой и обедневшей Византии было принято решение написать икону в память о былых временах, когда империя была сильна и могущественна. Они возлагали надежду на то, что изображение поможет им поверить в то, что хорошие времена ещё не закончились и Византия имеет власть и достоинство. Поэтому иконописец изобразил людей из того времени. Народ, состоящий из христиан, посвятил себя вере в святой образ. Но империя потерпела поражение. Хоть Византия и была разгромлена, дух верующих людей остался непоколебим.

Икона была написана в Константинополе, на месте которого сейчас расположен Стамбул. Сейчас она хранится в Лондонском музее в Британии.

Смысл Торжество православия для личности

Встав на духовный путь, христианин чувствует суть праздника не только в исторической борьбе суждений, но и в своей личной вере. С первой недели Великого поста начинается испытание силы духа верующего, который ограничивает себя в благах и больше времени уделяет молитвам. Пройдя самый сложный отрезок поста, в церковный праздник можно подвести итог и решить, насколько добросовестно христианин следовал канону. Дойти до конца пути поста, ревностно следуя всем предписаниям, стараясь вести жизнь достойного служителя Бога - и есть настоящее Торжество Православия для личности. Так праздник обретает индивидуальный смысл, отождествляется с опытом человека по собственному духовному воспитанию и становится некоторой опорой, местом, где самое время оглянуться назад и проанализировать свои поступки.

Трудно вообразить весь ужас тяжелого столетия, прожитого христианами без возможности защитить дорогие верующей душе вещи, но празднование победы церкви в войне взглядов и личной победы над слабостями складывается в нечто особенное, объединяющее всех верующих, идущих по истинному пути. Поэтому каждый сам должен понять, что для него Торжество и какую истину стоит из него извлечь.

Смысл этого праздника может быть обобщен до идеи борьбы за победу своей веры, независимо от того, чему она посвящена. Поэтому Торжество Православия почитается и людьми, не имеющими к религии особого отношения.

Торжество Православия для детей

Во что следует посвятить детей в этот праздник? Торжество Православия знаменует окончание самой строгой недели Великого поста. Чтобы выдержать весь пост, необходимо в первую очередь иметь большую уверенность в себе. Для поддержания духа поможет проповедь священника и молитвы. Если верующий ревностно следовал канону, то он обязательно ощутит радость и воодушевление от того, что справился с трудной задачей и укрепил свой дух. Став сильнее, воспитав силу воли, человек совершенствуется и понимает это. Но мало просто вести аскетический образ жизни, нужно избегать конфликтов и дарить близким и родным людям внимание и заботу.

Если для ребенка Торжество Православия станет важным и почитаемым праздником, это будет отличным результатом. В наши дни дети лишены обязательных уроков церковного этикета и изучения Библии, но знать о самом главном необходимо для формирования личности и духовных качеств. Если правильно преподнести подрастающему поколению историю возникновения праздника и его смысл, дети обязательно проникнутся духом Торжества Православия и почувствуют себя его частью. Естественно, это возможно в том случае, если ребенок с малых лет движется по пути духовного совершенствования и привязан к церкви и Богу. Тогда в его сердце зародится его собственное Торжество, а христианские принципы жизни укоренятся в сознании.

Этот праздник нужно прочувствовать как детям, так и взрослым, чтобы ощутить себя приближенными к общей идее и воплотить понимание в молитву. Глубоко верующий человек чувствует себя важной частью мироздания, а его душа находится в гармонии и спокойствии.

Торжество Православия - именно так называется праздник, ознаменовавший собой завершение эпохи Семи Вселенских Соборов и утверждения всех канонов православной веры, установленных на этих Соборах. В первую неделю Великого Поста в 842 году состоялось окончательное восстановление почитания святых икон в Константинополе, с этих пор и совершается чин Торжества Православия в православных церквях во всем мире.

История праздника
Исторически праздник Торжества Православия был установлен после Поместного Константинопольского Собора 842 г., проходившего при императрице Феодоре, вдове последнего императора-иконоборца Феофила. Поместный Собор постановил почитать святые иконы и располагать их дома и в церкви, совершать перед ними молитвы, воздавая славу, но не так, как Богу, а поклоняясь образу, представлять Первообраз.
Иконоборчество было тяжелым испытанием для Православной Церкви Византии. Возникла эта ересь в связи с желанием императора Льва Исаврянина оградить Константинополь от нашествий арабов и изданием указа, запрещающего поклонение святым иконам. Лев Исаврянин хотел расположить к себе арабов, а так как им было противно иконопочитание, они поставили одним из условий заключения мира с Византией отмену почитания икон. Император, грубо вмешавшись в канонические основы веры, положил начало движению иконоборчества, из-за которого погибло и пострадало множество православных иерархов, проповедников, церковных писателей, в том числе и преподобный Иоанн Дамаскин.. Не прекращались гонения и при императорах Константине Копрониме и Льве IV Хазаре. Тем не менее, после смерти мужа, императрица Ирина, супруга Льва, собрала в Никее Вселенский Собор в 787 году. Этот Собор утвердил иконопочитание. После Собора при Льве Армянине и Феофиле продолжались гонения на почитающих святые иконы, окончательно утверждено или подтверждено иконопочитание было уже на Константинопольском Соборе 842 года.

Богослужебный чин Торжества Православия
В неделю Торжества Православия на богослужении звучат молитвословия, прославляющие святые иконы. После Литургии совершается особое молебное пение - богослужебный чин. Чин состоит из молитвословий и возглашений «Вечная память» отцам семи Вселенских Соборов и «Анафема» всем ересям, имевшим место в истории Православия и осужденным Вселенскими Соборами. Богослужебный чин формировался медленно и постепенно, в Византийской Церкви его окончательное формирование относится только к XIV веку.
В Русской Церкви чин Торжества Православия впервые появился в богослужебном Уставе при Феодосии Киево-Печерском в XI веке, а в Москве первое печатное издание чина появилось лишь в 1656 году при патриархе Никоне. При анафематствовании упоминалось несколько тысяч имен государственных преступников и людей, признанных еретиками. Позже имена из последования были убраны, в чине Торжества Православия, напечатанном в 1917 году, остались только двенадцать общих анафематствований ересей без имен.

Богословское значение праздника
В 842 году праздник Торжества Православия был праздником восстановления иконопочитания, но в контексте церковной истории, Никейский Собор, опровергший ересь иконоборчества, и
подтвердивший его Константинопольский Поместный собор стали последними Соборами, знаменующими окончание целой эпохи в жизни Церкви - эпохи формирования догматов вероучения. Поэтому яркое название «Торжество Православия» выражает то значение, которое имеет праздник для Церкви сегодня. Мы вспоминаем все Соборы, которые состоялись в Церкви, анафематствуем все ереси, которым был произнесен приговор на Соборах, и возглашаем «Вечную память» святым отцам Семи Вселенских Соборов, потрудившихся над утверждением истин православной веры.
Восстановление иконопочитания имело огромное богословское значение в жизни Церкви. В церковных песнопениях говорится, что, поклоняясь святым иконам, мы православно почитаем Пресвятую Троицу, Воплощенного Христа, Пресвятую Деву Богородицу, Ангелов и всех святых Церкви Христовой.

Тропарь, глас 2:
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 6:
Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Молитва (Подобны из Постной Триоди на Великой вечерне):
Тя непостижимаго, прежде денницы безначально из Невещественнаго возсиявшаго, безплотнаго же чрева Родителева, пророцы Господи, Твоим Духом вдохновени, прорекоша Отроча быти, из Неискусобрачныя воплощаема, человеком совокупляема, и сущими на земли зрима: имиже яко щедрый просвещения сподоби Твоего, воспевающих неизреченное, и честное Твое Воскресение.
Словом Тя проповедавшии богоглаголивии пророцы, и делы почетшии, безконечную жизнь приплодиша: твари бо Владыко, паче Тебе Содетеля, служити не претерпевше, мира всего евангельски отвратишася, и сообразни быша страсти Твоей, юже провозвестиша: ихже молитвами, сподоби непорочно прейти воздержания поприще, едине Многомилостиве.
Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя Владыко воплощься, изволил еси описоватися: плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси. Темже вид Твой образования описующии любезно целуем, к Твоей любви возвышаеми, и исцелений благодать почерпаем из него, апостольским последующе Божественным преданием.
Пречестное украшение Христова Церковь, честных прият и святых икон, Спаса Христа и Богоматере, и всех святых светлейшее возставление, имже просвещается, и красуется благодатию, и сонмище отлагает еретическое изгонящи: и радующися славит человеколюбца Бога, ея ради претерпевша страсти вольныя.
Благодать возсия истины, прообразумая древле сеновно, ныне явленно скончася: се бо Церковь воплощенным образом Христовым, яко прекрасною утварию облачится, скинии свидения образ пронаписующи, и православную веру содержащи: да егоже почитаем, сего и образ держаще, непрельщаемся, да облекутся в студ сице неверующии: нам бо слава зрак Воплотившагося благочестно покланяемый, не боготворимый. Той облобызающе вернии возопиим: Боже, спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое.

Торжество Православия – так называется первое воскресенье начавшегося Великого поста. Собственно к посту как аскетическому деланию этот праздник отношения не имеет

Именно в первое великопостное воскресение 843 года в Константинополе на созванном царицей Феодорой соборе было восстановлено иконопочитание, объявленное неправославным более чем за век до этого. В 730 году император Лев III Исавр запретил почитать иконы, а Иконоборческий собор 754 года верноподданически объявил иконопочитание идолопоклонством. Произошло это в храме Пресвятой Богородицы в предместье Константинополя Влахерне, где варварски были полностью уничтожены все древние иконы. Волна иконоборческого гнева не остановилась на священных изображениях и скульптурах, но переросла в кровавые гонения на иконопочитателей. Хотя справедливости ради надо сказать, что иконоборцы в этой распре гибли тоже. Более того, считают, что их кровь пролилась первой. Феофан в Хронографии пишет, что когда в 726 году солдаты пошли по указу Льва III снять икону с ворот Халкопартии, разъяренная толпа забила «некоторых из царских людей» до смерти, что и послужило толчком к началу гонений.

Затем несколько раз церковная и императорская власть переходила от иконоборцев к иконопочитателям и обратно. В 786 году иконоборчество было низвержено на Седьмом Вселенском соборе, иконы объявили «напоминательными начертаниями», которым полагается воздавать честь лишь как «о бразам», но противостояние все усиливалось. В 815 году патриарх Феодот подтвердил иконоборческие эдикты, тогда же был разгромлен один из оплотов иконопочитателей Студийский монастырь, вернувшегося из изгнания его настоятеля Феодора Студита заточили в темницу и подвергли пыткам. Конец затянувшейся вражде и положил Собор 843 года, после которого иконоборчество уже не возвысило свой еретический голос.

Торжеством православия этот праздник православные назвали в честь торжества истины над заблуждением

Описанное противостояние оказалось таким продолжительным и упорным, лишь потому что это было столкновение двух «правд» нашей веры. Первой, что «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18) и, следовательно, Он не изобразим. Это утверждение закреплено во второй из десяти заповедей Моисея: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). Второй, что раз Бог пришел видимым во плоти Иисуса, называемого Христом, то люди могут через Его образ (икона в переводе с греческого и есть образ) приобщаться к откровению о спасении и Самом Спасителе. Любая из этих правд, однако, может в жизни раскрываться и как истина, и как заблуждение. Икона может указывать человеку на Бога, Его милость и путь, а может стать идолом – чем-то самодостаточным, источником чудес и кумиром.

Торжеством православия этот праздник православные назвали несомненно не столько в честь победы над врагами-еретиками, сколько в честь торжества истины над заблуждением или, как сказал однажды митрополит Сурожский Антоний «это победа Божия над нами и, через нас». Именно с победой истины веры над всякими ересями и заблуждениями и установился постепенно богослужебный чин праздника, в котором впрочем, кроме объявления торжества православия над разными ересями произносились традиционно анафематствования не только ересиархов, но и тех, кого признавали врагами православной веры без обличения их неправоверия. Так еще в 19 веке в чине Православия Российской церкви упоминалось несколько тысяч «еретиков», в числе которых кроме древних ересиархов Ария, Нестория и Маркиона были признанные врагами Отечества Степан Разин, Григорий Отрепьев, Иван Мазепа. Однако осмысление своей веры заставило православных в 1869 году из списка еретиков убрать всех государственных преступников, а к 1917 году оставить только анафематизмы без называния каких бы то ни было имён.

Икона «Торжество православия»

Все более становится заметно, что Торжество православия, это не утверждение величия одной христианской конфессии над другими или даже христианства над другими религиями, но свобода вобрать дары Божьи через опыт веры церкви и воплотить это в жизни.

XX век заставил христиан всех конфессий взглянуть на всякое инакомыслие и инаковерие в свете не только православия как правоверия-ортодоксии, но и как ортопраксии-правды жизни. «Я вошел в войну с очень резким чувством оттолкновения от инакомыслящих, – говорит в проповеди о Торжестве православия митрополит Антоний. – И когда я встретился с людьми, которые в опасности смерти свою жизнь отдавали для другого, какова бы ни была их вера или неверие, я на них стал смотреть иными глазами. И поэтому я и говорю теперь, что мы должны торжествовать о том, что Бог раскрывает Себя, переливает Себя в душу всех людей, какую-то долю знания».

Православие как полнота жизни в Духе Святом по вере во Христа вновь обращено к древнему пониманию себя, надконфессиональному, выраженному во II веке священномучеником Иринеем Лионским в известной формуле: «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и полнота благодати».

В церкви никогда не может прекратится процесс осмысления того, что в этом мире есть подлинное торжество православия как воплощения христианской евангельской веры, и оно связано не только и не столько с почитанием икон как «напоминательного начертания», сколько с реальностью действия Христа через Свою церковь или иначе с возможностью человека жить по вере вне зависимости от обстоятельств.

В мире христианство остается самой гонимой религией

Один из известных православных богословов, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института священник Георгий Кочетков заметил: «Эпоха образов завершилась вместе с константиновским периодом церковной истории. Торжество Православия теперь должно быть связано с какими-то более экзистенциальными, духовными вещами, когда не образы, а первореальности оказываются в центре нашего внимания, когда не образ Христа, а Сам Христос становится в центре нашей жизни, когда не только образ человека, но его подобие Богу становится на первое место для каждого из нас».

Так в чем же собственно торжество православия, состоятельность христианства в глазах мира как древнего так и нынешнего? Начиная с позорной казни Христа, как бедного бродяги и преступника, заканчивая парадоксальным существованием церкви в истории. Кажется, за две тысячи лет социокультурная жизнь планеты так или иначе оплодотворена христианством, образами и заповедями Евангелия: искусство, наука, политика, экономика, государственное и межгосударственное устройство. Но одновременно в мире христианство остается самой гонимой религией. Все кровавые режимы 20 века В СССР, Германии, Албании, Северной Корее и др. безжалостно истребляли христиан, подтверждая несовместимость зла и несвободы с христианством. Почти все эти режимы сошли со сцены. Но это не подняло престиж и авторитет последователей Христа в XXI веке, церковь была и остается знамением пререкаемым. В год не вообще, а только за свою веру погибает более ста тысяч христиан , то есть примерно один каждые пять минут. На их место приходят другие призванные. Мало мы знаем о преступлениях, несовершенствах, лицемерии, падении самих христиан? Но мы знаем и то, что, придя в мир, зараженный грехом, ложью и смертью, Он пришел к больным, а не здоровым, грешникам, а не праведникам. И до сих пор в нас не разочаровался – такое вот торжество.