Когда бог "не слышит". Почему бог не слышит нашу молитву и не сразу исполняет нашу просьбу

Читая историю Анны в 1-й книге Царств, мы видим, что Бог отвечает на молитвы.

“Возрадовалось сердце моё в Господе;
Вознесся рог мой в Боге моём;
Широко разверзлись уста мои на врагов моих,
Ибо я радуюсь о спасении Твоём.”
1 Царств 2:1.

Эти слова были молитвой Анны в тот день, когда она привела маленького Самуила в храм, чтобы оставить его у священника Илия. Анна просила у Бога сына и обещала посвятить его на служение Богу, если Бог услышит её молитвы. Мы знаем продолжение этой истории – её молитвы были услышаны. Анна радовалась в тот великий день, когда она привела своего сына, чтобы посвятить его Богу, несмотря на то, что ей нелегко было оставить его там. (1 Царств 1:28)

Бог отвечает на молитвы по-Своему.

Я часто размышляю над историей Анны и Самуила. Мне тоже приходилось переживать нужду в своей жизни, и иногда мне чего-то очень сильно хотелось. И выглядело так, что иногда Бог слышал мои молитвы, а иногда нет. И тогда я вспоминала об истории Анны и задумывалась над тем, почему Бог отвечает на одни молитвы и не слышит другие?

В Исаии 55:8-9 написано: “Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших.”

У Бога есть совершенный план для нашей жизни. Он видит всё – с начала и до самого конца. И Он хочет многому научить нас. Мы можем думать, что мы знаем, что является самым лучшим для нас. Например, мне бы хотелось получить эту работу, выйти замуж за этого человека и т.д. Мы можем планировать свою жизнь и думать, что у нас всё под контролем. Однако, как мы видим из написанного в Исаии 55:8-9, мысли Божьи сильно отличаются от наших мыслей. Будучи людьми, мы стремимся к поиску земной выгоды, нашего собственного комфорта. Божьи мысли заключаются в том, чтобы посредством различных жизненных ситуаций преобразовать нас в Божеское естество.

Божий план для моей жизни.

Если нам кажется, что Бог не отвечает на наши молитвы так, как нам хотелось, тогда мы можем использовать эту возможность, чтобы войти в покой. Это подразумевает под собой активную борьбу, потому что тогда я должна отказаться от своей собственной воли и согласиться с планом Божьим для моей жизни. Я могу бороться с такими мыслями, которые говорят мне, что Бог не любит меня, потому что я не получила того, что хотела и о чём просила. Я могу выбрать поверить в написанное в Пс. 138:17-18: “Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка…”

Когда я познаю волю Божью, тогда Его мысли становятся моими мыслями, и Его пути становятся моими путями. Я учусь молиться согласно Его воли для моей жизни.

Утешайся Господом.

Я помню, как услышала слова, написанные в Пс. 36:4: “Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего.” В то время я чувствовала, что в моей жизни чего-то не хватало, и я просила Бога восполнить эту нужду. Однако написанные тут слова побуждают нас научиться находить утешение в Господе. Для этого мы должны отказаться от своей собственной воли и передать всё в руки Божьи. Когда я услышала об этом, я приняла сознательный выбор. Я решила, что независимо от того, как сильно бы мне не хотелось чего-то, я хочу отложить все свои желания и направить всё своё внимание на то, чтобы “утешаться Господом.” Я решила каждый день находить те дела, которые Бог приготовил для меня и бодрствовать, чтобы использовать все эти возможности к тому, чтобы познавать Его. (Пс. 138:16) Я должна работать над тем, чтобы войти в покой в простых повседневных ситуациях жизни, чтобы благословлять других, вместо того, чтобы стремиться к исполнению собственной воли.

Прошло много лет с того времени, когда я приняла это решение. Были времена, когда я ощущала влечение к земным вещам в своём сердце. И в такие времена я обращалась к Богу в своих молитвах. И я ощущала, как меня наполняла радость, даже если у Бога были другие планы для моей жизни. Я уверена в том, что Он слышит меня. И ещё больше я уверена в том, что Он любит меня и внимательно наблюдает за мной. Моё сердце переполняет та радость, которая не зависит от земных благословений. Эта та радость, которую ты получаешь, когда исполняешь волю Божью. Когда я учусь смирять саму себя и позволять Богу руководить собой, тогда я переживаю, что Он даёт мне всё необходимое для того, чтобы быть счастливой, несмотря на обстоятельства. Эту радость я могу пронести с собой на протяжении всего своего жизненного пути.

Я думаю, Анна тоже понимала это. Она получила то, о чём просила, и она была готова отдать своего Сына назад Богу. Это очень важно. Когда Бог благословляет нас, мы должны быть готовы отдать эти дары назад Ему. Он хочет испытать, любим ли мы Его больше, чем что-либо ещё на этой земле. И Он очень заинтересован в том, чтобы благословить тех, чьё сердце вполне предано Ему.

“Предай Господу путь твой,
и уповай на Него,
И Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.”
Пс. 36:5-6.

Здравствуйте!

В Библии, Слове Бога говорится, что молиться следует только Богу. В Псалме 64:3 пишется: «Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть». Когда Иисус был на земле, он всегда молился своему Отцу, а не кому-то другому. Мы должны делать то же самое. Однако все свои молитвы следует произносить во имя Иисуса . Этим мы показываем, что уважаем положение Иисуса и верим в его искупительную жертву. В Иоанна 14:6 Иисус сказал: "… никто не приходит к Отцу иначе, как только через меня".

Молясь, мы должны говорить с Богом от сердца. Мы не должны произносить молитвы наизусть или зачитывать их из молитвенника. Иисус Христос сказал: «И когда молитесь, не повторяйте одно и то же, как люди из других народов, которые думают, что будут услышаны благодаря многословию. Не уподобляйтесь им, потому что Бог, ваш Отец, знает, в чем вы нуждаетесь, ещё до того, как вы попросите Его» (Матфея 6:7,8).

О чём можно молиться? Обо всём, что имеет отношение к дружбе с ним. В Библии, в Филиппийцам 4:6,7 пишется: «Ни о чём не беспокойтесь, но во всём в молитве и мольбе с благодарностью открывайте свои просьбы Богу, и мир Божий, который превосходит всякую мысль, сохранит ваши сердца и умы во Христе Иисусе». Из образцовой молитвы «Отче наш» видно о чём уместно молиться. Следует молиться об освящении имени Бога и о Его намерении. Так же можно попросить о необходимой материальной поддержке, о прощении грехов и о помощи, чтобы устоять в искушении (Матфея 6:9-13).

Согласно Библии, Бог слушает молитвы только праведных людей. Чтобы Бог слушал наши молитвы, мы должны стараться делать всё возможное, чтобы жить по Его законам. В Библии, в Притчах 15:29 говорится:«Бог далёк от нечестивых, а молитву праведных слышит», а в Притчах 28:9 пишется:«Если кто-то отклоняет ухо, чтобы не слышать закона, то даже его молитва - мерзость». Молясь, мы должны быть смиренными. И необходимо работать над тем, о чём мы просим Бога. Так мы подтвердим, что у нас есть вера и что мы действительно говорим то, что думаем. Только тогда Бог будет отвечать на наши молитвы. В Библии, в Евреям 11:6 сказано:«А без веры угодить Богу не возможно, потому что приближающийся к Богу должен верить, что Он есть и что Он вознаграждает тех кто настойчиво ищет Его».

Если у Вас появятся вопросы, обращайтесь в чат, с удовольствием помогу узнать на них ответы из Библии.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ " Здравствуйте! В Библии, Слове Бога говорится, что молиться следует только Богу. В Псалме 64:..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

Дело в том, что это, конечно, не сказано, когда даст. И потом в этом нужно участие и самого болящего. Потому что вот, представьте, некий человек в течение тридцати лет даже не здоровался со своим соседом. Тот говорит «здравствуйте», а он проходит мимо. А потом, когда случилась нужда, он звонит, говорит, не дашь взаймы пятерочку? Ну, извините меня. Ты меня знать не знал. Ты даже ленишься почитать. Ты в церкви никогда не был. А нет… был! Дядюшку своего отпевал. И что ты там делал? Ну со свечкой стоял как столб. А ты же ничего не слышишь, не понимаешь. Узнать этого не хочешь. Тебя что интересует? Чтобы ты был здоровеньким. Ну так нельзя!

Ты почитай Евангелие, там написано. Женщину Он исцелил. Пятнадцать лет страдала. Исцелил другого — 38 лет лежал парализованный. Вот как. Но человек что-то понял очень важное во время своей болезни. // Д. Смирнов


Фото протоиерея Дмитрия Смирнова: kapellan.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ника Кравчук

Почему Бог не слышит мои молитвы?

Часто можно услышать: почему Бог не слышит мои молитвы? Раз так, то я и в церковь ходить не буду, и обращаться к Нему не стану. А еще говорят, что Бог — это любовь и милосердие. Тогда почему Он не исполняет мои прошения? Я очень сильно молилась...

Такие разочарования обычно происходят в двух случаях:

  1. люди пытались молиться формально;
  2. человек просил искренне, но Божья воля была обратной.

Почему Всевышний допускает болезни и смерти?

Перед тем, как рассматривать эти две ситуации, попробуем хотя бы представить, как поступает Господь. Да, действительно, Бог есть безграничные любовь и милосердие. Он видит каждого из нас насквозь, поэтому всегда делает так, как человеку лучше. Кроме этого, Всевышний оценивает все в масштабах вечности и готовит человека к той жизни, в которой не будет ни начала, ни конца.

Все проблемы начинаются с того, что человек ищет своей воли. За словами «Бог не слышит меня» он пытается несознательно замаскировать то, что на самом деле он не слышит Господа.

Бог имеет одну «цель». Он хочет, чтобы люди спаслись и очутились в Царстве Небесном. Если для человека, чтобы попасть в рай, надо в этой жизни помучиться, перенести тяжелейшие болезни и даже умереть в 30 лет, то как в этой ситуации должен поступить Господь?

Дать человеку возможность перенести достойно все свои телесные немощи в этой временной жизни, чтобы потом вечно наслаждаться пребыванием в раю?

Или сделать человека абсолютно здоровым, невзирая на возможные плачевные последствия, когда после излечивания тот может позабыть о Боге, впасть в тяжелейшие грехи — алкоголизм, блуд, растрачивание жизни впустую?

Поверьте, если человек после излечивания сделает выводы и изменит свою жизнь к лучшему, начнет двигаться в сторону спасения, то Господь даст ему шанс пожить.

Поэтому вопрос должен задаваться не как «почему Бог не слышит мои молитвы?», а как «почему я не ищу волю Божью, если она для меня — благо?»

Это относится не только к проблемам жизни-смерти, а и выбора профессии, мирского или монашеского пути и т. д. Пока вам только кажется, что так или иначе будет лучше, Господь знает наверняка.

Вспомните, как в детстве с вами поступали родители. Они любили вас безгранично, души не чаяли. Но все ли ваши капризы они исполняли? Правильно, только то, что вам точно было нужно, а не десятый килограмм шоколадных конфет или тридцатая кукла/машинка в коллекцию.

Бог не слышит меня, или Я прошу о душевредной ерунде

А теперь давайте посмотрим на наше поведение. Мы часто слышим евангельские слова «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Эти строки мы оцениваем как непосредственное руководство к действию. Но просить можно о разном: о даровании любви и смирения, молитвенного настроя, о пребывании с Богом и достойной подготовке к райской жизни.

Но можно молиться и о новой машине, дорогой шубе, поступлении детей в самые престижные университеты (чтобы потом похвастаться перед всеми, какие мы молодцы), путевке на роскошные курорты. Можно молиться и о благополучии семьи: чтобы муж нашел хорошую работу, дети удачно женились, сын завязал с разгульным образом жизни и пришел к Богу.

Все эти прошения требуют индивидуального рассмотрения и фильтрации на «полезные» и «душепагубные». Когда в следующий раз станете задаваться вопросом «Почему Бог не слышит мои молитвы?», подумайте, спасительным ли для вас будет исполнение таких прошений.

Кроме того, мы забываем еще об одном важном нюансе — благодарственной молитве. Вот привыкли всегда просить: Боже, сделай то, устрой то. Иногда нужно хоть несколько минуток тишины и чистосердечного обращения к Богу с благодарностью.

Кстати, об искренности обращения. Вторая распространенная ошибка по поводу того, что «Бог не слышит меня», как раз и связана с тем, насколько мы верим и как сильно надеемся на то, что нас услышат.

Мне нравится такой пример о том, как надо обращаться к Богу в, казалось бы, совсем безнадежной ситуации.

Представьте себе, что человека ведут на казнь, все очень плохо. Но он проходит мимо правителя и изо всех сил обращается к нему с безграничным упованием на то, что никто, кроме этого человека, помочь не может. Но последнему возможно все. В этом обращении будут вопль израненной души, последние надежды и вера в то, что все обязательно решится.

Вот как нужно молиться. Разве такое прошение можется остаться незамеченным?

А как поступаем мы? Как говорит один священник, занимаемся «губошлепанием». Рассеянно проговорили, текст молитв механически прочитали, но не прониклись. Чтобы Бог услышал, необязательно обращаться вслух. Главный орган — наше сердце. Им и надо молиться.

Кроме того, никогда не стоит разочаровываться и задавать ропотные вопросы в стиле «почему Бог не слышит мои молитвы и посылает так много испытаний».

Во-первых, Господь точно все слышит. Бог всегда поступает так, как будет человеку полезно и спасительно. Даже если кажется, что это превращает земную жизнь в ад. Но что такое 30-70 лет по сравнению с вечностью?

Во-вторых, обращаемся ли мы к нему искренне, или занимаемся «губошлепанием»? Пусть каждый задаст себе несколько ключевых вопросов, это поможет обрести уверенность в том, что Господь все слышит, и посылает нам только душеполезное. Необходимо научиться Ему доверять и во всем полагаться на Его волю.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что нам мешает быть с Богом». Она сложилась из приходских бесед, которые священник, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», вел на протяжении нескольких лет. Представляем вашему вниманию главу из книги.

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Порой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.