Народное лечение. Система врачевания авиценны

Собранные в книгу сведения фрагментарны: в каких-то регионах Востока (Монголия, Бурятия, Узбекистан, Татарстан, Болгария, которую я тоже условно отношу к Востоку, поскольку полученная там информация происходит из Турции, Греция, Византия) мне довелось побывать лично и пообщаться с деятелями древней медицинской культуры, с некоторыми собеседниками из Китая, Тайваня, Кореи я встречался на других территориях. Не стоит также искать полноты в рецептах, помогающих излечивать недуги. Приведены лишь те из них, которые мне передали носители этих знаний.

Информация, содержащаяся в моих заметках, носит исключительно практический характер. Я не пытаюсь подобно другим ученым авторам объяснить, к примеру, основы рефлексотерапии. Но привожу простейшие рекомендации: массирование каких точек в каких случаях поможет избавиться от самых распространенных недугов.

Рецепты восточных медиков, как правило, принимались мной на веру: просто не было физической возможности все проверить на себе и близких. В тех случаях, когда такие проверки проводились, я специально это оговариваю. Но, полагаю, верить приводимым мною в книге сведениям можно: все мои собеседники – люди с солидным опытом практической работы в медицине или целительстве. Кроме того, большинство заметок опубликовано в периодической печати и имело немало откликов от читателей, сумевших воспользоваться приведенными мной рецептами.

Помимо сведений из восточной медицины накопилось много информации об альтернативных методах оздоровления и лечения, имеющих практическую ценность. Я выделил ее в отдельную часть книги. В книге приведены также конкретные рецепты лечения заболеваний народными методами для удобства читателей, расположенных в алфавитном порядке.

В заключение хочу поблагодарить всех моих собеседников, бескорыстно делившихся знаниями со мной и читателями. Особая благодарность – профессору Ивану Павловичу Неумывакину, главному врачу тибетской клиники «Наран» в Москве, Светлане Галсановне Чойжинимаевой и сотруднику Бухарского мединститута Иному Джураевичу Кароматову, посвятившим долгие часы полезным и интересным беседам со мной о восточной медицине.

Ближний Восток и Средняя Азия

Древний рецептурник Авиценны

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает об этом человеке что-либо конкретное. Средневековый арабский мыслитель. Философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверка и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжается и сегодня.

Затем принялись за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян. Их приходится восстанавливать, используя контекст или общее понимание тех качеств, которые требуются для достижения нужного эффекта.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая.

Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек. Рецептура Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты (все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке или магазине). Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с бо́льшим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.

Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита. Рецептура Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

Абу Али ибн Сина или Авиценна оставил потомкам около 30 трудов по медицине, дошедших до наших дней. В этой статье мы приводим рецепт долголетия из лечебника этого персидского врача.

Главным делом своей жизни Авиценна считал искусство сохранения здоровья, что является залогом долголетия. Причем, оно не является искусством, предотвращающим смерть, избавляющим тело от внешних бедствий или гарантирующим телу очень долгую жизнь.

Задача этого искусства гораздо скромнее, но при этом чрезвычайно важна - обеспечивать предохранение от порчи влаги, содержащейся внутри организма.

До наступления естественной смерти, по мнению Авиценны, это средство сохранения человеческого тела для его долголетия. Оно поручено двум силам: естественной, питающей и обеспечивающей замену того, чего исчезает из тела, и силе, заставляющей биться пульс.

Эта задача достигается соблюдением трех режимов:

заменой исчезающей из тела влаги;

предотвращением причин, вызывающих и ускоряющих высыхание тела;

предохранением имеющейся в организме влаги от загнивания.

Главное в искусстве сохранения здоровья и обретения долголетия - уравновесить семь факторов:

1. натуру (то есть гармония тела, а именно содержание темперамента человека в равновесии);

2. физическое и душевное движение (то есть сон и бодрствование). Ибн Сина говорит: «Тело, находящееся в движении, не нуждается в лечении»;

3. выбор питья и пищи - по-моему, даже расшифровывать не надо: «Человек есть то, что он ест!»;

4. очистку тела от излишков (то есть очищение организма от шлаков указывается, как необходимая потребность сохранения здоровья);

5. сохранение правильного телосложения. Содержание тела в нормальном весе отмечается как важный фактор здоровья и критикуется как излишняя полнота, так и излишняя худощавость;

6. улучшение вдыхаемого через нос воздуха. Одним из главных условий здоровья человека, как указывает великий ученый, является окружающая среда, в первую очередь чистота воздуха, которым мы дышим;

7. приспособление одежды к потребностям тела. Соблюдение порядка и правил ношения адекватной погоде одежды указано в числе важных требований сохранения здоровья человека. Ученый указывает на необходимость выбора одежды в соответствии с требованиями времен года.

Интересен оригинальный подход великого мыслителя по видоизменениям биологических процессов, происходящих в организме при старении:

«…с самого начала мы (организм) представляем собой крайнюю влажность. Усыхание, которое происходит в нашем теле, есть необходимость, которой нельзя избежать. Когда завершается высыхание прирожденной влаги, то угасает прирожденная теплота - тело стариков холодное и в то же время и более сухое».

Это подтверждается многочисленными исследованиями геронтологов: в стареющем организме происходят процессы дегидратации в связи со значительным уменьшением воды в костной ткани и коже. То есть долголетие зависит от воды в нашем организме.

Ученый придавал огромное значение здоровому образу жизни в защите и укреплении здоровья. Абу Али ибн Сина считал, что охрана здоровья равнозначно искусству жизни.

Авиценна в вопросах воспитания здорового образа жизни особо отмечает закаливание, обучение физическим упражнениям. Ученый отмечает наличие своеобразных упражнений для каждой части тела. Ибн Сина создал теорию физического воспитания, свой особый кодекс основ физической культуры, свод законов физических упражнений для поддержания здорового духа и тела.

Ибн Сина говорит не только о физическом воспитании детей, но и о полезности физических упражнений для людей зрелого и пожилого возраста для их долголетия. Такие вопросы, как различные виды физических упражнений, воздействие бани на тело, необходимость использования массажа были отмечены ученым как факторы защиты здоровья и долголетия.

Таким образом, Ибн Сина дает следующий рецепт долголетия: главными факторами долголетия являются режим питания, содержание массы тела в норме, влияние окружающей среды, то есть экологические обстоятельства, культуру одежды, гимнастику и физическое воспитание.

Важнейшими требованиями для охраны здоровья ученый считает занятие физическими упражнениями, соблюдение режима питания и сна. Эти три основных элемента сохранения здоровья человека - физические упражнения, питание и сон, и по сегодняшний день не утратили свою актуальность.

Попробуйте, именно эти советы помогут вам прожить счастливую долголетнюю жизнь.

Это имя наверняка слышал каждый. Но мало кто знает о нем что-либо конкретное. Ну, средневековый арабский мыслитель. Ну, философ, врач, музыкант. Так ведь тогда все выдающиеся люди были энциклопедистами.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении — Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.

Между тем он и сегодня современен. И мы вместо того, чтоб по любому поводу хватать таблетку, можем воспользоваться мудростью арабского гения. Надо лишь научиться его понимать.

Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты — отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами. А поскольку многие знания той эпохи утрачены, проверки и поиск соответствия прежних названий компонентов нынешним продолжаются и сегодня.

«Канон врачебной науки», переведенный с арабского на русский узбекскими специалистами, попал в мои руки много лет назад. Год ушел только на то, чтобы я привыкла к тем понятиям, которые использует автор. Мне помогли занятия эфирными маслами и лечебными травами: многие из них, в том числе редкие, использовал Авиценна.

Затем я принялась за решение задач «перевода» его рецептов на язык современной фитотерапии. Это не всегда легко: порой смысл некоторых названий утерян.

К примеру, во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обращаюсь к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Я уже понимаю, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, мне нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая. Подыскав такую замену, я могу «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, и желчного пузыря, обладающий стопроцентной эффективностью.

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны -тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты. Все эти растения, как правило, имеются на дачном участке, недостающие можно найти в аптеке. Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10-15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом.

Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.

Исследуя на практике рецепты Авиценны, я убедилась, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.

Так, к примеру, я настороженно отношусь к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава - чисто женская, мужчинам не следует ее употреблять дольше чем две недели: может возникнуть импотенция.

Очень распространенная болезнь — (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, — четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и одну каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда — получается паста, которую следует хранить в холодильнике. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса — в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему, он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3-4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.

Летом 2001 года в Крыму стояла небывалая жара, морская вода разогрелась до 27 градусов. В такой воде инфекция поражает почти всех ныряльщиков. Вот и разразилась буквально эпидемия отита. В Судаке очередь к лору тянулась за пределы поликлиники. Тогда-то мне и довелось испытать рецепт Авиценны и убедиться в его преимуществах.

Средневековый медик не скрыл от нас, как успешно и двенадцатиперстной кишки. Берут корки сладкого граната (зерна имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). орки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ размельчают в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50-60 градусов, в соотношении 1:10 и две недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 граммов натощак и еще дважды в день перед едой.

Длительность лечения зависит от величины (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной — сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления).

Замена этого рецепта: долгое, упорное жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

На этих нескольких примерах мне, надеюсь, удалось показать, что рецепты Авиценны не теряют актуальности и сегодня. Остается лишь сожалеть, что неприятие учения гениального медика католической инквизицией привело в середине XVII века к полному отказу европейской медицины от наследия Авиценны и забвению многих его трудов.

Абу Али ибн Сина (в латинском произношении – Авиценна) в период арабского Возрождения продолжал традиции Аристотеля и неоплатоников, оставил потомкам около 50 трудов по медицине, 30 из которых дошли до наших дней. Среди них «Канон врачебной науки», вплоть до XVII века бывший для европейских врачей главным медицинским пособием. А потом Авиценна на долгие века был забыт. Вернее, имя осталось, но из врачебного арсенала рецепты Авиценны исчезли.
Между тем он и сегодня современен. И мы – вместо того чтобы по любому поводу хватать таблетку – можем воспользоваться рецептами Авиценны. Тысячу лет назад, когда жил и творил Авиценна, в состав лекарств не включалась мертвая материя в виде химических добавок. Те тысячи рецептов, что оставил нам арабский врач, содержат только естественные компоненты растительного, животного и минерального происхождения. Эти рецепты – отнюдь не отвлеченные умственные построения, они проверялись лично Авиценной и другими известными врачами.
Во многих рецептах Авиценны используется понятие пулегиевая мята. Что это такое? Обратимся к первой книге «Канона», где даны все разновидности мяты. В частности, в разделе «Фуданадж» указано, что мята пулегиевая состоит из разреженного вещества, гонит пот, сушит и сильно согревает. Уже понятно, что речь идет о расширении сосудов. Сумма всех упомянутых свойств может быть найдена среди известных идентичных растений. Конкретно, нам нужна мята с высоким содержанием ментола. Или котовник, совместно с мелиссой (лимонной мятой) заведомо перекрывающие те свойства, которыми может отличаться мята, в том числе и пулегиевая. Подыскав такую замену, можно «осовременить», допустим, важнейший рецепт Авиценны по выведению камней из почек, обладающий стопроцентной эффективностью.

Как вывести камни из почек? Рецепт Авиценны

Берут одну часть цветков лаванды, две части горного чабреца (у Авиценны – тимьяна), две части листьев и ягод земляники, одну часть мелиссы, две части котовника и две части мяты. Все это смешивается, чайная ложка растительной смеси заливается стаканом кипятка и настаивается 10–15 минут. Настой пьют как чай. Чабрец и земляника дробят камни, превращая их в песок, но не гонят по выводящим путям, лаванда снимает воспаление, а мята, мелисса и котовник гонят образующуюся слизь низом. Настой пьют, все время просматривая утреннюю мочу: уже через неделю после начала приема она становится мутной (идет слизь), потом появляются песчинки. Лечение продолжать от двух месяцев до года, пока моча не станет прозрачной. Огромное преимущество этого метода состоит в том, что камень не пойдет через протоки, вызывая мучительные боли.
Изучая на практике рецепты Авиценны, исследователи убедились, что они очень сильные, рассчитаны на пациентов с большим запасом здоровья, чем у нынешних людей. Видимо, тысячу лет назад иммунитет был сильней, и человек отменно реагировал на активные воздействия препаратов. Мы же должны делать поправку на изменившуюся экологическую обстановку и большую уязвимость нашего организма.
Так, к примеру, следует настороженно относиться к рекомендации лечения мужчин зверобоем. Эта весьма популярная трава – чисто женская, мужчинам не стоит ее употреблять дольше, чем две недели: может возникнуть импотенция. А мы привыкли считать, что все травы оказывают лишь слабое, едва заметное воздействие на организм.
Очень распространенная болезнь – отит (воспаление среднего уха). Она доставляет много неприятностей острой болью, возможными осложнениями. Часто от отита врачи назначают антибиотики. Между тем Авиценна учит, как легко и безвредно расправиться с этим заболеванием.

Как избавиться от отита? Рецепт Авиценны

Берут миндаль. Если горький, дикорастущий, достаточно двух ядер, если сладкий, четыре ядра. Они дробятся в ступке. Добавляют щепотку цейлонской или китайской корицы, щепотку соды и 1 каплю эфирного розового масла. Все это связывают половиной чайной ложки густого меда – получается паста, которую следует хранить в холоде. На кусочек пасты размером с горошину капают каплю уксуса – в присутствии соды возникает шипение. Реакция соды с уксусом позволяет миндалю выделять фитонциды, благодаря чему он оказывается в наиболее активной фазе. В этом состоянии впрок препарат не запасешь: реакцию приходится повторять перед каждым новым употреблением. Шипящую «горошину» закладывают в больное ухо, затыкают ваткой и держат в течение часа. 3–4 таких процедуры в день в течение нескольких дней приведут к полному выздоровлению. Причем боль в ухе снимается уже со второго раза.
В «Каноне» имеются три рецепта лечения воспаления уха. Выбраны те элементы, которые повторяются во всех трех: миндаль, сода, мед. И главный принцип: сода с уксусом уравновешивают друг друга. Из первого рецепта взято розовое масло, из третьего – китайская корица. Благодаря чему удалось обойти гальбан, растущий только в Африке. Шафран, упоминаемый Авиценной, заменен корицей. Негде ныне достать мирру, неприемлем в качестве снотворного мак, являющийся наркотиком.

Настой на корках граната от язвы желудка. Рецепт Авиценны

Авиценна подарил нам рецепт избавления от язвы желудка. Берут корки сладкого граната (зерна сладкого граната имеют темно-бордовый цвет) и корки кислого граната (светло-розовые зерна). Корки граната можно заменить кипарисовыми шишками. Любое из выбранных веществ удобно размельчить в кофемолке или с помощью мясорубки. Заливают это красным вином, подогретым до 50–60 С, в соотношении 1:10 и 2 недели настаивают в плотно закрытом сосуде в теплом месте без доступа света. Затем мякоть отделяют, вино процеживают и пьют по 30 г натощак и еще дважды в день перед едой. Длительность лечения зависит от величины язвы (язва диаметром с копеечную монету затягивается в течение месяца). При повышенной кислотности вино должно быть десертным, при пониженной – сухим. Исцеление пройдет быстрей, если вино не содержит консерванта, добавляемого для лучшей сохранности напитка (такое вино можно приобрести в разгар сезона в винодельческих районах или воспользоваться вином домашнего приготовления). Замена этого рецепта: долгое жевание кипарисовой шишки, вплоть до зарубцовывания язвы.

Рецепты Авиценны для лечения кашля

"...Одно из таких средств - держать под языком орешек из мирры или майи, приготовленный с медом, или принять ложку гущи китрана или смолы терпентинового дерева с медом. Или пьют бальзамовое масло с сагапеном - до одного мискала, и серу с яйцами всмятку, а также употребляют лекарства для лизания из горячих слизей, вику чечевицеобразную с медом или сгущенный сок сладкого граната, в который положен мед".

Для втирания в грудь употребляют, например, масло касатика или масло нарцисса с красным воском или трагакант; полезен также медовый джуланджубин с соком инжира и изюмом, солодковый корень, венерин волос и миндальное масло, в котором растворили один мискал куфи (куфи - битум).

Приносит пользу отвар иссопа и копытня с инжиром и другие лекарства. Что же касается горячего кашля (кашля, возникшего от острого воспаления дыхательных путей), то его лечат известными угашающими средствами: выжатыми соками и маслами в виде мазей и втираний...

"...Полезно также лекарство для лизания из снотворного мака; вот его пропись: берут пятнадцать маковых коробочек, не очень свежих, и мочат в воде из ручья или в дождевой воде - дождевая вода лучше - один день и одну ночь. Затем зернышки разваривают путем кипячения, процеживают отвар, добавляют часть процеженного отвара полчасти меда или сахара и сгущают его в лекарство для лизания. Принимают ложку утром и ложку вечером.

Помогает таким больным ячменная вода с кордией, фиалковое питье, фиалки в виде варенья, холодный отвар иссопа, особенно когда болезнь созрела или в конце заболевания, и сок граната, в который кладут сахар - леденец или тростниковый сахар.

Свежих роз - 8 частей, орешков пинии - одну, смолы терпентинового дерева - одну, изюма - четыре, меду - сколько нужно (чтобы сгустить состав) и изготавливают из этого лекарство для лизания.

Мясистых фиников пять частей, солодки - 8 частей, шафрана и перца - каждого по 2 части, вики чечевицеобразной - 20 частей и замешивают с медом, с которого сняли пену.

Или берут шафрана, сумбула ароматного и перца - каждого по 1 части, шандры и иссопа - каждого по 3 части, мирры и солодки - каждого по 2 части. Все это замешивают с очищенным медом.

При хроническом кашле дают китран с медом в виде лекарства для лизания. Или дают поджаренное с медом льняное семя, одно или с перцем - на каждые 10 частей кладут 1 часть перца, - или же с мятой, или горчицу с горьким миндалем, а также митридат...

"...Иногда пилюли (от кашля) изготавливают следующим образом: крахмал, трагакант и густосваренный сок солодки превращают в пилюли, добавляя выжатого сока латука.

Сюда же относятся пилюли против холодного кашля (кашель, в основе которого лежат не воспалительные явления), которые приготавляют из густосваренного сока солодки, очищенных фиников, сердцевины зерен пшеницы, шафрана, трагаканта, орешков пинии, семян хлопчатника, семян мирта и семян снотворного мака с кожурой..."

Рецепт Авиценны закладки здоровья новорожденного

После рождения ребенка пуповина перерезается и перевязывается чистой шерстью. Для укрепления кожного покрова тело ребенка обливается слегка подсоленной водой. Прежде чем его пеленать, следует легонько прикоснуться к телу ребенка кончиками пальцев и слегка его помять. Кладут младенца спать в комнату, в которой умеренная температура воздуха. Летом младенца купают умеренно теплой водой, зимой – умеренно горячей. Лучше всего начинать купанье после продолжительного сна.
Пусть сначала, неделю-другую, ребенка кормит грудью не мать, но кормилица, пока у матери не уравновесится натура после родов. Кормящая мать или другая женщина не должна, по убеждению Авиценны, поддаваться таким душевным реакциям, как гнев, печаль, страх, чтобы младенец не впитал с молоком портящую натуру информацию. Для укрепления натуры ребенка очень хороши легкое покачивание, музыка, пение. Желательно, чтобы мать чаще пела (независимо от ее умения и оценки качества этого пения ею самой и окружающими): материнское пение в любом случае целебно для натуры ребенка.
Вскармливать ребенка грудью следует два года.
Маленького человечка следует всеми возможными способами предохранять от сильного гнева, испуга, печали и бессонницы. Необходимо давать ему то, что он хочет, и отстранять от него то, что он не любит.

По достижении ребенком шестилетнего возраста нужно передать его воспитателю и учить. Обучение должно протекать постепенно, ни в коем случае нельзя сразу же привязывать ребенка к книге. В период между детством и юношеством нежелательны упражнения, требующие силы, – лучше ограничиться умеренными упражнениями. Для сохранения здоровья взрослых главное – режим занятий физическими упражнениями, а уже потом – режим питания и сна.
Упражнения должны соответствовать каждому человеку. Например, качание на качелях подходит для лиц, ослабевших от лихорадки и для тех, кому трудно двигаться, полезно при последствиях болезней головы вроде рассеянного внимания и забывчивости. Упражнения для зрения выполняются путем пристального всматривания в мелкие предметы с последующим переводом взгляда на возвышенности и отдаленные предметы. Упражнения для груди и дыхательных органов выполняются путем чередования низкого, среднего и высокого голоса.
Желательно, чтобы выполняющий упражнения предохранял свои слабые органы от напряженного движения. Заниматься физическими упражнениями лучше на сытый желудок, лучшая пора для таких занятий – состояние уравновешенности. Однако перед занятиями следует освободить кишечник и мочевой пузырь, растереть тело грубой натуральной тканью. Натираются ореховым маслом и делают не слишком сильный массаж. Только после этого приступают к выполнению упражнений. Если по мере занятий выступающий пот стекает каплями, упражнения следует прекратить.
Здоровое питание заключается в соблюдении режима и употребления в пищу мяса козленка, теленка, барашка, очищенной пшеницы, собранной со здорового поля, хорошего душистого вина. К наиболее подходящим для питания фруктам относят очень спелый инжир, виноград и финики. Есть следует только с аппетитом и не сдерживать его, когда он разгорается. При еде досыта лучше принимать пищу 1–2 раза в день. Если случилось переедание, на следующий день лучше оставаться голодным и долго спать или долго и медленно ходить.
Если после еды не уменьшается частота пульса и не укорачивается дыхание, количество съеденной пищи можно считать умеренным. После употребления твердой нужно воздерживаться от жидкой и быстро усвояемой пищи (к примеру, после мяса нельзя есть фрукты). К числу самых вредных привычек относится употребление вина после еды: оно усваивается быстрее, а пища проскальзывает, не переварившись. Не рекомендуется искать разнообразия в еде, хотя она обязательно должна быть вкусной.
Пожилому человеку надо уменьшать количество еды.
Сразу после физических упражнений и после бани на пустой желудок нельзя пить воду. Причем пить следует не спеша, глотками, при сильной жажде – из кувшина с узким горлышком. Для уравновешенных натур лучшая для питья вода – умеренно прохладная или же охлажденная льдом извне.
Вино лучше пить маленькими рюмками. Если во время еды – 2–3 рюмки, не больше. Вино – прекрасное средство, побуждающее пищу проникать во все части тела. Белое и легкое вино подходит для людей с горячей натурой. Сладкое и густое – для тех, кто хочет поправиться и окрепнуть. Старое красное вино – для лиц с холодной и слизистой натурой. Молодым людям лучше пить старое вино, разбавленное по вкусу гранатовым соком и холодной водой.
Самый лучший сон – глубокий, приходящий после опускания пищи в желудок. Вредно засыпать как на пустой, так и на переполненный желудок. Дневной сон нежелателен: он портит цвет кожи, ослабляет нервы, снижает аппетит, делает человека ленивым, вялым, порождает болезни.
Сон на животе способствует хорошему пищеварению. Сон на спине может вызвать ночные кошмары и привести к параличу. Лучше всего, если сон начинается с лежания на правом боку, затем на левом.

Рецепты Авиценны от болей в костях и суставах

Прежде всего, боли следует разделить на хронические и острые. Первые не очень сильны, длительны, к ним, как правило, человек привыкает и даже не всегда активизируется на борьбу, что очень неправильно: продолжаясь долгое время, такие боли могут привести к деформациям суставов. Второй тип болей связан с покраснением суставов, местным повышением температуры, боль может пульсировать, ее трудно терпеть, и обычно больной готов на что угодно – лишь бы облегчить страдания.
Что делать, если хрустят пальцы. Если наблюдаются боли в мелких суставах или даже болей как таковых еще нет, но хрустят пальцы (верный признак приближения суставных болей), вам поможет сгущенный сок листьев ивы. В летний период (для средних широт с мая по август) отыщите дерево плакучей ивы и позаимствуйте у него охапку свежих зеленых листьев. Срывать их следует утром, при этом старайтесь брать преимущественно молоденькие листочки. Дома отожмите через соковыжималку сок из ивовых листьев. 20 г сока (это примерно десятая часть стандартного стакана) оставьте в теплом месте, пока не испарится две трети объема. Останется примерно 6 г сгущенного сока – это чуть больше чайной ложки. Сок ивы очень горек, поэтому добавьте в него по вкусу мед или сахар. Ежедневный прием чайной ложки сгущенного сока ивы продолжайте 10 дней, после перерыва такой же длительности лечение можно повторить, после второго такого же перерыва принимайте еще 10 дней.

Рецепт Авиценны от парадонтоза

1 кг синих баклажан порезать кружочками и три дня вымачивать в холодной воде (ежедневно ее меняя). Потом баклажаны отжать и залить раствором соли - 2 кг на 2 литра воды - поставить сверху пресс. Если раствор не покроет все баклажаны - долить воды. Через 10 дней баклажаны хорошо промыть проточной водой, отжать. нанизать на нитку и высушить над плитой. Высушенные кружочки сжигаем. положив на металлический противень. Дробим. Этим порошком чистить зубы, исчезнет желтый налет, эмаль станет белой. Для лечения пародонтоза нужно накладывать порошок на десны несколько дней подряд 2-3 раза в день на 5-7 минут, затем сполоснуть рот теплой водой. Когда десны перестанут кровоточить, еще 10 дней чистить этим порошком зубы утром и вечером. При зубной боли можно прикладывать порошок к деснам на 5-7 минут, потом прополоскать рот. Если сделать это два-три раза с промежутком в два часа, боль пройдет.

Рецепт Авиценны для лечения глазных болезней

Для лечения глазных болезней Авиценна рекомендовал варить сок чистотела с медом (в соотношении 1:1) на слабом огне, пока не прекратится выделение пены и сок не станет похожим на мед. Этой жидкостью Авиценна рекомендовал смазывать глаза от бельма и трахомы.

Рецепты Авиценны от импотенции

Авиценна пишет об анисе : «Он усиливает отделение мочи и белей, очищает матку от жидких белых истечений, побуждает к соитию». Авиценна указывает точную меру: полная доза на один раз отдельно, то есть без добавления других лекарств, полдирхама – это 1,5 грамма истолченных семян аниса.

Авиценна упоминает в своих трактатах пажитник . У пажитника, относящегося к семейству бобовых, созревшие семена черного цвета, плоские. Их отваривают в меду, сушат и толкут в порошок. Принимают на кончике перочинного ножа, запивая водным настоем семян спаржи. Эти круглые красные шарики семянок, взятые после увядания травы, мельчат, заваривают из расчета 12 – 15 штук на стакан кипятка, оставляют настаиваться на ночь. Пьют по четверти стакана 3 – 4 раза в день. Кстати, семена спаржи и поныне используются в гомеопатии от импотенции. Авиценна использовал пажитник в разных сочетаниях. Вот одно из них: «К числу превосходных лекарств, не отличающихся сильной, чрезмерной теплотой, принадлежит и следующее: берут пажитник и финики и варят то и другое, пока состав не поспеет, затем берут финики, вынимают из них косточки, сушат их, толкут и замешивают на меду. За один раз принимают примерно джиллавзу и запивают набизом». Набиз – алкогольный напиток, его можно заменить в наших условиях коньяком в количестве одной столовой ложки. Джиллавза – мера веса, равная 4,25 грамма.

В русской народной медицине часто используется водный настой корневищ аира при ослабленной половой деятельности. У Авиценны тоже говорится об этом: «Аир увеличивает похоть и возбуждает страсть».

Клубни любки двулистной и зеленоцветной , ятрышника мужского и других его видов издавна применялись при импотенции. На Украине любку до сих пор называют «люби мене, не покинь». Ценятся ятрышники и в народной медицине Беларуси. У Авиценны отмечено это же качество: «Ятрышник возбуждает похоть и способствует соитию, особенно если принимать с вином».

О крапиве у Авиценны говорится: «Крапива возбуждает похоть, особенно – ее семя с уваренным вином, и раскрывает устье матки, так что она принимает мужское семя. Такое же действие оказывает крапива, если ее есть с луком и яйцами». Тут невольно задумаешься над тем, почему некоторые травники дают мужу и жене пить отвар семян крапивы на портвейне. Мне попадался в руки такой рецепт: 5 столовых ложек семян варить 5 минут в 0,5 литра вина, принимать по 50 мл перед сном. Портвейн должен быть виноградным, а не каким-нибудь суррогатом.

Копытень если «растолочь, смешать со свежим молоком и смазать в паху, то усилит половую потенцию и укрепит половой член». Авиценна указывал на то, что копытень при приеме внутрь увеличивает количество мужского семени.

Орешки пинии Авиценна вводил в состав многих сложных лекарств от полового бессилия, применял их и в отдельности: «Они сильно увеличивают половое влечение и количество семени, если есть с кунжутом, с леденцом, с медом и с патокой». Пиния – это вид сосны, растущей в Средиземноморье. Ее семена крупнее и вкуснее, чем у сосны сибирской – кедра. Однако есть у Авиценны намек и на более мелкие кедровые орешки : «Что касается мелких, то это треугольные орешки с более плотной кожурой и более острой на вкус сердцевиной, в которой есть едкость и терпкость. Мелкие орешки более подходят на лекарственное средство…»

Действительно, орехи кедра не столько лакомство, сколько лекарство. Это известно с глубокой древности. В XVIII веке академик П. С. Паллас, побывавший с экспедицией в Сибири, отметил, что кедровые орехи восстанавливают мужскую силу, возвращают человеку молодость. Наиболее популярно молоко, приготовляемое из ядрышек кедровника: их растирают, постепенно приливая воду. Образуется ароматная белая эмульсия, в самом деле очень похожая на молоко, ощутимо поднимающая тонус, вызывающая прилив сил и бодрости. Можно пить по 2 – 3 чайные чашки в день...

Авиценна о здоровье и болезни

Ибн-Сина (Авиценна) своим основным терапевтическим принципом сделал лечение противоположным: «когда понято качество болезни, нужно выбрать лекарство с противоположным качеством, ибо болезнь лечится противодействием... Если болезнь холодна (в современном представлении – хронически протекающая, когда защитные механизмы, резервные возможности организма уже сильно нарушены и извращены), то нужно назначать «горячие» лекарства»...>>

Авиценна (Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, 980-1037 гг.) - великий ученый, математик, философ, врач и поэт, родился неподалеку от Бухары, в десять лет уже знал наизусть Коран (священную книгу мусульман), некоторые значимые научные труды написал уже в 17 лет, был придворным лекарем, визирем (министром). Его многотомный "Канон врачебной науки" был переведен на многие языки, в том числе европейские, многие века был главным (и часто единственным) учебником для студентов-медиков.

В своем труде "Канон врачебной науки" выдающийся среднеазиатский ученый раннего Средневековья довольно много рассказывает о причинах и лечении слоновой болезни (лимфедемы) и варикозного расширения вен. Конечно же с позиций науки того времени, часто ошибочных. Но кто знает, не являются ли данные современной науки еще более ошибочными, чем тогдашние. По мнению Авиценны, расширение вен и слоновая болезнь голени и стопы возникают вследствие обилия спускающейся в них крови. Эта кровь бывает черножелчная, иногда это чистая кровь, иногда густая, слизистая. Если кровь с гнилостью, то на ноге возникают изъязвления и злокачественная опухоль. Иногда болезни вен и слоновость возникают после болей в суставах, иногда при больной селезенке. Чаще у предрасположенных к этой болезни людей из числа носильщиков, царских телохранителей (от долгого неподвижного стояния), старцев, ходоков.
При расширении вен Авиценна рекомендует делать операции по их вырезанию или разрезанию. О подробностях операций не хочу писать, потому что они не менее жуткие, чем видеоролики хирургических операций на Ютубе. Остановлюсь на лечении лимфедемы (слоновости).
Авиценна пишет: "Что касается слоновой болезни, то она злокачественна и редко излечивается, и ее надо оставить, как она есть, если она не причиняет страдания; если же она вызвала изъязвление и можно опасаться гангрены, то остается только отрезать [орган] от самого основания. Но если захватить [болезнь] вначале, ее можно подавить посредством опорожнений, особенно путем усиленной рвоты; нередко черную желчь и слизь выводят кровопусканием, если в нем есть нужда, а затем прикладывают к ноге вяжущие. Когда же [болезнь] упрочится, то редко есть надежда, что лечение поможет, а если и есть надежда, то да будет известно, что все лечение от данной болезни, дающее основание надеяться, это усердное лечение расширения вен и применение сильных рассасывающих средств. Говорят, что от нее помогает китран в виде лекарства для лизания и грязевых лепешек."
Что из этой цитаты буквально сразило меня наповал: Авиценна не рекомендует при лимфедеме делать операции, как при расширении вен, советует "оставить как она есть". Современные светила-лимфологи "додумались" до этого аж только в 2002 году, до этого массово безнадежно кромсая невинные несчастные жертвы. Еще меня поразило в методике лечения Авиценной слоновой болезни и расширения вен то, что он рекомендует побольше лежать с возвышенным положением ног, применять "повязки на ноги, которыми их бинтуют снизу вверх от стопы до колена (!!!). При этом употребляют также вяжущие мази, особенно под повязкой и лучше всего больному не вставать и не ходить иначе, как с перевязанной ногой". Как мало изменились современные рекомендации и современные методы лечения по сравнению с дремучим, невежественным ранним Средневековьем!!!
В заключение хочу перечислить лекарственные средства, применявшиеся Авиценной при лимфедеме и варикозном расширении вен. Многие из них мне пока не известны, буду искать в источниках.
1. Китран (лекарство для лизания, грязевые лепешки).
2. Иярадж фикра с добавлением ляпис?лазури для ослабления вредного действия ияраджа (лечение длительное, сколько возможно).
3. Повилика с сырной сыроваткой .
4. Мазь из золы капусты .
5. Оливковое масло с тамариском .
6. Вареный люпин (в виде мази или поливания соком).
7. Козий кал .
8. Мука пажитник а.
9. Семя редьки.
10. Семя индау .

В другой своей работе - "Урджузы" (Поэма о медицине) - Авиценна пишет о средствах, изгоняющих черную желчь, являющуюся по его мнению причиной расширения вен и слоновости:

"Пить назначает врач обыкновенно
Отвар дымянки , повилики , сенны ,
Мироболана черного корой
Целебный насыщает он настой.
Характер всех отваров одинаков —
Очистить желчь они должны от шлаков.
Армянский камень всех микстур сильней,
Он действует надежней и верней."

Позже я постараюсь о некотоорых из этих лекарств написать поподробнее, отдельными статьями, используя различные источники и свой собственный опыт народного целителя.

РАСТЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Я публикую эти материалы для ознакомления. Многие из этих растений еще предстоит изучить и выработать приемы лечения ими. Это все, что мне удалось найти в различных источниках. Обращаю внимание на то, что в тибетской медицине совсем другая классификация болезней, поэтому я выбрал те растения, которые применяют при заболеваниях лимфосистемы, а также при «опухолях», под которыми понимают в том числе локальные отеки различного происхождения, лимфедему, лимфостаз. Другая особенность тибетской медицины в том, что одни растения подходят практически из всех мест произрастания, а другие - строго из каких-то местностей. Растения тибетской медицины очень сложно идентифицировать, поэтому не исключены досадные ошибки. Кроме того при отсутствии или истощении запасов одних трав их заменяли схожими, что было не всегда правильно. Особенно это в поздних китайских, монгольских и бурятских трактатах. Сведения взяты мною не от многочисленных центров и клиник, «косящих» под тибетскую медицину, а из солидных научных источников.

Акация катеху. Acacia catechu Willd.

Абрикосы (А. сибирский и др.). Armeniaca sp.

Аконит китайский. Aconitum chinense Paxt.

Мигдали. Amygdalus sp.

Проломник седой. Androsace incana Lam.

Спаржа даурская. Asparagus dauricus

Княжник сибирский. Atragene sibirica L.

Барбарис сибирский. Berberis sibirica L.

Кассия,сенна. Cassia tora

Клематис (ломонос). Clematis hexapetala

Кизильник.Cotoneaster melanocarpa

Крупка. Draba nemorosa(монгольский заменитель, оригинал не расшифрован)

Молочай. Euphorbia humifusa Willd.

Ламиофломис. Lamiophlomis rotate (Benth.) Kudo.

Лиственница сибирская. Larix sibirica.

Кермек золотой. Limonium aureum (L.) Hill ex O.Kuntze

Лотос. Nelumbo niciferum.

Мелия азедарах, иранская. Melia azedarach L..

Горичник. Peucedanum spp.

Сосна обыкновенная. Pinux silvestris.

Подорожник большой. Plantago major.

Горец птичий, спорыш. Polygonum aviculare.

Горцы. Polygonum spp.

Лютики. Ranunculus sp.

Рута. Ruta graveolens

Вербы, ивы. Salix spp.

Семекарпус. Semecarpus anacardium

Горчица белая. Sinaris alba

Индийский миндаль. Terminalia bellerica Roxb.

Крапивы.Uptica sp.

Тысячелистники. Achillea sp.

Полынь. Artemisia commutata Bess.

Полынь Гмелина.Artemisia gmelinii Web. ex Stechm.

Астрагалы. Astragalus spp.

Эмблика.Emblica officinalis Gaert.

Девясил британский. Inula britannica L.

Горечавка. Gentiana macrophylla L.

Хлопчатники. Gossypium sp.

Сюссюрея. Saussurea costus

Вероники.Veronica sp.

Зонтичные (семейство). Ariaceae(Umbelliferae).

Лопух большой. Arctium lappa L.

Астровые. Asteraceae sp.

Горчица сарептская. Brassica juncea (L.) Czern.

Венерин башмачок.Cypripedium guttatum Sw.

Овес посевной. Avena sativa L.

Колосняки. Elymus sp.

Пшеница. Triticum aestivum L.

Щавли.Rumex spp.

Примулы. Primula sp.

Коптис. Coptis teeta Wall.

Розы,шиповники. Rosa sp.

Бархатное дерево амурское. Phellodendron amurense Rupr.

Тамариск. Tamarix laxa Willd.