Откуда к нам пришел сифилис. Спор о происхождении сифилиса разрешён

История возникновения сифилиса до настоящего времени является предметом дискуссии инфекционистов и дерматовенерологов многих стран. Принято считать, что заболевание существовало на протяжении тысячелетии во всех человеческих популяциях, о чем свидетельствуют исследования костных останков человека, обнаруженных при археологических раскопках.

Выделение сифилидологии в отдельную дисциплину датировано эпохой Возрождения. Таким образом, этой науке уже почти 500 лет. Хорошо известно имя итальянского врача, поэта, астронома Иеронима Фракасторо. Поэма Syphilis sive morbus gallicum о пастухе по имени Сифилус, наказанного богами болезнью половых органов за дерзкий вызов, брошенный богам, была опубликована Фракасторо в 1550 г. в Вероне. В этом произведении приведено исторически ценное описание симптоматологии этого заболевания, получившего в те времена распространение в Европе.

В другом сочинении автора De morbis contagiogis, напечатанном в Венеции, описывается происхождение сифилиса. Причины эпидемии сифилиса в Европе в XV-XVII веках некоторые авторы связывают с открытием Америки. Известный писатель-историк Стефан Цвейг, изучивший архивные материалы Америго Весиуччи писал, что испанский королевский двор, разочарованный результатами дальнего плавания Колумба к берегам Нового Света вначале отказал адмиралу в дальнейшей поддержке, поскольку получил вместо обещанного золота полумертвых рабов, а вместо пряностей - сифилис.

Испанский врач Диас де Исла описал эпидемию «новой болезни» в Барселоне, указав, что он лечил людей из экипажа Колумба, заразившихся на острове Гаити. В портовых городах Испании после возвращения экспедиции Колумба стали регистрироваться случаи заболевания сифилисом. Затем инфекция была распространена в Европе наемным войском (ландскнехты) французского короля Карла VIII, который после вступления его войск в Рим осаждал Неаполь. По свидетельству современников, в Риме, где находилось до 14000 испанских проституток, ландскнехты предавались «неограниченному разврату». Из-за «страшной болезни», поразившей войска, король был вынужден снять осаду Неаполя, отпустить солдат. С последними инфекция распространилась по многим странам Европы, что вызвало эпидемию, а по некоторым данным - пандемию сифилиса. Таким образом, согласно этой теории, родиной сифилиса является Центральная Америка (остров Гаити).

Согласно третьей теории, в государствах, расположенных на территории Европы, Азии, в районах Ближнего Востока, сифилис существовал с доисторических времен. Многие ученые являются сторонниками этой теории (их называют «европеистами»), и их доказательства весьма убедительны. Так, нельзя не обратить внимание на высказывания таких великих ученых древности, как Гиппократ, Гален, Цельс, Сусрута, Диоскорит, Плутарх, Архиген, Авиценна, в трудах которых имеются описания клинических проявлений, очень похожих на сифилитические. Например, Авиценна описывает поражения, напоминающие твердый шанкр, широкие кондиломы, папулезные сифилиды, гуммы. Сохранились описания поражений костей, напоминающих сифилитические поражения костной системы. Имеются доказательства, что в Восточной Индии знали о сифилисе и лечении его ртутью еще до открытия Америки (за десять веков до нашей эры). О проявлениях болезни, весьма сходных с сифилитическими, есть указания в китайских манускриптах, относящихся к 2600 г. до н. э., в книге о японской медицине (808 г. н. э.).

Таким образом, каждая из трех изложенных теорий, несмотря на приведенные доказательства, не считается общепризнанной. Вероятнее всего, сифилис появился на Земле почти одновременно с человеком, а различные теории его происхождения лишь обращают внимание на исторические сведения по этому вопросу.

В соответствии с историческими представлениями о причинах распространения сифилиса эту болезнь называли испанской, итальянской, французской (галльской), португальской и др. Название «сифилис» не затрагивало национального самолюбия и поэтому, очевидно, осталось в практике до наши дней.

В истории сифилидологии следует отметить такие периоды, которые накладывали значительный отпечаток на изучение всей проблемы. Так, во времена Фракасторо и почти три столетия после него врачи и ученые вели спор о том, считать ли сифилис самостоятельной болезнью или особым проявлением общего заболевания, в которое входят сифилис, гонорея и мягкий шанкр. Сторонников первой точки зрения называли дуалистами, второй - унитаристами. Желая положить конец этим спорам, англичанин Гентер, авторитет которого как ученого был чрезвычайно велик, в 1767 г. ввел себе в уретру гной от больного гонореей. Через несколько дней у него появились выделения, а еще через несколько недель - твердый шанкр. Теперь-то мы понимаем, что в этом случае произошла роковая ошибка: материал был взят от больного, который, вероятно, страдал одновременно гонореей и сифилисом. Однако в то время (возбудители гонореи, сифилиса, мягкого шанкра еще не были найдены, методы серологической диагностики еще не открыты и т. д.) проведенный известным ученым опыт, связанный с самопожертвованием, произвел столь большое впечатление, что способствовал победе унитаристов и тем самым отодвинул правильное решение вопроса. Название «люэс» впервые было употреблено по отношению к сифилису Рабле, а вошло в медицинский обиход после того, как его повторил в своей книге Фернель в 1554 г.

Только через 60-70 лет опыту Гентера было дано надлежащее толкование. Это стало возможным благодаря исследованиям, проведенным французом Рикором. Последний с 1831 по 1837 г. заразил 700 человек сифилисом и 667 - гонореей. Он проводил свои опыты на приговоренных к смерти заключенных. Спор унитаристов и дуалистов был окончательно разрешен. Ученые не могли не учитывать полученные Рикором результаты, но осудили подобный непозволительный метод достижения истины.

В истории сифилидологии, кроме Гентера, следует указать на молодого французского врача Линдемана, который в 1851 г. под контролем комиссии Парижской академии заразил себя сифилисом (внес в разрез на руке выделения, взятые из сифилитических папул), и на студента Мезенова, привившего себе сифилис, чтобы затем испытать профилактическое действие предложенной И.И. Мечниковым каломельной мази.

Вторая половина XIX - начало XX века характеризуются углубленным изучением венерических заболеваний, в том числе сифилиса, открытиями возбудителей инфекционных болезней. Следует отметить труды Фурнье, давшего полное и точное клиническое описание всех периодов сифилиса и различных его проявлений, сохранившее ценность до настоящего времени, работы отечественных ученых В.М. Грацианского, П.М. Ширяева и В.П. Федорова. В 1875 г. В.М. Грацианский впервые в мировой литературе описал изменения последа при сифилисе матери. П.М. Ширяев (1881) и В.П. Федоров (1903) детально изучили этот вопрос. И.И. Мечников и французский ученый Ру в 1903 г. получили положительную прививку сифилиса у двух шимпанзе, а в 1904 г. Д.К. Заболотный - у павиана, что открыло путь к изучению экспериментального сифилиса на биологических объектах, весьма близких к человеку.

Открытие возбудителя гонореи (1879) и мягкого шанкра (1885-1887) позволило бесповоротно отвергнуть учение унитаристов.

В истории сифилидологии одним из крупных открытий считают обнаружение в марте 1905 г. Шаудином и Гофманом возбудителя сифилиса - трепонемы, названной ими бледной спирохетой за ее свойство плохо окрашиваться различными красителями. Тем самым вопрос об этиологии сифилиса был решен, что дало возможность на новых основаниях вести работу в области клиники и диагностики этой инфекции.

Большим событием было открытие Вассерманом совместно с Нейссером и Бруком (1906) серологической реакции на сифилис, получившей название реакции Вассермана. Это позволило в дальнейшем открыть большое количество других специфических серологических реакций. Качественно новой реакцией на сифилис явилась реакция иммобилизации бледных трепонем (РИБТ), предложенная в 1949 г. американцами Нельсоном и Майером и поставленная впервые в СССР в 1959 г. А.И. Картамышевым и Г.Б. Беленьким. Эта реакция оказалась намного специфичнее, чем обычные «классические» серологические реакции. Она имеет важное значение для распознавания ложноположительных, несифилитических серологических реакций.

В отношении поздних форм сифилиса следует отметить первое описание Бейлем в 1822 г. прогрессивного паралича и выделение Дюшенном де Булонем в 1858-1859 гг. спинной сухотки (табес) в самостоятельную нозологическую форму, а также нахождение Ногучи в 1913 г. бледных трепонем в мозговой паренхиме у больных прогрессивным параличом и спинной сухоткой.

Важным подспорьем в изучении сифилиса нервной системы явилось исследование у больных с различными формами сифилиса спинномозговой жидкости, взятой путем поясничного прокола (спинномозговая пункция). Значение этого исследования, проводимого с 1891 г. (Квинке), особенно возросло после исследования в ликворе реакции Вассермана (1906) и коллоидной реакции Ланге (1912).

В лечении сифилиса следует указать на два выдающихся открытия. Новую эру в терапии сифилиса как и в химиотерапии в целом начал немецкий исследователь и врач Эрлих, предложивший для лечения сифилиса в 1909 г. производное мышьяка - сальварсан и в 1912 г. неосальварсан. В 1921 г. Сазерак и Леватиди предложили висмутовые препараты для лечения сифилиса.

Принципиально новым в терапии сифилиса явилось применение в 1943 г. американцами Магонеу, Арнольдом и Гаррисом пенициллина, открытого англичанином Флемингом в 1929 г. В Советском Союзе заслуга в получении пенициллина принадлежит З.В. Ермольевой и Т. И. Базелиной (1942). Интересно, что впервые с лечебной целью плесень гриба Penicillium glaucum была применена еще в 1872 г. А.Г. Полотебновым. В настоящее время антибиотики занимают главенствующее место в терапии больных сифилисом. Арсенал этих средств стал весьма обширным. Большую роль играют дюрантные препараты пенициллина, обладающие пролонгированным действием. Отечественный бициллин синтезирован в 1954 г. сначала И.С. Иоффе и Ф.К. Сухомлиновым (Ленинград), затем в 1955 г. З.В. Ермольевой и Е.Н. Лазаревой (Москва).

http://zavtra.ru/blogs/strashnaya_mest_indejtcev
Страшная месть индейцев
Эпидемии изменившие ход истории. Сифилис
9 декабря 2017

Речь пойдёт об одной совершенно уникальной эпидемии в истории Европы - о болезни, которая больше ни разу не проявляла себя в виде глобальной пандемии, но всё же продолжает присутствовать с нами до сих пор.

В мировом масштабе, несмотря на то, что эту болезнь умеют сегодня успешно лечить, она продолжает оставаться весьма серьёзной проблемой. Однако её воздействие на европейскую историю и культуру очень трудно недооценить. И сравнить её можно разве что только с последствиями великой чумы середины XIV века.

Ещё большее влияние она оказала на нормы морали, на общественные отношения и во многом на развитие религиозных течений в Западной Европе.


Что же это за болезнь? И с чего всё началось?

В 1495 году Италия периода Возрождения подверглась мощнейшему вторжению с Севера неприятельской армии: прекрасно вооруженной, имеющей боевой победоносный опыт, возглавляемой молодым и амбициозным королем, для которого не существовало никаких нравственных запретов, который был с одной стороны романтичен, с другой - прагматичен.

Это была армия французского короля Карла VIII, который предъявил свои династические права на Неаполитанское королевство. Правда, права были смутными, но подкреплённые мощнейшей армией были уже неоспоримы.

Остановить французскую армию было невозможно, она прошла сквозь Италию как нож сквозь масло и захватила Неаполь. Французский король стал называть себя неаполитанским королём и начались празднества в честь победы. Неаполитанцы решили сдаться, предложив французам всё лучшее, что у них есть. Сюда входил и банкет в честь победителей, устроенный для короля и его высших офицеров.

Вот как французский историк Ги Бретон описывает это событие, которое сыграло важнейшую роль в истории и во многом повлияло на современный мир:

«В десять часов вечера, под деревьями ярко освещенного парка, за банкетным столом собрались две сотни гостей. Редкие, сдобренные пряностями блюда разносились в золоченой утвари необыкновенной красоты неаполитанками, одетыми в юбки с разрезом до пояса, сквозь который при каждом шаге открывалось все то, что не следовало бы демонстрировать во время обеда. Однако прекрасные ножки очаровательных созданий были далеко не самым поражающим зрелищем этого праздника. Фаворитка Карла восхитила и потрясла присутствующих, появившись перед ними с обнаженной грудью…».

Последствия банкета были таковы:

«… но однажды утром один из благородных кавалеров почувствовал

непонятное для него покалывание. На следующий день и того хуже, появились боли, а вскоре все тело покрылось мелкими прыщами… Несчастные дорого заплатили за миг наслаждения. Тела их от головы до колен покрылись коростой, у некоторых провалились рты, другие ослепли. Последних, впрочем, можно считать счастливцами, поскольку они не могли видеть свое заживо гниющее тело. Спустя месяц эпидемия в рядах французской армии достигла масштабов подлинного бедствия… тысячи солдат очень скоро оказались отравленными. Сотни их поумирали, даже не поняв, откуда на них свалилась страшная болезнь…»

Почти 30-тысячная французская армия очень быстро стала деградировать. Болезнь распространилась и на Неаполь, и по всей Италии. Это вызвало панику во французских войсках и отступление. Войско Карла VIII, возвращаясь, рассеяло эту болезнь по всей Европе.

Речь идёт о заболевании, которое мы сейчас называем сифилис. Своё название эта болезнь получила позднее, а тогда её называли латинским словом «люэс» - зараза. Официально болезнь получила такое название в 1540 году. А. Паре назвал сифилис lues venerea («любовная чума»). Именно сифилис стал тем заболеванием, которое нарушило планы Франции по быстрому завоеванию итальянского королевства и вызвало длительные итальянские войны, закончившиеся только через 50 с лишним лет. В итоге Италия потеряла свою политическую самостоятельность на долгие годы, вплоть до середины XIX века.

Цена за такое массовое культурное сношение была непомерно велика. Солдаты Карла VIII, вернувшись во Францию, уже в 1496 году вызвали мощнейшую эпидемию сифилиса. В 1497 году болезнь добралась до Австрии, Венгрии и Польши. В 1499 году наблюдаются первые случаи заболевания сифилисом в России.

В 1500 году эпидемия сифилиса накрыла Турцию и Иран. Тогда же эпидемия была зафиксирована в Северной Африке, Египте, Турции. В том же году отмечаются отдельные случаи в Китае. А в 1503-1505 гг. - уже во Вьетнаме. И в 1512 году эпидемия сифилиса появилась в Японии.

Остановить эту инфекцию не удалось, распространялась она в первое время очень быстро, за отсутствием какого-либо иммунитета и сопротивляемости к этой болезни у людей. Пять миллионов жертв в Европе, не менее пяти миллионов погибло в Китае, и примерно десять миллионов на всю Азию, Африку и Дальний Восток.

Больше эпидемического развития эта болезнь никогда не имела. Она была просто спутником всей культуры европейского и азиатского человечества, постоянно присутствуя до наших дней в форме заболевания, передающегося половым путём.

Темпы и смертельная опасность заболевания, впервые попавшего в крупную человеческую популяцию, велики только в первое время. Дальше путём естественного отбора отбираются люди, у которых меньшие наследственные склонности и меньшая восприимчивость к этому заболеванию, появляется какой-то опыт у медицины ее лечить. Вторая и третья эпидемии уже при должной организации не являются столь разрушительными.

Но для сифилиса это не совсем так. Он, перестав быть эпидемией, постоянно присутствовал в человеческой популяции, продолжая отбирать. От 1,5% до 10% всех смертей до середины XIX века носили за собой причины именно сифилиса в разные времена в разных возрастных категориях. По степени общей смертности в процентах к инфекционным болезням, - а именно инфекционные болезни до XIX века и были главной причиной естественной смертности людей, - сифилис стоял позади оспы, но впереди чумы и холеры, где-то на одном уровне с тифом и прочими заразными заболеваниями.

Несмотря на то, что время от времени появляются сенсационные данные, что поражения, похожие на сифилис, были найдены на костях древних людей, что от него страдали английские монахи XIV века, что похожие симптомы описаны в Библии, большинство учёных склоняется к версии, что сифилис был завезён в Испанию в конце XV века моряками Христофора Колумба. А оттуда уже через связи испанцев с Италией или каких-то наемников в Неаполь.

Но мы должны понимать, что если в Европу он был завезён из Америки, то это стало бы новым заболеванием для всей Европы.

Почему вспышки не было сначала в Испании? Возможно, всё дело в темпах распространения болезни или недостатке учёта, потому как через несколько месяцев после зарегистрированной вспышки в Неаполе отмечаются серьёзные проблемы с заболеванием похожем на сифилис в Барселоне в Испании. Тогда взгляды всей Европы, дипломатии были прикованы к итальянской войне - достаточно сенсационной своим быстрым развитием событий. Поэтому всё случившееся было замечено в Италии раньше, чем в других странах.

Так или иначе, сифилис оказался страшной местью американских индейцев за оспу, корь и другие болезни, которые европейцы завезли в Северную и Южную Америку.

Чем вызывается сифилис? Его медицинской причиной является бактерия бледная трепонема, форма, которая относится к спирохетам, у неё есть родственные трепонемы, которые не вызывают болезни, передаваемые половым путём. Не все из них остро заразные для человека, и, возможно, тот факт, что мы время от времени находим кости - какие-то свидетельства болезней - очень-очень похожих на сифилис, являются следами вот этих трепонематозов. С другой стороны, для английских монахов XIV века почти доказана болезнь, похожая на сифилис. По их скелетам можно предположить, что Америка до плавания Колумба не была настолько уж изолированным континентом.

Самыми страшными были даже не симптомы и не их характеристики, а социальный удар, полностью изменивший Европу в отношении нравственности и моральных норм, которые получили развитие в ходе эпидемии конца XV - начала XVI веков.

Историки-моралисты, которые везде искали мораль, сильно сомневались в том, что такая эпидемия как-то могла изменить мораль. Считалось, что мораль в Средневековье была высокой, народ был высоконравственен.

Но так ли высока была нравственность? Рассмотрим этот момент на следующих примерах.

Французская портретная школа Фонтебло середины XV века: одежды знатных дам изображены иногда с открытой грудью. Вспомним Баярда, Ариосто. Вспомним модные тогда циклы поздних рыцарских романов про Ролланда, где тоже крайне вольное обращение с моралью. Вспомним Мэлори с циклом про Артура, где рыцари постоянно спасают благородных дам и девиц и тут же получают от них знаки любви.

В воспоминаниях, мемуарах чувствуется вольность нравственных взглядов, причём не только элиты. Элита всегда была достаточно развращённой во всех странах мира. Это одна из привилегий, которую получали люди, попавшие в верхний слой - возможность не соблюдать обычную мораль.

Не было, к сожалению, ни высокой средневековой морали, ни высоких моральных устоев: средневековые войны происходили под тотальный грабеж и изнасилования. Даже Столетняя война, закончившаяся как раз в середине XV века, дала немало примеров того, что мораль была не высока. Например, Орден подвязки, который назван в честь подвязки с чулка любовницы английского короля Эдуарда III. И это не считая высочайшего уровня разврата среди католического духовенства и падения нравов даже на уровне Папы Римского.

Нравы были крайне свободными и в Польше, и в Литве, и в Московском государстве.

Мораль и человеческие отношения были настолько к этому времени разрушенными, что любые извращения в обществе соответствовали нравам, скорее, сексуальной революции 1970-х годов, что историки XIX и первой половины XX вв. не могли поверить в такую систему. Такое положение вещей противоречило общей картине развития мира: от мрачного Средневековья до светлого великого Возрождения с его любовью к человеку, вниманию к гуманизму, и далее прямое развитие советской исторической науки до Великой Октябрьской социалистической революции.

Вот и получается, что это как нравы сексуальной революции 1968 года, но только в конце XV века.

Ги Бретон пишет: «Болезнь распространилась с невероятной скоростью, и вскоре ее обладателями стали многие высокопоставленные люди. У епископов, у кардиналов стали проваливаться носы. Не удалось избежать заразы даже папе Римскому. Тогда сострадательные медики стали с важностью разъяснять, что болезнь эта очень заразная и может передаваться по воздуху, через дыхание, и даже через святую воду. Только так и удалось спасти честь святых отцов».

Сифилис очень сильно повлиял на нравы и мораль. За одно поколение развитие сифилиса в первой своей интеграции привело к появлению обратной христианской морали, монастыри перестали быть борделями и опять стали приютами кающихся женщин. Всё больше и больше людей замыкалось: либо давало обет безбрачия, либо жило со своими законным супругом или супругой и строжайшим отношением к любым формам супружеской измены. Это был единственный способ не подхватить сифилис. Вся эта карнавальная фестивальная культура сменилась к 1530-1540 гг., и даже одеяния стали подчеркнуто черными, появился испанский этикет. Постоянная погруженность в молитву, сугубое самосозерцание.

Не только мораль - мир действительно изменился. Как и после чумы, которая вызвала появление первых серьезных сомнений в правильности доктрины католической церкви, так и после эпидемии сифилиса, не остановленной молитвой и постами, продолжились изменения в религиозной жизни. На фоне эпидемии сифилиса появились и 96 тезисов Мартина Лютера прибитые к доске, «я на этом стоял и стоять буду», и развитие лютеранства, проявление протестантизма как отдельной церкви, и высокая мораль в этом самом протестантизме. Особенно подчеркнуто это проявилось среди английских пуритан, тех самых, которые составили костяк колонистов в Новом свете, где потом возникнут США.

И кальвинисты Швейцарии, и кальвинисты Голландии (они довольно разные) с их мрачностью, погруженностью в мир, отрешенностью от суеты современного мира, зацикленностью на деловых операциях, банкинге, та самая протестантская этика, о которой писал М. Вебер. Которая на самом деле «запрягание коня» позади телеги: сначала развитие капитализма привело к появлению капиталистических отношений, а потом уже под капиталистические отношения была создана религия удобная для капитализма, а не наоборот, как считал М. Вебер в начале XX века. Прекрасно развившийся капитализм возник в изначально католических Нидерландах; Нидерланды стали протестантскими и кальвинистскими вынужденно - только в результате борьбы с Испанией, вызванной чисто экономическими проблемами.

Шло постепенное ужесточение норм. Был отдельный прорыв в сторону свободной любви - век фавориток - середина XVII, либертинский XVIII век, но дальше снова «закручивание моральных гаек» после Великой Французской революции, вызванное в том числе ужасами самой революции. Освободила, расковала мир уже сексуальная революция после Второй Мировой войны, когда «поехали» все традиционные отношения, когда пошатнулись позиции всех традиционных христианских конфессий. Атеизм стал более практичной системой мировоззрения на долгое время, потому что позволял не тратить время на хождение в церковь прочее, а продолжать делать деньги, делать деньги… Дальше произошла сексуальная революция… И мы получили в 1980-е годы точно такой же случай с эпидемией болезни, передающейся половым путём, которая точно также привела к смене поколений и повышению общественной морали. Речь идет об эпидемии СПИДа. Эпидемия синдрома приобретённого иммунного дефицита, распространяющегося примерно теми же путями, что и сифилис.

Этот случай привел к довольно серьезным ограничениям и подъему морали, вывел развлекательную сферу индустрии в порно-сайты и порно-«хабы». То же случилось в период эпидемии сифилиса XVI века. Сначала подъём эротического искусства. Общественные отношения преломились в сторону повышения морали и нравов. А затем качнулись в противоположную сторону, оправдывая свальный грех рассуждениями о неизбежности заболевания: «раз существует сифилис, и им болеют все от папы Римского до невинного младенца, зараженного от родителей, так давайте предаваться разврату».

Всё это вызвало сначала реформацию, потом религиозные войны, потом контрреформацию, а затем и Тридцатилетнюю войну - эпическое событие, которое определило контуры современного мира. По сей день Вестфальская система является частью тех договоренностей, в которых мы живём и которые определяют современную дипломатию.

Такова история заболевания, поразившего французскую армию, от начала и до наших дней.

Лечить сифилис научились уже в XVI веке, но не до конца. Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс предложил лечение сифилиса ртутными препаратами. Втирание ртутных мазей в кожные язвы приводило к вылечиванию первичного сифилиса, но человек продолжал оставаться носителем. Потенциально у него могли возникнуть вторичный и третичный сифилис при прекращении лечения. И, конечно, ртуть разрушала организм, и, накапливаясь, приводила к медленному отравлению и смерти.

Ртутными мазями лечили и вылечили от сифилиса известного французского поэта XVII века Сирано де Бержерака. Среди деятелей итальянского Возрождения сифилис являлся основной причиной смерти. Им страдали и в XIX веке, вспомним французского писателя Ги де Мопассана, умершего от этой болезни.

Сифилис был у многих политических деятелей, от него страдал отец Уинстона Черчилля. Сифилис приписывали совершенно безосновательно В.И. Ленину и многим другим историческим деятелям.

Средство лечения сифилиса - препарат «Сальварсан», он же препарат «606», ныне запрещённый - был создан Паулем Эрлихом только в 1906 году. «Сальварсан», мышьяковистое соединение, уничтожал возбудитель сифилиса и приводил при правильном лечении к выздоровлению больного. Это был первый целевой антибиотик, разрушавший бактериальную клетку возбудителя сифилиса, трепонему, но не разрушавший клетки нашего организма.

Сейчас у нас 2017 год, год столетия Октябрьской Социалистической революции, Февральской революции, год столетия начала Гражданской войны. Как вы думаете, представитель какой профессии мог почти невозбранно переходить от белых к красным, попадать в руки зелёных и практически не страдал при любой перемене власти в ходе Гражданской войны в России? Правильно, это были врачи-венерологи, врачи по заболеваниям, передающимся половым путём. Потому что, как писал Вольтер почти 300 лет тому назад: «Если куда-то идет армия в 30 тысяч человек, среди них 10 тысяч больны сифилисом». Войны, революции, и тем более гражданские войны всегда сопровождались взрывом заболеваний, передающимся половым путём. Может быть, этот факт кому-то поможет выбрать востребованную профессию в ожидании краха нашей цивилизации. Если такой крах и произойдёт, то медицинская профессия точно окажется востребованной.

https://ribalych.ru/2017/08/08/kak-evropu-nakryl-sifilis/
Как Европу чуть не убил сифилис
08.08..2017

Человечеству постоянно угрожают различные опасности. Были времена, когда наша раса находилась на пороге катастрофы, но все же удавалось выжить. Особенно опасны эпидемии, регулярно выкашивавшие значительную часть населения. Поговорим об одной из них.

Сифилис — это ужасающий удар по счастливому гедонизму, которым славилась Европа до эпохи пуританства. Кто бы мог подумать, что секс-туризм на Карибах и грандиозная оргия с несколькими тысячами проституток в Неаполе обернутся таким провалом? Провалом носов, в том числе. Но ведь с чего-то все начиналось. Однажды мир очнулся после очередной ночи любви и понял: никакого больше беззаботного веселья, теперь от секса можно умереть или, хуже того, превратиться в зомби.

Как первый же в истории отпуск на Карибах обернулся эпидемией сифилиса

В 1493 году Колумб и его друзья вернулись из первого в мире тура по Карибам и привезли гостинцы: новый путь в Индию (на самом деле нет), земельные приобретения для короны, табак, кокосы, сифилис и тропические плоды. Разумеется, сифилис был незапланированным подарком. Хотя не исключено, что индейцы-араваки намеренно подсовывали белокожим подпорченный товар.


Вернувшись из путешествия, зараженные, но все еще верящие в то, что «почешется и пройдет» моряки и солдаты принялись делать то, что подобает морякам и солдатам. Они начали прожигать полученные дублоны в борделях и быстро пришли к банкротству. После этого беднягам (и тем, кто заразился посредством них) не оставалось ничего, кроме как снова пойти работать наемниками.

Если верить кастильскому доктору Раю Диасу де Исле, первым в мире пациентом с сифилисом стал Винсент Пинзон, который, если что, был капитаном «Ниньи» — одного из трех кораблей, на котором команда Колумба открыла Америку.


Карл VIII пытается оттяпать Неаполь, а сифилис готовится оттяпать нос Карлу VIII

В Европе как раз разгорелась очередная серьезная буча, так что наемники были в цене. Французский король Карл VIII, женившийся на 15-летней Марии Анжуйской, мечтал завоевать ее сердце и заодно прославиться как великий завоеватель. Однако ничего из этого не вышло, все получилось даже хуже, чем «хуже не бывает».


У Карла VIII было не только смешное лицо, но и некие права на итальянские земли, поэтому он снарядил поход и отправился завоевывать Неаполитанское королевство и все, что попадется по дороге. Кроме армии солдат, состоявшей из 30 тысяч человек, он снарядил армию полковых проституток, которых было не меньше восьми сотен. Позаботившись о своих бойцах, Его Величество не забыл и про себя, забрав с собой целый гарем фрейлин, которые должны были «помогать по хозяйству». Хозяйство великого полководца не оставалось бездеятельным, так что он подавал заразительный пример войскам.

Сначала кампания шла преотлично. Неаполь быстро пал к ногам Карла, и он провозгласил себя королем Неаполитанского и Иерусалимского королевств, а также императором Востока. Чего еще желать мужчине в 24 года? По случаю невероятной победы король и его войска устроили грандиозную двухмесячную оргию, на которую стеклись тысячи проституток со всей Италии. В такой обстановке даже пары больных сифилисом маркитанток и солдат хватило бы, чтобы устроить эпидемию. Зараженных было явно больше и вскоре едва ли не каждый третий боец в славной армии был покрыт язвами.

Причиной сифилиса посчитали каннибализм и секс с конями

Поветрие грянуло как гром среди ясного неба. Это была словно чума, но гораздо уродливее и ужаснее. Она распространялась неведомым образом и немедленно породила массу кривотолков.

Современники этого поветрия рассуждали так: если чуму Господь послал за смертные грехи, то новую, еще более подлую болезнь, — за что-то намного более отвратительное. Отсюда пошли две первых теории происхождения сифилиса. Первая гласила, что это — кара за каннибализм, которым занимались солдаты Карла. Вторая говорила о том, что причиной стали массовые сношения с лошадьми. Хотя мы-то понимаем: кому нужны лошади, если Его Величество позвал на вечеринку тысячи самых горячих итальянских дев?

Карл VIII терпит поражение и умирает как подобает королю-неудачнику

Удача отвернулась от французов, объединенные силы итальянцев и испанцев выгнали армию сифилитиков обратно во Францию. Карл был посрамлен и в довершение переболел оспой, которая изуродовала его лицо. Было бы логично и иронично, если бы на самом деле это был сифилис, но, скорее всего, это не так. Приехав домой, король настрогал потомство, и ни у кого не было проблем с венерической болезнью, так что ему действительно хватило ума уберечься от этой хвори.

Карл, потерпевший унизительное поражение, распустил войска, а вместе с ними и наемников, которые хлынули во все уголки Европы, разнося «любовную чуму». Цунами эпидемии было таким мощным, что всего за полтора десятка лет сифилис разнесся по всей Евразии и Севрной Африке. В 1512 году с ней столкнулись даже японцы, которые, казалось бы, всеми силами пытались отгородиться от остального мира.


Как сказал Вольтер: «В своем легковерном походе на Италию французы приобрели Геную, Неаполь и сифилис. Потом они были отброшены и потеряли Неаполь и Геную, но сифилис остался при них».

Кстати, король Карл VIII вскоре после провальной экспедиции в Италию погиб слегка неестественной смертью: нечаянно ударился головой об косяк двери и разбил голову, словно перезрелую тыкву. Видимо, придворные были настолько недовольны тем, что с подачи их монарха сифилис стали называть «французской болезнью», что даже не стали придумывать ему смерть с фантазией, как, например, в случае с тезкой короля, Карлом Злым.

Сифилис изменил ход истории

Сифилис изменил мир гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Это была не просто очередная инфекция — он стал рычагом, который сдвинул горы истории. Во многом благодаря сифилису состоялся раскол церкви и к успеху пришли протестанты. Пуританство не нашло бы такого отклика в сердцах паствы, если бы у нее не было живого (а иногда уже и нет) подтверждения того, как Господь карает за разгульную жизнь.

Именно из-за того, что сифилис, прежде всего, пагубным образом влияет на волосы, появились парики, ставшие визитной карточкой Нового времени. Неудивительно и то, что человечество вспомнило и начало активно использовать еще одно прекрасное изобретение — презервативы.

Точно также необходимость лечить провалившиеся носы дала толчок европейской хирургии. Операция по восстановлению носа делалась причудливым образом: у пациента вырезался кусок кожи с руки, но не полностью — должен был оставаться лоскут, соединенный с телом, чтобы кровеносные сосуды продолжали снабжать этот кусок кожи кровью. Затем лоскут прикладывали к носу, и пациент был вынужден ходить с привязанной к голове рукой до тех пор, пока кусок кожи не приживется на месте носа. Человек, который придумал это, был или гением или безумцем


Именно сифилис помог Нидерландам обрести независимость от Испании. Болезнь была одной из основ антииспанской пропаганды: голландские протестанты утверждали, что источником заразы являются католики и, избавившись от их гнета, можно будет победить и болезнь.

Как бы там ни было, ни религиозная пропаганда, ни страх перед ужасающей болезнью не победили сифилис. Люди продолжали блудить направо и налево, несмотря ни на что. Достаточно сказать, что в Европе эпохи Возрождения он вообще стал основной причиной смерти. Грубо говоря, у среднестатистического европейца было больше шансов умереть от сифилиса, чем от войн, голода, иных болезней и уж тем более старости. На этом фоне тот факт, что у трех из Римских Пап предположительно была эта постыдная хворь, не кажется таким уж удивительным.

Эвфемизмы для сифилиса, которыми можно блеснуть в компании

Слово «Сифилис» имеет любопытную (и довольно скабрезную) историю происхождения. Его придумал врач и поэт Джироламо Фракасторо, который дал имя «Сифилус» (то есть «друг свиней») герою своей поэмы. В ней автор иносказательно рассказывал о симптомах болезни и представил свою версию ее происхождения: пастух Сифилус, истосковавшийся по женщинам, возлежал со своими свиньями и за это был наказан брезгливыми богами.

История всем понравилась и заразу начали называть «Сифилис». Хотя до этого у нее было много других звучных прозвищ: Черный Лев, Купидонова болезнь, Великая оспа, Венерическая чума, а шотландцы дали ей суровое название Грандгор, которое больше подходит этой болезни, чем легкомысленный «Сифилис».

Сифилис - болезнь человека; животные им в естественных условиях не болеют. Бледные трепонемы, полученные от больных сифилисом, патогенны для кроликов, обезьян, хомяков. У белых мышей и крыс течение инфекции латентное. Инфицирование морских свинок наступает в 15-30 % случаев.

В отношении возникновения и распространения сифилиса на земном шаре существуют три теории. Часть исследователей полагает, что инфекция в Европу была завезена из Америки моряками Колумба. Последние якобы инфицировались от местных жителей, которые заражались от больных спирохетозом лам (скотоложество). Со временем болезнь приняла характер венерической инфекции у человека. В подтверждение этой точки зрения ее сторонники приводят случаи возникновения эпидемии сифилиса в портовых городах Испании (1493 г.), которая появилась после возвращения из экспедиции Колумба и его команды. В дальнейшем заболевание стало постепенно распространяться по странам Европы. Этому способствовали быт и нравы, социальные сдвиги эпохи нарождающегося капитализма: разорение крестьянства, рост городов, развитие торговых связей, длительные войны, массовые передвижения населения, рост проституции, неограниченная свобода половой жизни у мужчин, общественные бани, публичные дома.

Другая группа исследователей (европеисты) считает, что сифилис в Европе, Азии, на Ближнем Востоке существует с доисторических времен. Доказательством этого являются описания учеными древности (Гиппократ, Гален, Плутарх, Авиценна и др.) язв, афт, кондилом и других поражений, сходных с сифилитическими. Имеются подтверждения, что врачи восточной Индии знали о сифилисе и его лечении препаратами ртути за 1000 лет и более до н. э. В Китае за 2600 лет до н. э. были описаны сифилитический шанкр и сифилис новорожденных. Данная точка зрения подтверждается археологическими раскопками, произведенными многочисленными отечественными и зарубежными учеными, в результате которых были найдены большие берцовые кости человека с гуммозными изменениями (захоронение 2000 лет и более до н. э.).

Согласно Кокберну и Гудзону (1961, 1965 гг.), родиной сифилиса является Африка. Авторы считают, что возбудители тропических трепонематозов (фрамбезия, пинта, беджель) и возбудитель сифилиса являются различными вариантами бывшей когда-то единой трепонемы.

По мнению африканистов, венерические болезни стали распространяться в Европе через Аравию и страны Азии, а способствовали этому миграция населения, войны, крестовые походы, торговые связи, вывоз рабов из Африки в Азию и Америку, паломничество христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку. Подтверждением данной теории являются морфологическая и биологическая идентичность бледной трепонемы и возбудителей тропических трепонематозов (передающихся неполовым путем), сходство клинической картины и патоморфологии при сифилисе, фрамбезии, беджеле и пинте, положительные серореакции крови, в том числе РИБТ, при всех трепонематозах и сифилисе, эффективность терапии всех трепонематозов антибиотиками. Приведенные факты свидетельствуют об общности их происхождения, а размежевание их могло произойти в далекие времена вследствие различных условий существования.

Если у вас есть сомнения по поводу вашего здоровья – Вам не помешает консультация врача, в частности дерматовенеролога.

Сифилис - болезнь, изученная вдоль и поперёк. Но до сегодняшнего дня учёные всего мира не могут придти к единому мнению, откуда взялось это заболевание и как захватило всю планету. Гаити и Африка, Америка и Индия… За право быть родиной сифилиса могут поспорить не меньше мест, чем за право называться городом, где родился Гомер.

Кто виноват?

В марте 1494 г. могущественный Карл VIII, собрав огромное, по меркам того времени, войско, объявил войну Неаполитанскому государству и двинул свои полки на юг. В числе его воинов были и матросы с кораблей Христофора Колумба, вернувшиеся недавно из Южной Америки. Оккупация итальянских территорий войсками Карла VIII, среди которых оказалось множество сифилитиков, способствовала, по понятным причинам, распространению этого заболевания и среди мирного населения на захваченных землях. Историограф того времени Пьетро Бембо так описывал эту ситуацию: "Вскоре в городе, занятом пришельцами, вследствие контагия и влияния светил началась жесточайшая болезнь, получившая название «галльской».

Попытки записать заболевание в счет грехов иностранцев были весьма характерны для ситуации того времени. Эта тенденция хорошо прослеживается в названиях заболевания, которые давали ему европейцы в конце XV и начале XVI в. В Испании сифилис - los bubas - называли «галльской болезнью». Во Франции, помимо народного la variole сифилис именовали неаполитанской болезнью. Германцы считали ее французской, а греки - сирийской. Сифилис в то время был известен также как итальянская, венецианская, кастильская, португальская, турецкая, польская и даже курляндская болезни.

Слух о новом опасном заболевании быстро докатился и до Москвы. Иван III, посылая в 1499 г. в Литву боярского сына Ивана Мамонова, поручил ему, будучи в Вязьме, разведать, не приезжал ли кто с болезнью, в которой тело покрывается болячками и которая называется французскою.

Эта разноголосица в названии новой болезни идет на спад лишь начиная с 1530 г., когда выходит в свет ставшее позже чрезвычайно широко известным сочинение о сифилисе профессора Падуанского университета, врача, астронома и поэта Джироламо Фракасторо (1483-1553). Он создал поэму Сифилис, или о галльской болезни, по сути, став первым популяризатором медицинских знаний об этом заболевании. Ходившими в рукописях талантливыми строками Джироламо зачитывались не только профессионалы, но и простые горожане, поневоле приобщаясь к медицинским премудростям. Труд Фракасторо был написан в виде мифологической поэмы, в которой простой свинопас по имени Сифил (гр. suv - свинья, jilov - друг) бросает вызов самим богам, утверждая, что земные цари более знатные и богатые скотовладельцы, чем божества Олимпа. Небесные владыки награждают Сифила за дерзость тяжелой болезнью, название которой производится от его имени. Так «многонациональная» болезнь (называемая еще "люэс" от лат. lues - зараза) обрела современное название.

Вернёмся к истории. После окончания неаполитанской кампании Карла VIII его войска разбредаются по домам, разнося по Европе возбудителей опасного заболевания. Если верить некоторым историческим источникам того времени, уже через несколько лет после взятия Карлом VIII Неаполя половина Европы заражена французской болезнью. Даже если эти данные несколько преувеличены, не оставляет сомнения, что заболевание поражает самые различные слои общества. Общеизвестен факт, что папа Павел III специально приглашает Фракасторо из Падуи в Тридент и просит его стать главным врачом города, поскольку заболевание распространилось и среди высоких членов Тридентского собора.

Версии

Насколько же новым оказалось заболевание, с эпидемией которого европейцы столкнулись в конце XV в.? Существует как минимум три теории .

№1

Согласно первой, это заболевание завезли в Европу из Южной Америки моряки Колумба. В Америке спирохетоз является эндемичным заболеванием некоторых местных копытных. Например, лам, от которых бактерии могли попасть в тела аборигенов, а от них - к матросам. (Многие учёные усматривают в этом свидетельство скотоложства). Такая точка зрения подтверждается некоторыми историческими хрониками, зафиксировавшими случаи заболевания сифилисом в портовых городах Испании в 1493 г. то есть как раз после триумфального возвращения кораблей Колумба из Нового Света.

Дальнейшему распространению новой напасти по Европе способствовали военные экспедиции Карла VIII, которые послужили своеобразными векторами эпидемии, направленными на центральные и северные части европейского континента из Испании и Италии.

Вряд ли, впрочем, эта гипотеза происхождения сифилиса верна, поскольку врач Вильям Валлас в 1842 г. сообщал, что у ирландцев за несколько столетий до эпидемии 1495 г. была известна болезнь французских пустул, по описаниям чрезвычайно похожая на сифилис. Хорошо известно также, что в доколумбову эпоху сифилисом болели римские папы Александр VI, Юлий II и Лев XI, а также известный французский поэт Франсуа Вийон. Этим заболеванием до путешествия Колумба в течение 23 лет страдал некий Франческо Дельгадо близ Генуи. Следовательно, сифилис скорее мог быть занесен из Европы в Америку, а не наоборот!

№2

Согласно второй точке зрения, бледная трепонема прекрасно себя чувствовала в Европе с доисторических времен. Тому существует множество доказательств. Еще в египетских папирусах Эберса описывается заболевание ухеду, напоминающее по симптоматике сифилис.

На глиняных ассирийских табличках библиотеки царя Ашурбанипала, найденных в окрестностях Ниневии, клинописью была записана легенда о царе Нимроде, который отказался взять в жены сосватанную ему богами Астарту (богиню Иштар) и не колеблясь убил быка, прибывшего с этой вестью на землю. В наказание боги поразили строптивого Нимрода болезнью, от которой по всему телу шла сыпь и появлялись язвы. Один из мифов Древней Греции рассказывает о наказании афинян болезнью половых органов за отсутствие у них должного уважения к культовому изображению фаллоса божественного Диониса.

Создается впечатление, что боги некоторых народов рассматривали распространение венерических заболеваний среди людей как весьма действенное педагогическое средство. Наказывали им порой и своих. Так, чрезмерно увлекавшийся прелестями земных женщин индуистский бог Шива был наказан за свою любвеобильность своими же коллегами по пантеону. Его половые органы были уничтожены небесным огнем, который стал затем передаваться от женщин к мужчинам. Возможно, что и в этом случае речь идет о сифилисе. Любопытно, что лечить это заболевание, описанное в священных Ведах, предлагалось растворами сулемы, киновари и каломели - то есть ртутными препаратами.

Аналогичные рецепты были обнаружены в древних китайских манускриптах, датированных 2600 г. до н.э. и обнаруженных в 1863 г. французским консулом Дабри в Китае. В них образующийся при сифилисе твердый шанкр назывался кан-ту, а помогающий при заболевании ртутный порошок шун-ин.

Столь же древние указания на распространенность сифилиса обнаружили и советские археологи, откопавшие в Забайкалье останки людей с характерными для сифилиса поражениями костей, датированные вторым тысячелетием до н.э.

Классик и основоположник европейской медицины Гиппократ за четыре века до нашей эры достаточно точно описывал симптомы сифилиса. Позже ему вторили Плутарх и Гораций, указывавшие на рубцы и язвы, появлявшиеся на лицах развратных людей. Биограф римских цезарей Гай Светоний Транквилл упоминал о похожих кожных болезнях императоров Октавиана и Тиберия, а римский врач Клавдий Гален описывал некоторые симптомы сифилиса в своих сочинениях. Не обошел вниманием кожные болезни с похожей на сифилис симптоматикой и Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина, более известный европейцам под именем Авиценна.

№3

Наконец, согласно третьей точке зрения, сифилис является ровесником человечества. Во всяком случае, и род людской, и болезнь имеют единую колыбель - центральную Африку. И в настоящее время там можно обнаружить целый букет заболеваний, порождаемых различными трепонемами. Помимо вызывающей классический венерический сифилис бледной трепонемы в Африке обнаружена Treponema carateum, являющаяся причиной болезни, которую на местном наречии называют пинта. Среди бушменов известно заболевание беджель, вызывающееся спирохетой Treponema bejol. Наконец, что особенно любопытно, в Африке открыты возбудители невенерического сифилиса - так называемой фрамбезии, от которой нередко страдают пигмеи. Вызывается этот тропический сифилис еще одной трепонемой - Treponema pertenue.

Можно сказать, что пинта, беджель и фрамбезия являются эндемическими африканскими трепонематозами, то есть они характерны только для тех уголков Африки, где встречаются с незапамятных времен и поныне. Вероятно, наиболее древние виды человеческого сифилиса вызывались бактериями, обитающими исключительно на коже. Они использовали потовые выделения как пищевой субстрат. Затем приспособились к обитанию в ранках и повреждениях кожи, а их передача осуществлялась исключительно за счет бытовых контактов. На этой исторической стадии замерло развитие бактерий, вызывающих невенерический африканский сифилис - фрамбезию.

Наконец, некоторые трепонемы преодолели иммунный барьер организма-хозяина и успешно внедрились в его кровеносную и лимфатическую системы. При этом возбудителям потребовалось найти новый способ заражения своих жертв. В дошприцевую эпоху единственным надежным способом передачи агента, содержащегося в крови и межклеточной жидкости, были половые контакты его хозяина. Такой беспроигрышный вариант был блестяще реализован одной из разновидностей африканских трепонем, в результате чего возникло новое венерическое заболевание человека - сифилис.

Выводы

Учитывая приведенные выше факты и рассуждения, можно сделать вывод, что сифилис имеет столь же древнюю историю, что и сам род людской. Из Африки он был разнесен по всему свету за счет естественных миграций, крестовых походов, вывоза рабов и развития торговли.

Кстати, многие источники упоминают о Фракасторо, но не рассказывают легенды до конца. Итак: однажды пастух по имени Сифилис своими насмешками прогневал бога Солнца, и тот его наказал недугом, не поддававщимся никакому лечению. Однако нимфа посвятила пастуха в свои таинства и привела его к роще целебных гвайяковых деревьев, серному источнику и ртутному озеру. Точная терапия! А знаете, как звали эту нимфу? Никогда не догадаетесь! Её звали Америка!

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ")

доцент кафедры факультетской терапии

Ружицкая Лидия Валерьевна, Мельниченко Валерия Игоревна, Голиусова Любовь Сергеевна (студентки 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета)

Аннотация:

В статье рассмотрены основные методы терапии сифилиса и лекарственные средства от «тайной болезни», которая волновала многих исследователей средневековья.

The article describes the main methods of treatment of syphilis and medicines from a "mystery illness" that preoccupied many researchers of the middle ages.

Ключевые слова:

терапия; сифилис; повальные болезни; методы лечения; средние века.

therapy; syphilis; endemic diseases; methods of treatment; the middle ages.

УДК 61:1. 76.01.09

Сифилис известен человечеству много тысяч лет. Еще Гиппократ II Великий (460—400 гг. до нашей эры) описал болезнь, внешними проявлениями напоминающую современную клиническую картину сифилиса. Но вопрос о происхождении сифилиса не разрешен и по настоящее время.

В древние времена и в раннем Средневековье врачи широко применяли для лечения сифилиса ртуть в виде мази и вдыхания паров. Первое средство для лечения сифилиса предложил знаменитый Парацельс. Он писал: «Сифилис нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который, в свою очередь, служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке» .

В процессе приготовления мази врачи иногда смешивали ртуть в чугунной ступке с уксусом, сливочным маслом, свиным салом, скипидаром и серой, миррой. Полученную мазь втирали в язвы. Некоторые лекари толкли ртуть с куриной кровью, живыми лягушками, змеиным ядом, а иногда и с человечиной. Из всех ингредиентов этих мазей заметный «лечебный» эффект давал только один - ртуть. Ее токсичное действие вызывало у людей неудержимое слюнотечение. Большая часть пациентов умирала задолго до окончания лечения, в основном от отравления ртутью, обезвоживания, сердечной недостаточности и удушья. Некоторые предпочитали лечению самоубийство. У тех, кто по счастливой случайности прошел курс лечения до конца выпадали зубы и волосы, развивалась тяжелая форма анемии с уменьшением количества эритроцитов в крови, диспепсические расстройства .

Один из крупнейших французских писателей Франсуа Рабле (1494-1553) в одном из своих произведений описал облик сифилитиков, прошедших ртутное лечение: «Их лица сияют, как надгробные камни, зубы пляшут, как клавиши органа или спинета под пальцами маэстро, а в глотке клокочет пена, как у кабана, окруженного сворой гончих».

Некоторые врачи средневековья пытались доказывать, что такое лечение опаснее самой болезни, но в целом медицинский мир был твердо убежден: ртуть — единственное средство от сифилиса. И к сожалению, большинство считало, что, не помучившись, от сифилиса не избавишься, поэтому отдавало предпочтение ядовитому металлу. В результате начиная с XVI в. во всех медицинских учебниках ртуть указывалась как главное средство от всевозможных кожных заболеваний.

Немецкий историк-эпидемиолог профессор Г. Гезер в своем двухтомном труде «История повальных болезней» отмечает, что «благодаря» сифилису появились парики, которые из-за большого количества сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе, и в Северной Америке .

Ртуть и ее препараты применяли в течение 450 лет. Между тем эксперименты с лекарствами от сифилиса продолжались. Больным рекомендовали, например, пить отвар из муравейника, заклеивать язвы пластырями из дождевых червей и даже привязывать мертвых цыплят к гениталиям. Использовали и такие средства, как сиропы розового меда, меда с уксусом, отвары алоэ, потогонные и слабительные средства.

Немецкий рыцарь и писатель Ульрих фон Гуттен (1488-1523) одним из первых опробовал альтернативное лечение. В качестве лекарственного средства он применял росный ладан, или гваяковую смолу, которую получали из гваякового дерева, завезенного в Европу из испанских колоний в Америке. Пациент сидел в жарко натопленной комнате, укутавшись в одеяло, соблюдая строгую диету - пил гваяковый настой и обильно потел. Спустя месяц лечения врачи констатировали выздоровление. Дело в том, что первичная стадия сифилиса с характерными для нее язвами развивается и сама собой исчезает в течение месяца-двух после заражения. А вот вторичная и третичная стадии появляются спустя месяцы и годы и диагностировать их гораздо сложнее .

Сьесе де Леоне - испанский священник, солдат, гуманист, историк и географ в своей книге «Хроника Перу», изданной в 1553 году, впервые описал растение сассапариль (или сарсапариль), которое использовали индейцы из Гуаякиля (Эквадор) для лечения сифилиса. Корни этого растения были очень полезны от многих болезней, а также от сифилиса и болей, которые при этом чувствовал человек. Те люди, которые хотели вылечиться, должны были находиться в горячем месте, укрыться так, чтобы холод или воздух не навредили болезни и принимать только слабительное, есть только отборные плоды, и воздерживаться от пищи, и пить напиток из этих корней .

Знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский в свое время высказал наиболее радикальную точку зрения на методы борьбы с этой страшной болезнью. Он предложил сифилитиков сжигать заживо и публично . Кроме того он проповедовал развод между супругами, и даже сожжение сифилитических супругов. Такая негуманная проповедь звучала в интересах нравственности и общественного здоровья.

Подобно Эразму, король Англии Яков IV в 1497 году 20 сентября приказал погрузить всех сифилитиков Эдинбурга на корабли и вывезти в море «для дальнейшего выздоровления». О судьбе этих людей исторические хроники больше ничего не упоминают.

К медико-полицейским мерам так же относится и постановление парижского парламента от 6 марта 1496 г. против «grosse verole» («тайная болезнь» - фр.), и Нюрнбергский закон того же года, запрещающий банщикам допускать сифилитиков в бани и употреблять для других лиц ножницы и ножи, служившие для сифилитиков. Наконец сюда относится устройство сифилитических больниц .

В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии — сифилисом страдали три Римских Папы: Александр VI (1431-503), Юлий II (1443-1513), Лев Х (1475-521).

Таким образом, на данном этапе истории человечества методы лечения сифилиса были далеко несовершенны, в связи с недостаточностью знаний и открытий. Прогресс в лечении сифилиса наметится только во второй половине XIX века.

Библиографический список:


1. Гезер Г. История повальных болезней, пер. с нем. – СПб.: Изд. мед. департамента МВД, 1867. – 180 с.
2. Картамышев А.И. Кожные и венерические болезни. – М., 1953. – 219 с.
3. Милич М. В. Эволюция сифилиса: 2-е изд. – М.: Медицина, 1987. – 164 с.
4. Рохлин Д. Г. Новые данные о древности сифилиса / Д. Г. Рохлин, А. Е. Рубашева // Вестник дерматологии и венерологии. – 1938. – № 3. – С. 175-180.
5. Сьеса де Леон Педро де. Гл. LIV // Хроника Перу. Часть первая / Под ред. А. Скромницкого. - Киев: Kuprienko.info, 2012. – 302 с.
6. Friedberg. Venerische Krankheiten im Alterthum u. Mittelalter. – Berlin, 1865. – p. 199.
7. Roterodami E. Opera, Lugd. – Batav. 1733. – p. 851.

Рецензии:

15.12.2014, 10:52 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия : Статья авторов интересная. Фактический материал этой работы можно использовать при написании монографии, пособия на тему венерических заболеваний. О стиле изложения статьи на историческую тему, думаю, выскажутся специалисты. По содержательной части замечаний нет. Рекомендую статью коллектива авторов к публикации.


17.12.2014, 17:52 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия : Статья довольно интересная и поучительная. Интересно, а в античное время какие методы использовали для лечения сифилиса, были ли они столь же неадекватные как в средневековье? Полагаю, можно рекомендовать к печати.

12.01.2015, 10:10 Гресь Сергей Михайлович
Рецензия : Рецензия на статью Кистенёвой Ольги Алексеевны кандидата исторических наук, доцент кафедры факультетской терапии (Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ"), Мельниченко Валерии Игоревны, Ружицкой Лидии Валерьевны, Голиусовой Любови Сергеевны (студентов 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии НИУ БелГУ) Терапия сифилиса в средние века для научного журнала «сайт» Данная работа служит продолжением уже представленной темы, соответственно необходимо установить некую связь с предыдущей статьёй. Рассмотрев основные пути заражения сифилисом, естественно нельзя не изучить возможности его лечения. С этой точки зрения логичность публикации полностью оправданна. В то же время статья, как и предыдущая, носит обзорный характер и на мой взгляд, требует дополнения фактологическим материалом. Ещё одним недостатком работы является малый объём (всего 5806 знаков). В статье значительное место отводится рассмотрению вопросов лечения сифилиса ртутью, а другие способы лечения не получили должного внимания. В остальном материал, представленный в публикации, изложен авторами логично, грамотно, легко читается и воспринимается. Согласен с мнениями других рецензентов по практической направленности. Статью рекомендую к публикации, после исправлений недостатков. Доцент, кандидат исторических наук УО «Гродненский государственный медицинский университет» Гресь С.М.