Почему в старости время идет быстрее. Почему время ускоряется с возрастом? Лучшее время жизни

Когда мы становимся старше, появляется ощущение быстротечности времени, каждая секундочка убегает быстрее. Ускорение заметно каждую неделю, месяц становится короче, и даже уходящий год промелькнул махом.

Очевидно, что время не истекает быстрее. Час по-прежнему 60 минут, сутки состоят из 24 часов, и год, как всегда, занимает 12 месяцев и 365 дней (366 високосный). Вместе с тем исследования показали, что восприятие времени действительно изменяется когда мы становимся старше. С годами, время словно бы ускоряет свой ход.

Многие психологи считают, что время вовсе не ускорилось так, что наше восприятие меняется с возрастом. Биологические изменения в организме человека являются естественными процессами старения, такие как уменьшение выхода дофамина от мозга, что оказывает влияние на внутренние часы.

Учёные полагают, что ускорение времени означает уменьшение частоты эмоциональных переживаний, такие как первый поцелуй, рождение ребёнка, первая награда за достижения — живущие в памяти долговременно. Однако со временем, накопленный безэмоциональный и последующий опыт сливаются в памяти единым целым, и кажется, что время «ускорилось» — чисто субъективное восприятие.

Снижение эмоциональной интенсивности, когда мы становимся старше, является продуктом «привыкания». Это означает, что все больше и больше мы делаем машинальных операций в определенных местах, тем меньше это выделяется на общем фоне действий. События буквально «выпадают» из памяти и не запоминаются во времени.

Подумайте о том времени, когда вы находитесь в режиме «автопилота», — двигаясь на работу, выполняя рабочие задачи, либо проводя время с семьей. Все это, как правило, сливается в общую память, делая прошлые эмоционально пробужденные переживания на этом фоне значительно дольше, чем они были на самом деле.

Жизнь на «автопилоте» в целом нормальное состояние, поскольку мозг человека натуральным образом подключен к экономии энергии, чтобы сохранить ресурсы для использования в нештатных ситуациях.

Повседневная жизнь конденсируется в меньшую часть нашей памяти. Тогда как события, которые побуждают яркие эмоции, к примеру, крайняя радость, любовь, печаль и стресс, занимают большую часть базы данных в памяти.

Выделив много энергии в высоко эмоциональных переживаниях — событий, которые происходят реже, мы становимся старше из-за опыта — все остальное при этом выглядит ускоренным.

Существует феномен «быстрого телескопирования», в котором знаковые события занимают непропорциональное количество пространства мозга из-за значимости событий в жизни до этой точки времени, и после отметки. Вот почему женатые 10 лет пары делают замечания «Это только кажется, что мы были женаты десять лет». На самом деле память о женитьбе настолько плотно имплантировалась в их сознании, что время в памяти «до и после» объединилось.

Еще одна причина, почему время, кажется, летит с возрастом — простая математика. В «Пропорциональной теории» Пола Джанет, предполагается, отчего каждый раздел времени (месяц, год, либо десятилетие), идет быстрее, чем в прошлом. Все от того, что пропорционально, каждый новый эпизод занимает меньше места жизни, чем предыдущий. Рассмотрим замечательную цитату Уильяма Джеймса:

Видимая длина отрезка в данный период жизни человека пропорционально общей длине самой жизни. К примеру 10-летний ребенок чувствует, что год 1/10 всей его жизни, 50-летний оценивает как 1/50, — а жизнь и тем временем сохраняет постоянную длину.

Мы можем замедлить время?

1. Найти больше эмоционального чувства в переживаемых событиях, что поможет удлинить время. Это увлечет и даст больше впечатляющих моментов, чтобы оглядываясь назад видеть предыдущие мощные воспоминания.

2. Наслаждайтесь настоящим: Вместо того, чтобы всегда планировать и разрабатывать стратегию следующего шага на будущее, воспользуйтесь моментом и оцените, где вы находитесь на данный момент. Не пытайтесь постоянно ускорить себя, чтобы добраться до будущей точки, живите в данный момент, наслаждаясь эмоциями.

3. Снижение уровня многозадачности: Жизнь зачастую понуждает нас выполнять несколько вещей сразу. Но решение многозадачности не даст больше времени, чтобы сделать новые воспоминания, напротив, это «состарит» память.

Бывает так, что мелкие события требуют приложить больше умственных способностей одновременно, уменьшая вашу способность к долговечным воспоминаниям в такие моменты. Расслабьтесь и принимайте вещи по одному за раз. Вы будете в состоянии выполнить вещи, которые окажут более длительное воздействие в жизни.

Наконец попробуйте что-то новое: эмоциональная составляющая, изменяющие жизнь переживания, это поможет заполнить банк памяти и замедлить время, выйти из зоны комфорта и «обновится».

Займитесь чем-то новым, тем самым поднимая шансы на долговечные воспоминания выше, чем занимаясь старыми и привычными вещами. Смените образ жизни, чем больше воспоминаний приобретете — тем замедление станет восприятие времени.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Многие ловят себя на мысли о том, что когда-то день тянулся невообразимо долго, а теперь время летит так, будто для нас сократились минуты в часах. Но спросите у своих детей через десяток лет, а лучше двадцать, об их ощущениях времени - и они скажут вам то же самое. Почему так происходит?

Иногда оно летит. В других ситуациях оно тянется невыносимо медленно и, к огорчению многих, ускоряется с возрастом. Время - самый ценный из невозобновляемых ресурсов, обладает способностью ускользать.
Почему же мы воспринимаем течение времени неодинаково?

Вот 7 фактов о том, почему время то еле ползёт, то слишком быстро летит:

1. На наши оценки времени существенно влияют психологические факторы, включая эмоции. Если ваши эмоции приподняты, вы относитесь к одному и тому же событию иначе, чем если вы чувствуете себя отвергнутым.

2. Внимание и память также имеют сильное воздействие на восприятие времени. Например, новый опыт, требующий большей умственной обработки, кажется, длится дольше, чем известные ситуации. Вот почему дорога в новое место кажется дольше, чем дорога назад.

3. Мы всегда оцениваем как текущее время, так и прошлое. Время искажается, когда возникает несоответствие. Например, время может тянуться дольше во время гриппа, в частности потому что лихорадка искажает восприятие, и кажется, что минуты растягиваются в часы.

4. Возраст также влияет на восприятие прошлого. Тут срабатывает эффект пропорциональности. Год - это пятая часть вашей жизни, когда вам 5 лет и кажется, что это много времени. В 50 лет, год представляет собой гораздо меньшую пропорцию (одну пятидесятую) и занимает соответствующее количество времени.

5. Но эффект пропорциональности виновен лишь частично. По мере того, как человек становится старше и набирает опыт, все меньше видов деятельности являются для него новыми. Так как они становятся более легкими и менее примечательными, время в прошлом кажется ускоренным.

6. В умах большинства людей будущее - это просторное место, где полно времени и мы им свободно управляем. Попросите занятого человека выделить вам сегодня 10 минут, и у него не будет времени. Но если вы попросите у него часок как-нибудь через год, он с радостью пообещает с вами встретиться.

7. И, наконец, научное объяснение. Ученые заинтересовались феноменом скорости течения времени. Вопрос этот актуальный, так как он волнует множество людей, которым кажется, что с возрастом течение времени ускоряется. Так думают многие. Люди замечают, что в молодости все события идут долго, время практически тянется. А ближе к старости начинает лететь. Ученые объяснили это разницей метаболических процессов в организмах людей разного возраста.

Ученые определили, что в молодом возрасте метаболизм проходит быстро. Это влияет на ощущение времени. Оно кажется очень медленным. Но в старости метаболизм замедляется, он уже становится более медленным, чем проходящее вокруг время. Спокойнее становится и сердцебиение. То есть, по мнению ученых, внешне ничего не меняется, разнится только физическое состояние человека.

Исследователи советуют людям не зацикливаться на том, с какой скоростью бежит время. Ведь в реальности не меняется ничего. Поэтому стоит жить и наслаждаться каждым мгновением.

Стоит отметить, что данное исследование имеет и противников среди ученых. Некоторые исследователи считают, что причина более быстрого течения времени в зрелом возрасте в увеличении количества хлопот. И это закономерно. Но есть одно «НО»: люди престарелого возраста, которые уже не работают, не нянчат маленьких внуков, предоставлены себе и хлопот у них точно меньше, чем у среднего возраста. А значит, версия не слишком состоятельна и куда вероятнее кажется, что метаболизм, как проявление процессов в организме и его внутренних темпов - куда более интересна.

А вот чтобы продлить свою молодость, вовсе необязательно останавливать время!

А правда, с какого возраста начинается старость и чем это определяется: возрастом, пенсией, здоровьем, настроем души? А ведь в разные времена само понятие старости очень отличалось. Когда вы читаете книгу, вы обращаете внимание, сколько лет тому или иному литературному персонажу? Могу привести яркие примеры:

У Шекспира матери Джульетты всего 28 лет, Анне Карениной из "Войны и мир " -28 , Вронскому - 23 Муж Анны – «старый» Каренин - 48 лет. Что меня поразило, в повести " Метель " Пушкина героине идёт 20-ый год и автор пишет - она была уже не молода.

Ещё пример - старуха – процентщица из "Преступление и наказание" Достоевского аж 42 года. (старуха!?) Кардиналу Ришелье в "Трёх мушкетёрах " тоже 42 года, но автор описывает его стариком. А вот как И.Тургенев писал о герое комедии " Холостяк " "Мошкин, 50 лет, хлопотливый, живой добродушный старик ".
Думаю, что ни один современный человек не согласится с такой постановкой вопроса. И это совсем не удивительно, ведь продолжительность жизни человека сейчас больше 70 лет, в то время как в разные времена это было и 22года, и 33года и 49 лет.

Менялись к лучшему условия жизни человечества и увеличивалась как продолжительность жизни так и период, когда человек остаётся достаточно молодым и энергичным.

Так с какого возраста начинается старость?

В 1977 году на конгрессе по геронтологии (науки о старении) было принята классификация людей по возрасту, по которой приняли, что:

  • возраст до 45 -молодость
  • 46 - 59 лет - средний;
  • 60 - 74 лет - пожилой;
  • 75 - 89 лет - старческий;
  • ну а уже после 90 лет - долгожители.

В настоящее время мы имеем заметное перемещение возрастных границ. Человек в 50 лет, полный сил, энергии, желаний ну никак не может считать себя стариком. А женщины? Да сейчас и определить то иногда трудно, сколько ей лет!

Первобытные люди, жившие миллионы лет назад, имели продолжительность жизни - 25 лет, позднее в рабовладельческом строе - 35 лет. При феодализме, в средние века - 40 лет. Ну и в современной истории на 1900 год - она составляла 50 лет. Современные учёные заявляют, что можно говорить о продолжительности жизни 110-120 лет.

На протяжении жизни человечества науку занимает вопрос:

А можно ли остановить процесс старения, с какого возраста начинается старость?

Эти вопросы остаются пока открытыми и ответа мы не имеем. Отменить старение организма пока никто не может, ну хотя бы на уровне современных знаний. Но зато можно наметить направления, которые могут способствовать сохранению нашего здоровья и активности на долгие годы, даже после окончания периода молодости и среднего возраста.

Активность адекватная вашему возрасту и состоянию и главное регулярная. Нагрузки не рекомендуется прерывать, так чтобы мышцы ослабевали, а потом опять резко напрягались после перерыва. Нагрузка может быть какой угодно: ежедневная ходьба, бег, посещение фитнес центра, бассейн, йога, тренажеры, домашняя серия гимнастики под музыкальное сопровождение, танцклассы и так далее.

Но это не должен быть тяжелый, изматывающий труд, как устраивают себе фанаты на земельных участках, часто в неудобной для позвоночника позе или с чрезмерной физической нагрузкой. Такая активность может принести несчастье вашему здоровью.

А ещё монотонный домашний труд - уборка, стирка, глажение не дают эффекта оздоровления. Это эмоционально утомительный труд без пользы для здоровья. Этот труд конечно нужен, но не считайте его частью оздоровительной нагрузки.

Этот пункт не означает, что вы должны сидеть на постоянной диете. Но посмотреть и почитать, что полезно, а что не очень, всегда можно. Часто, это самое "не очень" как раз и нравится. Но здоровье и хорошее самочувствие может стать тем чудесным бонусом за отказ от этих «не очень» полезных продуктов.

Люди не хотят принять идею, что большую роль в защите организма от вредных факторов играет питание. Именно оно, питание, как продлевает жизнь, так и преждевременно убивает человека. многие заболевания можно подкорректировать полностью или значительно ослабить их негативное влияние.

Опять и опять хочется сказать, что нашему организму ежедневно требуются 90 видов микро и макро - веществ, без которых наше здоровье будет ослабевать и чахнуть. Ни одна диета не может дать такого количества "стройматериалов" нашим клеткам.

Если понять и принять смысл вышесказанного, то лучше всего обратиться к готовым комплексам. В них сосредоточено все то, что нам надо, но в малом объёме и поэтому ничего не стоит их проглотить, а вот польза. … польза многократна: это и хорошее самочувствие, и настроение, и рабочий задор, и... без врача.

Вот несколько примеров, которые хорошо показывают, что влечет за собой отсутствие в организме отдельных веществ, в частности посмотрим только на примере витаминов:

А - ослабление сумеречного зрения, повышенная восприимчивость к инфекциям, поражения кожи.

С - снижение работоспособности, восприимчивость к инфекциям, воспаление слизистых оболочек, выпадение зубов, повышение кровоточивости десен.

Д - кости плохо срастаются, атрофия костей

В1 - расстройство нервной системы, неполадки желудочно- кишечного тракта, перебои в мышечной и сердечной системах. При полном отсутствии, возможно развитие пиелонефрита.

Единственное условие - витаминно-минеральные комплексы должны быть хорошо и качественно выполнены. Не поддавайтесь на удочку дешевизны. В этом вопросе дешевизна окажет плохую службу.

  1. Меньше лекарств

Надеюсь, что эта позиция не требует объяснений. У всех лекарств много побочных влияний на организм. Даже если вам сегодня лечат какой-то один орган, то у вас обязательно накапливается проблемы в будущем в другом месте.

Лекарства - это химические соединения, не являющиеся родными нашему организму. Их беда - они не принимаются нашей средой, они там "иностранцы" и организм старается от них избавиться. Но это далеко не всегда получается.

Накапливаясь в организме человека, засоряя печень, кишечник они начинают мешать нормальной работе всей выводящей системы. Кроме того сами эти вещества могут создавать устойчивые соединения, которые вредно влияют на живые клетки организма. И это способствует созданию дальнейших очагов болезни. Наш организм требует чистки, аналогично тому, как мы моем своё тело.

Мы рассмотрели три шага, которых так важно придерживаться, чтобы сохранить здоровье и долголетие. И уже не кажется таким эфемерным вопрос – можно ли отменить старость?

Очень хочется, чтобы статья нацелила вас, уважаемый читатель, на поиски необходимых питательных веществ для себя любимого.

Предлагаю воспользоваться предложениями от компании Вивасан - продукты для здоровья из Швейцарии – натуральные и высококачественные. Полностью соответствующие заявленным данным.

Загляните и воспользуйтесь прямым заказом на сайте

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Многие панически боятся болезней, прочно связанных в нашем сознании с жизнью пожилых людей

Молодые люди от неизбежной старости ожидают беспомощности, утраты ясности ума, ухудшения зрения и слуха и прочих неприятностей. Но так ли уж всё страшно на самом деле? На самом деле у старости есть свои преимущества.

Прежде всего возникает вопрос - кто вообще считается пожилым, а кто - старым? Согласно классификации геронтологов, возраст от 60 до 74 лет считается пожилым, от 75 до 89 - старческим, от 90 и выше - возрастом долгожителей.

Старость у нас в сознании ассоциируется с ворчанием и глухотой, шаркающей походкой, атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, гипертонией, онкологическими заболеваниями. Но в реальности это давно не так. Потому, что обычно уже к 40 годам люди умудряются заполучить букет хронических заболеваний. А от самой старости, по сути, мы получаем не так уж много болезней. Как правило, это остеопороз, ломкость костной ткани, или болезнь Альцгеймера - вид старческого слабоумия, при котором человек теряет память и координацию движений. Однако оснований для черного пессимизма всё-таки нет. Ведь старость - просто определенный отрезок жизни, и у нее есть свои радости.

Это грозит каждому

Старение - необратимый процесс, относящийся к любым объектам - живым и неживым. С течением времени все в природе изнашивается. На протяжении жизни любые организмы накапливают внешние воздействия окружающей среды и становятся более хрупкими. Становится недостаточным количество новых клеток, образовывающихся на замену «отработавшим». Этот момент считается началом биологического старения.

На течение старения влияют также факторы внешнего воздействия - окружающая среда, пища, привычки, физическая и интеллектуальная активность. Большую роль играет стрессовый фактор, смена привычных условий жизни, окружения. В процессе старения ряд органов становится меньше в объеме. В среднем, все органы тела с 25 до 75 лет теряют 25%-30% от своей массы.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы - уменьшается подвижность процессов возбуждения и торможения, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности.

Мозг должен работать!

Увы, ни один врач не предложит курс профилактики возрастных нарушений. Никто не назначит пилюлю от старости - ее просто не существует. Каждому придется осознать, что старость неизбежна.

Действенным методом для того, чтобы старость была счастливой, а не мучительной, является сам образ жизни человека. Многие предлагают простой рецепт: активная жизнь без вредных привычек, с обязательным наличием любимого дела. И это действительно работает - долгожители до последнего не уходят «на покой» из профессии.

Ученые подсчитали, что после сорока лет люди ежедневно теряют примерно двадцать тысяч нервных клеток. А ведь гибель нейронов ускоряется из-за их бездействия - с годами осмысливается все меньше новой информации. Оказавшиеся ненужными клетки гибнут, и деградация становится необратимой. Но отсрочить старость вполне реально. Секрет прост: мозг должен работать. Все, что не работает, погибает, и мозг не является исключением.

Люди, живущие интенсивной интеллектуальной жизнью, повышающие образовательный уровень, занимающиеся профессиональной деятельностью, интересующиеся искусством, путешествующие и много читающие, задействуют все структуры мозга. Поэтому у них максимально снижен риск раннего развития слабоумия. Также врачебная практика показывает, что процент страдающих старческой деменцией среди людей, которые ведут активный образ жизни, куда меньше, чем у их малоподвижных сверстников.

В любом возрасте физическая активность является залогом здоровья, а малоподвижный образ жизни никому на пользу не идет. Посильная нагрузка стимулирует работу организма и является отличной профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые в преклонном возрасте ведут к необратимым нарушениям.

Как таковой профилактики старческих недугов не существует, но каждый из нас сможет снизить риск. Для этого нужно, как минимум, смолоду заботиться о своем питании. Целый ряд продуктов способствует активизации работы мозга - рыба, орехи, семечки и сухофрукты, печень и яйца, бобовые и злаковые.

Болезнь Паркинсона развивается гораздо реже у людей, ведущих активный образ жизни. Физические нагрузки вкупе с отсутствием вредных привычек способны оттянуть наступление старости. Положительные эмоции тоже играют не последнюю роль в профилактике многих недугов. И не стоит впадать в отчаяние от того, что на лице появляются морщины, а в волосах - седина. Выход на пенсию можно использовать как возможность пожить для себя: путешествуйте, занимайтесь спортом, оздоравливайтесь в санаториях.

Счастье - в гармонии

Может ли старость быть счастливой? Безусловно, да. Счастье в преклонном возрасте - состояние, которое впитывает в себя все положительные переживания, присущие любому возрасту, но дополненные незнакомым прежде чувством гармонии с окружающим миром.

Для людей, считающих себя счастливыми в этом возрасте, характерным является стремление к переосмыслению жизненного опыта и тяга к обновлению своих взглядов. Такие пожилые люди вовсе не настроены с тоской вспоминать прошлое. Они активно живут настоящим и даже строят планы на будущее. Живя в согласии с собой и окружающим миром, они философски воспринимают мысль о конечности своего существования. Мудрое созерцательное отношение к жизни является основой счастливого старения.

Старость не нужно воспринимать как период регресса, о чем напрямую свидетельствуют результаты изучения познавательных способностей людей в возрастной категории 60-90 лет. Выявлено, что пожилые люди не только сохраняют имеющиеся у них способности, но и развивают ряд новых.

Также на поведение человека в преклонном возрасте влияют его индивидуальные особенности. Сможет ли он успешно адаптироваться к старости, зависит от его предыдущего жизненного пути, в процессе которого формировалась система жизненных ценностей. Если человек не мыслит себя без активной творческой деятельности, то старость не вызывает у него негативных переживаний. Даже неизбежное ослабление физических сил не приводит к дряхлости, потому что активный пожилой человек сохраняет свои эмоциональные качества и умственные способности.

Успешные люди конструктивно воспринимают снижение физических возможностей и ухудшение здоровья в преклонном возрасте. Поэтому человек, проживший жизнь, наполненную яркими событиями, склонен относиться к проявлениям собственной старости и окружающим людям с большим пониманием, чем желчный неудачник, превращающийся с возрастом в брюзгу.

Ощущение счастья в преклонном возрасте - естественное состояние человека, определяющееся выбором правильной жизненной позиции. Надо отметить, что в создании условий для благоприятного старения большая роль принадлежит любви и заботе близких людей, закладывающих основу и для собственной счастливой старости.

Всё под контролем!

Важный метод профилактики деменции и других старческих недугов - контроль собственного здоровья. Нельзя забывать о своевременном посещении медицинских обследований. Зачастую одной из причин возникновения болезней могут стать запущенные хронические заболевания и инфекции. А своевременная диагностика и лечение даст куда больше шансов прожить необременительную старость.

Иными словами, здоровый образ жизни, регулярное посещение медицинских учреждений и позитивный взгляд на жизнь помогут сохранить хорошее настроение, ясный рассудок и бодрость духа даже в преклонном возрасте.

Вообще, исследования ученых доказывают, что не старость плоха - требует перемен наше представление о ней. Преимущество старости прежде всего в том, что у многих - часто впервые в жизни - появляется возможность читать хорошую литературу, общаться, много гулять. Физическая и интеллектуальная активность, потребление пищи, богатой витаминами, особенно овощей и фруктов, оптимизм и жизнелюбие - вот залог красивой и здоровой старости.