День интронизации святейшего патриарха московского и всея руси кирилла. Старые, но не одинокие со христом: слово на сретение господне

1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В тот день фотографу Михаилу Моисееву удалось запечатлеть и парадную сторону, и закулисье интронизации.

Сегодняшний день, разумеется, уже в истории. И история эта слагается из множества сиюминутных зарисовок, каждая из которых ценна тем, что отразила уникальные, уже никогда не повторимые мгновения, движения времени, оттенки, ощущения, эмоции, мысли.

Дерзну внести свой вклад в составление общей картины того, что происходило в Храме Христа Спасителя накануне и сегодня, в сам день интронизации.

Вчера храм незапланированно открыли; оказалось, что после окончания Поместного собора убрать удалось быстро, и не было причин не пускать людей. Но, поскольку заранее было объявлено, что храм будет закрыт, да и суббота всё-таки - народу было немного.Женщина в свечном ящике сидела задумавшись. Может быть, о том, каким будет завтрашний (то есть сегодняшний уже) день.

А в алтаре, тихом и покойном, стояла Феодоровская икона. Патриаршее место - синтрон, как можно видеть, было уже приготовлено для интронизации.

А между тем храм был весь во власти телевизионщиков: съемочные группы приезжали одна за другой, торопясь снять сюжеты в преддверии интронизации.

НТВшники вообще забрались на кухню, где терзали повара Фархода на предмет меню праздничной трапезы. Это всё было вчера.

А потом наступило сегодня. Утро было жутко холодное. Я не посмотрел на градусник, но, когда прибежал в Храм Христа Спасителя, мне сказали, что на улице минус девятнадцать. Бедные солдатики-милиционеры, стоявшие в оцеплении!

На пандусе храма в уголке образовался целый паркинг из машин ВГТРК. Трансляция - дело серьезное.

Это вот та самая ПТСка, купленная к олимпиаде в Сочи и опробованная впервые на Соборе и интронизации. Внутренности, как говорится.В очередной раз главный режиссер рисовал схему работы камер.

А в это время в самом храме уже было полно народу. Хотя до начала службы еще почти целый час. Архиереи, кто подисциплинированнее, уже облачились; остальные потом облачались второпях и в жуткой толкучке.

То же самое касалось и журналистской братии: кто более внимательно отнесся к делу, занял более выгодную позицию заранее.

Народ уже томился в ожидании. Простых прихожан практически не было: кроме делегатов Собора, сопровождающих их иподиаконов, диаконов и прочего духовенства, были только несколько сот человек гостей. Как мне сказали, всего в храме присутствовало что-то около 2 тыс. человек.

Кстати. Сегодня я увидел рекордное количество архиерейских митр единовременно. Да еще и расставленных аккуратными рядами на полу. Будет что вспомнить.

Привычный силуэт... И непривычное пока лицо нового Патриарха.

Служба почти закончена. Напряжение спало.

Последние поздравления.

Сотрудницы споро принялись отмывать-отпаривать кафедру.

А телевизионщики по отработанной программе сворачивали всю свою дорогостоящую машинерию.

Только на улице почти ничего не изменилось. Разве что вышло солнце и стало немного теплее. Милиция, однако, всё так же бдительно охраняла спокойствие граждан.

Вот и всё. Как образно выразился один знакомый владыка, «Ну, с обретением новой главы!»

1 февраля Русская Церковь отмечает день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2009 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран на Московский Патриарший Престол.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в г. Ленинграде.

Отец — Гундяев Михаил Васильевич, священник, скончался в 1974 году. Мать — Гундяева Раиса Владимировна, преподаватель немецкого языка в школе, в последние годы домохозяйка, скончалась в 1984 году. Старший брат — протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Дед — иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергавшийся тюремным заключениям и ссылкам.

По окончании 8-го класса средней школы Владимир Гундяев поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления, где и проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, совмещая работу с обучением в средней школе.

После окончания средней школы в 1965 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем в Ленинградскую духовную академию, которую закончил с отличием в 1970 году.

3 апреля 1969 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. 7 апреля им же рукоположен во иеродиакона, 1 июня того же года — во иеромонаха.

С 1970 г. — кандидат богословия Ленинградской духовной академии.

С 1970 по 1971 годы — преподаватель догматического богословия и помощник инспектора Ленинградских духовных школ; одновременно — личный секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима и классный наставник 1-го класса семинарии.

С 1971 по 1974 годы — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве.

С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года — ректор Ленинградской духовной академии и семинарии. В 1974-1984 гг. — доцент кафедры патрологии Ленинградской духовной академии.

14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. 2 сентября 1977 года возведен в сан архиепископа.

С 1986 года — управляющий приходами в Калининградской области.

С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский.

С 13 ноября 1989 г. по 2009 г. — председатель Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей), постоянный член Священного Синода.

27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.

Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя.

Исполняя послушания Священноначалия, Высокопреосвященный Кирилл был:

  • с 1975 по 1982 гг. — председателем Епархиального совета Ленинградской митрополии;
  • с 1975 по 1998 гг. — членом Центрального комитета и Исполкома Всемирного Совета Церквей;
  • с 1976 по 1978 гг. — заместителем Патриаршего экзарха Западной Европы;
  • с 1976 по 1984 гг. — членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства;
  • c 1978 по 1984 гг. — управляющим Патриаршими приходами в Финляндии;
  • с 1978 по 1984 гг. — заместителем председателя филиала Отдела внешних церковных связей в г. Ленинграде;
  • с 1980 по 1988 гг. — членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси;
  • в 1990 г. — членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви;
  • в 1990 г. — членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • с 1989 по 1996 гг. — управляющим Православным Венгерским благочинием;
  • с 1990 по 1991 гг. — временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией;
  • с 1990 по 1993 гг. — временно управляющим Корсунской епархией;
  • с 1990 по 1993 гг. — председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности;
  • с 1990 по 2000 гг. — председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году;
  • с 1994 по 2002 гг. — членом Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя;
  • с 1994 по 1996 гг. — членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России;
  • с 1995 по 2000 гг. — председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом;
  • с 1995 по 1999 гг. — членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
  • с 1996 по 2000 гг. — членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы.

Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся:

  • постоянным членом Священного Синода (с 1989 г.);
  • председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.);
  • управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.);
  • членом Синодальной богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.);
  • членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии (с 1990 г.);
  • сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного русского народного собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;
  • членом Совета Земского движения (с 1993 г.);
  • членом Российского палестинского общества;
  • автором и ведущим еженедельной телепередачи «Слово пастыря» на Первом канале (с 1994 г.);
  • почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир» (с 1994 г.);
  • членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (с 1995 г.);
  • членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области литературы и искусства (с 1995 г.);
  • почетным членом Московского интеллектуально-делового клуба (с 1995 г.);
  • сопредседателем Христианского межконфессионального консультативного комитета (с 1996 г.);
  • членом Президиума Межрелигиозного совета России (с 1998 г.);
  • главным редактором журналов «Церковь и время» (с 1991 г.), «Смоленские епархиальные ведомости» (с 1993 г.), «Православный паломник» (с 2001 г.);
  • членом церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии» (с 1999 г.);
  • членом Наблюдательного совета Храма Христа Спасителя (с 2002 г.);
  • сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров (с 2002 г.);
  • председателем оргкомитета выставки «Православная Русь» (с 2003 г.);
  • сопредседателем Рабочей группы по взаимодействию Русской Православной Церкви с Министерством иностранных дел России (с 2003 г.);
  • председателем Исполнительного комитета межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
  • членом Президиума Межрелигиозного совета СНГ (с 2004 г.);
  • членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации (с 2004 г.);
  • председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (с 2005 г.);
  • председателем рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (с 2005 г.);
  • председателем рабочей группы по подготовке документа, выражающего позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации (с 2005 г.);
  • членом Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений (с 2006 г.);
  • сопредседателем Всемирной конференции «Религии за мир» (с 2006 г.);
  • руководителем рабочей группы по разработке «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»;
  • Местоблюстителем Патриаршего Престола (с 6 декабря 2008 года).

Святейший Патриарх Кирилл:

  • с 1987 г. — почетный доктор богословия Богословской академии в Будапеште;
  • с 1986 г. — почетный член Санкт-Петербургской духовной академии;
  • с 1992 г. — член Академии творчества;
  • с 1994 г. — почетный член Международной академии Евразии;
  • с 1996 г. — почетный профессор военной Академии (ныне Университет) ПВО Сухопутных войск;
  • с 1997 г. — действительный член Академии российской словесности;
  • с 2002 г. — действительный член Академии социальных и гуманитарных наук (с 2003 г. — Общественная Российская академия социальных наук);
  • с 2002 г. — почетный доктор политологии Государственного университета Перуджи (Италия);
  • с 2004 г. — почетный доктор богословия Христианской академии Варшавы (Польша);
  • с 2004 г. — почетный профессор Смоленского гуманитарного университета;
  • с 2005 г. — почетный профессор Астраханского университета;
  • с 2005 г. — почетный доктор Российского государственного социального университета;
  • с 2006 г. — почетный профессор Балтийского военно-морского института имени адмирала Федора Ушакова;
  • с 2007 г. — почетный президент Академии Российской словесности;
  • с 2007 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета;
  • с 2009 г. — почетный доктор богословия Киевской духовной академии;
  • с 2009 г. — почетный доктор богословия Института теологии им. свв. Кирилла и Мефодия Белорусского государственного университета;
  • с 2009 г. — почетный доктор богословия Санкт-Петербургской духовной академии;
  • с 2009 г. — почетный доктор Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
  • с 2010 г. — почетный доктор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»;
  • с 2010 г. ― почетный профессор Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого;
  • с 2010 г. ― почетный доктор Петрозаводского государственного университета;
  • с 2010 г. — почетный доктор Ереванского государственного университета;
  • с 2010 г. — почетный доктор Одесской национальной юридической академии;
  • с 2010 г. — почетный доктор Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара (honoris causa);
  • с 2010 г. — почетный доктор богословия Московской духовной академии (honoris causa);
  • с 2011 г. — почетный доктор Воронежского государственного университета (honoris causa).

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — автор следующих книг:

  • «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере» (Ленинград, 1971 г.);
  • «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь» (М., 2002 г.);
  • «Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения» (М., 2004 г.);
  • «L’Evangile et la liberte. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique» (Paris, 2006 г.);
  • «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (М., 2008 г.);
  • «Церковь призывает к единству» (Минск, 2010 г.);
  • «Проповеди 2009-2010» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010 г.);
  • а также 1580 публикаций, включая публикации в отечественной и зарубежной периодике.

Изданы циклы телепередач «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика (часть 1), Церковь, личность, общество (часть 2), О вере и спасении (часть 3). На аудионосителях издан цикл великопостных проповедей.

Приглашался для чтения лекций в Рим (1972 г.), в Хельсинкский университет, в Академию «Абу» в Турку, в Православную семинарию в Куопио (Финляндия, 1975 г.), в Экуменический институт в Боссэ (Швейцария, 1972, 1973 гг.), в Мюнстерский университет (ФРГ, 1988 г.), в университет Удине (Италия, 1988 г.), в Государственный университет Перуджи (Италия, 2002 г.), в Христианскую академию Варшавы (Польша, 2004 г.).

Святейший Патриарх Кирилл трудился и трудится в области межправославных отношений. Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).

В 2005 году в качестве главы делегации Русской Православной Церкви принимал участие в интронизации Патриарха Иерусалимского Феофила III.

В составе официальных делегаций посетил все Поместные Православные Церкви, в том числе, сопровождал Святейшего Патриарха Пимена и Святейшего Патриарха Алексия II в их поездках за рубеж.

Принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат он участвовал в IV (Упсала, Швеция, 1968 г.), V (Найроби, Кения, 1975 г.), VI (Ванкувер, Канада, 1983 г.) и VII (Канберра, Австралия, 1991 г.) Генеральных Ассамблеях ВСЦ; во Всемирной миссионерской конференции «Спасение сегодня» (Бангкок, 1973 г.); являлся президентом Всемирной конференции «Вера, наука и будущее» (Бостон, 1979 г.) и Всемирной конвокации «Мир, справедливость и целостность творения» (Сеул, 1990 г.); участвовал в ассамблеях комиссии «Вера и устройство» ВСЦ в Аккре (Гана, 1974 г.), в Лиме (Перу, 1982 г.), в Будапеште (Венгрия, 1989 г.).

Исполняя поручения Священноначалия Русской Православной Церкви, принимал участие в контактах с Церквами США, Японии, ГДР, ФРГ, Финляндии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, Испании, Норвегии, Исландии, Польши, Чехии, Словакии, Эфиопии, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Таиланда, Шри-Ланки, Лаоса, Ямайки, Канады, Конго, Заира, Аргентины, Чили, Кипра, Китая, ЮАР, Греции.

Был членом Поместного Юбилейного Собора Русской Православной Церкви (июнь 1988 г., Загорск), председателем его Редакционной комиссии и автором проекта Устава Русской Православной Церкви, принятого Юбилейным Собором. Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества (октябрь 1989) и внеочередного Архиерейского Собора 30-31 января 1990 года, а также Поместного Собора 6-10 июня 1990 г., Архиерейских Соборов 25-26 октября 1991 г.; 31 марта — 4 апреля 1992 г.; 11 июня 1992 г.; 29 ноября — 2 декабря 1994 г.; 18-23 февраля 1997 г.; 13-16 августа 2000 г.; 3-6 октября 2004 г., 24-29 июня 2008 г.

Представлял Русскую Православную Церковь в комиссиях по выработке Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года и Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 года и октября 1993 года.

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 году.

В качестве председателя комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание Синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с Вооруженными силами» в 1994 году.

С 1996 по 2000 гг. — руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 году), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.). В этой же связи неоднократно посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны.

Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года.

Управление Русской Православной Церковью

В 2009 году принята реформа центральных органов церковного управления. Принципиально реорганизована деятельность Управления делами Московской Патриархии, уточнена сфера деятельности Отдела внешних церковных связей, созданы новые Синодальные отделы, разведены функции Издательского Совета Русской Православной Церкви и Издательства Московской Патриархии, проведена аналитическая работа по формированию необходимых изменений в структуре Учебного комитета при Священном Синоде и в целом в системе духовного образования. Активизирована деятельность Общецерковного суда.

В 2010 году обновлен Устав Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, уточнены полномочия и структуры Управления делами монастырей; Секретариат по зарубежным учреждениям преобразован в Управление Московской Патриархии. Активизирована деятельность Митрополичьего округа в Республике Казахстан: приняты его Устав и Внутренние положение, образованы новые епархии в этой стране.

Образованы новые общецерковные учреждения:

  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества (2009 г.);
  • Синодальный информационный отдел (2009 г.);
  • Финансово-хозяйственное управление (2009 г.);
  • Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (2009 г.);
  • Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2009 г.);
  • Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством (2010 г.);
  • Синодальный отдел по тюремному служению (2010 г.);
  • Патриарший совет по культуре (2010 г.).

Образовано 8 новых епархий:

  • Калининградская (2009 г.), Улан-Удэнская и Бурятская (2009 г.), Карагандинская (2010 г.), Костанайская (2010 г.), Павлодарская (2010 г.), Днепродзержинская и Царичанская (2010 г.), Пятигорская и Черкесская (2011 г.), Владикавказская и Махачкалинская (2011 г.).

Совершено 15 епископских хиротоний.

Образование:

Ленинградская духовная семинария и академия.

Награды:

Удостоен орденов Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Элладской, Польской, Чешских земель и Словакии, Американской и Финляндской Православных Церквей, Армянской Апостольской Церкви и Маланкарской Церкви (Индия).

Также награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II степени; святителя Алексия, митрополита Московского, II степени; святого благоверного князя Даниила Московского I степени; преподобного Сергия Радонежского I и II степени; святителя Иннокентия, митрополита Московского, II степени.

Среди государственных наград — орден Дружбы народов (1988 г.); орден Дружбы (1996 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000 г.); орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006 г.), в 2010 г. медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (Приднестровская Молдавская республика); орден «Шараф» (Азербайджанская Республика, 2010 г.); орден Александра Невского (2011 г.); высший орден Республики Молдова — орден Республики (2011 г.).

В 1993, 2000, 2001, 2002, 2003, 2009 и 2010 гг. Московским биографическим институтом избирался «Человеком года» в номинации «Религия».

В Храме Христа Спасителя проходит церемония интронизации Патриарха Московского и всея Руси.

Предстоятелем Русской Православной Церкви на этой неделе стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. На Поместном соборе он , в то время как управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент - 169 голосов. Третий кандидат, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, взял самоотвод в пользу Кирилла, который после смерти Алексия II был назначен местоблюстителем Патриаршего престола.

Интронизация (настолование) - это торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного Патриарха в и вручением ему знаков патриаршего достоинства. Такими знаками являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман, предносной крест и жезл (посох).

Облачение Патриарха несет особый смысл. Оно является символом той предстоящей жизни, к которой должен стремиться христианин. Облачение Патриарха состоит из специального архиерейского одеяния. Богослужебная одежда допетровских патриархов могла весить более 16 килограммов, а современное облачение Патриарха весит не так много - 3-4 килограмма.

Вне богослужения Патриарх обычно одет в черную рясу. На голове его - белый куколь. На Патриархе может быть надета и длинная мантия, надеваемая поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов - голубого. Цвет патриаршей мантии – только зеленый.

Куколь патриарха имеет форму круглого колпака, обтянутого белой тканью, ниспадающей на спину и плечи. На лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых ангелов, венчает куколь крест. Белый цвет являет собой символ божественного света и душевной чистоты.

Панагия - медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери - Всесвятая, по-гречески - "Панагия". Патриарху полагается носить две панагии и крест, но все три нагрудных знака Предстоятель носит только во время богослужения. Обычно на груди у Патриарха можно видеть одну панагию.

Жезл (), воплощает идею странничества, проповедничества и является символом пастырства, мудрого руководства и власти. При интронизации Патриарха Кирилла будет соблюдена древняя традиция использования на церемонии посоха XIV века, принадлежавшего митрополиту Московскому Петру, который впоследствии вручался при интронизации всем Предстоятелям Русской Православной Церкви как символ преемства первосвятительского служения. Посох митрополита Петра использовался и на интронизациях в XX веке - он вручался патриархам Сергию, Алексию Первому, Пимену и Алексию Второму при их восшествии на престол Московских патриархов. Как полагают ученые, посох был изготовлен московскими мастерами перед поездкой нареченного митрополита Петра в Константинополь, где совершалась возведение его в сан митрополита Земли Русской. Скорее всего, часть облачения и атрибуты архиерейского сана гости привозили с собой. По преданию, посох был вручен митрополиту Петру Константинопольским патриархом Афанасием в 1308 году при поставлении его в митрополиты Русские. После интронизции Патриарха Кирилла посох будет возвращен в Оружейную палату, где он находится на постоянном хранении. Как следует из описи, посох митрополита Петра поступил в музей в 1924 году как часть Патриаршей ризницы Успенского собора Кремля. Он прост, на нем нет драгоценных камней. Как описывает посох каталог музеев Московского кремля, он изготовлен "из черного дерева, восьмигранный с закругленными гранями". "Рукоять-навершие в серебряной золоченой оправе, посередине навершия, спускаясь с двух сторон на древко посоха, фигурные серебряные золоченые пластины с резными изображениями Голгофы, Креста с венком на перекрестье, копья и трости с губкой и черепа Адама с соответствующими надписями, - сказано в описании. - На древке посоха - три позолоченных серебряных кольца с резным растительным орнаментом". Имеется надпись: "Смиренный Петръ митрополитъ всея Русии". В 1677 году раритет был "поновлен" при патриархе Иоакиме

Параман представляет собой четырехугольник из ткани с изображением креста. По углам к нему пришиты завязки. Надевается параман таким образом, что четырехугольник оказывается на спине, а завязки образуют на груди крест. Патриарший параман одевается поверх подрясника только перед богослужением.

Патриарший предносной крест - это художественное изображение распятия Христа, прикрепленное к древку. Во время богослужения его носят перед патриархом. Крест - самый главный христианский символ. Знак победы жизни над смертью, напоминающий христианам о подвиге Христа ради спасения.

На торжественной интронизации Святейшего Патриарха будут присутствовать иерархи Русской Православной Церкви, клирики и миряне - члены Поместного собора и почетные гости.

В первый день последнего зимнего месяца, 1 февраля 2009 года в христианском отечественном мире произошло важное событие: Россия официально обрела нового управляющего Русской Православной церковью. Место Алексия II занял Кирилл. Дату интронизации внесли в православные календари, выпускаемые ежегодно. 1 февраля – не тот праздник, который предусматривает соблюдение традиции посвящения дня молитве и благостным мыслям. Он призван задуматься о важности патриархальной деятельности для паствы и церкви, о том, «как это было».


Общие сведения о церемонии

Термин «интронизация» древнегреческого происхождения. Он образован двумя словами: «на» и «стол» (престол, трон, высокое сидение). Синоним понятия «интронизация» таким образом – настолование. Его употребляли в своем лексиконе славяне.

Интронизация представляет собой торжественное чинопоследование. По сути, это церемония возведения предстоятелей церквей (в прошлом – новоизбранных епископов) на их кафедры в рамках общественного богослужения. Во время интронизации иерарха облачают в одежды, определяющие его новый сан.

Православная церковь современной эпохи производит чин «настолования» в отношении представителей разных церковных «должностей»: патриархов, предстоятелей автономных и поместных церквей. Обязательное условие – лицо, подвергающееся интронизации, должно иметь сан архиепископа или митрополита.

История практики

Свое начало в православной традиции процесс «настолования» берет в домонгольский период. Тогда интронизацию совершали как над митрополитами, являвшимися архиереями Константинопольского Патриархата, так и другими епископами Вселенской Церкви. Упоминания об этой церемонии сохранились в некоторых древнерусских летописях и иных документальных источниках того времени, иллюстрирующих историю Русской Церкви.


Они же дают представление о приблизительных сроках проведения интронизации в отношении того или иного митрополита или епископа, однако конкретных деталей торжественного чинопоследования не содержат, к сожалению.

Эти сведения сохранились в информационных источниках более позднего периода - XV века. По примеру византийского варианта чинопоследования, новоизбранного епископа усаживали на предстоятельский (митрополичий) трон, установленный ближе к дверям жертвенника. Обряд интронизации совершали священники и протопоп, по завершении церемонии «настолования» воспроизводились многолетия (особый вид богослужебных песен). Точно так же, как и сегодня, новоизбранного облачали в специфические богослужебные одежды. В источниках XVI – XVII столетий упомянуто об объезде новорукоположенным архиереем города «на осляти». К слову, в Византии данный обряд совершали с использованием лошади.

Что можно сказать об интронизации Московских митрополитов в период XV – XVI вв.? В принципе, обряд настолования в их отношении производился точно так же, как и над епископами, но богослужение отличалось большей пышностью и некоторыми деталями.


Интронизация Патриархов до Патриарха Никона осуществлялась вкупе с совершением над митрополитами полного последования архиерейского рукоположения, даже если учесть тот факт, что избранию на Московскую кафедру предшествовало получение ими епископского чина. Данное обстоятельство вызывало неоднозначное отношение. В итоге указанный обычай был забыт после того, как при своем поставлении на престол Никон получил архиерейскую хиротонию. Традиция облачения Патриарха в одежды, состоящие из двух епитрахилей, также прекратила свое существование после интронизации вышеуказанного лица.

В интронизацию Московских Патриархов Иосафа II, Питирима, Иоакима, Адриана внесли существенные изменения. Была упразднена традиция совершения ритуала настолования на исходе богослужения, то есть символичное усаживание на престол митрополита. Правда, переоблачение Патриарха и вручение ему правящей венценосной особой первосвятительского жезла остались неизменными.

Как только Московским Патриархом был избран Святейший Тихон, появился и дождался утверждении на Соборе чин Патриаршей интронизации.

Интронизация 1 февраля 2009 года


Особый интерес для нас, конечно, представляет процесс посвящения в Патриархи Святейшего Кирилла – нашего современника, руководящего РПЦ МП с 2009 года по сей день, притом весьма успешно. Торжественная церемония происходила в Москве, в главном храме столицы и страны – Храме Христа Спасителя. Святейшего Патриарха Кирилла избрали большинством голосов.


Интронизация 1 февраля 2009 года стала пышным, красивым, светлым, торжественным праздником, запечатлевшимся в памяти всех присутствующих на этом мероприятии. В богослужении участвовало множество служителей церкви: представители всех поместных церквей, архиереи и духовенство, задействованное в работе Поместного Собора.

Обряд посажения новоизбранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на престол («настолование») осуществляли Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и ныне почивший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Этот трон сохранился с дореволюционных времен и до восстановления храма Христа Спасителя находился в Александро-Невской Лавре. Его установили для интронизации, как и положено, на горнее место Патриаршего кафедрального собора. Со времени смерти предшественника Кирилла оно было закрыто.

В течение всей церемонии на лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси читалось сосредоточение, в глазах, по словам одного из присутствовавшего на празднике протоиерея, не замечалось радости. Патриарх, по всему видно, воспринимал происходящее с ним со всей серьезностью, принимая на плечи свои тяжкий крест. И это неспроста, ведь высокая «должность» патриарха предполагает огромную ответственность, осуществление нелегкого труда во славу Божию длиною в жизнь.

Святейший Патриарх Кирилл

Стоит немного рассказать о личности Святейшего Патриарха Кирилла. В миру полное имя его звучит как Гундяев Владимир Михайлович. Дата рождения Патриарха 20 ноября 1946 года. Он появился на свет в Ленинграде, в семье священника Гундяева Михаила Васильевича, и учительницы немецкого языка Гундяевой Раисы Владимировны. Отец Патриарха Кирилла умер в 1974 году, мать - 10-ю годами позже. У него есть старший брат, который тоже пошел по отцовским стопам – сегодня он является протоиереем, настоятелем Преображенского собора в г. Санкт-Петербург. Владимир Гундяев, будучи еще школьником, 3 года проработал техником-картографом в геологическом учреждении. Духовный путь его начался в 1965 году, когда будущий Патриарх поступил в Ленинградскую духовную академию, и продолжается поныне…


Владимир Путин поздравил главу РПЦ

Семь лет назад на патриарший престол Русской православной церкви (РПЦ) взошёл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, избранный шестнадцатым предстоятелем на Поместном соборе 27-28 января 2009 года. Как и в прошлые годы, в годовщину своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Вместе с ним торжественную службу совершили иерархи РПЦ.

Президент России Владимир Путин поздравил Патриарха в ходе встречи в Патриарших покоях Московского Кремля. «Ваше Святейшество, позвольте сердечно поздравить Вас! Всего Вам самого доброго! Спасибо Вам большое и за развитие Русской православной церкви, и за укрепление единства российского народа и нашего общества», – сказал глава государства.

В свою очередь, Святейший поблагодарил президента за шаги в укреплении взаимодействия между государством и церковью: «Мы понимаем, как мы далеко уже продвинулись по пути этого замечательного диалога, направленного на консолидацию нашего общества и на развитие всех сторон его жизни, особенно духовной и нравственной составляющей жизни народа. Я Вас благодарю за самое активное и, может быть, самое важное участие».

В ходе беседы Патриарх рассказал В. Путину об итогах состоявшегося в конце января в Женеве Собрания предстоятелей и представителей поместных православных церквей, которое было посвящено подготовке Всеправославного Собора. По словам главы РПЦ, «встреча была очень плодотворная. Не без трудностей – никогда эти встречи легко не проходят».

«Но, как говорят, на выходе, в качестве результата мы имеем очень положительные документы, которые по настоянию Русской православной церкви опубликованы, потому что критическое отношение к предстоящему Всеправославному Собору, а именно этому был посвящён саммит, или, как мы говорим по-гречески, синаксис глав церквей, оно имело своей причиной закрытость процесса», – сказал Патриарх и добавил, что «очень важно то, что в Женеве была достигнута такая договорённость, все документы опубликованы», поскольку «нужно иметь обратную связь с людьми, с верующими, и не только с духовенством, но и с мирянами, чтобы они могли комментировать эти документы».

Глава РПЦ также отметил, что в ходе Собрания «были найдены такие компромиссные, с точки зрения баланса церковных интересов, но положительные для всех, и для Русской православной церкви в том числе, решения». «Поэтому, по милости Божьей, прошли через определённые испытания, но результат хороший», – отметил Святейший.

В. Путин сказал: «Слава Богу. Это ещё один шаг к укреплению единства православия, что очень важно».

Стоит отметить, что с инициативами нынешнего главы РПЦ связан целый ряд важных реформ – они затрагивают не только церковную жизнь. В стране реализуется программа строительства сотен православных храмов, учреждён Отдел по взаимоотношениям церкви и общества, а также Патриарший совет по культуре. С 2012-2013 учебного года учащиеся четвёртых классов российских школ в обязательном порядке изучают по выбору один из пяти модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику. Сейчас идёт работа по подготовке курса для учащихся всех классов, также предложено ввести преподавание православной культуры в детских садах и высшей школе. Патриарх Кирилл неоднократно указывал на важность развития богословского образования. В 2009 г. была создана Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Благодаря усилиям Церкви в 2015 году теология утверждена в России как научная специальность.

Патриарх Кирилл с трибуны Госдумы и в стенах Совета Федерации выступал с предложениями выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования, а также запретить свободную продажу в России химических абортивных средств. Кроме того, духовный лидер считает необходимым запретить в России рекламу «средств, разрушающих здоровье человека», в частности, алкогольной продукции на страницах журналов и газет.

Что касается реформ внутри Церкви, за последние семь лет примерно в два раза увеличилась число епархий: со 159 (на начало 2009 г.) до 293. Образованы 57 митрополий (для координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе). Патриархом Кириллом было учреждено несколько новых церковных отделов, например, по тюремному служению, по взаимодействию с казачеством, по монастырям и монашеству, а также информационный отдел и Финансово-хозяйственное управление. Развивается деятельность по увековечению памяти новомучеников. В 2013 г. образован соответствующий Церковно-общественный совет.

С момента начала гражданского противостояния на Украине Патриарх Кирилл неоднократно призывал противоборствующие стороны к мирному разрешению конфликта. По благословению Предстоятеля в храмах РПЦ за каждой литургией возносится особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Образован Общецерковный штаб помощи беженцам, открыты десятки церковных гуманитарных пунктов и приютов. Стоит также отметить, что РПЦ оказывает помощь пострадавшим в ходе вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке, в результате стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий в России и других странах.

Церковь проводит крупные общественные форумы: Всемирный русский народный собор, Международные Рождественские чтения и Парламентские встречи. Выставку «Православная Русь» каждый год посещают сотни тысяч жителей столицы и других городов России.

Патриарх Кирилл регулярно посещает епархии Русской православной церкви. Всего за 7 лет состоялось 168 поездок в 87 епархий. За последний год Патриарх Кирилл совершил 210 богослужений – это почти 315 часов или две недели беспрерывного служения. А за семь лет патриаршего служения совершено около 1,4 тыс. богослужений. По приблизительной оценке, Патриарх ежегодно благословляет около 500 тыс. человек, посещающих его службы.