Древние микены в греции. Микены - крупнейший город древней эллады

Микены – древний город, упомянутый во многих греческих легендах. Он был родиной знаменитого Агамемнона, одержавшего победу над неприступной Троей. Здесь же жили многочисленные персонажи произведений античных поэтов и мифические герои. Город являлся крупнейшим культурным центром. Он даже дал название целой эпохе, названной «микенской цивилизацией». Микены отличались огромным богатством, следы которого были обнаружены при археологических раскопках несколько веков спустя.

Микены в мифологии

Согласно мифам Древней Греции, город построил сын Данаи и Зевса Персей. Именно ему принадлежит победа над ужасной Медузой Горгоной. Для защиты города могучие циклопы установили крепостную стену длиной 900 м. Она изготовлена из огромных каменных плит. Их высота местами достигает 7,5 м, а вес равен 10 тоннам. Никакому человеку не под силу выполнить такую работу.

Управление Микенами от Персея перешло к его потомкам, которые несколько поколений поддерживали процветание города. Постепенно власть перешла к династии Атрея, что не приуменьшило влияния города.

Схема древнего города

Агамемнон – достойный правитель и наследник династии – сумел собрать войско и в длительной борьбе победил Трою. Однако в это время произошли трагические события, имевшие влияние на всю его жизнь. Они описаны в мифах и произведениях поэтов.

Во время похода попутные ветры прекратились и дальнейшее продвижение было под вопросом. По велению Оракула, Агамемнон принес в жертву богам собственную дочь. Жертва была не напрасной, боги помогли Агамемнону одержать победу, но разбили сердце матери девушки и жене царя. Вернувшись домой лишь через 10 лет, царь застал свою жену Климнестру убитой горем. Она не простила мужа и вступив в сговор со своим любовником, убила его в ванной. Спустя почти три тысячелетия греки продолжают называть женщин-мужеубийц именем древней царицы.

Микены в истории Греции

Микены являлись крупнейшим городом всего Эгейского побережья и древней Эллады. К сожалению, сохранилось очень мало документальных подтверждений с того периода. Большинство информации приходится черпать из археологических находок и поэтических работ Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида и других.

Историки предполагают, что основан город был в 2000 г. до н.э. За свою историю ему пришлось дважды пережить расцвет и упадок. Первый период приходится на доантичную эпоху и завершается во время извержения вулкана на острове Санторини.












Во второй расцвет Микены стали наибольшим городом нынешней Европы, которому принадлежали практически все земли Пелопоннеса. Здесь же располагалась резиденция правителей. К началу христианской эпохи роль Микен значительно уменьшилась, а полное запустение настигло его ко II в. уже нашей эры.

Описание и достопримечательности

Благодаря работе археологов XIX в. удалось обнаружить древний город и изучить его историю. Настоящую революцию в изучении Микен совершил Генрих Шлиман – бизнесмен и археолог-любитель, одержимый идеей найти великую Трою. Во время раскопок было обнаружено множество предметов быта и глиняных табличек, а также драгоценностей, включая золотую маску Агамемнона.

Внутри крепостных стен, местами достигавших 17 м в толщину, обустраивали галереи и казематы. От основания холма к крепости проходили многочисленные тропинки для жителей окрестностей. Знатные особы добирались в город по мощеной дороге. Главными воротами города были Львиные ворота, сделанные из трех обтесанных глыб и украшенные фигурами львиц.

В центральной части Микен находились помещения для царя и царицы (мегароны). Это просторные залы с троном для владыки. На полу и стенах до наших дней сохранились элементы прекрасных фресок и остатки очага в центральной части. Здесь проходили все важные собрания и суды. Среди других помещений уцелел красноватый пол ванной комнаты, где и был убит знаменитый Агамемнон.

Для хранения праха венценосных особ использовались усыпальницы в виде шахт. Наибольший интерес представляет сокровищница Атрея, к которой ведет коридор длиной 36 м. Сама же сокровищница имеет цилиндрическую форму и накрыта огромной монолитной плитой. Ученым до сих пор не понятно, как древние строители смогли установить плиту весом более 120 тонн.

Недалеко от гробниц можно увидеть остатки других строений, таких как дома Сфинкса, торговца маслом или виноторговца. Также на территории работает музей, в котором представлены ценные археологические находки.

Как добраться?

Чтобы добраться к руинам древнего города, следует приехать в небольшую деревушку Микинес, которая находится в 90 км от Афин. Экскурсионные автобусы регулярно отправляются в Микены со столичного терминала КТЕЛ Афинон. Посетить развалины можно самостоятельно, купив билет за 8 евро, но больше впечатлений оставит экскурсия в компании опытного гида, который поделится массой полезных и интересных фактов.

Микены — старейший город материковой части Греции. Древнее лишь Кносс, центр минойской цивилизации, на Крите. Микены датируются вторым тысячелетием до н.э. В настоящее время город находится в руинах. В свою очередь руины превращены в музей. На 29 день прибывания в Греции смотреть руины стало совсем скучно, в Микенах мы провели около двух-трех часов. Комплекс совсем небольшой и достаточно однообразный.

Могильный круг А (grave Circle A). Микенский акрополь. Справа вход, ниже — стоянка туристических автобусов.

Микены — одна из самых легкодоступных достопримечательностей Пелопоннеса. 120 км от Афин , причем 110 из них по магистрали. По времени примерно 1 час 10 минут . Мы же приехали с другой стороны, в эти дни наша база была в Эпидавре.

Микенская крепость занимала очень выгодное стратегическое положение, она возвышалась над равниной Аргос и контролировала все горные проходы к северу, до самого Коринфа. Главный вход в город украшали Львиные ворота, сооруженные около 1260 года до н. э. Над ними были высечены два больших каменных льва. Все сооружение венчала крыша, длина которой составляла 8 м, высота — 90 см, а ширина — 2,4 м.

От ворот шла дорога к царскому дворцу. Его стены украшали фрески, наподобие критских росписей. Таким образом, жители Микен имели представление о минойской культуре. Вокруг теснились дома менее высокопоставленных горожан. Один из них, так называемый Дом с колоннами, был трехэтажным.

Я не специалист в области истории и археологии. Но мне хотелось бы знать кто тут жил, когда, для чего использовалось здание. Зачастую такой информации просто нет. На информационных стендах примерные даты и описание внешнего вида…хотя даже не внешнего вида, а остатков внешнего вида.

Древние греки были убеждены: Микены построил Персей, а толстые, высокие стены из огромных каменных плит по его приказу возвели циклопы – одноглазые чудовища-великаны. Иначе объяснить, как во втором тысячелетии до нашей эры удалось возвести столь грандиозное сооружение, они попросту не могли.

Руины Микен находятся на полуострове Пелопоннес, на восточной стороне скалистого хребта, в 2 км от небольшого города Микенес, в 90 км в юго-западную сторону от столицы Греции, Афин, в 32 километрах на север от залива Арголикос. На географической карте этот древний греческий город можно вычислить по следующим координатам: 37° 43′ 50″ с. ш., 22° 45′ 22″ в. д.

Микены и Троя были обнаружены немецким археологом-любителем, Шлиманом. Нашёл он эти уникальные памятники бронзового века довольно интересным методом, используя гомеровскую «Илиаду» вместо путеводителя: сначала он отыскал знаменитую Трою, а через небольшой промежуток времени – Микены.

Расцвет древней микенской цивилизации относится к концу бронзового века и датируется 1600 – 1100 гг. до н.э. Легенды утверждают, что Микены построил царь Персей, но историки склоняются к выводу, что основателями древнего города являются ахейцы, воинственные представители одного из древнегреческих племён.

Удачное географическое положение и богатство города (микенцы вели активную торговлю по всему Средиземноморью) привело к тому, что к началу XIII ст. древние Микены оказались одним из самых сильных и влиятельных государств, находящихся на территории материковой Греции.

Власть правителей Микен распространялась на всю близлежащую территорию и, по предположениям учёных, даже охватывала весь север Пелопоннеса (исследователи выдвигают предположение, что цари города вполне могли возглавлять конфедерацию Пелопоннесских царств).

Не удивительно, что город Микены имел хорошо укреплённые стены, предназначенные для защиты от вражеских нападений: захватить его пытались не раз, и нередко – довольно успешно (об этом свидетельствуют многочисленные мифы того периода, чей сюжет причудливо смешался с реальными событиями, подтверждения которым обнаружили археологи).


Микенцы и сами были довольно воинственны: царь Агамемнон организовал поход на Трою, которая конкурировала с Микенами за господство в регионе, и после десятилетней осады добыл важнейшую победу. По одной из легенд, победа была ему дарована богами за то, что он, исполнив повеление Оракула, принёс в жертву свою дочь, Ифигению (впоследствии это послужило причиной смерти царя: жена Агамемнона, не смирившаяся со смертью дочери, организовала против него заговор).

Надо заметить, что плодами долгожданной победы грекам воспользоваться не удалось: около 1200 г. до н.э. на территорию Греции вторглись племена дорийцев, разрушившие практически все города Пелопоннеса, среди которых также оказались Микены и Троя (последняя даже не успела оправиться от поражения и как раз пережила сильнейшее землетрясение). Жители городов какое-то время своей территории не покидали, прятались в горах, но впоследствии были вынуждены покинуть свои земли – одни перебрались на острова, другие переселились в Малую Азию.

Как выглядел город

Большая часть населения Микен жила вне крепости, у подножия холма. Раскопки, проведённые археологами, показали, что прежде, чем попасть в цитадель, нужно было миновать кладбище, находящееся вне стен города и жилые дома. Обнаруженные постройки в черте города показали, что в его пределах находился дворец, жилые помещения, храмовые сооружения, склады и шахтные гробницы, в которых хоронили представителей правящих династий.

Как и большинство древних городов, Микены представляли собой хорошо укреплённую крепость и были построены на скалистом холме высотой около 280 метров.

Город окружала выложенная из огромных глыб крепостная стена протяжённостью около 900 метров, шириной – не менее 6 метров, а высота местами превышала 7 метров, при этом вес некоторых каменных блоков превышал 10 тонн.

Парадные ворота

Попасть в крепость можно было по вымощенной камнем дороге через Львиные ворота, ширина и глубина которых составляла около трёх метров.

Построили Львиные ворота в Микенах в тринадцатом веке до нашей эры во время расширения крепостной стены. Возвели их из трёх громадных, слегка обработанных известняковых глыб, а закрывали двумя деревянными створками (об этом свидетельствуют углубления, находящиеся внутри боковых стен).

Верхняя горизонтальная перемычка была шире, чем столбы, на которые её положили – это было сделано для того, чтобы сверху можно было установить треугольной формы известняковую плиту-фронтон, с двумя изображёнными львами. По одной из гипотез, барельеф, венчающий Львиные ворота, является гербом династии Атридов, которая правила городом в то время. По другой – посвящён богини Потнии, являющейся покровительницей всех зверей.


Львы эти развёрнуты друг к другу и, стоя на задних лапах, передними опираются на два находящихся алтаря, между которыми изображена колонна. К сожалению, головы зверей до наших дней не сохранились, но тщательно изучив барельеф, учёные пришли к выводу, что изготовлены они были из другого материала (возможно, из слоновой кости) и скорей всего, смотрели на людей, которые входили в цитадель через Львиные ворота.

Одним из предназначений этого барельефа было замаскировать образовавшуюся дыру: Львиные ворота были выстроены по всем правилам своего времени, поэтому все глыбы, которые нужно было положить над перемычкой, устанавливали со скосом, что давало возможность переместить большую часть нагрузки на боковые стены, между которыми были установлены Львиные ворота.

В результате этого над перемычкой образовалось пустое пространство, куда установили плиту с барельефом, который считается самой ранней монументальной скульптурой микенского периода (перед тем как были обнаружены Микены, были найдены разве что статуэтки высотой в 50 см).

Дворец

Сразу за Львиными воротами дорога поднимается вверх, а затем с левой стороны упирается в лестницу, по которой можно было подняться во дворец, находившийся на вершине скалы (по оценкам специалистов, замок был построен в XIV ст. до н.э., а некоторые найденные в нём фрагменты относятся к более раннему периоду).

Лестница заканчивается в прямоугольном дворе, в который можно было попасть из тронного зала, минуя приёмную и портик с двумя колоннами. Тронный зал имел прямоугольную форму, его крышу поддерживали четыре колонны, а стены были украшены фресками с изображёнными на них боевыми колесницами, лошадьми и женщинами.

Жилые помещения находились с северной стороны замка, многие из них были двухэтажными. Скорее всего, к ним можно было попасть из вестибюля дворца. Также здесь находился храм с круглыми алтарями, возле которых была обнаружена сделанная из слоновой кости скульптурная композиция из двух богинь и ребёнка.

Интересно, что при раскопках, во дворце были найдены глиняные таблички с надписями, которые оказались финансовыми отчётами военных затрат, а также списками работающих на микенских правителей людей: это был перечень рабынь, гребцов, ремесленников. Это даёт повод учёным предположить, что Микены были довольно бюрократическим государством.

Шахтные гробницы

С правой стороны от Львиных ворот были расположены обнесённые каменной оградой шахтные гробницы, в которых хоронили царей. Это были вырубленные скале прямоугольной формы погребальные комнаты, уходящие на глубину от полутора до пяти метров. Сейчас на месте древних захоронений установлены поставленные на ребро каменные плиты, отмечающие их месторасположение. В этих гробницах археологи нашли самые настоящие сокровища – монеты, ювелирные изделия, кольца, чаши, кинжалы, мечи, изготовленные из золота, серебра и бронзы.

Купольные и камерные гробницы

До того как построить крепость, микенцы хоронили своих правителей в так называемых купольных гробницах, которые по форме напоминали огромные купола. Всего археологами было обнаружено девять таких усыпальниц, относящихся к XV-XIV ст. до н.э. Усыпальницы представляли собой подземные сооружения с высоким, сужающимся кверху куполом, который возвышался над землёй. После похорон гробницу закрывали, а коридор, ведущий в погребальную яму, засыпали землёй.

Одной из наиболее известных гробниц этого типа является усыпальница Атрея (XIV ст.), в которую можно было попасть по длинному коридору, дромосу. Погребальная яма находилась под землёй и имела 13 метров высоты и 14 ширины (к сожалению, узнать, что именно забрал с собой царь в загробный мир, установить не удалось, поскольку могила была разграблена ещё в прадавние времена). Над входом в погребальную комнату была установлена девятиметровая квадратная плита. Как именно древние мастера сумели её установить, учёные до сих пор не выяснили.

В находящихся неподалёку камерных гробницах хоронили аристократов и представителей их семейств. Это были в основном вырубленные в склоне горы фамильные склепы, в которые можно пройти по дромосу.

Как добраться до Микен

Желающие увидеть один из самых знаменитых памятников бронзового века, должны учитывать, что он находится на территории археологического парка «Микены», а потому вход на его территорию платный (билет стоит около 8 евро).

До города Микен лучше всего добираться из столицы Греции рейсовым автобусом, дорога в этом случае займёт около двух часов, а билет обойдется в 12 евро. Также можно воспользоваться автомобилем и картой – сначала доехать до города Арго, миновав Коринфский канал, а уже оттуда отправиться в Микенес.

Вот и пришла пора поговорить о древних циклопических укреплениях в Микенах, которыми завершается рассказ о том, что довелось увидеть в Греции. Дальше будет только итоговый пост, а пока вернемся к стенам, которым больше трех тысяч лет, прогуляемся среди них, попытаемся представить, какими они были когда-то...

Город был окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв.м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые галереи с казематами, в которых хранилось оружие и продовольствие (толщина стена достигает здесь 17 м). Вся система оборонительных сооружений микенских крепостей была тщательно продумана и гарантировала защитников от непредвиденных случайностей.

Подход к главным воротам цитадели был устроен таким образом, что приближавшийся к ним противник вынужден был поворачиваться к стене, на которой находились защитники крепости правым боком, не прикрытым щитом. За воротами внутри крепости также находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов.

Ныне, войдя в ворота, мы оказываемся на открытом пространстве, которое в основном занято идущей по кругу оградой, образованной двумя рядами поставленных на ребро каменных плит: они отмечают места более ранних шахтных гробниц. Внутри этой загородки были надгробия, на некоторых высечены человеческие фигуры. Между кругом ограды и стеной располагались дома и складские помещения.

Этот т.н. круг А шахтных гробниц был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели.

На протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3-4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы.

Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минойская керамика. Расположены гробницы среди могил т.н. среднеэлладского периода. Очевидно, это были захоронения правителей.

Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование - явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далекими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах дает основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития.

К воротам ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI в. до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица.

По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов. Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.

Самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 г. впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 в. Например, такое вот романтизированное изображение Микенского акрополя. Не правда ли, узнать трудно?

История Микен является одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных, полной темных страстей глав истории Греции. Именно археологи доказали реальное существование событий, описанных в античных поэмах. Согласно «Илиаде» Гомера, «Агамемнону» Эсхила Греция в Микенский период была страной высокой культуры. Историки древности Геродот и Фукидид говорили о Троянской войне как об истинном происшествии, а о ее героях – как о реально существовавших людях.

Между тем во времена, когда греки попали в поле зрения современной истории, они ничем особенно не выделялись среди других народов – ни роскошью дворцов, ни могуществом царей, ни большим флотом. Приписать содержащиеся в поэмах Гомера сведения фантазии писателя было, несомненно, гораздо проще, чем согласиться с тем, что за эпохой высокой цивилизации последовала эпоха упадка с его варварством, а затем новый подъем эллинской культуры.

Сегодня Микены в первую очередь связываются с именем Шлимана, который, изучив тексты поэм Гомера, открыл Трою, а затем - и «королевские могилы» в Микенах.

В 1876 г. в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А, находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки. Среди нескольких золотых надгробных масок он выбрал самое, как ему показалось, «интеллигентное» лицо и приписал его Агамемнону.

Шахтные гробницы, обнаруженные в Микенах Шлиманом в 1876, были наиболее ранними из объектов в этом месте: каких-либо предметов, относящихся к неолиту, здесь нет, а ранне- и среднеэлладские остатки крайне незначительны. Предметы, найденные в гробницах, относятся к переходному от среднеэлладского к позднеэлладскому периоду и служат иллюстрацией к связям, существовавшим между Грецией и Критом ок. 16 в. до н.э. Вид раскопок Шлимана в Микенах на старинной гравюре:

Гробницы эти представляли собой шесть больших каменных колодцев, находящихся на территории, которая была впоследствии обнесена стеной. В колодцах найдено 19 скелетов, один из которых сохранился в частично мумифицированном виде. На лицах нескольких погребенных были маски из чеканного золота.

Здесь на плане хорошо показано месторасположение всех объектов, в т.ч. и гробниц:

В могилах имелись сокровища - предметы из золота, серебра и бронзы, в том числе ювелирные изделия, чаши, мечи, кольца и другие объекты. Среди последней категории - многочисленные золотые диски и пластинки с чеканкой или тиснением на них в виде осьминогов, розеток и других форм, типичных для микенских захоронений: это могли быть блестки с одежды или украшения гробов либо иного убранства.

Здесь были также бронзовые кинжалы с рукоятками из чеканного золота и рисунками на клинках, выполненными в технике золотой и серебряной инкрустации, на двух имеются сцены охоты, изображенные в живой и выразительной манере.

Общий вес найденного здесь золота - более 14 кг. Ныне находки Шлимана украшают экспозицию Национального Археологического музея Афин.

Но часть находок представлена и в Микенах:

Некоторые из сокровищ и в наши дни не уступают творениям нынешних дизайнеров. ;-)

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров - от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным.

В Афинах Шлиман, кстати, отстроил себе роскошный особняк, стены которого украсил росписями, в соответствии со своим эксцентричным вкусом поместив изображения самого себя и своей жены среди античных богов и героев.

В шести гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня - оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски, а также керамика 16 в. до н.э.

Чрезвычайно редкий случай, когда царские захоронения столь древней эпохи дошли до наших дней фактически не разграбленными. Большинство этих находок выставлено в национальном археологическом музее Афин и является самой важной частью экспозиции музея.

Кстати, именно в Микенах были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники.

Но вернемся к акрополю. Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен.

Ныне он плохо сохранился, а некогда в него входили по двухмаршевой лестнице в минойском стиле с церемониальными приемными покоями.

Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хозяйственных помещений, в отдельном святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты.

Наверху лестницы находился прямоугольный двор, куда выходил большой зал, или мегарон, состоящий из портика с двумя колоннами, приемной и прямоугольного главного зала.

Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг круглой формы, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, поддерживавшие крышу и украшенные бронзовыми накладками и трон правителя.

Очаг был неоднократно расписан цветными узорами по тонким слоям штукатурки. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Мегарон, давший хрестоматийный план греческого жилища 2-1 тысячелетий до н.э., по-прежнему позволяет представить вид из окна дворца горделивого ахейского предводителя - обрыв, гора, холмы и равнина вплоть до туманящегося вдалеке моря.

О мегароне очень хорошо написал carmelist , хотя он писал о Тиринфе, но и к Микенам можно применить эту цитату: строительная техника определяется мерой одной человеческой силы, чья-то гениальная архитектурная мысль только что позволила изобрести метод кладки прямого угла из камня. Другой инженерный гений додумался подставить под перекрытие потолка обычный ствол дерева и создал самый знаковый элемент зодчества - колонну. Симбиоз этих двух творений родил мегарон - праформу будущей античной классики. Думаю, что радости строителей не было предела, они лепили один мегарон к другому, пока не слепили целый дворцовый комплекс Тиринфа.

Подытожим вышесказанное - характерные элементы мегарона:
- трехстороннее деление: балкон, преддверие и тронная комната;
- большой круглый очаг в центре тронной комнаты;
- четыре колонны, устроенные в квадрате вокруг камина в тронной комнате;
- трон расположен против середины правой стены в тронной комнате;
- полы и стены мегарона богато украшены фресками и геометрическими узорами;
- около правой и левой стен тронного зала располагались каменные скамьи

Мегарон царя носил сакральный характер: царь, бывший также верховным жрецом, восседал на троне, а жрецы вокруг него на скамьях.

Разрез мегарона:

Здесь и выше на горе было еще много других помещений, но от них по большей части не осталось и следа. Упомянем о некоторых из них: помещение суда, находилось непосредственно перед мегароном. Обычно суд с трех сторон окружался коллонадой. В Микенах около суда заканчивается "Большая Лестница" (каменная лестница, берущая свое начало от “Львиных ворот”).

Мегарон царицы - в Mикенах это помещение уступает размерами мегарону царя, однако был столь же роскошным и с двумя световыми колодцами. Мегарон царицы расположен рядом с северной стороной мегарона царя.

Ванная - обнаружена около царских комнат. Сама ванная собрана из фрагментов, и как все прочие ванны небольшого размера, сидячая. Даже микенские цари не имели больших ванн!

На вершине горы имеются следы архаического дорического храма, здесь был обнаружен архаический рельеф, а также найдены предметы, относящиеся к эллинистическому периоду. В юго-западной части Дворца обширная территория была занята святилищем. Здесь хранились посвятительные дары божеству, оброки, дары и доходы царя. Видимые в настоящее время пифосы использовались для хранения масла и вина, а возможно и зерна, хотя последнего обнаружено немного. В находящихся перед пифосами резервуарах с кладкой, возможно хранились драгоценная утварь. Кладовые не имели ни окон, ни световых колодцев и освещались масляными светильниками.

В северо-западном углу укрепленной территории имелся подземный источник с резервуаром, к которому вела лестница в 83 ступени. Древнее название источника - Персея. Из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику.

Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей.

В заключение хотелось бы привести рассуждения американских ученых о связи между минойскими и микенскими дворцами.

Расположение Центрального мегарона в Микенах, ясно указывает, что это был архитектурный центр дворцовой структуры. Расположение всех остальных построек зависят от расположения мегарона. В Микенах мегарон является сердцем дворца, непосредственным административным центром. В Микенах в царском мегароне осуществлялся суд и административное управление.

Напротив на Крите, в Кносском дворце царский мегарон не является центральной постройкой, он является просто монументальной версией нормального частного дома. В Кноссе существуют и другие тронные залы, которые использовались царями для выполнения отдельных религиозных или государственных целей. В этом смысле, архитектура Микенского дворца может характеризоваться как центростремительная, в отличие от центрической природы Дворца в Кноссе.

Микенские дворцы отражают намного большую индивидуальность, нежели критские дворцы в том смысле, что в Микенах каждая постройка неповторима, а в Кносском дворце одних только кладовых около 30. В Микенах резко противопоставляется дворцовая архитектура и жилища простых людей. Если на Крите застройки “нижних городов” по стилю соответствовали дворцам, то в Микенах никакого сходства между дворцом и жилищами простого народа не найдено, несмотря на попытку экспедиции Университета Минесоты в 1960-1970-х годах составить полный план Микен. Дворец в Микенах всегда связан только с местом жительства монарха и связанных пристроек, и это различие между королевской областью и местом жительства простых людей было подчеркнуто конструкцией массивных стен вокруг цитадели.

Источники, процитированные в постах о Микенах.

Сотни лет назад человек, входивший в греческие Микены, столбенел при виде главных городских ворот: на него сверху смотрели два огромных льва, символизируя мощь и отвагу жителей.

И сейчас туристы на несколько секунд изумленно останавливаются перед этим входом в центральную часть города, пораженные его величественностью и монументальностью. Львиные ворота в Микенах – памятник, оставшийся в наследство нашей цивилизации от некогда богатейшего города и продолжающий вызывать споры среди ученых.

История Микен

План древних Микен

Город, пребывающий сейчас в руинах, некогда славился на всю Элладу. Во-первых, согласно преданиям, его основал Персей – сын Зевса, герой, одержавший победу над Медузой Горгоной (по версии официальной науки, было это примерно в XVI в. до н. э). Мощную городскую стену возвели циклопы – огромные одноглазые существа. С тех пор кладку стен, выполненную при помощи больших необработанных каменных глыб, называют циклопической.

Во-вторых, город дважды переживал расцвет и упадок. В доантичную эпоху Микены (Мекены) были одним из крупнейших городов Эгейской цивилизации, пока она не погибла при извержении вулкана Санторин. Затем, в мекенскую эпоху, в городе располагалась резиденция царя, а подчинялись ему земли чуть не всего северного Пелопоннеса. Но потом влияние города уменьшалось, а сам он постепенно опустел. Считается, что последние жители покинули Микены во IIв. н. э.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Но слава его жила, и на протяжении многих веков знатные семьи Микен считали героя своим предком.

Генрих Шлиман

Археолог Шлиман на раскопках Микен

Возможно, ничего этого мы не узнали, если бы не одержимый Грецией и «Илиадой» немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман. Из сына сельского священника, не получившего даже среднего образования, Шлиман превратился в миллионера-полиглота, и к 50 годам смог воплотить в жизнь свою детскую мечту.

Шлиман мечтал найти легендарную Трою, и в 1870 году он ее нашел. Научное сообщество, правда, не приняло открытие археолога-самоучки всерьез, многие насмехались над уверенностью Шлимана в том, следуя поэмам Гомера, он раскопал именно Трою.

Золото Микен

Однако его последующие находки уже в Микенах невозможно было игнорировать: здесь он обнаружил захоронения древних людей, в которых было огромное количество уникальных артефактов – от золотых посмертных масок на некоторых из умерших до оружия с изображением животных.

Шлиман был уверен, что нашел останки Агамемнона и его воинов. Впрочем, археологи эту точки зрения не разделяют, соглашаясь только с тем, что в найденных могилах были похоронены представители царской семьи. Кроме того, Шлиман в своих записях воссоздал градостроительную схему древних Микен, описал уникальный способ возведения городской стены и ту самую циклопическую кладку. Благодаря написанным по итогам раскопок работам весь мир узнал об уникальных Львиных воротах города Микены.

Львиные ворота: факты и цифры

Город Микены состоял из двух частей, как и большинство городов древности.

Дворцы, дома знати, храмы и прочие важные здания стояли на холме и были окружены неприступной стеной, которая в некоторых местах достигала толщины в 8 метров, а в высоту — 12.

Перед этой стеной, в «нижнем городе», жили простолюдины, торговцы и прочие горожане.

Попасть за стену можно было только через огромные тяжелые ворота, над которыми возвышалось изображение львов.

И возвышается до сих пор.

Ворота эти выстроены из огромных известняковых плит и представляют собой абсолютно правильный квадрат со стороной около 3 метров.

Две плиты стоят вертикально, третья лежит на них сверху горизонтально. Ученые подсчитали, что одна только притолока весит около 20 тонн. Сверху над проемом лежат шесть глыб поменьше – по три с каждой стороны, причем уложены они чуть скошено, чтобы их тяжесть приходилась на боковые стены. Образовавшееся пространство заложено треугольной каменной плитой с изображением двух львиц, стоящих передними лапами на алтаре.

Скульптуры без головы

Во-первых, то, что это именно львицы, стало понятно только после проведения раскопок и обнаружения похожих изображений. Ведь фигуры животных на воротах лишились голов ещё в древности. Предполагается, что головы львиц были сделаны из золота и украдены в период упадка Микен. Есть и другое мнение: что эта часть тела животных была выполнена из какого-то другого материала, который постепенно разрушился под влиянием естественных природных процессов.

Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о том, что же символизируют эти горделивые животные над входом в священную часть города.

О чем молчат львицы?

Версия №1

Самое простое объяснение изображения этих животных на воротах состоит в устрашении путников, которые должны были ощущать трепет при входе в «верхний город». Считается, что головы львиц были направлены в сторону дороги, значит, грозным взглядом они смотрели прямо на человека. Входящий в ворота должен был помнить, что он ничтожен по сравнению с людьми, живущими за городской стеной.

Версия №2

Некоторые ученые считают, что львицы, охраняющие алтарь, были прообразом современного герба, несли в себе геральдическую функцию. Олицетворение силы и святости города одновременно – вот что должны были видеть жители и гости Микен ежедневно.

Версия №3

Несколько российских ученых пишут о том, что изображение на Львиных воротах глубоко символично и нуждается в развернутой трактовке. Колонна, обозначающая алтарь, на самом деле является олицетворением, скорее всего, Великой минойской богини.

Стоящие по обе стороны от божества львицы – это одновременно и его защитницы, и служители. Богиня – покровительница Микен, поэтому её изображение над входом в святая святых города было призвано показать: он находится под божественной защитой. Возможно, Львиные ворота выступали и как оберег, способный отвести от храмов, дворцов и усыпальниц зло и несчастья.