Николай чудотворец. Христианские традиции русского флота

В народе считается, что в каждой профессии есть свой святой помощник. Моряки — отважные и смелые всегда нуждаются в поддержке и помощи не только своего именного святого покровителя. Чтобы уберечь себя от морских опасностей, моряки могут обращаться с молитвой и к другим святым. Сейчас мы подробнее пообщаемся об этом.

Покровителями моряков в православии являются:

  • Апостол Андрей Первозванный — Апостола считают покровителем всех, чья профессия связана с водой;
  • Николай Чудотворец (Мирликийский ) — по просьбе путников успокаивал разбушевавшееся море, бури и штормы, мог повернуть ветер и нести корабль в необходимом направлении;
  • Арсений Коневский спас от погибели рыбаков, среди которых был Моисей. Когда рыбаки стали молиться Господу, к ним явился святой Арсений Коневский и покрыл их мантией, после чего рыбаки благополучно приплыли к берегу;
  • Феодор (Федор ) Ушаков является в православии покровителем военных моряков. Адмирал не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного корабля, заботился о матросах во время сражений;
  • Святой Иоанн Кронштадтский благословил мальчика на поступление в Морской Корпус, и впоследствии тот стал первым русским подводником;
  • Святой Равноапостольный князь Владимир обязал всех жителей Киева прийти на реку и крестил киевлян в днепровских водах;
  • Святой мученик Климентий при жизни был матросом;
  • Мученик Фока по преданию жил в приморском городе Синоп (Анатолия ). В темные, ненастные, штормовые ночи он зажигал на морском берегу яркий костер, свет от которого помогал найти морякам верный путь к берегу.

Покровители путешественников оберегают странников на чужих землях и дальних дорогах. Перед тем, как отправиться навстречу путешествиям, следует обратиться к ним, искреннее помолиться и попросить благополучного пути. У них могут просить помощи родственники и друзья странников.

Покровителями путешественников считаются:

  • Николай Чудотворец, он защищает несправедливо обвиненных людей, помогает в дороге и успокаивает бури;
  • — если искренне помолить его о помощи, тогда он всю дорогу будет помогать в избавлении от передряг или непогоды;
  • Святая Гертруда Нивельская. К ней обращались с целью быстро найти ночлег и она никогда не отказывала тем, кто стучал в ворота Нивельского монастыря;
  • Матерь Божия Одигитрия (Путеводительница ) указывает истинный путь и оберегает своего странника.

В православии даже есть Икона Путешественников, молитва пред которой помогает тем, кто находится в дороге. На ней изображены святые: князья Михаил Черниговский и Александр Невский, княгиня Ольга, пророк Осия, Николай Чудотворец, Апостол Яков, равноапостольная Мария Магдалина, преподобные Ксения и Андрей Критский.

Молитва Богородице Одигитрия (Путеводительница):

О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь. О, благая спутнице и защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне. Госпоже моя. Сына Твоего, Христа Бога нашего, да поедет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Paфайла, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управи и сохрани мя небесною силою, - здрава да возвратит мя, мирна и всецела-к жилищу моему во славу имени Твоего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теперь вы знаете, каким Святым молиться о помощи. Желаем вам приятного пути и впечатляющих путешествий!


Христианский архиепископ Мирликийский Святой Николай (Николай Угодник, Николай Чудотворец, годы жизни около 270 - 345 гг.) почитается как чудотворец, покровитель моряков, купцов и детей. В фольклоре западных христиан - прототип Санта-Клауса.

Святитель Николай родился в Малой Азии (Ликии) в греческой колонии Патара, расположенной вблизи густонаселённой долины реки Ксанф, где находился город Мира. Морской порт Патары являлся крупнейшим в Ликии, входившей в Римскую империю, и имел большое стратегическое и торговое значение.

Состоятельные родители Николая были христианами, у них долго не было детей и они дали обет, если у них родится сын, то посвятит себя служению Бога. Молитвы были услышаны, что бывает далеко не всегда. Господь даровал сына, получившего при крещении имя Николай (по-гречески, «побеждающий народ»). Еще юношей он вел благочестивую жизнь и выделялся среди молодежи добродетелями. На это обратил внимание его родной дядя (местный епископ) и пророчески предрек великое будущее своему племяннику: «Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!».

По легенде Николай отправился учиться в Александрию и во время шторма на море воскресил моряка, сорвавшегося с мачты насмерть. В те времена этого было достаточно, чтобы Святитель Николай стал покровителем мореплавателей.; Еще он помог трем девицам из бедной семьи избежать участи падших женщин. Он подбросил свои пожертвования в дымоход их лачуги и деньги оказались в носке младшей дочери. Эта легенда родила сказку о рождественском Санта Клаусе и его подарке в носке.

При жизни святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых.

Святой Николай скончался в глубокой старости и был похоронен в небольшой соборной церкви Миры в мраморном саркофаге. Чудеса происходили и на его гробнице, а паломники исцелялись после долгих молитв.

Но пришли времена, когда стало не до чудес. Вначале арабы, а затем турки в 11 веке опустошили владения Византии в Малой Азии. Чтобы «варвары» не осквернили христианскую святыню, венецианские (барийские) купцы отправились в Антиохию и попытались у местных монахов выкупить мощи святого за золотые монеты. Монахи оказались неподкупными и мощи были банально выкрадены и в мае 1087 года вывезены в итальянский город Бари.

Мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, где продолжились новые чудеса исцелении паломников. Вскоре был сооружен храм во имя святителя Николая, освещенный Папой римским.

Венецианцы в спешке выкрали только часть мощей святого Николая, а оставшиеся в могиле «конфисковали» во время первого крестового похода и доставили в Венецию, где специально для мощей воздвигнули храм святого Николая. В новое время подлинность мощей в Бари и Венеции была научно доказана.

На Руси почитание святителя и великого угодника Божия распространилось довольно быстро и повсеместно.


Церковь Святителя Николая в античной Мире является не только - памятником византийской эпохи, а в первую очередь святым местом для христианских паломников.

Храм был построен в 343 г. н.э. на руинах храма богини Артемиды, разрушенного землетрясением во 2 веке н.э.

И в дальнейшем Храм неоднократно разрушался и возрождался к жизни. Был разграблен во время арабских набегов в 1034 году. Развалины церкви с находившимися там мощами святого в саркофаге были заброшены, хоть и сохранялись местными монахами. В 11 веке при Византийском императоре Константине IX церковь отреставрировали, украсили фресками и напольной мозаикой. Из-за сильнейших землетрясений в 13 веке церковь была затоплена водами и занесена илами реки Мирос, изменившей русло.

Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына получила специальное разрешение у турецких властей и выкупила участок земли вокруг храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая. Но из-за протесов местного мусульманского населения разрешение было отозвано.

Окончательно храм раскопали к 1989 году. К настоящему времени пол церкви находится на 7 метров ниже уровня земли.

Современное здание храма построено приблизительно в 8 веке и внешне представляет базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой с геометрическими узорами, а на стенах можно еще до сих пор разглядеть средневековые фрески. Крышу церкви изначально венчал купол, а во время реставрации он был заменён сводом.

У этого престола происходили церковные службы. Мозаичный пол эпохи Византийской империи.

Мозаичная настенная живопись

Саркофаг святого Николая Мирликийского Николая находится в южном нефе церкви и расположен между двумя колонами в арке. У саркофага выбита передняя лицевая стенка. Вероятно «цивилизованные» венецианские купцы-пираты очень спешили.

Святитель Николай Чудотворец был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей.

Святой Николай Чудотворец

Крестив ребенка с именем Николай, они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай.

Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

Святитель Николай был из богатой семьи, поэтому, когда его родителей не стало, он получил большое наследство. Однако все его раздал на дела благотворительности.

Рассказывают, что однажды святитель Николай проходил мимо дома бедняка, у которого было три незамужние дочери. Случайно он узнал, что бедняк собирается поступиться честью девушек, чтобы получить хоть какие-то средства для их приданного. Святитель Николай спас семейство от гибели: под покровом ночи бросил в окно сверток с золотом.

Вскоре бедняку удалось выдать замуж старшую дочь, затем среднюю и младшую. Дело в том, что святитель Николай несколько раз тайно приходил к дому несчастной семьи с дарами. Узнав в своем благодетеле святителя Николая, бедняк искренне его благодарил не только за деньги, которые спасли его детей от поругания, но и за удержание от греха, на который он был готов пуститься.

Через некоторое время святитель Николай попал в город Миры, столицу Ликии, где его никто не знал. Он жил как нищий, но изо дня в день посещал богослужения. В это же время в Мирах скончался архиепископ. И на совете епископы тщетно пытались избрать нового.

По молитвам одному из старцев было видение, что архиепископом должен стать первый, кто войдет к полуночнице в храм. Им и оказался смиренный и кроткий святитель Николай. Весть об избрании архиепископа быстро облетела город.

Новый архиепископ святитель Николай — радушный и открытый, щедрый и добрый, строгий в посте и молитве, — стал настоящим заступником нищих и обездоленных. С большой любовью он заботился о своей пастве. При императоре Диоклетиане, гонителе христиан, святитель Николай был заключен в тюрьму, но и там проповедовал и заботился о заключенных.

В 325 году, уже при императоре Константине, архиепископ Мир Ликийских среди прочих был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее. Там святитель Николай не только обличил еретическое учение Ария, но даже ударил его по щеке за богохульство. Присутствовавшие сочли это за излишнюю ревность, и святитель был отправлен в тюремную башню и лишен сана.

Впрочем, вскоре святителя Николая вернули на собор, убедившись в его правоте.

Святитель прославился многими чудесами: спас Ликию от голода, во время вспыхнувшего мятежа во Фригии, помог трем императорским воеводам усмирить толпу и разрешить конфликт мирным путем. Узнав о намеченной в городе Миры казне трех невинно осужденных, прибыл туда и остановил меч палача.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были , где почивают и поныне.

Мощи свт.Николая находятся под этим окошком на расстоянии ок. 90 см

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах.

На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.

Многим и знавшим его лично, и не видевшим никогда, но призывавшим его в своих молитвах, он оказывал помощь и благодеяние.

Скончался святитель Николай 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) 342 года в городе Миры. Святой Андрей Критский сказал о нем: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для Нее миром благоуханным!»

Николай — покровитель моряков

Святой Николай особенно почитается среди моряков. Вероятнее всего это связано с несколькими чудесами, описанными в житии святителя Николая. Однажды он плыл на корабле. Во время путешествия святитель Николай предсказал морякам страшную бурю, которая должна была вот-вот обрушиться на судно. Так и случилось. Шторм был чудовищным.

Святитель Николай остается все тем же «скорым помощником в беде сущим».

Спутники святителя Николая в отчаянии просили его молиться Богу об избавлении от смерти. Святитель всех утешил, велел мужаться и надеяться на Бога. Буквально сразу по его молитве ветер стих и море успокоилось. Тогда же случилось другое чудо. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Святой Николай Чудотворец воскресил его своей молитвой на глазах у удивленных спутников. После чего корабль благополучно пристал у берегов Александрии.

История о помощи святителя Николая морякам во время шторма в житии повторяется дважды. Второй раз в повествовании говорится о моряках, которые из Египта направлялись в Ликию и также попали в бурю. Зная о прославленном архиерее и не надеясь на спасение, они мысленно призвали святителя Николая молиться о них. Случилось чудо. Вдруг у корабельного руля все увидели святителя Николая, который управлял судном. Именно его несколькими днями позже моряки узнали в архиерее в церкви города Миры, куда причалил корабль.

Безусловно, сюжет о чудесном спасении моряков не мог остаться без внимания художников. В Пинакотеке Ватикана хранится полотно Джентиле да Фабиано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем» (1425 год). В национальной галерее Умбрии в Перудже — работа Фра Беато Анджелико 1447 года «Святой Николай спасает корабль».

Даже в гербах некоторых европейских городов (по административному делению коммун) святитель Николай Чудотворец изображается на корабле. Так в гербе швейцарского Туггена (Кантон Швиц) он стоит на носу корабля. На гербе французского Фор-Мардика (кантон Дюнкерк в регионе Нор-Па-Де-Кале) он изображен воздевающим руки к небесам с сидящими у его ног в лодке моряками.

Николай Чудотворец — покровитель детей

Для многих не секрет, что прототипом Деда Мороза в России, Санта Клауса в Америке и рождественского деда в Европе стал святитель Николай Чудотворец. Вероятнее всего, это связано с сюжетом из жития святителя Николая о помощи трем девицам, дочерям бедняка, в окно дома которых святитель Николай трижды подбрасывал золото.

Есть и другая версия. Святитель Николай широко почитался в Европе, О нем ходило много сказаний и легенд: как он подкладывает монеты в выставленные на порог дома башмаки бедняков, подкидывает в окна сладости. А в X веке в Европе появилась песня, в которой житие было видоизменено. И три невинно осужденных на казнь жителя города Миры были заменены в тексте песни на трех детей.

Бытование этой песни подчеркивало, что святитель Николай — покровитель детей . Чуть позже в Европе, сначала в кафедральном соборе в Кельне (в X веке), а потом уже и за пределами Германии, появилась традиция на день памяти святителя Николая раздавать детям в храме сладости.

Традиция полюбилась, и уже позже родители стали вешать над камином носочки, куда послушным детям в день памяти святого клали лакомство, а непослушным — розги.

Окончательной трансформации святителя Николая в Рождественского деда, вероятнее всего, мы обязаны Мартину Лютеру и Реформации, которая исключила почитание святых, но не исключила традиции. Чуть позже, в эпоху контрреформации, детям стали опять вручать подарки от имени святителя Николая. С той только разницей, что получали они их на Рождество.

Немалую роль формирования образа Рождества сыграл поэт Клемент Кларк Мур. В 1822 году он написал поэму «Ночь перед Рождеством или визит Святого Николая». В ней он описал сказочного персонажа Санта-Клауса, который дарит подарки детям на Рождество и ездит на оленей упряжке. Поэму переиздали в 1844 году. Тогда она стала очень популярна в Америке, которой, в свою очередь, мы обязаны Красным халатом, пропиской Санта Клауса на полюсе и эльфами. Их придумал в 1863 году художник Томас Наст.

Деревянная скульптура: Николай Можайский

Одна из самых больших коллекций деревянной скульптуры (400 экспонатов XVII-XIX века) в России принадлежит Пермской государственной художественной галерее. Эта коллекция (часть ее до 1 марта 2014 года выставляется в Историческом музее в Москве) поражает и красотой, и образностью, и техникой.

Самобытность северной храмовой пластики отчасти даже шокирует. Ведь в восточной христианской традиции объемные изображения святых были под запретом Святейшего синода. И то, что деревянные скульптуры сохранились до наших дней, стоит считать скорее чудом и исключением.

Кстати, обязаны мы этой коллекцией тоже Николаю. Искусствовед Николай Серебренников, сын священника, организовывал в 20-е годы XX века научные экспедиции в Пермский край, надеясь сохранить уникальные памятники старины. Николай Серебрянников собирал деревянные скульптуры из закрываемых советской властью пермских церквей. Его активно поддерживал директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь и нарком просвещения Анатолий Луначарский. Благодаря последнему удалось издать книгу, посвященную пермской деревянной скульптуре.

Одной из самых популярных тем в деревянном зодчестве, — и это только подтверждают экспонаты Пермского музея, музеев Москвы, Мурома, других городов, — был образ Николая Чудотворца, или Николая Можайского. В полный рост, с распростертыми руками, святитель Николай в правой руке сжимает меч, в левой на открытой ладони держит город-храм.

По легенде святитель Николай явился жителям осаженного города Можайска в облаке, чем страшно испугал неприятеля. Враг бежал. Горожане в память о спасителе и защитнике города вырезали скульптуру. Так образ Николая Можайского с XIV века получил широкое распространение не только в деревянной скульптуре, но даже в иконописи.

Сегодня отношение к скульптуре, изображающей святого, изменилось. Это не значит, что в православных храмах стали появляться скульптуры. Однако с 2002 года существует и продолжает развиваться проект по установке памятников святителю Николаю Чудотворцу «От Калининграда до Чукотки». Они уже есть в Перми, Тамбове, Омске, Калининграде, Майкопе, Тольятти, Анадыре и даже на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

Образ Николая Чудотворца в живописи

Святитель Николай Мирликийский почитается особо всеми ветвями христианской Церкви. Поэтому житийных сюжетов в европейском изобразительного искусстве, особенно у художников эпохи Возрождения, немало. Амборджо Лоренцетти, Фра Беато Анжелико, Джентиле да Фабриан и многие другие в своих полотнах прославляли святителя Николая. Как и в России, эти работы создавались в основном для благоукрашения капелл и храмов, составляли части алтарей.

Однако нам всем хорошо известна картина художника Ильи Репина, которую никак не назовешь иконой: «Николай Мирликийский останавливает казнь трех невинно осужденных». Надо сказать, что религиозных сюжетов в отечественной живописи было не так много. Попытки направить творческую мысль в религиозную сферу, говорить евангельскими образами предпринимали и Николай Ге, и Александр Иванов, и Михаил Нестеров, и Виктор Васнецов. Но современниками эта живопись воспринималась неоднозначно.

И дело не только в том, что сложившиеся иконописные каноны жестко диктовали условия. Даже Бенуа в своей «Истории русской живописи», говоря о священной миссии русского искусства, «как отражении духовной жизни», задается риторическим вопросом: «Возможно ли, чтобы истинно религиозная русская живопись зародилась на стенах наших церквей?

Ответ на этот вопрос, скорее, представляется отрицательным, потому что по сложившемуся обычаю внутреннее украшение храмов обыкновенно зависит от академически зачерствелых архитекторов и, что еще того хуже, от разных комиссий и комитетов».

Вот и картину Ильи Репина современники назвали выдуманной и неинтересной вещью. И это при том, что работе над образом святителя Николая Чудотворца Репин посвятил четыре года жизни.

В 1886 году в Верхо-Харьковском Николаевском монастыре Репин посетил свою двоюродную сестру. Монахиня Олимпиада передала Репину просьбу от настоятельницы обители написать образ Николая Чудотворца. Художник даже списывался со Стасовым и получил от него материалы о святителе Николае, с которыми много работал. В итоге из -под его кисти вышла не икона, а сразу три картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Одна из них, написанная первой, в 1888 году, находится в Русском музее в Санкт-Петербурга. Две другие, авторские повторения — в картинных галереях Киева и Харькова.

Первая церковь святого Николая на Руси

По преданию, первый храм в честь святого Николая Мирликийского Чудотворца был возведен в Киеве равноапостольной княгиней Ольгой над могилой князя Аскольда. Аскольд был первым из киевских князей, принявших святое крещение с именем Николай. Его крестил святой Патриарх Фотий в Царьграде, о чем сообщают нам византийские источники.

Случилось это примерно в 866 году, когда Аскольд во главе флотилии из 360 кораблей подошел к Царьграду. Испуганные греки, видя, как Аскольд сжигает одно за другим селения, уничтожает церкви, предложили мир. А заодно — показали святыни города, и прежде всего храм Софии Премудрости Божией. Аскольд был потрясен как красотой богослужения, так и общением с греком-философом Кириллом.

Но вскоре князь не просто заболел, а ослеп. Надеясь, что исцелится и, пообещав, что уверует во Христа, Аскольд крестился с именем Николай.

По преданию, он действительно прозрел и воскликнул, что «узрел Бога истинного». Впрочем, вернувшись на родину, Аскольд прожил недолго. Он был вскоре убит князем Олегом.

Только в 957 году княгиня Ольга возвела на месте погребения Аскольда трехглавую церковь во имя Николая Чудотворца. Вероятно, она любила здесь бывать, потому что завещала похоронить себя у этого храма.

В XV веке на месте Аскольдовой могилы существовал Киевский-Пустынно-Никольский монастырь. В 1809 году, когда монастырь был переведен в более удобное место, здесь была возведена новая каменная Никольская церковь, которую от сноса спас Николай I, посетивший ее в 1847 году. Храм существует и по сей день. Впрочем, в 1992 года он был передан Украинской греко-католической церкви.

Храмы в честь Николая Чудотворца в Москве и в Европе

Сотни и даже тысячи храмов в России освящены в честь святого Николая Чудотворца. До революции помимо крупных приходов существовало немало домовых храмов при больницах, богадельнях, приютах, гимназиях.

Собор святителя Николая Чудотворца в Вене

В Москве на сегодня действующими считают двадцать девять храмов, освященных в честь святого Николая Чудотворца. Многих из них, хотя и не всех, не коснулась ни революция, ни война. Как, например, храм святителя Николая в Кузнецкой слободе в Москве. Известный с XV века, храм несколько раз перестраивался (в 1625, 1683, 1805 годах), но никогда не закрывался. Для прихожан Никольского храма это сродни чуду.

Немало храмов принадлежат Русской Православной Церкви в Европе. Почти все они, за немногим исключением, были построены до революции. Храмы есть в столице Австрии — Вене; в Бельгии — в Брюсселе; в Болгарии — в Софии; в Англии — в Оксфорде и в Ливерпуле, где находится миссия святителя Николая Чудотворца; в Венгрии — в городах Дьондьош и Токай; в Германии — в Гифхорне, Ингольштадте, Фрайбурге, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Зальцгиттере, Кемптене, Ландскухте и Нойсе; в Дании — в городе Хобро, а также домовая церковь в Орхусе.

Домовая церковь есть nfr;t и в ирландском городе Голуэй. В Исландии церковь во имя святителя Николая была построена в 2011 году в Рейкьявике. В Италии Никольские храмы есть в Бари, Мерано, Риме, Флоренции, домовые церкви в Алессандрии и Вероне, Виченце, Новаре. Также есть православный храм святителя Николая Чудотворца в Амстердаме.

В Голландии, во фрисландской деревне Хемелюме, также находится мужской Никольский монастырь. Он был основан в 1999 году двумя братьями-монахами и освящен в 2001 году в честь святителя Николая чудотворца. Монастырь расположен в реконструированном здании XIX века, принадлежавшем протестантской церкви. Надо сказать, что на этом месте монастырь существует с XII-XV веков. Правда тогда он был католическим, но так же как и нынешний православный монастырь, был освящен в честь Николая Чудотворца.

Русской православной церкви принадлежит приход во им святителя Николая в норвежском Тромсё. Церковь есть в Румынии — в Бухаресте; в Финляндии — в Хельсинки; во Франции — в Лионе и Ментоне, Нильванже, Ницце, Сент-Женевьев-де-Буа, Южин, а так же в швейцарском Базеле. Домовая церковь святого Николая существует в шведском городе Уппсала.

Народный святой

Святитель Николай всегда был народным святым. В народном сознании он оставался очень близким, родным, понятным и отзывчивым. В фольклоре существует даже сказка о святых Касьяне и Николае.

Будто бы гуляя по земле, они как-то встретили крестьянина, у которого телега завязла в грязи. Касьян отказался помогать, боясь запачкать свои белоснежные ризы. А святитель Николай охотно подтолкнул телегу и помог выбраться крестьянину из трясины.

Как говорится в сказке, представ перед престолам Божиим, святителю Николаю пришлось держать ответ за свои испачканные одежды. А узнав, почему у одного ризы белоснежные, а другого — покрыты грязью, Господь установил поминать в храме святителя Николая дважды в году — 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) и 22 мая (9 мая), — а Касьяна раз в четыре года — 29 февраля.

В народном календаре день 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) был знаковым. Это было время, про которое говорили «на Николу зима с гвоздем ходит».

Имея в виду, что наступало время таких снегопадов и холодов, которые льдом как смолой латают крыши домов. Снегом укутывало дома, прикрывало щели, дыры, морозом их сковывало, будто бы сам Николай Чудотворец заботливо помогал сохранять драгоценное тепло. С Николиного дня начиналась подготовка к святкам и молодежные посиделки, на которых готовили костюмы ряженым и конечно же пели…

В церковном календаре мы находим 159 святых, которые носят имя Николай. 134 из них — новомученики: от дьякона до протоиерея, от иеромонаха до архимандрита и архиепископа. Замученные, убитые, расстрелянные в годы советской власти в самых разных городах и селах страны от Москвы до Екатеринбурга. Они погребены в общих могилах.

Многие из них были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Тропарь святителю Николая
глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак святителю Николая
глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.

Проповедь в день святителя Николая Чудотворца

Мы живем в мире, в котором торжествует плотоугодие, в плотоугодном мире. Мы живем в мире, в котором почти всё, весь смысл жизни, весь смысл всех радостей - это служение нашей плоти. Дело не в том, что плоть скверна.

Плоть создана Богом, но этим люди пользуются слишком плохо. И создана плоть не для того, чтобы ей служить, а мы ей служим! Живём в страстях, страстно служим плоти! И среди грехов, которые порождают эти страсти, самый страшный может быть враг, самый страшный может быть грех - это плотоугодие.

Братья и сестры! Воздерживаться нужно от служения плоти, воздерживаться нужно от страстей, которым надо противостоять! Воздержание, которому учит святитель Николай, есть борьба, противостояние страстям. И это противостояние начинается с противостояния плотской страсти - похоти. Жизнь полна этой похоти! Она всё у человека отнимает, ничего не даёт. Говорят: «Как? И от этого отказаться, и от того отказаться? Аскетизм, полный аскетизм, полный отказ от всех радостей жизни - это христианство?» Нет!

Христианство этому не учит. Христианство учит бороться со страстями, не превращать страсть в кумир, которому служит человек всё время. У одних - это страсть к вину, скажем; у других - это страсть к каким-нибудь картам; у третьих, у четвертых, у пятых - без конца… Страсти, страсти и страсти, служение плоти посредством удовлетворения своих страстей. И нет противостояния, противоборства страстям.

В каждом молитвеннике вы найдете после молитв на сон грядущий перечисление тех грехов, которые надо исповедать Богу, в которых надо каяться Богу. Чего там только нет! Какие только страсти там не перечислены, страсти, которым мы служим и грешим! Читайте обязательно эту вечернюю исповедь ежедневно! Для того, чтобы понять, какою жизнью вы живёте и для того, чтобы понять, что истинное счастье человека как раз в противоположном - в борьбе с этими страстями. Особенно - в борьбе с плотскою страстью. Она совершенно разрушает жизнь и сколько несёт с собой в этот мир горя, несчастья, пустоты!

Святитель Николай учит воздерживаться. И, прежде всего, воздерживаться надо от этой страсти. Это - путь к обретению блаженства ещё здесь, на земле, а не только за гробом. Это - единственный путь, который ведет к истинному блаженству. А в блаженстве этом раскрывается истина, смысл жизни, настоящая красота, то, что наше чувство принимает как добро, то, что ум понимает как истину. Как раз именно это-то и раскрывается в блаженстве: созерцание истинной красоты, и в созерцании истины - полнота жизни. Весь смысл жизни в обретении этого блаженства, которое здесь начинается и за гробом продолжается.

Вслушайтесь в молитвы панихидные, об упокоении души усопшего. Вы увидите, что именно это блаженство вечной жизни в Боге, вот что дает истинную радость! И вот о чем мы всегда молимся - о даровании нашим покойным радости пребывания в Боге, в блаженной жизни Бога. Мы становимся причастниками славы Божией, славы вечной! Каждое утро молимся об этом: «Сделай нас причастниками Славы Божией!» Вот эта Слава Божия и есть блаженство Божие. И единственный путь, который ведет нас к этому блаженству - это путь воздержания от страстей и борьбы со страстями.

Не бойтесь этой борьбы! Ничего радостного она не отнимет, наоборот, именно она вам даст радость. И христианство принесло на землю радость, настоящую радость. И мы всё время молимся об этой радости: иметь и не потерять радость исправления естества.

Этому воздержанию учил святитель Николай. Да даст молитвенное заступление святителя Николая силы каждому из нас стремиться к этому блаженству, к этой радости, каждому из нас понять, что такое воздержание, настоящее воздержание; как жить нам по-настоящему, по-христиански для того, чтобы иметь всегда и в этой, и в загробной жизни радость! Радость, радость, радость!

Поздравляю вас с праздником! Будьте всегда радостны! И вы будете всегда радостны, если будете идти этим путем воздержания, т. е. противостояния страстям. Аминь.

Это последняя проповедь протоиерея Всеволода, произнесенная в день святителя Николая, престольного праздника своего храма 19 декабря 1983 года — менее чем за три недели до своей смерти.

Поразительно, что глубокий старец, стоящий на пороге Вечности говорит о борьбе, блаженстве и радости, которую дает борьба со страстями.

Отец Всеволод — известный священник, блестящий проповедник, духовник, богослов, церковный и общественный деятель в 1951 г. был назначен настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве. Здесь он прослужил 32 года, вплоть до своей кончины, которая наступила на второй день Рождества 8 января 1984 года.

Последние годы его жизни были отмечены особыми благодатными дарованиями. Физически немощный старец совершал Божественную литургию с такой духовной силой, можно сказать, мощью, что казалось, что ангелы невидимо сослужат ему.

Николай — значение имени

Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λαός», что значит «народ». Таким образом, Николай ни кто иной, как «победитель народов». Личное имя — всегда знак. Знак принадлежности его носителя к определенному кругу и миру. И если сейчас для нас в имени Николай не слышны ни лязганье оружия, ни победный клич, оно само по себе не рождает образов и примеров доблести, чести и справедливости, это не значит, что их там нет.

Называя ребенка именем Николай, наши предки всегда имели это в виду. Впрочем, в России имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, все-таки ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. И хотя в церковном календаре дней памяти святого Николая Мирликийского не так много: 19 декабря (6 декабря по ст.стилю) — Успение, 22 мая (9 мая) — Перенесение честных мощей в Бари, 11 августа (29 июля) — Рождество святого Николая, тем не менее, младенцев в России нарекали Николаями с завидной регулярностью.

По статистике, в дореволюционной России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I.

Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию.

Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник.

Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами.

Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один — Николай .

Молитва первая святителю Николаю Чудотворцу

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Согласно народной традиции, 6 декабря в Никулден и в самом бедном болгарском доме на праздничном столе должен быть фаршированный карп. Этой традицией народ выражает свое уважение смелому защитнику и покровителю моряков и рыбаков – Святому Николаю Чудотворцу.

Никулден — это народное название праздника, посвященного Св. Николаю, чье имя при крещении Мирликийский означает побеждающий. Небесные молнии подчиняются Св. Илие, подземный свет Св. Архангелу Михаилу, подводный свет Св. Николаю. Как покровитель вод , он охраняет людей от потопа и бережет, чтобы не тонули. Святая церковь его называет – „образец кротости, учитель воздержания”.

По одной из христианских историй, когда Святые собрались чтобы поделить мир, тогда Св.

Николаю выпало быть господином морей и всех водных стихий. И поэтому “Никулден” считается праздником моряков , а православная церковь разрешает во время поста есть рыбу как обязательное блюдо.

По традиции берется только та рыба, у которой есть чешуя и в голове кость в форме креста. К праздничному обеду еще подают специальный хлеб, называемый “боговица”, постные сарми с рисом, чечевицу, вареную кукурузу или пшеницу.

Старшая женщина в семье освящает праздничный стол, а “боговицу” разламывает хозяин дома.

Когда доходит очередь рыбы, крестовидная кость отделяется и сохраняется. Она используется в народной медицине для лечения различных заболеваний. Остальные кости сжигаются на следующий день, закапываются или опускаются в реку. Считается, что таким образом умножится плодородие и семейное благополучие.

Согласно поверью, Святой тайно помогал бедным деньгами и спасал их от бесчестья. Существует предание, по которому Св. Николай одарил трех девушек деньгами, чтобы они могли выйти замуж честно и достойно.

Эти девушки были дочерьми разоренного торговца и Святой спас их от позора. Поэтому Св. Николай особенно почитается молодыми девушками, которые хотят скорее выйти замуж. Они обращаются к нему со специальной молитвой о счастливом браке.

Предание гласит, что однажды, возвращаясь морем от гроба Господня, Св. Николай потерпел кораблекрушение. Тогда Святой усердной молитвой укротил морскую бурю и спас от гибели, упавших в море. А при переносе его святых мощей из города Мир в город Бари в 1099 году, есть свидетельство о спасении тонувшего ребенка.

Исторически Св. Николай жил во второй половине 3-го и первой половине 4-го века. С юных лет он познакомился с истинами христианской веры. Воспитывался в благочестии под руководством дяди в родном городе Патара, который находился в области Ликия, в Малой Азии.

Рукоположен в пресвитер, Светой Николай предано помогал верующим. Дожил до глубокой старости, умер 06.12.342 года. Мощи Святого Николая Чудотворца до сегодняшнего дня хранятся в городе Бари.

В наши дни жители приморских городов устраивают праздничный выход в море, бросают в воду венки из цветов. Всё это сопровождается музыкой, танцами, угощениями и вином.

Христианские предания говорят о том, что Святой Николай жил в первой половине IV века. Скорее всего, он родился в Патаре (город в римской провинции Ликия в Малой Азии) в семье христиан. Святой с детства стремился к аскетизму и уединению. Совсем юным он стал священником, а спустя некоторое время - помощником епископа. Совершив паломничество в Иерусалим, Святой Николай решил посвятить себя Богу, служа в Сионской обители. И вскоре святой стал архиепископом в городе Мира - столице Ликии. Согласно легенде, Господь призвал Святого Николая покинуть обитель и пойти в мир, чтобы помогать людям. Это были времена правления императора Диоклетиана, который был крайне нелоялен к христианам. Святой Николай оказался в темнице, где подвергался пыткам. Но вскоре Диоклетиан скончался и на трон взошел Константин. И Николая освободили. Именно к этому периоду относятся легенды о том, как Николай заступался за тех, кого несправедливо осудили, помогал нуждающимся и спасал мореплавателей от гибели. Немало чудес святой совершил, путешествуя на корабле до Палестины, куда он направился с целью поклониться Гробу Господнему. На корабле Святой Николай предсказал сильнейшую бурю. Долго ждать не пришлось: разразился шторм, бросавший судно в разные стороны, а небо заволокли свинцовые тучи. Среди моряков началась паника, но Николай смог всех успокоить и обратился к Богу. Его молитвы были услышаны: стихия успокоилась, и моряки были спасены.

Святой Николай усмиряет бурю

На этом же корабле святой сотворил еще одно чудо - воскресил человека. Один матрос поскользнулся и разбился насмерть. Моряки позвали на помощь Святого Николая. И чудо! После его молитв матрос ожил.

В своем путешествии корабль часто подходил к берегу. Святой Николай исцелял всех, кто к нему обращался: одних исцелял от физических болезней, из других изгонял злых духов, а кого-то утешал в скорби и печали. Так что, Святой Николай по праву считается и покровителем врачевателей. Николин день считается самым благоприятным для лечения тяжелых болезней.

Святой Николай скончался в Мире в 350 году.

В 1087 году мощи святого перенесли в город Бари (Италия), где они хранятся по сей день.

Традиционное шествие со статуей Святого Николая в Бари (Апулия, Италия)

Святой Николай стал популярен на Руси с принятием христианства. Многие века он занимал в сознании русского народа важнейшее место. Святой Николай стал национальным святым, покровителем народа и защитником простого люда. Люди обращались к нему как к «святому заступнику и скорому помощнику». Николаю Угоднику молились «во всех нуждах». Перед дальней дорогой путешественники говорили: «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!», а уходя на войну, воины верили в его защиту. В XVII-XVIII веках эти представления о Николае Чудотворце нашли интересное отражение в погребальном обряде, когда умершему в руки вкладывали «письмо к Николаю» с просьбой об отпущении грехов. Нередко жених перед свадьбой благословлялся образом Николая вместо образа Христа. Девушка перед свадьбой тоже просила благословения у этого святого.

Святитель Николай на фреске Дионисия

Как и Илья Пророк, Святой Николай считался покровителем морей, рек и озер. Кроме того, он считался покровителем лесов. Крестьяне верили, что именно Николай Чудотворец помогает пережить холодную зиму. В день Николы Зимнего на Севере Руси закалывали бычка-микольца, которого три года откармливала вся деревня. Лучший кусок мяса «отдавался» святому, то есть относился в храм, а остальное съедали жители деревни во время праздника. Немало монастырей и храмов по всей России имело престолы, освященные в честь Святого Николая.

В Европе Николай Чудотворец дал начало такому персонажу, как Санта-Клаус. Первоначально 6 декабря, в день Святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от имени этого святого. Эта традиция до сих пор существует во многих странах Европы.

Святой Николай - покровитель детей в Испании

В Нидерландах , где Святого Николая также особо почитали, его имя произносится как Синтерклаас , малыши получают подарки от его имени и на 6 декабря, и на Рождество. К XIX веку в народных поверьях он стал Санта-Клаусом. Как можно заметить, эта традиция живет и сегодня.

Кстати, в Калининграде в Музее Мирового океана до 14 января работает выставка «Покровители мореплавателей, небесные и земные». Это самый дорогой в истории области выставочный проект. На выставке можно увидеть более 100 интереснейших предметов, которые рассказывают об истории Российского флота, а также экспонаты, связанные со Святым Николаем.

Памятник Святому Николаю Чудотворцу в Калининграде на набережной у музея Мирового океана