О нашествии лжехристов, и о понимании библейской терминологии. Почему Иисус, сын Божий назван помазанником? Что означает имя "Христос"

Иногда я задаю людям вопрос, какая у Иисуса была фамилия. Чаще всего мне отвечают: «Наверное, Христос, хотя не уверен». Тогда я продолжаю: «Если это так, то, получается, что Иосиф Христос и Мария Христос вели с собой за ручку маленького сынишку Иисуса Христа?» Когда люди это слышат, они понимают, что Христос вовсе не фамилия. Что же это за слово, «Христос»? Откуда оно взялось и что обозначает? Попробуем с этим разобраться.

Перевод и транслитерация

Сначала речь пойдет о переводе, а точнее об одном из методов перевода. Когда переводчики переносят идеи с одного языка на другой, они нередко прибегают к приему имитации звучания. При этом значение слов не переводится. Особенно это касается имен и званий. Такой прием называют транслитерацией . Переводчикам Библии также приходилось решать, каким способом лучше передавать идеи исходного текста на языке перевода (например, имена и звания): путем прямого перевода (то есть по значению) или путем транслитерации (т.е. по звучанию). И здесь специального правила нет.

Септуагинта

Первый перевод Библии был сделан в 250г. до н.э.: Ветхий Завет был переведен с иврита на греческий. Этот перевод носит название Септуагинта (или LXX) и используется по сей день. Поскольку Новый Завет был написан на 300 лет позже и тоже на греческом, его авторы часто цитируют именно Септуагинту, а не Ветхий Завет, написанный на иврите.

Перевод и транслитерация в Септуагинте

На рисунке ниже изображено, как это повлияло на современные тексты Библии:

Ветхий Завет был написан на иврите – сектор 1. Стрелка от сектора 1 к 2 обозначает перевод Ветхого Завета на греческий язык в 250г. до н.э. На тот момент текст Ветхого Завета уже существовал на двух языках – на иврите и греческом. Новый Завет был написан на греческом, и поэтому он помещен в сектор 2. Ветхий и Новый Заветы были доступны на греческом языке, который 2000 лет назад был одним из самых распространенных в мире.

В секторе 3 указан современный язык, например, русский. Обычно перевод Ветхого Завета выполняется с еврейского оригинала (стрелка из сектора 1 в 3), а Нового Завета – с греческого оригинала (2 -> 3).

Происхождение слова « Христос »

Теперь рассмотрим слово «Христос» в такой же точно последовательности; это слово встречается в тексте Нового Завета на русском языке.


В ветхозаветном оригинале употребляется слово слово «mashiyach »; толковый словарь определяет его как «помазанник». Иудейские цари обычно помазывались на царство (обряд помазания елеем), и поэтому были помазанниками , то есть мессиями. Ветхий Завет, однако, содержит пророчество об особом мессии. При переводе Септуагинты переводчики подобрали греческий эквивалент Χριστός (который звучит как Христос ). Это слово происходит от слова chrio , что означает «мазать или натирать елеем». Следовательно, слово Christos перешло в греческую Септуагинту в соответствии со своим значением (то есть это не транслитерация). Это перевод еврейского слова ‘mashiyach’. Авторы Нового Завета продолжали использовать слово Христос в своих текстах, чтобы Иисус ассоциировался с помазанником.

В русской Библии ветхозаветное слово Mashiyach часто переводится с иврита как «помазанник», но иногда используется и транслитерация, «Мессия». Новозаветное слово «Christos» транслитерировано как «Христос». Само слово «Христос» указывает на особое ветхозаветное звание; сначала оно перешло в греческий из иврита, а затем путем транслитерации – в русский язык.

Поскольку слово «Христос» в современных текстах Ветхого Завета встречается редко, уловить его связь с Ветхим Заветом очень трудно. Но, как мы видим из нашего анализа, библейский смысловой ряд «Христос» = «Мессия» = «Помазанник» означает нечто тождественное. Кроме того, мы знаем, что речь идет об особом звании.

Предвосхищение Христа в 1-м веке

Ниже приведен отрывок, повествующий о реакции царя Ирода на рождество Христово, когда волхвы с востока пришли поклониться «Царю Иудейскому». Это известная рождественская история. Обратите внимание: слово «Царь» фигурирует в тексте с большой буквы, а значит, речь идет о Царе царей:

… пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский ? Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (От Матфея 2:1-4)

Ироду и его духовным советникам было хорошо известно наименование Христос – еще до рождения Иисуса. Однако данном случае оно не указывало конкретно на Иисуса. Дело в том, что слово «Христос» – это греческое наименование, употребляющееся в Новом Завете, а евреи 1-го века читали именно его. «Христос » – это не имя, а звание (и всегда было званием). Это слово появилось за сотни лет до христианства.

Ветхо заветные пророчества о приходе «Христа»

Фактически, пророческое звание «Христа» встречается уже в Псалмах, написанных Давидом около 1000г. до н.э., – задолго до рождения Иисуса.

Помазанника Его … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им…: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; … Блаженны все, уповающие на Него. (Псалом 2:2-7)

В Септуагинте Псалом 2 читается следующим образом (привожу его с транслитерацией, то есть со словом Христос, чтобы вы видели звание «Христа», как будто читаете Септуагинту в оригинале):

Восстают цари земли … против ГОСПОДА и против Христа Его … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им… (Псалом 2)

Теперь Христос «виден» в этом абзаце так же, как читателю 1-го века. Последующие псалмы также содержат упоминания о приходе Христа. Для ясности я расположил стандартный библейский отрывок напротив отрывка, который содержит транслитерированное слово «Христос»:

Псалом 132 предвозвещает будущее («…Там я подниму рог Давида»), как и множество других отрывков Ветхого Завета. И дело не в том, что Новый Завет, якобы, берет утверждения из Ветхого Завета и «адаптирует» их под Иисуса. Евреи все время ждут своего Мессию (или Христа). И тот факт, что они до сих пор ожидают, или надеются на приход Мессии, объясняется именно пророчествами Ветхого Завета, которые обращены в будущее.

Ветхозаветные пророчества: специфичные, как система ключ-замок

Ветхозаветные предсказания специфичны, они обращены в будущее, и это делает Ветхий Завет необычной книгой. Его можно сравнить с дверным замком. Как замок имеет определенную конструкцию, и поэтому есть только один конкретный ключ, который к нему подходит, так и Ветхий Завет имеет свой уникальный ключ. Об этом можно прочитать в статьях , и . Псалом 132 оглашает условие, а именно: Христос должен происходить из рода Давидова. И здесь уместен вопрос: является ли Иисус тем самым единственным подходящим «ключом», которым открываются пророчества?

129. Как следует понимать имена "Иисус", "Христос", "сын Божий"?

Сыном Божиим называется второе лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда ещё ожидалось пришествие Его на землю.

130. Что означает имя "Иисус"?

Имя Иисус означает спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.

131. Это имя наречено быну Божию при рождении Его на земле,

потому что Он родился спасти людей.

132. Что означает имя "Христос"?

Имя Христос означает помазанник и оно произошло от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа.

133. Кого ещё называли помазанниками?

Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.

134. Почему Иисус, сын Божий назван помазанником?

Иисус, Сын Божий называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Святого Духа. Таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

135. Что означает имя "Господь"?

Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть истинный Бог. Имя Господь есть одно из имён Божиих.

136. Как Священное Писание говорит о Божестве Иисуса Христа?

Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин.1:1).

137. Почему Иисус Христос именуется сыном Божиим единородным?

Иисус Христос именуется Сыном Божиим единородным потому, что Он один только есть Сын Божий, рождённый из существа Бога Отца, и поэтому единого существа с Богом Отцом; и следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати (см. Ин.1:12).

138. Называет ли Священное Писание Иисуса Христа единородным?

Священное Писание называет Иисуса Христа единородным. Например, в следующих изречениях Евангелиста Иоанна: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца (Ин.1:14). Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18).

139. Каково отличие сына Божия от других лиц Святой Троицы?

В Символе веры о Сыне Божием сказано, что Он рождён от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святой Троицы.

140. Когда рождён сын Божий?

Сказано, что Он рождён прежде всех век (предвечно), для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Этим указывается на то, что Иисус Христос есть вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.

141. Что означают слова "Света от Света"?

В Символе веры слова Света от Света есть пример, который в некоторой степени объясняет непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет. От этого света рождается свет видимый во всем околосолнечном пространстве, но и тот, и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный свет (см. 1 Ин.1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества.

142. Что означают слова "Бога истинна от Бога истинна"?

Слова Символа веры: Бога истинна от Бога истинна означают, что Сын Божий называется истинным Богом в таком же смысле, как и Бог Отец.

143. Это слова Священного Писания,

и они взяты из следующего изречения Евангелиста Иоанна: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин.5:20).

144. Был ли сын Божий сотворён?

В Символе веры сказано, что Сын Божий рождён, не сотворён. Это сделано для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворён.

145. Что означают слова "единосущна Отцу"?

Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий имеет одно Божественное существо с Богом Отцом.

146. Как об единосущии сына и Отца говорит Священное Писание?

В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Я и Отец — одно (Ин.10:30).

147. Что означают слова "Имже вся быша"?

Слова Символа веры Имже вся быша показывают, что Бог Отец всё сотворил Сыном Своим, как вечной премудростью Своей и вечным словом Своим. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть

Не свой

УРОК 9. Почему Сына называют Иисусом Христом? (в. 29-32)

ИМЯ ИИСУС

«Иисус – имя всех выше», - такими словами начинается одна известная песня.

Действительно ли имя Иисус – выше всех имен? Что такого особенного в этом имени?

В то время, когда родился Иисус, это имя было обычным, им часто называли мальчиков, как, например, сегодня часто мальчикам дают имена Андрей или Владимир. Однако Ему дано было это имя в результате непосредственного повиновения Божьему повелению.Еще до рождения Иисуса ангел сказал Иосифу, что Мария «родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1:21а). Иосиф поступил так, как и повелел ему ангел Божий –когда младенец родился, он назвал Его Иисусом (Мф. 1:25).

(Иллюстрация: Мария, Иосиф и младенец)

Иисус повиновался Богу и в С воей жизни, и в Своей смерти. Благодаря Его послушанию, Бог даровал Ему имя превыше всех имен. «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени » (Флп . 2:9).

Иисус – это имя на самом деле выше всех имен!

ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ

1. Почему имя Иисус выше всех имен?

СПАСИТЕЛЬ

Бог возвысил Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени. Даже когда Иисус был еще младенцем, Его имя было особым, потому что С ам Бог заповедал для Него это имя, которое означает «Спаситель». Ангел сказал Иосифу: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей С воих от грехов их» (Мф. 1:21б).

Только Иисус может спасти нас от наших грехов. В книге Деяний 4:12 говорится: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Нет спасения вне Иисуса. Он – единственный путь спасения. И Иисус сделал все необходимое для этого спасения. Иисус принес в жертву С амого Себя, чтобы дать нам мир с Богом.

«Ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:19-20).

Нам не нужно искать какой-нибудь тайный план или человека, который бы помог нам спастись. Нам не нужно носить неудобную одежду или жить в шалаше, чтобы спастись. Нам не нужно придерживаться строгого молитвенного расписания или очень ограниченной диеты, чтобы спастись. Иисус – вот все, что нам нужно!

ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ

3. Что означает имя Иисус ?

ИМЯ ХРИСТОС

Иисуса часто называют Иисусом Христом, но Христос не является частью имени, данного Ему Его родителями. Почему же мы так часто используем слово «Христос » как часть Его имени?

Спросив С воих учеников о том, что говорят о Нем люди, Иисус задал им вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?». Симон Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:15–16).

(Иллюстрация: крест)

Петр понял, что Иисус был Христом, тем самым обещанным Мессией, Который спасет С вой народ. Бог Отец предопределил Иисуса быть Христом. Он определил, что Иисус должен быть Христом, и дал Ему власть, соответствующую Христу. Бог Святой Дух помазал Иисуса на Его особый труд как Христа.

В библейские времена пророков, священников и царей помазывали маслом для того, чтобы указать на их особую должность или служение. Иисус был помазан Святым Духом во время крещения.

ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ

4. Кто предопределил Иисуса быть Христом?

5. Кто помазал Иисуса на служение Христа?

ПОМАЗАННИК

Слово «Христос» значит «Помазанник», однако помазание Христа означает гораздо больше, чем проливание масла на Его голову. Помазанием Святого Духа Иисус был определен и посвящен на особое тройственное служение – как нашего главного Пророка, нашего единственного Первосвященника, и нашего вечного Царя.

Будучи нашим главным Пророком , Христос в полной мере открыл нам волю Божью в отношении нашего спасения. «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (Деян . 3:22). Бог воздвиг Христа в качестве главного Пророка, чтобы наставлять С вой народ.

Будучи нашим единственным Первосвященником , Христос освободил нас посредством С воей однократной жертвы, и теперь Он постоянно ходатайствует за нас перед Отцом. В Послании к Евреям 7:17 говорится: «Ты священник вовек…». Ветхозаветные священники снова и снова приносили жертвы, но ни одна из них не истребляла греха. «И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых » (Евр. 10:11–14). Христос принес одну совершенную жертву и навек стал нашим священником.

Как Первосвященник Христос также ходатайствует за нас перед Отцом. Когда мы молимся, или когда дьявол обвиняет нас, Христос на небесах просит о милости для нас, потому что Он сполна заплатил за все наши грехи. «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).

Будучи нашим вечным Царем , Христос руководит и охраняет нас Своим Словом и Духом. Он обеспечивает нам вечную безопасность в той свободе, которую Он одержал для нас.

Сам Христос сказал: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). Мы навсегда в безопасности в руках Иисуса! Никто и ничто не сможет выхватить нас из Его любящих объятий!

ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ

6. Назови части тройственного служения Христа.

А.

Б.

В.

7. Что Он совершает в каждой из них?

А.

Б.

и

В.

и

посредством

ИМЯ ХРИСТИАНЕ

Впервые верующие стали называться христианами в Антиохии (Деян . 11:26). Это имя означает больше, чем просто «последователи Христа». Христиане являются частью Христа и участвуют в Его помазании! Апостол Павел пишет: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). Каждый христианин участвует в помазании Христа. Точно так же, как Христос нес тройственное служение, так и на каждого христианина возложено три стороны Христова служения: пророка, священника и царя.

Как пророк ты призван исповедовать имя Христово. В Евангелии от Матфея 10:32 говорится: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным».

Исповедовать Христа означает больше, чем открыто заявить о своей вере во Христа однажды в церкви. Это значит быть готовым говорить, что веруешь во Христа, не только тогда, когда твои родители смотрят и улыбаются тебе с церковной скамьи, но также и тогда, когда твои друзья хотят украсть конфеты в магазине или сплетничают о девочке из твоего класса.

Как священник ты призван к жертвенной жизни для Христа, искренне борясь со своим грехом. Апостол Павел призывает нас: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Наша жизнь должна стать отражением послушания и самопожертвования, которые проявлял Христос. Мы должны постараться сделать каждую сферу нашей жизни святой и угодной Богу.

Библия также говорит нам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских » (Еф . 6:11). Мы должны бороться с грехом в нашем мире и в нашей жизни. Нам нужно каждый день признавать свой грех и раскаиваться в нем. Если мы каждый день деремся со своим братом или сестрой, тогда нам нужно каждый день каяться, а также просить его или ее простить нас.

Как царь ты призван к тому, чтобы все делать во славу Царя и с нетерпением ожидать царствования с Христом. В Первом послании к Коринфянам 10:31 говорится: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Когда Иисус вернется, Он скажет верующим: «Приидите , благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 2 5:34). Еще с момента сотворения этого мира Бог приготовил Царство, которое мы унаследуем. И мы не просто будем жить в этом Царстве – мы будем царствовать в нем вместе с Христом!

(Иллюстрация: венец)

Апостол Павел писал: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12 a ). Каким бы невероятным это ни казалось, но придет день, и христиане будут царствоватьвместе с Христом над новым творением в вечном Царстве во веки веков!

Подобно тому, как Христос был предназначен для особых служений – Пророка, Священника и Царя, так и ты призван жить в святости как пророк, священник и царь. В своем призвании пророка ты должен быть готов исповедовать имя Христа. В своем призвании священника ты должен быть готов к жертвенной жизни для Христа и к искренней борьбе с грехом в твоей жизни. В своем призвании царя ты можешь ожидать времени, когда вместе с Христом ты будешь царствовать в вечности.

ВНИМАТЕЛЬНО ПОДУМАЙ

8. В каком городе верующие впервые стали называться христианами?

9. Назови три своих призвания.

А.

Б.

В.

10. К чему ты призван в каждом из них?

А.

Б.

и

В.

ЗАПОМНИ

Иоанна 10:28
«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».

1 Коринфянам 12:27
«И вы – тело Христово, а порознь – члены».

2 Тимофею 2:12 a
«Если терпим, то с Ним и царствовать будем».

Гейдельбергский катехизис

29В. Почему Сына Божия называют Иисусом, то есть Спасителем?

О. Потому что Он спасает нас от всех грехов наших. Так что не следует искать, и невозможно обрести спасение где-либо еще.

31В. Почему Его называют Христом, то есть Помазанником?

О. Потому что Он, будучи поставлен Отцом и помазан Святым Духом, является верховным Пророком и Учителем… Он является также Первосвященником … Кроме того, Он – Царь…

Вестминстерский краткий катехизис

23В. Какие служения исполняет Христос как наш искупитель?

О. Как наш искупитель, Христос исполняет служения пророка, священника и царя, как в состоянии уничижения, так и в состоянии возвеличения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Иисус – имя Иисус означает «Спаситель». Иисус – единственный, Кто спасает меня от моего греха, и Кто является для меня единственным путем спасения.

Христос – имя Христос означает «Помазанник». Отец предопределил Христа, а Святой Дух помазал Его как моего главного Пророка, единственного Первосвященника и вечного Царя.

Главный Пророк – как мой Пророк, Христос в полной мере открыл мне Божью волю.

Единственный Первосвященник – как мой единственный Первосвященник, Христос спас меня, отдав Себя в качестве единовременной жертвы, и продолжает ходатайствовать за меня перед Отцом.

Вечный Царь – как мой вечный Царь, Христос руководит и охраняет меня Своим Словом и Духом, обеспечивая мне вечную безопасность в С воих руках.

Христианин – верою я становлюсь членом тела Христа и участвую в Его помазании.


1. Почему Иисус назван «Христом»

«Иисус» (евр. Иегошуа) — буквально означает «Бог мое спасение», «Спаситель».

Это имя было дано Господу при рождении через Архангела Гавриила (Мф. 1, 21), «потому что Он родился спасти человеков».

«Христос» — означает «Помазанник», по-еврейски помазанник — «Машиях», в греческой транскрипции — «Мессия (messias)» .

В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, служение которых прообразовывало собой служение Господа Иисуса Христа.
В Священном Писании говорится о помазании: царей Саула (1 Цар. 10, 1) и Давида (1 Цар. 16, 10); первосвященника Аарона и его сыновей (Лев. 8, 12-30; Ис. 29, 7); пророка Елисея (3 Цар. 19, 16-19).
«Пространный Катихизис» объясняет наименование «Христос» применительно к Спасителю тем, что «Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя» .
Таким образом, в наименовании «Иисус Христос» содержится указание на человеческое естество Спасителя.

2. Иисус Христос - истинный Сын Божий

Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. «Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек».

В Священном Писании наименование «сын Божий» употребляется не только по отношению к Иисусу Христу . Например, так называются верующие в истинного Бога (Быт. 6, 2-4; Ин. 1, 12).
Однако Священное Писание не оставляет сомнений в том, что наименование «Сын Божий» применительно к Иисусу Христу употребляется совершенно в особом смысле. Так, Сам Иисус Христос для выражения Своего отношения к Богу Отцу использует наименование «Отец Мой » (Ин. 8, 19), тогда как в отношении всех других людей - «Отец ваш » (Мф. 6, 32):
«Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20, 17).
При этом Спаситель никогда не использует выражение «Отец наш», не объединяя Себя в Своем богосыновстве с прочими людьми. Различие в словоупотреблении указывает на разное отношение к Отцу: «Отец ваш» употребляется в значении усыновления людей Богу, а «Отец Мой» - в собственном смысле .

3. Предвечное рождение Сына Божия

На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: «Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна» .

Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо .
Термин «рождение » означает произведение из собственной сущности , тогда как «творение «- произведение из ничего или из иной сущности .

При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое , сущностно отличное от творца.

Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо
«в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси».

Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын
1. не есть творение Божие;
2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;
3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;
4. личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, «которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы’.

«Бог… существует в вечном вневременном бытии без начала и конца… Для Бога всё - «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением… рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» - несотворенный, вечный и божественный».

Слова «рожденнаго прежде всех век» указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына . Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия.

Таким образом, «Сын Божий» есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию «Бог».

Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые «искали убить Его… за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 18).

Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна» . Это означает, что «Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец».

Слова «Света от Света» призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия.
«Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы».

4. Иисус Христос есть Господь

На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом.

В Септуагинте наименованием Kyrios. (Господь) передается имя «Иегова» , одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций «имя Господь (Kyrios) есть одно из имен Божиих». Таким образом, Иисус Христос «называется Господом … в том разуме, что Он есть истинный Бог» .

Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом.

5. Образ явления Святой Троицы в мире

Слова Символа «Имже вся быша» заимствованы из Ин. 1, 3: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».
В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям:
«Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»

Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: «из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын - как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.

Так, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).
Сын есть Явление Любви, Откровение ее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (1 Ин. 4, 9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5).