Разрешается ли совмещать намазы 'аср с Джум'а? Сокращение и совмещение намазов в пути. Ханбалитский фикх

Если человек выезжает из дома в другой населенный пункт или местность, расстояние до которых составляет более чем 90 км (примерно), то он считается «путником» (мусафир) и имеет право: объединить вторую молитву с третьей и четвертую – с пятой; не соблюдать обязательный пост (ураза) с последующим обязательным восполнением пропущенных дней; не посещать пятничную проповедь; не совершать пятничную молитву и т.д. Объединенные молитвы совершаются в течение одного общего промежутка времени: с начала времени второй молитвы до окончания времени третьей и с начала времени четвертой – до окончания времени пятой молитвы . Что касается своевременности, то путник может совершать молитвы-намазы в положенное для них время, то есть не объединяя вторую с третьей и четвертую с пятой, или – на стыке времен .

Кроме того, те молитвы, которые состоят из четырех ракяатов, сокращаются до двух, то есть молитвы Зухр, ‘Аср и ‘Иша’ . Сокращать и объединять молитвы можно только после выезда за пределы города (населенного пункта) .

Путник пользуется каноническими облегчениями ритуальной практики до тех пор, пока не определится со сроком своего возвращения и пока остается вероятность в любой момент покинуть место временного пребывания, даже если в таком ожидании пройдут месяцы .

Относительно возможности воспользоваться облегчениями в случае, когда отправившийся в путь изначально знает сроки своего возвращения, среди богословов существует несколько мнений.

Теологи ханафитского мазхаба утверждают: «Человек с первого же дня перестает пользоваться облегчениями путника в том случае, если он прибыл к месту своего назначения и намеревается остановиться там на пятнадцать или более суток. Если путешественник (мусафир) собирается остаться на срок менее пятнадцати дней, то он пользуется всеми каноническими облегчениями» . В качестве одного из аргументов они приводят слова Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара: «Если ты заходишь в город (селение), являясь путником (мусафиром), и имеешь намерение остаться там на пятнадцать дней, то ты должен совершать молитвы в полном объеме. Если же ты не знаешь о времени отбытия из данной местности, то [до тех пор, пока ты в состоянии неведения] читай молитвы в сокращенной форме» .

Шафиитские ученые считают, что «если путник собирается остановиться в каком-либо месте на четыре дня, то он совершает молитвы в полном объеме, а если менее четырех дней – сокращает их и пользуется облегчениями. День прибытия и день отбытия в счет не берутся» .

Отсутствие в Сунне Пророка четких указаний по данному вопросу привело к появлению среди богословов различных мнений, основанных не на прямых, а на косвенных аргументах из пророческого Предания.

Намаз в пути – сокращать или нет?

Отметим, что сокращение с четырех ракяатов фарда до двух обосновано кораническим текстом, достоверной сунной и абсолютным согласием ученых (иджма‘).

Обязательно ли путнику сокращать эти молитвы-намазы? Имеет ли он право самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемое (сократить до двух или совершить все четыре ракяата)? Отвечая на этот вопрос, мусульманские ученые акцентировали внимание на разных достоверных хадисах, в результате чего появились следующие мнения:

1. Обязательно сокращать. Так говорят богословы-ханафиты. Среди аргументов в пользу именно такого практического подхода они приводят достоверный хадис от ‘Аиши: «Молитва-намаз поначалу была обязательной в два ракяата. Для путника так в два и осталась, а относительно места постоянного пребывания – дополнилась до четырех» . Аналогичный хадис был передан и Ибн ‘Аббасом .

2. Ученые шафиитского мазхаба говорят о том, что сокращение молитв в пути является дозволенным. Человек сам может выбрать наиболее приемлемое для себя, но лучше сократить до двух, нежели совершить в полной форме. Приоритетно именно сокращение до двух по той причине, что Пророк, а также праведные халифы, являясь путниками, всегда сокращали четырехракяатные молитвы.

Намазы-сунны в пути

Великий ученый, имам ан-Навави, сказал: «Поистине, сошлись мнения богословов в том, что дополнительные молитвы, совершаемые по желанию (нафиля), являются желательными (мустахаб) как в обычные дни, так и в пути. Однако в отношении желательности прочтения тех молитв сунны, которые сопровождают обязательные ежедневные фарды (раватиб), мнения разошлись. Так, Ибн ‘Умар и некоторые другие ученые не совершали их. Однако имам аш-Шафи‘и и бо льшая часть ученых высказали мнение о желательности их совершения (мустахаб)» . Аргументируют они это тем, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно совершал в пути молитвы-сунны, сопровождающие фард (раватиб). В качестве второго аргумента эти ученые приводят сравнение со свободными дополнительными молитвами сунны (нафиля): если мнение едино в отношении их желательности (о чем было сказано ранее), то и сопровождающие молитвы (раватиб) тем более должны оставаться желательными.

В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн ‘Умара, в котором он говорит: «Я сопровождал Божьего посланника. В пути он (да благословит его Аллах и приветствует) всегда совершал не более двух ракяатов . Так же поступали Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман» .

Имам ан-Навави сказал относительно последнего хадиса следующее: «Возможно, Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) совершал сопроводительные ракяаты сунны (раватиб) в своем шатре, по причине чего Ибн ‘Умар этого не видел. Также возможно, что Пророк иногда не совершал их для того, чтобы указать на дозволенность несовершения их в пути» .

Богословы ханафитского мазхаба считают, что «путешественник, в отношении которого действительны канонические облегчения, может совершать молитвы-сунны (раватиб), если находится в обстановке безопасности и спокойствия (то есть находится не в дороге, а где-то остановился на время, в течение которого пользуется канонически облегченными нормами). В противном случае он их не совершает (желательность аннулируется сложностями пути, затруднениями и т.п.)» .

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 321.

Там же. С. 349–351.

Подробнее см. материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях».

Если вы движетесь по Земле [путешествуете], то нет на вас греха в сокращении молитвы, если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников» (см.: Св. Коран, 4:101). У сподвижника Пророка, халифа ‘Умара, спросили: «В аяте сказано: «если боитесь вы [зла или вреда] со стороны безбожников», а сейчас таких опасений нет. Так как же быть с сокращением молитв во время путешествий?» ‘Умар ответил: «Меня тоже волновал этот вопрос, я спросил у Пророка, и он ответил: «Это [сокращение молитв] – милостыня от Господа. Примите же Его милостыню [то есть, путешествуя, сокращайте молитвы, несмотря на то, есть опасность в дороге или нет]» (хадис от Я‘ля ибн Умайя; св. х. Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). Также достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не читал более двух ракяатов молитвы [четырехракяатные молитвы сокращал до двух] во время путешествий» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 212, хадисы № 1154, 1155.

См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 467; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 121; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 324.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 325.

См., например: Аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 481.

См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. С. 80; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 483.

См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 488, 489.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2001. Т. 4. С. 77, хадис № 350; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 611, хадис № 350.

См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 272, хадис № 687.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1371.

За исключением четвертой обязательной молитвы (Магриб). Она во всех случаях совершается в три ракяата, о чем упоминается в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 77.

См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 209, хадис № 1102; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 734, хадис № 1102; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 273, хадис № 689.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 349; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1372.

См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 131.

В Священном Коране сказано, что у каждой молитвы есть свое время, свой временной промежуток (см. ). В то же время мы знаем, что Пророк объединял в пути вторую с третьей и четвертую с пятой молитвами, сокращая четырехракяатные до двух.

Что же касается возможности объединения молитв вне путешествия, то об этом есть упоминание в Сунне. Во второй по достоверности книге после Священного Корана, в своде хадисов имама аль-Бухари есть хадис: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), находясь в Медине, молился восемь и семь [ракяатов], Зухр и ‘Аср, Магриб и ‘Иша’. Эти слова были переданы Ибн ‘Аббасом. Когда последний процитировал их, сподвижник Пророка по имени Айюб спросил: «Возможно, это было во время проливного дождя?» Ибн ‘Аббас ответил: «Возможно» .

В сводах хадисов Муслима, ан-Насаи и Абу Дауда приводится следующий хадис: «Пророк Мухаммад совершал в Медине [порой] Зухр и ‘Аср вместе, а также Магриб и ‘Иша’. При этом он находился на месте постоянного пребывания и каких-либо опасений, страха или дождя не было» . Имам Малик добавлял: «Мне кажется, что это из-за дождя » . Некоторые правоведы, среди которых были ученые ханафитского и шафиитского мазхабов, предполагали, что Пророк совершал это во время физической немощности, болезни .

Приведу некоторые дополнительные хадисы по этой теме:

– «Когда Пророк торопился, он объединял четвертую молитву с пятой, и это после исчезновения вечерней зари » . Передавший данный хадис Ибн ‘Умар сам тоже так поступал , ссылаясь на действие Пророка;

– «Когда посланник Всевышнего выходил в путь днем, он объединял вторую и третью молитвы, а когда собирался быть в пути ночью – объединял четвертую с пятой» ;

– Считающийся одним из грамотнейших сподвижников Пророка в вопросах богословия Ибн ‘Аббас однажды вел проповедь (урок, назидание) после третьей молитвы. Солнце уже зашло, и начали появляться звезды. Кто-то из людей воскликнул: «Молитва! Молитва!» Через некоторое время к Ибн ‘Аббасу уверенно подошел человек и с порицанием сказал: «Молитва! Молитва!» Сподвижник Пророка воскликнул: «Бесстыдник! Ты учишь меня Сунне [как правильнее поступать]?!» И через некоторое время обратился к людям: «Я сам видел, как Пророк объединял [порой] вторую молитву с третьей, четвертую с пятой!» Бывший свидетелем этой ситуации Ибн Шакык говорит: «В мою душу закралось сомнение, и я решил уточнить это у Абу Хурайры. Когда я спросил его об этом, он подтвердил слова Ибн ‘Аббаса» .

Богословы-ханафиты об объединении молитвы

С ними согласны и другие известные ученые, среди которых и имам аш-Шавкяни , трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву – в конце ее времени, а третью – в начале; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую – в начале . Ибн ‘Аббас передавал: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе и семь [ракяатов, т. е. три вечерней, а вслед за ними четыре ракяата ночной] вместе [один намаз за другим]. У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» «Думаю так», – ответил он .

Объединение второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в общем промежутке времени допускается богословами-ханафитами только во время паломничества днем на горе ‘Арафа (молитвы Зухр и ‘Аср) и ночью в долине Муздалифа (Магриб и ‘Иша’) .

Богословы-шафииты об объединении молитвы

Они комментируют слово «объединял» как «совершал их одна за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой – от начала времени четвертой до конца пятой.

Наш современник Вахба аз-Зухайли замечает: «Лучше не объединять (кроме как в той форме, о которой говорят богословы-ханафиты, и двух случаев во время паломничества), выходя из того, в чем богословы разногласят, и делая то, в чем они единодушны . Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) объединял молитвы крайне редко». В то же время этот богослов подчеркивает: «Канонически выверенным является допустимость (джаваз) объединения молитв (в общем промежутке времени), так как это присутствует в Сунне, которая, наряду с Кораном, – исток канонов» .

Нужно правильно понимать и проставлять акценты: есть четко сформулированные и не поддающиеся сомнениям временные промежутки для совершения в них пяти ежедневных обязательных молитв. При этом существуют облегчения, имеющие достоверное каноническое подтверждение, но применяемые как исключения в критических ситуациях.

Также крайне затруднительны для России ситуации со своевременным совершением второй и третьей молитв зимой и четвертой и пятой – летом. Если человек работает и социально активен, каковым должен быть любой верующий, то зимой вторая и третья молитвы идут друг за дружкой с промежутком в полтора-два часа. И наиболее вероятно, что если верующий нашел возможность совершить одну молитву, то через полтора часа найти такую возможность, тем более если необходимо обновить омовение, крайне затруднительно. Летом очень короткие ночи и, если совершать четвертую своевременно, а затем пятую через полтора-два часа, то до утренней молитвы остается около двух часов, то есть человек не спит вечером и всю ночь до утра, выжидая каждую из молитв, на следующий же день он оказывается совершенно нетрудоспособен.

Учитывая современный ритм жизни и крайнюю малочисленность мечетей и моленных домов в России, когда расстояния от дома до работы велики, а условия для обновления ритуальной чистоты крайне сложны, актуально вспомнить действие пророка Мухаммада, упомянутое в своде хадисов аль-Байхакы: «В табукском походе, когда Пророк намеревался отправиться в путь и солнце уже минуло зенит, он совершал вторую и третью молитвы сразу. Если он выходил до наступления времени второй молитвы, то откладывал ее на время третьей. То же самое касалось и четвертой с пятой. Если он выходил после захода, то перед тем как выйти – совершал четвертую с пятой. А если до захода, то откладывал четвертую молитву на время пятой, и затем совершал их вместе» .

Безусловно, этот хадис можно отнести к ситуациям, когда человек является покидающим свой дом и местность, на которой он живет, и отправляющимся в путь, причем конечная точка назначения удалена от дома на девяносто и более километров – тогда верующий начинает пользоваться каноническими облегчениями после пересечения границ города. Обязательные молитвы он как объединяет, так и сокращает. Но находясь на месте постоянного пребывания и не имея возможности своевременно совершить молитву, верующий может объединить вторую с третьей и четвертую с пятой, хотя при этом не имеет права сокращать четырехракяатные до двух .

Основанием для этого являются действия самого Пророка, упомянутые ранее, и комментарии ученых прошлого и настоящего . Еще раз подчеркну, что все, кто говорил о возможности объединения второй с третьей и четвертой с пятой молитвами в затруднительных ситуациях , в один голос утверждали и утверждают, что это может быть только исключением, а никак не правилом .

Обязанность верующих пред Творцом – совершение пяти обязательных молитв в строго определенный для каждой из них временной промежуток, что прописано и в последнем Священном Писании, и в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В то же время, если никак не получается, то – «на стыке времен», а если и это не получается, то – «в общем временном промежутке». В каждой отдельной ситуации верующему самому решать, как поступить.

Важно отличать лень, беспечность, легкомыслие и безответственность от настоящей вынужденности и необходимости. Ученые говорили: «Кто объединит между двумя молитвами без канонического на то оправдания и соответствующих причин, тот совершит один из злостных грехов» .

Если человек собирается объединять в пути или в иной затруднительной ситуации , то для канонической допустимости этого ему необходимо соблюсти следующие условия .

1. В случае присоединения третьей молитвы (‘Аср) ко второй (Зухр) или пятой (‘Иша’) к четвертой (Магриб) :

– Намерение. Обычно намерение на объединение проговаривается вместе с намерением на совершение первой из двух;

– Последовательность;

– Совершение объединяемых молитв одна за другой ;

– Наличие причины объединения, как минимум, до начала фактического совершения второй.

Все четыре пункта обязательны.

2. В случае присоединения второй (Зухр) молитвы к третьей (‘Аср) или четвертой молитвы (Магриб) к пятой (‘Иша’) :

– Намерение. Необходимо намерение на объединение до того, как выйдет время первой из них;

– Наличие причины объединения до окончания фактического совершения второй из двух ;

– Последовательность. Совершить сначала первую из двух, а затем вторую;

– Совершение объединяемых молитв одна за другой .

Первые два пункта обязательны, а последние два – желательны .

См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 182, хадис № 543; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 175; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 15 т. Т. 2. С. 208, хадис № 543.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 215 хадис № 705; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 5, хадис № 1210; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 586.

В одном из повествований данного хадиса продолжается: «У Ибн ‘Аббаса спросили: «А почему Пророк так поступал?» Сподвижник ответил: «Он (Пророк) не хотел ставить последователей своих в затруднительное, критическое положение». См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 177; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С. 6, хадис № 1211; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 1. С. 229, хадис № 341; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 79, 80, хадис № 187, 188.

Имам ат-Тирмизи говорил: «В моем своде хадисов есть только два хадиса, которые мнением всех ученых-богословов не применяются в повседневной практике – это хадис Ибн ‘Аббаса об объединении молитв Пророком в Медине, когда не было дождя и каких-либо иных опасений, и хадис о смертной казни для пьяницы, который трижды уже до этого был наказан ударами плетью. Что касается хадиса о пьянице, то мнение ученых едино относительно его канонической аннулированности (мансух). Однако в вопросе о хадисе Ибн ‘Аббаса необходима поправка. Об отмене его и непригодности к применению нет абсолютного согласия. У богословов были разные мнения о том, как понимать этот достоверный хадис. Большая их часть говорила о возможности применения его в непогоду, а также в случае болезни, недомогания. Некоторые понимали еще более широко и говорили о возможности объединения молитв в различных затруднительных ситуациях, но только как исключение». См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 218, 219.

То есть из-за ненастной погоды, слякоти, которые делали возможность посещения мечети крайне затруднительной.

Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 120, хадис № 332. В хадисе, который приводит имам Малик, упоминания о дожде нет.

Другие ученые ответили на это предположение: достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы сообща (в джама‘ате) с людьми, среди которых были совершенно здоровые. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 209.

То есть после того, как уже вышло время четвертой обязательной молитвы.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 213, хадис № 703/42, 43; Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 331.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 192, хадис № 554.

Имам Малик. Аль-муватто. С. 120, хадис № 335.

Это было уже после смерти пророка Мухаммада.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. С. 217 хадис № 705\57.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 229.

Как в реалиях прошлого, так и в реалиях современности, найти тот короткий временной промежуток, когда вторая молитва переходит в третью и четвертая в пятую, а также суметь (тем более при сегодняшнем ритме жизни) именно к этому времени иметь омовение, подходящее место для совершения молитвы и т.д. – все это достаточно непросто, и облегчение становится усложнением ситуации, которое совсем некстати. См., например: Аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 228, 229; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210.

Но не исключено, что при своевременном расчете возможностей и четком знании начала и завершения времени молитв, это возможно. В таком случае поступить подобным образом будет наиболее правильным, так как с данной формой объединения согласны все богословы без исключения. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 229.

См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3, ч. 5, с. 217, хадис № 705/55.

О том, что в этих двух случаях лучше объединять молитвы в общем промежутке времени, согласны все ученые-богословы, так как тому есть явное доказательство в Сунне Пророка. См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500.

Это оговаривалось всегда и учеными всех мазхабов. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 227.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1373, 1374.

Относительно дождей и непогоды мнение богословов, говорящих о допустимости объединения в общем промежутке времени, практически едино, так как именно об объединении молитв в непогоду сказано в хадисах.

При вынужденном совершении очередной молитвы в салоне автомобиля молящийся все делает как обычно, кроме движений, которые совершаются им с максимально возможной в данных условиях амплитудой.

См.: Аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 180, хадис № 585; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 2. С.7, 8, хадис № 1220. Данный хадис приводится также в сводах хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ад-Дар Кутни, аль-Хакима и Ибн Хаббана.

«Местом постоянного пребывания», по мнению ханафитских богословов, считается та местность, где человек намеревается находиться пятнадцать суток или более. Шафиитские богословы считают – четверо суток, не беря в расчет день прибытия и день отбытия.

Сокращать четырехракяатные молитвы, как мы уже говорили, может только путник.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 555.

Среди них были такие известные имена, как Ибн Сирин, Раби‘а, Ашхаб (богослов маликитского мазхаба), аль-Каффаль, аш-Шаши (богословы шафиитского мазхаба), Ибн Мунзир, многие хадисоведы и другие. См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 219.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 210 и сноска № 1 на с. 210; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. Т. 1. Ч. 1. С. 229 и др.

См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 80, хадис № 188. В пояснении к хадису ат-Тирмизи подчеркивает, что данное повествование не является словами самого Пророка, однако смысл его верен и канонически правилен.

Относительно продолжительного пути богословы-шафииты оговаривают абсолютную допустимость объединения молитв.

К затруднительным ситуациям богословы-шафииты относят ненастную дождливую погоду, оговаривая, что непогода и дождь должны продолжаться до начала второй из двух молитв. Наиболее распространенным мнением в шафиитском мазхабе является недопустимость послаблений по причине болезни или недомогания. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1377; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.

В то же время, многие ученые шафиитского мазхаба говорили о допустимости объединения молитв в случаях болезней, сильных недугов или в крайне затруднительных ситуациях, говоря, что этому есть подтверждение в Сунне, и такой подход соответствует духу исламского законоведения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 505.

Как уже было сказано ранее, бо льшая часть богословов ханафитского мазхаба против объединения в общем промежутке времени, лишь – «на стыке времен». Поэтому никаких условий по объединению ими не оговаривается. Здесь мы приводим условия, оговоренные богословами-шафиитами.

См., например: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 5. С. 212, 213; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1378, 1379.

То есть объединяет во временном промежутке первой из двух молитв.

Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 502.

То есть молящийся объединяет во временном промежутке второй из двух молитв.

Если человек, например, вернулся домой с работы, то «причина объединения» уже отсутствует. Он совершит вторую с третьей молитвы, но вторая уже будет восполняемой (када’), если время ее вышло, а третья – совершенной вовремя.

Некоторым перерывом между ними может быть чтение икамата или совершение омовения.

Ученые ханбалитского мазхаба говорят об обязательности сохранения последовательности в обоих формах объединения. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1384.

Подробнее об этом см.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 500–504.

Вопрос: Ассаламу алейкум, уважаемый шейх!
Хочу вас попросить дать подробное разъяснение относительно совмещения намазов как в сафаре , так и просто без причины, как это делал Расулюллах (да благословит его Аллах и приветствует!) Нам наши братья из других мазхабов приводят на это далилем следующие хадисы Расулюллах (САС):
В одном из риваятов Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал между Зухр и Аср намазами; между Магриб и Иша намазами не по причине страха и путешествия» (Муслим, 705-49).
А в другом риваяте Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совмещал в Медине между Зухр (обеденным) и Аср (послеполуденным) намазами; между Магриб (вечерним) и Иша (ночным) намазами не по причине страха и дождя» (Муслим, 705-54).
Один из передатчиков хадиса, Саид ибн Джубейр, спросил Ибн Аббаса: «Что послужило причиной этому?» Сказал ибн Аббас: «Тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, не хотел ставить свою общину в затруднительное положение».
Все эти хадисы достоверны, и в отношении них нет никаких проблем. Тогда как же можно объединить эти риваяты с остальными аятами и хадисами? Нас же в медресе учили, что совмещать намазы в начале времени одного из намазов нельзя по нашему мазхабу Абу Ханифы, что можно только объединять намазы перед концом времени одного намаза, а потом как зайдет время другого намаза сразу читать следующий намаз.
Вопрос (отвечать прошу исходя из мазхаба Абу Ханифы с учетом иджмы современных ученых этого мазхаба):
Можно ли совмещать намазы:
а) без причины, а также в сафаре, во время дождя,
б) а также из-за того, что летом между намазом иша и фаджр у нас в России промежуток всего 2-3 часа, а надо с утра бежать на работу, иначе не выспишься, и в полдень глаза просто закрываются?
в) а также по причине, что наши студенты испытывают трудности, чтобы прочитать намаз вовремя, можно ли им объединять зухр с асром и магриб с иша в зимнее время, когда у нас в России практически все намазы идет один за другим и заканчиваются уже в 16-17 часов?
г) Должны ли мы принимать (следовать им) достоверные хадисы сахих относительно совмещения намазов или же твердо придерживаться мнения Абу Ханифы? (Россия, Татарстан)

Ответ:

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Перед тем как приступить к прочтению данного ответа, мы рекомендуем Вам углубить свои знания по теме важности следования мазхабу, ознакомившись с фетвой «Как выбрать мазхаб?» .

а) Следует понимать, что твердо установленным принципом ханафитского мазхаба является следующее: каждый из четырех источников шариата (исламского кодекса) ценится в соответствии с занимаемым им местом среди них. Четырьмя источниками шариата, о которых идет речь, являются:

2. хадисы,

3. иджма (единогласное решение мусульманских правоведов),

4. кыяс (рассуждения по аналогии).

Ни один мусульманин не может сомневаться в превосходстве Корана над хадисами, а также в превосходстве хадисов над иджмой и кыясом. Поэтому если вывод из иджмы или кыяса противоречит Корану и хадисам, то иджма и кыяс в этом случае не принимаются в расчет.

Такая же ситуация и с хадисами: если какой-то хадис внешне противоречит одному из аятов Священного Корана, и согласовать их не получается, то в этом случае вердикт Священного Корана будет рассматриваться как превосходящий по сравнению с видимым значением хадиса, который, как кажется, противоречит Корану. Если же их можно согласовать, то все остается как есть.

В рассматриваемом вопросе процитированный Вами хадис внешне противоречит следующему аяту Священного Корана:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا

Воистину, намаз предписан верующим в определенное время. (Коран, 4:103)

Если бы не удалось согласовать хадис с аятом, мы были бы обязаны временно оставить хадис и действовать в соответствии с аятом. Однако, к счастью, в данном случае ханафитские факихи (правоведы) правомерно согласовали их в свете других хадисов. Они постановили следующее: поскольку аят Корана явно говорит о том, что намаз нужно исполнять в определенное для него время, те хадисы, которые на первый взгляд противоречат ему, наверняка не имеют хакики (буквального) значения. То есть они должны иметь маджази (переносный) смысл, заключающийся в том, что под объединением намазов подразумевается лишь их видимое (джамг ас-сури), а не настоящее объединение. Это подтверждается другими хадисами, гласящими, что пророк ﷺ совершал магриб-намаз в конце положенного времени, а иша-намаз – в самом начале предписанного времени. Внешне это выглядит как объединение, а в реальности таковым не является.

Существует много хадисов по данной теме, которые рассматривались четырьмя мазхабами. Как говорилось ранее, ханафитские ученые постановили, что все хадисы, относящиеся к данному вопросу, основаны на «видимом объединении» (джамг ас-сури), а не на «настоящем объединении» (джамг аль-хакики). Такая позиция основана на том факте, что нам велено совершать каждый намаз вовремя, и хадисах от Ибн Масуда, которые разъясняют, что пророк ﷺ никогда не объединял намазы (исполняя один из них вне положенного для него времени), кроме как на Арафате и в Муздалифе во время хаджа.

Обратите внимание на следующие хадисы:

عن عائشة: «أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يؤخر الظهر، ويعجل العصر ، ويؤخر المغرب، ويعجل العشاء في السفر»

1. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщает, что, будучи в пути, посланник Аллаха ﷺ задерживал зухр, а аср-намаз совершал пораньше, и что он задерживал магриб и пораньше совершал иша-намаз. (Ахмад. Муснад. – Хадис 25039; Тахави; данный хадис был признан хадисоведом Нимави в качестве хасан-хадиса: Асар-ус-сунна. – Стр. 432)

عن نافع، وعبد الله بن واقد، أن مؤذن ابن عمر، قال: الصلاة، قال: سر سر، حتى إذا كان قبل غيوب الشفق نزل فصلى المغرب، ثم انتظر حتى غاب الشفق وصلى العشاء، ثم قال: «إن رسول الله صلى الله عليه وسلم كان إذا عجل به أمر، صنع مثل الذي صنعت، فسار في ذلك اليوم والليلة مسيرة ثلاث»

2. Ученики господина Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах) сообщили, что, находясь в пути, он однажды совершил магриб-намаз ровно перед окончанием его времени (перед исчезновением линии горизонта), потом он подождал начала времени для иша-намаза, и далее совершил и его. После этого он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ делал то же самое, когда он спешил в пути». (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1212; имам Нимави отнес данный хадис к категории «сахих» (достоверных): Асар-ус-сунна. – Стр. 434)

أخبرني عبد الله بن محمد بن عمر بن علي بن أبي طالب، عن أبيه، عن جده، أن عليا رضي الله عنه كان إذا سافر سار بعد ما تغرب الشمس حتى تكاد أن تظلم، ثم ينزل فيصلي المغرب، ثم يدعوا بعشائه فيتعشى، ثم يصلي العشاء، ثم يرتحل، ويقول: «هكذا كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يصنع»

3. Господин Умар ибн Али (да будет доволен им Аллах), сын господина Али (да будет доволен им Аллах), сообщает, что, когда бы Али (да будет доволен им Аллах) ни был в пути, он продолжал передвижение вплоть до того момента, когда оставалось совсем немного времени до наступления темноты (окончания магриб-времени). В этот момент он совершал магриб-намаз. Далее он кушал, и после этого исполнял иша-намаз. Господин Али (да будет доволен им Аллах) также говорил, что так поступал посланник Аллаха ﷺ. (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 1234; хадисовед Нимави отнес данный хадис к категории «сахих»: Асар-ус-сунна. – Стр. 435)

عن عبد الله رضي الله عنه قال: ما رأيت النبي صلى الله عليه وسلم صلى صلاة بغير ميقاتها، إلا صلاتين: جمع بين المغرب والعشاء، وصلى الفجر قبل ميقاتها " أن جابر بن عبد الله قال: «دفع رسول الله صلى الله عليه وسلم حتى انتهى إلى المزدلفة فصلى بها المغرب والعشاء بأذان وإقامتين، ولم يصل بينهما شيئا»

4. Еще одним хадисом, дополнительно подтверждающим ханафитскую позицию по данному вопросу, является хадис, записанный имамом Бухари в сборнике «Сахих» (хадис 1682), в котором говорится, что господин Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел посланника Аллаха ﷺ совершающим какой бы то ни было намаз вне предписанного времени за исключением магриба и иша, и фаджра (данные намазы совершались во время хаджа в Муздалифе: см. Насаи. – Том 2, стр. 44)». Данный хадис указывает на то, что пророк ﷺ никогда не совершал намазы вне предписанного времени за исключением двух случаев в своей жизни. Учитывая этот факт, становится понятно, почему господин Ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) предупреждал, что совершение двух намазов в одно время – большой грех. (Мухаммад. Муватта. – Том 1, стр. 572)

5. В другом хадисе от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) говорится: «Посланник Аллаха ﷺ объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершая иша сразу после начала его времени». (Ибн Абу Шейба. Мусаннаф, 2:458)

عن ابن عباس، قال: «صليت مع رسول الله صلى الله عليه وسلم ثمانيا جميعا، وسبعا جميعا» ، قال: قلت: يا أبا الشعثاء، «أظنه أخر الظهر، وعجل العصر، وأخر المغرب، وعجل العشاء» ، قال: «وأنا أظن ذلك»

6. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает: «Я совершил вместе восемь ракаатов [четыре ракаата зухр и четыре ракаата аср] и вместе семь ракаатов [три ракаата магриб и четыре ракаата иша] с посланником Аллаха». [Один из передатчиков говорит:]. Я спросил Абу-Шаса: «Полагаю, он отложил зухр [до окончания его времени] и совершил аср сразу после начала времени, а также отложил магриб [аналогичным образом] и совершил иша пораньше». Тот ответил: «Я тоже так думаю». (Муслим. Сахих, 1:246; Ибн Абу Шейба. Мусаннаф. – Хадис № 8227)

Данный хадис, приведенный в сборнике «Сахих Муслим», очень четко описывает объединение двух намазов. Способ, описанный рассказчиком, называется джамг ас-сури.

Как видим, способ объединения намазов, о котором говорится в данных хадисах, – это исключительно джамг ас-сури. Это общепринятый способ, который никто никаким образом не оспаривает. Разве можно возражать против совершения двух намазов вместе, если это производится так, что не приводит к совершению намаза до или после предписанного времени? Несомненно, это самый безопасный способ объединения двух намазов, и наиболее уместно было бы объяснить хадисы об объединении намазов с помощью данного способа.

Также общеизвестно, что фаджр-намаз не должен совершаться до наступления предписанного времени и не должен преднамеренно откладываться для совершения после завершения данного времени. Точно так же обстоит дело и с другими намазами, которые не должны совершаться вне предписанного времени, и тем более не надо считать это сунной. Это указывает на то, что способом объединения двух намазов по Сунне является джамг ас-сури, что обосновывается посредством Корана и хадисов. Таково ханафитское мнение по данному вопросу.

б) Даже при таких обстоятельствах исполнение намазов иша и фаджр в одно время непозволительно. При этом дозволяется задерживать иша вплоть до того момента, когда остается совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и, как только время для иша заканчивается, и начинается время для фаджр, можно совершить фаджр-намаз. Этот способ позволит человеку преодолеть трудности, связанные с прерыванием сна.

в) И в данном случае объединение намазов недопустимо. Студентам нужно внимательно ознакомиться со своим расписанием, чтобы выделить несколько минут на намаз. Это несложно и займет всего лишь несколько минут. Зухр и аср можно прочитать вместе, при этом зухр можно прочитать незадолго до начала шафиитского времени аср. Далее они могут прочитать аср-намаз, сразу как только начнется время аср по шафиитскому мазхабу, поскольку это тоже является одним из мнений ханафитского мазхаба.

г) Если Вы ознакомились с вышеприведенными хадисами, то Вы уже поняли, что мазхаб имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) полностью соответствует достоверным хадисам.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

А — Понятие «сафара»

«Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».

В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.

Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток». (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183).

Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).

Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.

Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.

По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.

Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.

Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.

Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.

За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.

По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.

Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.

Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.

Б — Религиозные положения, касающиеся путешествия

Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Корана, сунны и иджма. В Коране Аллах повелевает:

«Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» . (Сура ан-Ниса, 4/101)

В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.

Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне:

«Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» . (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).

Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).

Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал:

«Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум) ». (Ибн Маджа, Икама, 756).

Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

«Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы» . (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).

Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?

По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).

Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума. Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха):

«Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними». (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)

Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал:

«Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата». (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама, 75).

По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.

Доказательством является аят Корана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).

По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.

Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии:

«Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» . (Сура аль-Бакара, 2/173)

(См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).

Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.

Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней. Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум):

«Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).

Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.

Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.

Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии. Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

«После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».

Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).

Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.

При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.

Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.

Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.

Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.

Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.

Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»

Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.

Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).

Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» . (аз-Зухайли, 2/335).

Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.

За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.

В — Завершение путешествия

После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.

Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:

  1. «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
  2. «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
  3. «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.

Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.

Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе:

«Мы мусафиры!» . (аш-Шавкани, 3/207).

«Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».

Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.

«Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.

Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.

Многие мусульмане сталкиваются с такой проблемой отсутствия специально отведенных для намаза мест на работе и мечети поблизости. И из-за этого им приходится пропускать молитвы и восполняют пропущенный намаз дома. И пока нет возможности сменить работу. Такие мусульмане задаются вопросом, если нет возможности молиться на работе, могут ли они восполнить их по возвращении домой.

Первое, о чем стоит помнить в такой ситуации, – это то, что намаз можно совершать в любом чистом месте. Вся Планета, каждый ее уголок является местом поклонения. Намаз можно совершить в любом чистом углу в офисе, при отсутствии специально отведенной для этого комнаты, например, в конференц-зале, столовой, даже в гардеробной.

Что же касается откладывания намаза, то мусульманину запрещается отлагать свои молитвы от времени, в котором оно предписано, без существенных на это причин. Работа не является оправданием для откладывания намаза на потом. В Коране сказано:

Искренний верующий не допустит, чтобы работа отвлекла его от поминания Аллаха и совершения регулярного намаза. В Коране Всевышний Аллах сказал:

«Мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры» (24:37).

Чтобы найти время для совершения намаза, невозможно работать длинный промежуток времени без перерыва. Вы можете сократить ваше обеденное время и использовать пять минут для каждого намаза. Если перерыв не совпадает со временем намаза, можно попросить другое время перерыва.

Вам следует попробовать все возможные средства, даже если это может причинить некоторые неудобства, как например, вам придется работать сверхурочно. И все потому что духовность и душевный покой, который вы обретете от совершения намаза в нужное время, заставит вас забыть о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь.

Если не остается других вариантов, вы можете отложить зухр-намаз до пяти минут до времени аср и совершить два намаза одновременно. Если намаз-магриб совпадает со временем работы, вы также можете отложить его до пяти минут до иша-намаза. Ибн Аббас передал:

«Посланник Аллаха (мир ему) часто совмещал зухр и аср намазы и магриб и иша намазы, из-за того, что находился в странствии».

Если случилось так, что вы пропустили намаз или отложили его на момент, когда его время уже вышло, то следует совершить покаяние, попросить прощения у Аллаха, и совершить приумноженное количество дополнительных молитв и благих деяний. В Коране сказано:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (19:59-60).

«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:135).