Развитие мышления. Формы абстрактного мышления

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте

4. Развитие мышления

  • Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру, похожую на интеллектуальный акт. Задачи на внимание, запоминание, воспроизведение -- это по существу преобразованные интеллектуальные задачи, решаемые средствами мышления.
  • Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.

    Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах. Вначале дети склонны делать обобщения по внешним, как правило, несущественным признакам. Но в процессе обучения учитель фиксирует их внимание на связях, отношениях, на том, что непосредственно не воспринимается, поэтому учащиеся переходят на более высокий уровень обобщений, оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал.

    В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д.Б. Эльконин, как и Л.С. Выготский, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте».

    Необходимо отметить при этом, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. В массовой школе эти резервы фактически не используются. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор.

    В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств предметов -- птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания, отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений -- величина, эволюция и т.п.).

    Для первых выделяют несколько стадий усвоения:

    1) выделение функциональных признаков предметов, т.е. связанных с их назначением (корова -- молоко);

    2) перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец -- плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.);

    3) выделение общих, существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).

    Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения:

    1) рассмотрение конкретных отдельных случаев выражения этих понятий (одно больше другого);

    2) обобщение, относящееся к известным, встречавшимся случаям и не распространяемое на новые случаи;

    3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.

    Анализ психологической готовности к школе детей 6- и 7-летнего возраста

    Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов - анализа, синтеза, суждений и т.п...

    Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом...

    Возрастные особенности психики старого человека

    Современные зарубежные исследователи достаточно много внимания уделяют изучению особенностей мышления пожилых людей. Сегодня у большинства исследователей не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на превосходство памяти...

    Младший школьный возраст

    Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует...

    Мышление старших дошкольников

    Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления...

    Новообразования дошкольного возраста

    Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист...

    Основные и индивидуальные особенности школьников

    Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулиру-ют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы...

    Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи

    Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни, формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам ...

    Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников

    Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни (Л.С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам...

    Подростки и компьютерные сети

    Развитие теоретического абстрактного мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщения, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными факторами, - таковы особенности познавательной сферы подростков...

    Познавательные процессы в младшем школьном возрасте

    Мышление как бы объединяет все познавательные процессы, обеспечивает их развитие, способствует их участию на каждом этапе мыслительного акта. Да и сами познавательные процессы в необходимых случаях приобретают структуру...

    Понятие креативности

    Прежние способы ведения бизнеса постоянно устаревают, поэтому менеджмент должен искать выход не в переборе известных решений, а в постоянном поиске новых основ успеха...

    Психологические особенности младших школьников

    В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено...

    Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста

    Мышление - Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., М.: Русский язык т. 2.1987.С...

    Теория мышления

    Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни...

    Мышления для младших дошкольников

    Игра «Кто где спит».

    Цели : развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

    : карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

    Описание : дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

    Игра «Бесконечная классификация».

    Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.

    карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

    Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

    Игра «Во саду ли, в огороде...».

    Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

    Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

    Игра «Что положим в холодильник?».

    Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

    Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

    Игра «Найди картинку».

    Цель : развивать память, внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

    Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

    Игра «Загадай картинку».

    Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

    Описание : выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

    Игра «Что я делаю?».

    Цель: развивать внимание, воображение.

    Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

    Игра «Кто это делает».

    Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

    Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

    Игра «У кого это есть».

    Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

    Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

    Игра «Дает корова...».

    Цель: развивать внимание, память.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

    Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

    Игра «Узкое - широкое».

    Цели: познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

    Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

    Описание : предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

    Игра «Сравнение величин».

    Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

    Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

    После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

    Игра «Как же их отличить?».

    Цель : развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

    Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

    Описание : рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

    Игра «Подбери елку».

    Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

    Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

    Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

    Игра «Разве так бывает?».

    Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

    Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

    Игра «Чем они похожи?».

    Цель: развивать внимание, наблюдательность.

    Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

    Игра «Товарный поезд».

    Цель: развивать логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

    Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

    Игра «Угадай, о чем я говорю».

    Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

    Описание : предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

    Игра «Что бывает...».

    Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

    Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

    Игра «Что на что похоже».

    Цель : развивать навык сравнения.

    Описание : предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

    Игра «Покажи дорожку».

    Цель : развивать мелкую моторику, логическое мышление.

    Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

    Основа успешного обучения – развитое мышление, и с этим никто не поспорит. Прежде чем учить малыша делать умозаключения, научите его анализировать, то есть выделять часть из общего. Для умения анализировать подойдут следующие упражнения:

    «Из чего состоит»
    Попросите ребёнка подумать и назвать части разных предметов. Например: из чего состоит дерево – ствол, ветки, листья, корни, кора, плоды и т.д. Такие упражнения даются сложно, если ребёнок ещё не умеет правильно рассматривать предметы (рассматривая картинки или предметы обращайте внимание на мелкие детали, называйте как можно больше частей, сравнивайте их формы и т.д.) Для игры можно использовать любые слова и предметы, такие как дом, барабан, цветок, машина, самолет, кресло, стул, арбуз, яблоко и вообще всё, что в голову придёт. В течение года научите ребёнка играть в такую игру опираясь на представления о предмете, по памяти.

    «Где это можно увидеть?»
    Когда ребёнок легко справляется с предыдущей игрой, спросите его, где можно увидеть, например, окно, кран, ножницы, ручку, стол, слона, колесо и т.д. Отличное упражнение будет полезно и взрослым, играйте всей семьёй.

    «Что хорошо, что плохо»
    Игра состоит в том, чтобы рассматривая предмет выяснить, что в нём хорошего, а что плохого. Например: карандаш. Хорошо, что карандаш длинный, плохо, что хрупкий. В дальнейшем можно анализировать отдельные качества предмета: длинный карандаш. Хорошо – может служить указкой, плохо – не помещается в коробку с карандашами. Можно рассматривать поступки и действия взрослых, героев сказок. К концу дошкольного детства ребёнок на основе такой игры сможет делать умозаключения типа: Конфеты вкусные, но от них портятся зубы.

    «Гости»
    В эту игру интересно играть всей семьёй. Используйте развивающие карточки или подберите свои картинки. У каждого игрока одна или несколько карточек. У ведущего – одна. Взрослый приглашает к себе гостей. Но в дом может зайти лишь тот, у кого изображение на карточке имеет общий признак с карточкой ведущего: у ведущего ЕЛЬ, у гостя ЁЖИК. Он может пройти, так как и у ёлки, и у ёжика есть иголки.
    Аналитическое мышление развивается и в играх типа «Продолжи закономерность» и «Логические таблицы».
    Синтез, процесс обратный анализу развивается в ходе игр, типа «Разрезные картинки», «Путиницы», «Небылицы».
    В возрасте 4-5 лет достаточное внимание надо уделять развитию умений обобщать и классифицировать предметы – объединять в группы с опорой на какой-либо признак. Для этого подойдут игры:

    «Что кому»
    Спросите ребёнка, что нужно повару - колпак, половник, нож, овощи и т.д. Старайтесь назвать как можно больше предметов, которые понадобятся повару. Ребёнку необходимо будет в уме представлять соответствующие картинки (но если вы никогда не рассматривали картинки. не беседовали. не наблюдали за поваром, то с таким упражнением будет сложно справиться). Говорите о том, что нужно врачу, пчеле, художнику, маленькому ребёнку. папе, бабушке и т.д.

    «Разложи на группы»
    Перед ребёнком разложите разные картинки и предложите разделить на группы. например. в одну группу попадут овощи, в другую животные, или в группе соберутся все красные, или все круглые предметы. Старайтесь создавать группы по разным, второстепенным признакам.

    «Четвёртый лишний»
    Давно знакомая игра вам и вашему ребёнку. Подберите картинки или группы слов, где 3 предмета объединены общим признаком, а четвёртый не подходит к этой группе. Ребёнок 4-5 лет на ура справится, если предметы будут из групп овощи, транспорт, посуда и т.д., объединены по цвету или форме. Усложните задачу. Предметы могут быть похожи тем, что в их названиях по 2 слога, или начинаются они на определённый звук, нужны человеку определённой профессии, это могут быть животные севера, морские или речные рыбы и т.д. Всё зависит от знаний ребёнка об окружающем мире. Подбор слов - увлекательное развивающее занятие для взрослых. Пробуйте. Примеры слов:
    Кровать, стол, комод, ложка.
    Вилка, ложка, кресло, нож.
    Юбка, шапка, платье, тапочки.
    Яблоко, свекла, груша, виноград.
    Дуб, ромашка, роза, тюльпан.
    Береза, сосна, липа, яблоня.
    Конфета, суп, халва, варенье.
    Мяч, кукла, машинка, шапка.
    Рука, нос, туфли, живот.
    Весна, осень, радуга, лето.
    Ручка, карандаш, бумага, фломастер.
    Не довольствуйтесь односложным ответом, пусть ребёнок порассуждает, сделает выводы и докажет вам свою правоту.
    Играйте онлайн «Четвертый лишний»

    «Скажи наоборот»
    Так же должна быть вам известна. Подбирайте пары слов с противоположными значениями и проводите весело время всей семьёй.
    Важно начать учить ребёнка 4-5 лет рассуждать и мыслить логически. Здесь пригодятся следующие игры:

    «Так бывает или нет»
    Перебрасывая мячик придумывайте разные ситуации, которые могут быть или не могут, например: «Рыба по небу плывёт»,» Надел очки от дождя», «Ночью светит солнце» и т.д.

    «Как узнать»
    Спросите ребёнка, как узнать:
    … идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)
    … холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)
    … пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)
    … закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)
    … сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)
    … сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)
    … высохла ли рубашка? (потрогать)
    … сладкий ли чай? (попробовать)
    … холодная ли вода? (потрогать)
    … пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
    … крепко ли завязана веревка? (потянуть)
    … есть ли молоко в пакете? (поболтать)
    … жмут ли ботинки? (померить)
    … сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)
    … есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)
    … работает ли пылесос? (включить)
    … интересная ли книжка? (прочитать)
    … мягкий ли хлеб? (пощупать)
    … любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)
    … что приготовила мама на обед? (спросить)
    … спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

    Ассоциации - наиболее сложный для дошкольника мыслительный процесс, но и его тренировку можно начинать уже сейчас. Используйте такие упражнения, как:

    «Словесные ассоциации»
    Не простая, но интересная игра, в которой необходимо подобрать ассоциации к словам. Чтобы ребёнок понял правильно, можно сказать так: «Закрой глаза. Стол (слово для ассоциаций).Открой глаза». Объясните ребёнку, что то, что он представил при слове СТОЛ и есть ассоциации: посуда, комната, стул, скатерть, книга, краски, ваза, цветы и т.д.Как только ваш сын или дочь поймут, как правильно «добывать ассоциации», это станет вашей любимой совместной игрой.

    «Доскажи словечко»
    Предложите ребёнку пару слов. Например: собака - будка. Ребёнок должен подумать, чем связаны эти два слова (где живёт собака). теперь по аналогии ребёнок должен добавить слово к слову БЕЛКА. Это слово - дупло (белка живёт в дупле). На начальном этапе вам с ребёнком придётся разбираться, анализировать и искать связи между словами. В дальнейшем ваш сын или дочь смогут исполнять роль ведущего.

    В период дошкольного детства ребёнку предстоит многое узнать и многому научиться. Психическое, физическое, творческое, интеллектуальное развитие проходит в этот период очень интенсивно. При разработке плана развивающих занятий, очень важно не забывать про задания на развитие логики. Адаптированные для малышей 3–4 лет специальные игры и упражнения создадут прочный фундамент для формирования логического мышления.

    Особенности мышления в младшем дошкольном возрасте

    К трём годам большинство детей, пережив кризис трёхлетнего возраста, начинают осознавать себя как отдельную личность и чутко реагируют на то, как эту личность оценивают окружающие.

    Не утратив детский интерес к простейшим играм, трёхлетки постепенно осваивают сюжетно-ролевые игры, а переход от предметно-действенного мышления к мышлению наглядно-образному помогает им играть «понарошку», заменяя одни предметы другими или манипулируя вымышленными аксессуарами.

    Стремительно развивающийся словарный запас, формирование навыков составлять правильные грамматические конструкции и активная познавательная деятельность помогают карапузу осмысленно использовать в речи различные понятия, заменяя ими конкретные объекты. Всё это в совокупности создаёт базу, необходимую для включения отвлеченного, или логического мышления.

    Почему так важно научить ребёнка мыслить логически? Дело в том, что, опираясь на логику, человек обретает возможность эффективно решать разнообразные задачи:

    • выделять части целого;
    • группировать объекты и явления по заданным признакам;
    • находить общее в группе предметов;
    • выделять лишний предмет из представленной группы;
    • определять связи между предметами;
    • находить причинно-следственные связи;
    • строить гипотезы, предлагая аргументы в их защиту.

    Конечно, в 3–4 года логическое мышление находится на начальной стадии формирования, но под чутким руководством внимательных взрослых малыш развивается быстро и легко. Предлагая карапузу интересные, увлекательные для него игры и упражнения, вовлекая его в процесс через положительные эмоции, вы приучаете ребёнка мыслить, анализировать, обобщать. Регулярные систематические занятия - залог педагогического успеха!

    Что должен знать и уметь ребёнок 3–4 лет:

    1. Собирать простые пазлы из 2–4 фрагментов.
    2. Замечать и обсуждать ошибки в картинках.
    3. Объединять предметы в группы.
    4. Обоснованно указывать на картинке лишний предмет.
    5. Выделять сходства и отличия в предложенной группе предметов.
    6. Находить парные предметы, устанавливать между ними логическую связь.
    7. Знать основные свойства и признаки разных предметов.
    8. Уметь объяснять назначение разных предметов: одежды, мебели, посуды и т. д.
    9. Правильно расставлять порядок действий в привычных ритуалах (одевание, приём пищи, уборка в комнате и пр.).
    10. Не отвлекаться от выполнения задания на протяжении 5 минут и более.

    Логические игры и упражнения для детей 3–4 лет составлены с учётом возрастных особенностей и учитывают возможности и интересы ребёнка.

    Развитие логики в 3–4 года: задания с картинками

    Задание 1
    • Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький - розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.
    • Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?
    • Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?

    Задание 2
    • Рассмотри внимательно картинки.
    • Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?
    • Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?
    • Найди отличия в каждой паре картинок.

    Задание 3
    • Сколько персонажей нарисовано на картинке?
    • Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?

    Задание 4

    · Соедини линией листочек с его тенью.

    • Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?
    • Каких листочков больше: красных или зелёных?

    Задание 5
    • Обведи красным карандашом все предметы одежды.
    • Обведи синим карандашом посуду.
    • Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?

    Задание 6
    • Соедини предметы из левого и правого столбиков.
    • Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?
    • Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?
    • Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.

    Логические игры для детей 3–4 лет

    Пазлы

    Пазлы отлично развивают внимательность и способность видеть целое как совокупность фрагментов. Первые пазлы для малыша вы можете приготовить самостоятельно, распечатав на плотной бумаге любой яркий несложный рисунок (один или несколько понятных ребёнку предметов) и разрезав картинку на 2 части.

    «Верю - не верю»

    Игра привлекает простыми правилами и отсутствием дополнительных материалов. Вы можете развивать логику ребёнка во время прогулки, в очереди, в дороге. Нужно задавать разнообразные вопросы, на которые малыш может ответить одним из двух способов: «верю» или «не верю».

    • Солнце зелёное?
    • Листья желтеют весной?
    • Все воздушные шарики красного цвета?
    • Некоторые воздушные шарики красного цвета?
    • Дом больше кошки?
    • Кошка больше дома?
    «Крестики-нолики»

    Это одна из самых простых игр на развитие логического мышления. Думаем, правила напоминать не нужно? Правда, если вы будете раз за разом выигрывать, ребёнок может быстро потерять к игре интерес. Мы, конечно, ни на что не намекаем, но полагаем, что иной раз поддаться будет не лишним.

    1. Друзья, чтобы научить ребёнка мыслить логически, чаще общайтесь с ним на самые различные темы.
    2. Задавайте вопросы обо всём на свете и не игнорируйте детские вопросы, даже если не находитесь сразу, как верно сформулировать ответ.
    3. Смотрите с ребёнком развивающие мультфильмы и передачи, с их обязательным последующим обсуждением.
    4. Привлекайте для развития логики возможности современных технологий: игры для компьютеров, планшетов и смартфонов могут стать вашими верными помощниками при условии их разумного использования.
    5. Играйте, читайте и творите с искренней вовлечённостью в процесс, заражая ребёнка своим неподдельным желанием развиваться, больше знать и уметь.

    Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

    Развитие словесно-логического мышления детей

    Пройдет год-другой, и ваш малыш станет школьником. Обучение в современной традиционной школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность вашего малыша. В развитии мышления помогают игры и упражнения. Начинайте упражняться в логике уже сегодня.

    Где это можно увидеть?

    Спросите у ребенка: «Где можно увидеть ручку, кран, посуду, стрелку, мультфильм, картину, книгу, стол, рыбу, ножницы, слона и т. д?»

    Животные и их детеныши

    Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

    Больше-меньше

    Познакомьте ребенка с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: кот — котик, дом — домик, рот — ротик, гном — гномик, ваза — вазочка, стул — стульчик, волк — волчонок, бык — бычок, кровать — кроватка, мама — мамочка.

    НАЙДИ ЛИШНЕЕ. Для проведения этой игры вам понадобятся ряды слов. Три слова в ряду объединены по какому- либо признаку, а четвертое — лишнее. Попросите ребенка обосновать свой ответ. Например:

    Кровать, стол, комод, ложка.

    Вилка, ложка, кресло, нож.

    Юбка, шапка, платье, тапочки.

    Яблоко, свекла, груша, виноград.

    Дуб, ромашка, роза, тюльпан.

    Береза, сосна, липа, яблоня.

    Конфета, суп, халва, варенье.

    Мяч, кукла, машинка, шапка.

    Рука, нос, туфли, живот.

    Весна, осень, радуга, лето.

    Ручка, карандаш, бумага, фломастер.

    ЧТО КОМУ ПОНАДОБИТСЯ? Вы называете слово (человек, птица, животное), а ребенок должен назвать 3—5 предметов, которые понадобятся задуманному герою. Например:

    Врач — халат, маска, шприц.

    Собака — будка, кость, поводок.

    Воробей — ветки, зерна, лужа.

    Пчела — цветы, нектар, улей.

    Маленький ребенок — погремушка, памперс, соска.

    Продавец — касса, товар, калькулятор.

    Художник — краски, кисти, полотно.

    дворник — метла, ведро, грабли.

    Мама —...?

    И вы узнаете много интересного о своем статусе.

    ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Называйте предмет, а ребенок пусть называет его части. Не всегда малышу легко даются такие задания. Ваша задача — познакомить его с новыми словами и обогатить его словарный запас. Например:

    Машина — колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов).

    корабль —...

    самолет — …

    поезд — ...

    велосипед — …

    троллейбус - …

    стол — ...

    кресло — ...

    книга — ...

    компьютер -

    гитара — ...

    пианино —…

    барабан — ...

    забор — ...

    цветок — …

    дерево —…

    бабочка — …

    собака — …

    человек — …

    яблоко — …

    арбуз — ...

    АНТОНИМЫ. Пришло время познакомить ребенка со словами, имеющими противоположное значение. Антонимов в нашем языке много. Начните с пар качественных прилагательных: мокрый — сухой, холодный — горячий, твердый — мягкий, веселый — грустный, смелый — трусливый, ленивый — трудолюбивый, светлый — темный, длинный — короткий, тихий — шумный, мелкий — глубокий.

    КАК УЗНАТЬ,

    Идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)

    Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)

    Пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)

    Закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)

    Сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)

    Сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)

    Высохла ли рубашка? (потрогать)

    Сладкий ли чай? (попробовать)

    Холодная ли вода? (потрогать)

    Пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

    Крепко ли завязана веревка? (потянуть)

    Есть ли молоко в пакете? (поболтать)

    Жмут ли ботинки? (померить)

    Сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)

    Есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)

    Работает ли пылесос? (включить)

    Мягкий ли хлеб? (пощупать)

    Любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)

    Что приготовила мама на обед? (спросить)

    Спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

    Провокационные вопросы: