Рекомендательная литература. Особенности рекомендательной библиографии для детей

Введение

Первые пособия рекомендательной библиографии, то есть библиографические пособия, содействующие общему и профессиональному образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний, появились в конце XIX века. Тогда еще не было термина "рекомендательная библиография", но уже составлялись пособия, которые были призваны оказать влияние на читателя. В одних случаях указатель должен был привлечь внимание к монархической литературе, "оградить" читателя от идей и произведений, не угодных правящим классам, в других - заинтересовать передовых рабочих, учащуюся молодежь прогрессивной литературой.

Еще в первую русскую революцию появились пособия большевистской рекомендательной библиографии. В целом же в дореволюционной России рекомендательная библиография не получила большого развития. Положение резко изменилось после Великой Октябрьской Социалистической революции. Культурная революция, осуществлявшаяся в нашей стране, резкое возрастание роли книги, тяга миллионов к образованию привели к тому, что значение рекомендательной библиографии как важного средства в приобщении к книге и образованию советских людей неизмеримо повысилось. К середине тридцатых годов рекомендательная библиография получает общее признание как один из основных видов библиографии по общественному назначению. В семидесятых годах рекомендательная библиография быстро развивается и совершенствуется. Ее центром является Российская Государственная Библиотека. Она ежегодно выпускает много рекомендательных библиографических пособий, ведет большую научную и методическую работу в этой области, помогает другим библиотекам подготавливать рекомендательные указатели, списки и обзоры литературы.

1.1Возникновение и особенности формирования рекомендательной библиографии.

Рекомендательная библиография как область библиографической деятельности включает два основных компонента. Рекомендательное библиографирование - создание рекомендательно - библиографических пособий и их использование в процессах пропаганды книги и руководстве чтением.

Рекомендательность - это целенаправленная выборочность, избирательность по отношению к объектам библиографирования, четкая ориентированность библиографической информации на потребности конкретных читательских групп или отдельных читателей, активное влияние на содержание, структуру и цели чтения.

Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. В решении этой важной социальной проблемы активно участвует рекомендательная библиография.

Задачи профессионального самообразования вытекают из необходимости постоянно повышать уровень подготовки кадров современного производства, работников науки и культуры, сферы обслуживания.

Задачи рекомендательной библиографии в помощь общему самообразованию (политическому, политехническому, эстетическому) состоят в формировании, развитии и удовлетворении потребностей и интересов в углублении знаний по основам науки и техники, литературы и искусства, расширении кругозора.

Во-вторых, рекомендательная библиография в помощь пропагандисткой, педагогической деятельности, которые сами ведут воспитательную работу в массах. Это лекторы, агитаторы, библиотекари, учителя. Рекомендательно-библиографические пособия играют здесь двойную роль: способствуют росту педагогического мастерства, расширению и углублению знаний своих непосредственных потребителей. Таким образом, эти группы потребителей, с одной стороны, используют библиографическую информацию в своих собственных целях, с другой - выступают в качестве посредников между рекомендательно-библиографическими материалами и читателями. В практике современной рекомендательной библиографии создано значительное число разнообразных рекомендательных пособий этого направления. Например, для библиотекарей - типовые каталоги библиотек, сборники методических и библиографических материалов; для лекторов и пропагандистов - серия указателей "В помощь лектору"; для учителей средней школы - указатели по школьным курсам истории, обществоведения, по актуальным проблемам современности.

Рекомендательная библиография и в новых социально-экономических условиях не теряет своей основной функции: руководство информационным обеспечением конкретно данного потребителя (читателя), т.е. с учетом его личности во всех общественных отношениях. Традиционно это связывают с педагогическим аспектом библиографии: с необходимостью самообразования и воспитания личности.

Пособия рекомендательной библиографии составляются для читателей с разной общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Без четкого читательского назначения рекомендательный указатель не может быть полноценным. От такого назначения зависит отбор литературы для указателя, методы ее рекомендации.

Библиографоведы пришли к выводу, что пособия рекомендательной библиографии надо составлять с учетом потребностей четырех основных читательских групп.

К первой группе отнесены школьники (1 - 3-х классов, 4 - 5-х классов, 6 - 8-х классов).

Вторую группу составляет юношество (учащиеся 9 - 10-х классов; учащиеся средних специальных учебных заведений; учащиеся других учебных заведений).

Третья группа включает рабочих, колхозников, служащих малой и средней квалификации, в том числе рабочую молодежь.

Четвертая группа состоит из квалифицированных специалистов всех областей народного хозяйства, рабочих высокой квалификации, кадров управления.

Когда решается, на какую тему составлять пособие рекомендательной библиографии, какую литературу в него включать, как ее охарактеризовать, обязательно учитывают читательское и целевое назначение подготовляемого издания.

Рекомендательные указатели, списки, обзоры литературы предназначаются в основном для библиотек. Именно на библиотеки возлагается помощь в выборе книги, квалифицированная консультация читателей. К тому же только в библиотеках можно найти публикации за прошлые годы, предлагаемые в рекомендательных библиографических пособиях. Эти пособия - основа для комплектования массовых библиотек, изучения их фондов, работы на абонементе и в читальном зале, ведения справочно-библиографической работы. Пособия рекомендательной библиографии полезно использовать в книготорговой пропаганде, в работе с изданиями прошлых лет, распространение которых требует дополнительных усилий. Следует также учитывать, что книги, включаемые в рекомендательные пособия, тщательно отбираются. Естественно, что многие из них систематически переиздаются. Это произведения политической и художественной литературы, научно-популярные книги. Таким образом, рекомендательные пособия облегчают изучение значительной части ассортимента, его книготорговую пропаганду.

Особенно много рекомендательных пособий по художественной и политической литературе. Среди пособий, в которых преобладают тематические издания, отражаются книги и статьи за ряд лет, и, стало быть, они имеют ретроспективный характер.

По структуре рекомендательные пособия также разнообразны. Преобладают рекомендательные указатели литературы. В них приводится аннотированный перечень литературы по определенной теме, отрасли знания, или художественной литературе. Чаще всего в указатель включаются произведения, рассчитанные на читателей второй, третьей и четвертой групп. Названия указателей достаточно точно раскрывают их содержание, а объем позволяет сделать вывод о числе включенных книг и статей.

Не всегда указатели, выпущенные пять и больше лет назад, сохраняют свою ценность. Необходимо дифференцированный подход, умение оценить, можно ли использовать определенный указатель в условиях конкретного книжного магазина.

С первых лет Советской власти партия и правительство проявляли особую заботу о развитии рекомендательной библиографии, призванной помочь в возможно короткие сроки приобщить массы трудящихся к культуре. Одной из первоочередных задач рекомендательной библиографии было оказание помощи в обучение грамоте взрослого населения. При непосредственном участии Н. К. Крупской Наркомпросом была составлена "Грамота гражданина" - программа занятий в школах неграмотных и малограмотных, включающая рекомендательные списки для преподавателей и учащихся. В задачи рекомендательной библиографии первых лет Советской власти входило оказание помощи библиотечному строительству. Некоторую помощь комплектованию библиотек оказывали примерные списки, регулярно составлявшиеся библиотечным подотделом Наркомпроса для библиотек разного типа, изб-читален, сельских и рабочих библиотек.

Новый этап развития рекомендательной библиографии начался после окончания гражданской войны, когда страна приступила к мирному строительству. Основным государственным учреждением, проводившим систематическую работу в области рекомендательной библиографии с 1920 по 1929 г. был Главполитпросвет, а в 1930 г. - Отдел массовой работы Наркомпроса.

Становлению и развитию рекомендательной библиографии. Расширению ее тематики, пропагандистских возможностей в немалой степени способствовали библиографические журналы Главполитпросвета. Первым из них был "Бюллетень книги" (1922 - 1923 гг.),

В результате осуществления программы культурного строительства усилилась тяга все более широких слоев трудящихся к самообразованию.

Библиографы Главполитпросвета кроме библиографических периодических изданий готовили к печати разнообразные по тематике рекомендательно - библиографические пособия, рассчитанные на малоподготовленных читателей. В этих пособиях получали отражение вопросы советского строительства, сельского хозяйства, художественная литература.

Библиотечная общественность предлагает издавать в централизованном порядке аннотированную печатную карточку на новые книги. Использование таких карточек в каталогах должно было активизировать деятельность библиотек по раскрытию книжных фондов и руководству чтением. В 1925 году при Главполитпросвете организуется Бюро центральной каталогизации (БЦК), которое приступило к выпуску аннотированных карточек для каталогов массовых библиотек. С ноября 1925 г. начали выходить аннотированные печатные карточки, в каждой из которых приводились описание книги, краткая аннотация и индекс по таблицам десятичной классификации.

Признанная выполнять сложные задачи, рекомендательная библиография нуждалась в серьезной перестройке. Отказ от элементарной агитации, свойственной рекомендательной библиографии 1920-х гг., требовал решения ряда вопросов методики, повышения квалификации кадров библиографов.

Возникла необходимость в создании центра рекомендательной библиографии. В 1930-х гг. на базе бывшего библиографического отдела Главполитпросвета открывается Институт рекомендательной библиографии. Новый институт начал издание библиографического бюллетеня "Книга строителям коммунизма", выпускал аннотированные печатные карточки и рекомендательные указания.

В 1931 г. Институт рекомендательной библиографии реорганизуется в Критико-библиографический институт и передается в систему ОГИЗа. Впервые в одном центре были объединены рекомендательная библиография и критико-библиографическая деятельность. Институт продолжал выпускать аннотированные печатные карточки и рекомендательные пособия к политическим компаниям и в помощь самообразованию. Справочно-библиографическое Бюро института составляло по заявкам библиотек тематические списки и выдавала справки о рецензиях на новые книги. В институте складывался квалифицированный коллектив специалистов. Однако институту не удалось превратиться в центр библиографической работы в стране.

Источником информации для читателей - детей всегда была рекомендательная библиография. Идея составления рекомендательных библиографических пособий для детей возникла в России еще в конце XIX века. В довоенные годы над разработкой рекомендательного пособия для детей активно работали сотрудники главной «взрослой» библиотеки страны (ГБЛ, сегодня РГБ)

В настоящее время наблюдается снижение интереса к чтению, падение его статуса в обществе, и как следствие ухудшение его качества. Это актуально для всех возрастных категорий, но особенно важно для подрастающего поколения, которое сегодня попросту лишено информационных источников, которые помогли бы им в организации чтения по заинтересовавшим их темам.

Совершенно очевидно, что решение проблем чтения тесно связано с развитием рекомендательной библиографии, которая не просто помогает читателям сориентироваться в необъятном книжном потоке, а активно содействует формированию читательского вкуса, повышению общего культурного уровня личности и общества в целом.

Одна из важнейших задач - учить молодое поколение читать художественную литературу, растить в подростке потребность в ней, влюблять юношество в лучшие образы мировой литературы.

В библиографической науке в последние десятилетия распространено мнение о рекомендательной библиографии, как об отмирающем виде библиографии. Однако, как показывает практика, рекомендательные библиографические пособия до настоящего времени занимают важное место в составе справочно-библиографического аппарата детских и юношеских библиотек. Это обусловлено ярко выраженной педагогической функцией рекомендательной библиографической информации и ее нацеленностью на помощь в воспитании, образовании и самообразовании, популяризацию знаний. Всё это чрезвычайно важно для подрастающего поколения и руководителей детского и юношеского чтения. Самое главное, что всегда отличало рекомендательную библиографию для детей, - педагогический характер, забота о хорошем чтении ребёнка, способствующем духовно-нравственному развитию и воспитанию личности.

Эта задача остаётся первостепенной, хотя решать её сегодня особенно трудно, поскольку не до конца осмыслена концепция работы с детьми и молодёжью в условиях современного общественного строя. Накопленный полуторавековой опыт рекомендательной библиографии детской литературы свидетельствует о её поступательном развитии - расширении и обогащении тематики и проблематики, появлении новых типов пособий, совершенствовании форм рекомендации литературы, организации, использования в работе с читателями, изучения эффективности. Всё это напоминает спиралевидный процесс, неоднократно фиксирующий в различные периоды начало, взлёт и падение, положительные и отрицательные моменты. К сожалению, библиографоведческое исследование этих процессов с целью выявления позитивных тенденций и определения дальнейших перспектив развития идёт сегодня слишком медленно.

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно. Есть и желание читать. Но нет навыков в подборе информации. Ориентиром при выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но, как отмечал еще Белинский, чем читать плохие книги, лучше не читать совсем. В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем разница? На наш взгляд, основная задача рекомендательной библиографии - просвещать. Необходимо демонстрировать читателям широкие возможности выбора и показывать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию.

Размышляя о состоянии российской рекомендательной библиографии, можно выделить несколько новых тенденций. Прежде всего - это рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются, как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Опыт подсказывает, что информация о литературе, обращенная к юному читателю, по характеру обязана быть рекомендательной. Он психологически на это настроен: все-таки позиция ребенка по отношению к взрослому -- это позиция руководимого, учащегося, воспринимающего опыт жизни. В условиях информационного общества роль рекомендательной библиографии возрастает. Особенно для детей.

В наши дни термин «рекомендательная» утратил негативное значение. Основой существующих ныне рекомендательных библиографических пособий является принцип качественного отбора информации с учетом определенного читательского адреса. Библиография ничего не навязывает читателю. Ее функция -- информационная, рекомендательная библиография стала более видимой и доступной миллионам читателей;

Сегодня рекомендательная библиография рассматривается, как действенный инструмент педагогического влияния на юное поколение. Дети не обладают ни той системой знаний, что есть у взрослого, ни умением распознать в море литературы достойные внимания книги.

Читатель формируется в детстве. Корень многих сегодняшних проблем массового чтения / не чтения надо искать именно здесь. Утверждения о том, что дети не читают, мало читают, читают не то, - не сходят со страниц печати. Все они лишь фиксируют суть проблемы, но нисколько не продвигают к ее решению. В связи с этим видится актуальным обратить самое пристальное внимание на возрождение рекомендательной библиографии как одного из путей активизации чтения и формирования личности в нашем обществе.

Вопрос о том, нужна ли рекомендательная библиография, неоднократно поднимался в профессиональной печати некоторыми исследователями и учеными. Сегодня ссылки на компьютеризацию, которая решает все проблемы помощи читателям в подборе литературы и в организации чтения, на опыт зарубежных стран, где якобы нет рекомендательной библиографии, на невыгодность издания библиографических пособий и другие разбиваются в пух и прах, когда появляются действительно интересные библиографические издания.

Возрождение рекомендательной библиографии для детей необходимо. Работники детских библиотек понимают сложность ситуации с отбором книг для чтения детей в условиях разгула рыночной стихии. Для них ясна необходимость использования воспитательного потенциала лучших детских книг в работе с детьми. Они убеждены, что нельзя эффективно вести работу по формированию информационной культуры школьников, не опираясь на библиографические пособия. Спад интереса к чтению у детей и его односторонность, также свидетельствуют в пользу необходимости развития рекомендательной библиографии. Наконец, этого требует сама природа ребенка, его потенциальные и реальные познавательные потребности. Обратить взоры на рекомендательную библиографию заставляет нас сегодня ситуация с реформированием системы школьного образования.

Возрождение рекомендательной библиографии для детей предполагает, обновление содержания, целей, форм и типов рекомендательных библиографических изданий, их методики и художественного оформления, усиление ее соответствия особенностям развития современного общества, информационным потребностям и ожиданиям детской аудитории.

С учетом общих информационных потребностей юного поколения перед современной рекомендательной библиографией для детей стоит задача реализации таких важнейших функций, как трансляционная, или развивающая (социальный, духовный, культурный рост ребенка в сочетании с его личностно-ориентированным и творческим развитием) и образовательная (в том числе в плане формирования информационной культуры личности). К сожалению, реализации этих функций в современной библиографии для детей уделяется недостаточное внимание. Научно-познавательную литературу мало читают дети и плохо знают учителя, да и библиотекари. Речь идет не только о темах, связанных со школьной программой, но и о таких областях знания, как выбор профессии, успехи науки и техники, жизнь выдающихся людей, страноведение и др.

По данным исследований - 20% подростков смотрят документальные фильмы, 45% - музыкальные передачи, 37% - спортивные программы, 35% - передачи о путешествиях и приключениях, 28% - образовательные и научно-популярные программы, 27% - информационные программы и т. д. Однако библиотекари отмечают слабый интерес подростков к чтению журналов и книг, где как раз дается новейшая информация по этим вопросам. Конечно, аудиовизуальная информация гораздо легче воспринимается и детьми и взрослыми, чем книжная. Но не только в этом следует искать причину нечтения.

Дети сегодня попросту лишены информационных источников, которые помогли бы им в организации чтения по заинтересовавшим их темам. Вот где роль рекомендательных библиографических пособий могла бы стать неоценимой. Следовательно, речь должна идти не просто об активизации деятельности в области рекомендательно-библиографической информации для детей, а о пересмотре подходов к определению проблематики библиографических изданий, способной привлечь внимание детей, о большем разнообразии типов библиографических изданий и форм подачи материала в них. Составление интересных библиографических пособий для детей - проблема не только библиотечной деятельности. Ее необходимо решать совместными усилиями всех творческих работников, связанных с детской книгой, в первую очередь детских писателей, журналистов, работников издательств, деятелей рекламы, педагогов. В этой работе могли бы участвовать заинтересованные родители и конечно же сами читатели-дети.

В условиях формирующегося информационного общества, неуклонно возрастающего потока информации особенно значимой для читателей и библиотекарей становится ориентирующая функция рекомендательной библиографии. Необходимо обратить внимание на возрождение крупных универсальных рекомендательных библиографических пособий для детей, положительный опыт создания которых имелся в 1970-е гг. (например, путеводители «Что читать?» для учащихся 5-6 и 7-8 классов) Стоило бы вернуться на новой основе к такому завоевавшему широкое признание изданию, как иллюстрированный каталог «Что нам читать?», начало которому было положено ГБЛ в 1960-е гг., а затем продолжено РГДБ. Это был интересный опыт, не просто вобравший в себя все интересное, что было тогда в зарубежных странах (Польше, ГДР, Чехословакии), но творчески переработанный, представивший информацию для детей на качественно новой и более профессиональной основе.

Одной из первостепенных проблем рекомендательной библиографии является усиление эффективности ее влияния на чтение, в связи с чем чрезвычайно важна ее коммуникативная функция, в первую очередь укрепление связи с читателями. В последние годы в практике работы детских библиотек хорошо зарекомендовали себя игровые формы библиографических пособий. Изучение этого опыта и переиздание лучших библиографических пособий для читателей всей страны было бы очень полезным. Следовало бы больше использовать в библиографических пособиях для детей диалоговые формы общения, читательские отзывы, которыми богаты многие детские библиотеки. Хорошо было бы учесть опыт детских журналов и газет по установлению обратной связи с читателями. Улучшение оформления библиографических изданий также могло бы помочь в привлечении к ним внимания детей.

Об использовании игровых форм при рекомендации литературы в Центральной библиотеке для детей г. Николаева рассказывает доцент Пермского института искусства и культуры Г. С. Ганзикова. Сайт библиотеки, оформленный в сочных солнечных красках с использованием мультимедийных технологий, приближен к детскому мировосприятию. Открывая его, ребенок видит героев детских книг.. Здесь отдают предпочтение игре, придумывают виртуальных «живых» персонажей для общения с детьми. Выбор игровых приемов, как думается, безошибочный. Продуктивны и другие новации, основывающиеся на понимании, что ребенок живет сегодня в совершенно ином информационном мире. И не только детская библиотека с ее фондом литературы должна быть привлекательна для ребенка, но и библиотека в Интернете, сам Интернет, который становится ближе и понятнее, если он наполнен вдохновляющим Словом, Рисунками, Игрой.

В современном российском обществе, еще не выработавшем концепцию духовного развития граждан, проблемы воспитания подрастающего поколения особенно остры и решаются сложно. В этих условиях особенно велика значимость детской библиотеки как социального института воспитания через книгу и, соответственно, воспитательная функция рекомендательной библиографии, содействующая отбору лучших отечественных и зарубежных произведений, написанных специально для детей, вошедших (могущих войти) в их круг чтения. Задача рекомендательной библиографии - переоценить литературное наследие советской эпохи, выделить то, что может быть использовано сегодня в работе с детьми, вернуть в читательский обиход книги, незаслуженно забытые, а также оценить современную детскую литературу, качество которой порой оставляет желать лучшего.

В связи с внедрением в библиотечно-библиографическую практику компьютерных технологий сейчас дискутируется вопрос о том, какая форма рекомендательной информации - книжная или электронная - более предпочтительна для детей. Чтение детей и подростков перемещается в Сеть. За последние годы мы все привыкли к тому, что дети и подростки буквально «пропадают» в Интернете. Дети, и особенно подростки, читают и ведут там блоги, участвуют в чатах, не говоря уже о чтении самых разных сайтов. В их чтении Интернет стал занимать очень большую долю, значительно потеснив печатные источники. Возможность совместить чтение и медиа - вот что привлекает детей в Интернете. Интернет - это аналог говорящей книжки с картинками. Но если текст и иллюстрации в книге остаются неизменными, то контент и его оформление в Интернете постоянно меняется. Заинтересо- вавшие подростков ресурсы приходится постоянно отслеживать, что входит у них в привычку. За последние годы получил большое развитие сегмент Интернета, рассчитанный специально на детей и подростков. Это: Образовательные сайты и порталы; Сайты детских журналов, детских библиотек и т.п., направленные, главным образом, на просвещение детей; Коммерческие сайты, в том числе развлекательные (игровые) и рекламные. Дети - самая беззащитная часть общества, так как они принимают на веру буквально все, что им предлагают.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что веблиография уже стала одним из важных направлений работы библиотеки. Создание веблиографических указателей -- дело интересное и нужное, потому что навигация в ресурсах Интернет очень важна, особенно для читателей детских библиотек. Если библиотека предоставляет своим читателям доступ к Сети, то она должна и помочь им разобраться в информационном море.

Форма библиографического пособия может быть любая - книжная или электронная, а конечный результат и качество информации зависят от уровня профессионализма библиографа, его понимания и знания особенностей психологического восприятия информации детьми разного возраста.

Совершают ошибку те, кто адресует библиографическое пособие одновременно и детям, и руководителям их чтения. Это разные категории читателей, и у каждой из них свои требования к информации. Если рекомендательное библиографическое пособие обращено к детям и составлено интересно, любой взрослый найдет в нем интересное и для себя. Но если ребенок возьмет в руки пособие, адресованное детям от 5 до 15 лет и одновременно взрослым (например, биографический словарь «Писатели нашего детства»), то обилие, сложность и разноплановость информации лишь отвратят его от нее. Получается, что библиографическое пособие вроде бы и есть, но дети им не пользуются. Сам стиль изложения для них должен быть другим, необходимы игровые приемы, элементы занимательности, ориентация на конкретный возраст, особые способы привлечения внимания, красочность и иллюстративность и многое другое, чтобы ребенок получил пользу от такого пособия.

Одним из важных компонентов семейного чтения является рекомендательная библиография. Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография также может помочь родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений. Цель рекомендательной библиографии - развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.

Большое значение для родителей имеет оказание помощи в определении круга детского чтения. На подбор литературы заметное влияние оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для детского чтения, нужно думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка. Круг детского чтения не может и не должен быть одинаковым для всех детей младшего возраста. Вариативность детского чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя. Но при этом есть целый ряд произведений, являющихся обязательными в круге детского чтения, ставших классикой детской литературы.

Исходными для формирования круга детского чтения являются психологические, педагогические, литературоведческие, историко-литературные принципы. Психологические:

· учет возрастных особенностей детей;

· учет особенностей восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогические:

· доступность;

· наглядность;

· занимательность, динамичность сюжета;

· воспитательная ценность произведений.

Литературоведческие:

· наличие в круге детского чтения всех жанров детской литературы: загадки, пословицы, сказки, стихотворения, пьесы;

· наличие разных видов литературы: познавательной, художественной, учебной.

Историко-литературные:

· непременное наличие в круге детского чтения произведений, как русской литературы, так и литературы народов мира; при этом надо обращать внимание не только на историю литературы, на произведения, прошедшие читательский отбор, но и на современные книжки, которые пишутся на глазах живущего поколения;

· тематическое разнообразие произведений; литература ведет разговор с читателями обо всем, и все темы должны быть в детском чтении: игры и игрушки, природа, взаимоотношения детей и взрослых, детей в коллективе, дружба, семья, честь и долг, тема войны, исторического прошлого и т. д.;

Кроме этого, правильно сформированный круг детского чтения предполагает учет гендерных различий детей. Это значит, что необходимо учитывать, что девочкам нужно не забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, а мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, изобретениях и т. д.

Сегодня делаются первые шаги по созданию мультимедийных электронных пособий для детей, сочетающих различные возможности мультимедиа при свободном выборе материала для чтения с текстами художественных произведений.

Сегодня при составлении библиографических пособий библиографы учитывают то, что многие современные дети привыкли получать информацию при помощи компьютера. Сотрудниками библиотеки создаются пособия с использованием мультимедийных технологий. Информация подается с учетом возрастных особенностей юных читателей. Она нацелена на эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие ребенка. Библиографические пособия оформлены в сочных солнечных красках, максимально приближены к детскому восприятию. информация перемежается ярким иллюстративным материалом.

Рекомендательная библиография для детей и юношества так же может воплощаться в малых издательских формах библиографических пособий, таких как памятки, закладки, листовки, календари, наклейки и другие. Именно пособия малых форм помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе писателях, учебных заведениях, обо всем, что волнует молодое поколение. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности, как библиографа, так и читателя библиотеки.

Библиографическая закладка рассчитана на пробуждение читательских интересов. Она помогает читателю сделать первые шаги к расширению кругозора, развитию ассициотивного мышления и повышению культуры чтения.

Библиографическая памятка предназначена для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами, о деятельности какого-либо лица или об общественно-значимом событии.

Одной из необходимых и весьма важных специфических особенностей рекомендательной библиографии для детей, всегда была занимательность.

Ребенку нужен не просто совет, какой книге отдать предпочтение. Ему нужен эмоциональный рассказ о книге и её содержании в художественной форме, ребенка нужно увлекать чтением, а не просто информировать о книгах. Аннотация, где будут ярко обрисованы сюжет, герои, конфликт, будет обращено внимание на стиль, жанровую специфику рекомендуемого произведения, и всё это преподнесено с любовью к ребенку, с учетом возможностей его восприятия и понимания и, разумеется, с художественной надлежащей выразительностью, не может оставить никого равнодушным.

Занимательность -- одно из значимых условий для пробуждения живого интереса у детей к пособию как книге о книгах и к самой книге. И самое главное -- это то, что способно активизировать мысль и чувства ребенка в процессе чтения рекомендуемой литературы.

Есть несколько важных условий, от которых зависит возникновение мысли в процессе ознакомления с аннотацией, движение читателя от незнания к знанию. И главная среди предпосылок, способствующих возникновению интереса к прочтению книги, -- конечно же, новизна первичной информации, способ её доведения в форме характеристик вторично документальной. И, разумеется, книга сама по себе, а не только информация о ней, должна обладать при этом весьма важным качеством -- быть для ребенка максимально занимательной, насыщенной познавательным материалом, любопытными фактами. Чтобы в процессе её прочтения возникла желаемая реакция читателя, на которую рассчитывает библиограф: читатель удивлен, хочет найти доказательства, проверить, так ли это на самом деле, и берет книгу для чтения.

Занимательность в аннотациях к произведениям художественной литературы так же важна, как и к произведениям научно-познавательной литературы. То есть в аннотациях должно быть всё то, что подготовит ребенка к встрече с автором и его произведением, что превратит чтение художественных произведений в увлекательную деятельность, затронет не только ум, но сердце и душу, подарит массу эстетических переживаний и впечатлений. Рекомендательную библиографию в печатно-бумажной форме без аннотаций, без цветных картинок, обложек книг, наверное, уже пора рассматривать как верх небрежности составителей или даже как показатель профессиональной некомпетентности.

В информационно-библиографической работе с детьми среднего школьно-

го возраста и подростками эффективны мероприятия «нового поколения»,

которые отличаются интерактивностью, использованием компьютерных технологий: буктрейлер, библиотрансформер, квест-ориентирование, фотокросс и другие. Буктрейлер -- форма современной рекомендательной библиографии, короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача -- рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Создаются буктрейлеры для рекламы новых книг и книг-юбиляров, художественных произведений и периодических изданий.

Буктрейлер может стать составной частью мероприятия, проводимого в библиотеке, а цикл видеороликов, объединенных одной темой, -- самостоятельным мероприятием, например, хит-парадом «Лучшие книги года»

Новой формой библиографического информирования является библиотрансформер. Библиотрансформер - живая форма рекомендательной библиографии, которая дает неограниченный простор для деятельности: его можно использовать целиком или отдельными модулями, как в индивидуальной, так и в массовой работе, создавать на его основе новые информационно-библиографические продукты. Модулями библиотрансформера могут быть: книжная закладка, информационная листовка, информационно-библиографический словарик, мультимедийный урок-презентация, биобиблиографический указатель, видеовикторина и видеоурок.

Развитие рекомендательной библиографии в электронной форме - это отражение профессионального мастерства и творчества библиотекарей/библиографов библиотек для детей, которые первыми приступили к информатизации своей деятельности; в решении сложной задачи социализации ребенка, воспитания читательской культуры с юных лет ее роль и место в жизни растущего человека - удаленного пользователя трудно переоценить. Эффективность рекомендательной библиографии как средства ориентации в детско-юношеских литературных потоках и массивах благодаря интернет-технологиям будет возрастать.

Будущее электронной рекомендательной библиографии детской литературы в глобальном пространстве зависит от умелого применения мультимедиа-компонентов (звучащее слово библиотекаря или артиста-чтеца, музыкальные заставки, бегущая строка текста, всевозможные цветовые подсветки книг и «открывающихся» в них страниц, «живые литературные герои», вставки фрагментов мультфильмов, кинопроизведений и т. п.).

Конечно, важно обсуждать и проблему формирования системы пособий, и их содержание, круги чтения детей разного возраста, но не менее значительна жанровая специфика и та форма, в которую она облечена. Так вырисовывается одна из главных проблем современной рекомендательной библиографии для детей - привлекательность формы, внешний вид бумажного пособия и внутренняя организация материала, чтобы от удивления не у библиотекарей раскрылись глаза широко-широко, а у ребенка, чтобы испытывал он блаженство, удовольствие, чувство радости, увидев что-то яркое и необычное. Привлечем внимание к пособию - решим задачу-минимум. А надо максимум - помогать, не только выбирать книги, но и читать их внимательно, с пользой для личностного развития. Может быть, стоит наполнять пособие «вставками»? Например, стихами, отрывками из произведений, в том числе с пропущенными строчками, словами, которые нужно найти в тексте и вставить, пословицами и поговорками, всевозможными другими литературными ребусами и заданиями развивающего характера? Спросите, зачем? Чтобы стимулировать познавательную активность…(можно через игру)… Чтобы мог ребенок читать, размышлять, творить.… Чтобы ребенку всё было интересно, и главное, было ему по силам с учетом возраста.

Важен положительный знак в эмоциональном состоянии ребенка, когда ему рассказывают и показывают, как легко самому научиться выбирать книги в библиотеке. Значение игры в детской жизни трудно преувеличить. Игровой метод воспитания и обучения взят на вооружение в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования и, естественно, библиотеках. Неплохие результаты дает он и в рекомендательной библиографировании литературы. Поэтому специалистами библиотек с пониманием воспринято теоретическое обоснование важности введения творчески-игрового компонента в библиографические пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игрушки и игры не заменяют окружающий мир, а приближают его, делают более понятным, помогают в нем освоиться.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа библиотек в области рекомендательной библиографии призвана удовлетворять информационно-библиографические запросы читателей, связанные с организацией досуга, личностным развитием, с поисками ответов в морально-этических ситуациях и проблемах нравственного выбора. Рекомендательная библиография играет существенную роль в решении проблем информационной безопасности, в социализации детей, подростков и молодежи, в их духовно-нравственном становлении.

Для этого требуется активная творческая позиция библиографов, работа на результат, поиск нового при сохранении лучших традиций в рекомендательной библиографии.

- 169.50 Кб

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедра музеологии и документоведения

Курсовая работа по дисциплине «Библиографоведение»

Выполнил:

Работа защищена

«___»________2014 г.

оценка__________

Барнаул, 2014

Введение………………………………………………………… …………….….3

функции…………………………………………………………… …...9

Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19

современное состояние……………………… ………………………19

юношества……………………………………………………… …….21

Заключение…………………………………………………… ……………...…28

Введение

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.

Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

На сегодняшний день книгоиздательский бизнес в нашей стране процветает. В литературе постоянно появляются новые имена. Ежегодно огромными тиражами издаются книги развлекательного характера, так называемого «лёгкого чтива». Таким образом, возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении; уменьшается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы.

С тех пор, когда библиотеки признали своей основной функцией – информационную, произошло полное отрицание их рекомендательной деятельности, вместе с отрицанием такого термина, как «руководство чтением».

Таким образом, перед современным обществом встал вопрос о том, как повысить престиж чтения, как помочь читателю сориентироваться в потоке информации. И поскольку основным источником информации о литературе всегда была рекомендательная библиография, то ведущая роль в отборе лучших книг для образования и просвещения принадлежит именно ей.

Рекомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии - государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Рекомендательная библиография прошла в своём развитии сложный путь. В 70-х годах ХХ века в библиотечном сообществе шла о неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена. Представитель книговедческой концепции А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее «общеинтересного» назначения.

И сегодня, опыт многих библиотек России свидетельствует о том, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы.

Таким образом, актуальность данной работы определяется, прежде всего, требованием времени, так как многие специалисты в библиотечном деле видят в возрождении рекомендательной библиографии выход из кризиса связанного с отсутствием интереса к чтению.

Предметом исследования в данной работе является состояние, проблемы, перспективы развития рекомендательной библиографии.

Цель данного исследования - рассмотреть историю зарождения, современное состояние и перспективы развития рекомендательной библиографии.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

3. Определить основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии.

Изученность. Истории, теории, методике, практике рекомендательно- библиографической деятельности посвящено большое число публикаций, многие из которых принадлежат перу корифеев отечественного библиотековедения. Среди них – М.Г. Вохрышева, Н.Е. Добрынина, О.П. Коршунов, И.Г. Моргенштерн.

М.Г. Вохрышева в своей книге «Теория библиографии» рассматривает особенности инновационной методики рекомендательных пособий.

Н.Е. Добрынина в своих работах раскрывает неразрывную связь рекомендательной библиографии с читателем, а также рассматривает миссию, предназначение и роль рекомендательно- библиографической деятельности.

И.П. Моргенштерн в своей публикации обсуждает проблемы рекомендательной библиографии, основной акцент делая на терминологический аспект.

После долгого перерыва РГБ возобновил выпуск профессионального научно-практического сборника «Вопросы библиографоведения». 11 выпуск, вышедший в 2001 году, посвящен проблемам теории и практики рекомендательной библиографии, которая в тот период переживала непростой этап переосмысления собственного предназначения. Среди авторов сборника: Т.Н. Суминова, которая раскрывает проблемы жанра энциклопедии в литературной библиографии. С.И. Коровицина предлагает проект электронной базы данных в рекомендательной библиографии и др.

При написании данной курсовой работы был использован также статейный материал из таких профессиональных журналов, как: «Мир библиографии», «Библиография», «Школьная библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело».

Как уже говорилось выше изучением проблем и внедрением новых форм рекомендательной библиографии в практику занимается довольно большое количество специалистов разных уровней. Так, например, в журнале «Мир библиографии» в 2006 году вышел цикл статей касающихся различных комплексов рекомендательной библиографии в Российской государственной библиотеке.

В журнале «Библиография» в рубрике «Библиография - детям» опубликована статья Л. Б. Грузиновой и А. В. Митрофановой «Рекомендательные информационно - библиографические ресурсы для детей и юношества». В статье идёт речь о рекомендательных библиографических изданиях, как о традиционных, так и электронных, обобщён и представлен опыт работы библиотек различных уровней.

Авторы статьи «Кто сказал, что библиография – это скучно?» Я.Л. Бондаренко и Т.И. Сафонова вышедшей в журнале «Школьная библиотека» в 2003 году рассказывают об уникальном, на тот момент, опыте работы Центральной детской библиотеки города Николаева. Арсенал традиционных форм и методов работы данной библиотеки постоянно пополняется новыми пособиями, подготовленными с помощью новейших компьютерных технологий. Таким образом, речь в статье идёт об инновационных методах донесения библиографической информации до читателей.

В статье «Рекомендательная библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы)» опубликованной в журнале «Библиотековедение» (2008 год №3) идёт речь о результатах научно исследовательской работы по изучению сетевой рекомендательно- библиографической информации о детской литературе. Автор статьи Г.С. Ганзикова является доцентом кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии Пермского государственного института искусства и культуры на базе которого и проходило данное исследование с

Таким образом, наблюдается достаточно большой массив документов по изучаемой тематике, что позволяет сделать вывод, что данная тема достаточно изучена.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в оказании помощи студентам библиотечных факультетов по курсу «Библиографоведение», в подготовке докладов, рефератов и семинаров.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении раскрывается актуальность исследования, объект, предмет, изученность темы, определены цели, задачи и методы работы.

Вторая глава «Основные проблемы и перспективы развития рекомендательной библиографии на современном этапе» дает характеристику современного состояния рекомендательной библиографии в просвещении и образовании, показана роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и юношества, представлены Перспективы развития рекомендательной библиографии.

Работа снабжена списком использованной литературы.

По мнению А.М. Горбунова, рекомендательная библиография – область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей .

Рекомендательная библиография определена в первом государственном терминологическом стандарте «Библиография. Термины и определения» (ГОСТ 16448-70): «...библиография, содействующая общему и проф. образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний». Согласно терминологическому словарю «Библиотечное дело» (М., 1997), основной метод рекомендательной библиографии – «рекомендация читателям документов по определённым содержательным и качественным критериям» .

1) библиографические процессы оповещения о документах, целенаправленного их поиска в соответствии с уровнем начитанности, общеобразовательной подготовки, с глубиной, широтой и устойчивостью читательских интересов; доведение информации о документах до читателей;

3) метод организации чтения, включающий не только рекомендованные произведения, но и советы по их использованию;

4) канал информатизации общества в системе масс-медиа .

Рекомендательная библиография развивается по присущим ей законам, обладает свойством диалектики, взаимосвязи объективного и субъективного в отражении документов, вбирает в себя широкий спектр знаний о мире, определяет количество и качество необходимых сведений, оптимальные пути доведения информации до читателя, учитывает характеристики читательских групп.

Описание работы

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30

Содержание:

2. Основные типы библиографии. 6

3. Библиографический список 13

Р екомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии — государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Именно рекомендательная библиография с некоторых пор (особенно в 70-е годы) подвергается необоснованной ломке, вплоть до неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена. Представитель книговедческой концепции А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее якобы «общеинтересного» назначения [см.: Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин].

Правда, О.П.Коршунов в своем учебнике «Библиографоведение. Общий курс» вынужден был согласиться с исторической закономерностью ее выделения. На основе анализа существующих в нашей стране точек зрения за период 1927-1986 гг. он констатирует, что в этом разнообразии «основных видов» библиографии нетрудно выделить относительно устойчивые, повторяющиеся элементы. К ним, прежде всего, относятся понятия государственной (базисной), научно-вспомогательной (ранее научно-информационной) и рекомендательной библиографии. Эту «триаду», по его мнению, « можно рассматривать как наиболее общепризнанный вариант видовой классификации библиографии по признаку ее общественного назначения» . Во всяком случае, утверждает далее О.П.Коршунов, эти виды, как правило, «не вызывают возражений и присутствуют в большинстве классификаций, в то время как другие (дополняющие или обобщающие) неизменно подвергались сомнениям».

Указанная триада наиболее четко, но в другом терминологическом обозначении — учетно-регистрационная, критическая и рекомендательная, — впервые в российском библиографоведении обоснована Н. В. Здобновым. В конечном итоге, О. П. Коршунов включил признанную рекомендательную библиографию не в общую, а в специальную, соотнеся ее с образованием, самообразованием и идейно-воспитательной работой, т.е. в большей мере с педагогической библиографией.

С этим, естественно, трудно согласиться. Мы согласны с тем, что рекомендация — общая функция библиографии. Но такое определяющее положение никак не вытекает из общей теории библиографии О. П. Коршунова. О. П. Коршунов так и не смог четко квалифицировать различие между оценочной и рекомендательной функциями библиографии, что и подтверждает его процитированная выше новейшая характеристика рекомендательной библиографии.

В настоящее время положение с рекомендательной библиографией еще более усугубилось. На волне отрицания всего предшествующего ей отказано в воздействии на формирование идеологии, мировоззрения личности и общества. Но из истории отечественной библиографии известно, что рекомендательная библиография сформировалась именно исходя из задач идеологического воспитания, просвещения — прежде всего самообразовательного, а в наше время еще и профессионального. Еще одна важная функция рекомендательной библиографии — пропаганда библиографии и библиографических знаний как среди широких кругов пользователей информации, так и среди специалистов, профессионалов в соответствующих сферах общественной деятельности. Современные затруднения в госбюджетном финансировании системы народного образования, появление новых способов информационной деятельности вновь требуют особого внимания к возрождению и совершенствованию системы рекомендательной библиографии. Наконец, в руководстве чтением, пользованием книгой и другими источниками информации в определенной мере нуждается каждый человек.

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: РГБ, Государственную республиканскую юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России. Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему (политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию, а также пособия краеведческого характера, например: «Что читать о … крае (области, городе)». Можно более или менее определенно говорить и о третьем уровне, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, повышению квалификации специалистов. Таковы, например, серия библиографических указателей «Научно-технические знания — рабочим», серия рекомендательных обзоров «Новое в науке и технике» и др.

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно-техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ.

До недавнего времени ведущим в области рекомендательной библиографии было издательство «Книга», которое в основном централизованно и выпускало подготовленные в органах ГСНТИ и библиотеках серии: «За страницами вашего учебника», «В мире прекрасного», «Страны и народы мира» и др. Теперь эту функцию осуществляет издательство «Книжная палата». Оно подготовило и в настоящее время (с 1988 г.) реализует проект выпуска рекомендательных библиографических изданий, взяв за основу четыре вида их: энциклопедия, справочник, антология, путеводитель.

При дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии в нашей стране следует сохранить все лучшее, что было уже накоплено в прошлом, развивать ее в качестве составной части ГСНТИ. В любом обществе существуют определенные идеологические, культурологические, образовательные и воспитательные задачи, которые требуют обязательного и целенаправленного решения, внедрения в индивидуальное и общественное сознание. И здесь важнейшая роль принадлежит рекомендательной библиографии.

2.Основные типы библиографии.

Прежде всего мы будем исходить из того, что высшей, обобщающей систематической категорией является не вид, а тип. Поэтому создаваемые в результате категории мы будем называть типами библиографии. Далее, библиографическая систематизация может осуществляться не только на основе родо-видовых отношений, но и других вариантов членения, деления понятий — функционального, структурного и т.п. Условно все они могут считаться однозначно соотносимыми, но в рамках единой типологической модели, построенной с использованием многомерного критерия как определенным образом структурированной целостности, или системы. Поэтому такой подход к определению основных типов библиографии можно считать системным. Вопрос другой: реализация такого подхода даже в трехмерном варианте требует не плоскостного, а объемного изображения, чего в данном случае достичь не удается. Поэтому мы ограничимся иерархическим вариантом типологической модели, которой в общем достаточно для понимания существа дела.

Главное, что необходимо положить в основу заданной типологической модели библиографии, — это критерий функциональности. Другими словами, основными типами библиографии следует считать те, которые отражают, определяют основную ее общественную функцию — информационное управление. Причем информационное управление, как мы уже знаем, также реализуется как своеобразный деятельностный процесс, где имеются соответствующие подсистемы: библиографического познания — библиографоведение, библиографического управления (самоуправления) — библиография библиографии (или библиография второй степени), библиографического общения — библиографическая литература (книга), библиографической практики — непосредственная реализация информационного управления в общественной деятельности в целом и в ее специализированных частях.

Взаимосвязи между указанными подсистемами библиографической деятельности очень сложны и до конца не исследованы. В конечном итоге ясно, что они не сводимы к перечислению или даже к иерархии, а носят характер интегральной, органической системы. Интегральная модель библиографии как деятельности послужила исходной базой для системы книжного дела, демонстрирующей в нашем случае специфику библиографии и ее место в системе других отраслей книжного дела и соответственно библиографоведения в системе книговедческих дисциплин. Построение библиографии по интегральному принципу пока наталкивается на большие трудности, поэтому мы будем лишь в отдельных случаях показывать возможности интегрального, или системного, моделирования библиографии.

Таким системным критерием применительно к библиографии мы и считаем способ информационного управления, отражающий ее основную социальную функцию и реализуемый как единство определенного множества наиболее существенных ее признаков. Согласно нашему подходу способ информационного управления как обобщенный критерий систематизации библиографии включает уже известные 12 единичных признаков.

Они, конкретизируя библиографию и соответственно критерий ее систематизации, отражают как бы место единичных элементов библиографической системы в направлении от цели — идеального предвосхищения социальной сущности информационного управления — до потребности — реального осуществления информационного управления. И здесь речь идет не только о потреблении библиографической информации в обществе, а именно о таком ее потреблении, которое позволяет освоить обществу в целом, а также его частным составляющим (коллективу, группе, личности) необходимую информацию (так называемую первичную) для использования в общественной практике. Иначе, овладевая библиографической информацией, мы имеем лишь средство (способ), но не овладеваем результатами общественной деятельности.

В иерархическом варианте предложенный нами многомерный критерий «способ информационного управления» может быть соотнесен с основными систематическими категориями — тип, род, вид, индивид. В соответствии с этим мы можем в типологическом отношении выделить, по крайней мере, четыре иерархических уровня в системе библиографии: универсальная (общая) библиография, специальная библиография, отраслевая библиография и единичная библиография (библиография отдельных направлений, тем, процессов, персоналий и т.п.).

Наиболее сложными пока являются определение и конкретизация, наполнение соответствующими составляющими специальной и отраслевой библиографии. Обычно эти понятия отождествляют, в связи с чем используют одно из указанных терминообозначений. Например, для ГОСТ 7.0-77 был выбран термин «отраслевая библиография», под которой понималась «библиография, назначением которой является обслуживание отдельных отраслей знания и (или) практической деятельности». В учебниках по общей библиографии в качестве противопоставления ей используется термин «специальная библиография», правда, в разной квалификации. В частности, М. А. Брискман считал необходимым ее выделение по содержанию, тогда как О. П. Коршунов предлагает более сложную интерпретацию. Противопоставляя также специальную библиографию общей, он, с одной стороны, связывает первую с оценочной функцией библиографической информации, а с другой — с деятельностью «по всестороннему библиографическому обеспечению определенной сферы общественной практики, включающей создание и использование специальных библиографических материалов, а также использование любых источников (в том числе источников общей библиографии) в целях библиографического обеспечения потребностей и запросов данной сферы обслуживания». При содержательной квалификации («содержание объектов библиографирования») он использует термин «отраслевая библиография», противопоставляя ее универсальной

Не соглашаясь в целом с такой постановкой и решением рассматриваемого вопроса, мы в то же время считаем возможным использовать оба эти термина — специальная и отраслевая библиография, учитывая все более углубляющуюся дифференциацию, специализацию библиографической деятельности. Под специальной библиографией мы будем понимать также сферы ее общественного применения, которые сами в свою очередь могут быть подразделены на подсистемы более частного порядка. Последние мы и будем именовать отраслевой библиографией.

В настоящее время более или менее обоснованно можно говорить о следующем принципиальном ряде специальной библиографии: общественно-политическая, естественнонаучная, художественная, техническая, сельскохозяйственная, педагогическая, медицинская. В свою очередь, каждая из них делится на ряд отраслевых библиографий, например: художественная — по отраслям искусства, общественно-политическая — по отраслям идеологии, педагогическая — по отраслям системы народного образования и т.п. Следует подчеркнуть, что и книжное дело как специфическая сфера информационного общения также имеет свои направления: они в принципе совпадают с выделенными сферами специальной библиографии. Это относится и к отраслевой библиографии, причем само книжное дело имеет и свои особые отрасли, в которых сложились и соответствующие отраслевые библиографии: издательская, библиотечная, книготорговая.

В результате мы можем сформировать в самом общем виде иерархический вариант модели библиографической деятельности как системы. Своеобразие этой модели состоит в том, что, во-первых, она отражает статику библиографии на всю глубину общественной информационной деятельности; во-вторых, по горизонтали она отражает динамику библиографии, а в целом все возможное многообразие деятельностных библиографических процессов. О динамико-библиографической деятельности следует сказать особо. Дело в том, что библиография, как мы отмечали выше, осуществляет свои общественные функции как ценностный (аксиологический) деятельностный процесс. Это и отражают соответствующие уровни библиографии, выделяемые по функциональному признаку: государственная (учетная, сигнальная), научно-вспомогательная (оценочная, критическая) и рекомендательная, — фиксируя важнейшие моменты движения социальной (библиографической) информации в направлении от производства новой информации к ее оценке на социальную значимость и потреблению лучшей, практически отработанной и, значит, истинной, полезной информации в общественной деятельности.

Возникают определенные трудности в случае более детальной разработки указанной выше типологической модели библиографии и особенно при реализации ее оптимального, интегрального варианта. Поэтому дальнейшую детализацию мы будем осуществлять на отдельных примерах и в виде отдельных блоков (модулей), из которых и может сложиться в перспективе целостная и достаточно развернутая для практического применения типологическая модель библиографии.

Можно видеть в указанных моделях как общее, совпадающее, так и различия. Общим является необходимость выделения основных статичных уровней по вертикали и основных динамичных подразделений по горизонтали. Особой сложностью и проблематичностью, ввиду недостаточной научной разработанности системы общественной деятельности в целом, характеризуется специальная библиография, где в исходный, базовый ряд выделены наиболее четко специализированные сферы приложения книжного дела и библиографии.

В этом отношении еще более сложным становится такой базовый ряд в отраслевой библиографии, так как здесь соответствующие подразделения формируются в результате последующей дифференциации каждой из указанных, а в перспективе и других сфер общественной деятельности. Поэтому построим необходимые отраслевые модели на примере педагогической деятельности и соответственно книжного дела. Здесь сохраняются те же вертикальные и горизонтальные аспекты систематизации, а своеобразие проявляется в исходных, базовых рядах отраслей педагогики и книжного дела. Выделение таких отраслей общественной деятельности в некоторых случаях пока еще достаточно условно, но решение этой проблемы уже выходит за рамки и книговедения, и библиографоведения. Мы в данном случае используем результаты современных общественных наук.

Одна из самых актуальных и трудных задач на современном этапе развития библиографоведения — разработка интегральной типологической модели библиографической деятельности. Значение такой модели состоит в том, что она не только включает исходный, базовый ряд возможных подразделений библиографии по функциональному признаку, воспроизводит статику и динамику библиографического развития, но и отражает их диалектическую взаимосвязь, взаимопереходы. А в целом интегральная модель приближает наши научные представления к реальной библиографической практике.

В обобщенном варианте интегральная модель библиографической деятельности может быть еще более усложнена путем конкретизации блоков универсальной, специальной, отраслевой библиографии, в обобщенной интегральной модели библиографии. Важно подчеркнуть, что принципиальная деятельностная модель должна быть соотнесена с любой из возможных категорий, включенных в типологическую модель библиографии.

Тем самым сделан, на наш взгляд, еще один важный шаг на пути построения универсальной типологической модели библиографии. Пока это еще отдаленная перспектива библографоведения. В качестве переходного этапа мы можем здесь предложить рабочий вариант универсальной типологической модели библиографии в одной из разновидностей интегрального моделирования — циклическое моделирование. Причем и здесь циклический вариант для простоты дан лишь на уровне универсальной библиографии, так как нам важно показать методологию такого подхода. Особенность этой модели состоит в том, что библиография в ней предстает в необходимой обусловленности такими типологическими характеристиками, как исторические, коммуникативные, функциональные, социологические, ценностные, статистические (количественные), структурные, компонентные. В построении подобной модели может быть использован наш опыт разработки современной типологии книги. В то же время без необходимой логической и математической формализации, использования современных средств электронно-вычислительной техники эффективное и качественное создание универсальной типологической модели библиографии интегрального характера невозможно.

Таким образом, основными являются четыре типа библиографии, выделяемые с учетом систематизации функционального признака ее — способа информационного управления:

    библиография библиографии (или библиография второй степени, или самоуправление библиографии);

    государственная (или сигнальная, учетная, регистрационная, информационная, поисковая и т.п.) библиография;

    оценочная (критическая, научно-вспомогательная и т.п.) библиография;

    рекомендательная (популярная и т.п.) библиография. В свою очередь, они модифицированы, обусловлены социальными уровнями информационного общения — универсальным, специальным, отраслевым и единичным (индивидуальным, персональным, отдельным и т.п.).

Естественно, возможно дальнейшее углубление предложенной типологической модели библиографии по другим признакам, составившим ее многомерный критерий. Но в целом они будут лишь дополнять, детализировать эту в принципе универсальную модель.

3.Библиографический список

    Библиографическая работа в библиотеке: Организация и методика: Учебник. М., 1990. 255 с.

    Библиография: Общий курс: Учебник/Под ред. О.П.Коршунова. М., 1981. 512 с.

    Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975. 206 с.

    Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. М., 1960. 173 с.

    Беспалова Э.К. Избранное: В 3 т. М., 1994.

    Беспалова Э.К. Формирование библиографической мысли в России (до 60-х гг. XIX в.). М., 1994. 282 с.

    Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М., 1989. 199 с.

    Горькова В.И., Борохов Э.А. Реферат в системе научной коммуникации: Направления совершенствования лингв. и структ. характеристик. М., 1987. 232 с. (Итоги науки и техники. Сер. Информатика; Т. 11).

    Гречихин А.А. Библиографоведение: Возникновение и особенности формирования. М., 1988. 93 с.

    Гречихин А.А. Общая библиография: Теоретико-методологические основы: Учеб. пособие. М., 1990. 108 с.

    Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационные издания: Типология и основные особенности подготовки. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. 272 с. (От рукописи — к книге).

    Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: Метод. пособие. М., 1981. 48 с. (От рукописи — к книге).

    Коршунов О.П. Библиографоведение: Общий курс: Учебник для вузов. М., 1990. 232 с.

    Коршунов О.П . Библиография: Теория. Методология. Методика. М., 1986. 287 с.

    Машкова М.В. История русской библиографии начала XX в. (до октября 1917 г.). М., 1969. 492 с.

    Призмент Э.Л., Динерштейн Е.А. Вспомогательные указатели к книжным изданиям. 2-е изд., испр. и доп. М., 1988. 208 с. (От рукописи — к книге).

    Рейсер С.А. Хрестоматия по истории русской библиографии с XI в. по 1917 г. М., 1956. 447 с.

    Симон К.Р. История иностранной библиографии. М., 1963. 736 с.

    Сляднева Н.А . Библиография в системе универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа. М., 1993. 226 с.

    Фокеев В.И . Природа библиографического знания: Монография. М., 1995. 351 с.

    Черный А.И . Введение в теорию информационного поиска. М., 1975. 238 с.

Рекомендательная библиография

отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии (См. Библиография). Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (от греч. biblion kнига и...графия) отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их активная пропаганда в определенных общественных целях. Дисциплина, которая изучает… … Большая советская энциклопедия

    БИБЛИОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - раздел библиографии, в задачи к рого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Такая информация направлена в два осн. адреса: взрослым (учителям, родителям, воспитателям, специалистам, профессионально связанным с… … Российская педагогическая энциклопедия

    Библиография детской литературы - раздел библиографии, в задачи которого входят учёт и информация о произведениях печати для детей и юношества. Б.д.л. предназначается взрослым (педагогам, другим специалистам, работающим с детьми, родителям) и детям и помогает ориентироваться… …

    БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ - БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ, отрасль научной и практической деятельности, основными задачами которой являются информация о художественной литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация лучших произведений литературы, помощь… … Литературный энциклопедический словарь

    Recommendatory bibliography - Рекомендательная библиография … Краткий толковый словарь по полиграфии

    Коммунальное учреждение культуры «Днепропетровская областная универсальная научная библиотека имени Первоучителей славянских Кирилла и Мефодия» … Википедия

    Внеклассное чтение - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению в соответствии с их индивидуальными интересами и потребностями. Термин предложен В.П. Шереметевским в 1886. В.ч. расширяет кругозор учащихся, помогает… … Педагогический терминологический словарь

    - (от лат. nota знак, нота и греч. grapo пишу). 1) Пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), в к рых описаны, перечислены и систематизированы в определ. порядке (алфавитном, хронологич., тематич. и др.) нотные издания и… … Музыкальная энциклопедия

    Женщины в зарубежной популярной музыке Женщины в зарубежной популярной музыке (НОТА Р, 2004) Жанр: энциклопедический справочник Автор … Википедия

Книги

  • Творчество Чюрлёниса (соната весны) , В. Ландсбергис , Настоящая монография, подготовленная к столетию литовского художника и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911), является переизданием книги, имевшей прежде несколько иное… Категория: Биографии, мемуары Издатель: Музыка ,
  • Очерки истории советского искусства ,