Шварц сказка о потерянном времени сокращения. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Анализ и краткое содержание "Сказки о потерянном времени" Евгения Шварца О чем это произведение писателя-сказочника Евгения Шварца? Как известно, он написал несколько философских сказок за всю свою жизнь, среди которых, например, «Обыкновенное чудо». А всего Шварц выпустил более 2000000 книжек, если считать общим тиражом. Сказки, написанные в виде пьес, поначалу не печатались и подвергались суровой критике. Но в результате увидели свет и до сих пор широко популярны у разных возрастных категорий. А по их мотивам сняты художественные фильмы и мультфильмы. Шварц, «Сказка о потерянном времени» Одним из таких любимых всеми шедевров является и данное творение. Оно было сочинено автором в 1940 году. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» может уместиться на нескольких страничках писчей бумаги. Давайте прочитаем вместе. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» Главный персонаж Петя Зубов, учащийся 3-го класса, не слишком любит школу, да и вообще, это скучное занятие – учиться. Он постоянно откладывает все в долгий ящик, не выполняет домашние задания, обещает подогнать свои знания до надлежащего уровня. Но лень пересиливает обещания и побеждает. И вот однажды он превращается вдруг в старого дедушку, преображаясь так, что даже родная мать не узнает мальца. Он не знает, что делать дальше, и убегает в лес, что расположен поблизости. Мальчик в образе дедушки ощущает полное отчаяние, его одолевают невеселые мысли, что, мол, вот он уже состарился, а так и ничего сделать не успел в жизни. И даже не заметил, как он постарел. Находясь в таком настроении, Петя попадает в маленький лесной домик, где нет никого. Там он ложится отдохнуть. Проснувшись, мальчик-дедушка видит, что вернулись хозяева: двое мальчишек и две девчонки. Они садятся за стол и начинают на счетах что-то подсчитывать. Петеньке эти дети кажутся весьма подозрительными и необычными, ведь они обращаются друг к дружке по отчеству и ведут себя совсем как пожилые люди. Зубову открывается ужасная тайна: это совсем не школьники – мальчики и девочки, а самые настоящие волшебники, очень и очень злые. Именно они сделали так, чтобы Петя стал старым. А вообще, ночные посетители домика занимаются тем, что крадут минуты и часы у детей. Тех, которые имеют обыкновение растрачивать время понапрасну (как большинство из людей)! Петя узнает, что, кроме него, волшебники-временщики искусственно состарили еще трех ребят-школьников. Выход есть! Продолжаем излагать краткое содержание «Сказки о потерянном времени». Не все оказалось так уж и печально. Оказывается, у мальчика есть еще шанс вернуться в детство. Для этого нужно отыскать всех остальных пострадавших от злодейских волшебных чар и вместе прийти в лесной волшебный домик, где повернуть стрелки ходиков на 77 оборотов назад. А сделать данную процедуру нужно непременно в полночь, иначе все уже будет безвозвратно. Пете Зубову ценой многих стараний удается-таки совершить все, как надо. Он и находит детишек-старичков, превращенных волшебниками, и приводит их в лесную избу. И самое удивительное, что чуть ли не в первый раз все у них получается без опозданий. Дети снова становятся детьми, волшебники-старики исчезли, а справедливость восторжествовала. Вот краткое содержание «Сказки о потерянном времени». Сюжет, написанный с юмором и интересным языком. Подводим итоги Вот перед нами «Сказка о потерянном времени». Краткое содержание мы уже разобрали. Но какова же мораль? А она есть, как у всякой сказки. Основное – это необходимость ценить время, не растрачивая его по пустякам. Ведь оно – то, без чего не обходится ни одна вещь в мире, то, что есть у каждого, только некоторым людям кажется, что у них всего с лихвой. А на самом деле время является нашим бесценным сокровищем, которое требуется расходовать экономно.

Шварц Е. "Сказка о потерянном времени"

Главные герои "Сказки о потерянном времени" и их характеристики

  1. Петя Зубов, ученик 3 класса, ротозей и лодырь, даром тратил время и чуть не остался старичком.
  2. Маруся Поспелова, ученица 3 класса, также лентяйка.
  3. Наденька Соколова, ученица 3 класса, тоже лентяйка и прогульщица
  4. Вася Зайцев, ученик 2 класс, лентяй, лодырь, проказник, легкомысленный человек.
  5. Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна - злые волшебники, которые отбирали у детей время, чтобы самим стать молодыми.
План пересказа "Сказки о потерянном времени"
  1. Лентяй Петя Зубов
  2. Пальто и гардеробщица
  3. Мама не узнает Петю
  4. Лес и домик
  5. Подслушанная тайна волшебников
  6. Старушка с корзиной
  7. Как много вокруг стариков
  8. Старушка играет в мячик
  9. Старушка прыгает в классы
  10. Старик на колбасе
  11. Блуждания в темноте
  12. Домик волшебников
  13. Петя крутит стрелки
  14. Возвращение молодости.
Кратчайшее содержание "Сказки о потерянном времени" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Петя Зубов вдруг превращается в старика и его никто не узнает
  2. Он спит в домике волшебников в лесу и узнает, как детям вернуть свою молодость.
  3. Петя ищет других детей-старичков и находит Марусю.
  4. Петя и Маруся находят Наденьку, а потом все вместе снимают с колбасы Васю
  5. Дети-старики проникают в дом волшебников и откручивают стрелки часов
  6. Злые волшебники исчезают, а старики вновь становятся детьми.
Главная мысль "Сказки о потерянном времени"
Если человек напрасно теряет свое время, он сам не замечает, как стареет

Чему учит "Сказка о потерянном времени"
Эта сказка учит ценить и дорожить не только свое время, но и время всех остальных людей. Учит тратить время только на полезные, нужные дела, учит хорошо учиться, быть примерным и послушным.

Отзыв на "Сказку о потерянном времени"
Мне очень понравилась эта милая и добрая сказка. В ней говорится о том, что дети, которые не берегли свое время, вдруг стали стариками и старушками. Они вовремя спохватились, и главный герой - мальчик Петя узнал, как им вернуть молодость. Он понял, что временем надо дорожить и потому у детей все получилось. Я советую всем прочитать эту сказку, чтобы научиться ценить и свое собственное время и не стареть раньше срока.

Пословицы к "Сказке о потерянном времени"
Время как воробей - упустишь, не поймаешь.
Упустишь минутку, потеряешь час.
Потерянную вещь можно найти, потерянное время никогда.

Краткое содержание, пересказ "Сказки о потерянном времени"
В третьем классе 14 школы учился мальчик Петя Зубов, который всегда отставал по всем предметам. Он обещал нагнать, но так и нагонял отставание.
Однажды он как обычно опоздал на занятия, и вбежав в школу протянул пальто гардеробщице. Та удивилась хриплому голосу, а потом приняла Петю за его дедушку. Она предложила мальчику посмотреть на себя в зеркало и Петя увидел бороду и седину.
Испуганный Петя бросился домой, надеясь, что его узнает мама. Но мама не признала старика.
Унылый Петя пошел куда глаза глядят и пришел в лес. Темнело и Петя набрел на какой-то домик. Он зашел внутрь, увидел табуретки, часы и в углу сено. Он зарылся в сено и уснул.
Проснулся он от голосов. За столом сидели два мальчика и две девочки, кряхтели, охали и называли друг друга по имени-отчеству.
Петя услышал, что это злые волшебники, которые ловят детей теряющих время понапрасну. Так они поймали Петю Зубова и еще трех детей, которые тоже стали стариками.
Один из волшебников, Сергей Владимирович, признался, что ребята-старики могут снова помолодеть, если ребята придут завтра в полночь и повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.
Остальные волшебники сказали, что ребята точно не придут, а Сергей Владимирович предложить быть осторожнее.
Волшебники ушли, а Петя Зубов побежал искать других детей, превращенных в стариков.
Он увидел старушку с корзиной и спросил, не школьница ли она. Но старушка замахнулась корзиной. Вокруг мальчика бежали настоящие старики - учителя, маляры, начальник пожарной охраны.
В полдень Петя зашел в парк и сел на скамейку отдохнуть. Вдруг видит, старушка сидит и плачет. Потом вдруг достает булку с изюмом и газету "Пионерская правда". А затем начинает в мячик играть.
Петя подбежал к ней, сказал, что она школьница и старушка обрадовалась. Точно, отвечает, я Маруся Поспелова, ученица 3 класса. Пошли Петя и Маруся остальных ребят искать. Зашли во двор, а там старушка в классики прыгает. Оказалось, что это Наденька Соколова.
Пошли ребята вместе последнего мальчика искать, а того нигде нет. Уже темнеть начало. Вдруг видят они на колбасе трамвая старичок едет, посвистывает. Оторвали его ребята от колбасы, оказалось это ученик 2 класса Вася Зайцев.
Сели старички в трамвай, а им школьники место уступают. Смутились старички, но тут как раз лес показался. Выскочили они из трамвая и к избушке бегом.
Долго ходили по лесу, заблудились, но тут луна выглянула, нашли ребята домик. В окно смотрят - спят волшебники.
Прокрались ребята к ходикам. Ровно в полночь Петя начал стрелки часов обратно откручивать. Проснулись волшебники, а сдвинутся не могут, стареют прямо на глазах.
На 77 обороте вскрикнули волшебники и пропали, словно их и не было, а старички снова стали детьми и весело засмеялись.

Рисунки и иллюстрации к "Сказке о потерянном времени"

Сказка о потерянном времени

В двух словах: Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс - до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад…

Главный герой – Петя Зубов учится в 3-ем классе. «Учится» - это громко сказано, так, посещает школу. Он не любит учиться и выполнять домашние задания, он любит откладывать свои дела в долгий ящик. Четверть за четвертью он обещает догнать в учебе своих одноклассников, но снова лень берет свое. Однажды утром в школе он узнает, что стал стареньким дедушкой. Он очень расстраивается и, не зная, что дальше делать, бежит, куда глаза глядят. А глядят они в лес, который расположен возле их города. Ведь даже мать родная Петеньку уже не узнает. Мальчик-дедушка в отчаянии, его начинают посещать грустные мысли. А думает он о том, что так и ничего не успел сделать в своей жизни.

Не заметил, как постарел. С таким настроем Петя находит небольшой домик в лесу, где и ложится отдохнуть в сене, так как хозяева по каким-то причинам отсутствуют. Проснувшись, он видит, что хозяева все-таки вернулись. Их четверо: две девочки и двое мальчишек, они сидят за столом и что-то считают на счетах. Пете ночные посетители кажутся необычными, они выглядят совсем детьми, но ведут себя, как пенсионеры и называют друг друга почему-то по имени и отчеству. И тут Пете Зубову открывается страшная тайна. Оказывается, это не школьники, а настоящие злые волшебники, и это именно они сделали его старым. Они крадут время у детей, которые тратят его понапрасну. Помимо главного героя, они состарили еще троих школьников. Но не все так печально.

Петя подслушал, что у него еще есть один-единственный шанс вернуть свое детство. Для этого он должен найти остальных жертв волшебства и привести их в дом к злодеям, чтобы повернуть стрелки часиков-ходиков обратно на 77 кругов. Одно условие – это необходимо сделать в полночь, а если опоздать, то процесс будет безвозвратным. К счастью, каким-то образом Петеньке удается все задуманное: он находит школьников, которых тоже превратили в старичков, приводит их в избу и поворачивает стрелки. Самое удивительное, что впервые в жизни школьники пришли без опозданий. Могут, когда хотят. Справедливость торжествует: дети снова дети, а злые волшебники исчезают!

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Главные герои Сюжет Мое мнение Дата чтения Количество страниц
Евгений Шварц "Сказка о потерянном времени" Петя Зубов Сказка о том, как мальчик Петя Зубов любил убивать время: бездельничал, баловался и опаздывал в школу. И однажды этим воспользовались злые волшебники. Они забрали время Пети и после чего он начал стареть вместе со своими друзьями, которые также как и Петя были ужасными лодырями. И теперь им нужно преодолеть много испытаний, чтобы вернуть потерянное время. Апрель 2015 г. 20 страниц

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

  • Евге́ний Льво́вич Шва́рц (1896 - 1958) - русский советский драматург, автор более двадцати пьес для драматического театра и театра кукол, а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.
  • В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.
  • Весной 1917 года был призван в армию.
  • В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву.
  • После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь.
  • После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».
  • Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором, там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» (ныне «Донбасс»), который стал генератором развития литературного движения Донбасса.
  • В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.
  • С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

О фильме

История создания фильма по книге

Изначально экранизация «Сказки о потерянном времени» была задумана режиссёром Тамарой Лисициан; был написан сценарий, произведена раскадровка, подобраны актёры. Однако во время подготовительного периода съёмок, несмотря на обещания со стороны руководства запустить фильм, картина была «отдана» Птушко. «Сказка о потерянном времени» - единственный фильм Александра Птушко, снятый на современном материале.

Интересные факты

  • В фильме снялся пёс Дружок, который затем играл и в фильме «Морозко».
  • Хотя действие сказки происходит зимой, фильм снят в тёплое время года.
  • В сказке ребятам, чтобы вернуть свой прежний вид, требовалось крутить стрелку часов на 77 кругов назад. В фильме стрелку нужно открутить назад всего на три круга.
  • В фильме волшебники носят другие имена и отчества, чем в сказке.

«Потерянное время нельзя найти» - говорится в старинной английской пословице. Это так. Мы часто жалуемся на недостаток и нехватку времени. И задаемся вопросом: «Почему одни успевают сделать больше, чем другие?» Но не всегда отдаем себе отчет в том, что причины потери времени кроются в нас самих. Не осознаем разрушительной силы уходящих часов и минут, из которых соткана наша жизнь.

Бесценный дар

Каждая потерянная минута - это несбывшаяся мечта, упущенные возможности. И они находятся в наших руках. Только стоит определиться - пользоваться ими или нет. Чем раньше человек осознает этот факт, тем скорее сделает правильный выбор. Еще лучше научиться этому с детства. Как донести это до ребенка? Конечно, на примере других. И в этом помогут книги, например «Сказка о потерянном времени», автор которой учит юных читателей ценить каждый час, каждую минутку и помогает им осознать важную истину: время - бесценно. Писатель Евгений Шварц вошел в историю литературы как сказочник. Свои лучшие произведения - как для детей, так и для взрослых - он написал в этом жанре.

Герой одной из его книг говорит, что в сказке уживаются чудесное и обыкновенное. Это действительно так. Оригинальным способом, переплетая сказку с былью, автор открывает юному читателю важную истину: не теряй время. Краткое содержание «Сказки о потерянном времени» поможет понять главную идею этой трогательной и необычной истории.

Главные герои

Прежде чем пересказывать содержание этого замечательного произведения, познакомимся с персонажами. Сказка написана для юных читателей, и вполне естественно, что герои этой поучительной истории - школьники. Главный герой - ученик третьего класса Петя Зубов, его товарищи по несчастью - второклассник Вася Зайцев и третьеклассницы Наденька Соколова и Маруся Поспелова.

Какое несчастье объединило этих ребят? Бедные дети состарились. Как это произошло? Кто сыграл с ними эту злую шутку? Почему именно этих ребят настигла такая беда? Ответы на эти вопросы можно получить, прочитав это замечательное произведение (ну или хотя бы краткое содержание «Сказки о потерянном времени»).

Как все начиналось

Петя Зубов учится в третьем классе. Прежде чем отправиться в школу, мальчик рассуждает, а не погулять ли ему по городу. Опоздать на уроки Петя не боится - все равно учиться он не любит. Домашние задания - это такая скука, что не особо он торопится их выполнять.

Петя вообще любит откладывать дела на потом. Куда торопиться? День за днем мальчик дает себе обещание не опаздывать в школу и не пропускать уроков. В каждой четверти обещает исправиться и догнать в учебе одноклассников. Потом машет на все рукой: зачем спешить? Успеется.

На что могут уходить потраченные напрасно драгоценные часы и минуты, прекрасно показал в своей книге Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» повествует и о других детях, которые не дорожат временем. Надя Соколова и Марусенька Поспелова - две лентяйки и болтушки. Им всегда некогда. Они за важными разговорами по телефону не замечают, как быстро тикают ходики.

Вася Зайцев тоже никуда не торопится - куда интереснее ворон погонять, да и считает он отлично. Знает, сколько раз за урок чихнула Марья Ивановна. Учится тоже неплохо. Вчера - двойка, сегодня - двойка, а два плюс два - это же целая четверка!

Невероятное превращение

Как-то пришел Петя в школу. Зашел в раздевалку и протягивает пальто гардеробщице. Та глянула на Петю и испугалась - перед ней не Петя Зубов, а старик. Скорее всего, его дедушка. Глянул Петя в зеркало и обомлел. Оттуда на него смотрел худой бледный старик. И кинулся он прочь из школы.

Прибежал домой, чуть не плачет. Но и тут его ждало горе-горькое: даже мама его не узнала. Вышел он из дому, идет, жалеет себя. А как иначе? Одинокий, несчастный старик. Ни детей у него нет, ни внуков. Даже выучиться не успел. И пенсию ему не дадут. Отработал-то всего три года, да и те на двойки да на тройки. Бедный мальчик-старик...

Даже краткое содержание «Сказки о потерянном времени» позволяет понять, что мальчик задумался о том, что ничего не успел сделать. Но в книге встречаются такие выражения, как «шлепнул», «пальтишко», которые обращают внимание читателя на небрежность главного героя. Что хотел этим сказать автор? Вероятно, подчеркнуть, что если человек не ценит вещи, которые видит, как он может ценить то, что невидимо?

Продолжим рассматривать краткое содержание «Сказки о потерянном времени».

Страшная тайна

Шел Петя долго, пока не попал в лес. Нашел избушку, зашел в нее, зарылся в сено и уснул. Просыпается, а в комнате уже лампа горит, за столом сидят две девочки и два мальчика. Только странные они какие-то. Обращаются друг к другу по имени-отчеству, кряхтят да охают, как старички. И что-то на счетах высчитывают.

Затаился Петя, ни одного слова старается не упустить. И открылась ему страшная тайна. Не дети это вовсе, а злые волшебники. Ловят они детей, которые время напрасно тратят, и превращают их в стариков. А найденное время забирают себе и молодеют. Понятно стало мальчику, что попал он в большую беду. Но что же делать? Как быть?

Тут один из волшебников рассказал великий секрет: человек может спастись от любого несчастья. Даже эти школьники, которых они превратили в старичков, смогут снова стать детьми. Для этого им надо прийти в избушку ровно в двенадцать часов и повернуть стрелки на семьдесят семь оборотов назад.

На что обращает здесь внимание своих читателей Е. Шварц? «Сказка о потерянном времени» рассказывает о детях, которые ленились, не берегли время и всегда опаздывали. Автор показывает, насколько уверены волшебники, что детям не удастся снять заклятие по той простой причине, что они не успеют - «хоть на минуту, да опоздают».

Главное - успеть

Волшебники ушли «на работу» - искать новых детей, которые не дорожат временем. А Петя, услышав о том, что есть путь к спасению, со всех ног кинулся искать несчастных школьников, которых, как и его, превратили в стариков. Ему надо было найти двух девочек и одного мальчика. Но времени совсем мало. Надо торопиться.

Впервые в жизни Петя понял, насколько дорога каждая минута. Он бегает по городу в поиске товарищей по несчастью. Петя находит стариков-школьников. Он узнает их по поведению - ведут они себя не как пожилые люди, а как дети. Первую девочку-старушку Петя узнал по «Пионерской правде» - газете, которую та читала. Вторая старушка-школьница скакала на одной ноге - играла в «классики».

Самым трудным оказалось найти старика-мальчика, который катался по городу на подножке трамвая. Наконец герои «Сказки о потерянном времени» встретились. Впервые они осознали, насколько важно не опоздать и прийти вовремя. Не теряя ни минуты, они отправились в избушку. Но автор сделал трудным их возвращение - заблудились они в лесу.

Непросто пришлось школьникам-старичкам. Но уж очень они хотели стать снова детьми. В книге автор приготовил для читателей ответы на многие вопросы. В заключение истории, когда дети добрались до ходиков, Петя начал крутить стрелки и стал уменьшаться в росте. Чтобы он смог дотянуться до ходиков, его товарищам пришлось его поднимать.

А если бы Петя не нашел своих товарищей? Смог бы он справиться один с этой задачей? Как бы тогда закончилась «Сказка о потерянном времени»? Автор ясно показывает, что помимо желания исправить свои ошибки главному герою потребовалась и товарищеская поддержка. Благодаря этому все вернулось на свои места: дети снова стали школьниками, злые волшебники исчезли.

«Сказка о потерянном времени» - книга, которая учит дорожить каждым мгновением. Утерянного не вернуть. Поэтому нужно ценить время и проводить его с пользой. В произведении есть слова, которые намекают на главную мысль сказки: человек, который напрасно теряет время, не замечает, как стареет.