Человек собаке друг мероприятие в библиотеке. Сценарий внеурочного занятия "Собака - друг человека" по программе Л.В.Мищенковой "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"

  • Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.
  • Расширить знания детей о породах собак, их назначении.
  • Воспитывать любовь к четвероногим друзьям.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Основная часть.

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь узнать тему нашего занятия.

Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.

Правильно, мы сегодня будем говорить о собаках. Наше занятие проведём в виде устного журнала по теме “Собака-друг человека”.

Первая страница “Дикие собаки”.

Давным-давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных – креодонты одно из семейств которых дало нам современных собак, кошек и медведей. Сближение прародителей современной собаки произошло значительно позже. На раскопках стоянок неандертальского человека, жившего примерно 30 – 70 тысяч лет назад находили кости, строением напоминавшие собачьи. Учёные долго спорили, но потом пришли к единому мнению, что предком собаки был именно волк, а не шакал.

В давние времена первобытному человеку потребовался друг и сторож, а так как охота тогда была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, с этого и началось. Собака пришла к пещере человека и стала охотиться вместе с ним. Но человеку понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку: отыскивала дичь, приносила её хозяину; помогала человеку защищаться, вступала вместе с воинами в битвы. В древности в Греции и Риме выращивали специальных собак – молоссов. В войске Александра Македонского был отряд таких собак.

В средние века при осаде Валенсии в битве участвовало 5000 собак, закованных в латы.

Собак брали в свои боевые походы русские князья Святослав и Олег. В степи собаки издали чуяли приближение врага и лаем предупреждали дружину. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять и пасти скот.

Собаки с давних времён помогали охотникам, принимали участие в пышных царских охотах.

У Петра 1 была собака связная. Она разносила его письма и снаряжения.

Вторая страница “Породы собак”.

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых, “шариков” обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И не на что уже не годных-
Бродячих псов, всегда голодных.

Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами, и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее - декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. Такая классификация пород собак является в значительной степени условной. С развитием человеческого общества область применения некоторых пород собак радикально изменилась. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки-проводники слепых и т. п.).

В большинстве книг о собаках породы сгруппированы по типологическому признаку или по характеру их применения, например комнатно-декоративные или подружейные собаки. В различных странах число групп варьирует.

В Европе обычно различают десять групп, утвержденных Международной кинологической федерацией (МКФ, или FCI): (Приложение 1 )

1) Пастушьи породы
2) Сторожевые, розыскные и служебные породы
3) Терьеры
4) Таксы
5) Охотничьи (по крупному зверю)
6) Охотничьи (по мелкому зверю)
7) Подружейные (за исключением английских пород)
8) Подружейные собаки (английские породы)
9) Борзые
10) Комнатно-декоративные.

Немецкая овчарка. Это очень распространённые крупные породы собак из группы служебных. Это смышленые, умные, легко дрессированные собаки, обладающие острым чутьём, но для этого у них должен быть только один хозяин. Этих собак используют для розыскной службы, для охраны государственных границ. Немецкие овчарки чаще других пород используются для сопровождения слепых.

Лайки. Это собаки среднего роста, Для лаек характерно сухое крепкое телосложение, высокий постав заострённых подвижных ушей, хвост крючком или тугой “баранкой” закинут на спину. Эти собаки отличаются неумной страстью к охоте, бесстрашием и молниеносной реакцией в схватке со зверем, выносливостью и живым подвижным нравом. Используют этих собак для охоты на пушных зверьков и крупного зверя. Мелких зверьков они находят и облаивают на деревьях, в подземных убежищах. Крупных животных они останавливают и задерживают до прихода охотников, вступая порой в схватку с медведем, лосем, кабаном.

Русские гончие . Это старинные и наиболее распространённые в нашей стране охотничьи собаки. Охотники ценят в гончих острое чутьё, быстроту и преследование зверя. Эти собаки характеризуются выносливостью и неприхотливостью к условиям содержания. Они не бояться ни жары, ни холода, сравнительно рано принимаются за работу, обладают звучным голосом. Эти собаки созданы не для комнатного содержания, поэтому их держат сельские жители.

Пекинес – небольшая комнатная собака, обладающая оригинальной внешностью. Шерсть длинная, густая, прямая. Несмотря на небольшой рост, собака сильная, смелая, с чувством собственного достоинства. Эта собака сохраняет до самой смерти редкую игривость. К её недостаткам можно отнести то, что пекинес разборчив в еде и храпит во сне.

Третья страница “Собака - помощник человека”.

У нас собаку уважают недаром:
Собака на фронте была санитаром, связистом, сапёром.
Порою, собаки на танки фашистов бросались в атаку.
Да, на войне получалось и так,
Что “тигры”, “пантеры”
Боялись собак.

Из этого стихотворения мы узнали, что собаки помогали разгрому фашистов. Овчарка-сапёр Дик обнаружил 1720 фашистских мин. Связист Джек обнаружил 2932 боевых документа. Собаки взрывали мосты и железнодорожные составы.

На Крайнем Севере люди ездят в упряжках на ездовых собаках. Собаки, запряжённые в лёгкие нарты, за сутки покрывают расстояние до 150 километров.

Есть пограничные собаки, которые днём и ночью помогают охранять священные рубежи нашей Родины. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след.

Собаки охраняют заводы, магазины, склады, колхозные сады.

Собаки-ищейки помогают милиции найти преступника.

Собака облегчает тяжёлый труд чабана: пасёт овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть направо или налево. Наиболее подходящими для такой службы подходят восточно-европейские и южно-русские овчарки, а для пастьбы северных оленей-лайки.

В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звёздам поднялась собака Лайка.

Собаки помогают пожарным. Пожарная собака Боб в городе Лондоне спасла 12 маленьких детей.

Собаки развозят почту, помогают слепым.

Есть собаки-геологи. Они помогают искать полезные ископаемые.

Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже поставлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов 40 человек. В Берлине поставлен памятник собаке- проводнику слепых. Псу по кличке Верный в Италии тоже есть памятник. 14 лет каждый вечер этот пёс упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила 5 лет на его могиле и там умерла.

Я надеюсь, что после этого занятия, вы будете относиться к собакам с любовью, как верному своему другу, и она будет вам отвечать тем же.

III. Итог.

Что нового узнали на уроке?

Библиографический список

  1. Н.В. Ачкастова “ Я познаю мир ” Москва Издательство “Олимп” 2002 год.
  2. В.Г. Гусев “ Охотничьи собаки” Москва Издательство “Лесная промышленность” 1981 год.
  3. Т.Н. Никулина “ Декоративные собаки ” Москва Издательство “Лесная промышленность” 1988 год.
  4. А.А. Плешаков. “ От земли до неба” Москва “Просвещение” 2000 год.
  5. В. М. Прокошев “Четвероногий друг” Пермское книжное издательство 1985 год.
  6. Е.С. Ефимовский “ Где работают собаки” Ленинград 1988 год.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»
Автор разработки: Бабакова Ирина Викторовна, учитель МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Новоусманского муниципального района Воронежской области.

Цели мероприятия:
Нравственно – экологическое воспитание школьников.
Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения,
что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы,
познакомить с различными породами собак.
Задачи:
Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим,
Познакомить с особенностями работы собак.
Оборудование:
Рисунки детей верных друзей своих - собак, плакаты, фотографии пород собак,
Просмотр презентации о работе собак.

Ход мероприятия.

Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
1. Знакомство с темой мероприятия.
Результаты работы в группах.
Беседа «Друг- это кто?»
Друг-это тот, кто всегда рядом в трудную минуту.
Друг-это тот, кто помогает, не только советом но и делом.
Он с тобой дружит не ради выгоды, пользы для себя, а бескорыстно.
Это тот, кто с тобой и в радости, и в горе.
- А может ли собака быть другом?

2.Одомашнивание волка
Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Предком современной собаки считается волк. Давным-давно, когда еще на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья.. Одомашнивание волка и превращение его в собаку началось 100 тысяч лет назад. Понадобились тысячелетия, прежде, чем хищник забыл дикие привычки и настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивая дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

3. Существует большое количество пород собак, но всех их можно разделить на три основные:
1.Служебные (овчарки, лайки, колли)
2.Охотничьи (борзая, спаниель, русская гончая)
3. Декоративные (пудель, болонка)
Представители пород (презентация).

4. Особенности собак.
Человек живёт в среднем 75 лет, а собака может прожить в среднем 10-15 лет. Один год собаки соответствует приблизительно 7 годам жизни человека.
В отличие от человека у собак сильно развито обоняние, примерно в 1000 раз больше, чем у человека. Собака может различать до 2000000 запахов. Им всё равно солёная или пресная еда, главное. Чтобы в ней были необходимые для жизни и здоровья витамины и продукты.

5. Профессии собак.

Служебные собаки.
Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники своевременно узнают о приближении врага. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен. Пограничные собаки бывают специальные (одни ищут наркотик) и поисковые (они задерживают людей). Многим пограничным собакам стоят памятники, есть такой и в Москве, в Благовещенске на побережье Амура.

Ездовые собаки.
Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам Тундры бегут собачьи упряжки,8 – 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.
Собака – единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов. Собаки – единственный вид транспорта у населения приморья. Кроме перевозки людей, грузов ездовых лаек используют для промысла нерпы. Эти собаки должны хорошо работать в упряжке, защищать своего хозяина от медведя. Ни одна экспедиция не обходится без ездовых собак. Скольким героям – полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера, Южного полюса.
В 1909 году Пири открыл Северный полюс на собачьей упряжке.
В 1911 году Амурндсен достиг Южного полюса тоже на собачьей упряжке.
Путешественники могли сами голодать, но собак всегда кормили.

Пастушьи собаки.
Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде
или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернут отару налево или направо. Пастушьи собаки используются во всех странах. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это собаки:
овчарки, колли, лайки. Дрессировать собак необходимо в непосредственной близости от овец.
Ищейки.
Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка гроза для всех нарушителей закона.Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пёс Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операций по задержанию преступников. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений.Но шло время. Пёс состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в тёплом питомнике как почётного «пенсионера». После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда, в фильме собаку зовут Мухтар, называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящён многим розыскным собакам.

Собака – поводырь.
Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки – поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака – поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак – поводырей.

Собака в космосе.
В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.
Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.

Собаки-санитары и разведчики.
В суровые года Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Они были разведчиками, часовыми, связистами. Работали санитарами, вытаскивали из окружения солдат. Успешно использовались собаки при истреблении вражеских танков. На их боевом счету более 300 подбитых танков.

Собаки-спасатели могут вытащить человека из воды, спасти в горах, обнаружить человека под толщей снега. Собаки спасатели помогают и расчищать завалы зданий, возникающие при экстремальных ситуациях. Много раз собаки спасали своих хозяев во время пожара; обладая прекрасным нюхом, они чуют запах дыма задолго до того, как на него среагирует слабый человеческий нос. Ради хозяев они могут пожертвовать своей жизнью Они показали свою доблесть при многих землетрясениях и других стихийных бедствиях.
6. Памятники собакам.
Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и маленьких, известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим прекрасным животным.
. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский академик И.П.Павлов, сооружён памятник собаке, служащей науке.
В Париже есть необычный памятник. На фоне стены, изображающей город, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине – ребёнок. Малыш крепко обнял руками собаку. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла 40 человек во время снежных заносов.
. В Берлине стоит памятник собаке – проводнику слепых.
. На Аляске стоит памятник собаке – вожаку упряжки Болто, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённый снегом посёлок.
В Италии стоит памятник псу Верному, который 14 лет приходил встречать хозяина, убитого на войне.
В Воронеже, у театра кукол, стоит памятник Белому Биму, герою повести воронежского писателя Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Прототипом Бима стала японский пёс Хатико. Он ежедневно провожал и встречал своего хозяина с работы. И даже когда его хозяина не стало, пёс приходил на станцию в течение 9 лет и ждал его там до поздней ночи.

7. Выставка книг и рисунков.

О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень долго. Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни.

8. А теперь послушайте стихотворение «О тех, кто лает» Сергея Михалкова.
На свете множество собак
И на цепи и просто так
Собак служебных – пограничных
Дворовых Шариков обычных
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из – под лавок.

И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок.
И ни на что уже не годных
Бродячих псов всегда голодных.
В любой момент готовы к драке
Псы драчуны и забияки.

Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды
Есть великаны – это доги.
Коротконогие бульдоги,
И жёсткошерстные терьеры
Одни – черны, другие – серы,
А на иных смотреть обидно –
Так заросли, что глаз невидно.

Известны всем собачьи свойства
И ум, и честность, и геройство
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство.
И с полуслова послушанье,
И это всё – от воспитанья.

Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка – лентяйка,
Бесстрашен пограничник – воин
И пес Руслан его достоин.
Хозяин пса - кулак и скряга
Под стать ему Репей – дворняга.
Не зря собака тех кусает
Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит
Тому собака верно служит.
А верный пес – хороший друг –
Зависит от хороших рук.

9. Рассказ детей о своих питомцах.

10. Как воспитать собаку?
-А как называют человека, который работает с собакой, дрессирует её. (кинолог) Сегодня в роли кинолога выступит.Он нам расскажет, как нужно воспитывать себе друга.
Мыть собаку нужно только при необходимости и не делать это слишком часто. Пользуйтесь специальным шампунем для собак.
После каждой прогулки мой лапы собаке.
Ухаживай за шерстью собаки. Чесать нужно специальным гребнем.
Регулярно осматривай ротовую полость собаки. Собакам, как и людям, необходимо чистить зубы (используй спец. лакомство)
Обязательно чисти ушки собаке.
Устраивай место подальше от сквозняков.
Учи собаку правилам поведения и командам.

11. Викторина «Всё о собаках»
На какие три группы можно разделить всех собак?
Что означают выражения:собачий холод; собачья жизнь; жить как кошка с собакой.
Назовите породы декоративных собак?
Назовите породы служебных собак?
Назовите породы охотничьих собак?
В каких городах построены памятники собакам?
Назовите профессии собак?
Как называется наука о собаках? (кинология)

Как звали собаку, впервые полетевшую в космос?
Ответ: Лайка, 1958г.

Как называется порода самых маленьких в мире собак?
Ответ: чихуахуа, вес не более 2,5 кг

Как фамилия циркового артиста знаменитого номерами с кошками и собаками?
Ответ: Юрий Куклачёв

В чём главное отличие зрения собаки и человека?
Ответ: собаки различают только 2 цвета - белый и чёрный.

Памятник какой собаке установлен в Воронеже?
Ответ: Белый Бим Чёрное Ухо, герой повести Г.Троепольского

Какое название получила собака, которая охраняла овечьи стада? (Овчарка)

Название какой породы собак с английского просто переводится «собака»? (Дог)

Эта порода собак достижение китайских селекционеров-кинологов. Она долгое время разводилась при китайском императорском дворце. Никому больше нельзя было ее содержать под страхом смертной казни. Что это за порода? (Пекинес)
12. Анализ стихотворения « Собака» Агнии Барто.
-Но собаки, как и люди, стареют. В этом возрасте за ними должен быть особый уход, ведь она верой и правдой служила вам, защищала вас, охраняла ваше жилище.

Послушайте стихотворение «Собака»
Она с утра лежит не лая,
Она собака пожилая.
Ей надоело лаять, злиться.
Большая, рыжая, как львица
Она лежит, не шевелится
И смотрит молча, не ворча,
На прилетевшего грача.

А этот грач, совсем не глуп,
Из чашки пьет собачий суп.
Ты, что молчишь?-
Кричит ей кто – то.
Ей даже тявкнуть неохота.
Её с утра берёт дремота.
Собака спит. Ей снится детство:
Она щенок, И все кричат:
«Да замолчи ты, наконец – то
Опять ты лаешь на грачат»

Учитель.
-Почему собака не лает на грачат? Нужна ли она теперь своим хозяевам?

13. Подведение итогов викторины и занятия в целом.
-Что нового узнали сегодня?
-Что было интересно?
-Что вас удивило?

Анализ высказываний:
А.Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».
«СОБАКА – это точная копия своего хозяина, только уменьшенная, мохнатая и хвостатая».
Дж. Роуз Барбер

«Собаки – это милейшие существа: они всё о нас знают, всё понимают и никому не рассказывают».
Эмили Дикинсон
ЛИТЕРАТУРА:
1.Агния Барто Сборник стихов М. Просвещение 1998 год
2.Сергей Михалков Сборник стихов М. Просвещение 1997год
3.Журнал «Начальная школа» №7 1987 год
4.Михайловский А.«Воспитание щенка» М. 1971 г.

«ГАВ-МЯУ-ШОУ»

(конкурсно-игровая программа про кошек и собак)

Выходят ведущие, держа в руках игрушечных кошечку и собачку

Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы получили посылку, а в ней – игрушки, котик и собачка. Они такие симпатичные, мягкие, пушистые, дружно сидят рядышком, не ссорятся. А настоящие кошки и собаки всегда дерутся друг с другом. Интересно, почему?

Ведущая Вот было бы здорово, если бы мы могли понимать язык птиц и зверей, цветов и деревьев, язык природы, которая нас окружает, и, конечно же, язык кошек и собак. Тогда бы мы узнали, что же между ними произошло. Жаль, что у меня нет волшебной палочки.

Ведущая И всё-таки я верю в чудеса. И если только очень-очень сильно захотеть, если крепко зажмурить глаза, если очень внимательно присмотреться, то можно услышать и увидеть невероятное!

(дети закрывают глаза, ведущие надевают маски кошки и собаки)

Кот. Мяу! Всё! Моё терпение лопнуло! Я больше не могу слышать об этих собаках!

Собака. А что ты имеешь против нас? Гав!

Кот. Что? Всё! Собаки, видите ли, друзья человека, собаки в космос летают, собаки охраняют, по телевизору – тоже собаки. Да что они умеют, эти собаки?

Собака. Всё! Мы умеем всё – и петь, и танцевать, и служить. А вы только и можете, что в интернете красоваться.

Кот. А вы умеете только ходить на задних лапках и танцевать собачий вальс. А мы, кошки, лучшие животные на свете. Нам поклонялись в древнем Египте! Нас любили короли и королевы!

Собака. Не понимаю,за что вас, кошек, любить? Вы целыми днями умываетесь лапкой и спите на диване.

Кот. Да мы… мы… мы ещё себя покажем! Мы докажем, что мы - лучшие. И в доказательство мы станем победителями «Гав-Мяу-Шоу»!

Собака. Ничего у вас не выйдет! Гав!

Кот. Выйдет! Мяу!

Собака. Гав! Гав! Итак, за дело! А дел – невпроворот. За работу!

Кот. Усы в порядке! Хвост трубой! Итак, пора начинать!

Котёнок. Мальчишки и девчонки! Мы начинаем игровую программу.

Оба. «Гав-Мяу-шоу»!

Кот. Наши лучшие кошки и собаки из сказок и книжек

Будут петь, танцевать для гостей и детишек.

(дети путем жеребьевки делятся на команды «Кошки» и «Собаки», надевают маски)

1. Разгадывание загадок

Ведущий А сейчас посмотрим, сможете ли вы отгадать, о каком животном идёт речь.

1. Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать. (Собака).

2. Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки! (Кот)

3. Мы вернулись в поздний час.
Кто в дверях встречает нас?
Кто хвостом от счастья машет
И на задних лапах пляшет (Собака)

4. Я умею часто мыться,
Не водой, а язычком.
И мне очень часто снится
Блюдце с тёплым молоком. (Кошка)

2. Игра «Назови имя»

Ведущий Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Назови кошачье и собачье имя».

Команды поочередно называют клички животных.

3. Пантомима

Коту наступили на хвост

Собака охраняет дом

Кот объелся рыбой

Собака грызет кость

Кот ловит мышей лапой

Собака воет на луну

Кота окружили мыши

Собака плавает

4. Викторина. «Я знаю!»

Ведущий А теперь очень хочется проверить, хорошо ли вы знакомы со знаменитостями из мира животных.

1. Наш первый кот – большой храбрец и знаменитый молодец.

Он друга в принца превратил и людоеда победил.

Повержен злой, коварный враг.

Ведь этот … (Кот в сапогах)

2. Собака, которая любит поохотиться с фоторужьём? (Шарик)

3. У хозяев на квартире кот с мышонком вместе жили.

Котик мышь ловить пытался, но напрасно он старался.

Ведь мышонок очень ловко сыр тащил из мышеловки.

А мультфильм вам всем знаком. Мышка – Джерри, котик… (Том)

4 . Собаки, которые первыми полетели в космос? (Белка и Стрелка)

5. «Подумаешь, пироги! Я еще вышивать умею и на машинке шить». (Кот Матроскин, «Каникулы в Простоквашино»)

6 . Имя любимого пса Мальвины из сказки «Приключение Буратино»? (Артемон)

7. Этот кот – большой добряк, но покоя нет никак.

Мышки две мешают жить, не хотят они дружить.

Ищут клад, кота пугают, в переделки попадают.

Быть беде, но спас их кот, знаменитый… (Леопольд)

8 . Как звали собаку Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»? (Тотошка)

9. Этот кот – хитрец большой, притворился, что слепой.

И с лисой у Буратино выманил он пять сантимо.

Как зовут его, спросили вы? Ну, конечно же… (Базилио)

10 . «Он был рыжий. Когда взрослый черный соседский кот услышал, как зовут рыжего котенка, он сказал: - Я не советовал бы котенку с таким именем спускаться во двор. Котенка с таким именем во дворе ждут одни неприятности». У какого котёнка собачье имя? («Котёнок по имени Гав»)

11. Где жил и чем занимался самый знаменитый кот А.Пушкина? (у Лукоморья, на дубу, пел песни, рассказывал сказки)

12. Тетя, тетя Кошка,

Выгляни в окошко.

Есть хотят котята,

Ты живешь богато... (Кошка из «Кошкиного дома», С. Маршак.)

13. Стала девочка котенка кормить.

Принесла овсяной кашки –

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски.

Принесла кусочек сала,

Говорит котенок: «Мало!» (С. Маршак «Усатый-полосатый»)

14 . «Ты, мой Враг, ты. Жена моего Врага, ты, Мать моего Врага, - сказала Кошка, - посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока - во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе». («Кошка, которая гуляла сама по себе», Р. Киплинг.)

Ведущий Молодцы, а теперь мы немного разомнёмся!

5. Физкульминутка «Собачий вальс».

Детям поочерёдно показываем карточку кошки и карточку собаки. Когда дети видят кошачий портрет, они замирают. Танцевать можно только при показе карточки с собакой.

6. Собери животных

Ведущий Команды «Кошки» собирают пазл с изображением собаки, команда «Собаки» – с изображением кошки.

7. Блиц-викторина « Верю - Не верю»».

1. Верите ли вы, что у кошки 100 зубов? (Нет, их 20)

2. Верите ли вы, что в Австралии открылась первая школа танцев для собак? (да)

3. Верите ли вы, что кошка -долгожительница прожила 36 лет? (Да)

4. Верите ли вы, что температура 39-это нормально для собаки? (Да)

5. Верите ли вы, что одна кошка поймала за свою жизнь 12480 мышей? (Да)

6. Верите ли вы, что собака может отравиться шоколадом? (Да)

7. Верите ли вы, что кошки могут производить около 100 звуков? (Да)

8. Верите ли вы, что послушные собаки живут дольше? (да)

9. Верите ли вы, что в древности в Японии кошек водили на прогулку на поводках из золота? (да)
10. Верите ли вы, что в Англии продают специальное мороженное для собак? (да)
11. Верите ли, что усы помогают кошке определить пролезет она в отверстие или нет? (да)
12. Верите ли, что собаки женского рода кусаются сильнее, чем мужского? (да)
13. Верите ли вы, что кошки не различают цвета? (нет)

14. Верите ли вы, что собаки не умеют плавать? (нет)

8. Творческий конкурс
Ведущий А теперь команды должны нарисовать портреты друг друга. Вы по очереди будете выходить к доске и рисовать отдельные детали (глазки, ушки, усы, мордочку). Рисунок рисуется коллективно.

9.«Цирк приехал!»


Ведущий
Каждая команда готовит цирковое представление. Здесь свой дрессировщик и дрессированные животные.

10. Физкультминутка «Черный кот»

Детям поочерёдно показываем карточку кошки и карточку собаки. Когда дети видят портрет собаки, они замирают. Танцевать вновь можно только при показе карточки с кошкой.

11. Песенный конкурс

Ведущий Хотите научим вас понимать язык друг друга?

«Собаки» исполняют песню на собачьем языке («В траве сидел кузнечик», дети поют «Гав-гав-гав…»), а «Кошки» - на кошачьем языке («Улыбка», дети поют мяу-мяу-мяу)

Команды угадывают название песни.

Ведущий : Правильно, молодцы! Вот вы и научились понимать язык друг друга. Мы не будем определять победителей, ведь главное – это жить в мире и согласии, уметь ладить с собой и друг с другом! Не обманывайте друзей, не ссорьтесь, цените и берегите дружбу!

Все вместе поют «Песня друзей» из м\ф «Бременские музыканты».

Воспитание маленьких дошкольников в духе любви к природе - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве,

В любви человека к собаке гораздо сильнее проявляются светлые стороны человеческой натуры. “Прекрасна и поучительна только та любовь к животным, которая порождается любовью ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям” [Лоренц]. Большинство людей держат и любят собак исключительно от душевной полноты и щедрости, от принятия жизни во всех ее проявлениях. Просто за то, что собаки – это собаки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник – досуг «Собака – друг человека»

Ведущий:

В день, наверно, раз по десять, (Слайд 1)
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честь?
Вот об этом-то сейчас
И пойдёт у нас рассказ.
– О ком же мы сейчас будем говорить?

Ребёнок:

Мы начинаем рассказ про собаку. (Слайд 2)

Про то, как верна

Людям собака

Во все времена.

Про то, как была

Человеком приручена.

О том, сколько дела

Собаке поручено.

Собаки – самые древние друзья человека. (Слайд 3)

Ведущий: Это было очень – очень давно. Много тысяч лет назад человек приручил дикую собаку. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Прирученная собака помогала ему в охоте, а потом стала охранять жилище.

Ребёнок: Вот первую дали собаке работу:

Жильё охранять и ходить на охоту.

Собака о дне не скулила вчерашнем

И стала хорошим животным домашним.

Ведущий: Понадобилось много времени, прежде чем собака забыла далекие привычки и стала настоящим другом человека. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте: отыскивать дичь и приносить её хозяину, помогала хозяину защищаться.

Ребёнок: Повсюду собак берегли и ценили, (Слайд 4)

А в Древнем Египте – боготворили.

Взгляните, ребята, на этого бога –

Он с виду собаку напомнит немного. (Слайд 5)

Ведущий: Древние египтяне активно занимались разведением собак и вывели много пород, среди них – гончие для охоты на газелей. Изображения этих собак можно увидеть в пирамидах и усыпальницах знати.

Римляне использовали собак в самых разных целях: были собаки-пастухи: Стадо овечье собаке послушно, (Слайд 6)

Собака справлялась с работой пастушьей.

Были сторожевые собаки и собаки-охотники. Выращивали даже специальных боевых собак молоссов. Римляне брали их с собой на войну, заковывали в латы. В войске полководца Александра Македонского был отряд таких собак.

Ребёнок: Слоны боевые известны, (Слайд 7)

Однако

Была боевой в старину и собака.

Вооружён до зубов этот рыцарь,

Но от собачьих –

Ему не укрыться.

Ведущий: Собак брали в свои боевые походы и русские князья. В степи собаки издали чуяли приближение врагов и лаем предупреждали дружину.

А у Петра Первого была собака связная, которая разносила его письма и распоряжения. Но главной любимицей царя считалась собака, носившая имя Лизетта, породы терьер. Царь так любил своих собак, что после их смерти приказал сделать из них чучела. Сейчас они находятся в Зоологическом музее. (Слайд 8)

Ребёнок читает стихотворение «Друг»

В разное время у разных народов

Собаки ценились разной породы. (Слайд 9)

Со временем появились самые разнообразные породы собак.

Дети читают стихи – загадки о собаках разных пород

Спаниель (Слайд 10)

Заливаясь лаем звонким,
Сам с собой устроил гонки.
И мелькает вдоль полянки
Длинноухая ушанка.
То - под кустик, То - под ель
Быстрый, шустрый …………(спаниель)

Ротвейлер (Слайд 11)

Он горд и спокоен, уверен, отважен.
Он рядом с хозяином шествует важно.
Ему для солидности - толстый портфель бы...
Узнали? Конечно же, это ………………(ротвейлер)

Чау-чау (Слайд 12)

С лилово-синим языком
Он всем и каждому знаком,
Мохнат, задумчив, чуть печален
Любимчик общий ……………(чау-чау)

Французский бульдог (Слайд 13)

Зачинщик схваток и затей
Он полон всяческих идей,
И, если не остановить,
Готов их все осуществить.
Изобретателен, умен,
Вам предан бесконечно он.
И жизнь за Вас отдать бы смог
Французский маленький………..(бульдог)

Сеттер (Слайд 14)

Бродить, утопая в болотах и травах,
Готов он и счастлив и нет ему равных.
А в стойке застынет на тяге весенней -
Замрешь от восторга и сам - загляденье!
Трофеи подарит - чего мелочиться-
Ваш сеттер - легавый охотник на птицу.

Танец – игра «Мы охотились на льва»

Терьер (Слайд 15)

Понятлив, выдержан и смел,
На зайцах он "собаку съел".
"Сидеть", "лежать", "аппорт", "барьер" -
Все умный выполнит ………….(терьер)

Боксер (Слайд 16)

Прыгуч, упруг и мускулист,
Как ловкий цирковой артист.
Он юморист, он фантазер,
А называется - ………………(боксер)

Колли (Слайд 17)

Зимой и летом - в лисьей шубе,
В реке, в снегу купаться любит.
Надежен, верен и спокоен
Ваш лучший друг - шотландский …………(колли)

Такса (Слайд 18)

Короткие ножки, невинные глазки,
Внимания требует, требует ласки,
Умен и находчив: то клоун, то плакса -
Хитрюжка-притворщик по имени ………..(такса)

А сейчас вы послушаете стихотворение про очень озорную собачку.

Дети читают стихотворение С. Маршака «Пудель» (Слайды 19-22)

Танец «Собачий вальс» (Слайд 23)

У нас уважают собаку недаром (Слайд 24)

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собака

На танки фашистов бросались в атаки.

Еще в самых первых войнах собаки служили часовыми, связными и разведчиками. Позднее они подносили боеприпасы, лекарства и телефонный кабель, определяли местонахождение мин и находили раненых.

В Америке установили памятник в честь военных собак. (Слайд 25)

Ребёнок: Вперёд! Сомнений больше нет! (Слайд 26)

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след

И следом – нарушителя.

Ведущий: В мирное время собаки служат на границе, в полиции, помогают ловить преступников; работают спасателями.

Ребёнок: В горах беда случится с вами – (Слайд 27)

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс!

Ведущий: Сенбернар по кличке Барри спас в горах сорок человек. В метель и в пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути в горах.

В Париже установили памятник этому замечательному псу. (Слайд 28)

Ребёнок: А вот ныряльщик – пёс в воде (Слайд 29)

Он проявляет выучку.

И если человек в беде,

Всегда придёт на выручку.

Ведущий: Собаки этой породы обладают многими свойствами, полезными при спасении на воде:

  1. Мощью: способен буксировать несколько человек или лодку;
  2. Выносливость: может держаться на воде в течении многих часов и проплывать большие расстояния;
  3. Устойчивостью к холоду;
  4. Олимпийским спокойствием в любой ситуации, внушающим доверие многим утопающим.

На пляжах Италии долгое время работала собака Мас. Она помогала спасать не только утопающих, но и тонущие небольшие судна – крупная собака могла тащить лодку до тех пор, пока она не оказывалась в безопасном месте. Мас стала первой собакой в составе вертолётных спасательных бригад. Без колебаний она выпрыгивала из вертолёта в воду.

Несутся собаки тропой ледяной (слайд 31)

Терпенье и сила в упряжке одной.

У некоторых северных народов – собака единственное домашнее животное.

Ездовые собаки были незаменимыми спутниками и помощниками полярных исследователей. Оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках. Ни одна полярная экспедиция не обходилась без собак.

Ребёнок: Зал аплодирует, хохочет: (Слайд 33)

Что за прыжки! Что за повадки! –

В награду – сахара кусочек.

Но труд артиста – ох несладкий!

Номер «Цирковые собачки»

Ребёнок: Собаки способны не только на трюки, (Слайд 34)

Собаки служили и служат науке.

Ведущий: Особенно много работал с собаками наш прославленный академик И. Павлов. В Ленинградской области, где работал академик Павлов, поставлен памятник собаке – надёжному помощнику учёных. (Слайд 35)

Кто в космос летал раньше всех? (Слайд 36)

Угадай – ка!

Правильно! Это

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «СОБАКА - ВЕРНЫЙ ДРУГ»

Цели мероприятия:

Нравственно - экологическое воспитание школьников.

Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения,

что необходимо для формирования гуманного отношения к миру природы,

познакомить с различными породами собак.

Задачи:

Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим,

Познакомить с особенностями работы собак.

Оборудование:

Рисунки детей верных друзей своих - собак, плакаты, фотографии пород собак,

Просмотр презентации о работе собак.

Продолжительность мероприятия - 40 минут

Ход мероприятия.

Учитель:

Собака - верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень, очень давно.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнью Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником.

Понадобились тысячелетия, прежде, чем хищник забыл дикие привычки и настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом - пещеру, заблаговременно подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивая дичь, приносила её хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречаются собаки.

  1. Ученик: Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте.
  2. Ученик: Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу

  1. Ученик: Привык он к яркому костру,

К тому, что рано по утру,

Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг,

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом.

Он даже есть не мог.

Ученик: Ребята вспомнили о нём,

Вернулись с полпути

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти -

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души .

Учитель: Хорошо, что ребята не бросили своего друга, вернулись и забрали его. А сколько брошенных, забытых, бездомных собак бродят по улицам в поисках своего хозяина.

Существует большое количество пород собак, но всех их можно разделить на три основные:

1.Служебные (овчарки, лайки, колли…)

2.Охотничьи (борзая, спаниель, русская гончая)

Ученик: Служебные собаки.

Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять священные рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники

Своевременно узнают о приближении лазутчиков. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы, беря неразличимый порой след нарушителей, помогая задержать и обезвредить врагов нашей Родины. Жизнь пограничной собаки подчинена строгому распорядку. Перед тем, как попасть на границу, собака сдаёт экзамен. Пограничные собаки бывают специальные (одни ищут наркотик) и поисковые (они задерживают людей) Многим пограничным собакам стоят памятники, есть такой и в Москве, в Благовещенске на побережье Амура.

Ученик: Ездовые собаки.

Велика роль ездовых собак. Посмотрите на Север: по снегам Тундры бегут собачьи упряжки,8 - 10 собак, запряжённые в лёгкие нарды, покрывают за сутки расстояние в 150 километров. Впервые ездовые собаки были выведены на Камчатке, Чукотке, Якутии.

Собака - единственное домашнее животное, которое приспособилось работать в условиях суровой вечной мерзлоты. Температура опускается ниже 60 градусов. Собаки - единственный вид транспорта у оседлого населения приморья. Кроме перевозки людей, грузов ездовых лаек используют для промысла нерпы. Эти собаки должны хорошо работать в упряжке, защищать своего хозяина от медведя. Ни одна экспедиция не обходится без ездовых собак. Скольким героям - полярникам помогли они осваивать труднодоступные районы Крайнего Севера, Южного полюса.

В 1909 году Пири открыл Северный полюс на собачьей упряжке.

В 1911 году Амурндсен достиг Южного полюса тоже на собачьей упряжке.

Путешественники могли сами голодать, но собак всегда кормили.

Ученик: Пастушьи собаки.

Эти собаки облегчают тяжёлый труд чабана: пасут овец, охраняют и защищают их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде

или жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернут отару налево или направо. Пастушьи собаки используются во всех странах. На эту службу подбирают наиболее выносливых и подвижных собак из различных пород. Чаще всего это собаки:

овчарки, колли, лайки. Дрессировать собак необходимо в непосредственной близости от овец.

Ученик: Собака - поводырь

Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза. Она даёт ему прежде всего практическую помощь при передвижении. Главная задача собаки - поводыря, предупреждать своего хозяина обо всех преградах на пути. Она останавливается перед любым препятствием. Даёт незрячему проверить тростью, что перед ним. Собака - поводырь может подавать в руки слепому оброненные им предметы: трость, ключи, перчатки. Она оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых имеет под Москвой специальную школу, в которой обучают собак - поводырей.

Ученик: Собака в космосе.

В освоении космического пространства собаки сыграли так же большую роль.

Прежде, чем человек проник в космос, на разведку слетало немало собак. На разведку к звездам слетала и собака Лайка. В начале 1960 года популярнее собак, чем Белка и Стрелка не было. Им впервые удалось в настоящем космическом корабле пролететь вокруг Земли и живыми вернуться на Землю.

Ученик: В годы Великой Отечественной войны.

В суровые года Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелёгкий боевой путь. Успешно использовались собаки при истреблении вражеских танков. На их боевом счету более 300 подбитых танков.

Учитель: А теперь послушайте стихотворение «О тех, кто лает»

  1. На свете множество собак

И на цепи и просто так

Собак служебных - пограничных

Дворовых Шариков обычных

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из - под лавок.

  1. И тех изнеженных болонок,

И ни на что уже не годных

Бродячих псов всегда голодных.

В любой момент готовы к драке

Псы драчуны и забияки.

Псы - гордецы и недотроги

Спокойно дремлют на пороге.

А сладкоежки - лизоблюды

Всё лижут из любой посуды.

  1. Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды

Есть великаны - это доги.

Коротконогие бульдоги,

И жёсткошерстные терьеры

Одни - черны, другие - серы,

А на иных смотреть обидно -

Так заросли, что глаз невидно.

  1. Известны всем собачьи свойства

И ум, и честность, и геройство

Любовь, и верность, и коварство,

И отвратительное барство.

И с полуслова послушанье,

И это всё - от воспитанья.

  1. Ленива сытая хозяйка,

И такса Кнопочка - лентяйка,

Бесстрашен пограничник - воин

И пес Руслан его достоин.

Хозяин пса - кулак и скряга

Под стать ему Репей - дворняга.

Не зря собака тех кусает

Кто камень зря в неё бросает.

  1. Но если кто с собакой дружит

Тому собака верно служит.

А верный пес - хороший друг -

Зависит от хороших рук.

Учитель: много написано стихов, песен о собаках, снято много фильмов. А мы сейчас споём песню «Пропала собака»

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение о маленьком проказнике, которое называется «Трезор»

На дверях висел замок

Взаперти сидел щенок

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье

Зайцу вырвал шерсти клок

В коридор из - под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота,

Кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол

С головой уткнулся в уголь

Вылез черный, не узнать.

Влез в кувшин - перевернулся

Чуть совсем не захлебнулся.

И улёгся на кровать - спать.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

Учитель: Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу.

Во многих странах поставлены памятники собакам. (презентация)

Учитель: Но собаки, как и люди, стареют. В этом возрасте за ними должен быть особый уход, ведь она верой и правдой служила вам, защищала вас, охраняла ваше жилище. Послушайте стихотворение «Собака»

Она с утра лежит не лая

Она собака пожилая

Ей надоело лаять, злиться

Большая, рыжая, как львица

Она лежит, не шевелится

И смотрит молча, не ворча,

На прилетевшего грача.

А этот грач, совсем не глуп,

Из чашки пьет собачий суп.

Ты, что молчишь?-

Кричит ей кто - то

Ей даже тявкнуть неохота.

Её с утра берёт дремота

Собака спит.

Ей снится детство: она щенок,

И все кричат: «Да замолчи ты, наконец - то

Опять ты лаешь на грачат»