День памяти Николая Чудотворца. История, традиции и приметы

Православные верующие вспоминают в этот день одного из самых почитаемых на Руси святых - Святителя Николая Чудотворца.

День памяти Святителя 19 декабря установлен в честь его кончины в 342 году. Великий Угодник Божий почитается всем православным миром. Но ему молятся верующие не только православной, но и католической и других церквей.

Вся жизнь святого Николая - это служение Богу. Со дня рождения он явил людям свет будущей славы Великого Чудотворца.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.

С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу.

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность.

В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли - пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, святитель Николай решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Отец выдал старшую дочь замуж. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом, а затем третий. В последний раз отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее.

Наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его - Николай.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285-30 гг.).

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по искоренению язычества и ересей.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря (19 декабря по нов. ст.) 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

До наших дней дошла традиция, что утром в день святого Николая дети находят под подушкой или в ботинках подарки «от Николая».

КОГДА ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Когда день святого Николая в 2018 году наступает знают и помнят многие, даже неверующие. Это видимо, связано с предновогодними праздниками, а в народе называют этот день Николай зимний. А раз есть Николай зимний, значит должен быть и какой-то ещё. Действительно, 19 декабря день смерти святого. 11 августа день его рождения.

Несмотря, на то, что август летний месяц, этот день считается Николой осенним, потому что Николай Летний, отмечается 22 мая по новому стилю в связи с перенесением в итальянском городе Бари его святых мощей. Редко, но иногда можно услышать сочетание Никола Мокрый, оно образовалось по причине покровительства Николаем Угодником моряков и путешествующих водами.

КАК ПОЧИТАЛИ НА РУСИ: ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ

Когда день святого Николая 2018 года наступает, вспоминаются традиции празднования. Именем Николай чаще всего назывались мальчики на Руси, да и сейчас эта традиция сильна. Ибо он не утратил своего старшинства, как в иерархии святых, так и в почитании среди христиан.

В честь чудотворца построено самое большое количество храмов.

Именем Николай чаще всего назывались мальчики на Руси

19 декабря было принято накрывать вкусный постный стол. Обязательным блюдом были пироги с рыбой, и разрешалось домашнее пиво. Приглашали старейшин семьи, тем самым, проявляя уважение к ним, и беседовали о жизни. А молодёжь больше уделяла внимания подготовке к будущим святочным праздникам и гуляньям. На летнего Николая совершаются крестные ходы и молебны о даровании милости и помощи святого.

Что нельзя делать, когда день святого Николая 2018, связано с народными приметами и к вере не имеет никакого отношения. И вообще суеверия относятся к греху и не должны устрашать православного человека.

КЕМ БЫЛ СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И ПРИ ЧЕМ ТУТ САНТА КЛАУС

Часто, в день святого Николая, и в 2018 г, картинки изображают Николая Угодника в образе Санта Клауса. Это пришло из западного христианства. Там принято дарить подарки 19 декабря от имени Санта – Клауса, поскольку история святого Николая связана со спасением семьи от страшного греха. Поступок святого был действительно подарком.

Часто изображают Николая Угодника в образе Санта Клауса

Он подбросил мешочек с золотом бедному отцу трёх дочерей, которых он вынужден был бы отдать в дом терпимости. Но этот дар святого изменил решение отца, и он смог удачно выдать дочек замуж. Нужно учесть, что дочери по современным меркам были ещё детьми, но тогда замуж выдавали довольно рано.

Большую популярность на западе имеют открытки с ликом святого Николая. В православии такая форма не совсем приемлема, потому что образ святых почитается в форме икон и имеет не светское значение, а духовное.

Поэтому, если вы хотите подарить на память изображение лика святого Николая Чудотворца пусть это будет не открытка, а фото.

День святого Николая: традиции украинцев

Больше всего этот праздник ждет детвора. В своем воображении мальчики и девочки, в основном, рисуют такую картину: седобородый мужчина с огромным мешком, в котором множество подарков, спускается с небес и, в сопровождении своих помощников, – ангелочка и чертика, незаметно подкладывает под подушку коробки с подарками или прутики. То или другое он кладет тогда, когда вроде бы получает указание от ангела, который убеждает, что в течение года ребенок был послушный, и от чертика, который вспоминает, в чем малышня прогрешилась.

Однако в древности праздник Николая ждали и взрослые. Традиционно в этот день они сходились варить пиво и веселились. А после гуляний запрягали в сани лучших лошадей и катались вокруг деревни. Мол, так хотели знать, насколько скользкий снег выпал в этом году. На обычай трехдневных праздников наталкиваемся на Харьковщине. Там в это время варили кутью и узвар, чтобы в следующем году щедро уродились рожь и плоды.

На Подолье же внимательно следили за тем, кто в этот день зайдет в дом, называли его «полазником», и очень радовались, если им оказался человек с положительной энергетикой. Если первым в подворье перейдет хозяин, то обязательно должен зайти и к скоту с пищей.

Похоже делали и хозяева в Киевской области. Домашнюю скотину они кропили святой водой и зельем, просили святого Николая уберечь ее, да и всю семью в целом от напасти и бедствия.

Важным 19 декабря было и для девушек, которые готовились стать под венец. Они знали, что посватать их могут перед Рождеством, поэтому заранее наводили порядок в своих сундуках: готовили одежду и украшения, в которых должны были встречать сватов, а также убирали.

КАК НИКОЛАЯ ПРАЗДНУЮТ ЗА РУБЕЖОМ?

Так же с нетерпением подарков от святого Николая ждут и ребятишки из-за рубежа. Правда, их получают быстрее, чем украинские, почти на целых две недели, ведь празднуют этот день 6 декабря.

Такая традиция, скорее всего, происходит из Германии, где родители презентовали своим детям новую одежду. А потом стали делать это тайно, ночью, чтобы малыш поверил в чудеса Божьего угодника. Кроме новых штанишек, свитеров, шапочек или курточек, деткам дарили сладости, игрушки и школьные принадлежности. А вот в голландский Роттердам святитель ежегодно приплывает на пароходе из Испании, а в город въезжает на коне, которого зовут Америго, и держит в руках епископский посох. Накануне такого визита детвора аккуратно раскладывает перед входной дверью начищенную обувь, чтобы в день Николая отыскать там сладости. А возле них еще оставляет гостинцы для Америго: несколько морквинок и немного сена, чтобы животное не проголодалось в течение ночи.

Своим покровителем Святого Николая считают жители итальянского городка Сассири, расположенного на острове Сардиния. Главное внимание в этот день уделяют невестам, которым дарят подарки. Такая традиция имеет название «Rito delle nubili». Тем временем в соседней Франции, в населенном пункте Сан-Николя-де-Пор, что в регионе Лотарингия, действо куда помпезнее. Здесь организуют целую процессию, которая выходит в город вечером, и движется по главным улицам. В ее главе – старец Николай, рядом – призрак, который в своих руках несет розги, чтобы ими на протяжении пути хлестать непослушных детишек. Если такие найдутся, их быстро забирают в мешок.

ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ: ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

День Николая-2017 припадает на Рождественский пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя – мясо, яйца и другие продукты животного происхождения. По вторникам, согласно календарю питания Рождественского поста, разрешается горячая пища, приготовленная на растительном масле. Смело включайте в рацион каши и вегетарианские супы.

Многие задаются вопросом, можно ли шить в День Святого Николая? Православная церковь в этот праздник не говорит о каких-либо ограничениях на выполнение домашних работ. Но по народным обычаям, в этот день непринято шить, стирать и заниматься ремонтом.

Также в День Святого Николая нельзя давать взаймы: заемщик вместе с деньгами может вынести из дома удачу и везение, верили наши предки. И даже наоборот – принято раздавать долги. День Святого Николая считался последним днем в году, когда необходимо было вернуть все долги. Считалось, что если этого не сделать, то в грядущем году семья будет бедствовать.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИК ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ 19 ДЕКАБРЯ 2018

В этот день непременно стоит сходить в церковь и помолиться. День Николая Чудотворца лучше всего начать с утренней службы.

Как молиться Николаю Чудотворцу – о судьбе, замужестве, здоровье?

Следуя примеру Святого Николая, в этот день нужно помогать близким, раздавать милостыню, но делать это скромно, не кичась своей благотворительностью.

Первым обойти свой двор должен хозяин дома – если он этого не сделает, то в грядущем году жди беды, говорили наши предки. Поэтому на Николая мужчины старались встать пораньше и обойти весь двор.

Также в этот день принято было мириться, при этом приговаривали: «На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзья».

Ну и, конечно, как мы уже упоминали, на Николая принято дарить детям подарки. Чаще всего дарят сладости: шоколад, конфеты, пряники. Их нужно положить ночью, чтобы утром человек проснулся и нашел под подушкой подарочек от Николая.

  • 8 декабря работники коммунальных служб Киева на Софийской площади прикрепили ветки к главной новогодней елке страны.
  • 5 декабря в Киев доставили главную новогоднюю елку страны.
  • 30 ноября сообщалось, что в новогоднюю ночь работу общественного транспорта в Киеве продлят на три часа, а фуникулер будет работать круглосуточно.

ПРИТЧА О ПОЯВЛЕНИИ ДНЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ

У святого Николая для почитания два дня в году - в мае и декабре. Оба эти месяца важны для хлеборобов («Два Николая: один с травой, другой с морозом»). А легенда, по которой святому досталось именно эти дни, связана с мужиком-крестьянином. Ехал мужик по проселку, да застрял с тяжелым возом в грязи.

Соскочил с воза, пытался вытащить телегу, но ничего не получилось. В это время шел мимо святой Касьян в нарядных одеждах. Попросил у него мужик помощи. Обиделся Касьян, что его из-за такой мелочи беспокоят - ведь он к Богу в рай спешит. И прошел мимо. Через некоторое время мимо телеги проходил другой странник -святой Николай Угодник. Когда его попросил мужик о помощи, тот сразу подставил плечо, весь в грязи перемазался, но помог воз вытащить и пошел своей дорогой.

Когда святые пришли к Богу, он спросил у Николая: «Почему ты опоздал и весь перемазан грязью?» Николай рассказал, что приключилось с ним в дороге. Бог поинтересовался, почему Касьян мужику не помог? Тот ответил: «Я ведь на встречу с тобой торопился. Как я мог прийти в грязной одежде?» - «Раз не помог ты мужику, Касьян, будут тебя только раз в четыре года славить. А Николу Угодника, скорого на помощь, каждый год будут праздновать вдвое». С тех пор день святого Касьяна лишь 29 февраля отмечают, а у Николы Угодника каждый год и весной (22 мая - день прибытия его мощей в Бари, в Италии), и зимой (19 декабря - день смерти Николая) по празднику.

ПРИМЕТЫ НА ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ 2018

Считалось, что день Николая ведет с собой и Никольские морозы: «Хвали зиму после Николина дня», «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним», «Повезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель».

В праздник Николая Угодника крестьяне всего села складывались, варили пиво, ставили всем миром в церкви свечу и правили молебен о ниспослании всех благ, чтобы в следующем году был урожай на жито и плоды. После чего начиналось угощение всех поселян брагой, пивом, пирогами и веселая езда с песнями: «Здоровались со снежной зимой трижды объезжая вокруг села на санях». Остатки еды раздавались нищим. А в поговорках этот день описывали так: «Красна Никольщина пивом да пирогами», «На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзья».

«Никольский торг всему указ» или «Цены на хлеб строит Никольский торг» - 19 декабря считалось в старину первым днем хлебного торга.

Николай Чудотворец (был греком по происхождению) почитаем как православной, так и католической церквями. Даже мусульмане и язычники обращаются к нему за помощью. Ведь он считается самым простым и скорым на исполнение просьбы святым.

В иконографии выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» - с непокрытой головой. По преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображен без головного убора и сделал замечание духовенству.

После Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, Приснодевы Марии, святитель Николай – самый почитаемый святой Русской земли от принятия ею Крещения и по сей день… Нет такого русского города, где бы в старину не было Никольского храма или по крайней мере Никольского придела. Нет дома православных людей, в котором не было бы иконы святителя Николая.

По Уставу Русской Православной Церкви в литургическом круге седмицы святитель Николай имеет свой день – четверг, особым образом посвященный молитвенному его прославлению. Только св. Иоанн Креститель обладает таким же днем персонального почитания (ему посвящен вторник). И больше никто из великого сонма угодников Божиих не имеет своего «личного» дня в седмичном круге… На иконах «Всех святых, в земли Российской просиявших» нередко можно обнаружить святителя Николая (хотя и жил и «просиял» он совсем в другой земле!)… В старину иностранцы-протестанты иронически отмечали, что Николай угодник – особый русский «бог». Они связывали это с мнимым невежеством русского народа, его склонностью к языческому идолопоклонству… И тем обнаруживали собственное невежество в представлениях о православной вере, но оно в данном случае являлось искаженным отражением истинной правды. Правда в том, что почитание святителя Николая на Руси имеет исключительный, чрезвычайный, всенародный характер. Как это могло произойти? Почему архиепископ далекого, маленького города Миры на южном побережье Малой Азии стал таким «своим», таким близким и таким великим для всего верующего русского народа?

…Я сижу в своем кабинете («кельи», как я его называю) среди множества книг и бумаг. Здесь относительно тихо. Со стен смотрят лики святых икон, горит лампада. Старинное дубовое кресло с четырьмя разными головками львов на спинке и подлокотниках очень удобно располагает к созерцанию и тихим размышлениям. Но современный мир дает знать о себе и здесь, его глухой шум доносится до моего слуха: звонки трамваев, гул множества движущихся автомашин, неясные голоса человеческой толпы – суета! Столпотворение вавилонское… А нужно думать о величайшем святом глубокой древности. Есть о чем поразмыслить в молитвенной тишине.

Передо мною на столе огромная старинная книга в кожаном переплете – «Минеи четьи» XVII в. «Житие» святителя Николая. Светлый, ясный, духоносный и глубокий язык! Взять бы, да и перепечатать это, как есть, на церковно-славянском языке! Но нет, ныне нужно заново осмыслить великую личность святителя и сказать об этом на языке современности так, чтобы было доступно и понятно современному человеку, тому, что там, – за стеной моей «кельи», в круговерти «столпотворения», где не мерцают лампады, но слепят глаза огни автострад и грандиозных грохочущих строек.

Что я скажу? Нет, пусть сначала – не я; сначала пусть говорит сама жизнь.

…Врач-хирург был весел и беззаботен. Сегодня он сидел у меня в гостях, пили душистый чай, шутили, говорили о пустяках. Трудно было представить, что этот человек два дня в неделю делает по нескольку сложнейших операций в состоянии предельного напряжения всех своих сил: от его умения и внимания зависит жизнь пациентов. В свои сорок пять лет этот доктор сумел достичь многого, занял видное место в медицинской среде. «Золотые руки!» – говорят о нем. Множество спасенных жизней, признательность больных. Разговор незаметно сводится на духовные темы. «Я никогда не приступаю к операции, не помолясь, – говорит хирург, – всех своих ассистентов и сестер я приучил призывать на помощь святителя Николая». «Почему именно его?» – заинтересовался я. «Видите ли… – доктор подыскивал слова, становясь очень серьезным. – Лучше я вам расскажу об одном случае. Это было в 1982 году. Оперировал женщину. Злокачественная опухоль. Все шло хорошо. Опухоль удалили, вокруг нее все почистили, метастазов не было, можно зашивать. И вдруг – сильное кровотечение! В тяжелых складках внутренних тканей скальпелем случайно задели кровеносный сосуд. Пытаюсь найти его и не могу! Обильное кровотечение не дает даже примерно определить, откуда идет кровь. Крутимся все, меняем тампоны, смотрим и так и этак – все впустую. Идет время, больная истекает кровью. Еще немного – и конец! Срочно посылаю за специалистом-профессором, а сам думаю: пока его приведут, может быть уже поздно. В отчаянии громко воскликнул: «Николае угодниче, да помоги же!» Тут меня кто-то позвал. На мгновение отвел глаза от раны, что-то кому-то сказал и, снова посмотрев на рану, не поверил глазам своим: кровотечение прекратилось там, словно его и не было!.. Если бы это был один случай!» Глаза у моего доктора влажные, а руки дрожат и дергаются, – руки, которые никогда не дрожат при самых операциях!..

К сему можно добавить лишь то, что этот хирург особенно любит Никольский храм и часто посещает его.

Я вспоминаю множество рассказов других людей о скорой помощи святителя Николая, в том числе – следующий.

Простая женщина-крестьянка в 1941 году на Смоленщине осталась без мужа (он ушел на фронт) беременной и с двумя детьми. Наша армия тогда отступала. Ужас близящегося фашистского нашествия охватил оставшихся в деревне. Свои же ушли, а немцы еще не вступили. Крестьяне решили раздать людям по домам то, что хранилось в колхозных амбарах. Но Ксения (так звали женщину) не могла взять ничего: она была кроме всего прочего вконец ослаблена болезнью (простудой) и только смотрела, как другие несут продукты в свои семьи. «Что ты стоишь? – крикнул ей один мужик, – давай я тебе хоть мешок картошки дам, а то ведь помрешь с голоду со своими детьми!» И крестьянин, бросив тяжелый мешок к ногам Ксении, побежал по своим делам. Женщина, надрываясь, потащила мешок к дому. А идти было довольно далеко, через овраг с кустарником. Тащила волоком, обливаясь потом и слезами, поминутно останавливаясь, задыхаясь. Пронзительный крик: «Немцы!» Вдалеке на дороге в клубах пыли показались грязнозеленые фигуры на мотоциклах. «Ну, все. Пропала я! – испугалась Ксения и завопила, – «Святитель Николай, помоги!» – «Чего кричишь?» – послышался голос. Из кустов вышел незнакомый старик. «Ой, дедушка! Видно, Бог тебя послал! Не могу картошку до дому донести, а немцы уже едут, а у меня двое детей!» – «Так я тебе донесу», спокойно сказал старик, взвалил на спину тяжелый мешок и пошел вперед. У дома Ксении он с грохотом свалил мешок на деревянное крыльцо. Ксения, причитая, бросилась к дверям, чтобы пригласить своего помощника в избу, угостить чем-нибудь и всего на какую-нибудь секунду, не более, оказалась спиной к старику. А когда тут же обернулась, то… никакого старика не увидела. Не было его ни во дворе, ни на дороге, куда она на всякий случай выбежала, хотя и понимала, что старик не мог столь быстро пройти через двор на улицу. «Села я на свой мешок с картошкой, – вспоминала Ксения, – как дура, ничего не понимая.! И тут до меня стало доходить: откуда старик знал мой дом и дорогу к нему?! Вбежала в избу, посмотрела в красный угол. – Да вот же он мой “старик”, на иконе Николая Чудотворца! Только на иконе он в красивых одеяниях, в митре, с Евангелием, а из кустов вышел в такой одежде, будто колхозник, а в какой – я и не приметила!»

Всю дальнейшую долгую жизнь Ксения помнила этот случай и всегда обливалась слезами, рассказывая его.

…1975 год. Я служу вторым священником в Никольском храме г. Курска. Готовимся к «весеннему Николае», как говорят в народе, – к празднику перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари (9/22 мая). Это наш престольный праздник. Ожидается очень много богомольцев, не только наших прихожан, но и со всего города. В храме есть икона святителя Николая, почитаемая чудотворной. Она помещена в киоте, под стеклом, и очень много лет не вынималась оттуда. Сам не знаю, почему я вдруг решил предложить настоятелю вынуть эту икону из киота и положить на аналой в центре храма, чтобы верующие могли приложиться к ней. Возможно, такому намерению посодействовало то, что один мой знакомый священник, побывавший только что в Италии, привез мне из г. Бари флакон со святой водой, в которой растворена капелька мира, источаемого от мощей святителя Николая. Настоятель согласился с моим предложением. Мы даже решили в самый день праздника на молебен после литургии добавить в священную воду немного воды из итальянского флакона. 21 мая началась торжественное всенощное бдение. Оба мы – и я, и настоятель почувствовали нечто необычное, какой-то особенный подъем, словно обильная Божия благодать наполнила храм и сердца людей, которых собралось на редкость много – до двух тысяч и более. Моя жена Андроника стояла в числе певчих на левом клиросе, откуда бывает видна часть алтаря с престолом, когда отверзаются царские врата. Мы, священники, облачились, как положено, в золотые ризы. Сшитые из современной парчи, они недавно были куплены и сверкали, как солнце. Уже на Великой вечерне, на «выходе» жена моя увидела, что в алтаре вместе с нами присутствует еще один священник, облаченный тоже в золотую ризу, которая однако сверкает еще ослепительней, чем наши. «Кто бы это мог быть? – размышляла Андроника. – К настоятелю в гости обычно никто из священников не приезжает; могут приехать только к моему мужу. А батюшка наверняка приезжий, так как в Курске такого нет, да все куряне теперь служат в своих храмах. Значит, прийдется принимать сегодня этого батюшку дома, он будет ночевать. Чем его угостить? Где положить спать?» – такие женские, практические заботы стали одолевать мою супругу, которая меж тем замечала, что этот третий священник, молится не так, как мы: он делает много чинных земных поклонов, тогда как мы стоим, не следуя его примеру. Сначала он осеняет себя крестным знамением, потом опускается на колени, скрываясь за престолом, затем поднимается и вновь становится виден. Кланяется он горнему месту, и потому лица его почти не видно; хорошо видна только седая голова и левая щека, обрамленная седой бородой. «Что-то я не знаю такого священника среди знакомых моего мужа, – думает жена. – Хотя у него много знакомых, и не все мне известны». Настало время утрени. «Хвалите имя Господне» – запел хор. Отверзлись вновь царские врата, и мы с настоятелем вышли на середину храма со свечами в руках совершать полиелей. А третий незнакомый священник, к удивлению моей жены, не вышел с нами, остался в алтаре, продолжая делать земные поклоны. «Посмотрите, что это за батюшка!» – обратилась Андроника к певчим, стоявшим рядом. «Какой благообразный батюшка! – сказала одна из женщин. – Как истово кладет поклоны!» – «Но почему же он не вышел с нашими священниками!» – воскликнула другая певчая, тоже ясно увидевшая священника в алтаре. – «Ведь, если он пришел просто помолиться, то не должен был облачаться в ризы, а если облачился, то должен был выйти и на полиелей. Но почему не вышел?!» – так судачили женщины-певчие на левом клиросе, наблюдая за странным неизвестным священником. Вся служба прошла необычайно, небывало радостно и благодатно!..

Когда мы с настоятелем, окончив все, разоблачились и вышли из алтаря, к нам приступили певчие: «А где же гость?» – «Какой гость?» – «Тот, третий батюшка, который молился с вами. – «Вы что-то путаете, никакого “третьего” батюшки не было. И вообще кроме нас двоих в алтаре никого не было». – «Как же не было, когда был! Мы за ним наблюдали…» И певчие рассказали нам то, что видели.

Мы потом внимательно осмотрели алтарь. Не могло ли случиться так, что какая-нибудь гладкая поверхность отражала кого-то из нас? Но нет! Все «опыты» на месте показали – ничто не создает отражения. Да и молился этот «батюшка» не так, как мы, и голова у него была седая (а у нас еще нет!..). И он оставался видим в алтаре, когда мы вышли из него.

«Боже милостивый! – подумал я тогда. – С нами молился святитель Николай! А мы не видели его! Конечно, по грехам нашим. Впрочем, как могли бы мы служить, если бы увидели его! Господь покрыл наши очи, чтобы служба шла своим чередом». Но «не горело ли в нас сердце наше», не ощущало ли оно чьего-то близкого благодатного присутствия! Воистину горело, ощущало! И это лучшее подтверждение тому, что женщины действительно видели Божия угодника!

Подобных случаев различных чудесных знамений и скорой помощи святителя Николая во всех концах России и в наши дни такое необозримое множество, что, если бы попытаться описать их, то никакая книга не смогла бы вместить этих описаний. Поэтому, когда читаешь древние «Жития» святителя Николая, то полной верой и радостью отзывается сердце на все, что содержат в себе страницы старинных книг. А содержать они и подробное житие святителя, и повесть о перенесении его честных мощей из Мир Ликийских в Бар, и описание некоторых из его чудес, приводимых лишь в качестве примеров, ибо описать все, что связано с ним в церковной истории, просто невозможно.

В какие-то незапамятные времена, очевидно, еще до начала арабских завоеваний и задолго до Крещения Руси некие «богобоязливые мужи от устья реки Танаис нарицаемыя», т.е. от устья Дона, «слышавшие о мироточивых и целебных мощех святителя Христова Николая, в Мире, граде Ликийстем сущих, совещашася поити морем тамо поклонения ради; и наполнивше корабль пшеницею, отплыти хотяху…» Весьма возможно, что это были славяне-русские. Как известно, до VII века русские поселения имелись на Дону (потому русских с Дона вытеснили хазары). Русские, среди которых уже тогда было немало христиан, вели оживленную хлебную торговлю со странами Востока и эллинского мiра. Перед тем, как эти «богобоязливые мужи» отчалили от пристани, к кораблю подошел бес, принявший облик женщины, и уговорил их взять сосуд с благовониями, чтобы излить их на раку с мощами святителя Николая. Поверив ложному благочестию мнимой женщины, купцы-паломники взяли сосуд и вышли в море. На следующее утро их застиг шторм,и несколько дней трепало судно так, что они решились вернуться обратно. Но тут им явился святитель Николай, плывший в лодке по морю, объяснил им хитрость беса, укрепил в намерении плыть в Ликию, а сосуд повелел бросить в море. Когда они исполнили это и ввергли сосуд в морские воды, – «внезапу оттуду дым черн и пламень изыде, и смрад велик исполни воздух, море же разседашеся, и кипящи вода, и из дна клохтание творяще, капли же бяху, аки искры огненныя, яко убоятися в корабли сущим и от страха кричати!» Но святитель Николай ободрил их, укротил море и устроил благополучное плавание до г. Миры. Там, помолившись с великим благодарением своему заступнику и избавителю, купцы отправились обратно, «поведающи всем повсюду, яже случишася с ними на пути».

Этот случай особенно интересен. Он дает основание, заглянув в глубь веков, увидеть, что почитание святителя Николая началось в пределах будущей Киевской Руси очень давно и, по-видимому, к IX веку уже приобрело широкий характер. Тогда становится понятным, почему в 861 или 862 годах киевский князь Аскольд (или Осколд) после проповеди в Киеве равноапостольных Кирилла и Мефодия, одобрив первое массовое крещение киевлян, и сам пожелал назваться во святом крещении именем Мирликийского святителя. Через сто лет на его могиле святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм в честь святителя Николая. Итак, первый общерусский князь-христианин получил имя – Николай…

После 988 г., когда состоялось великое событие Крещения Руси, почитание Чудотворца Христова Николая становится открытым и получает особенное распространение.

…Особенным заступлением святителя Николая спасается в древности город Можайск от нападения врагов. В память об этом создается особый образ «Николы Можайского», на котором он изображен с мечом в правой руке и подобие города – в левой. Главный собор Можайска был посвящен святителю Николаю. Ему же посвятили свои главные соборы города Зарайск, Изборск, Остров. Одна из главных церквей Новгорода Великого – Николо-Дворищенская (XII в.).

Прославленные Никольские храмы и монастыри создаются в городах Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске и других. В Москве несколько десятков (!) храмов посвящается святителю Николаю. Одна из самых красивых башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь, – Никольская…

Особенно чтят святителя Николая мореплаватели и купцы, совершающие плавания в далекие страны, по опыту знающие, как помогает святой в опасности на море, иной раз спасая людей из пучины вод. Храмы, воздвигаемые такими купцами, часто получают народное название «Николы Мокрого». Вспомним здесь и знаменитый Никольский Морской собор в Петербурге.

Впрочем, не меньше почитают его и крестьяне, и различные слои обездоленных людей, которым святитель – особый помощник и защитник в бедах и скорбях. В устном народном творчестве есть любопытное сказание. Оно – нецерковно, это чисто фольклорное произведение, но оно позволяет подметить некую важную особенность народного почитания святителя Николая. Содержание сказания таково. Однажды Господь Бог позвал к Себе святителя Николая и преподобного Иоанна Кассиана (Касьяна) Римлянина. Они приоделись и пошли. И встретился им на дороге крестьянин, у которого в грязи завяз воз с сеном и который никак не мог его вытащить. Крестьянин стал просить путников помочь. Касьян сказал: «Я бы и рад помочь, но как я потом явлюсь к Богу в грязных одеждах!» А святитель Николай стал помогать мужику вытаскивать увязшую телегу. Касьян пришел к Богу первым, и Господь его похвалил. Потом приходит святитель Николай весь в грязи. «Как ты посмел явиться ко Мне с опозданием, да еще такой грязный!» – спросил Господь. Святитель рассказал, как было. Тогда Господь похвалил Николая и сказал, что за его доброту люди будут праздновать его память два раза в году, а Касьяна за его суровость – раз в четыре года. Присказка «объясняет», таким образом, почему память преподобного Кассиана совершается 29 февраля, и, следовательно, по-настоящему бывает только в високосный год…

В Николаевском храме г. Курска, где я служил, меня поразило редкое обстоятельство. Главный алтарь посвящен святителю Николаю, а левый боковой – преподобному Кассиану Римлянину (уже не является ли это откликом на народную побасенку, желанием «примирить» обоих святых?). Впрочем, преподобный Кассиан достаточно высоко чтиться в нашем народе; имя Касьян было очень распространенным в старину.

Русские люди знают святителя Николая не только как милосердного заступника, но и как «страшного наказателя» обижающих, «обличителя» всякой неправды; он – «очень строгий святой», – говорят о нем иконописцы, среди которых и по сей день бытует поверье, что доску для иконы святителя Николая следует выбирать непременно без единого сучка (иначе накажет!).

Очень показательно отношение к святителю Николаю русского монашества. Невозможно перечислить всех чтимых в монастырях икон великого Чудотворца, монастырских храмов, приделов, часовен, освященных в его честь. От Ледовитого океана до песков Средней Азии, от Балтийского моря до Тихого океана вся Россия была уставлена Никольскими обителями, словно сторожами… Интересна география этих обителей. Наибольшая «густота» их приходится на исконно русские земли Московской, Киевской, Тверской, Костромской, Вологодской, Владимiрской, Новгородской епархий. Всех монастырей в России тогда насчитывалось 1009. Если учесть, что подавляющее большинство их было посвящено Троице, Спасителю, Матери Божией, то окажется, что обителей во имя святителя Николая в десятки раз больше, чем обителей, посвященных кому-либо из других святых, то есть что после Бога и Пресвятой Деве Марии, святитель Николай – самый почитаемый святой в русском монашестве.

Старинное «Житие» святителя Николая заканчивается такими словами:

«Многая же великая и преславная чудеса великий сей Угодник Божий сотвори по земле и по морю, в бедах сущим помогая, от потопления спасая, и из глубины морский на сухо износя, от пленения восхищая и перенося в дом, от уз и темницы избавляя, от мечного посечения заступая, и от смерти свобождая, многим многое подаде исцеление: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страждущих обогати, гладным пищу подаде, и всякому ныне такожде призывающим его помогает, и от бед избавляет, его же чудес мощно исчести… Весть великого чудотворца сего восток и запад, видят и вси концы земнии чудотворения его. Да славится убо о нем Бог в Троице Единый, Отец, Сын, и Святой Дух и его святое имя устнами всех да почитается в хвалении во веки, аминь».

Кажется, теперь можно ответить на поставленный вопрос, почему святитель далекого маленького города Миры стал таким своим, близким и великим для всего православного русского народа? Причиной тому – всенародный многовековой опыт молитвенного общения с ним и получения скорой помощи от Бога по его предстательству, опыт, который, как мы видели, продолжается и умножается и в наши дни. Однако, на самом деле это лишь половина ответа. Вслед за этим сразу возникает другой вопрос: а почему святитель Николай обрел такую силу представительства, стал так быстро, так часто откликаться на моления людей в минуты скорби и опасности? Разве мало святых прославилось подлинным высоким человеколюбием? Очень многие, в сущности – все! Чем же отличается святитель Николай? Каково его положение и значение в Церкви Христовой?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо будет углубиться в рассмотрение дошедших до нас свидетельств Церкви, проникнуть благоговейным и смиренным духовным взором к самой личности святителя Николая.

Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ
Русский пастырь №40, 2001 г. С. 45-54.

Святитель Николай – один из самых почитаемых святых нашей Церкви. Его знают не только православные, но и калмыки-буддисты, называя его Микола-бухран (Правота веры), монголы называют его Саган-Убукгун (Белый старец) и питают к нему глубочайшее уважение.

До начала XX века имя Николай было одним из самых популярных. Почему же так случилось, что слава об этом святом разнеслась по всему миру? Может быть, потому, что при жизни он был настолько известен и популярен, что память о нем сохранилась через века? Нет, братья и сестры, о его жизни вплоть до последнего времени было мало что известно. В древних жизнеописаниях есть большая путаница в отношении биографии Николая Чудотворца. Житие Николая Мир Ликийского и Николая Пинарского (Синайского) перепутались друг с другом, т.к. оба жили в одно время, оба были из Ликии, оба архиепископы и оба почитались как чудотворцы. Эти совпадения привели ко многим заблуждениям и просуществовали не один век. Церковные историки знают эту проблему. Серьезные научные исследования биографии Николая Чудотворца появились сравнительно недавно.

Жизнь и слава Николая Мирликийского – пример того, что истинная святость не нуждается в документальном биографическом подтверждении. Она сама по себе является самодостаточным и очевидным фактом. Мы почитаем святых не потому, что читали о них и знаем их биографию. А потому, что они здесь и сейчас находятся рядом с нами: помогают, молятся, заступаются за нас, участвуют в нашей жизни. Участие в жизни христиан святителя Николая было, есть и остается столь очевидным для многих поколений христиан, что не нуждается в каком-либо еще дополнительном подтверждении.

В 1953 году были проведены анатомо-антропологические исследования святых мощей Николая Чудотворца. Исследованиями занимался известный профессор Луиджи Мартино.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него исходило удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т.е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

В результате чего был воссоздан внешний лик великого святого.

Немаловажен тот факт, что этот образ практически полностью совпадает с прижизненным изображением святителя Николая.

В результате исследования жития святого открылось еще множество малоизвестных фактов его биографии.

Например, святитель Николай спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Он поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили Литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – все в алтаре увидели, как из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель увидел, что солнце сильно слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию и накинул на солнечный луч, чтобы тот не ослеплял правителя. Мантия не упала, а повисла в воздухе! Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.

Для человека, не понимающего величие замысла Божия о нас, эти факты кажутся не более чем забавной сказкой. Но мы забываем о том, что законы физики, термодинамики, причинно-следственные связи, которые теперь управляют нами, на самом деле нам должны быть подвластны. И в состоянии обожения человек управляет ими, а не они им. То, что нами воспринимается как чудо, является естественным свойством человека, облаченного в благодать.

Святитель понимал, что император может передумать, и надо как можно скорее огласить этот документ в Ликии, но дорога туда занимала шесть дней. Архиепископ Николай нашел в храме тростниковую трубку, положил в нее царский указ и с молитвой бросил документ в море. И тот чудом оказался на родине Святителя – за сотни миль. В ту же ночь Святитель явился во сне одному священнику из Мир, повелел спуститься в гавань, найти на берегу грамоту и прочитать ее народу. Через три дня, под давлением придворных, Константин переменил решение и попросил грамоту назад. Он не мог поверить, что указ уже оглашен, и послал в Ликию гонцов выяснить, каким образом документ туда прибыл. После того, как императору верные люди доложили о чуде, он усмотрел в этом волю Божию и оставил свое решение в силе. Эти подробности жизни святителя Николая были найдены в четырех древнейших греческих манускриптах.

Кто-то из циников, наверное, подумает: да всё это поповские сказки. Нет, не сказки это! Сила действия благодати Божией не имеет границ и пределов возможностей. То, что мы и сейчас по молитве святому получаем просимое, только лишний раз подтверждает это высказывание. А снижение налога подтверждается историческими документами.

Бог и при жизни, и после отшествия святителя Николая на небо всегда оказывал ему покровительство и защиту. Когда мусульмане в 792 году по приказу халифа Харун Ар-Рашида послали начальника флота Хумейда уничтожить гробницу и мощи святителя Николая, то вместо раки святого они разбили другую, рядом стоящую гробницу, и только они успели это сделать, как на море поднялась такая буря, что все суда Хумейда были разбиты в щепки.

Зная силу и славу святого у Бога, сатана делает всё возможное, чтобы как можно больше поглумиться над его святостью. И нужно сказать, что ему это удается. Первоначально от имени святителя Николая дарились подарки детям 6 декабря (19 по нов.ст.) в Европе. Однако в период Реформации, когда протестанты выступили против почитания святых, святой Николай был заменен на абстрактного Санта Клауса, а у нас – на деда Мороза. Красная архиерейская мантия превратилась в неуклюжий наряд, а возвышенный лик святителя – в гламурненького смешного старикашку.

Всё это безобразие стало беспощадно коммерциализироваться, так что наши дети уже давно не знают и не понимают, кто такой святитель Николай Чудотворец. Безграмотные школьные учителя поддерживают миф о «Николайчике», как будто речь идет о каком-гибудь персонаже голливудских мультфильмов: о Бетмене или Человеке-Пауке.

Сатана не мог ничего другого придумать, как нарисовать в развращенном обезбоженном мире антипод, карикатуру на великого и славного святителя. Но слава святителя Николая Чудотворца от этого не умалится, так как Бог поруганным не бывает. Для нас же с вами пример святителя Николая – это образ того, как велик и глубок человек в замысле Божием о нем.

Вконтакте

Этого святого в России и далеко за ее пределами знают, пожалуй, все…

Святитель Николай, Святитель Николай Чудотворец , Святой Никола, Санта-Клаус, батька Николай и еще много других имен и эпитетов получил он в обиходе и в народном фольклоре. Ему поклоняются в России и Америке, в Австралии и Италии, а также в других странах, его почитают во многих религиях мира (известны факты, когда турки-мусульмане, у которых строго запрещено иконопочитание, на своих галерах держали иконы Святителя Николая Чудотворца , потому что он неоднократно избавлял их от бед и опасностей морского путешествия). Но для нас, православных, он, в первую очередь, является правилом веры и образом кротости. Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских. Сколько храмов построено и освящено в его честь только в нашей стране, сколько людей названо его именем, сколько верующих прибегают ежечасно к его покровительству, получая ответы на свои искренние молитвы и реальную помощь от святого угодника Божия…

Примечательно, что такой огромной популярностью на земле русской пользуется святой, который никогда и в стране-то нашей не был, да и не существовало России как государства в то время, когда жил Святитель Николай Чудотворец на этом свете.

Давайте разберемся почему так происходит, почему в минуты сильных потрясений и скорбей, наш русский, православный человек усердно просит греческого святого об избавлении бед и напастей, в то же время имея целый сонм великих русских святых как заступников усердных и ходатаев ко Господу.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских

Родился будущий святитель и чудотворец в г. Патаре Ликийской области, в семье благочестивых родителей Феофана и Нонны, которые дали обет посвятить своего долгожданного первенца Богу. Так и случилось: с раннего детства Николай преуспевал в изучении Божественного Писания, проводил много времени в храме, ночью молился и читал книги. Видя его усердие и пламенную ревность по Бозе, дядя Николая, епископ Патарский Николай, поставил его во чтеца, а затем рукоположил во пресвитера.

Будучи пастырем, Святитель Николай Чудотворец проявлял великое милосердие к своим пасомым. Всем нам хорошо известен случай, когда Николай подбросил три мешочка с золотом отцу трех взрослых дочерей, дабы спасти их от блудодеяния, на которое решился отдать их отчаявшийся отец семейства ввиду крайне затруднительного материального положения. И этот случай далеко не единичный. Будущий святитель щедро раздавал милостыню, нередко отдавая последнее из того, что у него было, творя дела милосердия втайне.

Также хорошо известен случай, когда Николай, совершая паломничество на Святую Землю, предсказал морскую бурю, а когда начался сильный шторм своими усердными молитвами ко Господу предотвратил кораблекрушение и воскресил упавшего с корабельной мачты матроса. К слову сказать, в паломничество Николай отправился для того, чтобы обойти все святыни Святого града Иерусалима и поклониться на Голгофе Спасителю, а затем покинуть мир и уйти в пустыню. Но обойдя все святые места, связанные с земным служением Спасителя, побывав на Голгофе, и, уже решившись отправиться в пустыню, Николай был остановлен Божественным к нему гласом, увещевающим его вернуться на родину и продолжить свое служение.

Позже, став уже архиереем, во время гонений императора Диоклетиана, святитель был брошен за исповедание веры в темницу, но и там продолжал поддерживать своих единоверцев – христиан, увещевая их твердо переносить мучения и пытки. Самого святителя Господь сподобил остаться невредимым, и, при воцарении на престол святого равноапостольного царя Константина, был выпущен из темницы и радостно встречен своей паствой.

Участие святителя Николая в I Вселенском Соборе

В 325 году святитель Николай Чудотворец был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и вместе со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими святыми отцами Собора обличал лжеучение еретика Ария.

Множество других чудес совершил святитель чудотворец Николай, долгие годы подвизаясь в своем служении: спас от смерти трех мужей, неправедно осужденных градоначальником; военачальников, также неправедно осужденных на смерть; не раз спасал утопающих в море, выводил заключенных из плена и заточения в темницах по усердным их молитвам…


Умер святитель Николай Чудотворец в глубокой старости (примерно 350 г. н.э.). Честные его мощи хранились в местном кафедральном соборе Мир Ликийских, а позже, 22 мая (9 мая по старому стилю) 1087 г. были перенесены в итальянский город Бари, где и почивают до сих пор, источая целебное миро. Позже, русские купцы и землепроходцы, путешествуя и отправляя свои торговые дела в заморских странах, узнали о чудотворце святителе Николае и его твердом заступничестве перед Господом нашим Иисусом Христом, и в самых трудных ситуациях – при шторме во время морского плавания или неудачах в торговых делах – стали прибегать к его помощи и заступлению. Затем стали возникать и строиться там и здесь, по разным городам и весям земли русской храмы и часовенки в честь угодника Божия. Это означало что откликался Николай на молитвенные воздыхания, приходил на помощь, не оставлял в беде род людской, всех, с верою к нему притекающих.

Вот и ответ на наше недоумение, почему так славится греческий светильник благочестия угодник Николай, почему весь род христианский прибегает к его заступничеству и помощи, почему он так любим на нашей земле, в России.

Святителю отче наш Николае, моли Бога о нас, грешных, и не оставляй землю русскую без твоего наставничества и заступления!