Себастьян Сальгадо: «Не все фотографы понимают общество, в котором живут. Фотограф Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) Необычные факты о себастьяне сальгадо

18 февраля фотограф-документалист бразильского происхождения Себастьян Сальгадо выступил в московском Мультимедиа Арт Музее. Bird In Flight присутствовал на публичной лекции и записал истории Сальгадо: о том, как пришлось покидать Бразилию, как они с женой увлеклись коммунистическими идеями и чуть было не переехали в Советский Союз, и о том, как нужно академическое образование, которое наполнит фотографии смыслом.

Себастьян Сальгадо 71 год

Бразильский фотограф, фотожурналист, совместно с Лелией Ваник Сальгадо основатель агентства Amazonas Images в Париже, член агентства Magnum Photo с 1979 по 1994 год. Обладатель многочисленных наград за вклад в фотографию, дважды получал титул «Фотограф года» от Международного центра фотографии (International Center of Photography, Нью-Йорк). С 2001 года - посол доброй воли ЮНИСЕФ, почётный член Американской академии искусств и наук, награждён медалью столетия Королевского фотографического общества. Работа Себастио Сальгадо стала материалом для документального фильма «Соль земли», снятого в 2014 году Вимом Вендерсом совместно с сыном Сальгадо, Джулиано Рибейро Сальгадо. Жюри Каннского кинофестиваля отметило картину специальным призом.

В Бразилии, откуда мы с женой родом, царила диктатура, против которой мы выступали. В 1969 году, когда мне было 25 лет, а Лелии - 22, нам пришлось покинуть страну. Мы переехали во Францию. Я в то время учился на экономическом факультете, готовился защищать кандидатскую. Лелия была пианисткой, она замечательно играла произведения русских классиков, но незадолго до нашего отъезда случилась трагедия - умерли её родители. Она оставила музыку, начала изучать архитектуру и стала замечательным архитектором.

Мне больше не нравилась экономика. Мы собрались переезжать в Советский Союз, мечтали поступить в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, я хотел сменить профессию и стать инженером - я был хорошим математиком и учился в Париже в Школе экономики и статистики. Мы изучали марксизм, труды Ленина. Мы получили фантастическое образование. В 1970 году мы приехали в Прагу к одному чешскому коммунисту, чтобы он рассказал нам, как переехать в СССР и поступить в университет. Он сказал нам: «Ребята, вы молодые идеалисты, вы верите в коммунизм, но вы должны знать, что в Советском Союзе идеалов больше нет. Они не строят коммунизм, власть больше не принадлежит народу, её захватили аппаратчики, и если вы хотите бороться за счастье простых людей, то оставайтесь здесь и работайте с иммигрантами».

Россия для нас как для людей из третьего мира была особенно важна. Здесь произошла великая революция, а затем всё изменилось. Власть взяла олигархия. Но мы были молоды и не могли знать, что коммунизм исчезнет. Мы возлагали огромные надежды на Россию. Мы надеялись, что в этом обществе зародятся новые отношения между людьми, что это будет общество будущего, что Россия покажет, как человек может жить в более развитом мире.

Вот я думаю, что бы произошло, если бы я стал инженером? Буквально полчаса назад у дверей нашего отеля я встретил человека из Сенегала и спросил его: «Ну как же ты оказался здесь, в России?» Он ответил, что приехал учиться и остался жить. Подумать только: если бы я приехал учиться сюда, стал бы инженером и не был бы тем, кто я есть сейчас, - фотографом, а был бы просто российским стариком.

После того разговора с чешским коммунистом мы вернулись в Париж. Какое-то время спустя Лелии понадобилось купить фотоаппарат, чтобы снимать архитектуру. Тогда у меня впервые появилась возможность сделать кадр. Это был маленький фотоаппарат марки Pentax, и когда я впервые посмотрел в видоискатель, я понял, что жизнь может полностью измениться. Всё, что я считал прекрасным, что мне нравилось, что было важно для меня, я мог сделать материальным с помощью фотоаппарата. С этого момента фотография полностью увлекла меня, и два года спустя я стал профессиональным фотографом.

Я занимался фотографией и несколько лет спустя осознал, что многое из того, что произошло со мной в жизни, способствовало формированию моего видения этого мира.

Благодаря экономическому образованию и кандидатской диссертации я получил огромный багаж знаний в социологии, антропологии, истории, географии, геополитике.

И несмотря на то, что я начал заниматься фотографией довольно поздно, благодаря этим знаниям у меня было гораздо больше возможностей, чем у фотографов, которые этого образования не имели.

Я говорю студентам: «Сейчас вы должны сделать кое-что для себя, вы должны оставить на время фотографию, вернуться в университет, изучать социологию, антропологию, историю, экономику, географию, геополитику. Чтобы научиться понимать исторический момент, в котором вы живёте. Чтобы ваши фотографии были наполнены смыслом, чтобы они имели причину для появления. Вы должны понимать наше общество, чтобы делать качественные снимки». Я долгое время работал с крупнейшими фотоагентствами мира: с «Сигмой», «Магнумом». В этих агентствах я встречал прекрасных профессионалов, которые делали отличные снимки, но не все они понимали исторический момент и общество, в котором живут.

Большие песчаные дюны между Альберг и Мерзуга, Тадрарт. К югу от Джанет, Алжир. 2009 Фотография Себастио Сальгадо / Amazonas images

Я много снимал простых людей, долгое время работал с общественными организациями, например ЮНИСЕФ. Мы сделали проект, посвящённый человеку в бедственном положении. Мы объездили весь мир. Многие критиковали меня за эстетику моего взгляда, за эстетику языка, которым я пользовался, чтобы запечатлеть эти моменты. Но должен отметить, что я никогда не снимал человека в жалком состоянии. Да, эти люди находились в тяжёлой ситуации, но были полны достоинства и надежды. Когда-то у них всё было хорошо, была крыша над головой, и вот по независимым от них причинам, из-за военных действий, они теряли свои дома и отправлялись в неизвестность. Но они стремились наладить свою жизнь.

Мы можем встретить людей, живущих вне общества, вот они действительно будут выглядеть жалко. Те же, кого я фотографировал, обладали достоинством.

Если один из них погибал, то все плакали о нём. В нашем обществе разве плачут все, потеряв одного? Именно эта солидарность нашла отражение в моих работах.

Проект «Генезис» полностью отличается от того, чем я занимался раньше. Это любовное послание нашей планете. Мы хотели увидеть природу, подойти к ней вплотную. Для столь масштабного проекта нам нужно было финансирование со стороны. Мы обратились в восемь крупных журналов, и они стали нашими партнёрами на восемь лет, которые длился проект. Я хотел увидеть, узнать, снять новых животных, поскольку до этого единственный вид, который я фотографировал, - это был человек.

Выставка «Генезис» проходит в рамках фотобиеннале-2016 в Доме-музее Матвея Муравьёва-Апостола до 17 мая.

Себастьян Сальгадо - один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии, один из по версии журнала «PDN Magazine» . За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.

Родился Себастьян Сальгадо в 1944 году в небольшом бразильском городке. Ни в детстве, ни в юности он и не помышлял о фотографии, в то время у Себастьяна были иные увлечения.

К тому же он упорно учился, окончив в итоге экономический факультет Университета Сан-Паулу, после чего не менее упорно делал карьеру; но все изменилось в 1970 году, когда ему было уже 26 лет.

По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру.

Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером.

И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, «Магнум» . К слову, в 1994 году он создал собственное агентство Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам.

Он снимает голод и засуху в Африке, нищие кварталы в городах Латинской Америки. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» и сразу же вслед за ней вторая, «Сахель: человек в беде». Два этих фотоальбома принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. Кроме того, Себастьян с женой активно занимаются природоохранной деятельностью и даже основали в Бразилии общественную организацию «Институт Земли».

Но что бы ни делал Себастьян Сальгадо, он все равно остается прежде всего фотографом, одним из тех, кто при помощи фотоснимков показывает людям разных стран мир вокруг них.

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) June 5th, 2013

Всё началось с нескольких фото, после чего я заинтересовался их автором.

Себастьян Сальгадо - доктор экономических наук, которого в возрасте более 40 лет неожиданно застигла страсть к фотографии. Его история заслуживает особого внимания и, как мне кажется, неотделима от его творчества.

Себастьян родился в 1944 году в Бразилии на ферме среди дождевых тропических лесов, где он каждый день был окружен буйством дикой природы. В возрасте около 15 лет он покинул свой дом, чтобы продолжить обучение в школе в ближайшем городке, который казался просто чудом урбанизации по сравнению с первозданными местами, где Себастьян вырос, ведь жители фермы сами потребляли все, что выращивали, и только раз в год отгоняли скот на рынок, покидая ферму.

В то время недовольство диктатурой охватывало Бразилию, и Себастьян Сальгадо был одним из множества молодых активистов левого движения. Однако молодые оппозиционеры должны были принять решение: остаться в стране, подвергаясь опасности, или покинуть её. Централизованным решением организации, к которой принадлежал Себастьян, стал отъезд его и многих других активистов, за границу. Себастьян переехал во францию со своей женой, где получил степень доктора наук и престижную должность в инвестиционном банке, его жена стала архитектором.

Прошли годы и уже не молодого Себастьяна охватила страсть к фотографии. Он бросил работу и все, чем занимался до этого, и стал принимать активное участие в различных проектах по всему миру. Он фотографировал все, что видел и в чем участвовал. Каждая его фотография - это взгляд на то, что окружало его.

Часто бывая в Африке и Латинской Америке Себастьян фотографировал жизнь людей. Это было страшное время для него. Вокруг умирали люди, тысячи людей от бедности и голода, ужасных условий труда. Чем дальше так продолжалось, тем больше становилось его разочарование в людях и фотографии.

Разочарование было настолько сильным, что здоровье Себастьяна стало стремительно ухудшаться. Он пошел к своему другу, врачу, и тот сказал ему, что необходимо прекратить такой образ жизни.

Тогда Себастьян поехал домой в Бразилию к своим постаревшим родителям. За полвека Бразилия прошла путь индустриализации, и от лесов, покрывавших половину его региона, осталась только половина процента. Ферма, стоявшая раньше среди первозданных лесов, была окружена всего лишь отдельными деревьями, а от тысяч голов скота осталось несколько сотен.

Родители передали ферму своему единственному сыну, но он не понимал, что ему теперь делать. Жена, видя все его страдания, предложила безумную идею возродить лес на том месте, где он был раньше. И они стали сажать деревья.

В это были вложены огромные средства, ведь чтобы возродить лес в этих местах требовалось посадить 2,5 миллиона деревьев. Многолетний труд стал приносить результаты, природа начала оживать. Такой вид приобрела ферма к 2011 году:

Видя, как пробуждается природа, Себастьян постепенно стал возвращаться к своему прежнему состоянию, и в 2004 году он снова начал фотографировать.

Тогда же стали появляться и необыкновенные фотографии первобытных людей, сделанные Себастьяном в глуши лесов Амазонки.

Фотографии, сделанные Себастьяном с 2004 года, объединяются в один большой проект с названием "Genesis". Эти фотографии - как бы презентация нашей планеты и должны напоминать нам, что у нас еще осталось и пока не поздно спасти.

Последним репортажем, завершающим проект Genesis, стала поездка Себастьяна в Сибирь и на Камчатку.

Фотографии Себастьяна Сальгадо - лучшее, что я видел за последнее время. И то, что его называют одним из лучших мастеров репортажа, звучит все равно слишком скромно и сдержанно.

Себастьян Сальгадо (англ. Sebastiao Salgado , р. 1944) - бразильский фотограф, работающий в жанре социально-документальной фотографии.

Биография, творчество

Себастьян Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в г. Айморес, Бразилия. Получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу в Бразилии, после чего работал в качестве экономиста в Международней кофейной организации (International Coffee Organization, ICO). По работе Себастьян Сальгадо был вынужден очень много путешествовать, особенно по странам Африки. Впервые начал фотографировать во время своих многочисленных командировок. В 1973 году Себастьян Сальгадо отказался от работы экономиста и начал уделять все свое время фотографии.

В середине 70-х годов (в первые творческие годы) Себастьян Сальгадо начал работать в качестве фотожурналиста и сотрудничал на непостоянной основе с такими агентствами как Гамма (Gamma) и Сигма (Sygma). В 1979 году он стал штатным фотографом в международном фотоагентстве Магнум Фото (Magnum Photos). В 1994 году Себастьян Сальгадо уволился из Магнума и вместе со своей женой Лейлой Ваник Сальгадо (Lelia Wanick Salgado) основал собственное фотоагентство Амазонас (Amazonas Images) с главным офисом в Париже.

Вместе с женой Сальгадо с 1990 года работал над восстановлением небольшой части Атлантического леса в Бразилии. В 1998 году удалось превратить эту землю в заповедник и создать фонд Instituto Terra. Миссией фонда является восстановление и сохранение лесов, а также экологическое образование населения Бразилии.

В 2001 году Себастьян Сальгадо стал послом доброй воли ЮНИСЕФ.

В 2004-11 гг. Себастьян Сальгадо работал над проектом "Genesis". Проект представляет из себя серию фотографий "незапятнанных" мест планеты. Фотограф снимал пейзажи дикой природы, а также человеческие сообщества, которые продолжают жить в соответствии с их исконными традициями и культурой. Концептуально Genesis это попытка наметить потенциальный путь к повторному открытию человечества самого по себе в природе.

В 2014 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль Земли" (англ. The Salt of the Earth). Режиссерами в данной картине выступили Вим Вендерс и Джулиано Сальгадо, сын самого фотографа (Juliano Ribeiro Salgado). Фильм был удостоен специального приза Каннского кинофестиваля и был номинирован на Оскар-2015 в категории Лучший документальный фильм.

Над большинством своих проектов Себастьян Сальгадо работает вместе с женой. В 1967 году он женился на Лейле Ваник Делуз (Сальгадо). В браке родилось два сына. Старший сын Джулиано Сальгадо (р. 1974) известен как режиссер, писатель. Младший сын Родриго Сальгадо (р. 1979) родился с синдромом дауна и живет вместе с родителями.

Себастьян Сальгадо (Sebastiao Ribeiro Salgado) - бразильский документальный фотограф и один из крупнейших фотожурналистов в мире. За 40 лет он посетил более 100 стран, в объектив Сальгадо попадали бедствующие рабочие Южной Америки, голодающая Африка, жертвы войн и природных катастроф по всему миру. Устав в конце концов от человеческих страданий, фотограф увлекся экологией: сейчас он восстанавливает леса в Бразилии и снимает в основном природу.

Сальгадо родился 8 февраля 1944 года в бразильском муниципалитете Айморес, штат Минас-Жерайс. Он получил степень магистра по экономике в Университете Сан-Паулу и работал экономистом в компании "International Coffee Organization".

Но все изменилось в 1970 году, когда ему было уже 26 лет. По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру. Первое время он делал любительские снимки и осваивал азы фотографии, но уже в 1973 году навсегда покончил с экономической карьерой и стал фоторепортером. И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство, MAGNUM PHOTOS . А в 1994 году он создал с женой собственное агентство - Amazonas Images .

Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» (1986). В нее вошли сорок девять черно-белых фотографий снятые в период с 1977 по 1984 в Бразилии, Эквадоре, Боливии, Перу, Гватемале и Мексике. На снимках духовные и религиозные практики местного населения, измененные сельские пейзажи и семейная жизнь. Алан Райдинг (Alan Riding) , соавтор книги, писал: "Сальгадо выискивал потерянный уголки Северной и Южной Америк, по его снимкам легко составить представление о всем континенте. Философия жизни пойманная во взгляде; весь образ жизни застывший в данный момент…"

В 1984 году Себастьян Сальгадо начал работать с организацией «Врачи без границ» и на протяжении пятнадцати месяцев документировал нечеловеческие страдания беженцев в пустынном регионе Сахель в Африке в странах Чад, Эфиопия, Мали и Судане, где примерно один миллион человек умерли от недоедания и болезней. Как результат - два фотопроекта: «Сахель: человек в беде» (1986г.) и «Сахель: конец пути» (1988г.). Два этих проекта принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.

Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. В серии снимков "Рабочие" (1993-1997 годы) - в объективе фотографа оказывались люди тяжелого физического труда: сталевары, шахтеры, золотоискатели, строители.

В конце 1990-х годов Себастьян Сальгадо завершил проект «Исход» , посвященный людям, избежавшим геноцида. Насмотревшись на жестокость, он разочаровался в человечестве, и удалился в свой родной город Айморес.

«За шесть лет работы я насмотрелся на жестокость. А главное, практически потерял веру в возможность выживания рода человеческого. Потерял веру в людей» — признавался Сальгадо журналистам.

Айморес - уголок Бразилии, где располагался загородный дом его родителей, где он провел все свое детство. К тому времени лес вокруг дома практически полностью исчез, а земля покрылась эрозией и опустела. Родители передали ему право собственности на дом, и вместе с женой Лейлой Ваник , своей спутницей по жизни и работе, Себастьян Сальгадо решил собственными силами возродить хотя бы часть местного уникального атлантического леса.

Так родился проект «Земля» («Terra»), в ходе которого было уже посажено более 2 миллионов деревьев . Став свидетелем успешной реализации проекта, Сальгадо обрел новую энергию и вкус к жизни, он смог снова взять камеру и у него появилась идея нового проекта под названием «Бытие» («Genesis»).

Целью проекта было произвести своего рода творческую «инвентаризацию» того, что на нашей планете еще осталось в нетронутом, изначальном состоянии. Для этого проекта потребовалось два года подготовительной работы, восемь лет путешествий с фотокамерой — от Антарктики до Арктики, от Галапагосских островов до бассейна Амазонки. Он посетил пустыню Калахари в Южной Африке, джунгли Индонезии, Мадагаскар, прокатился по Сибири вместе с ненецкими упряжками и т.д. И еще два года ушло на то, чтобы издать собранный материал.

Сын фотографа Джулиано Рибейро Сальгадо (Juliano Ribeiro Salgado) и известный режиссёр Вим Вендерс (Wilhelm Ernst "Wim" Wenders - культовый режиссер и известный фотограф) сняли чувственный документальный фильм «Соль Земли» (The Salt Of The Earth), который запечатлел бразильского фотографа за работой над циклом «Бытие» .

Вим Вендерс следил за творчеством Себастьяна Сальгадо на протяжении 25 лет. Увлечение началось, когда он случайно купил два его снимка, а затем побывал на одной из выставок фотографа .

Вместе с Себастьяном Сальгадо съемочная группа фильма отправилась в самые дальние и загадочные места на Земле — в сердце Амазонии, джунгли Западного Папуа и болота региона Пантанал в Бразилии, на остров Врангеля в Северном Ледовитом океане.

Большую часть экранного времени фильма занимают фотографии, которые Себастьян делал на протяжении нескольких десятков лет, — статичные черно-белые кадры, из которых складывается портрет XX столетия. Портрет этот, как и само столетие - ужасает . Но в фильме есть и размышления Сальгадо том, что значит быть фотографом-документалистом, свидетелем жизни мира. Как, потеряв веру в человечество, обрести ее снова на лоне природы.

Посмотрите и убедитесь, насколько глубоко чувственным и эмоциональным может быть документальный фильм, который заставит вас задуматься о собственной жизни, о своем предназначении в мире и, возможно, что-то изменить.