Тревожность у детей – норма и отклонение. Тревожные расстройства у детей Личностные особенности больного

Некоторая мера тревожности является нормальным аспектом развития ребенка. Например, большинство детей в возрасте 1-2 лет боятся разлуки с мамой, особенно в незнакомом месте. Боязнь темноты, монстров, жуков и пауков часто отмечается у детей 3-4 лет. У застенчивых детей первой реакцией на новые ситуации может быть страх или отторжение. Страх травмы и смерти распространен у более старших детей. Старшие дети и подростки часто волнуются при выступлении перед классом с сообщением о прочитанной книге. Такие затруднения не должны рассматриваться как проявления расстройства. Тем не менее, если эти в остальном нормальные проявления тревоги становятся настолько выраженными, что значительно нарушается нормальный образ жизни или ребенок переживает тяжелый стресс, следует думать о тревожном расстройстве у ребенка.

Код по МКБ-10

F93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Эпидемиология

В разные периоды детства примерно 10-15 % детей страдают тревожным расстройством (например, генерализованное тревожное расстройство, боязнь разлуки, социальные фобии; обсессивно-компульсивное расстройство; специфические фобии; острое и посттравматическое стрессовое расстройство). Для всех тревожных расстройств общим является состояние страха, беспокойства или тревоги, которые значительно нарушают образ жизни ребенка и по силе не соответствуют обстоятельствам, их вызвавшим.

Причины тревожных расстройств у ребенка

Причина тревожных расстройств имеет генетическую основу, однако в значительной мере модифицируется психо-социальным опытом; тип наследования полигенный, и лишь небольшое число специфических генов были описаны до настоящего времени. Тревожные родители склонны иметь тревожных детей, что представляет вероятность делать проблемы ребенка хуже, чем они могли бы быть. Даже нормальному ребенку сложно оставаться спокойным и собранным в присутствии тревожных родителей, а для ребенка, генетически предрасположенного к тревоге, это значительно более проблематично. В 30 % случаев эффект при лечении тревожных расстройств достигается при лечении родителей в сочетании с лечением ребенка.

Симптомы тревожных расстройств у ребенка

Вероятно, наиболее распространенным проявлением является отказ ходить в школу. «Отрицание школы» во многом вытесняется термином «школьная фобия». Истинный страх школы встречается крайне редко. У большинства детей, отказывающихся ходить в школу, вероятно, отмечаются страх разлуки, социальные фобии, паническое расстройство или их комбинация. Отказ ходить в школу также иногда отмечается у детей со специфическими фобиями.

Некоторые дети жалуются непосредственно на тревогу, описывая ее как беспокойство о чем-либо, например «Я боюсь, что никогда тебя больше не увижу» (боязнь разлуки) или «Я боюсь, что дети будут надо мной смеяться» (социальные фобии). В то же время большая часть детей описывает дискомфорт как соматические жалобы: «Я не могу идти в школу, так как у меня болит живот». Такие жалобы могут вести к некоторой путанице, так как ребенок часто говорит правду. Расстройство желудка, тошнота и головная боль часто развиваются у детей с тревожными расстройствами.

В легких случаях обычно достаточно только поведенческой терапии, однако медикаментозная терапия может потребоваться в более тяжелых случаях или при отсутствии опытного психотерапевта, специализирующегося в области поведенческой терапии у детей. Как правило, препаратами первого выбора при необходимости медикаментозной терапии являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI).

Большинство детей без осложнений переносит терапию SSRI. Иногда могут отмечаться неприятные ощущения со стороны желудка, диарея или бессонница. У некоторых детей появляются побочные эффекты в виде изменения поведения, включающие возбуждение и расторможенность. Небольшая часть детей не переносит SSRI, в таком случае приемлемой альтернативой являются серотонинергические трициклические антидепрессанты, такие как кломипрамин или имипрамин; оба препарата дают в стартовой дозе 25 мг внутрь перед сном, этой дозы часто бывает достаточно. При необходимости использования более высокой дозы следует контролировать уровень препарата в сыворотке крови, а также ЭКГ. Уровень препарата в крови не должен превышать 225 нг/мл, так как более высокий уровень часто ассоциируется с повышенным риском побочных эффектов при сравнительно небольшом увеличении терапевтического эффекта. Так как всасывание и метаболизм препаратов варьируют в значительной мере, дозы, необходимые для достижения терапевтического уровня, сильно отличаются. В некоторых случаях для снижения побочных эффектов бывает необходимо разделить дозу препарата на два или три приема.

SSRI, применяемые у детей старшего возраста и подростков

Препарат

Стартовая доза

Поддерживающая доза

Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.


Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.


Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.


Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.


Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне

  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.


Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.


Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.


Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе

С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.


Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.


У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка .
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель - другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод , ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.


Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.


Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание - пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.


При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Новые исследования ученых очередной раз подтвердили – присутствие домашних животных помогает детям расти здоровыми, причем как физически так и эмоционально.

Что такое тревожное расстройство у ребенка

Тревожными расстройствами медики называют эмоциональные проблемы ребенка, которые могут проявляться различными страхами, беспокойством, печалью, в тяжелых случаях перерастают в , что уже значительно серьезней и требует работы со специалистом. Как правило, детские тревожные расстройства относят к возрастным проблемам, связанным с развитием различных функций, выполняемых мозгом и нервной системой ребенка в целом.

Считается, что с возрастом такое детское беспокойство проходит, однако не придавать значения состоянию ребенка и не помогать ему в тяжелое для него время, совершенно неверный подход. Более склонны к проявлению тревожных расстройств детки избыточно эмоциональные и впечатлительные (а таких ведь большинство).

Может спровоцировать эмоциональное расстройство у ребенка:

  • гиперопека,
  • повышенная тревожность мамы или кого либо из близких ребенку людей,
  • наследственный фактор,
  • негативный жизненный опыт – например, ребенок оставался один в больнице,
  • его обманывает мама,
  • излишне строгое воспитание.

Кроме эмоционального дискомфорта, у ребенка снижается иммунитет и он больше подвержен простуде и всевозможным инфекциям. На фоне тревожных расстройств вполне могут развиться реальные соматические заболевания

bokan/Shutterstock/ТАСС

К тревожным расстройствам относят:

Страх разлуки. Ребенок отказывается расставаться с мамой даже на короткое время

Генерализованная тревога. Постоянное беспокойство, что он сделал что-то не так, избыточная потребность в постоянном одобрении по любому поводу

Социальная фобия. Нежелание и страх оказаться в коллективе, рядом с незнакомыми людьми. Нежелание общаться и заводить знакомства. Может приводить к серьезным проблемам в школе

Обсессивно-компульсивное расстройство. Стремление выполнять определенные ритуалы, например, постоянно мыть руки.

Признаки тревожного расстройства у ребенка

Тревожное расстройство – медицинский диагноз, особенно у взрослых, причем психиатры отмечают, что большинство взрослых людей, страдающих тревожными расстройствами, впервые столкнулись с ними именно в детском возрасте. В период роста и развития нервной системы ребенка вполне естественными считаются детские страхи – они, как правило, соответствуют возрасту и от них достаточно легко ребенка отвлечь и переключить. С возрастом страхи видоизменяются и у большинства практически проходят. Ребенок с тревожным расстройством словно «зацикливается» на своих страхах, они разрастаются и переключить его довольно сложно.

  • Посоветоваться с грамотным детским психологом стоит в таких случаях:
  • Чрезмерное, не соответствующее реальности беспокойство за свою жизнь и здоровье, а так же за близких людей без объективных причин
  • Ребенок боится закрытых пространств, высоты, темноты, страхи не соответствуют возрасту и носят чрезмерный характер
  • Общение со сверстниками не доставляет радости, такие дети предпочитают находиться рядом с кем-то из родственников, с которыми они чувствуют себя в безопасности
  • Ребенок тяжело засыпает, просыпается в плохом настроении, может даже плакать при пробуждении.
  • Могут проявиться соматические симптомы: затрудненное дыхание, головокружение, учащенное сердцебиение и даже кашель, боль в животе, диарея без видимых причин.

Сочетание нескольких признаков – повод обратиться к специалисту.

Как лечить тревожное расстройство у ребенка

Диагноз может поставить только специалист, а учитывая, что никакие анализы не покажут объективную картину (если не считать тест на гормоны щитовидной железы, но такая причина у детей довольно редко встречается). После беседы с ребенком и родителями опытный психолог сможет понять, действительно ли у ребенка тревожное расстройство и что с этим делать. Как правило, никакие медикаменты в такой ситуации не рекомендуют, помогает коррекция атмосферы в семье и в отношении ребенка, а возможно несколько сеансов с психологом.

Помогут справиться или даже не допустить тревожные расстройства у детей . Ученые из двух уважаемых медицинских центров при Университете Оклахомы и Дармунтском колледже провели исследование, в ходе которого они опросили около 700 детей шести-семилетнего возраста об их состоянии. Беседы так же проводились с родителями детей. Подведя итоги исследователи сделали вывод – вероятность развития тревожного расстройства у ребенка в несколько раз снижается, если он растет рядом с собакой или кошкой, при этом плотно общаясь с животным.

Выводы ученых подтверждаются предыдущими исследованиями, в ходе которых выяснили, что общение с домашними животными способствует усиленной выработке гормона окситоцина и серотонина, препятствуя тем самым развитию депрессии, а так же снижает уровень гормона стресса кортизола.

Три наиболее распространенных тревожных расстройства - специфические фобии, тревожное расстройство в связи с разлукой и генерализованное тревожное расстройство. Реже встречаются избегающее расстройство и паническое расстройство, а также посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

Специфические фобии

Специфические страхи ограниченных стимулов в детстве встречаются очень часто, причем разные страхи достигают пика в разном возрасте, например, страх животных достигает пика в возрасте от двух до четырех лет, страх темноты или воображаемых существ - от четырех до шести, а страх смерти или войны особенно распространен в подростковом возрасте. Чтобы быть классифицированным как специфическая фобия, страх должен приводить либо к существенному страданию, либо к избеганию, которое в значительной степени мешает каждодневной жизни ребенка. Например, страх собак в детстве встречается часто, но основания для диагноза фобии имеются только если ребенок часто испытывает интенсивный и продолжительный страх или если избегание ребенком собак ведет к выраженным социальным ограничениям, например отказу ходить играть в парк или отказу ходить в гости к друзьям, если у них есть собаки. Фобии по определению должны представлять необоснованные или чрезмерные страхи, но детям может недоставать когнитивной зрелости, чтобы осознать иррациональную природу своих собственных страхов.

Тяжелые специфические фобии поражают около 1% детей и подростков. Во всех возрастах девочки чаще сообщают о страхах, чем мальчики, но тяжелые специфические фобии у девочек встречаются лишь немного чаще. Сходным образом, хотя младшие дети чаще сообщают о страхах, чем подростки, тяжелые специфические фобии у детей встречаются лишь немного чаще, чем у подростков.

Десенситизация, управление сопряженными событиями и когнитивные методики, - все это полезно. При лечении младших детей чрезвычайно ценно привлекать родителей в качестве сопсихотерапевтов. Например, можно обучить родителей в качестве «домашнего задания» между сеансами формального лечения предъявлять ступенчатое воздействие, корректируя шаг воздействия, так чтобы ребенок мог справиться. Подростки со специфическими фобиями более способны справиться со своим собственным «домашним заданием», но и в этом возрасте активное участие родителей, как правило, тоже помогает.

Несмотря на то, что легкие страхи часто преходящи, истинные фобии, особенно тяжелые, более вероятно будут устойчивы и могут продолжаться во взрослом возрасте.

Тревожное расстройство в связи с разлукой

Дети со страхом разлуки испытывают сильное беспокойство или страх разлуки с домом или с близкими, например, родителями. Эта болезнь чаще встречается у малышей, чем у более взрослых детей. Дети со страхом разлуки могут отказываться ходить в школу или спать одни.

Тревога по поводу разлуки с родителями и другими главными фигурами привязанности обычно возникает в возрасте около шести месяцев, остается выраженной в дошкольные годы, а впоследствии убывает по мере того, как ребенок приобретает способность держать «в уме» фигуры привязанности и предоставляемую ими безопасность, даже когда они не присутствуют физически. Тревожное расстройство в связи с разлукой диагностируют, когда интенсивность тревоги в связи с разлукой не соответствует развитию и приводит к существенной социальной неспособности, например к отказу ходить в школу. Критерии МКБ-10 включают раннее начало (в возрасте до 6 лет), тогда как критерии DSM-IV позволяют поставить диагноз в том случае, если симптомы появились до 18 лет.

Могут иметь значение и конституциональные факторы, и семейная среда. Следующие стили родительского взаимодействия могут вносить вклад: моделирование избегающего или тревожного поведения через сверхзащиту; вызывание тревоги через жесткую практику воспитания, которая может включать угрозы оставить ребенка; и неспособность успешно успокаивать детей, когда они действительно становятся тревожными.

Пораженные дети безосновательно беспокоятся, что с их родителями что-нибудь случится, или что они уйдут и не вернутся. Они также беспокоятся о себе: боятся потеряться, что их украдут, поместят в больницу или что какая-нибудь другая беда разлучит их с родителями. Эти беспокойства могут возникать и как темы повторяющихся ночных кошмаров. Дети обычно прилипчивы, даже у себя дома, например, следуют за родителем из комнаты в комнату. Возможны нежелание или отказ посещать школу, спать в одиночестве или спать вне дома. Разлуки или их предчувствие могут приводить к мольбам, вспышкам гнева и слезам, а могут приводить и к чисто физическим жалобам - головным болям, болям в животе, тошноте.

Тревожное расстройство в связи с разлукой поражает около 1-2% молодых людей, у детей до пубертатного возраста встречается чаще, чем у подростков, и поражает примерно одинаковое количество лиц мужского и женского пола.

Оперантные методики (такие, как звездные карты или управление сопряженными событиями) могут быть использованы для того, чтобы изменить баланс между вознаграждениями и ограничениями, способствующий не расставанию, а прилипанию. Может быть полезно ступенчатое воздействие - все более и более трудные разлуки. Может быть уместна когнитивная терапия, обучающая ребенка самоутверждениям, способствующим совладанию. Иногда прилипчивость ребенка усиливается собственной потребностью родителей быть рядом с ребенком, собственными тревогами родителей или же тем, что родители недооценивают возможности своего ребенка к независимости - на эти проблемы может быть направлена работа с родителями или семьей в целом. Можно побуждать родителей предпринять практические шаги для того, чтобы их ребенок чувствовал себя более уверенно, например, давать соответствующее предупреждение и разъяснение перед тем, как оставить ребенка с приходящей няней. Нет убедительных доказательств того, что помогают трициклические антидепрессанты или бензодиазепины. Имеются ограниченные данные о том, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) дают симптоматическое облегчение, но нет доказательств того, что это улучшение сохраняется после прекращения медикаментозного лечения.

Некоторые дети хронически испытывают некоторый уровень тревоги в связи с разлукой, перемежающийся приступами обострения, например спровоцированными болезнью родителя или сменой школы. С годами тревоги по поводу разлук могут смениться более широким рядом тревог, более типичных для генерализованного тревожного расстройства. Имеется ли непрерывность по отношению к агорафобии или паническому расстройству - неясно.

Генерализованное тревожное расстройство

Дети с генерализованной тревогой волнуются по самым разным поводам, например о том, хорошо ли они что-то сделали, или о будущих бедствиях. Центр их волнения может сдвигаться с одной причины на другую. Из-за тревоги дети могут становиться конформистами, перфекционистами или неуверенными в себе. Они ищут одобрения и нуждаются в успокоении своих волнений.

В DSM-IV критерии генерализованного тревожного расстройства взрослых слегка модифицированы для использования у детей, при этом требуется меньше соматических симптомов. И хотя согласно критериям генерализованного тревожного расстройства по МКБ-10 требуется относительно большое количество соматических симптомов, сходным образом для использования у детей и подростков там предусмотрен альтернативный набор критериев, согласно которым требуется меньше соматических симптомов.

Дети с генерализованной тревогой волнуются по самым разным поводам, например о том, хорошо ли они что-то сделали, или о будущих бедствиях. Центр их волнения может сдвигаться с одной причины на другую. Из-за тревоги дети могут становиться конформистами, перфекционистами или неуверенными в себе. Они ищут одобрения и нуждаются в успокоении своих волнений. Дети и подростки с генерализованным тревожным расстройством отличаются выраженным и устойчивым беспокойством, причем их тревоги не сосредоточены постоянно на каком-то одном предмете или ситуации. Типичные беспокойства сосредоточены на будущем, на поведении в прошлом и на собственной состоятельности и внешности. Эти беспокойства обычно сопровождаются напряжением, невозможностью расслабиться, смущением, потребностью в частом ободрении и соматическими жалобами, такими как головные боли и боли в животе. Симптомы должны вызывать клинически выраженные страдания или социальные нарушения.

Поражены примерно 1-2% молодых людей, при этом у подростков частота существенно выше, чем у детей до пубертатного возраста, а у лиц женского пола - лишь немного выше, чем у лиц мужского. Многие дети с генерализованным тревожным расстройством также соответствуют критериям других диагнозов по DSM-IV и МКБ-10, особенно относящимся к тревоге в связи с разлукой, депрессии и специфическим фобиям.

Часто возможно заручиться помощью родителей и учителей, чтобы в жизни молодого человека было меньше стрессов, которых можно избежать. Может быть также полезно научить молодого человека (а возможно и остальных членов семьи) когнитивно-поведенческим стратегиям управления оставшимися тревогами. Нет веских доказательств в пользу медикаментозного лечения, хотя клинический опыт и ограниченные исследовательские данные позволяют полагать, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) могут уменьшать симптомы на время приема препаратов. На сегодняшний день наиболее обещающим в долгосрочной перспективе подходом представляется сочетание когнитивно-поведенческих подходов со снижением стресса.

Расстройство часто длится годами и может продолжаться во взрослой жизни, иногда осложняясь депрессией.

Социальное тревожное расстройство детского возраста

Социальная фобия - это сильная и постоянная боязнь социальных ситуаций. Маленькие дети выражают стресс плачем, закатыванием истерик, заторможенностью, цеплянием за знакомыми взрослыми или робкостью в обществе. Более старшие дети могут плохо учиться, они отказываются ходить в школу или избегают общения со сверстниками.

У этого диагноза по МКБ-10 нет точного аналога в DSM-IV, хотя в DSM-III-R была эквивалентная категория, названная «избегающим расстройством». Это заболевание можно рассматривать как чрезмерное усиление и несоответствующую устойчивость нормального периода тревоги, связанной с незнакомыми людьми (которая у обычных детей, как правило, выражена до возраста 30 месяцев). У пораженных детей хорошие социальные отношения с членами семьи и другими знакомыми индивидуумами, но они обнаруживают выраженное избегание контактов с незнакомыми людьми, приводящее к социальным нарушениям (например, во взаимоотношениях со сверстниками).

Застенчивость и социальные нарушения могут остаться и в подростковом возрасте, а могут самопроизвольно улучшиться. Неясно, насколько полезно считать, что у этих детей в отличие от чрезвычайно застенчивой личности имеется тревожное расстройство. На практике многие пораженные дети соответствуют критериям других тревожных расстройств, чаще всего генерализованного тревожного расстройства. И хотя социальное тревожное расстройство, несомненно, не точно такое же заболевание как социальная фобия (последняя обычно начинается в позднем отрочестве и включает страх публичного рассмотрения и унижения), социальная фобия может возникнуть на фоне длительно существующих застенчивости и торможения детского возраста. Это позволяет полагать, что социальное тревожное расстройство иногда может развиться в более типичную социальную фобию. Взаимоотношения с избегающим расстройством личности во взрослом возрасте неизвестны.

Паническое расстройство

Ключевой признак панического расстройства, которое может сопровождаться агорафобией, а может и не сопровождаться, - наличие отдельных панических атак (приступов), по меньшеймере, некоторые из которых возникают неожиданно, без кого-либо очевидного кристаллизатора.

Пик появления симптомов приходится на возраст 15-19 лет. У детей до пубертатного возраста панические атаки редки или вообще не бывают. Во время приступа индивидуум испытывает интенсивный страх надвигающейся опасности, бедствия или смерти, сопровождающийся смесью соматических симптомов, таких как потливость, сильное сердцебиение и гипервентиляция. Варианты лечения включают трициклические антидепрессанты и когнитивную терапию.

Навязчивые состояния

Дети с навязчивыми состояниями страдают от вторгающихся, нежелательных или повторяющихся мыслей (навязчивые мысли). У них также может быть неконтролируемое желание повторять определенные действия или ритуалы (навязчивые действия). Навязчивые мысли делают детей нервными, а навязчивые действия временно успокаивают их. Дети с навязчивостями часто моют руки, считают предметы или что-то проверяют.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Ребенок с посттравматическим стрессовым расстройством испытывает страх, связанный с воспоминаниями о пережитой травме. Примерами травмы может быть если ребенок стал жертвой сексуального насилия или очевидцем какого-либо страшного события. Такие дети могут часто видеть кошмары или проигрывают травму в игре. Они меньше интересуются тем, что им раньше нравилось, и выглядят отстраненными или “онемевшими”. Напоминание о травме их расстраивает, и они могут стать раздраженными или беспокойными.