Значение слова керамика. Характеристика различных видов керамики, их состав, свойства, отличительные признаки

Керамика

Древний сосуд

Зубной металлокерамический протез

В узком смысле слово керамика обозначает глину , прошедшую обжиг .

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами

История

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины . Первые образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура) . В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение - период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит - ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.

Древнейшие виды керамики - это разнообразные сосуды, а также пряслица , ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась - наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata ), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).

К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.

Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний - с более низким ее содержанием и твердый - совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.

Изготовление гончарных форм с использованием и без использования гончарного круга


Ручной и ножной гончарные круги


Намотка глиняного жгута и сглаживание поверхности кувшина

Отис Тафтон Мейсон описал техники плетения корзин американскими индейцами , а также показал способ использования корзины, как основы для изготовления дна кувшина .

История появления керамики на Руси

Керамика в России

Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.

Монголо-татарское нашествие повлияло на развитие древнерусской культуры. История одной из ее ветвей - керамики сместилась из южных регионов в северные и западные пограничные города, в московские земли, поэтому не случайно возрождение изразцового искусства в Древней Руси было связано с Псковом и Москвой. Было уничтожено множество произведений русских гончаров IX-XII веков. Например, исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, более простым стал орнамент, искусство перегородчатой эмали, глазурь (самая простая - жёлтая, уцелела только в Новгороде).

Прозрачная керамика

Исторически керамические материалы непрозрачны из-за особенностей их структуры. Однако спекание частиц нанометровых размеров позволило создать прозрачные керамические материалы, обладающие свойствами (диапазоном рабочих длин волн излучения, дисперсией, показателем преломления), лежащими за пределами стандартного диапазона значений для оптических стёкол .

Нанокерамика

Технология производства керамических изделий

Технологическая схема производства керамической плитки включает следующие основные фазы:

  1. Приготовление шликера ;
  2. Формовка изделия;
  3. Сушка;
  4. Приготовление глазури и глазуровка (эмалировка);

Сырьё для керамических масс подразделяется на пластичное (глины и каолины) и непластичное. Добавки шамота и кварца уменьшают усадку изделий и вероятность растрескивания на стадии формования. В качестве стеклообразователей используют свинцовый сурик , буру .

Приготовление шликера

Приготовление шликера идёт в три фазы:

  1. Первая фаза: помол полевого шпата и песка (помол ведётся от 10 до 12 часов);
  2. В первую фазу добавляется глина;
  3. Во вторую фазу добавляется каолин. Готовый шликер сливается в ёмкости и выдерживается.

Транспортировка из сырьевого склада производится при помощи погрузчика в приёмные бункера. Откуда по конвейеру отправляется либо в шаровую мельницу (для помола), либо в турборастворители (для роспуска глины и каолина)

Участок по приготовлению глазури

Глазури - глянцевидные сплавы, расплавляющиеся на керамическом черепке слоем толщиной 0,12 - 0,40 мм. Глазурь наносится, чтобы прикрыть черепок изделия плотным и гладким слоем, а также для придания изделию с плотным черепком повышенной прочности и привлекательного внешнего вида, для гарантии диэлектрических свойств и защиты декора от механических и химических воздействий.

В состав глазури входит тонко измельчённый циркон , мел , белила . В одну из определяемых технологом ёмкостей загружается готовая глазурь. Её пропускают несколько раз через вибросита и магнитноуловители для извлечения металлических примесей, наличие которых в глазури может повлечь за собой образование дефектов в ходе производства. В состав добавляется клей, и глазурь отправляется на линию.

Формование

Перед формовкой шликер загружается в одну из ёмкостей. Три ёмкости используются поочерёдно (меняясь примерно раз в сутки) для определённого стенда. Форму предварительно отчищают от остатков шликера после предыдущей формовки, обрабатывают шликерной водой и просушивают.

Шликер заливают в просушенные формы. Формы рассчитаны на 80 заливок. При формовании используется наливной способ. Форма впитывает в себя часть воды, и объём шликера уменьшается. В форму доливают шликер для поддержания требуемого объема.

После затвердевания изделия просушиваются, производится первичная отбраковка изделий (трещины, деформации).

Ручная обработка изделий

После формования изделия поступают в цех ручной обработки.

После нанесения глазури изделие отправляется на обжиг в печь. Печь укомплектована модулем предварительной сушки, камерами обеспыливания и обдува. Термическая обработка ведётся при температуре 1230 градусов, длина печи составляет порядка 89 метров. Цикл от погрузки до разгрузки вагонетки составляет около полутора суток. Обжиг изделий в печи проходит в продолжение суток.

После обжига проводят сортировку: разделение на группы подобных изделий, выявление дефектов. Если дефекты устранимы, то они отправляются на доработку и удаляются вручную на участке реставрации. В противном случае изделие считается бракованным.

См. также

  • Музей Гардинера - полностью посвящён керамике

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование.

Керамика - это изделия из глины (или глинистых веществ) с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига. Для улучшения потребительских эстетических свойств керамику покрывают глазурью.

Материалы, используемые в производстве керамики, принято подразделять на пластичные материалы: глины (полиминеральные горные породы, состоящие из каолинитов, соды, окислов кремния, полевого шпата, железа и др.); каолин (мономинеральная порода, состоящая из каолинита); отощающие материалы - снижают усадку при сушке и обжиге: кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и фаянса, шамот; плавни - снижают температуру спекания и создают стекловидную фазу (полевой шпат и пегматит); материалы для глазури.

В качестве факторов, формирующих потребительские свойства и качество керамических бытовых товаров, выделяют те же, что и для стеклоизделий: вид керамики, способ формования и вид декорирования.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основными видами тонкой керамики являются: фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика, а грубой - гончарная керамика.

Фарфор - имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при ударе издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. В виду парного обжига изделий край борта или основание изделия не покрыто глазурью.

Различают твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор применяют для производства столовой и чайно-кофейной посуды повседневного использования. Мягкий фарфор может быть: бисквитный (не покрыт глазурью, используется для выработки художественно-декоративных изделий), костяной (в состав вводится костная мука, по внешним признакам напоминает белый мрамор, характеризуется высокой белизной и прозрачностью, используется для производства чайно-кофейной посуды праздничного ассортимента), полевошпатовый ("тонкостенный", по свойствам и назначению схож с костяным, но его белому цвету присущ голубоватый оттенок); низкотемпературный ("фриттовый" - термостойкий, механически прочный, обычно его покрывают цветными глазурями, за рубежом один из основных видов керамики для производства повседневной посуды).

Сырьем для производства фарфора служат каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок его белый, водопоглощение - 3~5%, используется в производстве посуды хозяйственного назначения.

Фаянс имеет белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка - 9-12%. Ввиду высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью. Глазурь имеет невысокую термостойкость, поэтому данный вид керамики находит применение в производстве столовой посуды повседневного использования. Вырабатывают его из беложгущихся глин с добавлением мела и кварцевого песка.

Майолика имеет пористый черепок (водопоглощение около 15%), изделия имеют гладкую поверхность, высокий блеск, малую толщину стенок (что определено способом формования - литьем), покрывают их цветными глазурями, они могут иметь декоративные рельефные украшения. Для производства майолики применяют беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика - черепок имеет красно-коричневый цвет (используются красножгущиеся глины), большую пористость (водопоглощение до 18%). Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами. Ассортимент представлен кухонной и хозяйственной посудой (горшки для жаркого, крынки для молока) и декоративными изделиями.

Процесс производства керамических бытовых товаров в упрощенном виде можно представить следующими этапами: подготовка сырьевых материалов; получение керамической массы; формование изделий; сушка и правка; обжиг; глазурование; декорирование.

Основными способами формования керамических изделий являются: метод пластического формования; литье, полусухое прессование.

При формовании изделий пластическим способом используют керамическую массу влажностью 22-24%, формирование производится на станках-автоматах или полуавтоматах. При этом способе керамическую массу помещают на дно формы и раскатывают шаблоном, в зазоре между формой и шаблоном образуется изделие. Используют данный способ при получении изделий из твердого фарфора, фаянса, гончарной керамики.

Способ литья предполагает применение керамической массы (шликера) влажностью 32-36% (сметанообразная консистенция), которая заливается в пористые гипсовые или поливинилхлоридные формы. Используют данный способ для выработки изделий из мягкого фарфора (кроме фриттового), твердого фарфора (изделия сложной формы), майолики.

Для плоских изделий несложной формы используют способ полусухого прессования. Керамическая масса при этом имеет остаточную влажность 2-3%, прессование проводят в металлических формах. Применяют данный способ при выработке изделий из фаянса, полуфарфора, низкотемпературного фарфора. Преимуществами данного способа являются увеличение скорости выработки и сокращение затрат энергоносителей (исключаются процессы сушки и правки), но используют его для ограниченного числа видов изделий: тарелки мелкие, блюдца и т. п.

Окончательно керамика образуется в процессе обжига. Различают два вида обжига: утельный и политой. Утельный обжиг предшествует глазурованию, при этом формируется черепок, устойчивый к размоканию. Политой обжиг проводят после глазурования с целью формирование структуры глазури.

При декорировании керамических бытовых товаров применяется ряд способов: живопись, украшения в виде полос, трафарет, шелкография, деколь. К специфическим видам декорирования керамических бытовых товаров можно отнести следующие:

Крытье - покрытие поверхности изделия красками (различают сплошное; частичное; с прочисткой; с прочисткой и дорисовкой; нисходящее и восходящее) с помощью аэрографа, трафарета, специальных шаблонов;

Штамп - мелкий однокрасочный поверхностный рисунок, наносимый красками и препаратами золота с помощью резиновых штампов или лент; обычно его применяют в сочетании с другими видами украшений;

Печать - контурный рисунок, образованный точками, черточками, штрихами (краска с печати переносится на изделие, либо вначале на папиросную бумагу, а затем на изделие); рисунки однокрасочные, могут быть надглазурными и подглазурными, дополняться живописью (с дорисовкой), трафаретом;

Фото по керамике - применяется для декоративных (подарочных) изделий;

Украшения декоративными глазурями: цветными, потечными, кристаллическими, матовыми, кружевными, люстровыми, кракле.

Рельефно-вырезные украшения: ажурный борт, вырезной край, рельефный борт (и их комбинации); декоративные рельефы;

Дополнительные украшения красками и препаратом золота: промазка - сплошное покрытие элемента изделия; пестрение - частичная зарисовка (мазок), подчеркивающая отдельные элементы изделия.

Все рисунки по характеру расположения на изделии подразделяются на бортовые; сплошные; букетом (до трех лепков); раскидные с большим букетом; медальон (рисунок, находящийся в обрамлении в виде круга, овала, многоугольника); арабеска (узкий бортовой орнаментальный рисунок).

Украшения бывают надглазурными и подглазурными. Большинство видов поверхностных пленочных украшений подлежат обжигу.

Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов не имеет себе равных. Она используется в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Виды керамики

Гончарные изделия можно разделить на две группы : неглазированная и глазированная керамика.

Неглазированная керамика : терракота и гончарная керамика - наиболее древние из всех видов керамики.

Терракота - по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки, облицовочные плитки и архитектурные детали.

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки - “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные. Гончарная керамика

Глазированная (или поливная) керамика: майолика,фаянс, фарфор, шамот .

Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия становятся водонепроницаемыми. Также глазурь позволила изделия декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование - старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение.

Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями - эмалями. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Кувшинчик, кувшин, тарелки, братина. Майолика, роспись по эмали.

Гжель. Конец 18 века
Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его - белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем - темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм.

Чайный сервиз. Фаянс

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию.

В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории : мягкий и твердый. Главное отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфор чаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор . Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость.

Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина).

Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

Сервиз.Фарфор
И фарфор, и фаянс отличаются ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия.
В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом.
Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью.
Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига.
При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства.

Амфора с сатирами (шамот)

Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250 градусов. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы на изделие не попала влага, для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками.

Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

(греч. квартал гончаров), находился в сев.-зап. части Афин. Часть К. лежала вне пределов города, за Дипилонскими воротами. Здесь находился некрополь, где государство хоронило павших на войне афинских граждан. В ходе раскопок К. было найдено множество ваз геометрия, стиля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

гончарное искусство - изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками. По применению К. разделяют на строительную - кирпич, кафель, черепица и др., бытовую и сантехническую - посуда, умывальники и др., электротехническую, радиотехническую, огнеупоры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

(англ. pottery). При высыхании глина теряет много воды, вновь включая ее при увлажнении. При обжиге глины вода улетучивается из ее молекул при температуре 400° С и не восстанавливается при последующем отсыревании, глина превращается в К. При температуре свыше 1000° С частицы начинают плавиться, но такие температуры были недоступны древнейшим гончарам. К. имеет много преимуществ. Сырье для нее широко распространено, формовка и обжиг несложны, глине можно придать бесчисленное множество форм и орнаментов. Неудобство, состоящее в хрупкости, представляет собой еще одно преимущество для археолога, поскольку в виде черепков К. почти неуничтожима. Все эти факторы придают ей огромное значение в археологии. К. - одна из наиболее массовых находок на всяком поселении, где она использовалась, наиболее яркий индикатор культурных различий, развития и родственности, техника ее изготовления сравнительно легко выявляется при керамическом анализе. Можно установить, была ли она вылеплена, составлена из колец или сделана на кругу. Легко выявить состав изделий, а также характер обработки поверхности (ангоб, роспись, лощение). Предметом исследований являются также разнообразные методы орнамента. Легкость нанесения орнамента многим первобытным народам давала единственную возможность выразить свои творческие способности. Информация, которую несет К., часто является уникальной.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Керамик

греч. Kerameikos)

гончарный квартал в северо-западной части Афин, разделенный городской стеной на две части; его загородная часть служила в 491 г. до н.э. местом захоронения погибших на войне афинян.

в Др. Греции

1) квартал гончаров, расположенный обычно вне городских стен;

2) район некрополя в Афинах на месте первонач. К. в сев.-зап. части города. Раскопками выявлены древ, мастерские горшечников, но, как установлено, уже в XII в. до н. э. это место служило для захоронений умерших в могилах, обложенных камнем; после 1100 преобладал обряд кремации. Погребальные сосуды - дар умершему и памятник на его могиле - известны здесь в особом варианте: т. н. «Дипилонские» вазы (750). В VII в. на К. распространяются грунтовые могилы, с VI в. над погребением возводятся высокие насыпи, позже (с 350) - с дополнением гальки. В V в. некрополь К. приобрел roc-венное знач.: здесь хоронили погибших в битве за отечество. Лучшие мастера изготовляли саркофаги, стелы, статуи и небол. храмы, составлявшие пеструю картину некрополя. В IV в. он расширился к югу от р. Эридан; увлечение роскошными надгробиями заставило Деметрия Фалерского принять закон против роскоши, запрещающий ставить огромные стелы. С того вр. было разрешено отмечать могилу лишь небол. колонкой. Сохран. стелы находятся теперь в музеях; на К., общий вид к-рого реконструирован, выставлены копии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

в 7 - 6 вв. до н.э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончар. круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавш. для облицовки зданий, к-рые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидет. находки - плиты из обожжен. глины с нанесен. на них цветными рисунками, применявш. для отделки фризов. Ведущее место в развитии строит. К. занимал Коринф; только в 5 в. до н.э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 - 5 вв. до н.э. представлена расписн. вотивными табличками (напр., таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесен. на них рельефами, предназнач. для декора стен, появл. только в 4 в. до н.э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогат. функцию (при изготовл. бронз. статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоят. вид иск-ва до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н.э.). В обл. керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски - об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н.э.; подобно этрусским погребал. урнам, эти саркофаги украшены рельефами, отдельные части выполнены из обожжен. глины. К числу пластич. произв. из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавш. для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем, худож. ценность произв. мелкой керамич. пластики невелика, за исключ. знаменитых терракот из Танагры. Важную обл. К. составляют чисто худож. произв. - гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произв. монументал. скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения - веретена для ткацких станков, грузила для рыболовец. сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев - формы для отливки монет. О технологии изготовл. керамич. изделий можно судить по найден. остаткам печей для обжига, инструментам для изготовл. моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавш. при изготовл. керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в к-рых глина комбинируется с др. материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология произ-ва К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относит. крупное произ-во с применением значит. числа рабов. В последние десятилетия существования Рим. республики крупные предприниматели организовывали спец. керамич. мастерские, к-рые давали большое кол-во изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассн. образцами, к-рые были недоступны широким массам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КЕРАМИКА

(греч. Keramike гончарное искусство) - изделия и материалы из глин и их смесей с минеральными добавками и неорганическими соединениями, закрепленные обжигом при очень высокой температуре в печи. Слово происходит от названия предместья Афин, где работали гончары. Керамика широко распространена в быту (посуда), в строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, а также в скульптуре и при-кладном искусстве. Основными видами керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

Изделия из глины использовались человеком еще на заре его существования, в палеолите. Обжиг глиня-ных изделий начался в неолите ок. 5 тыс. лет до н.э. Обожженная глина стала первым искусственным материалом, созданным человеком. В основном из нее де-лали посуду, которую покрывали орнаментом, имевшим не только эстетическое, но и магическое значение. Разные народы создали свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнамента, способ об-работки поверхности, цвет. Использование глины в строительстве жилищ началось в IV–III тыс. до н.э. в трипольской культуре. Гончарный круг был изобретен на Древнем Востоке и был известен во всем Старом Свете. Америка до появления европейцев с ним знако-ма не была, хотя и создала высокие образцы гончарно-го искусства. На Востоке также впервые стали покрывать керамические изделия цветной глазурью - как посуду, так и кирпичи для строительства зданий. Изделия из белой глины - каолина (материал для изготовления фарфора) впервые были созданы в Китае в

I тыс. н.э., настоящий фарфор - в VI–VII вв. Большое влияние на развитие керамики оказала античность, создавшая более 20 видов современных по форме сосудов с богатой вазописью (чернофигурной и краснофигурной), статуэтки, декоративные архитектурные детали. В Риме началось производство обожженного кирпича, из которого сооружались сложные архитектурные конструк-ции. В странах Ближнего и Среднего Востока в средние века достигли расцвета архитектурный декор, узорная кирпичная кладка, майолика, мозаика (здания Самарканда и Бухары X–ХV вв.). Также в это время производится утварь с росписью, покрытая люстром (глазурью с металлическим отливом, имитирующим золото и серебро), прекрасными образцами которой служат иранские и испано-мавританские сосуды ХIII–ХV вв. В Европе подъем керамического искусства наступает с эпохи Возрождения (итальянская майолика, французский фаянс, а в ХVIII в. - европейский фар-фор (изобретен в Германий И. Ф. Бетгером), после че-го появляются европейские фарфоровые заводы в Майссене, Севре, Вене).

На Руси керамическое производство существовало с Х в. В ХVII в. в Москве возникли крупные мастерские, производившие посуду, игрушки, светильники и др., а кирпич делали с ХVI в. Тогда же началось производ-ство изразцов. В середине ХVIII в. Д. И. Виноградовым был изобретен фарфор, и появляются российские фарфоровые заводы в Петербурге, в Дмитрове, в Дулеве. При этом сохранялось и кустарное производство бытовой и художественной керамики, среди которой наибольшей известностью пользуются промыслы в Гжели, а также дымковская игрушка. В конце XIX -начале XX вв. керамикой занимаются многие художни-ки, архитекторы П. Пикассо, М. Врубель, В. Фаворский. В. Мухина и др.). Помимо авторской, развивается также архитектурная, парковая, фонтанная, бытовая керамика.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Керамика

В 7 - 6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамич. плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаич. эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки - плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной К. занимал Коринф; только в 5 в. до н. э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль К. не исчезала никогда. К. малых форм 6 - 5 вв. до н. э. представлена расписными вотивными табличками (например, таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесенными на них рельефами, предназнач. для декора стен, появляются только в 4 в. до н. э. Круглая керамич. скульптура свободных форм выполняла не только вспомогательную функцию (при изготовлении бронзовых статуй использовались керамич. модели и формы для отливки), но существовала как самостоятельный вид искусства до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, ок. 470 до н. э.). В области керамич. скульптуры больших успехов достигли и этруски - об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н. э.; подобно этрусским погребальным урнам, эти саркофаги украшены рельефами, о гдельные части выполнены из обожженной глины. К числу пластич. произведений из глины следует отнести и огромные, выше человеч. роста сосуды, украш. рельефами, предназначавшиеся для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто К. заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем художеств, ценность произведений мелкой керамич. пластики невелика, за исключением знаменитых терракот из Танагры. Важную область К. составляют чисто художеств, произведения - гротескные фигурки, маски, уменьш. копии знаменитых произведений монументальной скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практич. назначения - веретена для ткацких станков, грузила для рыболовецких сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев - формы для отливки монет. О технологии изготовления керамич. изделий можно судить по найденным остаткам печей для обжига, инструментам для изготовления моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавшихся при изготовлении керамич. изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид К. представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в которых глина комбинируется с другим материалом (эмалью). Такие изделия К. отражают изменения в стиле и вкусах. Технология производства К. позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относительно крупное производство с применением значительного числа рабов. В последние десятилетия существования Римской республики крупные предприниматели организовывали специализированные керамич. мастерские, которые давали большое количество изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении К., стали образцом для пров., начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамич. изделия представлены, как правило, высококлассными образцами, которые были недоступны широким массам.

рис. 1. Большие керамические сосуды для хранения продуктов; чтобы охладить, их зарывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост (найдены в Кноссе, Трое, Тиринфе).

рис. 2. Терракотовая форма и полученное с ее помощью изображение справа) из Тарента (сер. 4 в. до н. э.).

рис. 3. Керамические штампы с выпуклым рисунком для оттиска изображений (свиньи из Рейнцаберна), маски с бородой, надписи (преимущественно изделия римских провинций 1-2 вв. н. э.). Позитивный штамп оттискивался в форме, поэтому рельефное изображение также было позитивным.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Керамика

от греч. keramos - глина)

гончарное производство, а также изделия из обожженной глины, преимущественно посуда (лепная и гончарная к., изготовленная на гончарном круге). Форма и стиль керамических изделий постоянно менялись в зависимости от хозяйственных потребностей, спроса и моды. В период эгейской цивилизации возник своеобразный стиль вазописи «камарес» (от названия критского поселения, где археологами впервые найдены подобные изделия). В VI в. до н.э. в Элладе возникли чернофигурные и краснофигурные стили вазописи. Основой их сюжетов были мифологические сценки, а также реалии повседневной жизни. В эпоху эллинизма стали популярными т. наз. магарские чаши, поверхность которых не разукрашивалась, а обрабатывалась тисненым орнаментом. В Риме была распространена краснолаковая рельефная посуда (terra sigillata).

В широком употреблении у греков были пифосы - большие глиняные бочки с широкой или узкой горловиной для хранения воды, масла, вина, зерна, рыбы, оливок и т.д. Наиболее популярной тарой были амфоры - кувшины с двумя ручками, в которых перевозили вино и масло. Специально изготовленные амфоры служили наградой на Панафинейских играх: поверхность их старательно разукрашивали, днище имело широкую подставку. Сосудом для воды служили также гидрии, подобные амфорам, но с тремя ручками для удобства. Сосудом для приготовления вина к употреблению были кратеры. Разливали вина киафами. Для питья служили преимущественно килики и канфары. Для хранения парфюмерии античные модницы употребляли лекифы и алабастры; последний вид также служил атлетам для хранения масла, которым они натирались перед соревнованиями.

Керамические изделия Эллады представляли важную отрасль искусства и ремесла. Они экспортировались во все города Причерноморья и Средиземноморья. Цены на керамические изделия зависели от качества изготовления и вида, напр., в классическую эпоху кратер мог стоить 3-4 обола, гидрия - 2-6 драхм, а килик - 1-4 драхмы. В Италии наиболее распространенной была этрусская керамика (особенно вазы «буккеро»). Славились также керамические центры Южн. Италии, где мастерами были преимущественно греки.

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М., 1953; Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983; Сидорова Н.А., Тугушова О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М., 1955; Buschor E. Criechische Vasen. Mьnchen, 1940; Folsom R.S. Handbook of Greek pottery. A guide for amateurs. London, 1967; Paul E. Antike Keramik. Entdeckung und Erforschung bemalter Tongefдsse in Griechenland und Italien. Leipzig, 1982.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

(греч. keramike techne - гончарное иск-во)

вид производ.-худож. деятельности, к-рый состоит в изготовлении изделий из глины, обожженных в спец. гончарных печах. В широком знач. этого слова - сами эти изделия, среди к-рых различают неск. типов. (1) Сосуды, сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, ангоб, роспись, полива). В К., связанной как с бытовой, так и с культовой стороной жизни, отразились представления человека об окружающем мире (сосуд как модель космоса); отождествление вазы и тела человека, имевшее с древ, времен магический смысл, сохран. в назв. частей сосуда (губы, шейка, ручки, тулово, ножка); будучи одним из видов худож. деятельности человека, К. отражает, в своих особых формах, эстет, потребности. В Др. Греции первые образцы К. известны с к. VII тыс. до н. э. (поселение в Неа-Никомедия, Южн. Македония). В К. Крита (III-II тыс.) складываются прообразы основных типов сосудов; наибол. разнообразия гр. К. достигает в VI - V вв. Формы и размеры ваз определялись их назначением. Вино и воду наливали в амфоры, стамносы, пелики, смешивали - в кратерах (неск. разновидностей) и диносах, охлаждали, опуская в жидкость псиктер, разливали по чашам для питья - киликам, скифосам, канфарам, ритонам - из кувшинов - ольп и ойнохой, черпали киафом. Воду из источника приносили в гидрии. Нек-рые разновидности сосудов имели строго опред. назнач.: панафинейская амфора, наполненная маслом, была призом победителю в Панафинейских состязаниях; лебес гамикос применялся для свадебных церемоний, во время к-рых омовения совершали водой, принесенной в лутрофоре; посл. также мог быть надгробием на могиле юноши, девушки; в эпоху геометрики с аналог, целью использовались амфоры и кратеры высотой до 1,5 м; стамносы, амфоры, гидрии (т. н. гидрии стиля Гадра) служили урнами для пепла; в погребальном обряде широко использовался лекиф - для масел и благовоний. Атлет приносил в палестру масло в арибалле, алабастре; женщины хранили украшения и косметику в шкатулках - пиксидах или леканах, посл. были обязательными в числе свадебных подарков.

Возлияния божеству совершались из фиалы. Пифос (глиняная бочка, врытая в землю) служил для хранения зерна, масла, вина; перевозили эти и др. припасы в особых узкогорлых амфорах с заостренной узкой ножкой. Общим в развитии всех форм сосудов явл. изменение пропорций - от тяжелых массивных к более стройным, вытянутым. Наряду с простой или украшенной росписями (орнаментальными, фигурными) существовала рельефная К., исполненная в спец. формах («мегарские» чаши, каленская К.) или украшенная декором, сделанным с помощью штампов (этрусская К. буккеро). На мн. керам. сосудах имеются надписи: процарапанные по лаку, глине после обжига - т. н. графитти - имя владельца, жертвователя, посвящение божеству, имя купца, торговые отметки, исполненные гончаром или вазописцем в процессе росписи вазы, до обжига. Посл. характерны для расписной К. VI - V вв. Это может быть имя персонажа, назв. предмета, слова, к-рыми обмениваются герои, имена юношей, т. н. «любимцев», посвятительные надписи божеству. Особую группу составляют имена гончаров (или владельцев мастерских) и вазописцев, первые с глаголом «сделал», вторые - «расписал». Известно около 40 таких подлинных имен. Поскольку по стил. признакам росписей можно выделить гораздо больше мастеров, вазописцам принято давать условные имена - по им. гончара (если оно есть, «мастер Андокида»), по месту хранения наиб, известной вазы (мастер Лондон Е-497), по им. нашедшего ее археолога или владельца (ваза Франсуа, мастер Сабурова), по мифолог, сюжету или герою (мастер Разрушения Трои, мастер Ниобид, мастер Ахилла), по им. «любимца» (мастер Эвайон). (2) Плоские расписанные или рельефные керам. плиты для облицовки и украшения стен зданий (терракота архитектурная). (3) Керам. скульптура (терракота). (4) Урны для пепла и саркофаги (этрусское искусство). (5) Различные штампы, печати, грузила для рыболовных сетей и ткацких станков и т. д.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Древнейшие горшки неолита, как правило, имеют большие размеры и очень тонкие стенки. Высота сосудов зачастую достигает полуметра и более, а между тем толщина их стенок не превышает 1 см, т.е. отношение толщины к диаметру составляет 1:25, 1:30 и даже 1:50. Шедевр архитектурного зодчества - купол Пантеона имеет соотношение диаметра к толщине купола 1:20. Иными словами, в каменном веке при создании сосудов достигалось более оптимальное соотношение толщины и диаметра свода, нежели в более поздние времена. Следует иметь в виду, что купол в Пантеоне сооружали из прочных материалов, тогда как сосуд изготовлялся из песка и глины, в мокром состоянии рыхлых и тяжелых материалов. Свод сосуда должен был бы неминуемо рухнуть под собственной тяжестью, если бы не была точно рассчитана его форма. Археологи называют такие сосуды яйцевидными, своей формой они напоминают огромные яйца.

Например, найденные при раскопках неолитического поселения Муллино IIA (VI тыс. до н.э.) очень редкие целые сосуды имеют диаметр 30-40 см, высоту 50-70 см, а толщину стенок всего 1 см. По форме они напоминают яйцо, у которого срезана на 1/4 тупая часть. При любой другой форме сосуды бы развалились под собственной тяжестью еще до обжига. Чем объяснить столь правильную форму - расчетом или подражанием природе - яйцу? Сказать трудно. Но как бы то ни было, более оптимальной формы свода в архитектуре до сих пор не существует.

В Иерихоне найдены глиняные жилища с яйцевидным сводом (их возраст ок. 10 тыс. лет).

Самые древние предметы из обожженной глины найдены в Чехословакии, на стоянке Дольни-Вестонице. Это еще не посуда из глины (ее люди изобретут почти на 20 тыс. лет позднее). Это фигурки животных и людей, сделанные из глины, и куски обожженной глины. Радиокарбонным анализом установлено, что они сделаны 25600170 лет назад. Первые керамические сосуды были очень хрупкими и часто разбивались. Поэтому-то так много находят на раскопках черепков. Посуду делали часто и в большом количестве. В сосудах хранилось самое ценное - зерно Для будущего урожая, от которого полностью зависела жизнь человека. Пропадет зерно - нечего будет посадить на следующий год, людей постигнет голод. Когда засуха охватывала большие территории, зверя становилось меньше, пруды и озера высыхали, рыба исчезала. Тогда одна надежда оставалась на урожай, от него зависела и жизнь домашних животных.

Поэтому горшки с семенами берегли, их разрисовывали различными магическими знаками, которые должны были отпугнуть злых духов и демонов. Одни племена наносили охраняющие рисунки краской по стенкам сосудов, другие выдавливали магические знаки по сырой глине. По этим рисункам можно узнать многое: какое племя жило на том или ином месте, откуда оно пришло, сколько жило, в каких духов веровали и т.д. Родственные племена по-одинаковому разрисовывали К.

Напр., на Ближнем Востоке разрисовывали посуду краской. Так же делали племена на ю. Украины (трипольцы) и в Средней Азии.

Самые древние горшки из глины найдены в Гандж Даре. Они сделаны ок. 100 веков тому назад. К. грубовата, плохо украшена. Такие горшки существуют на Ближнем и Среднем Востоке до 6000 г. до н.э. А ок. 80 веков назад там появляется К., стенки которой раскрашены. Такая крашеная К. появляется и на стоянках неолита Крита, Греции, Балкан и Средней Азии. Оттиски на сырой глине продолжали делать лишь в умеренной зоне Европы и Средиземноморье (К- импрессо). На самой же прародине цивилизации оттиски палочками стали делать лишь на глиняных книгах. Получается, что где-то за 1,5-2 тыс. лет до появления обожженных глиняных книг кто-то "запретил" оттискивать на сырой глине значки, горшки стали разрисовывать краской. Почему "запретили", точнее, почему перестали оттискивать на стенках сосудов всякие изображения-орнаменты? А может быть, потому, что в то время уже стали писать на сырой глине? Ведь ок. 6 тыс. лет назад глиняные книги стали обжигать, а до этого времени, может быть, их не обжигали и поэтому они не дошли до нас.

Может быть. А на с., куда глиняные горшки попали до того, как их стали красить, продолжали оттискивать на их стенках разными острыми предметами, а потом и специальными штампами всякие орнаменты. Письменности здесь не знали долго. Она появилась в В. Европе на 4-5 тыс. лет позднее, чем в Месопотамии.

Может быть, поэтому не было опасности перепутать письмо на глиняных табличках с обломками горшков с выдавленным на них орнаментом. Может быть, и так. Однако орнамент и на сосудах интересен. Вначале орнамент процарапывали острой палочкой на сырой глине. Он выглядел как какие-то волны или линии дождя. Потом стали краем раковины оттискивать более сложные рисунки. Чтобы рисунки были наряднее, края раковины стали зазубривать. Позднее появились штампы из круглых плоских галек. Подбирали красивые гальки. По краям таких плоских галек наносились зубчиками нарезки. Если надавить слегка краем такого штампа по мокрой глине, то получается отпечаток, сходный с тем, как если бы к ней была приложена гребенка с тупыми зубьями. Оттиски таких штампов и называют часто "гребенчатыми" или "зубчатыми". Некоторые штампы, например в Муллино, Давлеканово, изготовлялись из створки раковины. Оттиски штампов из створки раковины давали красивый тонкий с широкими зубчиками отпечаток. Комбинация различных оттисков, штампов и создавала сложный рисунок на стенках сосудов. Конечно, таким штампом было трудно изобразить какие-то сцены из жизни людей. Однако древние мастера и такими штампами создавали удивительные картины. На горшках изображались волны, озеро, плывущие по ним "уточки" и т.п., т.е. все то, что окружало первобытного человека, чем он жил.

Недавние исследования ученых Эрмитажа показали, что все точки линии, замысловатые и, казалось бы, одинаковые рисунки выполнялись часто на сырой глине разными предметами, в том числе и обломанными косточками животных, а часто и их челюстями. Оттиски челюстей волка, бобра, росомахи, зайца образовывали одинаковый для нас рисунок, но для древнего человека оттиски челюсти зайца или волка имели совсем разный смысл. За каждым из них вставал образ особого зверя, а сходные для нас линии из оттисков "гребенки" могли изображать драматическую сцену погони волка за зайцем и т.п. Когда узоры стали наносить краской, изобразить животное рисунком челюсти стало труднее, поэтому художникам приходилось рисовать их целиком. Поэтому оттисками простых точек и линий изображались более сложные и образные сцены, чем рисунки козлов или баранов красками. Первобытный человек хорошо отличал отпечаток челюсти одного животного от другого, а для нас разгадать сложные рисунки на стенках сосудов оказалось труднее, чем понять реалистичные рисунки.

Изготовление К. Гончары в Африке и сейчас делают горшки тремя дощечками и парой круглых, немного приплюснутых с обеих сторон камней. Сперва с помощью плоской палочки делается из глины верхний ободок горшка, который оставляется сушиться на солнце. Когда он немного подсохнет, к нему мало-помалу прилепляются по кускам остальные стенки, которые выравниваются.

Правильная форма горшка придается тем, что, держа горшок на коленях, женщины просовывают левую руку с круглым или плоским камнем в горшок, подставляя его к внутренней поверхности стенки, а правой рукой ударяют дощечкой по соответствующему месту на внешней стороне и выравнивают при этом как поверхность, так и толщину горшка. Когда горшок готов, его сперва сушат на солнце, а потом обжигают на слое хвороста, обкладывая листьями, тонкими прутьями и т.п. Положив горшки в несколько рядов один над другим и обложив кучу мелким легким хворостом, поджигают костер.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Искусство керамики - изготовление различных предметов из глины - древний вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, составу глазурных покрытий, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору цветочные горшки, миски, кувшины, блюда, фляги, вазы и многие другие предметы, необходимые в быту.

Пластичность материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, придающих изделиям пеструю и сочную окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только сугубо утилитарную функцию, они становились произведениями искусства. Керамика различных эпох отмечена характерными чертами своего времени. Интерес к ней сохранился и в наше время. Популярно народное художественное ремесло

Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решеток. Из керамических кирпичей сооружают камины. Украшением служат и керамические рельефы, орнаментальные и тематические панно, подсвечники, декоративные вазы, сосуды, чаши, цветочные горшки используемые как отдельные изделия, так и в композициях, создающих особый настрой, уют. Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика - декоративные блюда, тарелки, пласты. При умелом подборе такого рода керамических предметов они хорошо вписываются в интерьер и дополняют его.

Основными технологическими видами керамики являются майолика, терракота, шамот, фарфор, фаянс. Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления.

Шамот - используется для создания декоративных ваз, рельефов, декоративной скульптуры. Эти изделия отличаются красивой зернистой фактурой, а декорирование глазурями придает им своеобразный колорит.

Фарфор - минеральная масса из тонкой смеси каолина, пластичной глины, кварца, полевого шпата. Изделия из фарфора отличаются белизной, тонкостенностью (тонким черепком), прозрачностью. Они не пропускают жидкость даже в неглазированном виде. Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, не глазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса - это прежде всего посуда, а также декоративные изделия - вазы, блюда, различные композиции и т. д.

Фаянс - керамический черепок благодаря своей пористости подвержен разрушительному влиянию влажной атмосферы, особенно при резком колебании температуры. Для устранения этого керамику покрывают глазурью (поливой) - стекловидным составом, заливающим все наружные поры керамического изделия и придающим ему некоторый блеск. Глазурь приготовляется различно, смотря по составу массы, для которой она предназначается. Различают глазурь твердую (содержащую полевой шпат и пр.) и мягкую (содержащую свинцовую или борную кислоту). Предметы покрывают глазурью или посредством широкой кисти или прямо опускают щипцами в раствор глазури, которую пористая глина быстро впитывает в себя, и затем подвергают их обжигу. Живопись по твердой глазури всегда несколько суховата, поэтому можно сразу заметить, что она сделана сверх глазури, тогда как живопись по мягкой глазури иногда трудно отличить от живописи подглазурной.

Изобретением поливы, как и многими другими открытиями, человечество обязано Древнему Востоку. Поливой или глазурью - покрывали бусы из мягкого камня стеатита в Египте еще в эпоху неолита. Эффект применения поливы, делающей глиняные сосуды блестящими и непроницаемыми для влаги, был открыт и оценен позднее. Поливные фризы Ассирии, Вавилонии и Ахеменидской Персии были вехами этого сложного пути. Он был очень неровен, эпохи увлечения сменялись эпохами почти полного забвения, но всегда больше интереса к ярким поливным изделиям проявлял Восток. Греция - современница Персидского царства - вовсе не знала их.

Наступивший в эпоху средневековья новый расцвет в производстве поливной керамики опять оказывается связанным со станами Ближнего Востока. Наиболее совершенные образцы таких изделий принадлежат народам, объединенным Арабским халифатом. Секреты производства поливной керамики средневековые ученые заносили на страницы своих трудов, а сама она хранилась в сокровищницах халифов вместе с драгоценными камнями, одеждой и оружием.

Не менее важным для средневекового этапа истории поливной керамики было расширение территории её распространения. Большая заслуга в этом принадлежит Византии, сумевшей унаследовать опыт Востока и Рима и познакомить с ним, уже в своем смелом воплощении, выходящие на мировую арену молодые цивилизации Европы. IX - X вв. Северное Причерноморье становится местом оживленной торговли Руси с Византией. Важную роль посредника в ней играл Херсон. Отсюда византийская поливная керамика попадала в древнюю Русь. Это были белоглиняные блюда с рельефными изображениями на дне, покрытые яркой зеленой пятнистой поливой.

С развитием торговых отношений, в результате переселений, войн все более становится заметным влияние заимствований и подражаний соседям. Во времена движения монгольских племен в Средней Азии технические приемы и художественные особенности китайских керамических изделий были переняты в Персии, у которой, в свою очередь, их позаимствовали племена, обитавшие в Аравии. Позднее, при распространении мусульманства, влияние персидского стиля сказалось у мавров, завоевавших Испанию в IX столетии. Таким образом стиль этот был занесен в Западную Европу.

Слово "фаянс" - от итальянского города Фаенца, прославившего себя фаянсовым производством. Вероятнее всего, что это искусство пришло туда вместе с арабами - через Испанию, где делали прекрасную испано-мавританскую глазурованную керамику. На Болеарских островах тоже занимались производством эмальированных глиняных изделий, и, по всей вероятности слово "майолика", также употребляемое для обозначения итальянских художественных фаянсов, обязано своим происхождением названию одного из этих островов - Майорка. Человеком, открывшим и впервые применившим оловяную, непрозрачную, глухую, молочно-белую глазурь, считают Луку делля Робиа (XV в.), известного флорентийского скульптора-керамиста.

Гениальным мастером тонкой глазурованной керамики стал в XVI в. французский скульптор Бернар Паллиси. Простой горшечник, он стал геологом и агрономом, физиком и химиком, садовым архитектором и писателем, живописцем по стеклу. Во Франции тогда не умели делать фаянс и эмаль. Палисси решил открыть секрет их изготовления. Он нашел способ изготовления разноцветных полив, прозрачных, очень красивых, хорошего качества и стал делать блюда и тарелки овальной формы, неглубокие, с прямыми широкими краями. Гармония красок, удивительная полива мастерски изображали природу. Сам Палисси назвал свой фаянс "сельской глиной".

Широкому использованию фаянса Франция обязана "королю-солнцу" Людовику XIV. Опустошив казну бесконечными войнами, он в целях экономии запретил использование серебряной посуды. В 1700 г. король заменил свой столовый золотой прибор фаянсовым. В лавках начали раскупать фаянс, он сделался модным, что послужило толчком для его производства во Франции. Центрами керамики стали города Руан, Невер. В Руане делали фаянс синий и красный - секрет норманских керамистов - и блюда ярко-желтые, с почти черными тонкими арабесками.

В России фаянс стали изготавливать в конце XVIII в. Впервые - на казенном Киево-Межигорском заводе, а потом и на других государственных и частных предприятиях. В XIX в. фаянс стал самой употребительной керамической посудой. Современные заводы выпускают полевошпатовый твердый фаянс с очень стойкой глазурью. На две трети или наполовину он состоит из глинистых веществ; обычно десятая часть в нем - полевой шпат, остальное - кварц. Это самый крепкий фаянс. Старинный фаянс более мягкий, он больше чем на три четверти состоит из глины и не очень стоек в термическом отношении. "Тело" фаянса - это в основном пластичные глины (бело- или светложгущиеся) и каолин - рыхлая, мягкая глинистая белая порода. Крупные залежи каолина есть на Украине: это известные месторождения Белая Балка, Глуховецкое, Просяновское.

Керамические изделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по основному используемому сырью или фазовому составу спекшейся керамики. В зависимости от состава сырья и температуры обжига керамические изделия подразделяют на 2 класса: полностью спекшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спекшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают грубую керамику, имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (например, строительный и шамотный кирпич), и тонкую керамику с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (например, фарфор, фаянс).

Основным сырьём в керамической промышленности являются глины и каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (главным образом микролин) и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добываются из пегматитов. Во все возрастающих количествах кварцево-полевошпатовое сырье добывается из разнообразных горных пород путем обогащения и очистки от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства огнеупоров и других видов технической керамики на основе чистых окислов, карбидов и др. соединений.

Свойства некоторых видов технической керамики резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамических изделий и материалов остаются их получение спеканием при высоких температурах, а также использование в производстве родственных технологических методов, к которым относятся: обработка сырья и приготовление керамической массы, изготовление (формование), сушка и обжиг изделий.

По способу приготовления керамические массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамические массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органических связок и пластификаторов смесь измельченных и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отстающими добавками во влажном состоянии (18-26% воды по массе) получают пластические формовочные массы, которые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамические массы (суспензии) - литейные шликеры.

В производстве фарфора, фаянса и некоторых других видов керамики пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтр-прессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении некоторых видов технической керамики литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластические и поверхностно-активные вещества (например, парафин, воск, олеиновую кислоту), которые потом удаляются предварительным низкотемпературным обжигом изделий.

Выбор метода формования керамики определяется в основном формой изделий. Изделия простой формы - огнеупорный кирпич, облицовочные плитки - прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах на механических и гидравлических пресс-автоматах. Стеновые стройматериалы - кирпич, пустотелые и облицовочные блоки, черепица, канализационные и дренажные трубы и др. - формуются из пластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием бруса через профильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины отрезают от бруса автоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйственный фарфор и фаянс формуются преимущественно из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах.

Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезо- керамика, керметы и др. виды технической керамики в зависимости от их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.

Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства керамики. За редким исключением спекание кристаллических фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектических расплавов. В зависимости от состава керамической массы и температуры обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40-50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллических фаз (например, кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механическая прочность и плотность.

Спекание некоторых видов технической керамики (например, корундовой, бериллиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объемной диффузии и пластического течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твердых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более высоких температурах, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в производстве технической керамики на основе чистых окислов и тому подобных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах.

Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса и других видов тонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000-1400 0C), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой. Глазурированием повышают технические и декоративно-художественные свойства керамики. Массивные изделия глазуруются после сушки и обжигаются в один прием. Тонкостенные изделия перед глазуровкой во избежание размокания в глазурной суспензии подвергают предварительному обжигу. В некоторых керамических производствах неглазурованная поверхность обожжённых изделий шлифуется абразивными порошками или абразивным инструментом. Изделия хозяйственной керамики украшаются керамическими красками, декалькоманией и золотом.

Чем объяснить притягательную силу "расписных черепков"? Возможно, секрет в том, что ваза, горшок, плакетка, вылепленные чуткими руками мастера, впитывают в себя человеческое тепло. Поэтика и красота керамики сделали ее неотъемлемой частью всех эпох, всех культур.

Настенные керамические панно . Монументальные настенные керамические панно превращают обычное помещение в уникальное, единственное в своем роде, создают ощущение респектабельности и стабильности. Ведь не зря же многие международные организации высокого уровня украсили керамическими панно свои холлы! Роспись по керамической плитке или керамический рельеф могут быть выполнены в самых разнообразных стилях. В настенных панно можно воплотить любые фантазии: исторические и сказочные сюжеты, народные мотивы, цветовые и геометрические абстракции. Традиционно керамические панно используют как художествен& ную отделку стен холлов, вестибюлей, фойе. Очень эффектно настен& ное панно выглядит в бассейне, отражаясь в голубом зеркале воды.

Керамические вставки. Вставками называют небольшие настенные керамические картины. Как и панно, это может быть роспись по керамической плитке или керамический рельеф. Вставки можно обрамить рамой из кованого металла или дерева, и тогда они будут выглядеть как живописные полотна. Керамические вставки хорошо смотрятся на стене с любой отделкой.

Объемная керамика. Вы не задумывались, что дошло к нам из древних культур? Правильно, керамическая посуда – горшки, вазы. В интерьерах керамика вечна. Имея за спиной тысячелетнюю историю, она никогда не выйдет из моды.

Вазы – это искусство керамики в наиболее изящных его проявлениях. Плавные, текучие линии ваз органично вписываются в любой интерьер, отражают вкус хозяина и задают тон дома

Кашпо для посадки растений – пример функциональной керамики. Декоративность пальмы, лимонного дерева, фикуса во много раз усилятся, если их поместить в керамические кашпо. Особое место в интерьерной керамике занимают элементы зимнего сада. Они придают оригинальность и самобытность уголку, где расположен зеленый оазис. Сувенирная скульптура. Яркие, красоч& ные фигурки животных, птиц, забавных персонажей из сказок не только украшают помещение, но и создают праздничное настроение.

Настенные тарелки и плакетки. Керамические тарелки и плакетки служат прекрасным памятным подарком в честь юбилея или другого знаменательного события. Вместе с тем, они могут выполнять роль декоративных украшений. Большой популярностью пользуются тарелки и плакетки с изображением вида или герба города, памятного знака, логотипа.