Церковь празднует обретение мощей преподобного сергия радонежского.

Святые мощи преподобного Сергия, игумена земли Русской, были обретены через 30 лет после его блаженной кончины, в 1422 году. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить лаврского игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». При большом стечении народа святые мощи были подняты из земли и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде.

В своей проповеди на праздник Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского архимандрит Кирилл (Павлов) отметил, что имя радонежского чудотворца стоит особо в ряду величайших подвижников Православной Церкви. Он был выразителем идеалов Святой Руси, национального духа и истинного патриотизма: «Преподобный Сергий жил в XIV веке, жил в те тяжелые времена, когда наше Отечество, наши предки несли ужасное иго иноземного татарского порабощения и испытывали великие скорби. Вопли и мольбы людские дошли до Господа, и Он, Милосердный, для спасения нашей земли воздвиг преподобного Сергия, который для русского народа был таким же вождем, каким был в свое время святой пророк Моисей для израильтян. Своим нравственным влиянием и молитвой преподобный вдохнул в народ силу и веру и воодушевил его на подвиг национального освобождения от татарских поработителей, вписав тем самым в его историю светлую страницу. Поэтому-то наш народ так чтит преподобного Сергия и нескончаемой вереницей идет в его святую обитель, чтобы поклониться мощам его.

Но преподобный был не только покровителем нашей земли и молитвенником о ней. Он известен православным людям и как добрый, любвеобильный, смиренный старец, готовый за ближнего отдать и душу свою. Его отличала простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость и воздержание во всём, и эти качества привлекали к нему людей еще во дни его земной жизни.

Несмотря на то что преподобный Сергий поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, свет его добрых дел и оттуда сиял и распространялся во все уголки нашей необъятной Родины. К нему шли люди с разными скорбями и прошениями, и любвеобильное сердце его было особенно отзывчиво к народному горю. У него искали утешения и отрады в горестях, просили его советов и молитв, и он, как добрый и нежный отец, не оставлял без утешения никого, кто к нему с верою прибегал.

Когда скончался преподобный, народ наш оплакал его кончину, но он твердо верил, что Преподобный Сергий не умер, что он только переселился от земли на Небо и там не забудет своих соотечественников. И действительно, после кончины угодника Божия токи чудес изливаются на землю Русскую от молитвенного призывания имени его и от нетленных его святых мощей. Прошло уже шесть столетий, как жил, подвизался преподобный Сергий, и во все это время он всегда был покровителем Русской земли.

Его по праву считают Ангелом-Хранителем нашего Отечества. Действительно, во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, тогда восстает на помощь нам преподобный Сергий и своим молитвенным предстательством и предстательством по его ходатайству Пресвятой Богородицы спасает нашу землю».


Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Глубоко почитаются православными христианами нашей страны такие известные святые, как Николай Чудотворец , Спиридон Тримифунтский , Пантелеимон исцелитель, Иоанн Воин, мученик Трифон. Мы настолько привыкли считать их «своими», русскими, что часто совершенно забываем об их иноземной принадлежности. Впрочем, это не имеет никакого значения: святой на то и святой, что помогает всем истинно верующим без привязки к национальности. Однако стоит помнить и об отечественных слугах Господних. К примеру, Сергий Радонежский – очень сильный святой. 18 мая Церковь отмечает один из праздников, ему посвященных: обретение честных мощей преподобного.


Детство подвижника

Сергий Радонежский, в миру Варфоломей появился на свет в селе Варницы, что под Ростовом Великим, 3 мая 1314 года. Его родители Кирилл и Мария были знатного происхождения благочестивые бояре. Новорожденный с первых дней своей жизни стал постничать: по средам и пятницам мать не могла накормить малыша – тот попросту не принимал грудь. То же самое происходило, когда Мария ела мясо.


В семь лет Варфоломей начал учиться грамоте. Вместе с ним образование получали также братья мальчика: младший Петр и старший Стефан. Последние весьма успешно постигали премудрости науки, а Варфоломею учение давалось с большим трудом. Посему будущий святой часто становился предметом насмешек сверстников. В связи с этим обстоятельством Варфоломей то и дело молился Богу о даровании ему разумения в учебе.


И просил не зря. Как-то раз мальчик выполнял поручение отца: шел в поле за лошадьми. На пути ему повстречался молящийся под дубом старец-инок – то был Ангел Господень, посланный Варфоломею в ответ на мольбы отрока. Мальчик, завидев монаха, остановился, совершил поклон и стал дожидаться окончания молитвы. Ангел сотворил над ребенком благословение, поцеловал его и произнес такие слова: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». После старец дал отроку частицу просфоры и хотел уже пойти своей дорогой. Но Варфоломей стал просить нового знакомого встретиться с его родителями. Инок не отказал мальчику и, придя в дом Кирилла и Марии, велел будущему святому читать Псалтирь. Варфоломей к удивлению родителей стал читать быстро, без ошибок, не спотыкаясь. Перед уходом монах сказал: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор жизнь Варфоломея совершенно переменилась. Теперь он получал от своего обучения полноценную отдачу в виде отличных результатов, не испытывал трудности в понимании содержания книг, в том числе духовных. Мальчик стал еще ближе к Богу, чем был до знаменательного случая, произошедшего с ним. Он усердно молился, ел только хлеб да пил воду, а в постные дни вовсе отказывался от пищи.

Духовный путь

После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился в лес. Там они возвели келию, после - церковь. Спустя короткое время Стефан оставил брата и ушел в монастырь. Варфоломей же продолжал свою отшельническую жизнь в одиночестве, а в 1337 году постригся в монахи с именем Сергий в Хотьковской обители «у Покрова». Чуть позже о святом узнали другие иноки. Они избрали Сергия своим руководителем. Так появилось братство из 12-ти монахов, которое положило начало основанию знаменитой Троице-Сергиевой Лавры.



В 1354 году преподобный был посвящен епископом Волынским Афанасием в иеромонахи, а чуть позже – в сан игумена. Это еще более укрепило Сергия на его духовном пути. Он также заботился о братии своей обители, еще более ревностно служил Господу. Вскоре о святом прослышали в Царьграде, и тот получил от самого патриарха Филофея грамоту с благословением превратить обитель в общежительный монастырь. По совету святителя Алексия Московского был введен строгий устав. Инокам это не понравилось, и преподобный Сергий покинул свою обитель. На реке Киржач его усилиями вырос монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако монахи Троице-Сергиевой Лавры вскоре уразумели, что натворили, и взмолились к святителю Алексию о возвращении прежнего настоятеля. Так преподобный Сергий вновь очутился в своей обители, оставив в новом монастыре за главного одного из учеников.

Много совершил святой чудес при жизни. Он воскрешал мертвых, исцелял больных, помогал мудрыми советами отчаявшимся. Слава о божественной силе подвижника быстро распространилась далеко от места пребывания преподобного Сергия. К нему шли толпы нуждающихся, и никто не уходил от подвижника не утешенным. К слову, восхищение, которое выказывали святому люди, никак не отразилось на поведении и мировоззрении праведника: Сергий оставался кроток, смиренен и чист помыслами.

В свое время подвижник благословил князя Димитрия Донского на сражение с татарским полчищем. Он дал в помощь правителю двух своих иноков и предрек князю победу. Так и случилось: 8 сентября 1380 года недруги проиграли русским в Куликовской битве.

Смерть святого

За 6 месяцев до кончины Бог открыл преподобному Сергию время завершения им земного существования. Тогда святой собрал своих учеников и при свидетелях поручил правление обителью преподобному Никону. В сентябре 1391 года он заболел и слег. Перед самой смертью Сергий вновь собрал своих подопечных и произнес назидательную речь. Она была наполнена простотой, добротой, силой, светом и главное – любовью. Любовью к тем, кого он оставил на грешной земле. Иноки со скорбью и душевной болью внимали речам старца. Им было особенно горько услышать отказ наставника в просьбе устроить могилу преподобного в храме монастыря.

Перед самым исходом души старец причастился Христовых Тайн. Он умер с молитвой на устах. Это случилось 25 сентября 1392 года. Сразу же после кончины праведника братия ощутила разлитое по келии благоухание. Старшие из иноков сообщили о горестном событии митрополиту Киприану. Тот разрешил братии похоронить преподобного вопреки его воле в храме. В последний путь праведника провожало большое количество народа. Люди плакали и молились, не желая сдерживать чувства.


Обретение мощей

Прошло 30 лет. Как-то раз одному благочестивому христианину, жившему недалеко от места предполагаемого возведения храма во имя Живоначальной Троицы, явился святой Сергий. Преподобный велел передать инокам своей обители и настоятелю следующее: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?». Игумен Никон расценил эти слова как желание старца явить людям свои мощи. Перед возведением уже упомянутого храма во время копания рвов им в присутствии духовенства были обретены останки святого. Данное событие свершилось 5 июля 1422 года. Когда открыли гроб с телом, все почувствовали благоухание. Мощи были обнаружены совершенно нетленными, одежда – целой. На время тело поместили в деревянной Троицкой церкви. В 1426 году был освящен каменный Троицкий собор, над росписью которого работали

*** Преподобного Афанасия Афонского (1000). ** Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1422). * Преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).
Мучеников Анны (Агнии) (304), Кириллы, Лукии и Иарои (310); Василия и с ним 70-ти, Скифопольских. Преподобных Лампада Иринопольского (X); шести учеников преподобного Афанасия Афонского (XI). Священномученика Стефана, епископа Ригийского и дружины его, мучеников Суера епископа, Агна, Фелицитата и Перпетуя. Преподобномученика Киприана Константинопольского (1679). Иконы Божией Матери, именуемой "Домостроительница" ("Экономисса", X).

Преподобный Афанасий Афонский

Афанасий, подвижник Афонский, был родом из г. Трапезунд. Лишившись родителей, он воспитывался у монахини и потому был серьезен и благочестив. В юношеском возрасте он учился в Константинополе. Однажды, когда Афанасий плыл по Эгейскому морю, он был поражен видом Афонской горы, и гора показалась ему подходящей для благочестивого уединения. Скоро поселился он в Кименской обители, близ Афона, и подвизался под руководством святого Михаила Малеина (память 12 июля), настоятеля этого монастыря. Когда Михаил перед своей смертью хотел передать ему должность игумена, он тайно удалился из Кименского монастыря и поселился в одной из обителей на Афоне. Император Никифор полюбил Афанасия и помог ему в устроении новой обители. Чрезмерные труды и подвиги изнурили его тело, и он начал болеть. Умер в 1000 г., будучи задавлен камнями, когда осматривал постройку, и здание обрушилось. Когда откопали его, то тело оказалось невредимым. У гроба совершались чудеса.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Св. Сергий родился в 1314 г. Родителями его были именитые ростовские
бояре Кирилл и Мария. Еще до рождения и в самом младенчестве обнаружилось, что Варфоломей (имя св. Сергия в миру) будет не простым человеком. Однажды во время литургии, будучи еще во чреве матери, он три раза в важные моменты богослужения воскликнул, а когда кормила его мать, то по средам и пятницам не вкушал ее молока. В детстве и отрочестве не занимали св. Святой Сергий принял постриг в 24 года вместе с братом своим Стефаном. В 12 верстах от Радонежа нашли они в дремучем лесу место для пустынножительства; тут устроили они для себя жилище и даже церковь. Трудна и опасна была здесь жизнь св. Сергия: вокруг жилища дремучий лес со зверями; питаться можно было только лесными кореньями и травами; воды поблизости не было; диавол многократно запугивал его, посылая против него свои полчища в разных видах. Но св. Сергий, при помощи Божией, все превозмог. Через два года начали приходить узнавшие о его святой жизни и желавшие духовного совершенства и стали просить его принять их к себе. Св. Сергий долго отговаривал каждого, указывая на трудности, лишения и неудобства пустынной жизни. Но те неотступно просили его, обещая переносить все со смирением. Таких пришельцев собралось более 10 человек. Выстроили они себе кельи и обнесли оградой. Так в 1338 г. положено было основание достославной обители св. Сергия, именуемой ныне Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Собравшиеся братья избрали игуменом св. Сергия, хотя он по своему смирению долго не решался принять на себя этот сан. Став игуменом, св. Сергий не только не изменил своего образа жизни, но еще более увеличил свои подвижнические труды. В храм являлся он первым, братии не переставал служить, как служил прежде, сам готовил свечи для храма и пек просфоры. Немало лишений терпели братья вместе с настоятелем в своей пустынной обители. Так, однажды кончился у них весь хлеб, просить же подаяния не дозволял им монастырский устав. Братия уже начинали роптать, но св. Сергий ободрял их надеждой на Бога. И что же? - явились в обитель неизвестные с большим пожертвованием хлеба и других съестных припасов.
За свои великие подвиги св. Сергий еще при жизни был удостоен великой благодати от Бога и уважения от людей. Так, когда братья его обители сетовали на отдаленность воды, молитвой он извел в ближайшем лесу источник, который существует до сих пор; воскресил сына одного из окрестных жителей; предсказал великому князю Димитрию Донскому победу над татарским ханом Мамаем; однажды явилась ему в келье Пресвятая Богородица со святыми апостолами Петром и Иоанном; слышен был ему голос Божий, что обитель его не будет оставлена Богом, и всегда будет в ней великое множество иноков. Народ, вельможи и князья спешили к преподобному Сергию принять от него благословение и просить его молитв. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему дар (наперсный крест) и послание; митрополит Московский и всея Руси Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил», - сказал он святителю. Прп. Сергий скончался в преклонных летах - 77 лет, в 1391 г. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, - даже одежда не истлела, и над самым гробом его воздвигнут каменный храм. Святой сам явился во сне одному благочестивому мужу со словами: «Скажи игумену этой обители: напрасно так долго оставляют меня под землей». От мощей св. Сергия совершилось множество чудес.

Преподобномученица Елисавета

Преподобномученица Елисавета родилась 1 ноября 1864 г. в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери королевы Англии Виктории. Дети воспитывались в любви и одновременно приучались делать всю домашнюю работу; они ездили с матерью в больницы, приюты, дома инвалидов.
В 1884 г. принцесса вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, и переехала в Россию. Встреча с Православной Церковью преобразила всю ее жизнь. После посещения вместе с мужем в октябре 1888 г. Святой Земли великая княгиня приняла решение о переходе в православие. 13/25 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, над ней было совершено таинство миропомазания. В том же году великий князь был назначен Московским генерал-губернатором. На Елисавету Феодоровну легли официальные обязанности супруги одного из высших должностных лиц, но кроме них великая княгиня взяла на себя заботу о московских приютах, богадельнях, больницах для бедных; раздавала деньги, одежду, еду неимущим; во время русско-японской войны организовала пошивочные мастерские. 5/19 февраля 1905 г. великий князь Сергей Александрович был убит террористом Каляевым. Великая княгиня нашла в себе силы не только собственноручно собрать останки мужа, но и навестить в госпитале и утешить смертельно раненного кучера князя, а затем посетить убийцу в тюрьме с целью убедить его покаяться, а также обратиться к императору Николаю II с просьбой помиловать преступника. Все свои средства великая княгиня Елисавета Феодоровна решила употребить на постройку обители милосердия. 10 февраля 1909 г. в Москве на Большой Ордынке была основана Марфо-Мариинская обитель. 9/22 апреля того же года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых насельниц и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. В числе первых сестер была Варвара Яковлева, келейница настоятельницы.
Обитель оказывала медицинскую помощь неимущим, воспитывала сирот, помогала с работой безработным и за несколько лет получила всероссийскую известность. Во время германской войны Елисавета Феодоровна с сестрами обители ухаживала за ранеными. Важно отметить, что все свои начинания великая княгиня совершала по благословению священноначалия и подвижников Православной Церкви. Среди ее собеседников были старцы схиархимандрит Гавриил (Зырянов), схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев), Оптинские старцы.
После революции новые власти неоднократно угрожали великой княгине и ее обители, но Елизавета Александра отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес - перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибла сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. Они, были сброшены в шахту живыми. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв. В 2004-2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц - это еще один символ покаяния. Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта - 4 апреля 1992 г..

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Слово на обретение мощей Преподобного Сергия , игумена Радонежского, всея России чудотворца.

И кости твоя утучнеют , и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода; и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют , и наследят роды родов (Ис . 58, 11) — так ублажает праведников великий пророк Божий Исаия .

Дорогие братия и сестры! Завтра все православные христиане, и особенно Троице-Сергиева Лавра, будут торжественно праздновать память Преподобного Сергия , воспоминая обретение честных его мощей. Вот уже почти шестьсот лет прошло со дня кончины Преподобного, и мощи его до сих пор почивают нетленными, источая исцеления и творя бесчисленные чудеса.

Не задавались ли вы вопросом: для чего прославляет Господь Бог мощи святых Своих угодников прежде всеобщего воздаяния и знаменует их нетлением и чудесами? Господь Бог прославляет мощи святых Своих в награду за их земные труды и подвиги, которыми они угодили Ему. Господу угодно было, чтобы за труды, болезни и подвиги, которые они подъяли и понесли ради Него и по вере в Него, получили они награду не только на Небе, где души их наслаждаются и блаженствуют в постоянном лицезрении Его, но чтобы они чествовались и на земле, славились и восхвалялись между верными сынами Церкви. Своими духовными подвигами и благочестивой жизнью они сделались особенно близкими к Богу и отмечены Им особенной благодатью и милостью. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин . 15, 14), — говорил Спаситель Своим апостолам.

Угодники Божии настолько очистились от всякой страсти и порока, что Дух Святый вселялся в них, как в предочищенные сосуды, и пребывал в них всегда, потому они и именуются богоносными отцами. Будучи напоены силой Божией, они этой же силой при посредстве собственного подвига очищали тела свои от греха — причины смерти и тления; этой же силой Божией они и по смерти сохраняются от тления. Их тела освящаются и проницаются силой Христовой подобно тому, как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания.

Поэтому Святая Церковь еще с древних времен особенно чтила останки святых, устанавливая в честь их обретения или перенесения праздники, воздвигая над ними храмы и алтари, употребляла антиминсы со святыми мощами, без которых невозможно совершать Божественную литургию; воздавала им честь лобызанием и поклонением им, возжжением пред ними светильников и каждением фимиама, если были они прославлены нетлением и чудесами.

Прославляет Господь Бог святых угодников Своих и награждает их нетлением и чудесами для нашего преимущественно назидания и утешения. Во-первых, во свидетельство истинности и спасительности нашей веры и Церкви, а во-вторых, во утверждение нас в вере и благочестивой жизни. Стремясь к богоугодной жизни и святости, Божии святые явили нам высоту христианской жизни и добродетели и необыкновенную твердость, мужество и чистоту веры. А потому они и служат украшением и славой Церкви, столпами нашей веры. Они, как светозарные светильники, ярко блистают в Церкви Христовой красотой своих подвигов и добрых дел и далеко распространяют свет ее правой и истинной веры перед всеми другими народами.

Поэтому и Господь, прославляя их и отличая особенной Своей благодатью, прославляет через них Свою Святую Церковь, святую православную веру. Нам же через них Господь дает урок подражать их вере и благочестию. Он показывает нам, что вера, которой они спаслись и которую мы содержим, есть правая вера и что дела и подвиги, которыми они послужили Ему в своей жизни, действительно богоугодны и спасительны. Они, таким образом, освещают нам истинный путь христианской жизни и спасения, дабы, взирающе на скончание их жительства, мы подражали их вере.

Кроме того, нетление мощей святых угодников Божиих убеждает нас, что смерть побеждена. Свет Воскресения Христова показал всему миру, что владычество диавола ниспровергнуто Крестом Христовым и царство смерти разрушено. Но очень часто этот свет, — свет, не мерцающий при окружающем нас мраке, скрывается от нас, и наша все еще колеблющаяся вера с недоумением спрашивает: «Где же победа над смертью, если она сама побеждает всех, если и после Воскресения Христова люди так же умирают, как умирали и прежде?» Правда, Господь наш Иисус Христос разрешает это недоумение, говоря: Аз есмь воскрешение и живот; веруяй в Мя , аще и умрет, оживет (Ин . 11, 25). Грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин . 5, 25). Но когда это будет и как это будет? Как мертвые восстанут со своими телами? Подобные вопросы рождаются в душе каждого здравомыслящего человека, когда видит он, что тело человеческое после смерти превращается в горсть праха, развеваемого ветром.

Так что нет ничего удивительного в том, что и самые утешительные евангельские обетования в очах маловерия покрываются как бы неким мраком. Для рассеяния сего мрака, для оживления в нас веры в обетования евангельские и благоволит Господь являть в Церкви Своей постоянное чудо нетления среди всеобщего тления и смерти. И один лишь взгляд на бренное тело, целые века пребывающее благодатью Божией нетленным, уничтожает все сомнения: здесь не веруешь, а видишь, что для Всемогущего Бога вся возможна (Мф . 19, 26). При этом чуде нет места вопросу, как возможно бессмертие нашего тела. Подойди и увидишь. Не какое-либо чуждое нам тело, а тело подобострастного нам, по слову Божию, человека пребывает нетленным и по смерти. По этому же слову Божию, и наше тленное тело облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в бессмертие, и сама смерть будет побеждена жизнию (см.: 1 Кор . 15, 53-54).

Нетление мощей поучает нас и благочестивой жизни в мире сем. Не одна наша смерть, но и наша жизнь покрыта мраком, для рассеяния которого необходим свет свыше. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать согласно своему назначению и цели своего бытия? Подобные вопросы теснятся в душе и остаются для человеческого ума неразрешимой загадкой.

Правда, Господь Бог, искупивший нас от смерти, не оставил нас в неведении и о нашей жизни. Он указал нам цель нашего бытия в Самом Себе, а верный путь к сей цели указал в законе Своем. Но хитрый враг наш устроил множество распутий порока, приятных и гладких на вид. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемой завесой смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед нашими глазами. Праведники чаще всего проводят жизнь в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколеблется при этом обольщении! Сколько нужно мужества, чтобы устоять против этих козней диавольских ! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, устремиться всей силой духа к невидимому!

И вот милосердный Господь для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в будущую жизнь в нетлении тел святых угодников благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, кто творит волю Его. И мы уже отныне не веруем, но видим, что не один конец праведному и грешному и что упование праведных безсмертия исполнено, а пути грешных прямо ведут на дно адово (ср .: Прем. 3, 4).

Прославляет, наконец, Господь Бог мощи Своих угодников и для того, чтобы даровать нам в них и через них источник благодатной помощи и исцелений , являя тем самым Свою великую милость. В мире так много бывает безысходного горя, тяжких бед и страданий, непредотвратимых несчастий и неизлечимых недугов, что всякая земная помощь бывает бессильна. И вот Господь Бог, не желая оставить верных Своих чад без всякой надежды на помощь и в полном отчаянии, благоволит даровать нам помощь свыше — особенную, Небесную, превышающую всякие законы и чин естества.

Эту помощь Свою Господь являет нам часто через святые мощи Своих угодников. Мы слышали повествования о том, как часто больные, отчаявшиеся уже в самой жизни своей, у мощей Преподобного Сергия выздоравливают и возвращаются снова к жизни.

Так в 1643 году в Лавре Преподобного Сергия был один рабочий, который занимался изготовлением медной и оловянной посуды, по имени Григорий. Он внезапно лишился рассудка, перестал узнавать своих знакомых, произносил нелепые слова и оглашал воздух страшными криками. Его не могли сдерживать даже втроем. Он причинял всем много беспокойства. Наконец, окованный железными цепями, он был приведен к цельбоносным мощам Преподобного Сергия , где родные и знакомые и братия Лавры молились за него. Будучи приводим к мощам несколько раз, он постепенно стал приходить в сознание и в конце концов совершенно выздоровел благодаря Господу, творящему дивные Свои дела через мощи Своего угодника, Преподобного Сергия .

Бесчисленны чудеса, дорогие братия и сестры, совершающиеся от мощей Преподобного, и все они служат в наше утешение, облегчение и помощь, так что истинный сын Церкви не может приходить в безнадежие и отчаиваться в своих безысходных, казалось бы, бедствиях и скорбях . У него есть твердая надежда на помощь сверхъестественную, благодатную, для которой нет ничего невозможного и которая даруется туне , по одной только вере. Мощи Преподобного Сергия — поистине многоветвистый и многоплодный вертоград в Церкви Христовой, которым красуется она, под благодатную сень которого стекаются все верующие, все обремененные и изнемогающие. Покрывают мощи сии покровом благодатной помощи и исцелений всех, с верою к ним притекающих.

Будем и мы прибегать под сень мощей Преподобного Сергия , прося его молитв, заступления и покрова от всех враг видимых и невидимых, а главное — вечного спасения. Будем, благоговейно почитая , поклоняться святым мощам Преподобного, поклоняясь вместе с тем Духу Святому, в них обитающему. И не лишит нас Преподобный скорой своей помощи, потребной для нашего телесного и душевного спасения. И мы тогда с еще большим дерзновением будем взывать к нему с любовью: Преподобне отче наш Сергие , моли Бога о нас! Аминь.

Архимандрит КИРИЛЛ (Павлов)

Почему святой считается покровителем России. Какие чудеса сотворили мощи праведника и как их скрывали от коммунистов.

Ежегодно православные россияне отмечают 18 июля — день обретения мощей Сергия Радонежского. Этот святой благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Он дал ему в помощь двух своих иноков Ослябю и Пересвета и предрек победу в день Рождества Богородицы . Когда все свершилось по словам пророка, его стали считать небесным заступником нашего отечества.

Зачем мощи подняли из гроба

Ровно 30 лет спустя после своей смерти (8 октября по новому стилю 1392) святой явился к одному из мирян и повелел передать игумену Троицкой обители, что его тело утесняет вода. Монахи раскопали домовину и увидели, что она действительно доверху заполнена грунтовыми водами. При этом мощи Сергия и его одежда остались в сохранности.

18 июля по новому стилю (5 июля по старому) мощи подняли из земли и стали отмечать этот день как самостоятельное церковное торжество. Святыню разместили в Троицком соборе, где по велению царя Иоанна Грозного изготовили для нее серебряный ларец с позолотой. Впоследствии царица Анна Иоанновна установила над ковчегом драгоценный балдахин, на изготовление которого было истрачено более 25 пудов серебра.

Издавна к мощам Сергия Радонежского приходили толпы богомольцев. Они верили, что такое паломничество сотворит чудеса и излечит самые страшные болезни. Именно здесь наследники московского престола в 15-16 веке получали таинство крещения. У гроба преподобного купцы скрепляли важные договоры, целуя крест и произнося клятву вести дело честно и по совести.

Мощи радонежского святителя покидали территорию монастыря в 1746-ом году, когда вокруг Троице-Сергиевой лавры и расположенных рядом посадах начался огромный пожар. Пламя опустошило всю южную часть территории и тогда монахи вынесли мощи на пустырь к северо-востоку, куда продвигалась огненная стихия. Вскоре после этого пожар был потушен, а на том месте где находились мощи выстроили церковь Всех Святых.

Как монахи спасали останки Сергия при коммунистах

После революции в России началась коммунистическая кампания по вскрытию мощей, находящихся в храмах. В 1919-ом году Совет рабочих и крестьян Сергиева Посада признал останки «средством эксплуатации малосознательных масс и способом агитации черного духовенства». Во избежание столкновения с монастырской братией в составе 180 служителей, власти мобилизовали конную милицию и курсантов для проведения этого мероприятия. В течение двух часов, пока вскрывали ковчег, шла документальная киносъемка. Затем составили акт и выдали монахам предписание оставить мощи в прежнем состоянии, но сделать над ними стеклянную крышку. Таким образом, они стали музейным достоянием.

В последующие годы монахам приходилось не раз отстаивать целостность реликвии, когда в 1920-ом году активисты атеистического движения выступили с идеей устроить показательное сожжение останков. Они хотели доказать, что нетленные мощи святых сгорят также как и простые смертные.

Однажды священнослужителям пришлось своровать голову Сергия и подменить ее черепом из фамильного склепа князей Трубецких (их захоронение как раз расположено на территории лавры). Это произошло опять же в 1920-ом году, когда стало известно об опасности изъятия святыни для крупного столичного музея.

Сохранением головы Сергия Радонежского занимался член Комиссии по охране памятников истории и старины Юрий Олсуфьев. Он перенес голову к себе домой в хозяйственной сумке, прикрыв сверху газетой будто бы кочан капусты, а потом захоронил в ларце в саду.

Снова собрать воедино мощи святого удалось за несколько месяцев до победы в Великой отечественной войне. Тогда в Троице-Сергиеву лавру должны были приехать церковные иерархи из-за рубежа, ковчег благоустроили и облачили останки святого в его прежние покровы. Передача церкви настоящей головы Сергия произошла в 1945 году, когда наследница Олсуфьева через схиархимандрита Илариона вернула важную частицу мощей обратно.

17.07.2015 16:00

Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых. Он помогает студентам, школьникам и...